преп. Иринарха празднуется января в 13 день. Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф. 13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова «малого» или «меньшого» (Мрк.15:40). апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному. к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам. словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви — матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  святаго же трифона службу поем, егда настоятель разсудит.   МРК Аще случится предпразднство сретения господня в субботу мясопустную: Тогда поем службу предпразднства сретения господня прежде в пяток тоя недели, со святым киром и иоанном и трифоном вкупе. Стихиры предпразднства 3, и безмездников 3. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На Утрени , по кафисмах, седальны предпразднства. Канон предпразднства, со ирмосом на 6: и святых на 8: трифона на 4: и безмездников на 4. На хвалитех стихиры трифона на 4. Слава, его же. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства, и прочее. Службу же о усопших поем на ряду по обычаю, в субботу мясопустную, якоже и всегда.   МРК Аще случится предпразднство сретения господня в понедельник, или во вторник, или четверток сырныя недели.   Стихиры предпразднства 3: и святаго 3. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. На стиховне триоди, самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. [Смотри] На повечерии, по достойно, кондак предпразднства. На Утрени , на Бог Господь тропарь предпразднства, дважды. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. По 1–й кафисме ектениа, и седален предпразднства. По 2–й кафисме седален триоди, без ектении. Канон предпразднства со ирмосом на 8: и святаго на 4. [Смотри] А идеже приспеет трипеснец: и поем канон предпразднства, со ирмосом на 4: и святаго три стиха на 2: и триоди на 8. Катавасиа триоди. По 3–й песни, кондак и икос. и седален святаго. Слава, и ныне, предпразднства. По 6–й песни, кондак и икос предпразднства. По 9–й песни, светилен святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На стиховне, триоди самогласен. дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По благо есть, и по трисвятом, тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На часех, тропарь предпразднства. Слава, святаго. И ныне, богородичен часов. По трисвятом кондак предпразднства. На Литургии , блаженна от канона предпразднства, песнь 3–я, и святаго, 6–я. По входе тропарь предпразднства, и храма святаго, и мученка. Таже кондак храма святаго. Слава, мученка. И ныне, предпразднства. Прокимен, апостол, евангелие и причастен дне, и святаго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

таких слов Воскресшего ученики должны были понять, что Царство Иисуса Христа не земного мира, что его должно отличать от земных царств и в Христе воскресшем видеть не земного Царя, а небесного; но Апостолы даже и после разъяснения этого и предупреждения Господа все-таки еще не оставляли своих народных несбыточных надежд и спрашивали Его даже пред вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6). Евангелисты умалчивают о явлении Воскресшего Матери Божией, но Церковь содержит в своем предании то верование, что Божией Матери прежде жен мироносиц сообщено было ангелом о воскресении Христовом и что Ей, восстав из гроба, Христос явился прежде всех людей. Выражение этого верования Церкви находится в пасхальных богослужебных песнопениях. Иерусалиме у Апостола Иоанна Богослова был собственный дом на горе Сионе. Там находились и все прочие Апостолы. И по вознесении Спасителя там было средоточие новой христианской жизни. В этот новый Сион обращались все христиане за разрешением своих недоумений… после явления Воскресшего Христа в Эммаусе, засвидетельствованного еще двумя учениками, многие «не поверили» и им, пока в тот же вечер в самом доме Апостола Иоанна, где собрались ученики, и не смотря на затворенные двери, явился Христос и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мрк.16:13–14). Это обстоятельство имеет величайшую важность в повествованиях о воскресении Господа, именно как неопровержимое доказательство истинности Его воскресения. Видно, что Апостолы не ошиблись в этой истине, не могли обмануться, и что это не мечта их, не плод восторженности или расстроенного воображения. Апостолы не верили и нужны были упреки им Самого Воскресшего и дозволение осязать себя и есть с ними, чтобы победить это неверие, и если потом Апостолы