Но очевидно условия, на которых Мстислав отпустил Рогволода в Полотск, были слишком тяжелы, и ни Рогволод, ни другие Полотские князья не могли, или не хотели исполнять их. А посему, в 1129 году Мстислав приказал схватить всех Полотских князей и отвести в заточение в Грецию, Полотские же владения присоединил к Киевским и послал туда своего сына Изяслава. Впрочем, занятие главных городов и высылка попавшихся в руки князей Полотских еще отнюдь не означала покорения всей Полотской земли. Кроме городов, занятых войсками и наместниками Мстислава, было еще необозримое пространство непроходимых лесов, занятых Литовскими племенами и колониями Полочан, действовавших за одно и признавших Полотск своею метрополиею, или главою всей Литовской земли; сами граждане, занятых Мстиславом городов, уступали только силе и не думали признавать его власти или власти его сына, и продолжали сноситься с своими собратами Литовцами, до которых еще не доходили Мстиславовы войска и у которых, кажется, укрывались некоторые из Полотских князей. А посему, вслед за удалением главных Мстиславовых войск, посаженный им в Полотске сын его, Князь Изяслав, очутился в Полотске, как в земле неприятельской, и должен был обратиться за помощью к отцу, чтобы покончить зараз и с Полочанами и с Литовцами. Мстислав, получивши верные сведения от сына, что сила Полочан скрывается в Литовской земле и что, не покорив ее, нельзя спокойно владеть Полотском, в 1132 году предпринял новый поход, и с своими сыновьями, и князьями Черниговскими Ольговичами и с Всеволодом Городенским вступил в землю Литовскую. Но этот новый поход далеко не походил на прежний блестящий поход к восточным Полотским городам: Литовцы не думали защищать своих городов и селений и, при приближении Мстиславовой рати скрылись в своих непроходимых лесах и стали выглядывать, где бы нанести вред полкам Мстиславовым. Ратники Мстиславовы только сожгли брошенные хозяевами жилища, и нигде не находя противников и истомившись тягостным походом, принуждены были воротиться назад. Причем Мстислав и другие князья, с своими дружинами, шедшие с большою осторожностью, озираясь по бокам и взад и вперед, прошли блогополучно Литовские пущи и болота; но отставшие от князей земские полки Киевлян были сильно побиты, выступившими из своих лесов, Литовцами. Таким образом, настоящий Мстиславов поход не принес ни какой пользы Изяславу, сидевшему в Полотске, Полотские владения, по прежнему остались непокоренными вполне и ненадежными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Как бы то ни было, походные сборы князей кончились, и Мстиславы киевский и черниговский, отпраздновав пасху 1224 г. в Киеве, пошли правым берегом Днепра на соединение с Мстиславом галицким, который уже спускался Днестром в Днепр, между тем, как сюда же приближались дружины смоленская и западно-русские, причем, если верить Татищеву, многие из князей «не хотя оставить пашен с малыми войсками шли» 27 . Когда Мстиславы Киевский и Черниговский остановились переждать товарищей у Заруба и Варяжского острова, т. е. Хортицы, сюда явились татарские послы, числом 10 человек, и говорили: «слышим, что вы обольщенные Половцами, идете против нас; но мы ничем не оскорбили Россиян; не входили к вам в землю; не брали ни городов, ни сел ваших, а хотим единственно наказать Половцев, своих рабов и конюхов. Знаем, что они издревле враги России; будьте же нам друзьями; пользуясь случаем, отомстите им ныне, истребите злодеев и возьмите их богатство 28 . Но князья, предупрежденные Половцами о коварстве Татар, уже схитривших таким же образом с Аланами, не поверили послам и, велев убить их, шли далее. Близ Олешья, на дороге к которому войско киево-черниговское усилилось полком смоленским, встретили Русских вторые татарские послы и сказали князьям: «Вы, слушаясь Половцев, умертвили наших послов и хотите битвы? Да будет! Мы вам не сделали зла. Бог един для всех