На Украине появился очередной «патриарх Киевский» 29 июня 2005 г. 11:23 Интронизация еще одного самозваного раскольничьего «патриарха» так называемой «Украинской автокефальной православной соборноправной Церкви» (УАПСЦ) состоялась в Киеве 18 июня. Об этом сообщает официальный сайт этого раскольнического сообщества. «Патриархом» провозглашен глава этой «церкви» самозваный «митрополит Киевский и всея Руси-Украины» Моисей Кулик. Как сообщает тот же сайт, накануне, 17 июня, состоялся собор УАПСЦ, определивший усвоить Моисею титул «патриарха». В сам день интронизации, сообщается на сайте, «архиереи»-участники собора приняли участие в литургии в храме УАПЦС в Черкасской области, в ходе которой «возложили руки и молились Святому Духу, чтобы Он сошел на их нового патриарха и духовного отца Моисея». В богослужении приняли участие «архиереи» УАПСЦ из Украины, США, Мексики, Эквадора, Карибского региона, Парижа и даже Камеруна. По сведениям ряда интернет-ресурсов, Поместные Православные Церкви ранее опровергли принадлежность к ним Моисея Кулика. Даже другое раскольническое сообщество — так называемая «Украинская православная церковь — Киевский патриархат» (УПЦ КП) отмежевалась от нового лжепатриарха. В заявлении УПЦ КП от октября 2002 года, в частности, говорится, что Олег Кулик получил хиротоню во диакона в Русской Православной Церкви. В начале 90-х годов стал «священником» в раскольнической т.н. «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) и нес служение в Хмельницкой епархии. Со временем Олег Кулик приехал в США и стал исполнять «пастырские» обязанности в приходах УАПЦ в США под главенством самозванного «патриарха Киевского и всея Украины» Мстислава Скрыпника. На протяжении своего служения в США «священник» Олег Кулик, из-за отмеченного прихожанами чудаковатого поведения, сменил несколько приходов, а когда после смерти «патриарха» Мстислава УАПЦ в США перешла под омофор Константинопольского Патриарха (1995 г.), он присоединился к движению за «Киевский патриархат». Вместе с тем он стал изъявлять желание получить сан епископа, для чего развелся со своей женой. Через получение епископской хиротонии священник Олег Кулик старался возглавить движение украинцев США за «Киевский патриархат» и неоднократно поднимал этот вопрос перед главой УПЦ КП лжепатриархом Филаретом во время его визитов в США.

http://patriarchia.ru/db/text/26872.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Масендич Иван Иванович; 20.04.1961, с. Плаве Сколевского р-на Львовской обл., Украина - 8.07.2001, Барнаул), еп. Барнаульский и Алтайский. В 1976-1980 гг. учился в Ивано-Франковском медицинском уч-ще, в 1980-1982 гг. служил в рядах Советской Армии. 20 авг. 1982 г. пострижен в монашество с именем в честь прп. Антония Киево-Печерского, 6 дек. того же года рукоположен во иеродиакона, 25 февр. 1984 г. архиеп. Владимирским Серапионом (Фадеевым) - во иеромонаха. Служил на приходах Владимирской, затем Новосибирско-Барнаульской епархии. C февр. 1990 г. благочинный азерб. приходов Ставропольской епархии, настоятель кафедрального собора Баку в сане архимандрита. В 1983-1985 гг. обучался на заочном отд-нии МДС, в 1989-2001 гг.- на заочном отд-нии МДА. Антоний (Масендич), еп. Барнаульский Антоний (Масендич), еп. Барнаульский В июне 1990 г. А. был уволен за штат. Оказавшись на Зап. Украине, А. по приглашению бывш. еп. Житомирского Иоанна (см. Боднарчук В.) начал служить в приходах Украинской автокефальной православной Церкви (УАПЦ). 