После падения Константинополя (Второго Рима) и крушения Византийской империи вселенский центр Христианства перешел в Православное Русское Царство, его столица Москва стала прозываться Третьим Римом, а русский Государь преемственно принял на себя служение Удерживающего. Русский Царь был священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати и Святого Духа, которая действовала чрез Него и удерживала распространение зла. Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на Нем религиозно-мистической миссии. После отречения Николая II роль Удерживающего перешла к Царице Небесной, о чем русскому народу было объявлено через явление иконы Божией Матери, названной «Державной». Царь мученик Николай II принадлежит к числу величайших духовных личностей XX века, воплотивших в себе твердое христианское сознание и готовность отдать жизнь за православную веру. Его духовный подвиг и мученическая кончина нашли отклик в сердцах миллионов православных людей. Спустя десятилетия после его злодейского убийства Русская Зарубежная и Сербская Церкви признали Царя святым. Сегодня миллионы русских православных людей почитают Николая II как святого и молятся ему. В российских церквах появились его иконы, а поклонение ему стало традицией в большинстве православных приходов. Почитание царской власти всегда было свойственно коренным русским людям, но жизнь и смерть Николая II придали этому почитанию особый характер святости, отождествив судьбу Царя с судьбой России. Вот как говорил еще в 1916 году оптинский старец Анатолий (Потапов): «Судьба Царя - Судьба России. Радоваться будет Царь, радоваться будет и Россия. Заплачет Царь, заплачет и Россия... Как человек с отрезанною головою уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим». Для многих поколений русских людей вплоть до начала XX века понятие «Царь» выражало идею Родины, Отечества, национального единства. В народном сознании Царь именуется не иначе, как «батюшка», «отец». И не в административном смысле рабского подчинения, а в смысле высшего духовного авторитета православного человека. Многие века народное сознание рассматривает Царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога, Царя и Отечество!» выражал ядро русской национальной идеи.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/19/samo...

Почему люди, не имеющие отношения к Православной Церкви и исповедующие другие религиозные убеждения (в том числе и атеизм), среди которых вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова, ныне покойный сенатор Владимир Тюльпанов, бывший глава ГАРФ Сергей Мироненко, многие журналисты и редактора изданий «Московский комсомолец», «Новая газета», «Независимая газета» и ряда других либеральных изданий на протяжении многих лет требовали и требуют от Православной Церкви признать «екатеринбургские останки» Царскими? В 1998 году Борис Немцов с Борисом Ельциным своим решением уже захоронили первые екатеринбургские останки в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга без одобрения Церкви. Церковь выносит своё суждение о святости мощей на основе чудес, подающихся по молитвам пред этими мощами. Тому есть множество примеров: почитание мощей блаженной Матроны Московской, блаженной Ксении Петербуржской, преподобной Княгини Анны Кашинской и многих-многих других святых. О жизни и подвигах праведных Артемия Веркольского, Иакова Боровичского, Симеона Верхотурского и некоторых других святых ничего или почти ничего не известно, но их святость засвидетельствована многочисленными и обильными чудесами, явленными именно их святыми мощами, в то время, когда никакого их почитания не было. Ныне чудеса происходят по молитвам пред иконами Царственных Мучеников многие, из которых мироточат, пред святынями монастыря Ганина Яма, пред частицами мощей Царственных Мучеников, вывезенными в 1919 году следователем Н. Соколовым из Ганиной Ямы и хранящимися в храме-памятнике Иова Многострадального в Брюсселе! Недавно (12 августа 2021г.) в храме Воскресения Христова в Кадашах в Москве замироточила икона Царская Голгофа. Миро проступило на нимбе и самой усеченной честной голове Царя-мученика Николая находящейся в чаше, которую держит Наследник Царевич-мученик Алексей. Сие мироточение свидетельствует о ритуальном отсечении этой честной головы злодеями-убийцами. Но от «екатеринбургских останков» никаких чудес не проистекает, и почитания их православными нет уже на протяжении 30 лет. Кому и зачем так необходимо заставить Русскую Православную Церковь признать «екатеринбургские останки» святыми мощами Царственных Мучеников и Страстотерпцев, если самому православному народу это не нужно и грозит новым большим расколом и нестроениями в Церкви, в случае такого признания?

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/22/...