народов, он нас рассудит» 29 . Этих послов князья отпустили живыми и как бы пораженные великодушием Татар, не двигались из Олешья, хотя сюда уже прибыли и Мстислав галицкий, и Даниил волынский, и Мстислав луцкий. Наконец, Мстислав галицкий первый переправился с 1000 человеками через Днепр, ударил на татарских сторожей и рассеял их, а начальника их, Ганибека, выдал Половцам на злую смерть. Известясь о поражении татарских сторожей, русские князья уже собирались перейти Днепр, когда узнали, что на другом берегу показались Татары, любопытствовавшие посмотреть на невиданные ими русские лодки. Юный Даниил волынский, любопытствуя с своей стороны видеть Татар, тотчас же сел на коня и поскакал вперед, сопровождаемый другими молодыми князьями и галицким воеводой Юрием Домаречичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Свентослава, см. Святава (Свентослава) Свердлов М. Б. 18–19, 25, 44, 57–58, 64–65, 72, 78, 84, 97, 105, 107, 109, 115, 117, 120, 123, 135, 154–155, 158, 160, 188, 191, 197–198, 200, 208, 218, 225, 230, 238, 252, 254, 273–274, 276, 282–283, 285–286 Святава (Свентослава), ж. чешского кор. Братислава II, д. польского кн. Казимира I (ум. в 1126 г.) IV VI, 173 Святоплук, кн. чешский (1107–1109) VI, 303 Святополк (Святоплук) II, кн. великоморавский (870–894) 225 Святополк Владимирович, кн. киевский (1015–1016, 1018–1019) IV, IXa, 39, 61, 67–68, 71–74, 76–77, 80, 80–83, 82, 132, 135, 170–171, 228–229, 229, 298, 344 Святополк Изяславич, кн. киевский (1093–1113) IV, V, IXa, 175, 177–178, 198–199, 202, 207, 214, 255, 265, 360–361, 363 Святополк Мстиславич, кн. новгородский (1142–1148), владимиро-волынский (1150– 1154) VI, IXb, 263 Святослав Всеволодович, кн. киевский (1176–1194, с перерывом) IXa Святослав Игоревич, кн. киевский (ок. 960–972) IXa, 23, 45, 49, 65–66, 117, 164 Святослав Игоревич, кн. перемышльский (уб. в 1211 г.) IXa Святослав Мстиславич, кн. владимиро-волынский (ум. в 1182/4 г.) IXb, 310–312, 318 Святослав Ольгович, кн. черниговский (1157–1164) IXa Святослав Ярославич, кн. черниговский (1054–1073), киевский (1073–1076) II, III, IXa, 112, 119–121, 155, 157, 250, 339–341, 352, 357–358 Се(мо)мысл, кн. поморский (1040-е гг.) 351 Серватий, св., еп. тонгернский и маастрихтский (ум. ок. 384 г.) 84 Сердик, легендарный основатель династии кор. западных англо-саксов (кон. V в.) 195 Сигеберт из Жамблу, лотарингский историограф (ум. в 1112 г.) 156–158 Сигрид (Свентослава?) Гордая, ж. шведского кор. Эрика Победоносного, затем – датского кор. Свена I Вилобородого, д. польского кн. Мешка I (?) (ум. после 1014 г.) IV, VII, 130 Сигурд I Крестоносец, кор. норвежский (1103–1130, с 1122 г. единолично) VII, IXb Сигурд Свинья, из рода норвежского кор. Харальда Прекрасноволосого (нач. XI в.) VII Сильвестр II, п. римский (999–1003) 55, 69, 278 Сим, с. библ. праотца Ноя 215 Симеон (Трирский), св. (ум. в 1035 г.) 120

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всеволод Ольгович 5 марта 1139 – 30 июля 1146 21. Игорь Ольгович 30 июля 1146 – 13 августа 1146 22. Изяслав Мстиславич 13 августа 1146 – 27 августа 1149 23. Юрий Владимирович Долгорукий 28 августа 1149 – лето 1150 24. Изяслав Мстиславич (во второй раз) совместно с Вячеславом Владимировичем лето 1150 – август 1150 25. Юрий Владимирович(во второй раз) начало сентября 1150 – март 1151 26. Изяслав Мстисловичсовместно с ВячесловомВладимировичем(оба в третий раз) после 20 марта 1151 – 19 ноября 1154 27. Вячеслав Владимирович(в четвертый раз) совместно сРостиславом Мстиславичем ноябрь 1154 – декабрь 1154 28. Изяслав Давыдович, внукСвятослава Ярославича январь 1155 – март 1155 29. Юрий Владимирович(в третий раз) 20 марта 1155 – 15 мая 1157 30. Изяслав Давыдович(во второй раз) 19 мая 1157 – декабрь 1158 31. Мстислав Изяславич, внукМстислава Владимировича 22 декабря 1158 – 11 апреля 1159 32. Ростислав Мстиславич(во второй раз) 12 апреля 1159 – после 8 