Центр Города был загроможден жилыми домами. Как раз к этому месту выходили все три моста правобережного Города, а возле мостов жилые дома появляются прежде чем дворцы. Это скопление жилищ, лепящихся друг к другу, словно ячейки в улье, не лишено было своеобразной красоты. Кровли большого города подобны морским волнам: в них есть какое-то величие. В сплошной их массе пересекавшиеся, перепутавшиеся улицы образовывали сотни затейливых фигур. Вокруг рынков они напоминали звезду с великим множеством лучей. Улицы Сен-Дени и СенМартен со всеми их бесчисленными разветвлениями поднимались рядом, как два мощных сплетшихся дерева. И через весь этот узор змеились Штукатурная, Стекольная, Ткацкая и другие улицы. Окаменевшую зыбь моря кровель местами прорывали прекрасные здания. Одним из них была башня Шатле, высившаяся в начале моста Менял, за которым, под колесами Мельничного моста, пенились воды Сены; это была уже не римская башня времен Юлиана Отступника, а феодальная башня XIII века, сооруженная из столь крепкого камня, что за три часа работы молоток каменщика мог продолбить его не больше чем на пять пальцев в глубину К ним относилась и нарядная квадратная колокольня церкви Сен-Жак-де-ла-Бушри, углы которой скрадывались скульптурными украшениями, восхитительная уже в XV веке, хотя она тогда еще не была закончена. В частности, ей тогда недоставало тех четырех чудовищ, которые, взгромоздившись впоследствии на углы ее крыши, кажутся еще и сейчас четырьмя сфинксами, загадавшими новому Парижу загадку старого Парижа; ваятель Ро установил их в 1526 году, получив за свой труд двадцать франков. Таков был и «Дом с колоннами», выходивший фасадом на Гревскую площадь, о которой мы уже дали некоторое представление нашему читателю. Далее – церковь СенЖерве, впоследствии изуродованная порталом «хорошего вкуса», церковь Сен-Мери, древние стрельчатые своды которой еще почти не отличались от полукруглых; церковь Сен-Жан, великолепный шпиль которой вошел в поговорку, и еще десятки памятников, которые не погнушались укрыть свои чудеса в хаосе темных, узких и длинных улиц Прибавьте к этому каменные резные распятия, которыми еще больше, чем виселицами, изобиловали перекрестки; кладбище Невинных, художественная ограда которого видна была издали за кровлями; вертящийся позорный столб над кровлями Центрального рынка с его верхушкой, выступавшей между двух дымовых труб Виноградарской улицы; лестницу, поднимавшуюся к распятию Круа-дю-Трауар, на перекрестке того же названия, где вечно кишел народ; кольцо лачуг Хлебного рынка; остатки древней ограды Филиппа-Августа, затерявшиеся среди массы домов; башни, словно изглоданные плющом, развалившиеся ворота, осыпающиеся, бесформенные куски стен; набережную с множеством лавчонок и залитыми кровью живодернями; Сену, покрытую судами от Сенной гавани и до самой Епископской тюрьмы, – вообразите себе все это, и вы будете иметь смутное понятие о том, что представляла собою в 1482 году имеющая форму трапеции центральная часть Города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

После революции 1789 г. ковчег святой Радегунды, в котором хранилась частица Креста Господня, исчез. Однако монахиням удалось сохранить само Животворящее Древо. Оно было помещено в более скромный ковчег и хранится до настоящего времени в аббатстве Святого Креста, которое было перенесено в местечко Сен-Бенуа в 7 км к югу от Пуатье. Ковчег доступен для поклонения верующих каждое первое воскресенье месяца.   Пуатье  больше всего известен нам благодаря свт. Иларию Пиктавийскому, «Афанасию Запада», а также знаменитой битве 732 г., положившей конец арабскому продвижению в Западную Европу.  Впоследствии этот монастырь был переименован в монастырь Святого Креста, о чем будет сказано ниже.  Radegundis – с древневерхненемецкого языка: Rat (совет) и Kampf (борьба).  