(Однако подлинность этого послания иногда оспаривается.) Третий Толедский собор (589) уже определенно упоминает Филиокве. Кроме того, на этом соборе король Рикаред читает Константинопольский Символ веры с включением в него Филиокве (так по крайней мере в некоторых рукописях; во всяком случае мы впервые встречаем эту вставку в Константинопольский Символ именно в рукописной традиции деяний этого собора). Филиокве появляется и в текстах Четвертого, Шестого и Одиннадцатого Толедских соборов. Пятнадцатый (688) делает по поводу учения о Троице следующее уточнение: «Итак, мы принимаем учение великого учителя Августина и следуем ему» 239 . Большинство сведений об истории Филиокве на Западе с V по VII век можно найти у Тиксерона 240 . С другой стороны, Символ веры , именуемый Свято-Афанасиевским, но происходящий, по-видимому, из Южной Галлии и довольно точно следующий формулировкам августиновского богословия, содержит Филиокве в своей оригинальной латинской версии; он восходит, возможно, ко времени, близкому к 500 году. Если не считать Испании, то, по-видимому, ни одна из Западных Церквей не включила Филиокве в Константинопольский Символ до каролингской эпохи. Его включил в Символ веры в 796 году собор в Чивидале под председательством Павлина, патриарха Аквилейского (тесно связанного с двором Карла Великого), в порядке борьбы с адопционизмом. После 787 года, когда потерпел неудачу проект брака между Константином, наследником Константинопольского престола, и Ротрудой, дочерью Карла Великого, сильно обострилась враждебность франкской империи против греков. В Каролинговых Книгах, написанных Алкуином, «по отношению к грекам употребляются самые резкие выражения: “от них пошли все ереси”. Никейский Собор (Седьмой Вселенский – против иконоборцев) называется просто “крайне нелепым синодом”; Ирина и Константин “говорят языком глупейшей гордости”; Григорий Нисский – “незнакомец, свидетельство которого не идет в счет”; наконец, Тарасий, глава и вдохновитель Собора, покрывается самыми оскорбительными ругательствами» 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Известны богато украшенные К. Напр., сохранилось детальное описание К. Латеранского баптистерия в Риме, сделанной из порфира и украшенной серебром; в центре К. находилась колонна с лампадой из золота, а по краям - изваяние Агнца из золота и серебряные фигуры Спасителя и св. Иоанна Предтечи высотой ок. 1,5 м каждая, а также скульптуры 7 серебряных оленей, из к-рых текла вода, поступавшая в баптистерий из акведука Клавдия (LP. Vol. 1. P. 174). Над стационарными К. часто строили киворий, к-рый мог иметь завесы, скрывавшие тех, кто принимали крещение обнаженными. Для удобства совершения чина К. могли быть оборудованы особыми платформами или специальными местами для священнослужителей. В некоторых регионах строительство фундаментальных писцин продолжалось и в средние века, несмотря на распространение практики крещения младенцев (напр., 8-угольная лангобардская К. с киворием из мрамора и белого известняка, выполненная по заказу Аквилейского патриарха Каллиста в 737 (дорабатывалась при его преемниках, а затем в 1463), в настоящее время находится в Музее диоцеза и сокровищницы собора в Чивидале-дель-Фриули; мраморная 8-угольная К. с платформой для епископа в Веронском соборе, созданная ок. 1122-1135; похожая на нее К. была построена в Пизе в 1246). Подробнее о стационарных К. см. в ст. Писцина . Передвижные К. В эпоху древней Церкви наряду с писцинами использовались и передвижные каменные К. Для Сиро-Палестинского региона характерны К. кубической формы (К. из горного р-на Эз-Завия IV-V вв. ( Fourdrin J.-P. Baptistères paléochrétiens du ebel Z wiye//Cah. Arch. 1996. Т. 44. P. 5-12); предполагаемая передвижная К. из Бамукки VI-VII вв. ( Khatchatrian. 1962. P. 67); К. VI в. из северосир. деревень Бабутта и Киркбизе ( Dufay B. Les baptistères paléochrétiens ruraux de Syrie du Nord//Byzantina Sorboniensia. 1998. T. 7: Géographie historique du Monde Méditerranéen/Ed. H. Ahrweiler. P. 67-77)). Вероятно, к этому же типу относится визант. К., обнаруженная при раскопках в бывш. имении кнг. А. Д. Гагариной Кучук-Ламбат (с. Кипарисное, Крым) (в настоящее время хранится в Симферопольском краеведческом музее). Подобные, но более прямоугольной формы К., украшенные резьбой и рельефами, встречаются в Армении и Грузии (см.: Iamanidz é N. Les installations liturgiques sculptées dans les églises de Géorgie (VIe-XIIIe siècles). Turnhout, 2010).

http://pravenc.ru/text/2462263.html

Ответы, сделанные от имени папы в целом, вероятно, удовлетворили Бориса, хотя более всего волновавший его вопрос о самостоятельности Болгарской Церкви решен не был. В конце ноября 866 года он принял в Плиске посланцев из Рима: епископов Формоза Портуанского, назначенного начальником римской миссии в Болгарии, и Павла Популонского. По их настоянию греческие священники или, по крайней мере, часть их были изгнаны из Болгарии. Епископ Формоз объявил даже о недействительности крещений, совершенных без утверждения епископами латинского обряда, который стал энергично внедряться в церковную жизнь Болгарии. Год спустя, 13 ноября 867 года, папа Николай скончался. Из Болгарии в Рим направились посланцы Бориса просить нового папу Адриана II поставить Формоза, впоследствии занявшего Римский престол, примасом Болгарской Церкви с титулом архиепископа, в чем Борис, очевидно, видел шаг к последующей автокефалии. Адриан отказал ему в этой просьбе. Неудачей закончилось и предложение другого кандидата в примасы – диакона Марина. Дело было не в личности предполагаемого главы Поместной Церкви, а в том, что Римская курия не предусматривала для Болгарской Церкви ни малейшей автономии. На возвратном пути посланцы из Болгарии написали на листе древнего кодекса – Чивидальского Евангелия, сохранившегося до наших дней, – помянник на латыни, в котором содержатся драгоценные сведения о семье святого Бориса: «Князь Михаил (крещальное имя Бориса. – В.Ц. ), и его брат Докс, и другой его брат Гавриил, и супруга его Мария, и сын его Расате, и другой Гавриил, и третий сын Симеон, и четвертый сын Иаков, и дочь его монахиня Пракси, и другая дочь его Анна…» . Византийские священники в Болгарии могли совершать богослужение и на греческом, и на обретшем в ту пору письменность славянском языке Потерпев фиаско в стремлении получить из Рима санкцию на учреждение в Болгарии Поместной Церкви, Борис решил возобновить каноническое общение с Константинопольским патриархатом: Константинополь, не желая даровать автокефалию Болгарской Церкви, признавал самый институт автокефалии, а папистская экклезиология напрочь отрицала самую возможность церковной автокефалии. Имелось и еще одно существенное обстоятельство, которое подталкивало Бориса к примирению и сближению с Константинополем: в отличие от миссионеров из Рима, служивших исключительно на латыни, византийские священники в Болгарии могли совершать богослужение и по-гречески, и на обретшем в ту пору письменность славянском языке, которым пользовались как природные славяне, так и славяноязычные болгары. Во время визита посланников из Болгарии к папе Адриану там находились равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, и весть о переводе Священных и богослужебных книг на славянский язык дошла до Болгарии не позже возвращения делегации на родину.