16 сент. 1990 г. «митр. Львовским» УАПЦ Иоанном (Боднарчуком), «епископами» УАПЦ Владимиром (см. Романюк В.) и Даниилом (Ковальчуком) А. был «рукоположен» во «епископа Ровенского и Житомирского». Вскоре между постоянно проживавшим в США главой УАПЦ лжепатриархом Киевским Мстиславом (Скрыпником) и его «местоблюстителем» на Украине лжемитр. Иоанном (Боднарчуком) разгорелся конфликт, в к-ром А. принял сторону Мстислава и стал с этого времени пользоваться его доверием. Получив от него должность управляющего делами УАПЦ и полностью отстранив Иоанна от руководства, А. в 1991-1992 гг. фактически возглавлял УАПЦ. 25 янв. 1992 г. он был переведен на Переяславскую кафедру УАПЦ с титулом «митрополит Переяславского и Сичеславского». Способствовал распространению автокефалистского раскола на Украине. Со стороны УАПЦ участвовал в «объединении» УАПЦ и «Украинской православной Церкви», к-рую представлял бывш. митр. Киевский и всей Украины Филарет (см. Денисенко ), в результате 25-26 июня 1992 г. была образована Украинская православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) , во главе к-рой заочно был поставлен лжепатриарх Киевский Мстислав, а его заместителем назначен лжемитр. Филарет (Денисенко). Вскоре последний совершил очередное «перерукоположение» раскольничьих архиереев, в т. ч. А. Мстислав объявил А. лишенным сана. Отношения между А. и Филаретом также испортились, поскольку Денисенко стал фактически единолично управлять УПЦ КП.

http://pravenc.ru/text/115980.html

839 Упокоился митрополит Корсунский Тимофей – экзарх УПЦ КП в Греции//Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Официальный сайт [Электронный ресурс]. 2004. Режим доступа: Дата доступа: 21.07.2006. Архимандрит Нектарий (Агрителлис) в 1996–1997 годы входил в состав «афанасиевского» синода церкви ИПХ Греции, где был рукоположен во епископа. Вероятно, при вхождении в юрисдикцию митрополита Тимофея (Кутальяноса) его архиерейское достоинство не было признано. 840 В миру Георгий Бакомитрос. Родился в 1950 году. Обучался на факультете теологии Афинского университета. В 1969 году был пострижен в монашество. После иерейской хиротонии около тридцати лет проходил приходское послушание. Уклонившись в раскол, отделился от Элладской Православной Церкви и вошёл в юрисдикцию УПЦ КП. 841 Драбинко Александр, диакон. Под святительским омофором. Вехи современности. К., 2006. С. 27; Раскольничий лжепатриарх Филарет Денисенко посвятил своего «экзарха» в Греции//Bichuk прес-служби УПЦ. 2005. 46. С. 88. 843 Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)//Информационный бюллетень. 1997. Специальный выпуск. С. 24. 846 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Его Святейшеству. Святейшему Афинагору, Архиепископу Константинополя-Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 16 марта 1972 года/Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. 1957–1977. М., 1977. С. 170; Цыпип Владислав, протоиерей. История Русской Церкви... С. 612. 847 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена Его Святейшеству, Святейшему Афинагору, Архиепископу Константинополя- Нового Рима и Вселенскому Патриарху от 16 марта 1972 года С. 171. 848 Письмо архиепископа Филадельфийского, митрополита «УПЦ США и Рассеяния» Мстислава (Скрыпника) от 17 января 1989 года архиепископу Миланскому Евлогию (Хесслеру) («Православная Церковь Португалии»). Фотокопия письма (на английском языке) опубликована на веб-сайте «JURISDICCIONES ORTODOXAS DEL SIGLO XX» Режим доступа: http://www.w3.org/TR/REC-html40”.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1980-х годов произошло событие, связавшее дотоле независимое бытие старостильного раскола и украинской церковной схизмы. По инициативе иерархов «Православной церкви Португалии» в 1988 году начались переговоры с главой «УПЦ США и Рассеяния» «митрополитом Филадельфийским» Мстиславом Скрыпником. В переговорном процессе от лица Португальского синода выступал архиепископ Миланский Евлогий (Хесслер). Решением «митрополита» Мстислава, официально принятым 17 января 1989 года, запрос португальских иерархов был полностью удовлетворен духовный статус «Православной церкви Португалии» был признан каноническим и между двумя группировками устанавливалось полное «церковное общение» 848 . После образования в 1990 году «Священного миланского синода», выделившегося из состава «Православной церкви Португалии», «митрополит Филадельфийский» Мстислав Скрыпник выразил свою поддержку митрополиту Миланскому Евлогию (Хесслеру), после чего была установлена возможность