Тюрингия – одна из земель центральной Германии.  Хлодвиг (около 466-511) крестился сам и крестил франков в 496 г.  Венанций Фортунат – итальянский поэт, собеседник и друг святой Радегунды, составитель ее жития. После ее кончины был епископом города Пуатье.  Название дано по словам первой строки гимна: «Vexilla Regis prodeunt», что в переводе с латинского «Знамена Царя выступают вперед».  К этому времени в монастыре спасалось до 200 сестер, многие из которых происходили из знатных семей и даже королевского дома.  Святитель Григорий Турский (540-594) – один из знаменитейших святых Западной Церкви, составитель богатейшего на тот момент на Западе агиографического труда, автор «Истории франков». Вот как пишет о святом Григории о. Серафим (Роуз): «Хотя сегодня он известен более своей «Историей франков», для православных христиан он более важен благодаря восьми «Книгам о чудесах», которые обыкновенно называют его менее важными работами. В этом писателе Галлии VI века дышит дух православного Востока... Находясь под сугубым влиянием святителя Мартина, его собственного предшественника на епископской кафедре в Туре, благодаря которому он получил телесные исцеления, он посвятил четыре из восьми книг этого труда «Чудесам (или, скорее, добродетелям) святителя Мартина». Но он также занимался и всеми другими святыми: одну книгу написал о «Славе блаженных мучеников», другую о «Страстях и чудесах святого Иулиана-мученика», еще одна его книга – «Житие отцов», а заключительная – «Слава исповедников». Собранные вместе, книги эти, посвященные, главным образом, святым Галлии, образуют самый большой агиографический материал о православных святых какой-либо страны в древности» (Святитель Григорий Турский, иеромонах Серафим (Роуз) (составитель). Vita Patrum. Житие отцов. – М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2005. – С. 26).

http://pravoslavie.ru/2713.html

Дано: певчим, как и в прошлый Новый год, по 50 сен на человека, 62-м человекам – 31 ен. Кроме того, исполатчикам, в первый раз сегодня певшим отдельно, по 25 сен – 6-ти человекам 1 ен. 50 сен. 26-ти ученикам Причетнической школы, чтецу (из Катехизаторской школы) и иподиакону по 50-ти сен – 18-ти человекам 9 ен. Семинарии – 5 ен. Женской школе – 5 ен. Катехизаторской школе – 4 ен. 15-ти слугам по 2 ены, как в Новый Год, Ирине и мальцу-слуге новому (по 1 ене) – 32 ен. Роману Комацу и прочим по мелочам – 1 ен. Всего: 88 ен. 50 сен.   Позавтракавши дома с о. диаконом и о. Владимиром, ибо все здесь кончилось около двух часов, поехали поздравить в Посольство. Потом здесь были Пеликаны и прочие. Вечером служена всенощная, на которой проповедь была о. Анатолия.   7 января 1883 г. Воскресенье. Соборне отслужена Литургия с участием о. Анатолия и о. Владимира. Диакон несносно капризничал вследствие того, что я заметил ему – выжидать окончания пения «сю аваремеё» прежде говорения следующего прошения, иначе не слышно, о чем просьба. Вследствие немалого своего гнева Евангелие прочитал премерзко. Японцы даже улыбались и недоумевали: что, мол, за безобразие. Экое несчастье иметь на службе капризных и гневливых людей! Проповедь сказана. В два часа пришла с поздравлением с праздником Церковь Коодзимаци, то есть о. Павел Ниицума со своим хором певчих, тамошние катехизаторы, сицудзи и несколько христиан. Пропели у меня, после чего все были угощены чаем, японскими апельсинами и кваси – в аудитории; о. же Павел с катехизаторами и Исивара из сицудзи – у меня в комнате рюмкой портвейну.   Певчим – 16-ти человекам (и в Церкви служащим) по 50-ти сен дано – 8 ен.   После того все отправились в Якову Дмитриевичу поздравить его и вместе о. Анатолия. В половине четвертого была свадьба Михея и Риммы, где, между прочим, Никита был шафером.   8 января 1883 г. Понедельник. В восемь часов утра началась Литургия. Служил о. Анатолий, всенощной не было. О Литургии сегодня объявлено вчера вывеской оповещения. Кроме учащихся, было мало в Церкви. Проповеди не было. – После Литургии о. Анатолий сделал неловкость недопущения раздачи священного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

