Как уже отмечалось в предыдущей главе в рассказе о смерти Абу Хашима Абдаллаха и начале аббасидской пропаганды, передача главенства в роду Али б. Абу Талиба не была столь простой и однозначной, как спустя примерно столетия ее стали излагать шиитские историографы. Главенство в роде достигалось не наследованием благодати, а реальной значимостью того или иного члена рода из старшего поколения, в котором наряду с положением на генеалогическом древе имели значение личная энергия и талант, обеспечивавшие признание превосходства другими старейшинами. За понятием «старейшины» не скрываются глубокие старцы: мы видели, что почти все умаййадские халифы умирали, чуть перешагнув сорокалетие и даже не достигнув до него, продолжительность жизни алидской верхушки была примерно такой. После смерти Абу Хашима Абдаллаха соперничество внутри рода шло между потомками Хасана и Хусайна. Первые принадлежали к старшей линии и могли бы рассчитывать на естественное первенство, но их предок отрекся от власти, а его брат погиб мучеником в борьбе за нее, и это давало моральное превосходство Хусайнидам. А главенство, как мы видели выше, давало право распоряжаться значительными доходами с поместий, унаследованных от Али и Фатимы. После смерти Али Зайн ал-Абидина первенство среди Хусайнидов перешло к его сыну Мухаммаду, прозванному его почитателями ал-Бакиром («Постигающим суть»). Он, действительно, был авторитетным знатоком религиозного предания и пользовался уважением среди правоведов Медины. Это положение его устраивало, и он не имел ни­каких политических амбиций. Его положение отличалось еще тем, что, будучи внуком Хусайна по отцу, он был в то же время внуком Хасана по матери, что, впрочем, не исключало существования длительного конфликта из-за права распоряжаться доходами с наследственных имений рода. Мухаммад ал-Бакир скончался в Медине в 118/736 г., и главой потомков Хусайна стал не его сын Джа‘фар ас-Садик (признаваемый шестым имамом), а брат – Зайд б. Али. Он был человеком более решительным и честолюбивым.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Богословская школа или мазхаб имама Малика Основоположник школы: Абу Абдаллах Малик ибн Анас ибн Абу Амир аль-Асбахи (сокращенно имам Малик). Годы жизни: 717–801. Источники школы: 1. Коран. 2. Сунна. 3. Деяния жителей Медины после эпохи пророка. 4. Правовые предписания сподвижников пророка. 5. Индивидуальное мнение сподвижников пророка. 6. Суждение по аналогии. 7. Метод «истислах» (благосостояние). 8. Метод «садд аз-зараи» (духовная преграда против зла). 9. Местные обычаи. География распространения школы: страны Северной Африки и Западной Африки, Кувейт, Бахрейн и другие страны. Богословская школа или мазхаб имама аш-Шафии Основоположник школы: Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафии аль-Курайший (сокращенно имам аш-Шафии). Годы жизни: 767–820. Источники школы: 1. Коран. 2. Сунна. 3. Единое мнение сподвижников. 4. Индивидуальные суждения сподвижников. 5. Суждение по аналогии. 6. Метод «истисхаб» (увязка, поиск связи). География распространения школы: Сирия, Ливан, Ирак, Палестина. Иордания, Йемен, Бахрейн, страны Юго-Восточной Азии, Россия и другие страны. Богословская школа или мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля Основоположник школы: Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль аш-Шейбани (сокращенно имам Ахмад ибн Ханбаль). Годы жизни: 780–855. Источники школы: 1. Коран. 2. Сунна. 3. Единогласие сподвижников пророка Мухаммада. 4. Индивидуальное мнение сподвижников пророка Мухаммада. 