Полномочия учительства содержат в себе implicite и полномочия устанавливать общия начала вероучения и нравоучения, что и делается в порядке издания общих норм законодательства. Первый Апостольский Собор, описанный в Деян. 15 , являет собой прототип дальнейшей законодательной деятельности Церкви, как приложение учительной власти к разрешению конкретного вопроса христианской жизни о необходимости или ненужности соблюдения законов обрезания. Здесь общецерковное убеждение породило и общецерковную волю, которая вылилась в послании к братьям сущим в Антиохии, отправленном с нарочитыми мужами. Это послание заканчивается постановлением: «Изволися Духу Святому и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови и удавленины и блуда и не делать другим того, чего себе не хотите» (Д. 15, 28–29). Это выражение «изволися Духу Святому и нам», которое будет и позже повторяться во всех церковнозаконодательных определениях, раскрывает истинную природу церковного законодательства, как открытие и истолкование воли Божией; истинным же законодателем является Сам Бог. Лица иерархии выступают в качестве авторитетных её истолкователей. Сила и ненарушимость постановлений санкционируется не материальным принуждением, как в государственном законодательстве, а сознанием святости его, сознанием источника, от которого оно истекает в силу преемственной благодати. Мысль о том, что церковнозаконодательная власть есть в сущности применение священной учительной власти к уяснению Божественного закона, проникает всю вероопределяющую деятельность Вселенских Соборов, и VI Вселенский Собор говорит о вероопределении I Вселенского Собора, что «оно боголюбиво изъяснило, яко должны мы исповедывати два естественных хотения», и вообще об определении всех шести Соборов говорило так: «Вера всех в Церкви Божией православных мужей, которые были светила в мире, содержа слово жизни, да соблюдается твердою и да пребывает до скончания века непоколебимой». Учительная власть Церкви выступает в свойстве законодательной не только в области вероопределения, но и в области канонической.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

согрешниками своими не осмеливаюсь постановлять решения о предметах высоких, а могу только раз откровенно сознаться, что я читаю писания бывших прежде меня и в комментариях, по обычаю всех излагаю различные толкования, чтобы каждый из многих объяснений следовал, чему хочет. Думаю, что и ты читал и одобрял подобное и в светской литературе, и в книгах духовных. А это толкование, которому следовал прежде всего Ориген в десятой книге Стромат, где он объясняет послание Павла к Галатам, а затем и прочие толкователи – приводят преимущественно с той целью, чтобы опровергнуть богохульника Порфирия, который обличает Павла в дерзости, что тот главу апостолов – Петра осмелился упрекать и порицать в глаза и утверждать, что он поступил дурно, то есть заблуждался, тогда как в этом заблуждении был сам обличавший поступок другого. Что сказать об Иоанне, управлявшем некогда в сане первосвященническом Константинопольскою церковью, который собственно на эту главу написал очень большую книгу, в которой следовал мнению Оригена и древних? Итак, если ты меня обличаешь в заблуждении, то прошу обратить внимание на то, что я заблуждаюсь со столь великими мужами; и увидевши, что я имею многих сторонников своего заблуждения, ты должен будешь представить хоть одного единомысленника своей истины. – Это об изъяснении одной главы из послания к Галатам. Но чтобы не показалось, что я против твоего доказательства опираюсь только на множество свидетелей и за знаменитыми мужами увертываюсь от истины и не смею состязаться тобой, – я представлю вкратце доказательства из Писания. В Деяниях Апостольских говорится: был голос к Петру, говорящий: встань, Петр, заколи и ешь ( Деян. 10:13 ), т.е. всех животных из четвероногих и гадов земли и птиц небесных. Этими словами показывается, что ни один человек нечист по природе, но что все равно призываются к благодати Христовой. На это Петр отвечал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

ТРЕТЬЕ ПОНИМАНИЕ: Духовно ясти Тело Христово означает ясти душой, а не телом. Такое понимание ложно, ибо одна только душа не имеет ни уст, ни зубов, и не может ясти без тела. Она может мыслить, рассуждать, помнить, верить, истинно ясти же без тела не может, как и Ангел, который сказал о себе: «Вашим взорам представлялось, что я в вами ел и пил, но я не ел» ( Тов. 12 ). Душа по своему чину и естеству духовна и равноангельска. Поскольку Христос Бог наш благоизволил установить в Евхаристии ядение и питие Своих Тела и Крови, ясно, что одна душа получить и истинно ясти эту пищу без тела не может. Поэтому при духовном или душевном ядении есть необходимость и в телесном. Претыкание и кальвиноиудейское КАК шестое: Как может Сей нам дать Плоть Свою ясти в Евхаристии, если в Евхаристии присутствует хлеб, а не Плоть Его. Он Сам в видимое в Евхаристии называет хлебом. Читайте Евангелие от Иоанна, главу 6, где Христос самого Себя называет