Благочестивые жители Казани еженедельно по воскресным дням очень в большом количестве приходят в Спасо-Преображенский собор к вечерне, после которой, обыкновенно, в этот день читается акафист святителю Варсонофию. Всем притекающим с теплой мольбой к угоднику Божию Варсонофию, он служит помощником и защитником, недугующим же щедро подает исцеления. Св. мученик Авраамий Болгарский За триста с лишним лет до завоевания Казани Русскими и даже прежде основания самой Казани, на левой стороне Волги, где Кама сливается с Волгой, существовало Болгарское царство, столицей которого был город Булгар, называемый Великим. В этом городе жили народы разноплеменные: и евреи, и славяне или русские, и народы финского племени, и сами булгаре. Они производили между собой торговлю. Равным образом и вера жителей Булгара была различна. В начале XIII века там усилилась религия мухаммеданская. Мухаммедане булгарские не раз обижали русских людей, как в самом городе Булгаре, так и в пределах земли русских князей. Не надобно забывать, что враждебная христианству, воинственного характера вера мухаммеданская возбуждала булгар-мухаммедан к нападениям на русских. Конечно, булгарским мухаммеданам желалось распространить свою мухаммеданскую веру и среди русских, но они распространяли ее не убеждением, а огнем и мечом, по примеру своего Мухаммеда, которого и они, подобно арабам, ошибочно считали за пророка. Таким образом, христианам приходилось терпеть и страдать от булгарских мухаммедан. Правда, христиане русские не раз вразумляли их своими поражениями и даже разорениями города их Булгара, но мухаммедане мало вразумлялись. Особенно они не терпели тех, кто обращался к христианской вере из их веры мухаммеданской. Таков был именно св. Авраамий. Авраамий родом был Булгарин и язык его был не русский, т. е. и говорил он не по-русски, а по-булгарски или по-татарски; воспитан был в мухаммеданской вере, которую исповедовали соотечественники его – Волжске Булгары. Надобно предположить, что Волжские Булгары во время взаимного сожительства с ними русских христиан в городе Булгаре, занимающихся торговлей, и во время взаимных сношений с этими последними, имели возможность не только слышать о единой истинной и спасительной Христианской религии, но и убеждаться в высоте христианской веры, видя доброе поведение, благожелательное отношение христиан ко всем и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

в Вышгороде в честь мучеников церковь и в нее перенесены их мощи. Тогда был установлен праздник 24 июля. В память двукратного перенесения их мощей из старых церквей в новые – в 1072 и в 1115 годах – установлен был праздник Свв. Борису и Глебу также 2 мая. В 1091 г., через 14 лет после преставления Пр. Феодосия Печерского , мощи его были перенесены в главную монастырскую церковь . В 1108 г. митр. Никифор соборно вписал его имя в снодик святых. Празднование было установлено 3 мая. Перенесение мощей празднуется 14 августа. Вблизи Софийского храма в Киеве вел. кн. Ярослав воздвиг монастырский храм в честь своего ангела – влмч. Георгия. По освящении его митр. Иларионом установлен был ежегодный праздник 26 ноября. Около 1090 г. митр. Ефрем установил 9 мая празднование в день перенесения мощей Св. Николая из Мр Ликийских в Бар в Апулии, где в южной Италии жили тогда православные греки. Установлено было празднование 1 октября Покрова Божией Матери в воспоминание чудесного видения, о котором повествуется в житии Пр. Андрея константинопольского юродивого, родом скифа. Жил он во времена императора Льва Великого (457 –474). Он и его друг, Епифаний, во время всенощного бдения, совершавшегося во Влахернском храме, видели Богородицу, распростершую свой омофор поверх стоящего в храме народа. В 1164 г., когда в Ростове стали копать рвы для фундамента нового, вместо сгоревшего, собора открыли мощи Св. Леонтия и Св. Исаии. Между 1190 – 94 г. установлено было празднование 23 мая памяти Св. Леонтия в день обретения его мощей. По случаю победы в 1164 г. Св. кн. Андрея Боголюбского над болгарами – магометанами подтверждено было праздновать Кресту Христову 1 августа. Не установлено было еще празднование, но почитались местно уже тогда Пр. Антоний и некоторые другие печерские подвижники, кн. Игорь черниговский, новгородский архипастырь Никита, вел. кн. Мстислав Владимирович, кн. Всеволод – Гавриил Псковский, еп. ростовский Исаия, Пр. Авраамий Смоленский, Авраамий мученик болгарский. В большинстве бедных церквей не доставало сначала даже самых нужных богослужебных книг, а о постоянной уставной организации трудно было думать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На месте же его казни забил источник чистой воды, от которой также начали совершаться исцеления. Видно, что и после смерти святой мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников, как обратившихся ко Христу, так и заблудших: местное предание говорит, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, была мусульманка. Святой Авраамий – один из тринадцати домонгольских святых Русской Церкви, канонизированных задолго до собора 1547 года, 238 что говорит о том, сколь важным был его подвиг. С XVI века святой Авраамий Болгарский почитается покровителем казанской православной паствы – после завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним – памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на каждой стороне которого помещена была икона. В 1919 году мощи святого мученика подверглись освидетельствованию. В 1923 году Успенский монастырь был закрыт, мощи передали в музей. В 1950-х годах они были списаны из музейного хранения и по настоящее время не обретены. 