Княжна Анна Васильевна, за Волловичем КОЛЕНО VII: Князь Роман Романович, с ним пресеклась старшая ветвь князей Сангушек, пребывшая непоколебимою в православной вере Княжна Елена Романовна; 1) за князем Александром Янушевичем Заславским; 2) за воеводою Подлясским Теодором Радзиминским; 3) за каштеляном Троцким князем Александром Пронским, и (по переходе её в рямско-католицизм), 4) за воеводою Брестским Юрием Лещинским Княжна Мария Романовна Князь Григорий Львович, каштелян Брацлавский; женат на Головинской Князь Юрий Григорьевич; женат на Софие Сапега Княжна Феодора Григорьевна; 1) за князем Гедронцем; 2) за каштеляном Парнавским Петром Стабровским КОЛЕНО VIII: Князь Адам, каштелян Киевский, воевода Подольский и Волыноский, оставив православную веру предков своих, перешёл в римско-католицизм. С ним пресеклась ветвь князей Сангушек-Коширских; женат на Екатерине Уханской Князь Алексей Григорьевич, православный схимник † 1616 Княжна Марианна, перешла в римско-католицизм и была монахинею францисканского ордена Княжна NN, за Юрием Красицким Князь Симеон-Самуил, воевода Минский, староста Суражский, каштелян Мстиславский и Витебский, оставив православную веру предков своих, перешёл в римско-католицизм † 1638; женат: 1) на Анне Завиша; 2) на Елене Гевсевской Княжна Елена Юрьевна, за князем Жижемским КОЛЕНО IX: Князь Казимир † 1655 Князь Иероним, епископ Метонский, суффраган Виленский, наречённый епископ Смоленский † 1657 Князь Ян-Владислав † 1652; женат на княжне Анне Радзивилл Княжна Елисавета-Анна, монахиня бенедиктинского ордена Княжна София Княжна Екатерина, за хорунжим Оршанским Яном Стеткевичем Княжна Христина, за Брацлавским маршалом Рудеминою Княжна Евфросиния, за Юрием Шверином Княжна Елена КОЛЕНО X: Князь Иероним; женат на Константцие Сапега Княжна Екатерина КОЛЕНО XI: Князь Казимир-Иосиф, староста Больницкий, надворный маршал Литовский; женат на Брониславе Пеняшкович, которая с ним развелась, и, с позволения Папы, вышла за его родного брата Князь Павел-Франциск, великий гетман великого княжества Литовского; женат: 1) на Брониславе Пеняшкович, разведенной жене старшего брата своего; 2) на княжне Теофиле Любомирской; 3 на Дуниной (от 2-го брака сын: от 3-го брака 3 сын и 3 дочери)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН († 1142), свт. (пам. 27 июля), еп. Черниговский (не ранее 1123-1142). Занимал Черниговскую кафедру после кончины 6 авг. 1123 г. свт. Феоктиста . Происхождение и место иноческого пострижения П. неизвестны. В Киево-Печерском патерике он как постриженик Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) не упоминается, в то время как его предшественник на кафедре был игуменом этой обители. Хиротонию П., вероятнее всего, возглавил занимавший в 1122-1126 гг. Киевскую кафедру митр. Никита . Единственное упоминание П. в источниках находится в Ипатьевской летописи, где говорится о его кончине, причем почивший епископ назван «блаженым» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 309). На годы архиерейства П. между тем приходится начавшийся после кончины в 1132 г. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича Великого продолжительный период княжеских междоусобиц, связанных с борьбой за киевский стол старших князей Мономашичей (потомков блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха во главе с кн. Киевским Ярополком Владимировичем) и черниговских Ольговичей (потомков кн. Олега (Михаила) Святославича во главе с кн. Всеволодом Ольговичем). Известно о попытке примирения враждующих сторон, предпринятой митр. Киевским Михаилом I (II) и еп. Новгородским свт. Нифонтом зимой 1135/36 г., однако П. в связи с этими событиями не упоминается. Вполне вероятно, что, будучи выдвинут на Черниговскую кафедру местными князьями, П. всецело поддерживал их политику. По предположению М. Д. Присёлкова (1913), косвенное упоминание П. имеется в Киево-Печерском патерике, в «Слове» о прп. Николае Святоше ( ок. 1143), происходившем из рода черниговских князей. В тексте говорится, что кн. Изяслав Давидович, брат преподобного, излечившийся по его молитвам, собирался ехать к нему в Киево-Печерский мон-рь, «но удръжан бысть от тогда сущих епископ» (Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 31; Патерик Киево-Печерского мон-ря/Изд. подгот.: Д. А. Абрамович. СПб., 1911. С. 86). Мнение исследователя о том, что о П. говорится, «как о лице, проникнутом враждою к усилению греческого влияния на русскую церковь» ( Присёлков. 2003. С. 196), не имеет серьезных оснований как по причине общей искусственности концепции Присёлкова о русско-греч. церковном противостоянии в то время, так и потому, что неизвестно, был ли Феодосий Грек печерским игуменом в период архиерейства П. Маловероятно и само косвенное упоминание в данном рассказе именно П., т. к. Изяслав скорее всего был исцелен в Киеве, а не в Чернигове (о чем свидетельствует упоминание в указанном контексте монастырского колодца Печерской обители и гробницы прп. Феодосия Печерского), чем, видимо, объясняется и упоминание не одного епископа, а 2 или нескольких, что было обычно для центра митрополии.