хлебом: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6, 35 ). И паки: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6, 48 ). И снова: ядущий хлеб сей будет жить вовек ( Ин. 6, 51 ). И снова: Сей- mo есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек ( Ин. 6, 58 ). Также питье в чаше Христос называет виноградным плодом: отныне не буду пить от плода сего виноградного ( Мф. 26, 29 ). Апостол Павел также говорит: Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова ( 1Кор. 10, 16 )? И снова: всякий раз, когда вы едите хлеб сей ( 1Кор. 11, 26 ). И снова: Посему, кто будет есть хлеб сей ( 1Кор. 11, 27 ). И снова: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего ( 1Кор. 11, 28 ). Из этих текстов Писания ясно, что в Евхаристии хлеб, а не Плоть Христова. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Видимые предметы могут в Священном Писании называться по-разному. Так, медный змей Моисей, вознесенный на дерево, хотя и был в действительности не змеем, но медным предметом, назван в Писании змеем, как имевшим облик змея. Так говорится в Писании и о херувимах, осеняющих ковчег, которые не были в действительности херувимами, но имели соответствующий облик. Также читаем и в Апостольских Деяниях: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные ( Деян. 2, 3 ). Огненные языки названы так не потому, что они были истинными огненными языками, но потому, что имели их облик. Писание также называет тремя мужами явившуюся Аврааму Пресвятую Троицу. Ангел Рафаил также называется человеком и именуется Азарией по видимому внешнему облику, а не истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Флп. 1:14 . А от сего вышли такие последствия, что «большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие». Т. е. видели они, что проповедь Апостола несмотря на то, что он в узах, не только не навлекла никакой беды, а напротив, сделала его известным даже между знатнейшими мужами (Еп. Феофан). Флп. 1:15–17 . Положим, – прибавляет Апостол, – не все делают это «из любви», положим, что некоторые делают это «не чисто», т. е. не только не из любви ко мне, а напротив, «по зависти и любопрению, думая увеличить тяжесть уз моих». Как же это? Должно быть, эти мелкие люди из ревности желали опередить Апостола и оставить его позади, или даже действовали наперекор ему, вопреки его распоряжениям и планам (Еп. Феофан). Флп. 1:18 . «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно (по отношению ко мне), я и тому радуюсь и буду радоваться». Из слов Апостола видно, что недружелюбные к нему проповедники не были еретики. Св. Златоуст по поводу их только дивится возвышенной душе Св. Павла и его самоотверженной и бескорыстной ревности о славе Христова имени. Флп. 1:19–24 . Часто касается желаний и надежд Апостола относительно будущей его участи, то он одушевляется одной только надеждой и одним желанием, «чтобы возвеличился Христос в теле его, жизнью ли то, или смертью», «ибо, – говорит Апостол, – для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Даже затрудняется Апостол, что лучше избрать: жизнь или смерть. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться (от тела) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас». Чем вызваны были эти самоотверженные и благочестивые слова Апостола? Вышеозначенными неразумными дерзателями, возвещающими слово Божие. Действуя не по воле Апостола и даже наперекор ему, они могли преступить меру благоразумия, возбудить движение, обратить на происходящее взоры власти, и Апостолу предлежало подвергаться за то ответу. Апостол мог с часу на час ждать себе грозы (Св. Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

ЖМП 3 март 2014 /  20 марта 2014 г. Кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами Пчела и мед — устойчивые образы в древнерусской литературе при описании труда книжников. На протяжении веков этот труд оставался почти неизменным и только два больших потрясения изменили его характер: изобретение книгопечатания и развитие электронных средств коммуникации. С принятием христианства на Русь была принесена письменная культура, было положено начало русской книжности и литературе, основы которых были заложены веком ранее святыми равноапостольными братьями святыми Мефодием (†885; пам. 6 апреля) и Кириллом (†869; пам. 14 февраля). Креститель земли Русской князь Владимир (†1015; пам. 15 июля) прежде всего стал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное»1. Новый этап духовного просвещения знаменовала деятельность его сына — князя Ярослава Мудрого (†1054). В летописи читаем об этом: «И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. Ярослав книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением Божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное»2. Последующие слова летописца — это похвала книге и книжной премудрости: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу»3. Всё это свидетельствует о развитии книжности на Руси, о начале русской литературы. Писатель Юрий Лощиц говорит: «Евангелие — первопричина и первотолчок нашей тысячелетней литературы».

