(Однако подлинность этого послания иногда оспаривается.) Третий Толедский собор (589) уже определенно упоминает Филиокве. Кроме того, на этом соборе король Рикаред читает Константинопольский Символ веры с включением в него Филиокве (так по крайней мере в некоторых рукописях; во всяком случае мы впервые встречаем эту вставку в Константинопольский Символ именно в рукописной традиции деяний этого собора). Филиокве появляется и в текстах Четвертого, Шестого и Одиннадцатого Толедских соборов. Пятнадцатый (688) делает по поводу учения о Троице следующее уточнение: «Итак, мы принимаем учение великого учителя Августина и следуем ему» 24 . Большинство сведений об истории Филиокве на Западе с V по VII век можно найти у Тиксерона 25 . С другой стороны, Символ веры , именуемый Свято-Афанасиевским, но происходящий, по-видимому, из Южной Галлии и довольно точно следующий формулировкам августиновского богословия, содержит Филиокве в своей оригинальной латинской версии; он восходит, возможно, ко времени, близкому к 500 году. Если не считать Испании, то, по-видимому, ни одна из Западных Церквей не включила Филиокве в Константинопольский Символ до каролингской эпохи. Его включил в Символ веры в 796 году собор в Чивидале под председательством Павлина, патриарха Аквилейского (тесно связанного с двором Карла Великого), в порядке борьбы с адопционизмом. После 787 года, когда потерпел неудачу проект брака между Константином, наследником Константинопольского престола, и Ротрудой, дочерью Карла Великого, сильно обострилась враждебность франкской империи против греков. В Каролинговых Книгах, написанных Алкуином, «по отношению к грекам употребляются самые резкие выражения: «от них пошли все ереси». Никейский Собор (Седьмой Вселенский – против иконоборцев) называется просто «крайне нелепым синодом»; Ирина и Константин «говорят языком глупейшей гордости»; Григорий Нисский – «незнакомец, свидетельство которого не идет в счет»; наконец, Тарасий, глава и вдохновитель Собора, покрывается самыми оскорбительными ругательствами» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

   Но, увы, не весь епископат Запада следовал его примеру. В 796 или 797 г. патриарх Аквилейский Павлин председательствует на соборе епископов своего округа в Чивидале Фриульском. Цель собора — утвердить законность прибавки слова Filioque к Символу. В обширной речи Павлин развивает свои взгляды на смысл соборных определений и назначение Символа веры. По его мнению, если отцы Константинопольского собора прибавили к Символу член о Святом Духе, не имевшийся в Никейском оросе, то современной ему Церкви принадлежит право вставить в Символ «и от Сына», чтобы противостоять еретикам, утверждающим, что Дух исходит от Одного Отца. Павлин признает, что в Священном Писании существуют основания для того, чтобы читать Символ без прибавки, но текстов в пользу «и от Сына» он находит достаточно. Аргументов из блж. Августина у него нет ни одного. Необходимость исповедовать исхождение Святого Духа от Сына вытекает исключительно из догмата о единосущии, который он вновь излагает и приходит к следующему заключению:    Если Отец пребывает в Сыне и Сын во Отце, неразделимо и существенно, то каким образом можно не верить, что Святой Дух, единосущный Отцу и Сыну, всегда исходит от Отца и Сына, существенно и неразделимо.    На соборе читается Символ с прибавкой и тем самым Аквилейский патриарх входит в церковном отношении в орбиту Франкской империи, где прибавка уже давно принята и считается неоспоримой. Павлин делает даже соответствующий доклад Карлу, просит его одобрить постановления собора и даже, если ему это будет угодно, произвести в них изменения. Этот текст Павлина показывает, как высоко стоял престиж аахенской теократии на Западе и с какой покорностью часть западного епископата подчинялась воле Карла и положила уже в это время начало соборным осуждениям греков в ереси. Правда, Фриульский собор не имел значительных последствий: начиная с 787 г., между Аахеном и Константинополем ведутся переговоры о мире и даже о союзе между двумя империями, закрепленном браком самого Карла с византийской василиссой Ириной. При таких обстоятельствах обвинения греков в ереси со стороны франков на время прекратились.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. В ходе территориальных споров Урс опирался на синодальный протокол, датируемый временем до лангобардского нашествия, в к-ром определялось, что обл. Карантании подчинена кафедре А., а архиеп. Арно ссылался на более поздние решения пап Захарии (741-752), Стефана II (752-757) и Павла I (757-767), к-рыми Карантания передавалась в церковное управление Зальцбурга. В 811 г. Карл Великий провел границу между спорящими сторонами по р. Драве: Зальцбург, в 798 г. возведенный в ранг архиеп-ства, получил земли к северу от реки. При Патриархе Урсе миссионерская деятельность распространилась также на хорватов Далмации. Вероятно, аквилейские миссионеры действовали также в Паннонии и Моравии . Чивидали, насколько можно судить по слав. именам из Чивидальского Евангелия , являлся местом паломничества для слав. предводителей. А. и Венеция наряду с Римом и К-полем входили в число предполагаемых целей путешествия, предпринятого святыми Кириллом (Константином) и Мефодием для рукоположения своих учеников. Предполагают, что Кирилл и Мефодий перевели на слав. язык наряду с греч. также и лат. богослужебные тексты, бывшие в употреблении в А. и в землях, охваченных ее миссионерской активностью. Патриархи А. с X в. прибегали к помощи герм. императоров. В XI в. их могущество достигло апогея и фактически они стали феодальными государями. Патриарх Поппо (1019-1044) получил право чеканить собственную монету и вел большое строительство. На Римском Соборе 1047 г. А. занимала 4-е место в зап. церковной иерархии (после Рима, Равенны и Милана). Но соперничество Патриархов Градо и А. развивалось не в пользу последних: в 1053 г. папа Лев IX подтвердил юрисдикцию Градо над Истрией и Венецией, ограничив обл. А. древними границами лангобардских владений. В XIII-XIV вв., после того как местопребыванием патриархов стал г. Удине, начинается упадок Патриархата, вовлеченного в постоянные политические споры Венеции и империи. В 1445 г. он попал под контроль Венеции (где с 1451 находилась собственная патриаршая кафедра, перенесенная из Градо), а в 1509 г.- Австрии. Папской буллой от 16 июля 1751 г., изданной по настоянию императрицы Марии Терезии, Аквилейский Патриархат был упразднен, а вместо него образованы 2 архиеп-ства: Удине (еп-ства Венеция и Истрия) и Гориция (еп-ства Комо, Тренто, Педена и Триест).