И за распределением комнат для христиан на Пасху присматривать, иначе выйдет несправедливость! Петр Исивара хотел запереть Асакуса в самую маленькую комнатку; я настоял, чтоб дали, по крайней мере, комнату соседнюю с полукруглой; потом катехизатор пришел жаловаться, что мало «100 человек-де будут»; велел еще отвести комнату, назначенную для учителей, эти, мол, свои, где-нибудь побудут; и обе комнаты были полные; значит, Исикава Петр имеет неприятности с христианами Асакуса. Вокруг Церкви обошли благополучно; на всякий случай были наняты на ночь для караула дверей, кроме Василия, два тобиката. Лития в притворе была пропета певчими – человек двадцать – большими; но иметь на будущее время в виду сказать Обара петь «Христос воскресе» после литии, когда входят в Церковь ; молча входят и копаются среди тишины пока [?]: Кугимия наладится говорить ектению – безобразно! Освещение было великолепное! Пели отлично. Только прокимен сразнили. Читали Евангелие: Кугимия по-японски, я по-гречески, о. Мии по-славянски. Пели утреню очень медленно; вся служба кончилась в половине четвертого. Я освятил у себя, в Катехизаторской школе, у христиан; о. Павел Сато в Женской школе, о. Мии в Семинарии; третий священник сегодня был о. Симеон Юкава. Разговлялись у меня, в редакции, на две очереди. Из посторонних были Чёого четверо, Окамура и Варвара с детьми, один из Хоккайдо, один из Кагосава, П. Минамото – член Парламента – бывший катехизатор. Заведовали гостями Нумабе и Фудзисава. Я, освятивши, остановился у себя и стал раздавать яйца. Яиц 600 роздано. В шесть часов пришла Женская школа: всем ученицам по 10 сен и яйцу; учительницам угощенье, потом по 50 сен (только Хондзё, как непоющей и младшей, дано 40 сен). Кстати, подошли Анна Асаока, Софья Сутияма, ее сестра, цветочница, – закусили и они с наставницами; дал Софье, как ученице, 30 сен, цветочнице 50 сен (бедные ведь). Долго закусывали они, а мы с о. Димитрием Львовским беседовали и поздравления еще приходящих принимали. Катехизаторам, певчим, семинаристам дано тоже всем по 10 сен и яйцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

упоминается, что в ц. Сен-Низье находился алтарь Пресв. Девы Марии, освященный еп. Потином; там же хранились мощи 1-го епископа Лугдуна ( Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon. Lyon, 1905. N 1284, 1312). Впосл. считалось, что еп. Потин поместил там статую Девы Марии, привезенную им с Востока; в IV или V в. на месте подземного раннехрист. оратория была возведена базилика Апостолов, в дальнейшем названная в честь св. Ницетия ( Martin-Daussigny E. C. La crypte de Saint-Pothin à Lyon//Rev. du Lyonnais. N. S. 1853. T. 7. P. 431-441). Многие исследователи пытались отождествить аббатство Эне и ц. Сен-Низье с позднеантичными и раннесредневек. храмами, известными по упоминаниям в источниках. Романская церковь аббатства Эне была освящена папой Пасхалием II 29 янв. 1107 г. и реконструирована в 1829-1855 гг.; примыкающая к ней капелла св. Бландины с небольшой криптой датируется ок. 1000 г. (впосл. перестроена), но следов более ранних церковных построек там не обнаружено. Готическая ц. Сен-Низье была возведена в XV-XVI вв. на месте древней базилики, где был похоронен св. Ницетий († 573) и др. епископы Лугдуна, жившие в VI в. Крипта, в к-рой находились гробницы епископов, была радикально перестроена в 1883-1884 гг. Т. о., нет убедительных доказательств в пользу отождествления базилики, упомянутой Григорием Турским, с ц. Сен-Низье или с аббатством Эне (Lyon. 1983. P. 37). Одни исследователи высказывались в пользу Эне (напр.: Vieillard-Tro ï ekouroff. 