В 558 г. болгарские племена подпали под власть аваров, а около 576 г. над ними распростерлась власть Западного Тюркского каганата. Борьба против поработителей была возглавлена болгарским Каном Кубратом, племянником Кана Органа, который в конце VI в. освободил часть болгарских племен как от власти Западно-тюркского, так и от власти Аварского каганата и около 635 г. основал государство, называемое Великая Болгария. Великий болгарский Кан Кубрат был христианином. Согласно источникам, еще в детском возрасте он был крещен в Константинополе и его восприемником был брат Императора Ираклия Феодор, а Император почтил его саном патрикия (Патриарх Никифор). Болгары с самого начала своей христианизации знали и исповедовали только восточно-православное христианство и всегда были преданы ему. Семья Кана Кубрата тоже была христианской, о чем свидетельствуют некоторые косвенные источники (Погребальное сокровище из могильного кургана Кана Аспаруха у деревни Вознесенка, ныне гор. Запорожье, Украина; Личная печать Кана Тервеля, прямого внука Кана Кубрата). После смерти Кана Кубрата в середине VII в. под ударами надвигавшихся с Востока хазар племенное объединение Великой Болгарии распалось. Часть болгар (т. наз. «черные болгары») осталась жить на старом месте под властью старшего сына Кана Кубрата Кана Батбаяна (Бат – старший брат, батя; Боян). До сих пор на Кавказе живут их далекие потомки – балкарцы. Среди дагестанских болгар в 682 г. миссионерствовали албанский (азерский) Епископ Израиль (дохалкидонит?) – История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века», СПб, 1861; и среди прочих кавказских болгар Епископы Кардост и Макарий (Составитель Хроники к Церковной истории Захария Ритора). О христианстве среди болгар в вв., живущих на Кавказе и в Приазовии, свидетельствуют как Козма Индикоплевст (Христианская топография), так и арабские писатели Ел Балхи, Ибн-Гаукал, Абу Ал-Фида. Другая часть болгар («серебряные болгары») расселилась на территории нынешней Украины. Некоторые ушли за р. Дон (Кан Котраг), подпали под власть хазаров и только в конце VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

800 г. Папа Лев III провозглашает франкского короля Карла Великого «императором Римской империи». Ноябрь 809 г. Карл Великий разделял мнение германских Епископов о filioque и в ноябре 809 г. созвал церковный собор Западной Церкви в гор. Аквизграна. Собор, однако, отверг filioque. 810 г. Тогда Карл Великий послал послов к папе Льву III, который их выслушал, порицал, одобрил веровать им как они мыслят(!) и повелел установить на могилах свв. Петра и Павла две серебряные таблички с Никео-Константинопольским Символом веры без filioque, с надписью: «Это поставил я, Лев, из любви к Православию и для предохранения его от повреждения.» 814 г. Церковный собор в гор. Аахене. 829–842 гг. Император Феофил. Иконоборец. Перед смертью покаялся и почтил св. иконы. †28. 10.IV.830 г. Св. благоверный князь (канартикин – престолонаследник) Боян-Енравота убит своим братом, болгарским Каном Маламиром. 835 г. Моравский князь Моймир I прогнал паннонского (блатненского) князя Прибыну из Паннонии, который бежал в Баварию. Баварский комит Ратбод представил его немецкому королю Людвигу, который повелел ознакомить Прибыну с христианской верой и чтобы он принял крещение в нее. Крещение состоялось в храме св. Мартина, близ нынешней Вены, в диоцезе Ювавенской (Зальцбургской) епархии. Вскоре после этого, из-за несогласий с Ратбодом, князь Прибына, отец паннонского (блатненского) князя Коцеля, вместе со своим сыном бежал в Болгарию. Однако из Болгарии, очевидно из-за враждебности в Болгарии тогда к христианству, он ушел в Хорватию к хорватскому князю Ратимиру. (Cornersio Bagoarium et Carantanorum, MGH, SS; ЛИБИ, т. II, c. 133–34.) 842–867 гг. Император Михаил III. До его полнолетия в 856 г. его мать св. Императрица Феодора была регенткой и правила вместо него. В 842/3 гг. она созвала церковный собор в Константинополе, который окончательно утвердил и восстановил иконопочитание. 843 г. Франкская империя распалась Верденским договором на три части – Германия, Франция и Италия. 