Мученичество сщмч. Дионисия Ареопагита. Фрагмент алтарной картины. Худож. Ж. Малуэль. Нач. XV в. (Лувр, Париж) Мученичество сщмч. Дионисия Ареопагита. Фрагмент алтарной картины. Худож. Ж. Малуэль. Нач. XV в. (Лувр, Париж) В 1053 г. кор. Франции Генрих I приказал освидетельствовать мощи Д. А. в Сен-Дени, чтобы опровергнуть притязания монахов Санкт-Эммерама. Об этом упоминает Ригорд в соч. «Деяния Филиппа Августа» (ActaSS. T. 4. Col. 967). Ригорд сообщает, что, когда слух об обретении мощей Д. А. в Регенсбурге достиг Парижа, кор. Генрих I направил к герм. имп. Генриху III (1046-1056) послов с просьбой отложить церемонию открытия мощей до получения результатов освидетельствования святыни в Сен-Дени. Император согласился и послал во Францию представителей. В их присутствии в Сен-Дени было произведено вскрытие раки Д. А., в к-рой были обнаружены мощи святого в целости, кроме шейных костей, хранившихся в Вержи, и части руки, перенесенной папой Стефаном II в Рим. Однако немцы заявили, что в раке почивают мощи др. святого. По свидетельству «Саксонского анналиста» (нач. XII в.), в 1052 г. в Регенсбург прибыл Римский папа Лев IX , к-рый якобы признал обретенные там мощи подлинными (Ibid. Col. 973). Были составлены 2 подложных послания папы Льва IX к франц. кор. Генриху I, подтверждавшие подлинность мощей Д. А. в Регенсбурге (Ibid. Col. 975-977), а также подробное сказание франц. мон. Гаймона об открытии мощей в Сен-Дени (нач. XIII в.). Он опровергал притязания монахов Санкт-Эмме-рама на обладание мощами Д. А. и отрицал, что подлинность мощей была подтверждена папой Львом IX. Спор между мон-рями Сен-Дени и Санкт-Эммерам закончился лишь в кон. XIX в., почитание мощей в Регенсбурге прекратилось. В XII в. аббат Сен-Дени Сугерий провел полную реконструкцию монастырского комплекса. На месте старой каролингской базилики была выстроена новая церковь, в ее нижнем храме хранились мощи Д. А., Рустика и Елевферия, а также др. святых. Мощи Д. А. были положены в новую раку. Впосл. они неоднократно выставлялись для всеобщего почитания перед главным алтарем верхнего храма, а также временно переносились в Париж по просьбе короля или членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/178443.html

По мнению исследователей, Фульрад способствовал широкому распространению почитания мученика на территории гос-ва Каролингов ( Stoclet. 1993. P. 238, 243, 307-310, 371-374). Первоначально мощи хранились в мон-ре, основанном Фульрадом в сел. Аудальдовиллар (Фульрадовиллар, ныне Сент-Ипполит, деп. В. Рейн), о к-ром упоминается в его завещании (777): «...обитель, что зовется Аудальдовиллар, где почивает святой Ипполит» ( Tangl M. Das Testament Fulrads von Saint-Denis//NA. 1907. Bd. 32. S. 209). Впосл. святыня была перенесена в мон-рь Сен-Дени. Перенесение мощей обычно приписывается аббату Гильдуину (814-840/44) (напр., в «Церковной истории» Гуго из Флёри (ок. 1120) (MGH. SS. T. 9. P. 363)). Однако в сказании о перенесении мощей св. Вита (BHL, N 8718-8719), составленном между 837 и 847 гг., утверждается, что мощи И. были доставлены в Сен-Дени Фульрадом. Римский папа Александр III , посетивший аббатство в 1163 г., чудесным образом удостоверился в подлинности мощей, от которых впоследствии стали совершаться исцеления ( Delisle. 1877. P. 449-450, 472-474). Благодаря тому что мощи И. хранились в Сен-Дени, почитание мученика получило распространение в Париже, где с 1158 г. известно о существовании приходской церкви во имя И. В позднейшей традиции инициатива перенесения мощей И. приписывалась имп. Карлу Великому. Согласно сказанию о святых, почивающих в Сен-Дени (1-я пол. XIII в.; включено в состав «Жития и деяний блж. Дионисия»), Карл Великий лично забрал из Рима мощи святых Александра, И. и Кукуфата. После кончины императора его племянник Фульрад перенес мощи И. и Кукуфата в Сен-Дени ( Liebman Ch. J. Étude sur la Vie en prose de Saint-Denis. Gen.; N. Y., 1942. P. 204-205). В сочинении мон. Ива об истории мон-ря Сен-Дени (окончено в 1317) утверждается, что в 816 г. аббат Фульрад обнаружил мощи И. и Кукуфата в некой церкви, где их оставил имп. Карл Великий. В «Галльском Мартирологе» (1636) А. дю Соссея сообщается, что Карл получил святыни от папы Льва III (ActaSS. Aug. T. 3. P.

