Еще стоит, однако, на опустевшем урочище древняя каменная церковь Благовещения, сооруженная вначале Мстиславом, великим сыном Мономаха, который украсил столькими храмами столицу славянскую. Спустя два столетия, она пришла в ветхость и восстановлена, по воле Великого Князя Симеона Гордого, архиепископом Василием, одним из знаменитых Владык Новгорода, которого белый клобук перешел ко всем митрополитам русским. Церковь сия еще дважды обловлена была – в исходе минувшего столетия и вначале нынешнего, и к ней пристроена трапеза с приделом во имя Сретения Господня. Но внутреннее ее устройство удержало древний характер византийский, по образцу Перунското скита, хотя она гораздо обширнее. Та же четвероугольная внешняя форма и тройное разделение алтаря, ибо так устроены почти все Новгородские церкви; уцелевший на стене образ Господа Вседержителя и часть мощей мучеников Черниговских, Князя Михаила и боярина его Феодора, составляют ныне главное сокровище сей древнейшей придворной церкви князей Новгорода. Две другие деревянные церкви – Святителя Николая и бессребренных Чудотворцев, которые стояли подле каменной, давно уже уничтожены. Но от ее заросшей травою паперти, не попираемой более княжескими стопами, какой очаровательный вид открывается на их старую отчину – великий Новгород с его окрестностями! Багровое солнце уже близко было к земле Новгородской и бросало огненные лучи свои прямо в церковь Мстислава. Белый величественный Юрьев, другое славное дело рук его, рдеющий вечерними лучами, стоял на рубеже озера и реки, как некий светлый страж, их охраняющий. По сторонам его Перынь и живописная усадьба Орловская, как дети подле своего родителя, отражали также его вечернюю славу. Море Славянское синело вдали за мысом бывшего громовержца. Юноша Волхов, исполненный света и жизни, плавно шел мимо вековых храмов, заходя, как бы на поклонение, во все пристани и заливы; а храмы все более и более умножались вдоль берегов его, доколе не срослись все в один великий Новгород и не увенчались державною главою Софийскою. Слобода Воскресенская на противоположном берегу, куда по воле Иоанна переброшен был из Городища мост славным его зодчим Аристотелем, служит преддверием города; далее зубчатый Кремль на холме со своими башнями и куполами догорал последними лучами дня, и отблеском их озарялись новый великолепный мост Волхова и вся Торговая сторона с ее бесчисленными церквами. Они все собрались, как бы по звуку вечевого колокола, к старому дворищу князя своего Ярослава, а вдали мелькали обители Антониева и Деревяницкая, за рощею, и чуть видимый Хутынь. Такой обширный вид открывался во все стороны от древней усадьбы Рюрика, где некогда срубил он малый городок свой, и вот он разросся в пять славных концов Новгородских. Недаром держались места сего потомки Рюриковы; отселе обнимали они взором и повелительным словом всю свою отчину, и на их зов откликались Святая София и Вече.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Известие это характеризует обычные приемы наших летописцев, когда идет речь о памятниках искусства: летописец отмечает в памятнике то, что особенно поражает наблюдателя или грандиозностию размеров, или блеском драгоценных материалов, или какими-либо чудесными событиями, сопровождавшими их сооружение. Все это имеет свою важность, но для нас в данном случае гораздо важнее мимоходом брошенные замечания о цареградских художниках и о размещении изображений в куполе: из этих намеков становится ясным, что в куполе изображен был Пантократор, ниже над окнами купола архангелы, в барабане – пророки. О других подробностях первоначального настенного письма в Софийском соборе ничего не известно. И если народное предание признает существующие в настоящее время стенописи собора, в том числе и образ Спасов, первоначальными, то ему нельзя придавать безусловной веры. Даже живописи верхних частей собора не восходят ранее XVII в. здесь находятся уже изображения новгородских святителей XV-XVI в. и даже новгородского митрополита Авфония († 1653 г.), помещенное в куполе ниже пророков 132 . Необходимо, впрочем, признать, что первоначальные изображения купола, отмеченные летописцем, при переделках не уничтожались, но лишь исправлялись. Блестящий образец фресковой росписи представляет цер. Спаса в Нередицах близ Новгорода. Памятник этот, несмотря на свое высокое значение и художественно исполненные г. Мартыновыми снимки, находящиеся теперь в московском Историческом музее, доселе еще не обследован. Церковь Спаса Преображения построена в 1198 г. В новгородской летописи под 6706 г. записано: «князь великий Ярослав сын Владимерь, внук Мстиславль, заложи церковь камену во имя святого Спаса Преображения, в Новегороде в Нередицах. И начаша мастеры делати июня в 8 день, на память св. Феодора, а скончаша месяца Сентября» 133 . В такой короткий срок времени, впрочем необычайный для того времени 134 , церковь могла быть построена только вчерне, расписание ее произведено было в следующем году: «в лето 6707, – продолжает летописец, – написаша церковь святого Спаса в Нередицах» 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

