О. Ю. Тарасов Указатель имен Краткие биографические сведения даются выборочно. Имена иконописцев выделены курсивом. А Аввакум Петрович (1620/1621–1682), протопоп, один из главных учителей старообрядчества. писатель 89, 105, 134, 148, 466, 468 Авгарь, по прозвищу Уккама (ок. 13–50), властитель Осроенского царства в Эдессе 54 Аверинцев С.С. 44, 51, 86, 108, 128, 349, 384, 433, 447, 449, 459 Авив (ум. 322), св. мученик 74, 169 Авраамий (Болгарский, ум. 1229), св. мученик 311, 379 Авраамий Галицкий (Чухломской) (ум. 1375), ученик Сергия Радонежского, святой 63, 67, 68 Агафья, святая 407 Адарюков В.Я. 80, 459 Адриан Пошехонский (ум. 1550). иконописец, святой 65, 130, 133 Адрианова-Перетц В.П. 458 Акепсим, святой 350, 355 Акимов-Сорокин Игнатий (конец XIX в.), основатель деревенской литографии во Владимирской области 429 Александр Павлович (1777–1825), император (с 1801) 107, 235, 421 Александр II Николаевич (1818–1881 император (с 1855) 235, 244, 273, 312, 350, 367, 368, 369 Александр III Александрович (1845–1894), император (с 1881) 25, 44, 184. 188, 236, 238, 244, 248, 251. 270, 271, 312, 318, 368, 386 Александр Невский (1220–1263), великий князь Владимирский, святой 240, 271, 287, 311, 312, 318, 357, 361, 379, 386 Александр Свирский (ум. 1641), святой 79, 240 Алексеев Александр (упом. в начале XV11 в.), иконописец 160 Алексей Михайлович (1 629–1676), царь (с 1645) 21. 34, 39, 77, 81, 86, 96, 100, 101, 103, 108, 109, 139, 148, 204, 206, 214, 221, 222, 241, 243, 244, 247, 249, 252, 270, 304, 305, 312, 338, 357, 360, 365, 367, 374, 384, 386, 395 Алексей, царевич (1654–1670), сын царя Алексея Михайловича 367 Алексий (ум. 1267). митрополит Московский, святой 24, 99, 188, 244 Алексий, человек Божий (ум. 411), святой 52 Алимпий (или Алипий) (ум. ок. 1114), первый известный по имени русский иконописец. инок Киево-Печерского монастыря, святой 130, 138, 139 Алоизий, святой 240 Альциат А. 347, 348, 356 Ананьева Т.А. 458 Анастасия, святая 305 Анатолий (Мартыновский , 1793–1872), архиепископ Бессарабский, духовный писатель

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Около 30% татар исповедует православное Христианство» В рамках Рождественских чтений прошла конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России» 03.02.2020 1308 Время на чтение 3 минуты 27 января в Москве прошла пятая православная татарская конференция «Православные татары и проблемы христианского просвещения восточных народов в условиях увеличения значимости восточного фактора для России», говорится в пост-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Конференция состоялась в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в формате круглого стола, указанного в программе чтений с сокращённым названием. Местом проведения конференции стал Храм апостола Фомы на Кантемировской — деревянный православный храм на юге Москвы, в районе Москворечье-Сабурово, в котором был настоятелем и вёл свою миссионерскую деятельность среди тюрко-татарских народов священник-мученик Даниил Сысоев. Организаторами выступили Региональная общественная организация по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», Татарская национально-культурная автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г.Москвы, «Московская татарская православно-христианская община» и их руководитель – Бухарова Динара Абдулбяровна. Всех гостей конференции встречало поздравление с 750-летием Золотой Орды – напоминающей, что расцвет Христианства среди тюркских народов произошёл в течение первых полутора столетий существования Улуса Джучи (Золотой Орды). В центре храма рядом с иконами перед иконостасом была установлена икона «Курултай татарских святых» и икона святого мученика Авраамия Болгарского – покровителя православного Поволжья и православные татарские шамаили – работы Динары Бухаровой. Открылась конференция молебном на татарском и славянском языках. После молебна была отслужена панихида по новопреставленному протоиерею Всеволоду Чаплину и приснопоминаемому иерею Даниилу Сысоеву, со дня мученической кончины которого прошло 10 лет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/03/ok...