1976), другие - в пользу Сен-Низье (напр.: Decourt, Lucas. 1993. P. 128). Однако Б. Божар предположила, что базилика, в к-рой хранился прах Л. м., могла находиться не в Атанаке, а в другом месте; ее не следует отождествлять с храмом, где был похоронен св. Ницетий. По мнению исследовательницы, остатки базилики Л. м. еще не обнаружены ( Beaujard B. Grégoire de Tours et Lyon//L " abbaye. 2008. P. 53-60). Опираясь на эту гипотезу, Ж. Ф. Рено предложил локализовать базилику мучеников на месте совр. ц. Сен-Пьер-де-Вез, расположенной в сев.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

О. Матфей Кагета описывает свой обзор Церквей и, по-всегдашнему, ничего утешительного не молвит, все спит или рушится – одна речь у него. И это, вероятно, сущая правда о некоторых Церквах; например, пишет, что в Оказаки теперь еще плоше, при Павле Окамура, чем при прежнем катехизаторе; в Фукурои Яков Ивата не заслуживает ни любви, ни уважения христиан; конечно, все это так и есть. Но, Боже, где людей взять? 8/20 декабря 1896. Воскресенье. Дождь и слякоть. В Церкви были одни японцы, между тем как в последнее время всегда бывали и русские. Было причастников человек сорок. Александр Николаевич Шпейер, посланник, прислал 32 ены, «принося душевную признательность за доставленный нам третьего дня случай помолиться о здравии и благоденствии Государя Императора, для поступления с его суммою по усмотрению Вашему». Я положил 30 ен разделить певчим, а 2 ены положить в церковную кружку. Певчих оказалось: мужских – регент (Алексей Обара), 8 учителей пения (собственно соборных певцов, кончивших курс в Певческой школе) и 37 учеников (34 семинариста и 3 ученика Певческой школы); девиц: – 7 учительниц и 60 учениц; всего, с регентом, 113 человек. Разделено было так, регенту вчетверо против простых певчих, учащим вдвое; всего сумма разделена на 131 часть, и досталось: Алексею Обара 92 сен, учащим по 46 сен, простым певчим, одинаково мальчикам и девочкам, по 23 сен. Почему и передано для раздачи Алексею Обара: 13 ен 11 сен, Надежде Такахаси: 17 ен 2 сен. Остальные из 32 ен, 1 ена 87 сен, опущены в церковную кружку. Из Оцу (где ранен был Цесаревич) получено письмо от язычника – просит христианского научения; отвечено ему, чтобы искал оного у о. Симеона Мии; а о. Симеоно. Симеону, в Кёото, я написал, чтобы он постарался удовлетворить желание сего язычника; быть может, он поможет потом начать церковное дело в Оцу, очень уже помышляет о. Симеон; судя по письму, язычник этот человек серьезный. Написал также о. Семену, чтобы он принял о. Павла Савабе и провел его по своим Церквам. О. Иов Мидзуяма пишет об обращении глухонемого; впрочем, не от рождения глухонемой, так что с ним можно объясняться письменно. В Санума христиане нашли для покупки дом под Церковь . В Такасимидзу христиане очень полюбили нынешнего своего катехизатора Василия Ивама, что очень приятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

После обеда (в один час) и полчаса отдыха сделал визиты своим: священникам, учителям, Хорие и Накаи, также Танесима и Сасаки, врачу.   1889 год. 2 января. Среда. До обеда гулял в Уено и в Асакуса, всходил на Фудзимияма. После обеда, с двух часов, сделал визиты: Сайго – не застал, Соесима – просидел долго, бишопу Вильямсу – не застал. Гулял в Уено. Получил ревматизм в правой руке, в промежутке между перчаткой и рукавом, – вот-де и наблюдай! Чуть что – сейчас и болезнь.   