845 г. Четырнадцать моравских вельмож приняли христианскую веру. Ирландская миссия в Моравии ирландского Епископа Виргилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Катя Тодорова (делегат от мирян Софийской епархии) внесла предложение о возврате к старому церковному стилю (юлианскому календарю). Напомним, что еще в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла в богослужении на новоюлианский календарь. Уже тогда несколько священнослужителей заявили о своем неприятии нового стиля. В 1990 году окончательно оформился старостильный раскол. Противники нового календаря вышли из подчинения Болгарскому Патриарху и создали свою отдельную религиозную организацию. В 1993 году архиереи Священного Синода Противостоящих (одна из старостильных Церквей в Греции) рукоположили лидера болгарских старостильников иеромонаха Фотия (Сиромахова) во епископа с титулом Триадицкий (по древнему названию Софии). Этот раскол не уврачеван и по сей день. Поэтому часть болгарского духовенства разделяет идею возврата к старому стилю, что, по их мнению, позволит преодолеть старостильный раскол. Кроме того принятие нового стиля привело к появлению и других проблем. Например, по новому календарю праздник славянских просветителей святых братьев Кирилла и Мефодия приходится на 11 мая. Однако при этом государственный праздник славянской письменности и культуры отмечается 24 мая (то есть в день памяти святых братьев по старому стилю). В рамках нового календаря день святого Георгия Победоносца может приходиться на Страстную Седмицу. Однако в Болгарии в этот день принято готовить так называемого " георгиевского ягненка " . В результате эта народная традиция входит в противоречие с церковным календарем. Тем не менее Шестой Церковно-Народный Собор отверг предложение о возврате к юлианскому календарю. При голосовании выяснилось, что эту идею поддерживают лишь 20 % делегатов. Из числа правящих архиереев за возврат к старому стилю высказались только двое: митрополит Сливенский Иоанникий и митрополит Пловдивский Николай. Поясняя решение Собора по календарному вопросу, священник Боян Саръев в интервью телеканалу BTV сказал: " Когда был принят новый календарь, это привело к большой смуте и расколу в Православной Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

1561 г., иждивением Винцента Вуковича, сына Божидара; 7) Триодь Цветная 1562 г.; 8) Часословец, 1566 г., изданный чернецом Иаковом из Каменной Реки (местность или в Герцеговине, близ г. Колошина, или в пределах болгарских близ Кюстендила в типографии, принадлежавшей ранее Божимдару Вуковичу; 9) Псалтирь с восследованием, 1569г., изданная Иеронимом Загуровичем из Котора, при посредстве Иакова Краинова из Софии: руянское (Руяна в ю.-зап. Сербии на р. Мораве) Евангелие 1537 г. трудом монаха Феодосия. – 1 издание; милешевских (в Герцеговине, близ г. Приеполя) 2 издания: 1) Псалтирь Сдедованная, 1557 г., на иждивение игумена Даниила, трудами иеромонахов Мардария и Феодора; 2) Псалтирь Следованная, 1557 г., изданная по повелению игумена Даниила; белградское – 1 издание:Евангелие 1552 года, на средства князя Радниша Дмитровича, а после его смерти дубровничанина Трояна Гундулича, трудом иеромонаха Мардария из Мьркшине Цьркве: скадрское (Скутари, близ Черногории, на р. Боян) 1 издание: Триодь Цветная 1563 г., напечатана старанием Стефана Скадарскаго и типографа Камила Занети; меркшинских (Мьркшино Цьркве, в Сербии или в Черной Горе) 2 издания: Евангелие 1562 г., трудом иеромонаха Мардария, Триодь Цветная, 1566 г., трудом того же иеромонаха Мардария и его помощников – священника Живка и диакона Радула. 138 Издания следующие: брашовское (в Трансильвании) Еванелие, около 1500 г., на иждивение жупана Гануша Бегнера, без означения времени и места издания; терговищских (в Валахии), вероятно, 2 издания: 1) Евангелие 1512 г., без означения места, по повелению воеводы Иω. Басараба, трудом священника Макария; 2) Апостол, 1547 гю, издан в правление угровлахийского воеводы Иω. Мирчи на средства Логофета Димитрия, внука Божидара, при содействии учеников Опра и Петра; шебежских, в Семиградьи, вероятно, 4 издания: 1) Псалтирь Следованная, 1577 г., издана трудами диакона Кореси; 2) Евангелие (напрестольное), 1579 г., трудами диакона Кореси и Мануила: 3) Триодь Постная, 1577–79, вероятно, трудами того же диакона Кореси; 4) Минея избранная, 1580 г., с соизволения седмиградского митрополита Геннадия, трудами диакона Кореси; неизвестных выходов молдавских и угровлахийских, по-видимому, 4 издания: 1) Евангелие, ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Обезглавлен был и царский родственник Боян, принявший христианскую веру по внушению Киннамона 330 . Знаем наконец, что болгарские послы утверждали на константинопольском соборе 868 г., что предки их, покорив (678 г.) Мизию, нашли там между славянами греческое духовенство 331 . – Но окончательно утвердилось христианство в Болгарии при Борисе. Когда Борис (+ 907 г.) был еще язычником, везде и во всем испытывал