совершения совместных священнослужениий и епископских «хиротоний». Первым иерархом, рукоположенным архиереями «Священного миланского синода» и «УПЦ США и Рассеяния» был архимандрит Лазарь Пухало, возглавлявший украинский Новоострожский монастырь в Канаде и пребывавший в группировке «УПЦ США и Рассеяния». «Рукоположение» проходило 28 сентября 1990 года при непосредственном участии митрополита Евлогия в сослужении архиепископа Туринского Грегорио (Басолини) и епископа Парижского Вигилия (Морала). С 1990 по 1994 годы Лазарь Пухало являлся «епископом Ванкуверским». В 1994 году произошло существенное преобразование, во время которого Лазарь был возведён в достоинство «архиепископа Оттавского и всея Канады», а возглавляемой им епархии было усвоено наименование «Православная церковь Канады» 849 . Во время разрыва «церковного общения» «Священного миланского синода» с УПЦ КП Лазарь поддержал Филарета Денисенко. Вследствие этого братия Новоострожского монастыря в своих публикациях сознательно фальсифицировала факты биографии Лазаря, приписывая его архиерейское рукоположение не миланским иерархам, а лжепатриарху Киевскому Владимиру Романюку. «Православная церковь Канады» была широко известна своей активной миссионерской деятельностью. Её официальным органом являлся ежемесячный журнал «The Canadian Orthodox Missionary» («Канадское Православное Миссионерство»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторым архиереем, совместно посвящённым иерархами «Священного миланского синода» и «УПЦ США и Рассеяния», был епископ Ванкуверский Варлаам Новокшонов 850 . В его рукоположении, состоявшемся 2 октября 1994 года, приняли участие митрополит Миланский Евлогий, архиепископ Детройтский Александр Быковец 851 и архиепископ Оттавский Лазарь Пухало 852 . В 1997 году епископ Варлаам, совместно с архиепископом Лазарем Пухало, вошёл в состав УПЦ КП 853 . Пребывание Лазаря и Варлаама в юрисдикции киевского патриархата не подлилось более пяти лет, поскольку в 2002 году они были приняты в состав иерархии канонической Православной Церкви Америки. Весьма примечателен тот факт, что воссоединение раскольнических иерархов состоялось с признанием их архиерейского достоинства, однако епископских кафедр они не получили и пребывают за штатом 854 . После того, как в ноябре 1990 года «митрополит Филадельфийский» Мстислав Скрыпник был провозглашён «патриархом Киевским и всея Украины», «УПЦ США и Рассеяния» вошла в состав Украинской автокефальной православной церкви. После же смерти «патриарха» Мстислава, последовавшей в 1993 году, иерархи «УПЦ США и Рассеяния» изъявили желание войти под омофор Вселенского Патриарха. В Неделю Торжества Православия 12 марта 1995 года состоялось торжественное принятие «УПЦ США и Рассеяния», возглавляемой митрополитом Иринупольским Константином (Баганом), в состав Константинопольского Патриархата на правах автономии. К этому времени «УПЦ США и Рассеяния» насчитывала около 200 храмов и 150.000 прихожан 855 . V.3.5.5. История взаимоотношений «Священного миланского синода» с «Украинской автокефальной православной церковью в изгании» «Украинская автокефальная православная церковь в изгнании», являющаяся одной из многочисленных украинских раскольнических юрисдикций, была основана в США в 1954 году архиепископом Палладием (Видыбида-Руденко) 856 , бывшим иерархом Польской Православной Церкви. В июле 1944 года архиепископ Краковский и Лемковский Палладий (Видыбида-Руденко) эмигрировал в Западную Европу и некоторое время продолжал относить себя к Польской Православной Церкви, однако в декабре 1947 года он уклонился в УАПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Декабрь 1942 г.] Архивное дело 377–1V Общая характеристика дела Настоящее дело содержит сводки, заметки, доклады и переписку полиции безопасности и СД в Киеве о настроении среди духовенства на Украине. С самого начала немецкой оккупации на Украине организовались две церкви: православная и автокефальная, которые сразу начали между собой борьбу за влияние среди верующих