Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 272 . Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, Богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всей настойчивостью отказаться от веры Греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него, отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата-христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он вслух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде всего и над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча 273 . 251 Письмо еписк. Агобарда к Людовику Благочестивому: „мы проповедовали, дабы христиане не продавали жидам невольников христиан и не дозволяли бы жидам продавать христиан Испанцам“, ed. Balus, 1. 62. Об Адалберте, епископе Прагском, жизнь его: „каких пленников и невольников христиан покупал нещастным золотом торгаш Еврей, он (997 г.) выкупал, но не мог выкупать всех“. Ар. Freher. р. 77. сл. Nicephorus Gregoras Т. I. р. 60. Helmold hist. Slavor. II. 31. 252 Симон в послании к Поликарпу; патер. печат. по ркп. святцам память преп. Евстратия марта 28 д. 254 Поныне ещё видны здесь остатки каменных бойниц у земляного вала. По народному говору Гдовск в древности назывался Вдовск, потому будто бы, что дан был во владение вдовствующей вел. кн. Ольге. По книге большего чертежа: „от Иваня града 70 вёрст у Чудского озера град Гдов“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август 8/21 августа Мученик Триандафил Старозагорский 16/29 августа Преподобный Иоаким Осоговский

http://pravoslavie.ru/40419.html

Календарь болгарских святых HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Календарь болгарских святых Январь 4/17 января Преподобномученик Онуфрий Габровский 15/28 января Преподобный Гавриил Лесновский Преподобный Прохор Пчиньский 16/29 января Преподобный Ромил Бдинский (Видинский) Священномученик Дамаскин Габровский, Свищовский 18/31 января Святитель Иоаким I, патриарх Тырновский 20 января/2 февраля Святитель Евфимий, патриарх Тырновский 30 января/12 февраля Святой благоверный царь Петр Болгарский Мученик Димитрий Сливенский Февраль 11/24 февраля Мученик Георгий Софийский Новый 17 февраля/2 марта Святой Роман Тырновский Март 5/18 марта Мученик Иоанн Болгарский 11/24 марта Святитель Софроний, епископ Врачанский 23 марта/5 апреля Преподобномученик Лука Одринский 26 марта/8 апреля Мученик Георгий Софийский (Старый) 28 марта/10 апреля Мученик Боян, князь Болгарский Апрель 4/17 апреля Священномученик Никита Сярский 6/19 апреля Равноапостольный Мефодий, учитель и просвятитель словенский 23 апреля/6 мая Мученик Лазарь Болгарский Май 1/14 мая Преподобномученик Акакий Сярский 2/15 мая Святой царь Борис-Михаил. креститель болгар 11/24 мая Равноапостольные Мефодий и Кирилл, просвятители словенские 14/27 мая Мученик Райко-Иоанн Болгарский 17/30 мая Великомученик Николай Софийский 22 мая/4 июня Святой страдалец князь Иоанн Владимир 26 мая/8 июня Мученик Георгий, Новейший, потрадавший в Сердике (Софии) 27 мая/9 июня Священномученик Ферапонт 28 мая/10 июня Преподобный Софроний Болгарский (Софийский) Июнь 19 июня/2 августа Преподобный Паисий Хиландарский Мученик Зосима Созопольский 25 июня/8 августа Преподобный Дионисий Афонский Преподобномученик Прокопий Варненский Июль 1/14 июля Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльскую обитель 7/20 июля Великомученица Кириакия-Неделя Преподобномученики пресвитер Епиктет и монах Астион 11/24 июля Преподобномученик Никодим Албанский (Ватопедский) 16/29 июля Мученик Иоанн Тырновский 29 июля/3 августа Священномученик Виссарион Смоленский Август