– Какая благочестивая мысль – осенять святынею все входы, ведущие в город к главному святилищу Св. Софии! Начало деревянному детинцу, или Кремлю новгородскому, положил храмоздатель собора св. князь Владимир Ярославич в 1097 году, и он был обновлен после пожара в 1113 году другим благочестивым князем Новгородским, Мстиславом, сыном Мономаха; но церкви сей ограды были каменные. Св. архиепископ Мартирий соорудил первую из них в честь Положения пояса Богоматери в исходе XI века, а святитель Спиридон – другую, во имя Св. Феодора, над вратами, бывшими со стороны Неревского конца, позади собора. Владыка Климент поставил церковь Воскресения Христова над вратами Литовскими, ныне закладенными, на южной оконечности Кремля, где кончалась Епископская улица, по случаю взятия Кексгольма у шведов; а в 1211 году архиепископ Давид построил над вратами, бывшими на противолежащем конце Кремля, церковь во имя Равноапостольного князя Владимира, замечательную потому, что она была первою во имя сего нового угодника, причтенного к лику заступников земли Русской. Была еще одна церковь – Покрова Богоматери, над южными вратами, уже несуществующими, построенная усердием посадников, которую заменила впоследствии нынешняя Покровская церковь, что близ ограды. Только в 1336 году начал строить каменную ограду знаменитый владыка Василий, от Неревских ворот и церкви Владимирской до нынешней обыденной Андрея Стратилата, для большего охранения Софийского собора со стороны Торговой и Волхова. Архиепископ Иоанн III продолжил ограду сию в 1410 году до Литовских, или Воскресенских, ворот, а Геннадий довершил ее кругом всего Кремля уже в 1490 году, частью иждивением великого князя Иоанна, частью же на собственное, там где стена окружала архиерейские палаты. Она существует и доныне, – с ее девятью башнями, круглыми и четвероугольными, из коих одна, близ Покровской церкви, трехъярусная, вероятно, служила теремом для дома наместников и заключала в себе также церковь . Все сии надворотные церкви разрушены во время шведского нашествия Делагардия, когда ревностный пастырь митрополит Исидор сам обходил с крестом в руках по стенам кремлевским, чтобы отразить нападение врагов, но принужден был наконец уступить силе оружия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Месяцеслов М. Е. представляет собой образец сочетания праздников византийской, латинской и отечественной традиций и восходит к различным лит. источникам, отражая культурные связи еще сохраняющего единство слав. мира, а также правосл. Востока и христ. Запада. Наличие зап. праздников в месяцеслове М. Е. можно объяснить прежде всего родственными связями и активными политическими контактами. Среди них оказались святые, память к-рых содержится в мартирологах: напр., память мч. Виктора в Эбредуне (ныне Амбрён) в Галлии (22 янв.) - в Мартирологах Римском или Узуарда, что свидетельствует о знакомстве составителей текста месяцеслова М. Е. с фундаментальными трудами по зап. агиологии; память прп. Венедикта Нурсийского празднуется дважды: под 14 (согласно визант. традиции) и 21 марта, днем преставления основателя аббатства Монте-Кассино и составителя монашеского устава (Там же. С. 67). М. Е. также содержит праздники из числа к-польских: 11 мая - основание К-поля (Царьград), 5 июня - избавление от нападения аваров на К-поль в 617 г. ( Лосева. 2009. С. 160). В его месяцеслове присутствует празднование святым князьям Борису и Глебу под 24 июля. К числу уникальных рус. праздников относится также освящение храма Св. Софии в Киеве, Сказание о к-ром помещено под 4 нояб. (с упоминанием митр. Ефрема); в Прологах встречается лишь со 2-й пол. XIII в. Лосева считает, что на помещение подобного праздника повлияли празднование освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде 3 нояб. и почитание вмч. Георгия Победоносца как патронального святого вел. кн. Ярослава (Георгия) Мудрого, предка вел. кн. Мстислава (Феодора) Великого. Время освящения киевского собора Св. Софии исследовательница соотносит с возможным повышенным интересом и к Георгиевскому храму в Лидде, который был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом после разрушения в 1009 г. ( Лосева. 2001. С. 98-100; Она же. 2009. С. 179). Не исключено, что внимание к вмч. Георгию и почитание храмов с посвящением ему обусловлены не только памятью имени пращура заказчика рукописи, но и отношением к нему как к личному патрону: Уханова полагает, что кн. Мстислав Владимирович имел еще одно крестильное имя - в честь вмч. Георгия Победоносца, так же как и его прадед ( Уханова. 2006. С. 10).