http://pravenc.ru/text/673789.html

После закрытия аббатства (1790) в его зданиях находилась тюрьма, выведенная с острова лишь в 1863 г., после чего стало возможно провести реставрацию монастырского ансамбля. В 1965-1966 гг. в Мон-Сен-Мишеле состоялось празднование 1000-летия монастыря, после этого в аббатстве некоторое время существовала небольшая община бенедиктинцев. С 2001 г. в Мон-Сен-Мишеле живут члены мужского и женского Иерусалимских монашеских братств (конгрегация диоцезального права с центром в Париже). В средние века и Новое время Мон-Сен-Мишель был одним из важнейших мест паломничества во Франции. В мон-ре составлялись сборники чудес М.; в самый ранний, созданный ок. 1060 г. (BHL, N 5952), вошли гл. обр. эпизоды, связанные с покровительством архангела монахам и сюжеты о наказании грешников. В рукописях сохранились более поздние сборники чудес XIV-XV вв., в основном описания исцелений по молитве к М. (напр., сборник сер. XIV в.- Paris. lat. 5430). В нач. XI в. в аббатстве были обретены мощи св. Аутберта (BHL, N 859; изд.: Le Roy T. Les curieuses recherches du Mont-Sainct-Michel. Caen, 1878. P. 439-442). Среди хранившихся в монастыре святынь были маленькие щит и меч (вероятно, вотивные предметы), которые, как считалось, оставил на земле архангел. Легенда о происхождении этих реликвий изложена в соч. «Сообщение о щите и мече св. Михаила» Бальдерика из Бургёя, архиеп. Дольского (1107-1130). «В одной далекой стране по ту сторону Англии, где правил царь Эльга», поселился огромный свирепый змей, к-рый сжигал и отравлял ядовитым дыханием все живое. Собравшись, люди вышли на борьбу со змеем, но обнаружили, что чудовище изрублено на куски, а рядом с его тушей лежали миниатюрные щит и меч. Вскоре М. явился местному епископу и велел отнести оружие на посвященную ему гору. Посланники епископа отправились на гору Гаргано, но сбились с пути и блуждали, пока не осознали, что им следует пойти в Мон-Сен-Мишель. Там они отдали монахам оружие и поведали о случившемся (BHL, N 5953; изд.: Chroniques latines du Mont Saint-Michel (IXe-XIIe s.)/Éd. P. Bouet, O. Desbordes. Caen, 2009. P. 343-365). Известны более поздние версии этой легенды, напр., фрагмент франц. мистерии XIV-XV вв.; в некоторых из них действие происходит не в безымянной стране, а в окрестностях Мон-Сен-Мишеля (см.: Laporte J. L " épée et le bouclier dits «de Saint Michel»//Millénaire. 1967. T. 2. P. 397-410; Le Hu ë rou. 2003). Такие легенды способствовали распространению невероятных слухов о Мон-Сен-Мишеле; напр., по свидетельству Реджинальда Пикока, еп. Чичестерского (сер. XV в.), было поверье, что там хранились «кости св. Михаила» ( Pecock R. The Repressor of Over Much Blaming of the Clergy/Ed. Ch. Babington. L., 1860. Vol. 1. P. 155).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

– По-моему, сюда, как и в Кагосима, нужны самые лучшие люди, чтобы открыть новые рудники катехизаторства, весьма нужные нам в последнее время, по обеднелости прежних. Недалеко от Кумамото (1 ри) Суйдзендзи, загородный дворец князя с замечательным садом и ключами в нем; в 1/2 ри – Хонмеодзи – могила Катоо Киемаса, весьма чтимая – по убеждению, что молитва ему исцеляет от глазной болезни. Рекомендовали осмотреть эти места, но я не видал, торопясь продолжать путь. С тремя братьями и катехизатором совершили молитвословие, сказал им небольшое поучение о том, что они должны дорожить милостию Божиею, что первые удостоились сделаться христианами, и должны, отвечая призванию Божию, тщиться быть истинными христианами; пробыл в Кумамото 3 с половиной часа. В половине второго отправились в Янагава в сопровождении и Озаки, поехавшего под тем предлогом, что