5. Метод «истисхаб» (увязка, поиск связи). География распространения школы: Саудовская Аравия, Катар, частично в ОАЭ, Кувейте, на палестинских территориях. Шиизм Шиизм (арабское «шиат (Али)» – «сторонники (Али)») – второе по численности последователей направление ислама, объединяющее 10–15% всех мусульман. Основателем шиизма считается халиф Али – двоюродный брат Мухаммада, его ближайший сподвижник и муж его дочери Фатимы, через которую у Мухаммада появились единственные внуки – Хасан и Хусейн. Шиизм объединяет различные ответвления, общим для которых является признание за Али и его потомками исключительного права на верховную – религиозную и политическую – власть в мусульманской общине.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Согласно шиитской (см. ст. Шииты ) доктрине, верховная власть И. не может зависеть от желания людей (выборность И. допускали только зайдиты ). Отвергая с самого начала принцип выборности И., шииты провозгласили, что верховная власть главы мусульм. общины и гос-ва является наследственной в роду Али , ибо право Алидов предопределено божественным установлением. И. у шиитов обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк Мухаммад открыл только Али и которое передается от отца к сыну. Будучи гарантом преемственности и чистоты религ. традиции, он должен быть непогрешимым. Согласно шиитскому вероучению, И. совмещает функции правителя исламской общины, толкователя религ. права, Корана и преданий и высшего духовного авторитета, ведущего людей к пониманию скрытого смысла вещей. Власть И., т. о., распространяется не только на мирскую и духовную жизнь людей, но и на мир «невидимый» (алам аль-гайб). Учитывая, что шиитские И. не располагали аппаратом принуждения, следует заключить, что добровольное их признание основывалось на авторитете «семьи пророка», на вере в И. и их миссию, на вере в «божественную» природу их власти. Как исполнители божественного предписания, И. не нуждаются в к.-л. дополнительном источнике власти, каким для суннитов стала, напр., иджма - формальное выражение коллективной (общинной) воли. Шииты с самого начала рассматривали И. как единственно законных и полномочных представителей Аллаха на земле, как «врата», через к-рые можно приблизиться к нему. Однако по мере естественного дробления алидского рода увеличивалось число потенциальных претендентов на верховную власть. Шиитский ислам распался на течения и общины, признававшие в качестве И. членов разных ветвей рода Али. Зайдиты, исмаилиты , имамиты, «крайние» шииты по-разному трактовали такие вопросы, как принцип передачи верховной власти, права и обязанности И., качества И., возможность их сотрудничества с правящей династией, их отношение к «несправедливым» правителям и т. п. Для подавляющего большинства в наст. время нет «видимого» И. из рода Али. Его полномочными представителями являются шиитские религ. авторитеты - «люди религии» (риджал адь-дин).

http://pravenc.ru/text/389475.html

Как бы то ни было, сирийцы в результате не выдержали натиска хорасанцев и обратились в бегство. Марван не смог удержать их и сам отошел на другой берег. На мосту была страшная давка, многие падали и тут же тонули. Чтобы избежать преследования, Марван приказал обрубить мост. Но, оказавшись в безопасности на другом берегу, он не попытался или не смог собрать в укрепленном лагере свое дезорганизованное войско, или хотя бы вывезти из него военное имущество. С остатками войска Марван прошел по восточному берегу Тигра до Мосула, где мог бы получить подкрепление, но комендант не открыл перед ним ворота города, притворившись, будто не узнает его голоса. 