http://e-vestnik.ru/history/kto_chasto_c...

Первых христиан, которые общались с апостолами, которые получили научение от них, называли «мужами апостольскими». Мужи апостольские становились главными проповедниками христианства не только при жизни апостолов, но и, особенно, после их смерти. Общины христиан, разбросанные по громадной территории вокруг Средиземного моря, в тогдашнем греко-римском мире, эти общины были немногочисленны, редки, отстояли друг от друга на сотни и тысячи километров. И это были особые благодатные служения, особые, благодатные дары. Мужи апостольские ходили из города в город, из поселения в поселение, распространяя Христово учение. И хотя среди них не было апостолов из тех двенадцати и из тех семидесяти, о которых вы знаете, этих странствующих миссионеров называли апостолами, евангелистами, несмотря на то, что они не писали евангелия, ведь слово «евангелисты» означает «благовестники, проповедники». Некоторых называли и пророками, ибо они пророчествовали, а некоторых называли — учителями. И именно этих мужей апостольских мы называем отцами и учителями Церкви первого послеапостольского поколения. Отцы и учители Церкви первого послеапостольского поколения имели великую задачу — сохранить учение апостолов, распространить его, передать его от общины к общине. Более того — сохранить его чистым от всякой примеси, ибо в то время уже началось смешение христианства с языческой мудростью, философией. Начал появляться так называемый «гностицизм» — особое течение среди интеллигенции, ученых того времени, которые вместо того, чтобы следовать истинному учению Христа и апостолов, стремились объединить его, смешать с мистикой, растворить в философии, мистериях и других учениях того времени. Таким образом, появилась ложная ветвь христианства, называемая гностицизм. И отцы, и учители Церкви боролись с этим течением, чтобы христианство, благовестив, которое им было передано от апостолов, сохранилось чистым, таким, как хотел этого Спаситель наш Господь Иисус Христос. Для этого отцы и учители Церкви первого послеапостольского поколения разъясняли, какие евангелия, какие апостольские послания являются подлинными, рассказывали о деяниях апостолов. Они порицали многочисленные фальшивые писания гностиков, выдаваемые за апостольские.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Период первый Отделение первое. Век мужей апостольских Общее обозрение § 13. Понятие о мужах Апостольских, их способы к просвещению. Те, которые, научась вере Христовой у самых Апостолов, разделяли с ними труды проповеди евангельской и писаниями распространяли между людьми свет истины Христовой, по преимуществу именуются мужами Апостольскими, как слушатели и преемники Апостолов. Мужи Апостольские пользовались такими пособиями просвещения, каких после них нельзя уже было иметь. а) Они были очевидцами деяний Апостольских, отпечатлевавших на себе дух Христов; они были постоянными слушателями живых наставлений Апостольских, – и эти наставления были чистым источником, из которого заимствовали для себя и других духовное просвещение мужи Апостольские. Я же слышал ecu от мене, писал Апостол ученику своему Епископу Тимофею, сия предаждь верным человеком, иже довольны будут и иных научити ( 2Тим.2:2 ). И Тимофей выполнял заповедь Апостола. Тоже, чт известно об учителе языков и его учениках, говорит Св. Ириней о прочих Апостолах и особенно об Ап. Иоанне: к нему, так как долее прочих Апостолов оставался он на земле, «стекались Пресвитеры слушать наставления». 