http://pravenc.ru/text/Мстиславова ...

«На воинах часто Бог являл видимое благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?» Церковь прославляет в лике святых воинов: полководцев, офицеров, солдат Церковь прославляет в лике святых воинов: полководцев, офицеров, солдат, и среди них великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата. В сонме русских святых присутствуют князья-полководцы: равноапостольный Владимир, Андрей Боголюбский, Мстислав Храбрый, Меркурий Смоленский, Всеволод-Довмонт Псковский, Александр Невский, Димитрий Донской. В наше время был канонизован военачальник имперской эпохи – адмирал Феодор Ушаков, выигравший все морские баталии, в которых участвовал как флотоводец, и при этом был человеком самого искреннего благочестия и подлинного христианского смирения. Христианское учение о войне и мире резюмировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где, в частности, говорится: «Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (ср. Откр. 16, 16). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией... Церковь…не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости…. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних». В новое время были выработаны общепризнанные нормы международного военного права, от которых радикально отличаются изобретенные западным сообществом «правила», согласно коим оправданы любые средства для защиты интересов так называемого «свободного мира»: атомные бомбардировки, применение напалма, убийство миллионов мирных жителей, как это было в Корее, Вьетнаме, Ираке, Афганистане, разрушение государств, чему подверглись в недавнее время Югославия и Ливия.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/07/specop...

Одарив Митрополита, Святителей, и сам приняв дары от всех людей чиновных, гостей и купцев, Российских, Английских, Нидерландских, нововенчанный Царь объявил разные милости: уменьшил налоги; возвратил свободу и достояние многим знатным людям, которые лет двадцать сидели в темнице; исполняя завещание Иоанново, освободил и всех военнопленных; наименовал Боярами Князей Дмитрия Хворостинина, Андрея и Василия Ивановичей Шуйских, Никиту Трубецкого, Шестунова, двух Куракиных, Федора Шереметева и трех Годуновых, внучатных братьев Ирины; пожаловал Герою, Князю Ивану Петровичу Шуйскому, все доходы города Пскова, им спасенного. Но сии личные милости были ничто в сравнении с теми, коими Феодор осыпал своего шурина, дав ему все, что подданный мог иметь в самодержавии: не только древний знатный сан Конюшего, в течение семнадцати лет никому не жалованный, но и титло Ближнего Великого Боярина, наместника двух Царств, Казанского и Астраханского. Беспримерному сану ответствовало и богатство беспримерное: Годунову дали, или Годунов взял себе, лучшие земли и поместья, доходы области Двинской, Ваги, – все прекрасные луга на берегах Москвы-реки, с лесами и пчельниками, – разные казенные сборы Московские, Рязанские, Тверские, Северские, сверх особенного денежного жалованья: что, вместе с доходом его родовых отчин в Вязьме и Дорогобуже, приносило ему ежегодно не менее осьми или девяти сот тысяч нынешних рублей серебряных: богатство, какого от начала России до наших времен не имел ни один Вельможа, так, что Годунов мог на собственном иждивении выводить в поле до ста тысяч воинов! Он был уже не временщик, не любимец, но Властитель Царства. Уверенный в Феодоре, Борис еще опасался завистников и врагов: для того хотел изумить их своим величием, чтобы они не дерзали и мыслить об его низвержении с такой высокой степени, недоступной для обыкновенного честолюбия Вельмож-Царедворцев. Действительно изумленные, сии завистники и враги несколько времени злобились втайне, безмолвствуя, но вымышляя удар; а Годунов, со рвением души славолюбивой, устремился к великой цели: делами общественной пользы оправдать доверенность Царя, заслужить доверенность народа и признательность отечества. Пентархия, учрежденная Иоанном, как тень исчезла: осталась древняя Дума Царская, где Мстиславский, Юрьев, Шуйский судили наряду с иными Боярами, следуя мановению Правителя: ибо так современники именовали Бориса, который один, в глазах России, смело правил рулем государственным, повелевал именем Царским, но действовал своим умом, имея советников, но не имея ни совместников, ни товарищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Покорение Астраханского царства. Начало Ливонской войны. Начало книгопечатания в Москве. Диакон Иван Федорови Петр Мстиславцев напечатали первую книгу – Апостол(19 апреля). Учреждение опричнины. Люблинская уния Литвы с Польшей. Образование РечиПосполитой Разгром Новгорода. Захват и сожжение Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем. Первое издание полной славянской Библии в г.