http://pravenc.ru/text/63826.html

Во время спора о «трех главах» еп. Аквилейский Павлин I, принявший ок. 558 г. титул Патриарха и претендовавший на второе после папы место в зап. церковной иерархии, отверг осуждение «трех глав» на своем местном Соборе (558), что послужило причиной схизмы. Во время нашествия лангобардов (568) Павлин нашел убежище в Градо . С кон. VI в. территория Патриархата была разделена между Византией и лангобардами. Лангобардские герцоги Фриуля поддерживали схизму в своих интересах, и, когда Патриарх Кандидиан восстановил общение с папой Бонифацием IV (606/7), еп. Фриульский тоже был провозглашен патриархом. Епархия разделилась: Патриархат в Градо - Новая А.- на территории, контролировавшейся Византией, состоял в общении с Вселенской Церковью, а кафедра патриархов-схизматиков, Старая А., находилась первоначально в Кормонсе, затем (с VIII в.) в Чивидали, в лангобардском Фриуле. Разделение сохранилось и после окончательного прекращения схизмы в связи с осуждением «трех глав» на Аквилейском Соборе 698 г.: церковная обл. Градо включала сев. и вост. побережье Адриатики с Венецией, а Аквилейский Патриархат охватывал лангобардские владения в Сев. Италии и Альпийские области. После завоевания королевства лангобардов Карлом Великим епископы А. перешли под покровительство франк. королей. Павлин II получил от Карла грамоту с подтверждением прав клира А. избирать себе Патриарха (792). Павлин II участвовал в экспедициях Пипина, кор. Италии, против аваров и славян. Летом 796 г. на Дунае епископы Зальцбургский, Пассауский и Патриарх Аквилейский подписали протокол, в к-ром определялись принципы обращения в христианство славян и аваров. Об активности Аквилейской Церкви в слав. княжестве Карантания (Хорутания; совр. территория Словении и Юж. Австрии), где епископы Зальцбурга вели миссионерскую деятельность с сер. VIII в., нет практически никаких письменных свидетельств - по крайней мере не существует документа, сопоставимого с созданным в 870/71 г. соч. «Conversio bagoariorum et carantanorum» (Обращение баварцев и хорутан), обосновывающим претензии Зальцбурга на слав. земли. Но нек-рые косвенные данные археологии, топонимики, лингвистики, а также литургики позволяют определенно утверждать, что миссионерская деятельность велась из А. на всей территории Карантании. После смерти Павлина, находившегося в дружеских отношениях с архиеп. Арно Зальцбургским , его преемники Урс (805-810) и Максенций (810-837) стремились к восстановлению А. в прежних границах, что привело к конфликту с Зальцбургом.

