840 Упокоился митрополит Корсунский Тимофей – экзарх УПЦ КП в Греции/Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Официальный сайт [Электронный ресурс].– 2004.– Режим доступа: – Дата доступа: 21.07.2006. Архимандрит Нектарий (Агрителлис) в 1996–1997 гг. входил в состав «афанасиевского» Синода ЦИПХ Греции, где был рукоположен во епископа. Вероятно при вхождении в юрисдикцию митрополита Тимофея (Кутальяноса) его архиерейское достоинство не было признано. 841 Драбинко Александр, диакон. Под святительским омофором. Вехи современности.– К.: Издательский отдел Киевской Митрополии, 2006.– С. 27. 842 Хризостом (Бакомитрос) до перехода в юрисдикцию УПЦ КП являлся заштатным клириком Перистерийской митрополии Элладской Православной Церкви. 843 Раскольничий лжепатриарх Филарет Денисенко посвятил своего «экзарха» в прес-служби УПЦ.– Киев.– 2005.– 46.– С. 88. 844 Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)/Информационный бюллетень.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– Специальный выпуск.– С. 24. 845 Фотиев К. В. Попытки Украинской Церковной Автокефалии в ХХ веке.– Мюнхен, 1955.– С. 61; Цыпин Владислав , протоиерей. История Русской Церкви … С. 612; An outline history of the metropolia center of the Ukrainian Orthodox Church of the USA/Ukrainian Orthodox Church of the USA [Электронный ресурс].– 2004.– Режим доступа: http://ww.uocofusa.org/history/– Дата доступа: 30.01.2007. 847 Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 г. архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://ww.w3.org/TR/REC-html40» 848 Canadian Orthodox Church elevated to archdiocese/The Canadian Orthodox Missionary.– 1994.– 163.– Р. 21. 849 Первоначально пребывал в юрисдикции «УПЦ США и Рассеяния». Является одним из инициаторов учреждения украинского монастыря в честь Всех Святых в Северной Америке, а также известен как переводчик на английский язык многих русских православных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

под давлением советского правительства она была ликвидирована посредством самороспуска. Восстановление УАПЦ произошло в годы Второй Мировой войны на территории оккупированной Украины. При отступлении немецких войск большое число мирян, клириков и иерархов, представителей украинской автокефалии, эмигрировало в Западную Европу, США, Канаду, Южную Америку и Австралию. В СССР украинские сепаратистские настроения планомерно нейтрализовывались, что непосредственным образом сказывалось и на подавлении стремления к церковной независимости (автокефалии). Однако изменившаяся к концу перестроечных лет общественно-политическая обстановка способствовала тому, что в октябре 1990 г. УАПЦ была официально зарегистрирована. Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук оказывал значительную поддержку идее автокефалии, что вызвало широкомасштабное разрастание автокефалистской схизмы. В октябре 1992 г. митрополитом УПЦ МП Филаретом (Денисенко), ушедшим в схизму, на базе УАПЦ была образована Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП). В 1993 г., после смерти первого «патриарха Киевского и всея Руси-Украины» Мстислава (Скрыпника), был созван Поместный Собор УПЦ КП, на котором новым главой украинской схизмы был избран Владимир (Романюк). Период его «патриаршества» (1993–1995 гг.) был ознаменован установлением общения и «канонического» единства со «Священным Миланским Синодом», имеющим иерархическое преемство от греческих старокалендаристов и возглавляемым митрополитом Миланским Евлогием (Хесслером) 833 . Начало взаимоотношений двух раскольнических структур было положено в 1994 г., когда митрополит Миланский Евлогий посетил УПЦ КП и встретился с «патриархом Киевским» Владимиром (Романюком). После переговоров было достигнуто соглашение о включении «Священного Миланского Синода» в состав Киевского Патриархата на правах автономной церковной единицы. Специальным Томосом от 20 марта 1994 г. Киевский лжепатриарх провозгласил акт учреждения Автономной Португальской Церкви в составе Киевского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре епископ Лиссабонский Гавриил получил от архиепископа Авксентия титул Экзарха Западной Европы. Спустя шесть лет решением иерархов «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции епископ Гавриил (Роша) возглавил новообразованную митрополию Западной Европы, которой 14/27 сентября 1984 года был дарован Томос, предоставляющий права автономного