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Боян (Воин) Болгарский, мч. - житие Святой мученик Боян, князь Болгарский, пострадал за веру во Христа около 830 года. Когда на болгарский престол вступил его брат-язычник Маломир (Владимир), благоверный князь Боян обратился к нему с просьбой освободить из заточения христианина Киннамона (Кинама), который долгое время находился в заключении, потому что отказался участвовать в языческом жертвоприношении при князе Обритом (Крутогоне), предшественнике князя Маломира. Желание благоверного князя Бояна было исполнено, и он, увидев до крайности истощенного Киннамона, спросил, за что он так страдал. В долгой беседе просвещенный христианин объяснил князю-язычнику заблуждения язычества и необходимость Христовой веры для спасения. В конце дружеской беседы он сказал князю: «Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? – Веруй в Господа Иисуса». Князь Боян с радостью принял святое Крещение. Новообращенный благоверный князь, познакомившись с христианским благочестием, проникся искренней любовью к молитве, посту и Богомыслию. Маломир, узнав об обращении брата в христианство, потребовал от него отречения от Христовой веры и возвращения к язычеству. Однако святой князь Боян решительно ответил: «Я гнушаюсь языческими идолами и почитаю Христа, Истинного Бога, и никто не может меня отлучить от любви ко Христу». Маломир, услышав ответ брата, приговорил его к смертной казни. Перед мученической кончиной святой князь-исповедник пророчески произнес: «Вера, за которую я умираю, распространится по всей болгарской земле. Напрасно надеются остановить ее моею смертью. Будут воздвигнуты храмы Истинному Богу, и служение Ему не прекратится, а идолы и скверные жертвенники исчезнут». С последним пророческим словом он обратился к брату Маломиру: «От своей жестокости ты не получишь никакой пользы, и скоро тебя постигнет смерть». Предсказание святого мученика, убитого мечом, прежде всего исполнилось над его братом. Вскоре Маломир умер и, поскольку он не имел наследника, престол наследовал его старший брат Пресиян (836–852). Сын князя Пресияна, святой равноапостольный князь Борис, в святом Крещении Михаил (память 2 мая) крестил впоследствии болгарский народ. Исполнилось и это пророчество святого мученика князя Бояна. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Боян (Воин) Болгарский, мч. " .

http://pravicon.com/info-1879

Когда взошел на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамо- ном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Жела­ние его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждьбог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог 491 ; все язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жерт­вы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 492 . Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества, и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял Крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту. Маломир, узнав об обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостью отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него», – отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата- христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился ду­ха пророческого. «Вера, – говорил он в слух всех, – за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить ее моею смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». Предсказание исполнилось и, прежде всего, над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно (830 г.); мученик князь скончался от удара меча 493 . Памяти Преподобного Илариона Гдовского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бояну, кн. Болгарскому, глас 4 Якоже Авель, от суда братняго смерть приял еси/и кровь твою пролиял еси за Искупившаго ны честною Своею Кровию./От земнаго же к Небесному преставився Царствию,/княже и мучениче Енравоте-Бояне,//моли Царя царей о нас, присных твоих. Перевод: Как Авель, ты принял смерть от приговора брата и пролил кровь свою за Искупившего нас драгоценной Своей Кровью. От земного же к Небесному Царствию перейдя, князь и мученик Енравот-Боян, моли Царя царей о нас, близких твоих. Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, глас 4 Торжествует Церковь пеpвоpодных,/и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся,/яже яко мудрости тезоименитая/тройственным богословским добродетелем равночисленныя поpоди./Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову,/с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще:/Троицы побоpницы,/Веро, Любве и Надеждо,//в вере, любви и надежде утверждайте нас. Перевод: Торжествует Церковь первенцев ( Евр.12:23 ), и радуется, принимая матерь, радующуюся о детях своих. Одноименная с мудростью (София от греч. σοφα мудрость) она родила троих детей, по числу трех богословских добродетелей (вера, надежда и любовь – 1Кор.13:12 ). Их вместе с мудрыми девами ( Мф.25:1-13 ) она видит обрученными Жениху Богу Слову, с ней и мы духовно радуемся о памяти их, говоря: «Троицы защитники, Вера, Любовь и Надежда, в вере, любви и надежде укрепляйте нас». Кондак, глас 1 Софии честныя священнейшия ветви,/Вера и Надежда и Любовь, показав­шеся,/мудрость обуиша еллинскую благодатию,/и пострадавше, и победоносицы явившеся,//венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася. Перевод: Почитаемой Софии (от греч. σοφα мудрость) вы стали священнейшими потомками, Вера, Надежда и Любовь, вы обуздали эллинскую мудрость благодатью и, пострадав, стали носителями победы, венцом нетленным от Владыки всех Христа увенчавшись. Вонифатию Тарсийскому, глас 4 Аудио: К сословию послан мучеников,/мученик был еси истинен,/пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,//моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