февраля 1161 33. Изяслав Давыдович(в третий раз) 12 февраля 1161 – 6 марта 1161 34. Ростислав Мстиславич(в третий раз) 6 марта 1161 – 14 марта 1167 35. Владимир Мстиславич, внукВладимира Мономаха после 14 марта 1161 – ранее 15 мая 1167 36. Мстислав Изяславич(во второй раз) 15 мая 1167 – 12 марта 1169 37. Глеб Юрьевич,сын Юрия Долгорукого после 12 марта 1169 – конец февраля 1170 38. Мстислав Изяславич(в третий раз) конец февраля 1170 – 13 апреля 1170 39. Глеб Юрьевич (во второй раз) апрель 1170 – 20 января 1171 40. Владимир Мстиславич(во второй раз) 15 февраля 1171 – 10 мая 1171 41. Роман Ростиславич июль 1171 – февраль 1173 42. Михалко и ВсеволодЮрьевичи, сыновьяЮрия Долгорукого 18 февраля 1173 – 24 марта 1173 43. Рюрик Ростиславич 24 марта 1173 – ок. 1 сентября 1173 44. Ярослав Изяславич,внук МстиславаВладимировича после 10 ноября 1173 – декабрь 1173 45. Святослав Всеволодович,сын Всеволода Ольговича 12 дней в декабре 1173 или в январе 1174 46. Ярослав Изяславич(во второй раз) – июнь/июль 1174 47. Роман Ростиславич(во второй раз) июнь/июль 1174 – 22 июля 1176 48.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем не менее летопись ясно говорит, что к 1223 г. «старейшими» князьями на Руси, значит за «причастье» обязанными охранять собственно «Русскую землю», были Мстислав Романович (Смоленск, Киев), Мстислав Святославич (Козельск, Чернигов), Мстислав Мстиславич (Галич) – «то бо беахоу старейшины в Роуской земли», съехавшиеся на общий «с[о]вет» всех князей в Киев; среди них должен был быть и владимиро-суздальский Юрий, о котором летописец заметил: «Юрия же, князя великого соуждальского, не бы в том свете». Он, видимо, был отвлечен прибалтийскими делами и ограничился посылкой вспомогательной рати 374 . Есть князья-сюзерены – члены высшего совета 375 . Есть и «млади князи», это волский Даниил Романович – вассал Удалого, черниговский Михаил Всеволодович, киевский Всеволод Мстиславич «и инии мнозии князи». Ясно, что эти более мелкие вассалы съехались в Киев во множестве. Итак, источники позволяют думать, что и после триумвирата Ярославичей, и после Мономаха на Руси сохранялась общерусская форма правления, при которой киевский стол стал объектом коллективного сюзеренитета наиболее сильных князей. Особенности структуры Древнерусского государства П редварительные замечания Советская историческая наука выяснила коренные проблемы социально-экономической истории России, а также (в меньшей мере) эволюции ее политического строя. Открылась, следовательно, возможность изучения политики внешней как продолжения внутренней политики определенного класса, его отдельных групп, сменявших друг друга у кормила власти; политики, осуществлявшейся средствами войны и дипломатии, при использовании различных форм международных экономических, политических и культурных сношений. Чтобы правильно судить о внешней политике древней Руси в раннефеодальный период (до начала XII b.) и на первом этапе феодальной раздробленности (до установления монгольского ига, когда Русь утратила значительную часть своих суверенных внешнеполитических прерогатив), целесообразно разделить проблему на две – на историю политики в подвластных Руси землях и историю политики внешней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историки затрудняются в объяснении такого неординарного шага чешского князя (Грот 1889. С. 78, 138–140; Флоровский 1935. С. 65, 83–87; Пашуто 1968. С. 184). Бесспорно, он должен был иметь политическую подоплеку. В этой связи указывается, что в 1148 г. в Киеве правил волынский князь Изяслав Мстиславич, который в следующем, 1149, году, в ходе очередного витка борьбы за Киев против ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого, посылал за помощью «к ческому князю свату своему Володиславу» и получил ее (ПСРЛ 2. Стб. 385, 388. Примеч. 