773 Тогда Марван уничтожил наплавной мост и пошел дальше по тому же берегу до Балада, где и переправился через Тигр. Абдаллах б. Али не бросился немедленно преследовать Марвана, надо было дать отдых войску и разделить добычу, доставшуюся в лагере противника. Абу-л-Аббас, узнав о разгроме главного врага, пожаловал участникам сражения по 500 дирхемов и еще прибавку к жалованью по 80 дирхемов в год. 774 Через семь дней после сражения Абдаллах б. Али повел свое войско по следам Марвана. На подходе к Мосулу его встретила городская верхушка, одетая в черные одежды, и сдала ему город. Абдаллах б. Али сместил правителя, назначенного Марваном, и поручил управлять Мосулом Мухаммаду б. Сулу, сыну тюркского владетеля Дихистана, завоеванного Йазидом б. ал-Мухаллабом в 717 г. Вероятно, он был не единственным представителем тюркской и иранской знати, поднявшейся на волне аббасидского движения, нам только не всегда удается их опознать за мусульманскими именами. Надеясь собрать в Харране новое войско, Марван пробыл в нем 20 дней. Однако сделать это не удалось, и при приближении Абдаллаха б. Али он ушел в Киннасрин, оставив оборонять Харран своего двоюродного брата и зятя – Абана б. Йазида б. Марвана. Киннасрин был центром военного округа, в котором формировались войска, воевавшие в Малой Азии с византийцами. Здесь также можно было надеяться собрать войско.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В старинных романах авторы, закончив счастливой свадьбой повествование о приключениях своих героев, считали необходимым рассказать читателям, как сложились дальнейшие судьбы упомянутых лиц – и благородных, и мерзавцев. Попробуем и мы воспользоваться этим старомодным приемом, как-то неловко с разбега остановиться в разгаре событий. Аббасиды, объявившие о наступлении с их приходом царства справедливости, оказались беспощадными не только к врагам, но и к тем, кто привел их к власти. Очень мешал им Абу Салама: невозможно было простить ему сорок дней неопределенности в Куфе. От него надо было избавиться, и только опасение, что Абу Муслим может вмешаться и отомстить за Абу Саламу, удерживало их от немедленной расправы. Но Абу Муслим не только не стал отговаривать братьев, но даже прислал из Мерва надежного человека, который ночью заколол Абу Саламу, возвращавшегося домой от халифа. Убийство списали на хариджитов, а Абу-л-Аббас остался вне подозрений. Это убийство прошло так малозаметно, что точная дата не запомнилась, ат-Табари относит его к 133 г. х. В том же году, но вероятно несколько позже, Абу Муслим собственноручно убил Сулаймана б. Касира, и это была не последняя расправа с сотоварищами по пропаганде и борьбе за светлое будущее в царстве справедливости. Однако до наступления царства справедливости, во имя торжества которого сирийские арабы не пожелали помочь Марвану, было далеко. Более того, положение борцов за приход этого царства только ухудшилось. Весной 751 г. восстали палестинские арабы, подавлением которых пришлось заняться Абдаллаху б. Али, и примерно в тоже время на севере Сирии произошло еще более опасное восстание, охватившее территории от Киннасрина до Тадмура и возглавленное Абу-л-Вардом, главой киннасринцев, год назад присягавшим на верность новой династии. Восставшие признали халифом Абу Мухаммада Зийада, правнука Му‘авийи б. Абу Суфйана, и надели белые одежды, символизирующие власть Умаййадов. Абу-л-Аббас послал против них своего дядю Абдассамада б. Али с семитысячным войском, подкрепленным затем еще пятью тысячами, но тот потерпел поражение и вынужден был отступить к Химсу. Абдаллаху б. Али пришлось, заключив какое-то соглашение с палестинцами, идти на помощь брату. Совместными усилиями им удалось в последние дни 132 г. х. (последние дня июля 751 г.) разгромить восставших. А за это время дамаскинцы, воспользовавшись уходом Абдаллаха б. Али, также подняли белое знамя, в вооруженном столкновении разгромили заместителя Абдаллаха, изгнали его из го­рода, разграбили имущество, оставленное Абдаллахом, но не тронули его семью. Правда, когда он возвратился победителем, мятежники покаялись, вновь присягнули и получили помилование.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