тоже хочет завязать крепче связь Церкви Кумамото с Янагава. Я ему дал на дорогу на Собор по расчету: До Хяккан 45 сен До судна 25 сен ­­ 70 сен; До Нагасаки « 1 ен 50 сен До Тоокёо » 12 ен 50 сен Ходзео " 2 ен 80 сен Всего: 17 ен 50 сен круглых числом Расписку он напишет в Тоокёо, когда придет на Собор. В трех ри от Кумамото – селение Уеки – домов 200, откуда к Озаки приходили слушать; и здесь бы хорошо проповедывать, только для этого нужно быть двоим в Кумамото, чтобы один мог оставаться русуем, иначе начавшие учиться христианству, толкнувшись раз-другой, перестанут ходить. До Ямага – 6 ри от Кумамото – дорога превосходная, вновь исправленная; гор по дороге мало; но кругом все холмы, замыкающиеся со всех сторон горами, между которыми направо виднеется и дымящийся вулкан. Места все превосходно возделаны; больше всего пшеницы и ячменя, которые в отличнейшем состоянии, и почти везде созрели для жатвы. По сторонам дороги – деревья, плод которых доставляет воск для свечи. А в небесной лазури дрожит и мало-помалу исчезает в синеве оглашающий залитую солнечным светом местность веселою песнею жаворонок. Ямага – город с 1500 домов, в числе которых есть и сизоку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Кроме скудных упоминаний в сочинениях каролингских авторов, основными источниками сведений по истории еп-ства в этот период являются картулярии капитула в Бриуде и монастыря Сосийанж, а также ранние грамоты аббатства Клюни . Овернь вошла в состав номинального королевства Аквитания, к-рое в 781 г. кор. Карл Великий передал сыну Людовику (впосл. имп. Людовик Благочестивый (814-840)); здесь находилась королевская резиденция Эбрёй. Между 843 и 852 гг. власть над Аквитанией оспаривали кор. Пипин II и кор. зап. франков Карл Лысый , к-рому удалось одержать верх при помощи знати, в т. ч. графа Оверни Бернарда. Ослабление династии Каролингов привело к укреплению позиций местной аристократии; в годы правления кор. Карла Простоватого (893-923) за контроль над Аквитанией боролись графы Оверни и Пуатье. Во 2-й пол. IX в. Овернь подвергалась нападениям норманнов; в 864 г. норманны разграбили К. Возможно, в 60-х гг. IX в. в сел. Марса укрывались от норманнов каноники базилики св. Мартина в Туре. В 871 г. кор. Карл Лысый передал мон-рь Сен-Пурсен (ныне Сен-Пурсен-сюр-Сьюль) бежавшим от норманнов монахам аббатства Нуармутье, которые везли с собой мощи св. Филиберта. В 898 г. монахи из аббатства Сен-Мексан (ныне Сен-Мексан-л " Эколь) поселились в бывш. королевской усадьбе Эбрёй и основали мон-рь (в нем хранились мощи св. Леодегария). По преданию, мон-рь св. Петра и св. Австремония в Иссуаре был основан монахами, прибывшими из аббатства Шарру. В 818 г. Людовик Благочестивый даровал привилегии мон-рю Манглиё; вероятно, тогда же в обитель были доставлены реликвии св. Себастиана. Крупнейшим в Оверни монастырем было аббатство Моза; в 848 г. по указанию кор. Пипина II сюда из Вольвика были доставлены мощи св. Австремония. После этого Моза стал местом паломничества к мощам просветителя Оверни. Здесь было дополнено Житие Австремония, написанное св. Прейектом (BHL, N 844), составлены сказания о перенесении мощей и о чудесах святого. В 1-й пол. IX в. был основан капитул каноников в Бриуде (грамота имп.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