Появление христианства в Л. связано с проповедью ап. Павла, к-рый посещал города на юге области: Иконий, Листру и Дервию (Деян 14.1-22, 16.1-5). Существует предположение о том, что Послание к Галатам ап. Павла было адресовано также к соседним общинам Л. ( Breytenbach. 1996; Witulski. 2000). Согласно апокрифическим «Деяниям Павла», св. Фекла происходила из Икония, а упомянутые вместе с ней Онисифор и Порфирий впосл. почитались в Иконии как мученики. Названные в Рим 16.21-22 Сосипатр и Тертий в церковной традиции считались первыми епископами Икония. Христианство быстро распространилось в Л., как и в др. областях Зап. Анатолии, на что указывают многочисленные христианские надписи III-IV вв. из окрестностей Листры, где, по подсчетам С. Митчелла, христиане в III в. составляли треть населения, в IV в.- уже 80%. В III в. епископы св. Цельс (Кельс) Иконийский и Неон Ларандский развивали практику приглашения мирян для проповеди и поучения в храмах. В 268 г. еп. Никомас Иконийский выступал на Антиохийском Соборе против Павла Самосатского. Во II в. известен мученик Иеракс из Икония (см. ст. Терентий, Неонилла и др.; пам. 28 окт.). При имп. Аврелиане (270-275) в Иконии был схвачен прп. Харитон Исповедник (впосл. основатель палестинского монашества). О гонении в правление имп. Диоклетиана известно из надписей в Дорле близ Листры, в Чаршамбе и Лаодикии; в окрестностях Вараты жил мон. Хрисий. Из Икония происходили святые Кирик и Иулитта . Родившийся в Васаде св. Евстохий обратил ко Христу и крестил в Листре своих родственников, всех их казнили в Анкире (см. ст. Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий, Урван ). Жертвами некоего правителя Икония по имени Периний называются мученики Корнут и Маркиан. Но наиболее почитаемой святой Икония была мц. Параскева , к-рая пострадала от правителя Антония или Аэтия в правление имп. Диоклетиана. Описание ее мученичества сохранилось только в слав. переводе (известно в 2 редакциях: 1-я - ВМЧ. Нояб. Стб. 1972-1979; 2-я - ГИМ. Увар. 1045 (613), XVI в., Л. 47 об.- 53; РНБ. ОЛДП. F 186, XVI в., Л. 12-13 об.).

http://pravenc.ru/text/2110495.html

Продолжающаяся публикация «Блаженный инок. Жизнеописание блаженного инока Владимира, Важеозерского чудотворца» тоже из рядя материалов о подвигах и мученической кончине священников и монахов в революционные годы. Философское, политическое осмысление Русской революции, исследование ее преемственности, исторического и современного значения, содержится в статьях известного политолога Анатолия Степанова (Санкт-Петербург) « Царь-Мученик Николай и Иосиф Сталин. Заметки о преемственности русской истории в связи со 100-летием революции в России» и доктора философских наук, профессора Александра Казина (Санкт-Петербург) « Две революции одного года. К 100-летию Октябрьской революции» . В статье «Столетие первой “цветной” революции» - «Второй великой смутой на Руси» и одновременно «Первой " цветной " революцией» называет революции 1917 года известный историк и публицист Игорь Андрушкевич (Аргентина, Буэнос-Айрес), родившийся в семье русских эмигрантов первой волны, сын полковника Царской Армии. Эта статья, связывающая возникновение революции с нарушением всех конституционных начал, традиций и законов России, показывает, что на исторических ошибках можно и нужно учиться. В статье профессора Харьковского национального университета им. Каразина – Александра Каплина ( Украина , Харьков) «Россия и ее “смертельный враг”: история и перспективы их противостояния в понимании русских мыслителей XIX — начала XXI в.в. и адептов революции» рассмотрен взгляд как противников революции (светских и духовных), так и ее теоретиков, вождей, активных деятелей и пособников, начиная с века девятнадцатого, когда реализация истинных целей революции в России проявлялась явно и недвусмысленно. О трагическом влиянии революции на судьбы простых людей рассказывает в воспоминаниях, посвященных своему отцу, Игнатию Волегову, участнику Ледового похода, ставшему вынужденным эмигрантом, прозаик Галина Кучина (Австралия, Мельбурн). Целью воспоминаний под названием «Так это было» является желание писательницы, оторванной от Родины, «донести до читателя правду о жизни в России, правду, которая была искажена и изуродована коммунистическими средствами массовой информации», – так говорит автор воспоминаний.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/24/sv...