Известно, что святые апостолы успешно действовали в Прикаспии и в Средней Азии. Особенно успешной в Прикаспии была миссия в V-VI вв., когда предки татар, и вместе с ними многие кавказские народы входили в Православные Церкви Зихии и Алании. Также многие жители Средней Азии издревле приняли Христианство или в истинном - Православном виде (центр его находился в Мерве), или в виде несторианства. Иными словами, все предки татар до VII-IX вв. были частично язычниками, а частично - христианами. Лишь потом появились группы мусульман, да и то, только среди заволжских татар, в то время как среди куманов и мангытов ситуация была прежней - либо христиане, либо язычники, о чем есть многочисленные свидетельства. Но и среди заволжских татар (новых болгар) были православные общины, характерный пример - святой мученик Авраамий Болгарский. Как известно, в Золотой Орде была относительная веротерпимость до правления Узбек-хана. Есть свидетельства, что в этот период многие татары исповедовали Православие, например, об этом свидетельствуют письма Константинопольского Патриарха. До самого распада Золотой Орды православных татар окормляла Сарайская Епархия, хотя после правления хана Узбека исповедовать Христа, не опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, татарам было не просто. Казалось, что все татары стали мусульманами, но факты существования групп православных татар, предки которых не имели никакого отношения к мусульманам, говорят нам об обратном. Такие группы встречаются не только среди татар-кряшен, но и среди других татарских общностей. Например, среди крещеных татар Рязанской и Тамбовской губерний (православных касимовских татар) есть интересная группа - бордаковские татары. Документы фиксируют полное отсутствие следов мусульманской культуры среди бордаковских татар. С другой стороны, многие татары, рождаясь в исламской среде, принимали и принимают Православие, эта традиция имеет свою более чем тысячелетнюю историю, начиная со времен святого мученика Авраамия Болгарского. Кроме мученика Авраамия Болгарского есть святые татары и потомки татар, также прославленные в лике святых. Это и святой преподобный Петр Ордынский, и святые мученики Стефан и Петр Казанские, и святой Серапион Кожеозерский, и святой Пафнутий Боровской, и другие. Особого разговора требует история православного Христианства среди татар после распада Золотой Орды и образования татарских государств...

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Болгар Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 54.982239; 49.022628 Россия, Республика Татарстан, Спасский район, Болгар Болгар, Республика Татарстан Россия История [ править править код ] Упоминания Болгар в письменных источниках начинаются с 922 года. Именно в этом году хан Болгара Альмас начинает объединять племена болгар, говорящих на тюркских языках. В этом же году в Болгар прибывает посольство из Багдадского халифата, и волжские болгары добровольно принимают ислам. Болгар (Болгары, Булгары) в 10-м веке становится столицей Волжско-Камской Болгарии, процветает, ведет обширную торговлю с государствами Востока и Запада. Булгарский рынок. Древняя Волжская Булгария Довольно быстро Болгар теряет статус столицы из-за уязвимости при столкновениях с русскими князьями, с которыми волжские болгары то мирились и торговали, то воевали, но с 13-го века (после того, как в 1236 году бывший тогда столицей Биляр был полностью уничтожен наступавшими монголами) до 1431 года снова становится столичным городом. Болгар неоднократно переживал взлеты и падения, неоднократно отстраивался с нуля. В 1236 году город был сожжен Батыем. В 1361 году хан Золотой Орды Булак-Тимур разгромил и сжег Болгары, чтобы подчинить себе начавших проявлять непокорство правителей города. В 1431 году город разрушили войска московского князя Василия Темного, так как волжские болгары стали играть определенную роль в княжеских междоусобицах на Руси. С 14-го века территория Болгар входит в состав Русского государства. Меняются маршруты торговых путей и даже русло реки, город приходит в упадок, оставаясь лишь религиозным центром и центром национальной памяти. В 1722 году Петр Первый посетил Болгары и издал указ об охране здешних памятников. Частично с этой целью на территории старого городища возводится православный монастырь (1732), монахи которого проповедовали христианство, составляли описание памятников. С 1922-го город Болгар имеет статус историко-архитектурного заповедника. Этот городок — национальная святыня для современных татар, тесно связанная с принятием ими ислама. Святые [ править править код ] Мученик Авраамий Болгарский Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Болгар