239 Ныне в возобновленном Успенском монастыре хранится уцелевшая частица честных мощей мученика. После литургии ее выносят из алтаря, давая возможность богомольцам приложиться к ней. Богоборческая власть не пощадила памяти святого, и в Болгарах (бывший Болгар Великий) часовня у колодца на месте смерти мученика была разрушена, а сам колодец осквернен. Милостью Божией осенью 1993 года эта часовня была отстроена заново и освящена; вместе с ней был освящен и колодец, очищенный от мусора, а на дне его было обнаружено два ключа чистой воды. Примечательно, что в самом городе Болгары, находящемся в полутора километрах от источника, вода отсутствует даже на глубине сорока метров. Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от рук магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Святый мучениче Авраамие, доблий воине Христа, Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестная обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры; ты, яко лев, изшел еси на брань противу волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь, обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в Горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное, и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко, предстоя со Ангелы и всеми святыми Престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и Богоприятныя возносиши молитвы не токмо о нас и о граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и православнем отечестве Российстем. Веруем, преславный чудотворче, яко ты, силою Всемогущаго Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем, с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси от мала до велика единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощем твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на Небеси наш молитвенниче и заступниче: помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех, просящих от Тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным христианом и да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его; и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь. Святой мученик Авраамий Болгарский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пожертвования на устройство и украшение училищной церкви и деньгами и вещами поступали постоянно от разных лиц и обязательно перечислялись в училищных отчетах. Начало этому положил Высокопреосвященнейший Павел, Архиепископ Казанский и Свияжский на акте открытия училища 8 сентября 1890 года – Владыка благословил воспитанниц училища иконою Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа и свв. мучеников Аврамия Болгарского и Иоанна. Почитание Авраамия Болгарского в Казани распространилось после получения из Владимира в 1873 г. иконы с частицей мощей святого, имя которого с 1899 г. обязательно поминалось в церковной службе после имен Гурия, Варсонофия и Германа. Кроме того, считается, что мученик Авраамий обладает особой благодатной силой предстательствовать перед Богом о больных детях. Таким образом, дар архиепископа был наполнен особым смыслом. М.В. Малиновским были пожертвованы священные сосуды; покойным протоиереем Н.Д. Миловидовым, бывшим председателем Строительного комитета при училище. Св. крест, Евангелие, кадило и священническое облачение; от покойного священника с. Чернышевки Тетюшского уезда В. Лебедева поступило 100 руб.; от казанского 1 гильдии купца Л.А. Матвеевского 100 руб.; от Л.В. Васильева и М.Н. Пашовкиной 36 руб.; от служащего при училище Т. Сергеева 25 рублей. Среди вкладов были также серебряная лампада пожертвованная А.М. Знаменской, шитая шелками пелена от Н.Н. Амосовой, образ св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови в киоте с лампадой от Т.Ф. Орлова, икона св. Митрофана Воронежского от М.А. Тринитатовой. Были в храме и особенные иконы: «Каждый выпуск воспитанниц, помимо большой фотографической карточки с себя для актового зала, сооружает на свои средства икону и в благодарную и молитвенную память о себе оставляет ее в училищной церкви. К каждой курсовой иконе прибивается медная табличка с вырезанной на ней надписью о времени сооружения Кроме того, некоторые ученицы жертвовали в храм иконы соименных святых. Настоятелем училищной церкви в 1900-е г. был протоиерей Николай Александрович Владимирский, выпускник Казанской Духовной Академии, сын ее ректора Александра Поликарповича Владимирского. Он же исполнял обязанности инспектора классов и законоучителя. Должность инспектора была выборной Советом училища и утверждаемой архиереем, и требовала наличия у претендента на эту должность степени магистра или кандидата богословия, т.к. именно на нем лежало заведывание всей учебной частью училища, всем учебным процессом, контроль за исполнением преподавателями программ читаемых ими предметов, составление годовых отчетов по учебной части. Именно Н.А. Владимирского, вслед за Е.А. Маловым, можно считать летописцем училищной жизни – это их постоянные публикации об училище печатались на страницах «Известий по Казанской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