http://pravenc.ru/text/2578842.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодосия (Евфросиния) Новгородская, св. - житие Сведения о княгине Феодосии (в иночестве Евфросинии) Память ее празднуется месяца мая в 4-й день (по другим сведениям - 5 мая). Ростислава, в святом крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга великого князя Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 г. В Новгородском Юрьевом монастыре у южной стены собора, вровень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «Лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благоверных князей Феодора и Александра Невскаго и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святого благовернаго князя Феодора, на сем месте в каменном гробе». Тропарь, глас 4 Измлада явилася еси, Богомудре княгине Феодосие, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитана, веру непорочну соблюла еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной быти и всем нам спастися. --- Герман, архимандрит. Блаженная Великая княгиня Феодосия, во иночестве Евфросиния//Журнал «Духовная беседа». 1866. 27. 2 июля. В соборном храме Новогородского Юрьева монастыря, на правом клиросе внимательный посетитель заметит скромный памятник, под которым покоятся останки блаженной княгини Феодосии, во иночестве Евфросинии. Имя ее, может быть, не многим известно, но оно должно быть дорого для всякого православного русского. Это имя матери святого благоверного великого князя Александра Невёского, мощного пред Богом предстателя за державу Российскую; это имя матери и другого угодника Божия - святого благоверного князя Феодора. Это имя бабки святого князя Даниила Московского, который, наследовав добродетели отца своего, святого великого князя Александра Невского, положил основание могуществу Москвы и, небесным покровительством распространившейся от нее, славной державы Российской. Столько-то священных и великих имен и воспоминаний соединяется с именем благоверной княгини Феодосии! Скажем о ней, что можем, что знаем, хотя знаем очень не много.

http://pravicon.com/info-3553

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Суздальские свв. - житие группа святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с территорией нынешней Владимиро-Суздальскиой епархией, а также название праздника в их честь. Совершается 23 июня по старому стилю, что приходится на 6 июля по новому стилю. Праздник установлен в 1982 году по благословению Патриарха Пимена в день празднования Владимирской иконы Божией Матери. Святители Митрополиты: Максим Киевский (+1305) Алексий (Бяконт) (+1378) Иона Московский (+1461) Иларион Суздальский (+1707) Архиепископы: Дионисий Суздальский (+1385) Арсений Элассонский (+1627) Епископы: Феодор Ростовский (+1023) Симон Печерский (+первая пол. XII в.) Иоанн Ростовский (+1214) Симон Печерский (+1226) Серапион Владимирский (+1275) Феодор Ростовский (+1286) Василий Рязанский (+1295) Кирилл Ростовский (+1384) Софроний Суздальский (+1654) Митрофан Воронежский (+1703). Благоверные Князья: Глеб Муромский (+1015), Константин Муромский (+1129), Михаил и Феодор Му­ром­ские (XII в.) Борис Туровский (+ок. 1160) Изяслав Андреевич (+1165) Мстислав Изяславич (+1172) Андрей Боголюбский (+1174) Глеб Владимирский (+1174) Михаил Владимирский (+1176) Петр Муром­ский (+1228) Георгий Всеволодович (+1238) Василько Ростовский (+1238) Всеволод Георгиевич Владимирский Мстислав Георгиевич Владимир Владимирский Димитрий Владимирский (+1238) Феодор Ярославич Владимирский (+1246) Святослав Всеволодович (+1253) Александр Невский (+1263) Димитрий Владимирский (+1269) Димитрий Александрович (+1294) Феодор Стародубский (+1330). Княгини: Ирина Муромская (+ок. 1129) Феврония Муромская († 1228) Агафия, Феодора, Мария и Христина (+1238) Евдокия Владимирская (XIV в.). Преподобные Никита Переяславский (+1186) Илия Муромец Печерский (+ок. 1188) Пахомий архимандрит и Феодосий (+1237) Даниил Успенский (+1238) Михаил, верижник Вязниковский (+1333) Сергий Радонежский (+1392) Роман Киржачский (+1392) Пахомий Нерехтский (+1384) Евфимий Суздальский (+1404)