неудачи – то голод и мор (853 и 859 г.), то несчастные войны с греками, сербами, хорватами 332 . Борис хотя был язычник, но язычник неиспорченный. В этих неудачах он видел гнев Божий на Болгарию; а о Боге христианском напоминали ему сперва греческий пленник, ученый монах Феодор Куфара. потом родная сестра Борисова, которая еще в детстве взята была в плен греками, а при дворе византийском была воспитана в правилах христианской веры, и потом возвращена в Болгарию вместо Куфары, возвращенного из Болгарии в Грецию. Борис обратился за помощию к Богу христианскому, и бедствия для Болгар стали уменьшаться 333 . Утвержденный в вере братом св. Кирилла, Мефодием 334 , Борис пожелал креститься, и архиепископ Иосиф крестил его с двумя сыновьями (865 г.) в велико-предславском дворце 335 . Борис во св. крещении принял имя Михаила, какое носил восприемник его, греческий император Михаил III 336 . Примеру князя последовали и некоторые из его приближенных. Но большая часть вельмож, желая отстоять язычество, взволновала против Бориса 10 областей, с целию убить Бориса и на престол болгарский возвесть язычника. Бог , однако, помог Борису подавить мятеж. Борис вышел против мятежников с войском, в сопровождении 48 придворных лиц и 7 священников, даржавших в своих руках зажженные свечи, и мятежники, объятые страхом, разбежались. На другой день казнено было 52 бояр, главных виновников мятежа, – и народ мало-помалу стал принимать крещение. Константинопольский патриарх Фотий отправил к Борису послание, в котором с отеческою любовию увеща- вал его продолжать начатое дело и заботиться о распространении христианской веры, и преподал ему как наставление в православной вере, так и правила, как он должен вести себя, как человек, как христианин и как государь.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Уходящее правительство Болгарии устраивает " охоту на ведьм " (версия для печати)/Православие.Ru Уходящее правительство Болгарии устраивает " охоту на ведьм " Православие.Ru , 21 июня 2001 г. София, 21 июня 2001 г. В правительстве Болгарии и прессе продолжают муссироваться слухи о готовящемся русскими монахами " захвате " болгарского афонского Зографского монастыря. Интрига с якобы состоявшимся захватом Зографского монастыря была активно ввернута в десятку болгарских национальных новостей еще 5 июня, когда член раскольничей болгарской церковной группировки Боян Сарыев заявил об окончательной утере Синодом БПЦ контроля над этим крупным болгарским афонским монастырем. До сих пор, несмотря на опровержения насельников монастыря и членов Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви, болгарские политики и журналисты продолжают обсуждение этой вымышленной проблемы в средствах массовой информации. Так, в недавнем совместном заявлении заместитель министра иностранных дел Болгарии Марин Райков и директор Дирекции по вероисповеданиям Совмина Любомир Младенов заявили, что " присутствие русских монахов в болгарском монастыре на Святой Горе тенденциозно и имеет цель изменить этнический состав монастыря " . По полученной от насельников монастыря информации, под " присутствием русских монахов " подразумевается проживание в одном из скитов обители отца Рафаила с немногочисленными послушниками, причем проживание осуществляется по благословению Игумена обители. Как ни странно, столь явно вымышленная проблема вызвала особое внимание со стороны Вселенского Патриарха, который еще год назад, после поселения русских монахов на территории болгарского (!) монастыря, войдя в контакт с Советом министром заявил, что он не видит " присутствие русских монахов в монастыре Зограф необходимым " . Трудно предположить, с чем связано внимание прессы и членов теперь уже уходящего прораскольничего правительства к данному вопросу. Радение ли это о национальной святыне или грубая провокация, имеющая цель вбить клин между канонической Болгарской Православной Церковью и Московским Патриархатом, а может быть, желание зарекомендовать себя незаменимыми знатоками церковной ситуации? Так или иначе, точку в этой истории поставит новое " Симеоновское " правительство, которое скорее всего предпочтет препоручить решение данной проблемы единственно возможному арбитру - самой Болгарской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Святой благоверный и равноапостольный царь Борис, во святом крещении Михаил, Болгарский Память 2 / 15 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Славный царь Борис родился в IX веке и был воспитан в язычестве. Христианской вере его научили сестра и дядя по имени Энработ (Боян). Энработ принял мученическую смерть во время гонения, начатого Маломиром, предшественником Бориса. Придя к власти в 852 году, Борис вначале обратился к латинским миссионерам, поскольку в то время Болгария заключила военный союз с франками против моравского князя. Но вскоре Борис осознал религиозное и культурное превосходство Византии. Он попросил императора Михаила III крестить его самого и весь его народ. Князя крестили с великим торжеством в 864 году в городе Плиске – древней столице Дунайской Болгарии. Для этого события специально приехал епископ из Византии. Борис был наречен Михаилом – по имени своего крестного отца императора Михаила. Вслед за ним обратилась большая часть народа – бояре и люди всех сословий. Патриарх Константинопольский святой Фотий (память 6 февраля) направил князю письмо, в котором разъяснял обязанности христианского государя. Затем он послал в Болгарию миссионеров. Борис стремился устроить юную Церковь по примеру Византийской и надеялся добиться ее самостоятельности. Константинополь отнесся к этому неблагосклонно, и Борис обратился к папе Римскому. Тот послал в Болгарию миссионеров для распространения литургической практики латинской Церкви и ее ложного учения об исхождении Святого Духа и от Сына. Однако царь очень скоро понял, как опасно зависеть от Запада не только с церковной, но и с политической точки зрения, и изгнал из Болгарии латинских миссионеров. В марте 870 года Собор подчинил Болгарскую Церковь Константинополю. Из Византии прибыл архиепископ в сопровождении десяти епископов. Он обосновался в Преславе, откуда руководил юной Церковью. Впоследствии патриарх Игнатий послал в Болгарию клириков возглавить местное духовенство. В 885 году пять учеников святых Кирилла и Мефодия – Климент, Наум, Ангеляр, Горазд и Савва, так называемая Охридская пятерица, – взяли на себя выполнение миссионерской задачи. Они проповедовали веру на славянском языке и постепенно крестили весь народ. Скоро благодаря поддержке царя Болгарская земля процвела храмами, в которых воздавали хвалу Господу Богу на славянском языке.

http://pravoslavie.ru/53528.html

Крещение Болгарии сопровождалось дипломатическими ходами заинтересованных сторон. Решающим однако был личный выбор болгарского Царя. Христианство не было ему неведомо. Его дядя, Князь Боян-Енравота, был мучеником за христианскую веру, это произошло в канской семье и невозможно, чтобы это было ему неизвестно. При канском дворе проживал византийский пленный монах по имени Кинам, с которым молодой Кан Борис любил беседовать о христианской вере. Перед ним стоял тяжелый и ответственный выбор – от какой Церкви принять христианство и как это отразится на дальнейшей судьбе государства. Еще не разбираясь в тонкостях христианских толков, он смотрел на дело с чисто практической и политической стороны. Принять христианство от Византии, означало добровольно впустить врага к себе в дом. Царь Борис не строил себе иллюзий и об агрессивности Западной империи. Византия же, зная о его намерении принять христианство от Западной Церкви, с которой она только что вступила в тяжелый конфликт, пустила в ход все свое дипломатическое искусство. Кроме того, на принятии христианства от Восточной Церкви – Вселенской Патриархии, настаивала собственная сестра Царя Бориса, Анна, которая была ревностной христианкой – она была воспитана в Константинополе при имперском дворе, пребывая там в качестве заложницы мира между Болгарией и Византией. (Приписки к болгарскому переводу Хроники Константина Манассии; Продолжатель Феофана; Иоанн Скилица; Георгий Кедрин; Иоанн Зонара). Перед Царем Борисом стояла тяжелая и опасная задача. Византия снова угрожала Болгарии войной. Чтобы предотвратить ее, Царь Борис согласился принять крещение по обряду Восточно-Православной Церкви и этим сделал первый шаг к исполнению предначертания Божиего промысла о Болгарии, славянстве, словено-болгарском Православии и связанных с этим конечных судьбах мира. Осенью 863 г. болгарские послы, прибывшие в Константинополь для уточнения условий принятия христианства, приняли св. Крещение и возвратились в Болгарию вместе с одним Епископом и сопровождавшем его духовенством для обращения Болгарии в христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это был пик могущества Первого Болгарского царства. Благодаря усилиям Симеона, государство болгар включало в свои границы на севере Задунайскую область, в том числе нынешнюю Венгрию, Семиградье и Валахию до реки Тисы, Мармарош и всю область на восток от рек Днестра и Южного Буга. На юге в состав Болгарии