поверили и проповедовали о действительном воскресении их Учителя и Господа, то это воскресение — истина несомненная и никто уже не может упрекнуть учеников в легковерии… Спаситель сказал: Царство небесное, Божие подобно зерну горчичному, которое посеяно и хотя меньшее из всех семян но, когда вырастает становится деревом, так что прилетают птицы и укрываются в тени ветвей его… (Мф.13:31–32; Мрк.4:31; Лк.13:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Такие «предания» были «установлены» ( Мрк. 7:13 ) у евреев их «старцами», которые ввели в жизнь еврейского народа множество правил, как, например, «умывание рук пред ядением хлеба, омовение чан, кружек, котлов, скамей и многое другое, сему подобное» ( Мрк. 7:3,4,8 ). Нередко такими «преданиями» еврейские «старцы» отменяли и устраняли заповедь Божию» ( Мф. 15:3,6 ; Мк. 7:9,13 ), как, например, заповедь о почитании отца и матери и о наказании смертью злословящих отца и мать, на что и указал Христос книжникам и фарисеям ( Мф. 15, 4–6 ; Мк. 7, 10–12 ). И ап. Павел признал себя до крещения «неумеренным ревнителем отеческих преданий», т.е. «преданий еврейских старцев», а не Священного Предания. Ревнуя о соблюдении таких «преданий», он и гнал Церковь Божию (Гл. 1:13–14). Во-вторых, сектанты ссылаются на 1Кор. 4:6 ; Гл. 1:9; Кл. 2:8–22. Если, говорят они, ап. Павел повелевает Коринфянам «не мудрствовать сверх того, что написано», то, значит, надо принимать одно только Священное Писание и сверх Писания не «мудрствовать», т.е. не принимать Предания. Но в таком толковании видно явное извращение сектантами смысла приведенных ими слов ап. Павла. Это произошло оттого, что они взяли слова ап. Павла отрывочно, без связи их со всею речью ап. Павла. В послании к Коринфянам ап. Павел указывает на разделения и споры между ними, когда одни говорят: «я Павлов», другие – «я Аполлосов», «я Кифин... я Христов», и поучает, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом, но чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом: ( 1Кор. 1:12,29–81 ). Это «написано» в книге прор. Иеремии ( Иер. 9:24 ). И, следовательно, ап. Павел здесь требует только, чтобы Коринфяне выполняли требование прор. Иеремии и не хвалились другими именами, а только именем Господа. Ни о каком воспрещении пользоваться Священным Преданием здесь нет речи. Да и, как мы уже сказали, сам ап. Павел пользовался Священным Преданием и требовал, чтобы христиане хранили Священное Предание и выполняли его указания. Нет отрицания Священного Предания и в послании ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

В Причащении самое важное действие заключается в освящении и благословении Святых Даров, которые силой Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа. В Покаянии видимое важнейшее действие заключается в том, что грешник исповедует свои грехи перед священником и получает от него разрешение; в это время он получает невидимое прощение грехов от Самого Иисуса Христа. В Браке важнейшее действие заключается в том, что священник возлагает на головы жениха и невесты венцы и три раза благословляет их супружеский союз, говоря: «Господи Боже наш, славой и честью венчай я». В это время благодать Святого Духа соединяет их брачный союз. В Елеосвящении видимое важнейшее действие заключается в том, что священник помазывает части тела больного освященным елеем; в это время ему невидимо сообщается благодать Святого Духа, которая дает ему прощение грехов, а иногда и исцеление от телесных болезней. Одиннадцатый член Символа веры Чаю (ожидаю) воскресения мертвых. В одиннадцатом члене говорится о воскресении мертвых, которое будет перед вторым страшным пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых. Воскресение мертвых будет состоять в том, что души всех умерших людей, по гласу Сына Божия, опять соединятся со своими телами, которые восстанут духовными и бессмертными. Примеры чудесного воскресения мертвых были в Ветхом и Новом Завете. В Ветхом Завете пророк Илия воскресил сына вдовы Сарептской. От прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый. Иисус Христос воскресил сына вдовы Наинской ( Лк. 7:11–17 ), дочь Иаира ( Мф. 9:18–26 ; Мрк. 5:21–24; 35–43 ; Лк. 8:41–42, 49–56 ) и, наконец, Лазаря на четвертый день после его смерти ( Ин. 11:1–46 ). Последнее чудо так прославило Иисуса Христа, что когда Он въезжал на осле в Иерусалим, то Его встречали торжественно, как Царя с пальмовыми ветвями и взывали: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» (Повторить Вход Господень в Иерусалим, Мф. 21:1–17 ; Мрк. 11: 1–11 ; Лк. 19:29–46 ; Ин. 12:12–18 ). В тропаре праздника говорится, что воскресение Лазаря служило удостоверением общего воскресения всех умерших. Пальмовые ветви, с которыми Иудеи встречали Иисуса Христа и наши вербы служат знамением победы над смертью. Победитель смерти есть Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