http://pravicon.com/info-3459

КОЛЕНО XXI: Михайло Богданович 299 NN, за Рудоминою Варвара Дмитриевна, за Корсаком Прасковья Дмитриевна, за Вороничем Иван Матвеевич Богдан Матвеевич, женат на Регине Воллович Екатерина Матвеевна, за Млечковским Варвара Матвеевна, за Дзевалтовским NN Матвеевна, за Наркусским Анна Матвеевна, за Хойницким КОЛЕНО XXII: Роман Богданович Дмитрий Богданович, женат на Марианне Пеняжко Самуил Богданович Иван Богданович, (потом римско-католик Ян-Феликс), кантелян мстиславский Александр Богданович, воевода минский, каштелян троцкий † 1653; женат 1) на Шемиот; 2) на княжне Екатерине Полубинской (от 1-го брака сын; от 2-го брака 3 сына и 2 дочери) Варвара Богдановна, за Шемиотом Руфь Богдановна, за Радзицким Аполлинария Богдановна, 1) за Шемиотом; 2) за Зеновичем Анна Богдановна, за Стецкевичем КОЛЕНО XXIII: Юрий Дмитриевич Богдан Александрович Маркиан, воевода троцкий и великий канцлер литовский † 1690; женат 1) на Марцеллине Глебович; 2) на Констанцие Велопольской Самуил, женат на Билевич Александра Александровна, за Андреем Завишею Феодора Александровна, за Яном Грушевским КОЛЕНО XXIV: Симон-Карл, мечник литовский, женат 1) на Голлендер; 2) на Корсак; 3) на Война Ян, воевода мстиславский и полоцкий, и напольный гетман литовский † 25 февраля 1684; женат 1) на Симашко; 2) на Иоанне Нарушевич (от каждого брака по 3 сына и по дочери) Регина, 1) за Корфом; 2) за витебским воеводою Леонардом Поцеем Христина, за Михайлом Тышкевичем Елена, 1) за Станкевичем; 2) за Тышкевичем КОЛЕНО XXV: Самуил, монах Богуслав Александр; женат 1) на княжне Шуйской; 2) на Рудомина Мартын, воевода витебский; женат 1) на Терезие Бржостовской; 2) на Терезие Тизенгауз; 3) на Христине Абрамович † 1739; (от 1-го брака 5 сыновей и 4 дочери; от 2-го брака 2 дочери) Элеонора, за коронным великим маршалом Иосифом Мнишком NN, за Керлою Николай, каштелян троцкий, надворный подскарбий литовский; женат на Копцей Григорий-Антоний, великий гетман литовский † 1709; женат на Текле Красицкой, рождённой княжне Чарторыжской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Никольском Морском соборе в Кронштадте 30 июля 2017 г. 16:52 30 июля 2017 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в ставропигиальном Кронштадтском Морском соборе в честь святителя Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге главном военно-морском храме России. По традиции в последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота России. 27 июля, в преддверии Дня Военно-морского флота, в Кронштадтский Морской собор в Санкт-Петербурге из Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря ( Краснослободская епархия Мордовской митрополии ) впервые была принесена  рака с мощами святого праведного воина Феодора Ушакова, 200-летие преставления которого празднуется в этом году. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава Казахстанского митрополичьего округа ; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава Среднеазиатского митрополичьего округа ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московкой Патриархии; митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир ; митрополит Астраханский и Камызякский Никон ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн ; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Краснослободский и Темниковский Климент ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; архимандрит Алексий (Ганьжин), настоятель Никольского Морского собора г. Кронштадта, благочинный Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии , благочинный Кронштадтского округа Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; духовенство Санкт-Петербургской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/4972970.ht...