http://pravenc.ru/text/63826.html

Хранившаяся в Киево-Печерской лавре еще в XIX в., она считается пропавшей во время Второй мировой войны 1144 . Святыня описана киевским митрополитом Евгением Болховитиновым в 1825 г. 1145 Это была икона, как тогда полагали, «греческого письма», на кипарисовой доске, горизонтального формата, размером 9 на 6 с половиной вершков (около 29x40 см, что соответствует размеру сохранившихся до наших дней реплик, о которых будет сказано ниже). По сторонам ложа Богоматери были изображены небольшие компактные группы апостолов, за ложем – Христос с душой Богоматери, по сторонам его фигуры – два летящих ангела. Судя по сохранившимся репликам, в передней стенке ложа Богоматери, в левой его части, была серебряная дверца (в репликах иногда она изображалась средствами живописи, а иногда делалась из настоящего металла). Лаврская святыня была покрыта роскошным золотым окладом, украшенным крупными бриллиантами и другими камнями. Икона висела в Успенской церкви над центром иконостаса – над царскими вратами, на двух шелковых шнурах, и могла, по необходимости, опускаться и вновь подниматься. Празднование в честь «Успения Киево-Печерского» совершается не только 15 августа – на Успение, но и 3 мая, в день памяти преподобного Феодосия Печерского , и в этом обстоятельстве содержится намек на связь иконы с древнейшим периодом истории Киево-Печерского монастыря, с XI веком. Как показал И. Карабинов , в Киево-Печерском монастыре самой чтимой «наместной» иконой было не «Успение», а другой образ, с фигурой Богоматери с младенцем на престоле 1146 . Одно из воспроизведений «наместного» образа видят в миниатюре начала XII в. в Кодексе Гертруды (Чивидале, Национальный археологический музей), а другой – в иконе XIII в. «Богоматерь Свенская» (ГТГ). Поскольку до наших дней не дошло ни само древнее «Успение», ни письменные свидетельства о его существовании в XI в., а сохранившиеся реплики относятся лишь к XVII в. и более позднему времени, то исследователи поставили вопрос о том, правомерно ли видеть в этих репликах отражение древнейшего памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лиутпранд чтил православные святыни и заботился об их сохранности. Когда мусульмане захватили Сардинию, куда в свое время перенесли из Африки, ранее включенной в состав халифата, мощи блаженного Августина, он приказал выкупить их у мусульман и перенести в свою столицу – Тицин. Железная корона лангобардских королей Столичную кафедру Тицина, или Павии, при Лиутпранде занимал его родственник Петр, который в правление короля Ариперта пребывал в ссылке в Сполето. По словам Павла Диакона, его «украшал цветок девственного целомудрия» . Король заботился о том, чтобы и на другие кафедры ставились достойные епископы. На престол Аквилеи после кончины Патриарха Сирена был, по рекомендации короля Лиутпранда, избран архидиакон из Тарвизиума (Тревизо) Каллист. Юрисдикция Патриархов Аквилейских распространялась на северо-восточную часть Лангобардского королевства. И вот, когда в 739-м г. между Патриархом Каллистом и Фриульским герцогом Пеммо, имевшим резиденцию в Форуме Юлия (современном Чивидале), разгорелся конфликт, Лиутпранд взял сторону Каллиста. А причиной ссоры послужил переезд Патриарха, не имевшего, как и его предшественники, возможности жить в своем кафедральном городе из-за того, что тот находился в опасной близости к границе, из крохотного городка Кормонса, где находилась его временная резиденция, в столицу герцогства, в дом, который занимал епископ Юлиана Карникума Аматор, удаленный Каллистом из своей прежней резиденции. Герцог Пеммо, взявший сторону Аматора, велел схватить Патриарха и поместить его «в замок Потий, который расположен над самым морем... он держал его в тюрьме и кормил его хлебом горести... Короля Лиутпранда охватил великий гнев, и он отобрал у Пеммо герцогство и назначил вместо него его сына Ратхиса» , который был племянником короля по сестре. Лиутпранд стремился к сближению с северными соседями лангобардов – франками и баварами Лиутпранд стремился к сближению с северными соседями лангобардов – франками и баварами. В 720-м г. он женился на Гунтруде, дочери герцога бавар Теудеберта. Ее дядей по матери был майордом королевского дома Меровингов и фактический правитель государства франков – Карл Мартелл, так что брак Лиутпранда способствовал налаживанию добрых отношений лангобардов с франками.