армией халифа. Однако вскоре халиф умер, и Ибн Зубайру удалось распространить свою власть на большую часть халифата. Он был признан халифом, а М. на 10 лет стала столицей халифата. После прихода к власти в Дамаске Абд аль-Малика ибн Марвана он начал поход на М. Город был взят, Ибн Зубайр убит в бою. В 747 г. М. была ненадолго захвачена прибывшими из Йемена хариджитами, к-рых вытеснили сменившие Омейядов Аббасиды. С 750 по 961 г. управление М. осуществлялось наместниками из правящей династии Аббасидов. В 930 г. на М. напали карматы и похитили находившийся в Каабе «черный камень», но в 951 г. согласились вернуть его за выкуп. После захвата Египта Фатимидами в 968 г. усилилось их влияние в Хиджазе. С этого периода М. стали управлять потомки праведного халифа Али ибн Абу Талиба, к-рых называли шарифами. В 1517 г. Хиджаз был захвачен тур. султаном Селимом I Явузом и вошел в состав Османской империи. Однако мекканские шарифы продолжали править здесь на положении их вассалов. В 1802 г. М. была захвачена ваххабитами. Султан Махмуд II обратился за помощью к своему вассалу, правителю Египта Мухаммаду Али, к-рый освободил город в 1813 г. Во время первой мировой войны (июнь 1916) шариф М. Хусайн ибн Али поднял антиосманское восстание и объявил себя королем Хиджаза. Столицей королевства стала М. (1916-1924). В 1925 г. М. была взята войсками Абд аль-Азиза ибн Абд ар-Рахмана аль-Сауда и в 1932 г. вошла в состав Королевства Саудовская Аравия. В наст. время в М. находятся учебные заведения 4 суннитских мазхабов и шиитов-имамитов, размещаются штаб-квартиры международных ислам. орг-ций. М. и ее окрестности считаются священной землей: здесь запрещены войны, охота и убой животных, исключая убой животных ради пропитания и жертвоприношения, а также вырубка деревьев. М. управляется муниципалитетом, советом из 14 избираемых на местах членов во главе с мэром (аль-Амином), назначаемым правительством. Она является столицей одноименной провинции (адм. округа). С 16 мая 2007 г. губернатором провинции является принц Халид аль-Файсал аль-Сауд. Лит.: Snouck Hurgronje C. Mekka. Den Haag, 1888-1889. 2 Bde; Encyclopédie de l " Islam: Dictionnaire géographique, ethnographique et biographique des peuples musulmans. Leyden; P., 1931; Массэ А. Ислам. М., 1982; Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам, 600-1258. М., 1988; Ислам: Историогр. очерки. М., 1991; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991; Thoraval Y. Dictionnaire de civilisation musulmane. P., 1995; Резван Е. А. Коран и его мир. СПб., 2001; Мекка и Медина - два священных города ислама. СПб.; М., 2007. И. Р. Л. Рубрики: Ключевые слова: АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/2562790.html

Новости Соавтор режиссера Тео ван Гога призывает Запад не подставлять мусульманам «вторую щеку» 07.02.2006 17:35 Амстердам, 7 февраля. Депутат голландского парламента Аян Хирши Али, соавтор режиссера Тео ван Гога, убитого радикальными мусульманами, считает, что карикатуры на пророка Мухаммеда необходимо разместить повсюду, сообщает «Интефакс-религия» . «Если Европа не будет противостоять экстремистам, культура жесткой цензуры и боязнь критиковать ислам, уже проникающие в Голландию, распространятся по всей Европе», - заявила в интервью немецкому журналу «Шпигель» Хирши Али. По ее мнению, «причина иммиграции мусульман в Европу из тех стран, которые сегодня выступили с протестом, - отсутствие в этих государствах свободы слова». При этом «тоталитарные исламские режимы, находящиеся