К вечеру путники прибыли в город Шарлеруа на Самбре, где граф де Кревкер решил оставить Изабеллу, которая после всех пережитых ею волнений и испытаний и после почти пятидесяти миль безостановочного пути была не в состоянии ехать дальше, не рискуя повредить своему здоровью. Граф передал ее, совершенно разбитую и духом, и телом, на попечение настоятельницы женского цистерцианского монастыря в Шарлеруа, почтенной дамы, родственницы обеих семей – Кревкеров и де Круа, на благоразумие и доброту которой он мог вполне положиться. Сам Кревкер остановился в городе лишь для того, чтобы дать указания о соблюдении строжайшей бдительности начальнику небольшого бургундского гарнизона, занимавшего город, и приказать, чтобы на все время пребывания в монастыре графини Изабеллы де Круа туда была поставлена почетная стража: официально – для обеспечения ее безопасности, но в действительности, вероятно, чтобы предупредить всякую попытку к бегству. Граф заявил, что причиной его распоряжения о строгой охране были дошедшие до него слухи о каких-то беспорядках в Льежском округе. Но он решил сам отвезти герцогу Карлу страшную весть о мятеже и убийстве епископа во всех ее ужасающих подробностях. Поэтому, раздобыв свежих лошадей для себя и своей свиты, он немедленно выехал дальше, решив сделать безостановочный переезд до Перонны. Квентину Дорварду он объявил, что берет его с собой, причем насмешливо извинился, что лишает его приятного общества. – Надеюсь, впрочем, – добавил граф, – что вы, как истинный рыцарь и кавалер, во всяком случае предпочтете прогулку при луне такому прозаическому времяпрепровождению, как сон, который может доставить удовольствие только простому смертному. Квентин, уже и без того огорченный разлукой с Изабеллой, готов был ответить на эту насмешку негодующим вызовом; но, зная, что граф только посмеется над его гневом и ответит презрением на вызов, решил дождаться более удобного времени и воспользоваться первым случаем, чтобы потребовать удовлетворения у этого гордого рыцаря, которого он ненавидел теперь почти так же, как Дикого Арденнского Вепря, хотя и по совершенно иным причинам. Итак, за неимением другого выхода, он должен был сопровождать Кревкера, и небольшой отряд с величайшей поспешностью выехал из Шарлеруа по дороге в Перонну.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Услыхав, что его учитель, Иларий, изгнанный было арианами из Пуатье, получил позволение возвратиться, Мартин отправился к нему в Пуатье, и они, после пятилетней разлуки, с радостью обняли друг друга. Иларий снова убеждал его принять пресвитерский или, по меньшей мере, дьяконский сан, но Мартин упорно отказывался, желая до конца дней своих оставаться простым иноком. Иларий дозволил ему основать иноческую обитель и отвел для сего место недалеко от Пуатье, в деревне Локоциаг, или Лигуже [ 14 ]. Около благочестивого юноши быстро собрались друзья и ученики, чтобы научиться от него совершенной иноческой жизни. Мартин всех с любовью принимал и служил для всех лучшим образцом подвижнической, Богоугодной жизни. Не получив почти никакого образования, он, тем не менее, силою благодати Христовой в нем обитавшей, умудряемый Богомыслием и подвигами добродетельной, иноческой жизни, вразумлял и наставлял на путь истинной христианской жизни и людей многознающих и глубоко просвещенных лиц, из коих некоторые, под его влияниям, отреклись от суетного мира, посвятив себя всецело служению Богу и пустынным подвигам. Обитель святого Мартина в короткое время процвела и прославилась, явившись первым монастырем в Галлии и сделавшись знаменитым рассадником в сей стране иночества. В то время один из оглашенных, поступивший в монастырь святого Мартина для получения душеполезных наставлений в святой вере и благочестивой жизни, но еще не успевший принять крещение, внезапно заболел лихорадкою и умер. Преподобного в это время в обители не было. Возвратившись, он нашел одно бездыханное тело оглашенного среди плачущих братий. Преподобный выслал всех из келлии и, простершись в молитве, через