Феотекн, епископ Кесарийский, рукоположил его себе в преемники; но когда Анатолий отправился в Лаодикею присутствовать при кончине друга своего Евсевия, епископа того города, то верующие избрали его на место почившего и он остался в той Церкви. Стефан, преемник Анатолия, был также ученым и философом, но вера его не соответствовала его учености и он оказался слабым во время великого гонения, о котором вскоре будем говорить. По смерти Григория чудотворца Церковь Понта была прославлена великим святителем, творения которого до нас не дошли, но ему изумлялись современники, это – Мелетий, прозванный медом аттическим. 480 Он превышал своей глубокой и разнообразной ученостью самых знаменитых мужей своего времени, был одарен увлекательным красноречием и самой могущественной диалектикой. Отличаясь святостью жизни, равно как ученостью, он избегнул гонения, удалившись в Палестину, где оставался семь лет. Знаменитый Евсевий считает себя счастливым, что знал его в то время. Один из самых ученых мужей второй половины третьего столетия был Памфил, пресвитер Кесарии Палестинской. «Памфил, говорит Иероним, 481 до того был привязан к священным книгам, что переписал своей рукой большую часть томов Оригена о св. Писании. Рукописи его сохраняются до наших дней в Кесарийской библиотеке». Иероним сам нашел двадцать пять томов толкований Оригена на двенадцать пророков, писанных рукой Памфила, хранил их с благоговением, находя, что имеет Крезовы сокровища. «Если великая радость иметь письмо мученика, то какова должна быть, если имеешь целые тысячи строк, на которых он оставил, так сказать, следы крови своей!» Этот святой пресвитер и мученик написал Апологию Оригену . Свидетельство такого мужа о памяти знаменитого пресвитера Александрийского должно иметь важное значение в глазах каждого истинного христианина, всякого беспристрастного человека. Действительно, в то время возник серьезный спор о знаменитом учителе Александрии; и должно полагать, что Памфил имел особенно в виду опровергнуть мнение епископа, восстававшего против Оригена . Это был св. Мефодий, епископ Тирский, писатель многих. весьма уважаемых творений, но которые были искажены теми же поддельщиками, как и Оригеновы; в них находятся те же заблуждения. 482

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Когда он вел нас, чтобы показать условия, в которых жили рядом с храмом люди, к нему подошел какой-то молодой человек, державший в руках книгу, и спросил: — Батюшка, а это можно читать? Благословите? Вопрос казался настолько странным и неуместным в этом месте и в этот момент… Но только не отцу Анатолию. Он остановился, взял у молодого человека книгу, внимательно пролистал ее и ответил: — Можно, читай, Бог благо­словит. У нас было очень мало времени, мы торопились, и пообщаться удалось крайне недолго. Я сказал отцу Анатолию о своем желании вернуться и написать о них. — Зачем? — спросил он.— Вы думаете, что это принесет пользу? И правда — тогда им это вряд ли бы было полезно: чем меньше о них в то время вспоминали бы те, кто поджог и разрушил храм, тем было бы лучше. Но я, когда он это говорил, думал о другом. Точнее, даже не думал… Не знаю, как это ясно выразить. Я смотрел в его глаза — такие же мирные, спокойные, бесконечно глубокие, как он сам. В глазах были какая-то удивительная, кроткая и светлая любовь и боль, этой любовью укрощенная и покоренная. И меня вдруг всего пронзило: «Это же мученик. Мученик!». Это чувство было настолько сильным, что я был им наполнен до предела. А потом отпустило. Я отдал ему единственное, что у меня было с собой «церковного» — недавно вышедшую книгу Нилуса «Великое в малом». А он подарил мне маленькую иконочку преподобного Серафима. И мы расстались. Наша миссия оказалась вполне успешной. В одном селе мы смогли встретиться со связником Исой, который отвечал тогда для Масхадова за подобные «внешние контакты». Случайно попали на переговоры Масхадова с командовавшим тогда группировкой российских войск Геннадием Трошевым, проходившие в том же селе в доме, где нас приютили. Конечно, на сами переговоры нас не пустили, но благодаря Исе мы смогли договориться об аудиенции у Масхадова и на следующий день побывали на базе боевиков в Ведено . Туда я ехал совсем больной — то ли отравился чем-то, что мы купили, проголодавшись, на стихийно возникшем рынке где-то в разрушенном Грозном, то ли подхватил какую-то инфекцию, не знаю, только было мне очень плохо, и все происходившее воспринималось, словно сквозь какой-то туман. Сквозь этот туман пробивается образ Масхадова, с которым мы беседовали в каком-то холодном домике (судя по всему — бывшей школе). Мне было его, несмотря ни на что, жалко. Война — безумие, особенно если это война с «национальным» подтекстом. Или контекстом. И вступив в нее, человек чаще всего уже не может от этого безумия освободиться. Даже если до того он был, как Масхадов, советским офицером и патриотом своей страны, а не только «маленькой, но гордой» исторической родины.