существования. Учреждение автономной Западно-Европейской митрополии повлекло за собой изменение титулатуры епископа Гавриила, который стал именоваться первоиерархом «Православной церкви Португалии», «митрополитом Лиссабонским и Португальским». Согласно традиции славянских Поместных Православных Церквей, митрополит Гавриил был удостоен права ношения белого клобука. Новообразованная автономная церковная структура уже к моменту своего учреждения обладала достаточным количеством епископов, поскольку в 1984 году, совместно с синодом архиепископа Авксентия, епископ Гавриил рукоположил епископа Коимбрского и Авеирского Тиаго (Иакова), епископа Миланского и Аквилейского Евлогия (Хесслера), епископа Туринского Грегорио (Басолини) и епископа Эворского и Сетубальского Теодоро 619 . Спустя год после учреждения Западно-Европейской митрополии отношения «митрополита» Гавриила с иерархами «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции резко обострились. Это побудило его в том же 1985 году обратиться к другой греческой старостильнической юрисдикции, именуемой «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции, с предложением о присоединении. Получив отказ, португальская юрисдикция начала диалог с Польской Православной Церковью по вопросу канонического объединения при условии автономного самоуправления 620 . В январе 1989 года состоялось установление «межцерковного» общения между «Православной церковью Португалии» и «Украинской православной церковью США и Рассеяния» («УПЦ США и Рассеяния»), являвшейся одним из направлений неканонической Украинской автокефальной церкви, существующей в условиях эмиграции. Со стороны украинской группировки соглашение о взаимном признании подписал «первоиерарх архиепископ Филадельфийский, митрополит „УПЦ США и Рассеяния“ Мстислав Скрыпник» 621 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

621 Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 года архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40. Более подробная информация об этом приводится в разделе «V.3.5.4. История взаимоотношений „Священного миланского синода“ с „Украинской православной церковью США и Рассеяния“». 622 Парфенчик Андрей. Жизнь Православной Церкви в Польше с 1970 по 2000 год: дипл. работа. Жировичи: Минская Духовная Семинария, 2002. С. 47–50. 623 Более подробная информация об этом приводится в разделе «IV.10.17. „Православная автономная митрополия Западной Европы и Америки“ („Священный миланский синод“)». 625 Парфенчик Андрей. Указ. Соч. С. 49–50; Evlogios (Hessler), metropolitan of Milan. Apostolic succession... P. 3. 626 History of The Orthodox Catholic Church of Portugal//Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа; Дата доступа: 18.10.2008; Primate biografy//Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа: Дата доступа: 18.10.2008. 627 Информация подтверждается Православным Церковным Календарём Польской Автокефальной Церкви на 2000 год (Kalendarz Prawoslawny, Rok 2000. Warszawa, 1999. Р. 9–10). 628 Мишель (Ля Рош), митрополит Парижский. Православное папство: Исторические корни папизма Константинопольского Патриархата и его церковное противоборство с Московским Патриархатом. Париж, 2005, С. 103. 629 Kocielne jednostki zagraniczne//Prawoslawie w Polsce [Электронный ресурс]. 2007. Режим доступа: http://www.orthodox.pl/glowna.htm. Дата доступа: 30.05.2007. 631 Митрополит Иоанн (в миру Марио Мануэл Лопес Рибеиро) родился 10 мая 1956 года. В 1982 году поступил послушником в православный монастырь и был посвящён во иподиакона, а спустя два года принял диаконский сан. В 1986 году был возведён в достоинство архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мстислав (Скрыпник Степан, 10.04.1898–1990-е), епископ. Племянник и адъютант Петлюры. В 1930-е депутат польского сейма. С 26.07.1941 представитель Рейхсминистерства занятых восточных территорий при группе армий «Юг» и доверенное лицо по вопросам организации гражданского управления на оккупированной Украине. 