[МРК] Подобает ведати, аще случится праздник Сретения Господня в понедельник первыя недели поста: тогда службу праздника пети в неделю сыропустную по предписанному. [МРК] Подобает ведати, аще случится попразднство Сретения Господня в неделю прежде недели мытаря и фарисеа: а святый поется на 4, или на 6: В субботу на малей вечерни, стихиры воскресны и Богородицы, по обычаю. Тропарь воскресн. Слава, и ныне, Богородичен его. На велицей вечерни, по кафисме, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, анатолиев 1. и праздника того дне 3, и святаго минеи 3. [Зри] [ Аще ли поется святый на 6, или емуже и полиелей, и поем стихиры воскресны 3: и праздника 3: и святаго 4. Слава, святаго, аще же ни:] Слава, праздника. И ныне, Богородичен 1-й гласа. На литии стихиры праздника того дне рядовыя стиховныя, и святаго, аще полиелей. Слава, святаго. И ныне, праздника. Аще же ни, Слава, и ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны: Слава, святаго, аще есть. И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь, Богородице Дево: дважды, и праздника единожды. и чтение в посланиих апостольских. На утрени, на Бог Господь, тропарь воскресн дважды. Слава, святаго, аще есть: аще же ни, Слава, и ныне, праздника. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их. и чтение во евангелии толковом. Посем непорочны, и ипакои, и чтение недели ряд. [ Аще ли святый имать полиелей, по кафисмах поем святаго полиелей, и по полиелеи, тропари: Ангельский собор: и по ектении седальны святаго по единожды. Слава, седален, иже по полиелеи. И ныне, Богородичен его: и чтение.] Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресно, и Воскресение Христово: Канон воскресн со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и праздника на 4: и святаго на 4. [ Аще полиелей, или славословие, и поем канон воскресн со ирмосом на 4: и праздника на 4: и святаго на 6:] Катавасиа праздника. По 3-й песни, кондак и икос праздника, и святаго аще имать, и седален его. Слава, и ныне, праздника, и чтение. По 6-й песни, кондак и икос воскресн: и чтем пролог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

10) Разобрать места священ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве брака: 1Кор. 7:29 ; Ефес. 5:31–32 ; Мф. 8:21–22 ; Лук. 10:61–62;14:26 ; 1Кор. 7:10 ; Ефес. 5:24 . XXXI. О таинстве Елеосвящения «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Иак. 5:14–15 . 1) То, что предписывает здесь апостол, было сообразно с волею Господа, Учителя истины, тем более, что дается не совет, а заповедь, тогда как апостолы считали себя только слугами Христовыми: 1 Кор.: 4:1 и установляли только то, что заповедал им Господь и внушал Дух Святой: 1Иоан. 1:3 . 2) Заповедуя совершать молитвы во имя Господа, апостол разумеет имя Господа Иисуса: Лук. 16:17 и предписывает совершать действие, согласное с волею Господа о христианах. Елеосвящение предписывается как необходимое в Церкви Христовой таинство для всех мест и для всех времен. 3) Спаситель, избрав 12 учеников в звание апостолов, послал их с проповедью о царствии, и они, как повествует евангелие: «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мрк. 6:13 ), так и в таинстве елеосвящения, совершаемом пастырями, преемниками апостольского служения, верующий получает благодать Духа Святого, исцеляющую немощи душевные и телесные: Иоан. 5:14–15 ; Мрк. 6:13 . 4) Напоминая христианам о таинстве елеосвящения, апост. Иаков в своих словах (5:14–15) ясно свидетельствует: 1) что елеосвящение есть действие не только врачебное для тела, но и тайнодейственное для души, потому что, посредством этого действия, не только даруется восстановление от болезни, но и отпущение грехов; 2) что совершать это таинство могут только пастыри – пресвитеры Церкви, чрез рукоположение уполномоченные на совершение таинства. 