два часа, по благодати Христовой воззвал умершего к жизни. Возвращенный к жизни немедленно принял святое крещение и после того жил Богоугодно еще долгое время. Впоследствии он рассказывал, что когда душа его разлучилась от тела, то он был поставлен пред некоторым грозным Судией, который произнес над ним обвинительный приговор; но два ангела сказали Судье, что он — тот, за которого молится Мартин, после чего Судия повелел возвратить его к Мартину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Хиларий (Иларий) Пиктавийский, или Пуатевинский (ок. 315 – ок. 367 гг.), знаменитый церковный деятель, называемый Афанасием Запада из-за своих работ о Троице и борьбы с арианами. Родился он в знатной языческой семье в г. Пуатье, получил прекрасное образование, однако обратился в христианство после прочтения Библии. Епископом Пуатье он был избран народом ок. 353 г. Почти с самого своего вступления в управление епархией Хиларий начал борьбу с арианами. В Галлии главным представителем арианства был митрополит области, епископ Арльский Сатурнин, обративший в арианство 7 провинций. В 355 г. император Констанций на соборе в Милане потребовал осуждения Афанасия Александрийского , а отказавшихся это сделать епископов сослал. Хиларий по этому случаю обратился с посланием к императору, в котором защищал православие. Тогда Сатур-нин созвал собор, состоявший из арианских епископов, и осудил Хилария на изгнание. Он был отправлен во Фригию весной 356 г., где пробыл более 4 лет. Паства в Пуатье не приняла нового назначенного епископа, и Хиларий продолжал ею управлять через пресвитеров. Уже из ссылки Хиларий отправил Констанцию послание, в котором протестовал против его действий на том основании, что насильственные меры противны самому существу религиозного убеждения. Во время изгнания Хиларий написал труд «О Троице» (в котором доказывал божественность Сына и его единосущность с Отцом) и составил сборник «О соборах» – перевод с его собственными комментариями постановлений церкви о Троице. Он также писал толкования Евангелия и песенные гимны, которые использовались как для проповеди, так и для борьбы против арианства. Вообще, находясь близко к столице, Хиларий присутствовал на нескольких соборах в Константинополе и активно включился в литературную полемику. Арианская партия сочла его пребывание вблизи столицы и императора опасным для себя и сама исходатайствовала ему возвращение в епархию. Впоследствии кроме перечисленных трудов Хиларий написал трактат «Против Авксенция» и составил особую, так называемую галльскую литургию, которая была в употреблении в Галлии до Карла Великого, когда для всего Запада стала обязательной римская литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. События же эти происходили в декабре месяце. В то время на виноградных лозах появились новые побеги с уродливыми плодами, а на деревьях – цветы. По небу промчался большой огненный шар, который еще до рассвета на широком пространстве осветил землю. Кроме того, появились на небе и лучи. На севере был виден в течение двух часов огненный столб, как бы свисающий с неба, а над ним возвышалась звезда. В области Анжера произошло землетрясение. И появилось много других предзнаменований, которые, как я полагаю, возвещали гибель Гундовальда. 