32 – Евсевий 33 и Иероним 34 , говоря об избрании Пантена в Наставника Александрийского огласительного училища, говорят, что такие учители были в Александрии со времен Св. Евангелиста Марка; а чт говорят сии писатели о Св. Марке, т.е. что пребывая в Александрии, он основал как бы рассадник великих учителей, по справедливости может быть приложено ко всем Апостолам; места, где они пребывали и учили, бывали училищами и рассадниками Апостольских мужей. Впрочем, если говорим мы, что Апостольские мужи изучали истины Христовы с голоса Апостолов; то показываем только преимущество, каким пользовались исключительно мужи Апостольские, а не то, чтобы не изучали они Св. Писания. Тому же Тимофею, которому Апостол напоминал о своих устных наставлениях, приписывал он: внемли чтению ( 1Тим.4:13 ; 2Тим.3:14,17 ). б) Усовершаясь наставлениями устными и письменными Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Eccl. VI, 3, 10). Говоря о терапевтах, Евсевий использует термин “αποστολικο ανδρες” [мужи апостольские] именно потому, что они предавались аскетическим упражнениям (II, 17, 2). Рихард Райценштайн уже показал, что в устах Евсевия слова «апостольская жизнь» имеют прямой и конкретный смысл: они означают аскетизм. Причем аскетизм подразумевает стяжание духовных даров. По словам Райценштайна, «der vollkommene Asket, εμπνευσθες υπ Ιησο ως ο απστολοι, er ist der ανρ αποστολικς” [совершенный аскет вдохновлен Иисусом Христом, как апостолы; он – муж апостольский]. В частности, мужами апостольскими, ведущими апостольскую жизнь, называются отшельники. В литературе четвертого и пятого столетий это общее место. Приведем два примера. Говоря о преследованиях христиан при Валенте, Сократ Схоластик упоминает новацианского епископа Агелия: «Он вел жизнь апостольскую – βον αποστολικν βους – ибо всегда ходил босым и имел только одну одежду, соблюдая евангельские правила» (Hist. Eccl. IV, 9). Епифаний употребляет этот термин в том же смысле: “αποταξαμενοι και αποστολικν βον βιοντες” [отрекшиеся от мира и ведущие апостольский образ жизни]. Уход из мира и «апостольская жизнь» – одно и то же. Епифаний описывает энкратитскую секту апостоликов: само название говорит об их приверженности к «апостольскому» образу жизни. Автор с неодобрением показывает их замкнутость и нетерпимость, но признает, что уход из мира – поистине апостольский путь. У апостолов не было ничего своего – ακτμονες υπαρχοντες. И Сам Спаситель, будучи во плоти, не имел никакого земного стяжания – ουδν απ της γης κτσατο (Haeres. XLI, al. LXI, capp. 3, 4).    Можно сделать вывод, что звание «учеников апостольских» в «Житии блаженного Афу» указывает лишь на строгую аскетическую жизнь этих монахов. Они были мужами апостольскими. Разумеется, в этом обороте нет ничего «авдианского», и все выводы Дриотона основаны на чистом недоразумении.    Наконец, Дриотон указывает на то, что община учителей Афу исчезла примерно в то время, когда, по Епифанию, стали распадаться авдианские общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3039...