76). Обычно считают, что сватом Изяслава Владислав II назван в «Ипатьевской летописи» по упомянутому браку дочери Оты II Оломоуцкого, т. е. троюродной (!) сестры Владислава, со Святополком, младшим братом Изяслава (см. примеч. 1246). Эта мысль не лишена вероятности, если учесть, что невынужденный мир Владислава II с Отой III был предпринят по инициативе пражского князя и должен был сопровождаться сближением с Русью – а на Волыни в 1141 г. сидел именно Изяслав Мстиславич. Впрочем, Н. А. Баумгартен на основании процитированного летописного свидетельства предполагал брак Изяславова сына Ярослава и дочери Владислава II (Baumgarten 1927. Table V, N 39; Р. 26. Not. 39). Так или иначе, сколь бы тесными ни были союзнические отношения Владислава II и Изяслава Мстиславича, только ими киевский вояж чешского князя объяснить все равно трудно. Возможно, в поисках объяснения имело бы смысл обратить внимание на отмеченный византийским хронистом Иоанном Киннамом факт встречи и переговоров в Константинополе Владислава II с императором Мануилом I Комнином. Переговоры, возможно, касались венгерско-византийских отношений и той поддержки, какую нашел в Константинополе претендент на венгерский трон Борис Кальманович, внук Владимира Мономаха (см. 46, примеч. 1105). Но если в Византии искали на Руси союзников Борису, то для этого странно было бы направлять туда чешского князя собственной персоной, достаточно было послать опытного посла. А вот в деликатном деле собственно русско-византийского примирения после разрыва, который произошел летом 1147 г., когда киевский князь Изяслав Мстиславич порвал с церковной зависимостью от Константинополя и поставил в Киеве независимого митрополита Климента Смолятича, помощь такого авторитетного посла, как Владислав II, могла оказаться незаменимой. Вопрос требует дальнейших изысканий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В противовес этому Нифонт и Мануил выдвинули возражения, причем в летописи они в явной форме говорили – «рекоста»: «Не есть того в закон, яко ставити епископомъ митрополита безъ патриарха. Но ставить патриархъ митрополита, а не поклонив ти ся, ни слоужив с тобою, зане не взялъ еси благословния. Оу свято Софьи ни от патриарха, аще ли ся исправиши, блгословишися от патриарха и тогда ти ся Глаголы употреблены в двойственном числе, от имени двоих, скорее всего, говорит Нифонт – главный в этой оппозиционной группе. В качестве аргумента возражавших Онуфрию на соборе фигурировала и некая грамота митрополита В ответ Онуфрий привел свои доводы: «Азъ свде достоить ны поставити, а глава оу насъ есть святаго Климента, якоже ставять грци роукою святаго Ивана, и тако, сгадавше епископи, святаго Климента поставиша – заключает летописец. Поддерживающих Изяслава оказалось больше, и Клим был избран. Трактовка событий, связанных с поставлением на митрополию Клима, сложна и многоаспектна. В данном же случае важно отметить позицию и характер действий киевского князя Изяслава Мстиславича. Канонических оснований для такого рода поставления, несмотря на заявления Онуфрия, не Видимо, идеологическое основание проводимой акции было изобретено в соответствии с волей правителя. Клим не смог стать общепризнанным митрополитом, а был вынужден покинуть Киев в 1149 г., когда столицу захватил Юрий Долгорукий. Бежавший во Владимир Волынский Изяслав «митрополита Клима поя с А в 1155 г., уже после смерти Изяслава Клим бежал из Киева вместе с Мстиславом Изяславичем. Конфликт тянулся многие годы. И здесь характерна позиция брата Изяслава – Ростислава Мстиславича Смоленского, о котором уже говорилось ранее. Все годы, пока Клим занимал митрополичью кафедру, Ростислав во всех политических и военных акциях выступал в единстве со своим братом Изяславом, но в отношении русского митрополита неизменно поддерживал своего епископа Мануила, состоявшего к Климу. Когда же после смерти Изяслава Ростислава Мстиславича призывали на киевский стол, он отправил в Киев посольство во главе с боярами Иваном