http://pravoslavie.ru/126840.html

Крещение Преславского двора. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 68 v) Крещение Преславского двора. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 68 v) После принятия Крещения Б. выступил решительным защитником христианства и в марте 866 г. подавил вспыхнувшее в защиту языческой религии восстание боляр, недовольных «недобрым законом» князя, казнив представителей 52 тюрк. болярских родов. Стремился также к строгому соблюдению христ. норм, обычаев и обрядов. В лат. переводе сохранилось 106 ответов папы Римского Николая I на переданные понтифику родственником князя Петром и болярами Иоанном и Мартином вопросы Б. Эти ответы, составленные Анастасием Библиотекарем , являются важнейшим источником по истории Болгарии в период принятия христианства. Возвращаясь из Рима, участники болг. посольства (кон. 867), призванного убедить папу Адриана II назначить примасом Болгарии главу папской миссии в стране еп. Портуанского Формоза, написали на листах древнего Евангелия (см. Чивидальское Евангелие ) помянник на лат. языке, к-рый содержит сведения о семье и родственниках Б.: «Князь Михаил, и его брат Докс, и другой его брат Гавриил, и супруга его Мария, и сын его Расате, и другой Гавриил, и третий сын Симеон, и четвертый сын Иаков, и дочь его монахиня Пракси, и другая дочь его Анна...» Болгарский народ решает принять христианскую веру. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилацы. XII в. (Vatrit. gr. 2. Fol. 68 r ) Болгарский народ решает принять христианскую веру. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилацы. XII в. (Vatrit. gr. 2. Fol. 68 r ) После Крещения страны Б. поставил своей целью создание автокефальной Церкви Болгарии, предполагая со временем сделать ее главой своего младшего сына Симеона , получившего образование в К-поле. В 60-х гг., пытаясь осуществить задуманное, Б. колебался в выборе церковной юрисдикции между К-полем и Римом. Решение в пользу Византии он принял на Соборе в столице империи в 869-870 гг. (см. статьи: Болгария , Болгарская Православная Церковь ). Помимо предпочтения Б. визант. модели взаимоотношения светской и духовной властей важную роль в его решении сыграло и то, что папы Николай I и Адриан II отказывались утвердить на пост главы Болгарской Церкви кандидатов Б., сначала еп. Формоза, затем диак. Марина.

http://pravenc.ru/text/153131.html

Заимствовав аквилейскую легенду о М., венецианцы использовали ее для возвеличения своего города, ставшего центром почитания евангелиста. С ростом значения Венеции патриаршая резиденция Градо вошла в сферу влияния Венецианской республики. С сер. XI в. патриархи обычно жили в Венеции (в 1451 на основе упраздненных Патриархата Градо и еп-ства Кастелло был создан Венецианский Патриархат; см. в ст. Латинские Патриархаты ). Соперничество с патриархами Аквилеи (Чивидале), ставшими церковными князьями Свящ. Римской империи, приводило к военным столкновениям, напр., при Аквилейском патриархе Поппоне (1019-1042). В 1031 г. Поппон возглавил освящение заново построенной им патриаршей базилики в Аквилее. На росписях в апсиде храма, выполненных в то же время, представлена Пресв. Дева Мария во славе, с предстоящими М., Эрмагорой и другими местными святыми, а также с патриархом и представителями имп. семейства ( Dale. 1994. P. 59-61). Патриарх Ульрих II (1161-1182), пытавшийся захватить Градо, потерпел поражение от венецианцев, но благодаря успешному посредничеству в переговорах папы Александра III с имп. Фридрихом I Барбароссой получил привилегии от понтифика и императора. В 1177 г. вместе с патриархом Градо он присутствовал на торжественной встрече папы в Венеции, а в 1180 г. оба патриарха заключили мирное соглашение (Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1923. Vol. 7. Pars 1. P. 39-40; см.: Madden T. F. Enrico Dandolo and the Rise of Venice. Baltimore, 2007r. P. 70, 76-78). Вероятно, завершение многовекового противостояния было отмечено созданием цикла фресок в крипте патриаршей базилики, который иллюстрировал легенду о проповеди М. и об основании Аквилейской Церкви ( Dale. 1994. P. 78-84; Idem. 1997; Cozzi E. Gli affreschi della cripta di Aquileia//La Basilica di Aquileia: Storia, archeologia ed arte/Ed. G. Cuscito. Trieste. 2010. Vol. 2. P. 489-520). В XI-XII вв. в базилике М. (Сан-Марко) в Венеции также были размещены циклы изображений (на алтарном антепендии (Пала д " Оро), мозаиках и т. д.), связанные не только с аквилейской легендой, но и с почитанием М. как покровителя Венеции (см.: Caselli. 2009; Dale. 1994).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