сегодня в глубоком кризисе, подвергаются глубоким изменениям в процесс глобализации», отмечает депутат. «Опасаясь реформизма со стороны Запада, они будут выступать против западного общества с угрозами и достигнут успеха в запугивании», - считает Хирши Али. По мнению голландского депутата, в своей реакции на исламские протесты Запад «подставил сначала одну, затем - другую щеку, и такое поведение уже входит в традицию». «Мы постоянно приносим извинения, не замечая, как много оскорблений на нас сыпется». Хирши Али считает самым правильным ответом Европы на возмущение исламского мира «демонстрацию своей солидарности». По ее мнению, карикатуры на пророка необходимо опубликовать повсюду. «В конце концов, арабы не смогут бойкотировать товары из каждой европейской страны - они слишком зависят от импорта», - убеждена она. По словам депутата, «дня не проходит, чтобы радикальные имамы, в Европе или еще где, не проповедовали бы ненависть в своих мечетях. Они называют иудеев и христиан низшими созданиями - мы же говорим, что они лишь практикуют свободу слова. Когда же европейцы осознают, что исламисты не оставят им права на критику? Ведь когда Запад распластается ничком, радикалы будут более чем счастливы сказать, что Аллах сделал неверных бесхребетными». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мухаммед дозволил избить служанку, чтобы выпытать у нее правду. «Позвали служанку, и Али (Ali) сразу в нее вцепился и бил ее больно и долго, требуя, чтобы она сказала правду Пророку Божиему» (Нау- kal, 336). Согласно Корану, муж вправе избивать своих жен. В суре 4 сказано: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими […] А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их» (Коран, сура 4:38/34). Юсуф Али (АИ) пытается смягчить этот стих, добавляя слово «слегка», которого нет в арабском оригинале. Мусульманские женщины должны носить чадру, держаться сзади и на молитве преклонять колени позади мужа. В гражданских делах требуется свидетельство не менее двух женщин, хотя свидетельства одного мужчины оказывается вполне достаточно (Abdalati, 189–91). В хадисах из собрания Sahih Аль-Бухари мы встречаем следующее повествование, характеризующее статус женщин: Рассказано Ибн Аббасом (Abbas): Пророк сказал: «мне было дано увидеть преисподнюю и то, что большинство обитающих в ней — женщины, оказавшиеся неблагодарными». Его спросили: «они не верили в Аллаха?» (или: они были неблагодарны по отношению к Аллаху?). Он ответил: «они были неблагодарны по отношению к своим мужьям, не имели благодарности за любовь и добро (дела милосердия), проявленные к ним» (Bukhari, 1.29). С учетом всего изложенного совершенно невероятно звучат такие слова мусульманских апологетов: «очевидно, Мухаммед не только уважал женщину больше, нежели любой другой мужчина, но и поднял ее до положения, по праву ей принадлежащего, — достижение, на которое до сих пор оказался способен один только Мухаммед» (Haykal, 298). Еще один мусульманский автор пишет: «Ислам дал женщине права и привилегии, которых она никогда не знала в других религиях и конституционных системах» (Abdalati, 184). Нравственные дефекты Мухаммеда Мухаммед был далеко не безгрешен. Даже в Коране рассказывается, что ему приходилось просить у Бога прощения за свои дела. В суре 40 Бог говорит ему: «Терпи же! По- истине, обещание Аллаха — истина; проси прощения за грех твой» (Коран, сура 40:57/55). В другом случае Бог сказал Мухаммеду: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху и для верующих — мужчин и женщин» (Коран, сура 47:21/19). Очевидно, в прощении нуждаются грехи самого Мухаммеда, а не других людей (ср. также Коран, сура 48:2).

http://azbyka.ru/muxammed-lichnye-kaches...