Ручечником и Якуном – передать согласие, но с важным условием: «Не хочю Клима оу митропольи ибо последний не получил благословения от патриарха. Его позиция поменялась лишь в 1164 г., когда Ростислав, уже будучи киевским князем, захотел поставить на русскую митрополию того же Клима, но не самоуправно, а отправив посла в Константинополь к «цареви», дабы тот, как можно понять, поспособствовал получению патриаршей санкции. В церковной среде не позднее начала 60-х гг. XII в. разгорелся конфликт относительно постов в среду и пятницу в Господские и Богородичные В Византии довольно влиятельная церковная настаивала на соблюдении постов в эти дни за исключением праздников Крещения и Рождества. Эту партию и ее положения представляли на Руси греки-митрополиты Константина I и Константина II.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929649/

667 ...Рюриче, и Давыде! – Рюрик и Давыд Ростиславичи. Рюрик был соправителем Святослава Киевского, Давыд – княжил в Смоленске. 668 Галичкы Осмомысл Ярославе! – Обращение κ Ярославу Галицкому, на дочери которого был женат Игорь. Смысл прозвища Ярослава неясен. 670 ...меча бремены... – Как пониматьэтот поэтический образ – неясно; речь идет, видимо, ο могущеетве Ярослава Осмомысла. 671 ...стрляеши... салтани за землями. – Во времена «Слова» европейские страны готовились κ походу против султана Саладина, но крестовый поход 1193 г. произошел уже после смерти Ярослава (в 1187 г.), и летописец, упоминая ο самом походе, не сообщает об участии в нем галичан. Смысл намека автора «Слова» нам до конца не ясен. 672 …Романе, и Мстиславе! – Роман – князь Владимира Волынского; какой именно Мстислав (Мстислав Ярославич Пересопницкий или Мстислав Всеволодович Городенский) имеется в виду – неясно. 673 …желзныи паворзи подъ шеломы латинскими. – «Паворзи» – ремешки, удерживающие шлемы; у шлемов европейского образца («латинских») они покрывались металлическими пластинками. Упоминание ο «латинских шлемах» – намек на связи волынских князей с Польшей. 677 ...по Роси и по Сули... – Рось – правый, а Сула – левый приток Днепра, впадающие в него южнее Киева. 679 ...шестокрилци – эпитет соколов (крыло сокола состоит как бы из трех частей), с соколами в «Слове» часто сравниваются воины. 682 Исхыти юна кров, а тьи рекъ... – одно из возможных прочтений этого испорченного места в «Слове» (в Π и Е: «и схоти ю на кровать, и рекъ»); смысл текста остается неясным, и перевод его не дается. 683 ...Брячяслава... Всеволода... – Брячислав и Всеволод – сыновья Василька Володаревича, полоцкого князя. 684 Трубы трубятъ городеньскии. – Имеется в виду, возможно, город Городец (недалеко от Минска). Неизвестно, какое событие имеется здесь в виду; возможно, что фраза оборвана. 685 Ярославе и вси внуце Всеславли! – Эта конъектура, по мнению Д. С. Лихачева, соответствует содержанию «Слова»: автор призывает κ примирению всех русских князей – потомков Ярослава Владимировича и Всеслава Брячиславича (внука Владимира Святославича); в этом случае следовало бы читать: «Ярославли вси внуци и Всеславли!»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, первая весть о близости Татар, принесенная Половцами, бежавшими с Азовского моря к Днепру, заставила южно-русских князей, как-будто забыть на время свои неурядицы и приготовиться к отражению сообща врагов, по слухам ужасных: «нынче татары отняли нашу землю, а завтра возьмут вашу, если не защитите нас», жалобно говорил половецкий хан зятю своему Мстиславу Мстиславичу Удалому, кн. галицкому, – а сам, в то же время, вручал кому следовало, «дары многы: кони, вельбуды и буйволы, и девкы», – и Мстислав галицкий, поспешив снестись с Мстиславом Романовичем киевским, не замедлил пригласить соседних Рюриковичей на совет в Киев. А так как Мстиславы киевский и галицкий, по выражению летописи, «беаху старейшины в русской земли», то соседние Рюриковичи действительно явились в Киев, где, таким