е. от так-называемых кателянов или каталанов, толпы испанских авантюристов, которые в 1302 г. наняты были греческим импер. Андроником 2-м против турок, но которые потом обратились против самих нанимателей и шайки которых разбойничали на Афоне и осаждали тамошние монастыри, добираясь до их богатств, в 1308–1310 г. (см. Энциклопедии Эрша и Грубера, первой секции т. 85, стр. 379 sqq, Шафарика Geschichte der Südslawisch. Literatur III, 116 sqq и в сербском Родослове, в житии архиеп. Даниила 2-го, по изд. Даничича стр. 344 sqq). 32) Мученики софийские: Георгий, Николай и Ферапонт, посеченные турками в правление султана Селима; мощи в Софии. Мучение первого, написанное не назвавшим себя по имени духовным отцом его, напечатано в Гласнике XXI, 131; по этому мучению, Георгий был родом из Кратова, пострадал в Софии от турок 18-ти-летним юношей в третие лето султана Селима, в 7 тысяч и 23 лето или в 1515 году; служба ему там же стр. 104. Память 11 Февраля и 28 мая (Филар., Март, и Пролог. В собраниях рукописей Ундольского, 563, л. 640 и Царского 411, л. 211, есть мучение сего Георгия, написанное в 1539 г., по приказанию архиепископа новгородского (после митрополита московского) Макария, монахом и пресвитером новгородского архиерейского дома Илиею, со слов двух приходивших в Новгород афонских зографских монахов, у Ундольского лл. 641 об и 654 об.). 33) Ангел, битольский мученик, от села Флорина, пострадавший от турок в 1750 г. Страдание его, но словам Паисия, описал по-гречески тогдашний владыка битольский. 34) Манассий (Царств. мученик) габровский. На сем святом, не сообщая о нем никаких биографических сведений, оканчивает свой список Паисий. 35) Васса мученица, девица от страны солунския. 36) Игнатий тулевский. 37) Евфимий сербский. Эти трое святых, пропущенные у Паисия по известным нам спискам, стоят, без всяких биографических сведений, в списке Царственника. 38) Боян князь. Имя этого святого, под которым разумеется Енработа или Боин архиеп. Феофилакта, дядя Бориса-Михаила (выше стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Видя, что нет у них другого выхода, все решили сами себя уморить голодом, но не отрекаться от правой веры. Евстратий ободрял христиан, принявших сие решение. И вот все они умерли от истощения: одни через три дня, другие через четыре, а некоторые – через неделю. Наученный посту, Евстратий один остался в живых и выдержал без пищи 14 дней. Разгневанный иудей, жалея о напрасно потраченных деньгах, которые выложил он за рабов, решить отомстить Евстратию тем, что пригвоздил его ко кресту. Но Евстратий и с креста благодарил Бога, а иудею предрек лютую и скорую смерть. Еврей, взбесившись от ярости, пронзил Евстратия копьем. Так сей святой Божий предал душу своему Спасителю. Его тело бросили в море, но оно выплыло, и от него как от тела мученика совершились великие чудеса. Вскоре после этого византийский император повелел сурово наказать всех иудеев в Корсуне за зло и пакости в отношении христиан. И тот мучитель был повешен на дереве, приняв воздаяние Иуды. 2. Преп. Иларион Новый, исповедник . Был игуменом монастыря Пеликит близ Геллеспонта. Духом Божиим просиял, как солнце: исцелял болезни и изгонял бесов. В правление Льва Армянина иконоборцы воздвигли гонение на православных, в котором пострадал и сей Божий человек. Вместе со своими 40 монахами он был отправлен в заточение близ Ефеса и там в 754 году скончался и переселился в Царство Христово. 3. Преп. Исихий Иерусалимский . Пресвитер и глубокий богослов. Ученик святителя Григория Богослова , современник и преподобного Евфимия Великого. Полезно прочитать его славный труд «О трезвении и молитве». Мирно упокоился около 434 года. 4. Св. мученик Боян, князь Болгарский . Был сыном Крутогона и внуком Грубоша. Исповедовал веру Христову, тогда как его брат Миломир был язычником. По приказу своего брата был обезглавлен за правую веру в 827 году. 5. Чудесное событие с Таксиотом , воином из Карфагена. Таксиот провел всю жизнь в тяжких грехах, но, в конечном итоге, покаялся, оставил военную службу и жил богоугодно. Выехав однажды со своей женой в собственное имение близ города, он впал в прелюбодеяние с женой своего батрака.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