и за обладание недвижимым церковным имуществом. Эта борьба вскоре приняла нежелательную форму, оскорбляя религиозное, моральное и национальное чувство населения и вызывая презрение к духовным лицам со стороны немецкой администрации, что видно из некоторых сводок немецкой полиции безопасности, находящихся в деле. Пользуясь старым девизом «разделяй и управляй», немецкие власти признали легальность обеих церквей, не отдавая преимуществ ни той, ни другой и присматриваясь, которая из этих воинствующих церквей победит и будет для них выгоднее в политическом отношении, стремясь в будущем использовать ее в своих пропагандных целях. Православную церковь возглавляет епископский совет под председательством митрополита Алексия, архиепископа Волынского. Резиденцией совета была Почаевская лавра. Совет признавал юрисдикцию Московского Патриархата и не хотел от нее отказываться. Митрополит Алексий имел своего представителя в Киеве в лице епископа Пантелеимона, бывшего настоятеля Почаевской лавры (л. 15–19). Автокефальной церковью, начало которой положил Варшавский митрополит Дионисий, управляет митрополит Поликарп архиепископ Луцкий (л. 20–23). Его представителем в Киеве был епископ Никанор. В Киеве шла борьба за древний Софийский собор и вакантную митрополичью кафедру; точно также она шла по всей Украине в городах и селах. Автокефальная церковь была не только религиозным, но также и политическим центром украинских националистов, стремившихся к полной самостоятельности. Она должна была принять в будущем форму патриархата, который должен был возглавлять архиепископ Холмский Илларион (л. 9–10). Она вела свое происхождение еше со времен режима Петлюры (1918–1919 г.г.). Возглавляют ее бывшие политические сотрудники Петлюры: Епископ Поликарп (Сикорский) бывший директор департамента министерства, епископ Паладий (Руденко), бывший министр финансов, епископ Илларион (Огиенко) бывший профессор украинского университета, епископ Мстислав (Скрыпник) политический деятель (л. 6–8, 20–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важнейшей задачей патриарха и Священного Синода в описываемый период стало сохранение единства Церкви перед лицом расколов и нестроений. Еще в конце 1980-х годов серьезно осложнилась ситуация на Западной Украине, где началось возрождение униатской Церкви, запрещенной Сталиным в 1946 году. Само по себе это возрождение свидетельствовало о появлении той религиозной свободы, которая необходима для нормального существования всех христианских конфессий, и могло стать актом восстановления исторической справедливости. Но случилось так, что одну историческую несправедливость начали восстанавливать путем другой исторической несправедливости, ибо возрождение униатских структур на Западной Украине сопровождалось грубым насилием со стороны греко-католиков, которые в одностороннем порядке вышли из переговорного процесса и начали массовый захват храмов. В результате действий греко-католиков были практически разгромлены три православных епархии: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Осенью 1989 года оформился первый раскол внутри Православной Церкви на Украине, где была сформирована УАПЦ (Украинская автокефальная Православная Церковь ) во главе с «митрополитом», а затем и «Патриархом» Мстиславом (Скрыпником): эту группу нередко называют «автокефалистами». В 1992 году Православную Церковь в Украине потряс еще один раскол, возникший в результате действий митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). До этого времени он возглавлял Киевскую митрополию Московского Патриархата, однако на Архиерейском Соборе, состоявшемся в Москве в апреле 1992 года, под давлением украинских архиереев дал клятву уйти в отставку. Вернувшись на Украину, Филарет изменил клятве и приступил к созданию раскольничьей структуры, которую он назвал УПЦ-КП (Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат). В «Киевском Патриархате» Филарет сначала занимал должность «заместителя патриарха», а в 1995 году, после загадочной смерти «Патриарха» Владимира (Романюка), Филарет присвоил себе титул «Патриарх Киевский и всея Руси-Украины». Московским Патриархатом Филарет был сначала запрещен в служении, затем лишен сана и, наконец, анафематствован (отлучен от Церкви). Филаретовский «Патриархат» – наиболее многочисленный по количеству сторонников раскол на Украине: численность его приходов превышает 3 тысячи (в сравнении с 12 тысячами приходов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и меньше тысячи приходов «автокефалистов»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Агапитом были арестованы почти 15 прихожан; 26 мая 1950 все они приговорены к разным срокам заключения - от 5 до 10 лет). В сер. 50-х гг. ХХ в. начали постепенно восстанавливаться общины ИПЦ в окрестностях Киева - Ирпене и Буче. Проживавшие в Киеве представители ИПЦ - еп. Варнава (Беляев), некоторые монашествующие, члены общин священников Анатолия Жураковского, Андрея Бойчука, Леонида Рохлица были обособлены, имели некоторое количество почитателей и старались ничем не привлекать внимание. К кон. 60-х гг. ХХ в. ИПЦ не имело влияния в Киеве. Т. В. Кальченко 1941-1943 гг. Летом-осенью 1941 г. УССР оккупировали нем. войска, 19 сент. был взят Киев. В период нем. оккупации в жизни православной Церкви на Украине происходили значительные изменения. Решением 1-го Почаевского Собора от 18 авг. 1941 г. на территории Украины была создана автономная правосл. Церковь в каноническом единстве с РПЦ, архиеп. Волынскому и Кременецкому Алексию (Громадскому) были предоставлены права областного митрополита и титул экзарха всея Украины. 21 авг. были утверждены правила приема в Церковь священнослужителей-раскольников: обновленцев принимали в клир после принесения публичного покаяния, «липковцев-самосвятов» рукополагали во все священные степени. Не позднее сер. дек. 1941 г. временно управляющим К. е. был назначен Львовский еп. Пантелеимон (Рудык) . Митр. Пантелеимон (Рудык). Фотография. 40-е гг. XX в. Митр. Пантелеимон (Рудык). Фотография. 40-е гг. XX в. 29 сент. 1941 г. в Киеве образовалась Киевская церковная рада («Украинская церковная рада г. Киева»), в состав к-рой вошли представители автономной УПЦ (впосл. покинули раду), остававшиеся на свободе деятели УАПЦ Липковского и прибывшие с Волыни представители УАПЦ Поликарпа ( Сикорского , которым было поручено создать автокефалистские структуры в Киеве и Киевской обл. и добиться объединения с липковцами. В раде были представлены также бывш. клирики почти полностью пришедшей в упадок к нач. 40-х гг. XX в. «Украинской обновленческой автокефальной церкви», имевшей общины в отдельных районах Киевщины. Почетным председателем рады стал свящ. Леонтий Юнаков, в прошлом активный деятель липковского и лубенского расколов. В окт. 1941 г. с Киевской церковной радой наладил контакты пообещавший поставить для Украины епископов Варшавский митр. Дионисий (Валединский), к-рый 29 окт. 1941 г. направил в Киев свое письменное благословение и пожелание «молитвенного труда по возрождению и упорядочению автокефальной Украинской православной Церкви» ( Бурчак-Абрамович Н. Н. УПЦ в 1941-1943 рр.//Piдha церква. Новий Ульм; Мюнхен, 1956. 25. С. 6). С Киевской радой наладила контакты Ровенская церковная рада во главе с С. И. Скрыпником (см. Скрыпник Мстислав).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Летом-осенью 1992 г. происходит включение в новообразованную УПЦ КП приходов УАПЦ в Киеве и Киевской обл. На 1 авг. 1992 г. в Киеве было 17 общин УАПЦ, в Киевской обл.- 19, в Черкасской обл.