образом, состоялся княжеский съезд на котором, под председательством Мстиславов: киевского, галицкого и козельского (Святославовича), присутствовали: Даниил Романович волынский, Михаил Всеволодович черниговский, сын в. к. Киевского Всеволод «и инии многие князи». Тут Мстислав галицкий, хлопоча в пользу тестя своего Котяна, представлял необходимость защитить Половцев и между прочим, сказал съезду: «аже мы, братие, сим не поможем, то си имут предастися им (Татарам), то их болши будет сила». По выслушании и принятии этого довода, князья молвили: «луче бы ны есть прият я (Татар) на чюжей земли, нежели на своей» и тут же порешив самим ударить на Татар, спокойно распоряжавшихся тогда в земле половецкой, князья «начаша вои строити которыйждо свою власть (волость)» 23 . Сборы в поход против невиданных врагов, восхищавшие 24 уже разгромленных Татарами Половцев, закипели одновременно и во владениях всех трех Мстиславов, и в Курске, принадлежавшем тогда Олегу Всеволодовичу, и в Смоленске, где ополчался Владимир Рюрикович, и в Луцке, где делал тоже самое силач Мстислав Ярославич Немой, и наконец, в отдаленном княжении суздальском, откуда в. к. Юрий Всеволодович, по просьбе южно-русских князей, велел идти на юг племяннику своему Васильку Константиновичу с дружиной ростовской.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Исправленные слова в публикуемом тексте выделены курсивом. Ошибочно повторенные или излишние (то есть искажающие строй фразы) слова опущены; такие пропуски обозначены многоточием. ИЗ ИПАТЬЕВСКОЙ ЛЕТОПИСИ В год 6691 (1183) . Месяца февраля в двадцать третий день, в первую неделю поста, измаилтяне, безбожные половцы, пришли войной на Русь, к Дмитрову, с окаянным Колчаком и с Глебом Тириевичем, но по Божьему заступничеству не принесли они беды. Князь же Святослав Всеволодич посоветовался со сватом своим Рюриком, и пошли они против половцев и остановились у Олжич, поджидая Ярослава из Чернигова. Встретил их Ярослав и сказал им: «Сейчас, братья, не ходите, но, сговорившись о времени, если Бог даст, пойдем на них летом». Святослав же и Рюрик, послушавшись его, возвратились. Святослав послал сыновей своих с полками своими степью к Игорю, велев ему ехать вместо себя, Рюрик же послал со своими полками Владимира Глебовича. А Владимир Глебович послал к Игорю, испрашивая у него разрешения выйти вперед со своим полком, ибо князья русские поручали ему передовые полки в Русской земле. Но Игорь не разрешил ему этого. Разгневался Владимир и возвратился. И идя оттуда, напал на города северские и захватил в них большую добычу. Игорь же повернул назад киевские полки и поставил над ними Олега и племянника своего Святослава, чтобы довели они войско без потерь, а сам поехал, взяв с собой брата своего Всеволода и Всеволода Святославича, и Андрея с Романом, и некоторое число воинов из черных клобуков с Кулдюрем и с Кунтувдеем, и пришли они к реке Хоролу. И было в ту ночь тепло, шел сильный дождь, и поднялась вода, и не удалось им найти брода, а половцы, которые успели переправиться со своими шатрами – те спаслись, а какие не успели – тех взяли в плен; говорили, что во время этого похода и бегства их от русских немало шатров, и коней, и скота утонуло в реке Хороле. В том же году побудил Бог Святослава, князя киевского, и великого князя Рюрика Ростиславича пойти войной на половцев. И послали они к соседним князьям, и собрались к ним Мстислав и Глеб Святославичи, и Владимир Глебович из Переяславля, Всеволод Ярославич из Лучьска с братом Мстиславом, Мстислав Романович, Изяслав Давидович и Мстислав Городенский, Ярослав, князь пинский с братом Глебом, и из Галича пришла помощь от Ярослава, а свои братья не пришли, говоря: «Далеко нам идти к низовьям Днепра, не можем свою землю оставить без защиты, но если пойдешь через Переяславль, то встретимся с тобой на Суле».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010