http://pravoslavie.ru/56636.html

Быть может, благодаря только этой природной гибкости своего ума и характера, развитой деятельностью по отправлению трудной своей службы, Анатолий сумел невредимо выйти из круговорота быстро наступавших одни за другими событий, жертвой которого были многие лица, неизмеримо выше его стоявшие на иерархической лестнице. На его глазах в столице раздалась проповедь Нестория, повлекшая за собою столько смут в церкви. Анатолий, по сообщению его биографии, вместе с Кириллом присутствовал на Ефесском соборе, судившем Нестория, и был правою рукою своего архиепископа 763 . После смерти Кирилла, своего воспитателя, Анатолий остался в прежней должности, – обстоятельство, много доставившее ему огорчений при жизни и возбуждающее у многих исследователей до сих пор подозрение в его содействия Диоскору во время борьбы этого с Флавианом. Но судя по некоторым фактам из последующей жизни Анатолия, нужно думать, что он не был особенно близок с Диоскором и при интригах последнего против Флавиана держался в стороне, не выступал вперед: если бы было иначе, то реакция против господства Диоскора, когда Флавиан был увенчан и чтим, как невинно пострадавший мученик, едва ли не затронула бы Анатолия и не отозвалась бы на его положении. Между тем ничего подобного мы не видим. Кроме того, для суждений об отношении Анатолия к Диоскору, нам кажется, может иметь значение следующее обстоятельство. Диоскор выказал крайнюю неприязнь «не только к родственникам Кирилла, но и к близким к нему (Кириллу), которого он ненавидел...» 764 . Обиженные обратились в Константинополь к светской власти, но не нашли у нее защиты 765 . Тогда на помощь им выступил Флавиан, возбудивший за это против себя ненависть Диоскора 766 . Представляется очень вероятным думать, что столичный епископ подал эту помощь не без влияния и не без указания Анатолия, который сам принадлежал к числу «близких к Кириллу лиц», на которых обрушилась ненависть Диоскора. Если Диоскор не вредил самому Анатолию, то едва ли этот последний мог относиться с уважением и симпатиями к человеку, который своими действиями попирал и оскорблял память учителя и благодетеля его Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Библиография работ автора: Отношение пророков к обрядовому закону Моисея (Чтения в обществе любителей духовного просвещения, март 1889). Гус и Виклеф (ib., июль 1890). Св. Иустин мученик и синоптические Евангелия (Православное обозрение, июль-август 1889). Новейший византинизм и его значение (БВ 1894. 4). Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни (Сергиев Посад, 1895; магистерская диссертация). Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значение в истории догматики (Сергиев Посад, 1896). Сирохалдейские несториане и присоединение их к православной церкви (БВ 1898. 5). Обращение императора Константина Великого в христианство (Сергиев Посад, 1905). История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Тринитарный вопрос (Сергиев Посад, 1906). Общедоступные лекции по истории западноевропейского средневековья (БВ 1910, под псевдонимом Сотерский). Анатолий Алексеевич Спасский - замечательный русский историк древней Церкви и богослов, профессор Императорской Московской Духовной академии, ученик и преемник по кафедре знаменитого А.П. Лебедева. В настоящий том его сочинений, названный по заглавной статье " Обращение императора Константина Великого в христианство " , вошли самые разнообразные церковно-исторические исследования, созданные в период 1896-1905 гг. Все труды А.А. Спасского объединены единой сквозной темой актуальности древней церковной истории для настоящего времени, ее непреходящего интереса и жизненной важности для христиан наших дней. Написанные на высочайшем научном уровне, сочинения А.А. Спасского вместе с тем отличаются прекрасным литературным стилем, читаются легко и с удовольствием.  По сравнению с первым изданием 2007 г., внесены значительные редакторские и библиографические исправления. Император Константин Великий - первый христианский император. Его личность, как никакая другая, вызывала к себе необычайно разнообразный и многосторонний интерес. Написано о нем немало, и тем не менее А. А. Спасский, известнейший русский историк древней церкви, взялся за исследование биографии Константина Великого. Купить книгу в Озоне