Как потомок адмирала Ушакова стал священником Воспоминания протоиерея Георгия Ушакова 16 октября, 2017 Воспоминания протоиерея Георгия Ушакова В отличие от знаменитого родственника — святого флотоводца, протоиерей Георгий Ушаков — человек сугубо сухопутный. Но судьба его удивительна и интересна: из семьи художников, сам художник, в один момент он бросил всё, чтобы стать священником в Псковской глубинке. Он был смиренным Мой отец — художник, архитектурой занимался до войны, работал в «Ленпроекте». Он рассказывал, что отец его, мой дед, в Старой Руссе в 1918 году как-то подозвал его: «Вот, Вася, наше генеалогическое древо, посмотри, сохранить я его не могу: опасно, всякие обыски идут». «Я прочитал, — рассказывал отец, — и отец сразу бросил бумагу в огонь. Запомнил, что вроде самый старший наш предок звался «князь Ридига»». Потом-то я выяснил, что отец немного напутал — не «Ридига», а Редедя. В «Повести временных лет» упоминается о поединке Редеди с князем Мстиславом, сыном князя Владимира, недалеко от Тмутаракани (теперь Тамань). Победив Редедю, князь Мстислав взял в плен его жену и детей. Дети были крещены и получили новые имена. От потомков Редеди вели свою родословную многие русские боярские роды, в том числе и род Ушаковых. Слова отца, надо сказать, не произвели на меня особого впечатления, в молодости я мало интересовался такими вопросами. Потом было такое открытие: я родился в день преставления адмирала Ушакова, 15 октября, и это обстоятельство поразило меня. В этом году мне 80, и мы отмечаем 200 лет со дня преставления святого Феодора Ушакова. Я понимаю, что такие вещи не случайны. Во втором или третьем поколении от Редеди появляется прозвище «Ушак». Как я выяснил, ушак — это подкосок к столбу. Однажды сказал об этом своему духовнику архимандриту Иоанну (Крестьянкину), он говорит: «Это хорошо: хоть не столб, но подкосок». Мы смеялись. Точную степень родства я не знаю. У адмирала не было прямых потомков, были только племянники, им он и завещал свое имущество. Некоторые пошли по морскому ведомству. В генеалогии встречается даже полный тёзка моего отца, Василий Васильевич Ушаков. У меня есть родственники, но они очень дальние, практически не общаемся.

http://pravmir.ru/potomok-admirala/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Михаил Черниговский: как политик и нищий князь нищего княжества расстался с жизнью за веру 5 мин., 03.10.2023 В центре Москвы существует Черниговский переулок, названный так по нарядной каменной церкви XVII века — храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора. Ныне имя черниговского князя несколько подзабыто, а ведь он был одним из самых почитаемых святых Древней Руси. Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке. Михаил Всеволодович был сыном князя Всеволода Святославича Чермного и Марии — дочери могущественнейшего из польских князей Казимира II. Княжич родился в 1179 году. Долгое время он ничем не правил, во всяком случае, в летописях об этом нет известий. Первый княжеский «стол» в тяжкой распре добыл ему отец. Сев на Киевском великом княжении, Всеволод Чермный выгнал князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) из соседнего Переяславля Южного и отправил туда своего сына Михаила. Несколько лет спустя большое кровопролитье на Юге Руси утихло. «Партия», которой принадлежал молодой князь Михаил, закрепила за собой Киев. Вскоре ушел из жизни Всеволод Чермный. С тех пор и на протяжении долгих лет Михаил Всеволодович вел скромную, в политическом смысле малозаметную жизнь. Черниговский переулок. Фото: mos.ru Она резко изменилась в 1223 году. Большая коалиция русских князей в союзе с половцами приняла первый удар монголо-татарского воинства на Калке. Черниговские князья привели свои полки и вместе со всеми потерпели поражение. Среди прочих правителей русской земли лег в землю и дядя князя Михаила, Мстислав, князь черниговский. В лихую годину племянник занял его место на Черниговском «столе»: вся Русь горевала о погибших на Калке…