Остроге. Мирный договор Иоанна Грозного с ханом Баторием.Начало покорения Сибири Ермаком. Введение григорианскоголетоисчисления. Мирный договор с Польшей. Мирный договор Иоанна Грозного со Швецией. Учреждение Патриаршества на Руси. Московский митрополитИов Константинопольским патриархом Иеремией возводитсяв сан патриарха. Убиение в Угличе царевича Димитрия. Брестский Собор. Начало Брестской церковной униис Римом. Смерть царя Феодора. Конец Династии Рюриковичей.Избрание на царство Бориса Годунова. Вторжение Лжедимитрия I в пределы России. Начало Смутного времени. Воцарение и коронованиев Москве Лжедимитрия I. Гибель Лжедимитрия и воцарение Василия Шуйского. Начало осады Троице-Сергиевой Лавры. Появление“тушинского вора”. Осада Смоленска королем Сигизмундом. Захват Москвы польскими и литовскими войсками.Свержение Василия Шуйского и избранив на московскийпрестол королевича Владислава Сигизмундовича. ПринесениеМосквой присяги Владиславу. Начало междуцарствия наРуси. Сожжение Москвы поляками. Захват Новгорода шведами.Первое земское ополчение (Прокопий Ляпунов). Второе народное ополчение во главе с Мининым иПожарским. Освобождение Москвы. Мученическая кончинапатриарха Гермогена. Победа князя Пожарского над поляками под Москвой.Избрание царем Михаила (Романова). Начало ДинастииРомановых. Конец Смутного времени. Открытие Киево-братской школы. Столбовский мир со Швецией. Деулинское перемирие с Речью Посполитой (уступкаей Смоленска и проч.). Избрание митрополита Филарета (Романова) патриархомВсероссийским. Протест на Варшавском Сейме волынского депутатаЛаврентия Древинского против унии, против гоненийРусской Православной Церкви. Начало просвещения христианствомсибирских инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самая ограда Кремлевская, местами угрожающая падением, свидетельсгвует о пастырских заботах по охранению вверенной им паствы, ибо почти вся сооружена была иждивением Владык, и каждые из пяти ее врат ограждены были церковью. Какая благочестивая мысль – осенять святынею все входы, ведущие в город к главному святилищу Святой Софии! Начало деревянному детищу, или Кремлю Новгородскому, положил храмоздатель собора Святой князь Владимир Ярославич в 1097 году, и он был обновлен после пожара, в 1113 году другим благочестивым князем Новгородским Мстиславом, сыном Мономаха; но церкви, сей ограды были каменные. Святой архиепископ Мартирий соорудил первую из них, в честь положения пояса Богоматери, в исходе XI века, а Святитель Спиридон другую, во имя Святого Феодора, над вратами, бывшими со стороны Неревского конца, позади собора. Владыка Климент поставил церковь Воскресения Христова над вратами Литовскими, выше закладенными, на южной оконечности Кремля, где кончалась Епископская улица, по случаю взятия Кексгольма у шведов. А в 1211 году архиепископ Давид построил над вратами, бывшими на противолежащем конце Кремля, церковь во имя равноапостольного князя Владимира, замечательную потому, что она была первою во имя сего нового угодника, причтенного к лику заступников земли Русской. Была еще одна церковь, Покрова Богоматери, над Южными вратами, уже не существующими, построенная усердием посадников, которую заменила впоследствии нынешняя Покровская церковь, что близ ограды. Только в 1336 году начал строить каменную ограду знаменитый Владыка Василий от Неревских ворот и церкви Вдадимирской до нынешней обыденной Андрея Стратилата, для большего охранения Софийского собора со стороны Торговой и Волхова. Архиепископ Иоанн III продолжил ограду сию в 1410 году до Литовских или Воскресенских ворот, а Геннадий довершил ее кругом всего Кремля уже в 1490 году – частию иждивением Великого князя Иоанна, частию же на собственное – в той части, где располагались Архиерейские палаты. Она существует и доныне с ее девятью башнями, круглыми и четвероугольными, из коих одна, близ Покровской церкви, трехъярусная, вероятно, служила теремом для дома наместников и заключала в себе также церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Семь — от второй жены: Ягайло—Иаков, великий князь литовский и потом король польский; Скиригайло—Иоанн, князь троцкий; Лугвен—Симеон, князь волынский; Зодзевит (Жигимант)—Иоанн или Феодор, князь