входила почти вся Фракия, приморские области Македонии, Северная Фессалия. На западе – почти все побережье Албании до реки Боян, и сербские земли вплоть до реки Дрины по ее течению до впадения в реку Саву 342 . После этого наступило короткое время передышки, которым попытался активно воспользоваться Роман Лакапин, чтобы укрепить свое положение. Последнего сына, 7-летнего Феофилакта, царь постриг в клирики, а патриарх рукоположил в иподиаконы и назначил своим синкеллом. Очевидно, Лакапин полагал, что после кончины Мистика Феофилакта можно будет поставить Константинопольским патриархом. Нет сомнений, что примером для подражания он избрал практику императоров Василия Македонянина и Льва Мудрого, поставивших патриархом св. Стефана. Но эта комбинация оказалась слишком преждевременной: Николай Мистик скончался 15 мая 925 г., а Феофилакт был слишком мал, чтобы претендовать на патриаршество. Назначили столичным архиереем евнуха Стефана II (925–928), митрополита Амасии. И тут же раскрыли очередной заговор, в котором вновь состояли самые близкие Лакапину лица: мистик (личный секретарь) Иоанн, логофет Косьма, стольник Константин, сын Воилы 343 . Получалось, что все усилия Лакапина ни к чему не приводили: его по-прежнему не желали признавать законным царем. Постоянно возникали какие-то комбинации, главной целью которых являлось лишение Романа I царской власти. Однажды заговорщики попытались поиграть на честолюбии царского сына. В 928 г. магистр Никита, тесть императора Христофора, советовал своему зятю выступить против отца и захватить власть. Когда об этом стало известно Роману I, Никиту схватили, постригли в монахи и сослали в ссылку 344 . Правда, вскоре удача улыбнулась и Роману I: в Константинополь пришло радостное известие о том, что 27 мая 927 г. Болгарский царь Симеон был разбит войском хорватов, которых, как и ранее сербов, решил покорить. Его блистательное правление стало угнетать болгар – постоянные войны и вызванные ими налоги всегда в тягость рядовому обывателю. А потому множество подданных Симеона решило перебраться на территорию Византийской империи – по словам Романа Лакапина, не менее 20 тыс. болгар мигрировало в Фессалию, поскольку им «опротивели военнолюбивые устремления Симеона и его непримиримость» 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Профессор Боян Пиперов преподавал Библейскую археологию. Он состоял членом Тель-Авивского университета, мог читать лекции на древнееврейском! Евреи приглашали его в качестве лектора, ведь он знал язык в совершенстве. Пиперов был чрезвычайно точен в своих оценках тех или иных вопросов предмета, словно компьютер. Он задавал нам вопросы на экзаменах так, чтобы проверить, усвоили ли мы материал, знаем ли определенную тему. Пиперов был очень мудрым человеком, братом митрополита Никодима Сливенского. Помню, на экзамене он меня спросил: «Какое расстояние между Египтом и Иудеей?» Я отвечаю: «40 лет»! А ему понравился ответ, и это стало моим единственным вопросом на экзамене. Он хотел понять, слушал ли я его лекции, изучал ли материал – или просто пропустил все мимо ушей. А мой ответ был ответом на целый вопрос в учебной программе – «40 лет». И благодаря этому профессору, надо сказать, библейская археология стала моим любимым предметом. Но в те времена еще нечего было читать, было два-три экземпляра учебника в библиотеке да какие-то заметки с лекций. Это уже позже вышел учебник по Библейской археологии. Вот что вспомнилось, если говорить о моих наставниках в академии и то время. – Вы произнесли фразу о «старой церковной школе» и о том, что ее отличает. Что-то изменилось сегодня в духовном образовании Болгарской Церкви? – Разница – как между землей и небом. В наше время было гораздо больше порядка, дисциплины, не было Интернета... Я считаю, что и общение между нами, семинаристами и преподавателями, было на гораздо более высоком уровне, чем сегодня. – Софийская академия носит благородное имя Климента Охридского. Какую роль этот святой сыграл в жизни православной Болгарии и, может быть, лично вашей? – Жизнь и житие святого Климента всегда были примером не только для меня, но и для всего болгарского духовенства. Уже будучи студентами, при самом пении тропаря святому мы духовно заряжались. Это было полезно для нас, мы пели и слушали этот тропарь с огромным благоговением, потому что текст – очень содержательный, на самом деле. Скажу вам, что я всегда воспринимал святого Климента как одного из своих небесных покровителей.

http://pravoslavie.ru/141825.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010