http://pravoslavie.ru/151357.html

Но Проспер Аквитанский, сообщая в письме Августину, что провансальские монашеские круги считают важной также и роль человеческой инициативы перед лицом дара Божия, тут же уточняет, что главный противник Августина в этом отношении, Арльский епископ Иларий (или Элладий), помимо этого пункта, является " Вашим поклонником и учеником в отношении всех Ваших учений в целом, да знает об этом Ваша святыня " Таким образом, можно думать, что даже в леринских кругах троичное богословие Августина не вызывало никаких возражений. В приятии этого учения на Западе следует различать два пункта: с одной стороны, восприятие самой троичной доктрины и Филиокве как таковых, с другой стороны, включение Филиокве в Символ веры. Можно сказать, что уже в V веке на Западе августиновское решение вопроса об исхождении Святого Духа было признано авторитетным, и во всей Латинской Церкви учили, что Дух Святой исходит от Отца и Сына (a Patre et Filio) Среди сторонников Филиокве этого времени можно указать святого Павлина Ноланского (+431), святого Виктриса Руанского (+407), леринских и провансальских авторов Фавста Риезского, Геннадия Марсельского, святого Евхерия Лионского, святого Проспера Аквитанского, папу святого Льва Великого; в последующем веке святого Кесария Арльского, святого Фульгенция Руспского, святого Авита Виенского, Боэция, папу святого Гормизда в VII веке следует упомянуть папу святого Григория Великого (+604), испанцев святого Исидора Севильского и святого Ильдефонса, а также синодическое послание папы Феодора в Константинополь в 643 году. Если не считать Испании, то, по-видимому, ни одна из Западных Церквей не включила Филиокве в Константинопольский Символ до каролингской эпохи. Его включил в Символ веры в 796 году собор в Чивидале под председательством Павлина, патриарха Аквилейского (тесно связанного с двором Карла Великого), в порядке борьбы с адопционизмом. После 787 года, когда потерпел неудачу проект брака между Константином, наследником Константинопольского престола, и Ротрудой, дочерью Карла Великого, сильно обострилась враждебность франкской империи против греков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/416/...

Немногое осталось у старух, но и те стараются забыть, что знают. Так, медицина народная совершенно исчезла; а капелланы, принимающие на себя должность лекарей, далеко не могут заменить ее своим незнанием. ______________________________________________ СЛОВИНЫ – Куда же пойдете от нас? – Как-то спросил меня добрый священник резиянский, когда мы сидели с ним на камне перед его домиком, и любовались видом гор, поднимающихся огромным утесистым валом на юг от долины резиянской. – Мне бы хотелось, – отвечал я, – пробраться к словинам; в Каринтии слышал я, что где-то во Фриуле есть какие-то словины. – Как же. Вон видите – старик указал на гору Музец – справа от горы тропинка вьется вверх по зелени, мимо леска, еще выше меж скал, и потом по снегу. Идучи по ней, наш брат резиянец в три часа (Три часа слишком мало; нужно по-настоящему 4–5) ходьбы приходит к этим словинам. Только теперь она опасна, где скользка, где и завалилась свежим снегом. Если пойдете и на обход, то все-таки за день будете по ту сторону Музца. – И потом старик рассказал мне, что слышал о словинах; сам он не был у них никогда: – Да, побывайте у них, – говорил он мне, – у них, забытых всеми, будто их и нет на белом свете. 30 апреля (1841) я вышел из долины Резиянской тою же дорогой, какою пришел, и из Белы-Резиуты повернул налево по дороге в Чивидаль, с тем, чтобы с нее свернуть, где будет лучше, в горы и пришел на ночь в Терчет (Tarcento). Кто ездил по дороге из Вены в Милан, тот, может быть, вспомнит и реку Tagliamento или, как там называют, Tajamento-Tajo, на теченье которой можно было полюбоваться с холмов Венцонских, как она, вырвавшись на волю из гор Фриульских, по которым собирала свои воды, красиво и вольно разливается по Фриульской приморской долине. На этой долине, по левую сторону Тая лежат города Видем (Udine) и Чивидаль (Cividale). За ними далее на запад поднимаются горы: с Миланской дороги можно видеть их вершины, из которых иные и в июне покрыты еще снегом. Эти горы идут с севера на юг между водами Сочи (Isonzo) и Тера (Тогге) к Градишке (Gradisca), и далее, где они сливаются в одно русло. В этих-то горах живут словины, или штяви (Schiavi), как их называют их западные соседи. Часть их принадлежит к графству Горицкому (Gorizia-Gorz), а часть к Фриулю. На север они поднимаются к горе Музцу (Muzac-Muzy), на юг за Чивидаль. На западе, где только начинается долина, словинов уже нет. Так, нет их вовсе направо от дороги, идущей из Жемоны (Gemona) в Чивидаль; нет кое-где и налево от этой дороги, где только горы образуют пологие склоны: все места, более других привольные, заняты фурланами.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @17707@ Подпись к иллюстрации: Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Размер файла: 198.32 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 13.03.2019 17:24:47 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/17707.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. 1078-86.] Ап. Петр с княгиней Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Миниатюра. Кодекс Гертруды. Русь. 1078 - 1086 гг. Чивидале. Национальный Археологический музей. Италия. Файл 11167.jpg:   Размер: 625x1200, 0.75 MPix, 237 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (213) , (2) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 11168.jpg:   Размер: 262x1200, 0.31 MPix, 46 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (140) , (3) . Описание: [Русь. 1078-86.] Спаситель с предстоящими (ап. Петр и кн. Ярополк, св. Ирина и кн. Ирина). Миниатюра. Кодекс Гертруды. Русь. Чивидале. Национальный Археологический музей. Италия. Файл 11169.jpg:   Размер: 809x1200, 0.97 MPix, 408 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (226) , (3) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 11170.jpg:   Размер: 890x1200, 1.07 MPix, 138 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (170) , (3) .