http://foma.ru/svyatoi-mihail-chernigovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ Временное княжение блгв. кн. Мстислава Изяславича в Киеве и отъезд его во Владимир Волынский. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202) Временное княжение блгв. кн. Мстислава Изяславича в Киеве и отъезд его во Владимир Волынский. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202) (Между 15.04.1132 и 1135 - 19.08. 1170, Владимир-Волынский), блгв.(пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых). Происходил из старшей ветви князей Мономашичей. Старший сын Киевского, Новгородского и Владимиро-Волынского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича от его 1-го брака с неизвестной по имени и происхождению княгиней (возможно, герм. принцессой), внук блгв. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича Великого, в честь которого получил свое родовое имя. Основные сведения о М. И. сохранились в составе древнерус. летописей, польск. хроник и анналов. 13 авг. 1146 г. впервые упомянут в источниках как участник сражения близ Дорогожичей на сев.-зап. окраине Киева, когда находился в составе рати своего отца. При поддержке киевлян, перешедших на сторону волынских Мономашичей, им удалось одержать победу над войсками Киевского блгв. кн. Игоря (Георгия) Ольговича и его брата новгород-северского кн. Святослава (Николая) Ольговича . После утверждения на киевском столе кн. Изяслав Мстиславич, по сложившейся в кон. XI - нач. XII в. традиции, посадил своего наследника М. И. на княжение в расположенном в районе русско-половецкого порубежья Переяславле Русском (Южном). Осенью 1146 г., во время боевых действий дружины М. И. с не признавшим нового киевского правителя кн. Святославом Ольговичем в Левобережном Поднепровье, разорению подвергались княжеские села кн. Святослава Ольговича и даже церкви. Блгв. кн. Мстислав Изяславич направляется на княжение в Переяславль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 82 об.)

http://pravenc.ru/text/2564284.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ Одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ (ГИМ. Син. 1203). Названа по имени заказчика, блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича Великого, старшего из сыновей кн. Владимира Всеволодовича Мономаха. По содержанию М. Е.- полный апракос с месяцесловом, воскресными и утренними евангельскими чтениями, а также с чтениями на особые случаи. Является ценнейшим источником по истории, духовной и художественной культуре Др. Руси: лингвистике, книжному искусству, языку и письменности, содержит разновременные напластования слав. языков и диалектов IX-XI вв., отражает историю перевода и бытования текста Свящ. Писания. Для искусства Др. Руси домонг. периода, а также эпохи Московской Руси XVI в. имеют значение миниатюры, украшения и детали драгоценного оклада М. Е. Пергамен для рукописи был заготовлен в виде не менее 27 тетрадей средней толщины хорошего качества. Его кодикология свидетельствует о следовании традиции, принятой в визант. скрипториях, текст написан уставом 2 разновидностями почерка, принадлежащего руке одного писца (подробнее о кодикологии и палеографии: Уханова. 2006. С. 26-40). В заключительной части рукописи сохранились надписи, помогающие прояснить нек-рые обстоятельства ее создания и украшения. Из них известны непосредственные исполнители книжных работ: писец Алекса, сын «прозвутера» (пресвитера) Лазаря (Л. 212г - 213а, см.: Столярова. 2000. 65. С. 67-69), златописец Жаден, исполнивший золотом заголовки чтений (Л. 213а). Сравнение почерков Алексы и Жадена позволило Е. В. Ухановой предположить, что киноварные заголовки под золото для заглавий также писал Алекса ( Уханова. 2006. С. 30). Мстиславово Евангелие в окладе. Нач. XII в. Мстиславово Евангелие в окладе. Нач. XII в. На л. 213 имеется рассказ об украшении рукописи окладом. В К-поль по приказанию кн. Мстислава выпало ехать одному из его приближенных, «худому Наславу», где он «учинихъ химипетъ» - заказал драгоценные перегородчатые эмали, производство которых составляло в Византии монополию императорского двора. Из той же записи известны дата завершения работы над окладом для уже готового кодекса в Киеве - 20 авг. и выражение восхищения современников по отношению к затратам на создание рукописи: «цену же евангелия сего един Бог ведае».

http://pravenc.ru/text/Мстиславова ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010