12. И вот король Гунтрамн послал своих графов для захвата городов, которые некогда получил Сигиберт из королевства брата своего Хариберта, и чтобы они, потребовав от них клятву на верность, подчинили их его власти. Но люди Тура и Пуатье хотели перейти к Хильдеберту, сыну Сигиберта; люди же Буржа восстали и решили выступить против них [жителей Тура и Пуатье] и начали устраивать пожары в окрестностях Тура. В то время они сожгли церковь в Марей, что в области Тура, в которой находились мощи святого Мартина. При этом проявилась благодать блаженного Мартина: покровы, расстеленные на алтаре, несмотря на столь сильный пожар, не сгорели. И не только они, но даже и травы, некогда собранные и положенные на алтарь 1157 , вовсе не были тронуты огнем. Жители Тура при виде этого пожара отправили посольство [в Бурж] сказать, что лучше быть на время под властью короля Гунтрамна, чем допустить, чтобы все было опустошено огнем и мечом. 13. Тотчас же после смерти Хильперика герцог Гарарик прибыл в Лимож и принял от жителей присягу на верность Хильдеберту. Затем он прибыл в Пуатье, где его приняли жители, и там он задержался. Узнав о том, какие невзгоды перенесли жители Турской области, он направил посольство к нам, заклиная нас не переходить на сторону короля Гунтрамна, если мы хотим себе добра; к тому же нам следует помнить Сигиберта, который был отцом Хильдеберта. Мы же в свою очередь послали сказать епископу и людям 1158 , что если они не покорятся, хотя бы на время, королю Гунтрамну, они претерпят несчастья, подобные нашим, прибавив, кроме того, что Гунтрамн теперь является отцом двух сыновей, то есть сына Сигиберта и сына Хильперика, усыновленных им, и что к тому же в его руках находится высшая власть в королевстве, как некогда у его отца Хлотаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

44 Цитируется по Вульгате. В каноническом переводе не «вид» (точнее, «фигура»), а именно «образ». 46 DeDiv. Nom. IX. Ср.: «...если хочешь трехмерность тел применить к неприкасаемому и не имеющему образа Богу, то «шириной» Божией следует называть сверхширокое на всех Божье исхождение, «длиной» распростертую над всем силу, а «глубиной» Его непостижимые для всех сущих сокровенность и непознаваемость». 48 De Trin. VII. Иларий из Пуатье (315 – 367) – один из ранних учителей Западной Церкви, первый латинский теолог, широко использовавший греческие (прежде всего неоплатонические) философские доктрины в интересах церковного учения. С 353 г. – епископ Пуатье. В 356 г. по приказу императора Констанция II был сослан во Фригию за разногласие по ряду вопросов с Афанасием Великим , возглавлявшим в то время борьбу с ари-анской ересью. В ссылке им было написано самое известное его произведение – трактат «О Троице», ставший первой латинской работой по тринитарной проблематике. После ссылки в 360 г. вернулся в Пуатье. В 1851 г. папа Пий IX объявил Илария Отцом Церкви. 49 Это следует понимать так: одно дело не испытывать нужды в том, что действительно не нужно (или оно уже есть, или не является благом для объекта), другое – не испытывать нужды в чем-то добром лишь потому что иметь его не свойственно по природе. 50 Субстанция, согласно Аристотелю, есть первая категория и высший род. Ср. у Боэция: «Субстанция есть высочайший род, ибо она сказывается обо всех остальных. Видами ее в первую очередь являются два: телесное и бестелесное, ибо и то, что телесно, и то, что бестелесно равно называются субстанцией» (Comm. in Porph. III). 51 Ср. у Аристотеля: «Мера всегда однородна с измеряемым» (Metaph. X, 1 ). 9. Comm. in Metaph. X. Комментатор (с заглавной буквы) – арабский философ-перипатетик Аверроэс (Ибн Рушд) (1126–1198), известный в первую очередь своими т. н. большими и средними комментариям к произведениям Аристотеля (почему в средние века и назывался Комментатором, как Аристотель – Философом). Аквинат нередко полемизировал с Авер-роэсом и его последователями, в частности, с тем утверждением Комментатора, что Богу известны только универсалии, но никак не частные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010