Мученик Авраамий Болгарский (+ 1229) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 1 апр. в день мученической кончины, день торжественного второго перенесения мощей во Владимире (переходящее празднование в Неделю по Пасхе), 6 марта в день первого перенесения мощей из Великого Болгара во Владимир, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Св. мученик Авраамий был родом из приволжских болгар и занимался торговлей. За исповедание им христианства его сограждане магометане подвергли его тяжким пыткам в его родном городе Великие Болгары и наконец отрубили ему голову. Русские купцы привезли его нетленные мощи в Россию, в город Владимир, где они и почивали в Княгинином Успенском женском монастыре, основанном вел. княгиней Марией (1237; см. 4 февр.—житие блгв. вел. князя Георгия Всеволодовича). На гробнице его лежали вериги, которые он носил под одеждой, свидетельствующие о его высокой аскетической настроенности. • С народам приволжских болгар связано первое государственное образование народов Поволжья и Прикамья в X в., к XII в. оно охватило территорию от Самарской луки до Северной Чувашии, мусульманство они приняли в X в. Столицей Волжско-Камской Болгарии был г. Булгар, крупный торговый центр, называемый на Руси Болгары Великие (остатки города находятся около с. Болгары в Татарстане). Место мученической гибели святого находится в полутора верстах от с. Успенское (бывшие Болгары Великие). Погребен он был на христианском кладбище этого города, и менее чем через год мощи его были перенесены во Владимир на Клязьме (6 марта), встречали их св. блгв. вел. князь Георгий Всеволодович (память его 4 февр), княгиня Мария с детьми, духовенство и народ. С тех пор происходило много чудесных исцелений у мощей святого, женский Княгинин Успенский монастырь бережно сохранял их во время татарского нашествия, в 1711г. состоялось торжественное второе перенесение мощей в главный Успенский храм монастыря. В этом монастыре много захоронений членов княжеских семей и захоронение основательницы монастыря вел. княгини Марии, дочери богемского князя Шварна (см. коммент. к житию св. блгв. вел. князя Георгия Всеволодовича — 4 февр). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437039/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраамий Болгарский, мч. - житие Святой мученик Аврамий Болгарский (память 1 апреля по старому стилю и в Неделю о расслабленном) Мученик Аврамий родился в Камской Болгарии (болгары жили между реками Волгою и Камою, впоследствии постепенно утратили свою народность и смешались с победившими их татарами) и воспитан был в магометанской вере, которую исповедовали его соотечественники. Он был человек с большими средствами и занимался торговлею, был пристрастен к суетным благам мира сего и чувственным удовольствиям, оказывал гостеприимство странникам и нищим. По благодати Божией Аврамий убедился в лживости магометанской и в истинности христианской веры и сделался истинным христианином. Исповедуя веру Христову, он пребыл непоколебим в правилах учения Спасителя и за то пострадал от своих единоземцев. Когда он приехал для торговли в их, так называемый, великий град Болгары, его склоняли и потом принуждали отречься от Христа. На эти угрозы блаженный Аврамий отвечал отказом. Тогда болгары, рассвирепев, заточили его в темницу на много дней, а затем, видя непреклонность его в вере, отсекли ему сперва руки, потом ноги и голову. Мученически скончался святой Аврамий 1 апреля 1229 года. Бывшие на ярмарке христиане, вероятно, муромские купцы, благоговейно погребли тело страстотерпца на христианском кладбище в Болгарах. Заметив совершавшиеся над гробом его чудесные исцеления больных христиан, они донесли обо всем благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу и через год отвезли тело мученика во Владимир, где великий князь Георгий Всеволодович, супруга его, дети, Владимирский епископ Митрофан, духовенство, народ встретили мощи Аврамия и перенесли их в обитель, называвшуюся Княгинин монастырь, и там положили 6 марта 1230 г. в церкви Успения Пресвятой Богородицы. После кончины Аврамия город Болгары почти весь выгорел. Русские летописцы говорят, что эти пожары Господь посылал в наказание за неповинную кровь Аврамия. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Авраамий Болгарский, мч. " .

http://pravicon.com/info-1621

Святой источник в честь мученика Авраамия (Болгар) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Святой источник освященный в честь мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца расположен на берегу реки Волга, в 1.1 км северо-западнее города Болгар Спасского района Республики Татарстан. Святой источник хорошо обустроен. Содержание История [ править править код ] В 1229 году Авраамий прибывает по Волге на торги в главный город волжских булгар, Болгар Великий. Своими христианскими проповедями он, по-видимому, и привлёк к себе внимание. Узнав, что он не русский, а следовательно не находится под защитой Суздальского князя, его арестовывают. Много и долго увещевают. Как сказано в летописном упоминании, святой мученик " проклял Магомета и веру болгарскую " . Видя непреклонность Авраамия, его повесили вниз головой, а затем обезглавили. Произошло сие в 1229 г. апреля 1-го дня. Купцы русские, бывшие свидетелями убийства, погребли Авраамия в Болгарах. На месте его казни забил источник чистой воды, от которого начали исходить исцеления. Можно предполагать, что и после смерти мученик молитвенно предстательствует за своих соплеменников. Местное предание говорит нам о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был человек магометанского вероисповедания. После завоевания Казанского царства Иоанном Грозным недалеко от места страданий мученика Авраамия был поставлен храм, где покоилась часть его святых мощей (кисть правой руки). На самом же месте мученической кончины святого Авраамия, над целебным источником, был сооружен колодец, а рядом с ним – памятник-часовня в виде четырехгранного столба, на четырех сторонах которого помещались иконы. C 1989 года, установилась традиция, в четвёртое воскресенье после Пасхи, совершать крестный ход от Свято-Авраамиевской церкви к святому источнику, где служится водосвятный молебен с акафистом. Этот день отмечается как престольный праздник церкви, богослужение отличается особенной торжественностью, у источника собирается много народу. Память мученика Авраамия свято почитается до настоящего времени, не только православными, но и последователями ислама. Удивительный факт: вплоть до настоящего времени паломники-мусульмане, посещающие город Болгары, приезжающие отовсюду, и даже из далекой Турции, считают своим долгом посетить источник мученика Авраамия, пострадавшего за веру православную от руки магометан. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Республика Татарстан, Спасский район, Болгар. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