http://pravicon.com/icon-3211-photo

678 Ср. престол Раткиса в Чивидале: три звезды; ангел летящий указывает волхвам на Иисуса Христа (Garrucci, CDXXIV, 3); также см. фляжку для елея: возле волхвов ангел и вверху звезда (ibid., CDXXXIII, 7). 680 H. Покровский, Стенные росписи, стр. 127 и 153; ср. стеноп. параклиса Св. Пояса в Афоноватопед. мон. 681 Ср. неверное замечание А. Шульца, будто Богоматерь в древнейших памятниках «лежит». Die Leg. v. Leben, d. I. Maria 58; то же Beissel, Die Bilder d. Handschr. d. Kaisers Otto in Münster zu Aachen, S. 86. 682 Относящиеся сюда места указаны Гофманом: Das Leben Jesu nach den Apocryphen, 112–113. Ср. архиеп. Филарета Догматич. богосл., ч. II, изд. 3, стр. 46–49, 54 и след. 683 Nulla ibi obstetrix, nulla muliercularum sedulitas intercessit. Hieron. De perpet. virginit. Mariae. Contra Helvidium. Migne, s. l. t. XXIII, col. 192. Cf. Tischendorf, Ev. apocr. prolegg., XXV; Lehner. Marienverehrung, 138. 685 Слово на Рождество Богородицы. Христ. чт., 1836, III, 240. Migne, s. gr., t. XCVII, col. 865. Ср. выражение Библии бедных: absque dolore paris stella Maria maris. Bibl. pauper. Ed. Laib u. Schwarz, tab. 1. 687 Четьи-Минеи 25 Дек., Изд. 1700 г, ч. II, л. 258. Ср. сказ. о земной жизни Пресв. Богородицы, стр. 162–163. Изд. 1869 г. 688 Бернард Клервоский: sola sine corruptione concepit, sine gravamine tulit, sine dolore parturivit. R de Fleury, L’Evang. I, 45. Cf. Hofmann, 113. Leg. aurea, с. VI, p. 42: sine dolore peperit. 689 Импер. публ. библ. F. XIII, 19 (из собр. еп. Порфирия); ср. выше выдержку из подл. критич. ред. 691 Epiph. De vit. proph. Migne, s. gr., t. XLIII, col. 421–422. Для образца приведем начало этого сказания по греческому оригиналу: Ο τος προφτης σημεον δδωκε τος ερυσιν Αγπτου, τι δε σεισθναι τ εδωλα ατν κα συμπεσεν τ χειροποητα ατν, ταν πιβ ν ιγπτ Παρθνος λοχυουσα βρφος θεοειδς κ. τ. λ. 693 Ev. pseudo-Matth., с. XIII: Nulla sanguinis pollutio facta est in nascente, nullus dolor in parturiente. Virgo concepit, virgo peperit et virgo permansit.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008