Наконец, в иракские дела стал активно вмешиваться My'abuйa. Он послал в Басру своего эмиссара Абдаллаха б. Амра б ал-Хадрами, который должен был поднять басрийцев против Али Наместник Басры Абдаллах б Аббас в это время уехал в Куфу к Али разделить с ним горечь утраты Мухаммада б. Абу Бакра, а оставленный заместителем Зийад б Абихи располагал лишь горсткой охранников и вооруженных слуг. Ибн ал-Хадрами остановился в квартале тамимитов и призвал их восстать против Али. Несмотря на раздававшиеся предостережения об опасности междоусобия и кровопролития, значительная часть тамимитов во главе с Абдаллахом б Хазимом последовала его призыву Затем Ибн ал-Хадрами обратился к Сабре б Шайману, вождю аздитов, которые были главными противниками Али в «битве у верблюда». Вопреки ожиданиям Сабра ответил отказом, обидевшись, что к нему обратились во вторую oчepeдь' «Если бы ты пришел ко мне, – ответил он, – и поселился бы в моем доме, я помог бы тебе и оказал покровительство». Ибн ал-Хадрами пояснил, что амир верующих My'abuйa приказал ему остановиться у муда-ритов «Вот и следуй его приказу», – отрезал Сабра. Зийад, не имея собственных сил, вынужден был искать покровительства у жителей подчиненного ему города Он обратился к оставшимся нейтральными бакритам. Один из их вождей, ал-Худайн б. ал-Мунзир, возглавлявший бакритов при Сиффине, согласился помочь, но второй, Малик б. Mucмa', сторонник Ус-Мана, укрывавший Марвана после сражения под Басрой, отговорил его, сказав, что надо еще подумать Брат Зийада Haфu' б ал-Харис посоветовал обратиться к Сабре б Шайману. Сабра согласился взять Зийада под покровительство (джар), но только на своей территории, и Зийад перебрался в квартал аздитов с 50 верными ему людьми и перевез туда ночью казну Басры. Басра снова оказалась расколотой надвое. Тамимиты и кайситы настояли, чтобы Ибн ал-Хадрами занял резиденцию наместника. Когда он прибыл туда, его встретили вооруженные аздиты. Назревавшее столкновение предотвратил ал-Ахнаф б.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Но следует отметить, что все эти расхождения сначала воспринимались первыми мусульманами как норма, как важное и неотъемлемое свойство Божественного откровения. Появление кодекса Усмана После смерти пророка вопрос о разночтениях встал особенно остро среди его последователей. Чтобы примирить разногласия между верующими относительно правильного текста Корана, третий халиф Усман бин Аффан создал специальную комиссию из двенадцати знатоков священного текста, среди которых особое место занимал уже упоминавшийся выше Зайд ибн Сабит. В результате было составлено несколько списков Корана, которые были разосланы в крупнейшие города мусульманского государства. Текст списков получил название кодекс Усмана. Первоначально текст Корана не имел огласовок. Следует заметить, что кодекс Усмана хоть и стремился помочь избежать разногласий, но все же не ограничивался лишь одним харфом, не исчерпывая вместе с тем всех возможных вариантов чтения. Среди мусульманских корановедов также бытует мнение, что именно зайдо-усмановская версия Корана окончательно закрепила порядок расположения сур в тексте. Кроме признанного в суннитском мире кодекса Усмана существует также версия Корана 159 , признаваемая «крайними» шиитами. «Крайние» шииты уверены в том, что кодекс Усмана исказил некоторые аяты Корана, в которых говорится об Али ибн Абу Талибе – двоюродном брате и зяте Мухаммада, ставшем последним из четырех праведных халифов. Основные отличия между двумя версиями Корана заключаются в том, что в указанном списке в ряде мест вставлено имя сугубо почитаемого шиитами Али ибн Абу Талиба, а также добавлена 115 сура, которая называется «ан-Нурайн» («Два светила»), прославляющая Али ибн Абу Талиба вместе с пророком Мухаммадом. Эта сура встречалась в некоторых версиях текста Корана вплоть до XVII века. Позднее она была признана подделкой 160 . В настоящее время большинство шиитов пользуется версией Корана, составленной Усманом и Зайдом ибн Сабитом. Лишь небольшие группы шиитов, проживающих в Индии и Пакистане, продолжают использовать так называемый «список Али».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010