274. К бездетным супругам (Из жизни св. мученика Георгия Нового, пострадавшего в царство нечестивого Селима, царя турского, в Средце, граде болгарском. Чет. Мин. мая 26) Бездетные супруги всегда сильно скорбят о том, что не имеют детей, и иные из них все готовы отдать, чтобы только от своего бесчадства избавиться. Но все ли требуется от них, чтобы им от оного избавиться? Нет, от них, по нашему мнению, прежде всего требуется лишь следующее: во-первых, о том, чтобы у них были дети, они должны просить Бога, во-вторых – Пресвятую Богородицу и, в-третьих – святых; а в-четвертых, наконец, при этом должны раздавать и милостыню. Почему же, возразят нам, именно это прежде всего от бездетных супругов требуется? Потому, отвечаем, что один из примеров из житий святых показывает, что означенные средства к испрошению детей оказывались для супругов бездетных самыми действительными. Какой же это пример, скажете. Пример этот есть следующий. Святой мученик Георгий, именуемый Новым, память которого Св. Церковь совершает 26-го мая, был сын благочестивых родителей – вельможи болгарского Иоанна и супруги его Марии. Иоанн и Мария, подобно Аврааму и Сарре, до старости оставались бездетными и о том, чтобы иметь детище, непрестанно молились и Богу, и Пречистой Богородице, и святому великомученику Георгию, иже от Каппадокии, в церковь которого приходили каждый день, прося, да разрешится неплодство их. Вместе же с сим они каждый же день раздавали и многую милостыню. Господь услышал молитву их и даровал им в дни старости их сына, которого с радостью принесли они в церковь св. великомученика Георгия, крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарекли ему во Святом Крещении имя Георгий. «Воспитан же бысть, – сказано, – отрок в добром наказании и в страсе Божии и в книжном учении, в немже скоро Божественным Писаниям навык, вся сверстники своя разумом превзыде». Приведенный пример, как видите, бездетные супруги, с очевидной ясностью раскрывает ту истину, что молитва и милостыня суть самые действительные средства к тому, чтобы и у бездетных чада были.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Россия тогда была прибежищем для православных с Запада, которые стремились сохранять православную веру, ибо становилось всё более очевидным, что события XI века в Западной Церкви уводят её от веры первого тысячелетия. В XVII веке при Патриархе Никоне Россия приглашала монахов многих национальностей, в том числе новообращенных с Запада, в построенный им под Москвой монастырский комплекс, получивший название «Новый Иерусалим». Здесь он хотел воссоздать святые места Палестины, связанные с нашим Господом, и заселить обитель монахами всех национальностей. Патриарх стремился не к чистоте расы, а к чистоте веры. Для него в православной вере все равны, независимо от их происхождения. Этот великий проект так и не получил развития и завершения, ибо Патриарх был низложен клеветниками (не без поддержки Ватикана) и теми, кто хотел подчинить в России Церковь государству. Они стремились после упразднения Патриаршества превратить Церковь в часть государственного аппарата по протестантскому образцу, а духовенство – в простых государственных служащих. Но прежде чем поговорим о настоящем времени, вспомним о тех, кто пришёл с востока «возлечь в Царствии Божием»: мученик Авраамий Болгарский (+ 1229), уроженец Камской Болгарии и, следовательно, мусульманин, он был замучен своими соотечественниками за переход в Православие, память 1 апреля; преподобный Петр, царевич Ордынский (+ 1290), племянник хана Берке, принял Православие и прославился чудотворениями, память 29 июня; преподобный Пафнутий Боровский (+ 1478), великий подвижник татарского происхождения, память 1 мая; преподобная Соломония (в монашестве София), Суздальская чудотворица (+ 1542), татарка по происхождению и, возможно, потомок Чингисхана, она стала великой княгиней Московской и претерпела много страданий в своей жизни, память 16 декабря; мученики Стефан и Петр Казанские (+ 1552), бывшие татары-мусульмане, они приняли Православие и были преданы смерти своими соплеменниками, память 24 марта; преподобный Серапион Кожеезерский (+ 1611), казанский татарин, он стал монахом и подвижником, память 27 июня.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Известно, что святые апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв., когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном - Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично - христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней - либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример - святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек-хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриарха. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа - бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств...