В Праздник Рождества Христова 1889 года старого стиля. Дал певчим старым по 40 сен (новым по 30 сен), ученикам по 10 сен; слугам по 1 ене – без различия, женщинам по 1 ене. Угощения никому не было, кроме стакана чаю о. Павлу Сато и диакону Кунгимия в моей комнате. Прочие все поздравляли в приемной. На второй день праздника пропели свои певчие, новые, дал по 30 сен (ученики Причетнической школы, старые, разняются со старыми певчими, новые – с новыми певчими). Были из Коодзимаци. Угощение на 80 человек (мало) и на христиан 20 (мало). Опоздали угощением. Совестно было. Дал певчим пяти по 50 сен, другим по 30 сен, ученикам и ученицам по 10 сен. Мори – регенту 1 ену. Угощение священнику, диакону и катехизаторам было, как певчим, и поставлена бутылка вермуту – но последнюю лучше не ставить, довольно пищи и европейского чая.   Накануне праздника, после всенощной, был на Елке у Шевича, трубу получил. На второй день праздника, в третьем часу ездил поздравлять их. Шевич кашлял, жена больна, дочери дома не было, В. В. «[?]».   Новый 1890 год. Японский. 31 декабря всенощную пели певчие, проповедь говорил Иоанн Овада – прескверно, вроде энзецу: начал и минут десять говорил подобиями, которые неизвестно к чему ведут. Потом о кокка, уж это кокка (куни и долг) у японцев! Вот гнилые-то патриоты! Только и речи о кокка, а дай грош, продадут и кокка, и себя самих! И учительские проповеди, значит, нужно просматривать прежде произношения. В этот день исповедуются почти все ученики Семинарии. Танаку [Такаку] дан выговор за […] и леность по китайскому языку; обещал раскаяться и исправиться.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Оттуда между 1115 и 1118 гт. он прибыл в Париж, где поступил в Сен-Викторское аббатство, будучи, согласно некрологу, «в самом расцвете своей юности». Аббатством в это время управлял аббат Гилдуин, a занятия в богословской школе проходили под руководством приора Фомы. Как сообщают «Анналы» Иоанна Тулузского, в 1127 г. засвидетельствована подпись Гуго Сен-Викторского наряду с подписями Гилдуина и Фомы в грамоте Стефана Санлисского. Когда в 1133 г. приор Фома был убит, на его место был поставлен Гуго для руководства учебными занятиями и для исполнения обязанностей приора. Преподавание Гуго вел по методике, сочетавшей широкое изучение светских научных дисциплин с ориентацией слушателей на постоянный поиск духовного смысла всякого научного знания и рассмотрение его в свете богооткровенных истин и норм духовной жизни человека. К этому времени богословская школа в аббатстве Сен-Виктор перестала быть публичной, какой она была при Гильоме из Шампо, и учениками Гуго были только каноники аббатства Сен-Виктор, однако и для них он считал полезным изучение светских дисциплин как развивающих ум и предуготовляющих его к созерцанию божественных тайн. В период своего учительства Гуго вел переписку с Бернардом Клервоским, Вильгельмом из Мортани, Иоанном Севильским и другими видными богословами. О смерти Гуго известно из сообщения Осберта, начальника лечебницы Сен-Викторского аббатства, a позже аббата монастыря Нотр-Дам в Нормандии. За свои богословские труды Гуго Сен-Викторский получил почетное прозвище «Второй Августин» (Alter Augustinus). 218 «Historice civitas est constituta super montem Sion, in area Omae Jebusaei, ubi rex Da­ vid nebulosam construxit turrim. Allegorice est urbs in monte Christo constituta, ejus fundamentum in montibus sanctis, ubi Christus régnât in aetemum. Moraliter, fidelis anima contemplationi dedita quae in virtutum eminentia stemit fundamentum. Anagogice, supercoelestis ilia curia, archangelica turba, quae quotidie satiatur, dum eis apparet gloria» (Hugo abbas.