В 776-м г брат Павла Арихис принял участие в закончившемся поражением восстании лангобардов против господства франков, был схвачен и отправлен заложником в Галлию, после чего сам Павел поступил в основанный отцом западного монашества преподобным Венедиктом прославленный монастырь в Монте Кассино. Когда в 782-м г. Карл Великий посетил Рим, Павел через приближенного к монарху Петра Пизанского направил Карлу стихотворную элегию, в которой изложил горестную участь своей семьи. «Его брат, увезенный во франкское королевство, уже долгие годы томится в заключении; его невестка, выгнанная из дома с четырьмя детьми, влачит полунищее существование; постригшаяся в монахини сестра ослепла от горя и слез» . Рассказав о бедствиях своих близких, Павел просит короля явить им свое милосердие. Надежда Павла Диакона на великодушие Карла не была посрамлена, его брату дарована была свобода. Оценив ученость Павла, монарх пригласил его в Ахен ко двору. 4 года Павел провел в Ахене, став там одним из самых авторитетных «академиков». Вместе со своим соотечественником и другом Петром Пизанским Павел исполнял должность преподавателя греческого языка при Академии. По поручению короля он составил двухтомную хрестоматию образцовых проповедей, сочинял эпитафии лицам, принадлежавшим к королевской династии, знатным сановникам и придворным дамам, писал стихотворные послания Карлу, на которые от имени монарха стихами же отвечал Петр Пизанский, составил «Деяния Мецких епископов» (Gesta episcoporum Mettensium), послужившую образцом для позднейших авторов трудов по истории той или иной епископской кафедры. Несмотря на успех своих научных и литературных трудов, несмотря на свою славу и популярность, на уважение со стороны монарха, Павел тяготился пребыванием на чужбине и стремился вернуться в Италию, в монастырь в Монте Кассино, и после 4 лет пребывания при дворе, в 787-м г., он, наконец, выехал из Ахена, задержавшись на пути в Монте Кассино в родном Чивидале во Фриуле. Там он составил Кодекс посланий святого Григория Двоеслова для монастыря Корби. Собранию предпослано предисловие в виде послания аббату Корбийскому Адаларду. Сохранился единственный манускрипт с автографом Павла Диакона, который ныне хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.

http://pravoslavie.ru/133195.html

Вместе с другими североитальянскими епископами Аквилейские патриархи не приняли постановлений этого собора как противоречащие Халкидонскому собору и на протяжении полувека сопротивлялись уговорам Римских пап и императорских чиновников. Лангобарды, овладевшие в сер. VI века Северной Италией, стали поддерживать отколовшихся епископов в контексте своей борьбы с римской администрацией. Поэтому, когда в 607 г. Аквилейский патриарх Кандидиан примирился с Римской и другими православными Церквами, лангобарды избрали нового патриарха с тем же титулом Аквилейский, резиденцией которого стал город Чивидале (Civitas Austraie). Лишь в 700 г. был положен конец этому расколу, когда лангобардский Аквилейский патриарх вступил в общение со своим соперником и с Римом. Однако это примирение стало причиной многовековых юрисдикционных споров между двумя Аквилейскими патриархами, которые оказались двумя епископами одной епархии. Позднее титул Градского патриарха Аквилеи перешел к венецианскому епископу, а «лангобардские» патриархи Аквилеи стали проводниками франкских, а впоследствии – австрийских интересов в Северной Италии. Несмотря на гибель самого города, имя Аквилеи оставалось живо на протяжении всего Средневековья 26 . 2. Предшественники и современники святителя Хроматия Епископ Аквилейский Фортунациан (ум. до 368) Среди епископов Аквилейских на особом месте стоит Фортунациан, известный во многом благодаря той неоднозначной роли, которую он сыграл в истории арианских споров на Западе. Вначале он зарекомендовал себя как сторонник определений Никейского собора. В 345 г. он принимал в Аквилее святителя Афанасия Великого , находящегося в ссылке, а позднее, на соборе в Сардике, он выступал в числе западных епископов, защищавших святителя Афанасия 27 . Однако в Милане, на соборе, созванном Констанцием в 355 г., Фортунациан не занял той позиции, которую от него ожидал папа Римский Либерий, сторонник Никеи. Более того, когда папа Либерий посетил Аквилею на пути из Рима во Фракию, куда он был сослан, то именно под влиянием Аквилейского епископа Фортунациана он изменил свое отношение к Никее и впоследствии подписал армянское «Исповедание» в Сирмии в 357 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

   001    002    003    004    005    006   007     008