( Деян.17:23 ), постепенно внедряемого под влиянием христианства. Существуют парадоксальные свидетельства влияния христианства на гонителя христиан Кана Омортага. На двух золотых медальонах изображен Кан Омортаг в облачении христианского государя, с инсигниями христианского владетеля (Й. Йорданов, Едностранни златни монети – медальони с името на хан Омуртаг, Нумизматика, кн. 4, 1976). Возможно, что это было подражательством, но ведь подражалось христианскому Василевсу! В 831 г. Кан Маламир был вынужден предать смертной казни своего собственного старшего брата князя Нравота (или Боян-Енравота), лишенного права на престолонаследие за приверженность к христианству и за открытое исповедывание христианства. Погибая, св. мученик князь Боян-Енравота пророчески воскликнул – в ближайшем будущем Болгария станет христианской, все языческие капища будут разрушены, болгарская земля покроется христианскими храмами и Крест Христов воссияет навеки над Болгарией! Как огромный утонувший материк, чьи очертания еле просматриваются кое-где из-под наносов в струях вод, силуэт Византии угадывается сквозь мглу времени и непрерывно напоминает о себе то в виде материальных следов, то как политическое, культурное и духовное наследие. Мы сталкиваемся с ним ежедневно, и в то же время эта обыденность как бы заслоняет собой древность этой живой традиции. Куда бы мы ни обратились, какие бы ее духовные наследники не объявлялись – греки, как претендующие, что они являются ее кровными и политическими наследниками; мы, болгары, как ее первородные духовные чада; сербы, выставляющие себя как «Нова Buзahmuja»; русские, будучи ее неоспоримыми духовными и политическими продолжателями как «Третий Рим»; или западный мир как ее завистливый соперник, – всюду мы сталкиваемся с громадой ее присутствия в истории. Феномен Византии поражает, изумляет, его трудно уразуметь, он вызывает раздражение, неприязнь, желчь, вражду, ненависть, злость, зависть, манит терпкостью неизъяснимого очарования, вызывает охоту к присвоению и поглощению ее наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Артема, Ап. из 70-ти, 4 января и 30 октября. Артема муч. III в., 29 апреля. Артемий великомуч. 362 г., 20 окт. Артемий Веркольский † 1545 года, 20 октября и 23 июня. Артемия мучен. † около 306 года, 7 июня. Артемон Селевкийский I в., 24 мар. Артемон Лаодикийский † 303 г., 13 апреля. Архипп, Ап. из 70-ти, 4 января 19 февраля и 22 ноября. Архипп св. IV в., 6 сентября. Арчил 2, царь Иверский, 22 июня. Асинкрит, Ап. из 70-ти, 4 января и 8 апреля. Асклипиодота муч. † IV в., 15 сент. Асклипий, пуст. Сирийский, † V в., 27 февраля. Астерий мученик † 284 г., 20 мая. Астерий синклитик † 260 года, 7 августа. Астерий муч. † 285 т., 29 октября. Астерий, еписк. Амасийский, † около 404 г., 30 октября. Астион муч. † 290 г·, 7 июля. Африкан муч. † около 250 года, 10 апреля. Аффопий муч. † около 345 г., 2 нояб. Афанасий Коментарисий, исп. IV в. 22 февраля. Афанасий Пателарий † 1654 г., 2 мая. Афанасий Великий † 373 г., 2 мая и 18 января. Афанасий муч. 306 г., 20 июня. Афанасий Афонский † 980 г., 5 июля. Афанасий муч. (с Флором и Лавром), 18 августа. Афанасий Брестский † 1648 г., 5 сент. Афанасий Солунский † 1774 г., 8 сент. Афанасий Высоцкий старший † около 1401 г., 12 сентября. Афанасий Высоцкий младший † 1395 года, 12 сентября. Афанасий Череповский – 1382 г., (в житии Сергия 25 сентября) 5 июля. Афанасий, затворник Печерский, XII в, 28 августа. Афанасий, патр. Конст., † XIV в., 28 октября. Афанасий муч. † 598 г., 7 ноября. Афанасий другой Печерский † 1176 года, 2 декабря. Афанасия (с Киром и Иоанном) муч. 311 г., 31 января. Афанасия Егинская † 860 г., 12 апр. Афанасия преп. V в., 9 октября. Афанасия, 6 ноября. Афиноген муч. † 311 г., 16 июля. Б енигн муч. † 320 г., 15 сентября (с Фидием). Боголеп (Феопрепий) муч. † 304 г., 22 августа. Бонифатий муч. † 290 г., 19 дек. Бонифатий Ферентийский VI века, 19 декабря. Борис князь, убитый в 1015 г., 2 мая и 24 июля. Борис-Михаил, кн. Болгарский, † 906 г., 2 мая. Боян князь, муч. в Болгарии, 829 г., 28 марта. В авила, свмчн. Антиохийский, † 250 г., 4 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010