http://bogoslov.ru/person/38725

Составленный Иосифом († 883) канон А. (1-го гласа) с акростихом «Αγαθονκου τος πνους με επεν θμις», содержащийся во многих рукописях (XII в. Doch. Gr. 32; кон. XIII-XIV в. ГИМ. Син. Греч. 450. Л. 161-172), вошел в совр. греч. и слав. печатные Минеи (в слав. Минеях акростих не указан). Из рукописи (1353 г. Alex. Patr. 118. Fol. 158v - 163) известен др. канон Георгия (4-й глас) попразднству Успения Богоматери и А. («Μεθορτον νυν πανδαισαν τεκοσα» - Ταμεον. N 851. Σ. 271). Славник на вечерне на «Господи воззвах» атрибутируется Анатолию . Службы в совр. греч. и слав. печатных Минеях в целом идентичны друг другу, в греч. (Μηναον. Αγουστος. Σ . 224) имеется после 6-й песни канона на утрене стишной ямбический синаксарь святому. По совр. рус. Типикону, так же как и по первому рус. печатному Типикону 1610 г., поется служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), по греч.- со славником на вечерне. Иконография А. изображается как юный безбородый мученик, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, его волосы кудрявы: на левой створке складня-триптиха слоновой кости из Палаццо Венеция в Риме, сер. X в.; на эмальерной вставке потира из К-поля, сер. X в. (Венеция, сокровищница Сан-Марко); на минейной иконе кон. XI - нач. XII в. (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие джами) в К-поле, 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 125об.), на минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА). Мученичество святого представлено в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в ц. Успения Трескавацкого мон-ря (Македония), между 1334-1343 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., рекомендует изображать А. молодым, «с малою бородой» (Ч. 3. § 10. 50). Сходный иконографический тип описан в Строгановском иконописном подлиннике (Посл. треть XVIII в. БАН. Строг. 67.1. 22 авг.). Ист.: BHG, N 39-43; ActaSS. Aug. T. 4. P. 519-524; SynCP. P. 913-915; ЖСв. Август. С. 376-378.

http://pravenc.ru/text/63268.html

В годы Гражданской войны Оптина пустынь, ставшая «сельхозартелью», сильно нуждалась: не было хлеба, зимой не хватало дров. Однажды распропагандированная молодежь выбила окна в келье отца Анатолия, и целую зиму дом так и простоял. Поразительно, что батюшка в эти годы сохранял присутствие духа и ободрял других монахов, хотя самого его силы почти оставили. 11 августа 1922 года в бывший монастырь приехала ЧК. Старца Анатолия допросили и хотели тотчас увезти, но батюшка попросил отложить арест на день, чтобы приготовиться к отъезду. Чекисты ушли, велев келейнику батюшки отцу Варнаве, чтобы тот к утру был собран. Назавтра вернулись: «Готов?» «Готов»,— ответил келейник и открыл дверь в комнату. Посреди нее стоял гроб с усопшим старцем. За две недели до смерти батюшка стоял у могилки преподобного Амвросия и все повторял: «А тут ведь вполне можно положить еще одного». Здесь его и погребли. Другие святые и известные люди с именем Анатолий Святой мученик Анатолий Никейский († 312) Пострадал вместе с братьями Евстафием и Феспесием. Их отец был купцом, к той же стезе он готовил и Анатолия. Но, уверовав, они всем домом крестились, отец стал священником, а сын — диаконом. По доносу братья были схвачены и жестоко замучены языческими властями. День памяти — 3 декабря. Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский († 458) Главным делом Анатолия как патриарха было восстановление чистоты Православия. В 450 году он созвал в Константинополе Поместный Собор, который осудил монофизитов. А через год при его активном содействии в Халкидоне был созван IV Вселенский Собор, утвердивший догмат о двух природах Христа — Божественной и Человеческой. День памяти — 16 июля. Анатолий Рыбаков (1911–1998) Автор повестей и романов «Дети Арбата», «Тридцать пятый и другие годы», «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел», «Водители». В 1933 году был арестован и сослан на три года за «контрреволюционную пропаганду». Впоследствии, не имея права жить в городах, скитался по стране, работал шофером, слесарем, автомехаником. Воевал, участвовал в штурме Берлина. В 1960 году полностью реабилитирован. Подробно описал время сталинских репрессий и жизнь людей в эти страшные годы.

http://foma.ru/imja-anatolij.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010