Святой мученик Петр Казанский Святой мученик Петр Казанский пострадал вместе с мучеником Стефаном от казанских татар за обращение в христианство из мусульман. Родные после ухода русских войск взяли его силой домой и называли прежним мусульманским именем, надеясь, что он откажется от Христа. Но на все ласки и уговоры святой Петр отвечал: " Отец мне и мать - в Троице славимый Бог: Отец и Сын и Святой Дух... Если вы уверуете во Отца и Сына и Святого Духа, то и вы мне сродники; во святом Крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете " . Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедовать Имя Христа, взывая: " Христианин есмь " . Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу. О святых мучениках Стефане и Петре Казанских: " Журнал Московской Патриархии " , 1977, 8, С. 79-80. Иконописный подлинник Россия. Н. XX. Казанские святые с избранными святыми на полях (Свт. Гурий, Варсанофий, Ермоген, Герман, мученики Петр и Иоанн Казанские, Авраамий Болгарский, Стефан Казанский.) Икона. Россия. Начало XX в. Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911654.htm...

Святой мученик Стефан Казанский Святой мученик Стефан Казанский был родом из татар. Более 20 лет он страдал расслаблением ног. По взятии Казани Иоанном Грозным (1552) он уверовал во Христа и получил исцеление. Святой был крещен протоиереем Московского собора Тимофеем, который доставлял послание Митрополита Макария русскому войску. После удаления русских из Казани татары за твердость в христианской вере изрубили мученика Стефана на части, тело его разметали, а дом разграбили. Иконописный подлинник Россия. Н. XX. Казанские святые с избранными святыми на полях (Свт. Гурий, Варсанофий, Ермоген, Герман, мученики Петр и Иоанн Казанские, Авраамий Болгарский, Стефан Казанский.) Икона. Россия. Начало XX в. Россия. 1814. Русские святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 8. Музей СпбДА, табл. 63. Ретушировано. Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911657.htm...

LXVII. Речь, сказанная при посещении храма в с. Болгарах 71 . Сведения из жизни св. мученика Авраамия Болгарского И прежде я слышал о вашем селе Болгарах. И прежде, когда, я не был еще в Казани, мне говорили, что здесь у вас, в вашем селе, а может где и вблизи его, пролил кровь свою за веру Христову св. мученик Авраамий, так и названный по вашему селу, Болгарский, и как жалко, как больно жалко, что ни в Казани, ни здесь у вас не сохранилось никакого памятника, который напоминал бы нам о великих страданиях этого первомученика страны нашей. Ведь св. мученик Авраамий был здесь первый христианин, он первый посеял здесь семя Христова учения и первый полил это семя своей страдальческой кровью. Из краткого жизнеописания св. мученика Авраамия Болгарского мы знаем, что он жил здесь, именно в Болгарах. Был богат, вел обширную торговлю и нередко по торговым делам бывал в Муроме. От Муромских христиан узнал он христианскую веру и, убедившись в превосходстве ее пред магометанской, которую до того времени исповедывал, решился креститься. Долго он не объявлял себя христианином, долго скрывал это, но, наконец, воодушевляемый благодатью Божией, он выступил твердым проповедником Христова учения и ревностным обличителем магометанства. Сильно вооружились и ожесточились на исповедника и праведника Христова учения Авраамия его соотечественники и в злобе на него предали его самой мучительной смерти: они сперва отсекли у него руки, потом ноги, а затем и голову. Это было 1-го апреля 1223 года. Узнали о мученической смерти Авраамия Муромские христиане, бывшие тогда по торговым делам в Болгарах, и они-то, взяв тело его, с честью похоронили его на особом кладбище, отведенном для них в Болгарах. Впоследствии, великий князь Георгий Всеволодович выпросил у Болгар, чтобы тело св. Авраамия было передано ему, и вот когда раскрыли могилу мученика, то увидели, что тело его осталось нетленным. Св. мощи Авраамия были в Болгарах недолго: 9-го марта 1230 года они перенесены были во Владимир, в Успенский женский монастырь, где обретаются и доныне. Чаще призывайте в молитвах Св. Авраамия, и Господь не оставит вас свою милостью! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010