подольский; Коригайло—Константин, князь мстиславский; Минигайло—Василий, князь пинский; Свидригайло—Лев, князь витебский . Дети Ольгерда, воспитанные в православии, охотно вступали в брачные союзы с русскими князьями. Так, Корибут был женат на дочери рязанского князя Александра ; Лугвен — на дочери Димитрия Иоанновича Донского Марии; Свидригайло — на дочери князя тверского Ольге Борисовне. Из дочерей Ольгерда Агриппина находилась в замужестве за Борисом Константиновичем, князем суздальским; Елена — за Владимиром Андреевичем Храбрым; Мария — за каким-то князем русским Давидом ; Феодора — за Святославом Титовичем звенигородским . Надобно заметить, что в то же время многие племянники и внуки Ольгерда исповедовали православную веру и вступали в родственные связи с русскими князьями . Под конец жизни и сам Ольгерд снова сделался православным христианином. Княгиня Иулиания, видя его приближающегося к смерти, горько скорбела о спасении души его, созвала своих сынов и духовника Давида, архимандрита печерского, и убеждала своего мужа обратиться к святой вере. И Ольгерд действительно принял крещение и даже облекся в схиму, а чрез несколько дней скончался (1377). Тело его погребли в Вильне, в созданной им церкви Пресвятой Богородицы. В крещении он назван был Александром, в схиме — Алексием . Нельзя здесь оставить без внимания и того обстоятельства, что под конец жизни великого князя Ольгерда немало содействовал утверждению православия в Литве избранник его — митрополит Киприан. По крайней мере, сам Киприан, защищая себя от упрека, что жил в Литве, писал (23 июня 1378 г.) к преподобному Сергию Радонежскому: «Аще был есмь в Литве, много христиан горькаго пленениа освободил есмь, мнози от ненавидящих Бога познали нами истиннаго Бога и к православной вере святым крещением пришли. Церкви святыя ставил есмь, христианство утвердил есмь...

http://sedmitza.ru/lib/text/435879/

Студийский монастырь по-прежнему был вовлечён в общественно-политические события; как отмечал профессор Санкт-Петер­бургской Духовной академии Н. А. Скабаланович (1848–1918), “лица, удалявшиеся или удаляемые со сцены, если они до тех пор занимали высокое общественное положение или обладали большим богатством, поступали обыкновенно в знаменитый Студийский монастырь, находившийся в самом Константинополе. Цари считали этот монастырь самым приличным для себя местом после удаления с трона: Михаил V Калафат (1041–1042) искал в нём убежища, был в нём пострижен и только после ослепления насильно сослан в монастырь Элегмон; Исаак Комнин (Исаак I, 1057–1059 — а. А.) после отречения от престола и пострижения в монашество тоже нашёл приют в Студийском монастыре, где пробыл последнее время своей жизни; Михаил Парапинак (Михаил VII Дука, 1071–1078 — а. А.), вытесненный с престола Вотаниатом (Никифор III, 1078–1081 — а. А.), был отправлен после пострижения в Студийский монастырь и только впоследствии, после рукоположения в митрополиты, стал проживать в монастыре Мануила” 19 . Студийскому монастырю из века в век императорская семья поручала воспитание своих детей мужского пола. Так, сыновья императора Мануила I Комнина (1143–1180) Исаакий и Иоанн были отданы в Студийскую обитель на воспитание, “чтобы поучались добродетели подражанием жизни отличных мужей” 20 . В домонгольскую эпоху русские паломники часто посещали Константинополь на пути в Святую Землю. Этому способствовало и укрепление русско-византийских государственных отношений, в частности, брак наследника византийского престола Алексея Комнина с дочерью киевского князя Мстислава (1125–1132); по сообщению Воскресенской летописи, “дщи Мстиславля ведена бысть во грекы за царевича” 21 . “Хождения” в Святую Землю после принятия христианства на Руси были основной формой путешествий русских на Восток. Рассказы паломников о Константинополе, Византии и Палестине начиная с XII века включались в русские летописи. Уже в XI–XII вв. в Константинополе существовал особый русский квартал (“обол”), в котором жили купцы, приезжавшие с Руси. Русские паломники издавна считали Студийский монастырь одной из самых больших святынь Царьграда: в нём хранились мощи святого Иоанна Крестителя, там находилась гробница преподобного Феодора Студита, который являлся для русских иноков идеалом исповедника веры, хранителя канонов и устроителя монашеского общежития. Поэтому в своих записях о “хождениях” русские паломники уделяли большое внимание и Студийскому монастырю.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010