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Сей созда Симонов монастырь на Москве, бяше сродник Сергию Радонежскому»; декабря 3 – Савва Сторожевский; декабря 5 – Гурий архиепископ Казанский «в лето 7073»; декабря 7 – Авраамий епископ Ростовский; Антоний Сийский «лета 7047»; декабря 21 – «успение Петра митрополита в лето 6834, пас церковь Божию 18 лет, родом волынския земли»; января 10 – Павел Обнорский, «успе в лето 6937, пожыв лет 110»; января 11 – Михаил Клопский, «успе в лето 6907, от колена великих князей московских»; января 14 – Савва Сербский ; января 17 – Антоний Римлянин, «приплы на камени по водам из Рима в Великий Новград в лето 6600»; января 24 – «мученик Иван, пострадавший в Казани в лето 7037, родом нижеградец, саном синклитик»; января 28 – Ефрем Новоторжский, «бе в лето 6523, болярин бе святых страстотерпец Бориса и Глеба; января 31 – «успение Никиты епископа Новгородского в лето 6616, а обретены мощи его в лето 7066 апреля в 30 день; пас церковь Божию лет 6 и месяцев 5»; февраль 11 «успение Димитрия Прилуцкаго в лето 6900 и успение Всеволода Псковского в лето 6646»; февраля 12 – «успение Алексия митрополита в лето 6885»; февраля 13 – «Симион отец Саввы архиепископа Сербского»; февраля 14 – Кирилл «философ учитель словяном и болгаром, составивший русскую грамоту в лето 6360»; марта 2 – Арсений, епископ Тверской, «успе в лето 6917»; марта 5 – «обретение мощей Феодора Смоленского и Ярославскаго и чад Давида и Константина в лето 6971»; марта 9 – «принесение честных мощей святого страстотерпца Авраамия из Болгар в славный град Владимир в лето 6607»; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский «в лето 6966»; марта 17 – Макарий Колязинский «успе в лето 6991»; марта 30 – Иона митрополит Московский в лето 6969»; апреля 1 – Евфимий Суздальский, «успе в лето 6912, поживе 88, постриженник Печерского монастыря в Нижнем Новегороде»; апреля 4 – «убиение Аврамиа Болгарского в лето бб03»; апреля 7 «успение Серапиона архиепископа Новгородского в лето 7067»; апреля 10 – Иаков преподобный «иже на железном борку созда обитель»; апреля 11 – успение Варсонофия епископа Тверского; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн, «пострадали при Олгирде нечестивом крале в лето 6850»; апреля 17 – Зосима Соловецкий, «успе в лето 6985»; апреля 20 – Александр Ошевенский, «бе в лето 6997, постриженник в Кирилове на Беле озере, родом Каргополец отца земледельца»; апреля 26 – Стефан Пермский, «успе в лето 6904

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь подвижницы — пример покаяния для многих поколений христиан. Слушайте житие преподобной Марии Египетской на радио «Вера» . Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский чудотворец (1229) Рассказ о мусульманине, принявшем христианство, и пострадавшем за веру, слушайте на радио «Вера» . Преподобный Евфимий Суздальский чудотворец (1316–1404) Он основал первый монастырь в Суздале, за духовным советом шел к преподобному Сергию Радонежскому. Слушайте рассказ о святом на радио «Вера» . Преподобный Геронтий Печерский, в Дальних пещерах (XIV) Святой был иноком Киево-Печерского монастыря и исполнял послушание канонарха. Всю свою жизнь он провел в обители, в подвигах воздержания, послушания и молитвы. Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители (около 830) Святой родился в Царьграде. Рано осиротел. Настолько проникся чтением Священного Писания, что решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где в то время игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион, после смерти которого преподобный Макарий был единодушно избран братией игуменом. Последние годы его жизни пришлись на царствование императоров-иконоборцев. Преподобный Макарий пострадал как исповедник за почитание святых икон и был сослан на остров Афусию, где и скончался. Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) Когда окончилась Русско-японская война, о полковом священнике-монахе знала уже вся страна. Слушайте краткое житие преподобного Варсонофия на радио «Вера» . Новомученики и исповедники Российские Священномученик Сергий Заварин (10 сентября 1885 — 14 апреля 1938) Отец Сергий был арестован 30 октября 1937 года во время богослужения. Войдя в храм и подойдя к священнику, сотрудники НКВД еще раз предложили ему отречься от веры и снять сан священника, но он на это ответил: «Я с верой родился и с верой умру». Читать житие Священномученик Сергий родился в селе Вознесенское Любимского уезда Ярославской губернии в семье священника Константина Заварина. По окончании Ярославской духовной семинарии был рукоположен во священника и служил в селе Копорье Мологского уезда, а затем был назначен на приход своего отца в село Вознесенское. За безупречную службу отец Сергий был возведен в сан протоиерея.

http://foma.ru/nedelja-chetvertaja-velik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010