- 5 общин УАПЦ (Там же. Д. 670. Л. 7). Большинство этих общин зарегистрировали изменения и дополнения в свои уставы, утверждавшие их общинами УПЦ КП, но нек-рые общины медлили с внесением изменений. В своем отчете в окт. 1992 г. глава отдела религий Киевской гор. администрации А. П. Ткачук характеризовал их как «общины, не установившие свой юридический статус (не внесшие изменения в свои приходские уставы после объединительного Всеукраинского собора), но фактически объединившиеся в УПЦ КП» (Там же. Л. 92). Тех, кто затягивал регистрацию уставов в юрисдикции УПЦ КП, обвиняли в провокациях, в «антиукраинской деятельности», в «нелегитимности». Воздержались от окончательного перевода своих общин в УПЦ КП и последующей перерегистрации приходских уставов проживавший в г. Белая Церковь бывш. «епископ Уманский и викарий Киевской епархии УАПЦ» Михаил Дуткевич, а также настоятель Набережно-Никольского прихода УАПЦ Киева Стефан Яремчук, настоятель Борисоглебского прихода УАПЦ Киева Юрий Бойко, настоятель церкви в пос. Макаров Киевской обл. свящ. Андрей Чмелик. Именно эти клирики участвовали в проведении в Киеве 2 предсоборных совещаний УАПЦ (31 мая и 13 июля) и 2-го поместного Собора УАПЦ (7 сент. 1993), избравшего предстоятелем «митрополита» Димитрия Ярему с назначением его на должность «патриарха Киевского и всея Украины». Церемония «патриаршей интронизации» Димитрия Яремы состоялась в нач. окт. 1993 г. в ц. Спаса на Берестове, к-рая являлась собственностью Киево-Печерского заповедника. Однако власть по-прежнему отказывала УАПЦ в регистрации центр. органов власти и епархиальных управлений. 12 янв. 1993 г. Совет по делам религий отклонил протест главы УАПЦ Мстислава Скрыпника от 24 дек. 1992 г., направленный против решений «Всеукраинского собора 25-26 июня 1992 г.» и против ликвидации УАПЦ и регистрации УПЦ КП (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Важнейшей задачей Патриарха и Священного Синода стало сохранение единства Церкви перед лицом расколов и нестроений. Еще в конце 1980-х годов серьезно осложнилась ситуация на Западной Украине, где началось возрождение униатской Церкви, запрещенной Сталиным в 1946 году. Осенью 1989 года оформился первый раскол внутри Православной Церкви на Украине, где была сформирована УАПЦ («Украинская автокефальная православная церковь ») во главе с «митрополитом», а затем и «патриархом» Мстиславом (Скрыпником): эту группу нередко называют «автокефалистами». В 1992 году Православную Церковь на Украине потряс еще один раскол, возникший в результате действий митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). До этого времени он возглавлял Киевскую митрополию Московского Патриархата, однако на Архиерейском Соборе, состоявшемся в Москве в апреле 1992 года, под давлением украинских архиереев он дал клятву уйти в отставку. Вернувшись на Украину, Филарет изменил клятве и приступил к созданию раскольничьей структуры, которую он назвал УПЦ-КП («Украинская православная церковь – Киевский патриархат»). В «Киевском патриархате» Филарет сначала занимал должность «заместителя патриарха», а в 1995 году, после загадочной смерти «патриарха» Владимира (Романюка), Филарет присвоил себе титул «патриарха Киевского и всея Руси-Украины». Московским Патриархатом Филарет был сначала запрещен в служении, затем лишен сана и, наконец, анафематствован (отлучен от Церкви). В течение 2000-х годов в Москве состоялось несколько Архиерейских Соборов, на которых основное внимание уделялось различным аспектам возрождения церковной жизни на постсоветском пространстве и преодолению расколов и нестроений. Значительной вехой на историческом пути Русской Православной Церкви стал Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года , по масштабу своих деяний сопоставимый с Поместным Собором 1917–1918 годов. Главным деянием Собора было причисление к лику святых всех новомучеников и исповедников Российских , то есть всех, кто в XX столетии стал жертвами репрессий со стороны советской власти и отдал жизнь за веру. Еще одним важным деянием Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года стало принятие «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию» . На Юбилейном Архиерейском Соборе был также принят развернутый документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» . Уникальность этого документа обусловлена тем, что он затрагивает почти все проблемы, с которыми сталкивается Православная Церковь на современном этапе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010