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Наряду с Везле важными центрами паломничества, связанными с М. М., были горный массив Сент-Бом (в одной из пещер к-рого М. М., по преданию, провела 30 лет) и мон-рь Сен-Максимен в Провансе. Пещера в Сент-Боме находилась на высоте ок. 1100 м. Впервые она была названа местом поклонения М. М. в грамоте 1174 г., где упоминается базилика М. М. в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, настоятелем к-рой был монах из мон-ря Сен-Виктор в Марселе ( Albanè s. 1880. P. 1). В пещере находились 3 алтаря, один из к-рых был посвящен св. Марфе. Слева от главного алтаря было место, огороженное стеной, где М. М. молилась и спала. В др. части пещеры находился резервуар с водой, к-рую использовала М. М. Рядом с пещерой располагался доминиканский мон-рь, там могли останавливаться паломники, имелись конюшни для лошадей и мулов. На вершине скалы, откуда, согласно легенде, ангелы возносили М. М. к небу и где опускали на землю, стояла небольшая часовня. Среди паломников, посещавших грот М. М., был кор. Людовик IX Святой, к-рый в 1254 г. совершил паломничество также в Сен-Максимен и в аббатство Везле. Из сохранившихся рассказов паломников XV в. следует, что их путь обычно начинался в Марселе с посещения аббатства Сен-Виктор. Там находилась крипта с гротом М. М., где, согласно преданию, святая жила и молилась в течение 7 лет, пока проповедовала в Марселе. Также в пещере хранился каменный стол, за к-рым М. М. принимала пищу, алебастровый сосуд с миром, к-рым она мазала ноги Христа, и частица креста ап. Андрея. В XIII в. в Провансе сложилась новая легенда о М. М., основанная, по мнению Дюшена и Саксера, на агиографических сказаниях, составленных в аббатстве Везле в XII-XIII вв. ( Saxer. 1985. P. 48). Согласно этой легенде, из-за ошибки монаха, посланного за мощами М. М., из Прованса в Бургундию были перенесены мощи св. Сидония. В ответ на притязания монахов из Сен-Максимена насельники Везле решили подчеркнуть, что мощи М. М. хранились в их мон-ре. С этой целью 4 окт. 1265 г. по инициативе аббата Иоанна из Осера в Везле состоялось торжественное освидетельствование мощей в присутствии Ги де Мело, еп.

http://pravenc.ru/text/Мария ...

Архитектура Клюни II, продемонстрировавшая новые конструктивные решения, оказала существенное влияние на зодчество монастырских и коллегиальных церквей в Европе (церкви св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне, Сен-Ворль в Шатийон-сюр-Сен, св. Гертруды в Нивеле, св. Ремигия (Сен-Реми) в Реймсе, Сен-Мартен-дю-Канигу). К монастырской церкви примыкал клуатр, вокруг которого располагались зал капитула, рефекторий (трапезная), больница и др. здания; в описаниях К. упоминаются также купальня, дом новициев, мастерские, гостиницы. Сооружение большинства этих зданий приписывается аббату Одилону: согласно Житию Одилона, составленному мон. Йотсальдом (BHL, N 6281), по указанию аббата из Прованса были доставлены рим. колонны. Вероятно, к этому времени относится нижний ярус т. н. Сырной башни, позднее включенной в систему монастырских укреплений. Зал капитула был соединен переходом с 1-нефной ц. Девы Марии, построенной на месте более ранней капеллы и освященной скорее всего в 1085 г. По данным раскопок, церковь имела 3-апсидный хор и башню над предалтарным пространством (аналог - церковь клюнийского приората Сент-Ипполит-де-Бонне). На монастырском кладбище к востоку от главного храма (Клюни II) находилась центрическая капелла-триконх (в «Consuetudines» мон. Бернарда (2-я пол. XI в.) она именуется «ecclesia de Sancto Sepulchro», впосл. Нотр-Дам-дю-Симетьер); кладбищенские капеллы Девы Марии, связанные переходами с больницей и залом капитула, существовали также в клюнийских мон-рях Ла-Шарите-сюр-Луар, Сувиньи, Шарльё и др. В связи с увеличением числа насельников и ростом благосостояния К. аббат Гуго I приступил к реализации самого грандиозного строительного проекта в истории аббатства - возведению новой монастырской ц. апостолов Петра и Павла (Клюни III); ц. Клюни II была в основном разобрана, алтарная часть превращена в капеллу Сен-Пьер-ле-Вьё. Клюни III была ярким образцом романской архитектуры. Ее сооружение стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям европ. монархов (в частности, Альфонсо VI, кор.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010