14,05.1942 хиротонисан во еп. Переяславского автокефальной Украинской церкви. В 1944 эвакуировался в Варшаву, а затем в Бреслау. Назначен Гиммлером окормлять восточных рабочих в Судетах. С 12.10.1947 архиеп. Виннепегский и Канадский, с 16.10.1971 митр. Филадельфийский и глава Украинской Церкви за границей. С 1991 возглавлял одну из неканоничных автокефальных православных церквей на Украине в сане патриарха. Похоронен в Киеве. Мюллер Генрих (1901 –?), шеф гестапо. До 1933 сотрудник криминальной полиции Мюнхена. Фактически возглавлял гестапо с 1935, позднее заместитель шефа РСХА. Осенью 1942 создал систему концлагерей для уничтожения евреев. До начала мая 1945 находился в бункере фюрера, а затем исчез. В 1973 его имя включено в список разыскиваемых нацистских преступников. Нейгауз Карл, штурмбаннфюрер СС. Доктор теологии, в 1944–1945 возглавлял ведавший религиозными делами реферат IVA4 Главного управления имперской безопасности. В 1945 взят в плен советскими войсками. До начала 1950-х содержался в лагерях СССР. Никанор (Бурчак-Абрамович, 27.07.1883 – 21.03.1969), митрополит. Окончил Киевский университет. 23.10.1910 посвящен в сан священника. В 1919 эмигрировал в Польщу. 09.02.1942 хиротонисан во еп. Чигиринского автокефальной Украинской церкви, с 13.03.1942 возглавлял Киевскую епархию, с 17.05.1942 в сане архиепископа. 25.11.1943 эвакуировался из Киева в Польшу. В 1944 через Словакию уехал в Германию и поселился в Карлсруэ. С 15.09.1952 митр. Германский, с 28.10.1953 до своей смерти возглавлял Украинскую православную церковь за границей. Пантелеймон (Рожновский Павел Стефанович, 27.10.1867 – 30.12.1950), митрополит. Окончил миссионерские курсы при Казанской духовной академии. 02.06.1913 хиротонисан во еп. Двинского. В 1922–1939 за непризнание автокефалии Польской православной церкви содержался в ссылке в различных монастырях. В июле 1941 назначен экзархом Белоруссии в сане архиеп. Минского и Белорусского. С марта 1942 в сане митрополита. С мая 1942 по 1943 был отстранен нацистами от управления Белорусской Церковью и сослан в монастырь. В 1944 эвакуировался в Германию. В дальнейшем не служил, был близок к РПЦЗ. Скончался в Мюнхене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В среде украинских радикалов лавра прослыла как «москвофильский» центр. Это тоже являлось и поныне является вызовом для жизни православной обители и православных приходов на Волыни. Все настоятели этого монастыря проявляли себя ревностными сторонниками церковнославянского языка в богослужении, не допускали украинских националистов к совершению на территории лавры панихиды на украинском языке по кумиру малоцерковной и агрессивной украинской молодежи Тарасу Шевченко. Это вызвало злобу в среде националистов. Будущий владыка Вениамин оказался в гуще неприятных «Почаевских событий» 1932 года. На Успение Божией Матери в лавру прибыло большое число богомольцев, приехало 10 епископов вместе с главой польской иерархии митрополитом Дионисием (Валединским), сотни священников и монахов. Это большое собрание богомольцев было использовано националистическими украинскими политическими организациями для провокации. Газеты писали: «В Почаеве собралось около 20 тысяч паломников. Богослужение совершал митрополит Дионисий в сослужении архиереев. После литургии начался крестный ход вокруг Лавры. Люди несли хоругви, пели церковные песнопения, молились. И вдруг поднялось смятение, кто-то загорланил бесстыдные песни, раздался пронзительный свист, невпопад загудели большие лаврские колокола. Образовался хаос. Молодчики вырывали из рук хоругви, опрокидывали ларьки с церковными сувенирами, преследовали девушек, разбивали лиры у лирников, кидали в людей свечи. Пикетчики развернули плакаты с антицерковными призывами». На лаврской колокольне и Успенском соборе были подняты «жовтно-блокитные» флаги украинских националистов. Раздавались крики: «Геть (долой) мockaлib!», «Геть, Дiohiciй!», «Ганьба (позор) мockboфiлaм!» Был сорван крестный ход с мощами преподобного Иова Почаевского. Церковный крестный ход обернулся дракой, поруганием. Многие паломники вернулись домой окровавленными, в синяках, шишках, а кто и с переломленными костями с. 487]. Известно, что одним из организаторов этих беспорядков был будущий «епископ»-автокефалист Мстислав Скрыпник, о котором мы будем упоминать в будущем.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