Замечательно также, что несмотря на весьма частое употребление слова τπος, особенно у св. Варнавы 152 , оно нигде не заменяется словом μυστριον, между тем как, начиная с Иустина мученика , мы находим весьма распространенным такое употребление последнего выражения. Тоже нужно сказать и относительно σημεον, παραβολ и σμβολον. Что касается употреблении слов τελεωσις, τελειω и производных от них, то эти выражения встречаются очень часто, но в смысле самом общем, без ближайшего указания на таинства. Нередко говорится о совершенном ведении 153 ; христиане называются совершенными 154 ; говорится, что они любовью достигли совершенства 155 и еще большего достигнут. Только у Ермы в одном месте употреблено латинское слово consummati, в значении усовершения, чрез восприятие печати Сына и силы дев 156 . Общий результат исследования творений мужей апостольских в рассматриваемом отношении может быть выражен в следующих положениях. 1) Учение о крещении, миропомазании и браке раскрыто у мужей апостольских менее, чем в св. Писании. Учение о покаянии, евхаристии и отчасти о священстве представляет, при полном, его согласии с откровенным учением, нечто особенное в способе выражения. 2) Особенностью в способе выражения апостольскими отцами откровенного учения о покаянии нужно признать прямое поставление ими покаяния на степень священнодействия, равного с крещением, и прямое усвоение ему особенной благодати, – благодати покаяния. Мысль о предоставлении иерархии права разрешать от грехов выражена у них менее прямо, чем в св. Писании. 3) При одинаково ясном указании на благодать священства как в св. Писании, так и в рассматриваемых творениях, в последних находим еще более прямое, чем в первом, разграничение между актом поставления лиц иерархических и актом народного избрания или, по апостолу, свидетельством от внешних: зато в св. Писании яснее и прямее, чем у апостольских учеников, выражено отношение благодати к видимому священнодействию, хиротонии. 4) Но особенно замечателен новый способ раскрытия апостольскими мужами откровенного учения об евхаристии. Это учение выражено у них по противоположению ложным взглядам на это таинство и потому существенное в православном учении об евхаристическом теле и крови Христовой, именно мысль о действительном их присутствии в евхаристии, оттеняется еще более, чем в св. Писании. К тому же служит и мысль о вкушения евхаристии, как залога для бессмертия не души только, но и тела. 5) слово μυστριον, несравненно реже употребляемое апостольскими мужами, чем священными писателями, в одном месте, однакож, прилагается первыми (св. Игнатием), по-видимому, к евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Eccl. VI, 3, 10). Говоря о терапевтах, Евсевий использует термин “αποστολικο νδρες” [мужи апостольские] именно потому, что они предавались аскетическим упражнениям (II, 17, 2). Рихард Райценштайн уже показал, что в устах Евсевия слова " апостольская жизнь " имеют прямой и конкретный смысл: они означают аскетизм [ 16 ]. Причем аскетизм подразумевает стяжание духовных даров. По словам Райценштайна, " der vollkommene Asket, εμπνευσθες υπ Ιησο ως ο απστολοι, er ist der ανρ αποστολικς” [совершенный аскет вдохновлен Иисусом Христом, как апостолы; он - муж апостольский] [ 17 ]. В частности, мужами апостольскими, ведущими апостольскую жизнь, называются отшельники. В литературе четвертого и пятого столетий это общее место [ 18 ]. Приведем два примера. Говоря о преследованиях христиан при Валенте, Сократ Схоластик упоминает новацианского епископа Агелия: " Он вел жизнь апостольскую - βον αποστολικν βους - ибо всегда ходил босым и имел только одну одежду, соблюдая евангельские правила " (Hist. Eccl. IV, 9). Епифаний употребляет этот термин в том же смысле: “αποτξαμενοι και αποστολικν βον βιοντες” [отрекшиеся от мира и ведущие апостольский образ жизни]. Уход из мира и " апостольская жизнь " - одно и то же. Епифаний описывает энкратитскую секту апостоликов: само название говорит об их приверженности к " апостольскому " образу жизни. Автор с неодобрением показывает их замкнутость и нетерпимость, но признает, что уход из мира - поистине апостольский путь. У апостолов не было ничего своего - ακτμονες υπρχοντες. И Сам Спаситель, будучи во плоти, не имел никакого земного стяжания — ουδν απ της γης κτσατο (Haeres. XLI, al. LXI, capp. 3, 4). Можно сделать вывод, что звание " учеников апостольских " в " Житии блаженного Афу " указывает лишь на строгую аскетическую жизнь этих монахов. Они были мужами апостольскими. Разумеется, в этом обороте нет ничего " авдианского " , и все выводы Дриотона основаны на чистом недоразумении. Наконец, Дриотон указывает на то, что община учителей Афу исчезла примерно в то время, когда, по Епифанию, стали распадаться авдианские общины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010