А именно так меня сегодня аттестуют и впаивают этуаттестацию в народ... те протесты против меня, которые я видел, – не протесты верных. Я хорошо осведомлен, как они собираются иподписываются. Воспретите представителям разагитированныхукраинскихучреждений и управ на местах вмешиваться в церковные дела, и не возникнет ни одного «Автокефалисты» в своей пропаганде чаще всего обвиняли автономистов в «москвофильстве» и просоветских симпатиях. Последние заявляли о неканоничности УАПЦ, называя ее «духовенство» и «иерархию» «самосвятами». Таким образом, «автокефальная церковь» пыталась оказывать влияние на верующих, используя национальный фактор, тогда как Автономная Церковь рассчитывала расположить к себе сторонников традиционного православия, далекого от политики и Противостояние конфессий усугублялось позицией немецких властей, которые старались стравить представителей обоих церковных направлений и поощряли их доносы друг на друга. Автокефальные «архиереи» (в частности, Мстислав (Скрыпник)) доносили на православных епископов, что они являются агентами НКВД. Например, так говорили о епископах Панкратии (Гладкове) и Пантелеимоне (Рудыке), однако, немецкие спецслужбы не нашли подтверждающих это утверждение Имеются свидетельства и о том, что иерарх Автономной Церкви епископ Мануил (Тарнавский) также сообщал в германскую СД о запрещенной политической деятельности архиереев УАПЦ и их связи с украинскими Но данные действия иерарха Автономной Церкви (кстати, лишь недавно перешедшего в нее из УАПЦ) можно расценить как ответную защитную реакцию от обвинений со стороны украинских Следует отметить, что епископ Мануил пользовался особым доверием со стороны православного духовенства Волыни. По донесениям красных партизан, как-то к ним обратилась группа священников, которая желала написать письмо митрополиту Сергию (Страгородскому), но клирики при этом сообщили, что без благословения своего епископа не могут этого сделать. Командир предложил им помощь и просил указать, с кем из епископов следует установить контакт. Священники следующим образом определили наиболее подходящее лицо: «С Луцким (Поликарпом (Сикорским).– А. В.) нельзя, это националист; сПинским (Александром (Иноземцевым).– А. В.) нельзя, потому что он фашист, с Ковельским Михайлом (так нередко именовали Мануила (Тарнавского) по его мирскому имени.– А. В.) В целом же следует отметить, что раскол внутри Церкви на Украине и борьба между двумя сформировавшимися церковными направлениями развивались во многом по тому сценарию, который исходил от оккупационных властей, о чем еще будет сказано подробнее.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Подпись 106 . Докладная записка руководителя группы религиозной политики РМО К. Розенфельдера начальнику руководящей группы PI об автокефальной Украинской Церкви Берлин, 16 мая 1944 г. В качестве приложения я пересылаю Вам меморандум архиепископа Илариона Огиенко (Холм) с просьбой о знакомстве 107 . Также я прикладываю копию письма трех епископов автокефальной Украинской Церкви митрополиту Варшавскому Дионисию 108 . В этом письме оспаривается правомочность выборов Дионисия Киевским патриархом. То же следует из подробностей этих выборов. Относительно результатов моих переговоров в Варшаве Вы еще получите копию моих заметок. Я считаю, что необходимо в самое ближайшее время провести переговоры о будущем устройстве Украинской Церкви с представителями Главного управления имперской безопасности и Партийной канцелярии. Эти беседы прежде всего должны привести к ясному пониманию немецкими органами власти того, что руководимая антибольшевистски настроенным, надежным и европейски ориентированным митрополитом или патриархом единая Православная Церковь на Украине сочетается с германскими целями. При этом вопрос автокефалии Православной Церкви на Украине должен быть первое время отодвинут на задний план, чтобы избежать внутри церковных и внешних трудностей. Из украинских епископов, по-моему, для руководства Украинской Церковью подходит только Мстислав Скрыпник. Архиепископ Иларион развивает в своем меморандуме далеко идущие планы, так что я сейчас в отличие от моего прежнего мнения имею большие опасения относительно использования Илариона на Украине. Как мне сказал в Варшаве архиепископ Поликарп, епископы сейчас разрабатывают устав автокефальной Украинской Церкви. Я попросил его представить проект устава для сведения нам и обратил внимание на то, что до приема этого устава Архиерейской конференцией государство должно иметь возможность проверить его на предмет того, соответствует ли он государственным интересам 109 . В ходе предложенных переговоров с СД и Партийной канцелярией можно также со ссылкой на Ваше письмо от 7 апреля 1944 г. обсудить вопрос организации Украинской Церкви в Германии, так как в отношении церковных вопросов внутри рейха Восточное министерство может только вносить предложения и пожелания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но ошиблись. Православным было не привыкать к притеснениям. Напротив, они сплотись вокруг своих архипастырей, которые стали настоящими героями: все понимали, что они защищают Церковь, их неправедно преследуют. В первые 15 лет предстоятельства Блаженнейшего Владимира УПЦ, несмотря на все препоны, в среднем ежегодно увеличивалась на 400-500 общин. Да и сам он стал своеобразным символом возрождения Церкви в столице, освятив первый построенный после 70-ти лет атеизма храм – Чернобыльскую церковь в Дарнице. - Почему власть была столь настойчива в стремлении переломать Митрополита, ведь это длилось не один год? - Власть использовала не только кнут, но и пряник. Мы опубликовали докладную записку тогдашнего руководителя Госкомрелигий Зинченко президенту Кравчуку. В ней сановник жаловался на деструктивные действия лидера автокефалов Мстислава Скрыпника, который своими «наездами» в Украину разрушал филаретовскую «церковь», и на Митрополита Владимира, которому предлагали «варианты» возглавить всех православных Украины, которых объединит власть. Но он отверг эти искушения. - А была ли альтернатива Блаженнейшему в УПЦ? - Его избирали как раз на альтернативной основе, тайным голосованием, совершенно демократично, и избрали большинством голосов. Блаженнейшему повезло с соратниками, отцами Харьковского собора, среди которых и наш нынешний Предстоятель – Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Никто из них никогда не заявлял, что вот придерживаюсь отличающейся от Предстоятеля точки зрения, или что за митрополита не голосовал, напротив, все и всегда принимали удар на себя. У Церкви не было политической поддержки, она находилась в информационной блокаде, лишь через полтора года Блаженнейшему митрополиту Владимиру дали несколько минут на центральном телеканале, чтобы поздравить верующих с Рождеством 1994 года. Когда депутат митрополит Агафангел выступал в парламенте в защиту Церкви и Блаженнейшего, ползала свистало и бесновалось. Но поддержку оказали крупнейшие общественные организации Украины – «Союз Чернобыль Украины», афганцы, ветераны войны и труда.

http://radonezh.ru/analytics/blazhenneys...

   Часть нелегально действовавших священнослужителей принадлежала к группировкам непоминающих, но в подполье уходили и верные Патриархии клирики, о чем сообщает как о характерной черте церковной жизни 30-х гг. митрополит Сергий (Воскресенский): «В России была вообще очень деятельная тайная религиозная жизнь — тайные священники и монахи, катакомбные церкви и богослужения, крещения, исповеди, причащения, браки, тайные богословские курсы, тайное хранение богослужебной утвари, икон, богослужебных книг, тайные сношения между общинами, епархиями и Патриаршим управлением. Чтобы уничтожить также и катакомбную Патриархию, понадобилось бы казнить всех епископов, в том числе и тайных, которые были бы, несомненно, посвящены в случае нужды. И если вообразить невозможное, что удалось бы полностью уничтожить всю церковную организацию, то вера все-таки осталась бы и атеизм не выиграл бы ни шага. Советское правительство это поняло и предпочло допустить существование Патриаршего управления».    В катакомбы уходили и украинские раскольники-самосвяты. По свидетельству Мстислава Скрыпника, в конце 30-х гг. около 20 самосвятских лжесвященников нелегально окормляли своих сторонников на Украине. В апреле 1939 г. местный украинский центр Союза воинствующих безбожников говорил о замаскированных попах-петлюровцах. Но ничего неизвестно о какой бы то ни было нелегальной деятельности обновленцев, хотя репрессии задели и их: в 1937 г. были расстреляны лжемитрополиты «всея Сибири» Петр Блинов, Ростовский Петр Сергеев; глава обновленцев Урала Василий Челябинский. Годом раньше в заточении умер Александр Боярский, обновленческий лжемитрополит Иваново-Вознесенский. В 1937 г. закрыли «за убылью» лжеархиереев 70 обновленческих кафедр, в Ленинграде со временем было арестовано большинство обновленческого духовенства.    Атеистическая печать не выделяла уже обновленцев из общей массы церковников, теперь «в омерзительных фашистских делах» обвиняли митрополитов, епископов, попов, монахов, церковных старост и прочих больших и малых церковных руководителей всех течений и толков — тихоновцев, обновленцев, автокефалистов и сторонников ВВЦС».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010