5) Действия таинства елеосвящения следующие: оно содействует приумножению Божественной благодати; укрепляет в страданиях, особенно в борьбе со смертью , содействует прощению грехов, облегчает телесные страдания и часто содействует полному выздоровлению. Если таковы действия этого таинства, то прибегать к нему должно не с чувством страха и с мыслью о неизбежности смерти, а с верою и упованием на помощь Божию и облегчение в страданиях. Окружающие больного тяжко согрешили бы, если бы по их вине больной умер, не воспользовавшись этим таинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святаго же Трифона службу поем, егда настоятель разсудит. [МРК] Аще случится предпразднство Сретения Господня в субботу мясопустную: Тогда поем службу предпразднства Сретения Господня прежде в пяток тоя недели, со святым Киром и Иоанном и Трифоном вкупе. Стихиры предпразднства 3, и безмездников 3. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства. Слава, безмездников. И ныне, предпразднства. На утрени, по кафисмах, седальны предпразднства. Канон предпразднства, со ирмосом на 6: и святых на 8: Трифона на 4: и безмездников на 4. На хвалитех стихиры Трифона на 4. Слава, его же. И ныне, предпразднства. На стиховне предпразднства, и прочее. Службу же о усопших поем на ряду по обычаю, в субботу мясопустную, якоже и всегда. [МРК] Аще случится предпразднство Сретения Господня в понедельник, или во вторник, или четверток сырныя недели. Стихиры предпразднства 3: и святаго 3. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. На стиховне триоди, самогласен дне, дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По трисвятом тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. [Зри] На повечерии, по Достойно, кондак предпразднства. На утрени, на Бог Господь тропарь предпразднства, дважды. Слава, святаго. И ныне, предпразднства. По 1-й кафисме ектениа, и седален предпразднства. По 2-й кафисме седален триоди, без ектении. Канон предпразднства со ирмосом на 8: и святаго на 4. [Зри] А идеже приспеет трипеснец: и поем канон предпразднства, со ирмосом на 4: и святаго три стиха на 2: и триоди на 8. Катавасиа триоди. По 3-й песни, кондак и икос. и седален святаго. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни, кондак и икос предпразднства. По 9-й песни, светилен святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На стиховне, триоди самогласен. дважды, и мученичен. Слава, и ныне, предпразднства. По Благо есть, и по трисвятом, тропарь святаго. Слава, и ныне, предпразднства. На часех, тропарь предпразднства. Слава, святаго. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак предпразднства. На литургии, блаженна от канона предпразднства, песнь 3-я, и святаго, 6-я. По входе тропарь предпразднства, и храма святаго, и мученика. Таже кондак храма святаго. Слава, мученика. И ныне, предпразднства. Прокимен, апостол, Евангелие и причастен дне, и святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

прошёл, но осталась проблема с ногой, «на которую он прихрамывал, что не мешало ему служить, но к старости от плохой циркуляции крови началась гангрена, отняли ногу выше колена. Служить он уже не мог, передвигался на колясочке». Чуть ранее, в том же 1968 г., 18 августа, в возрасте 88 лет ушла из жизни его супруга – матушка Пелагея. Скончался отец Николай 12 сентября 1974 г. в возрасте 92 лет. Похоронен на Сербском кладбище в Сан-Франциско. Дети на протяжении всей его жизни поддерживали в его трудах и трудностях. Внуки и правнуки, рассеянные по миру, смогли, хоть и не все, продолжить его служение. Так, внук протоиерея Николая Колчева Николай Хидченко, старший сын Евфалии Николаевны, сначала прислуживал в храме Казанской иконы Божией Матери, а позже стал членом его Приходского совета, которым является и по настоящее время. Ему мы обязаны бережному сохранению семейных документов, ныне хранящихся в Музее русской культуры в Сан-Франциско 19 . Николаю Александровичу Хидченко 89 лет, но и сейчас его можно встретить в храме, где в часы службы, проходящей в выходные дни, он стоит у свечного киоска и принимает пожертвования, записки в алтарь на поминание, заказы на просфоры. Так закончилась подвижническая жизнь протоиерея Николая Колчева, последнего члена династии, посвятившего почти 70 лет служению Православной Церкви в пяти странах, на трех континентах, построившего в каждой новой стране своего служения церковь , прошедшего путь от деревенского священника Тамбовской губернии до митрофорного протоиерея в храме Сан-Франциско. Авторы благодарят Викторию Геннадиевну Шаронову за ценные замечания в ходе подготовки публикации настоящего исследования. Источники и литература 1. Архив Музея русской культуры в Сан-Франциско (Архив МРК). Колл. 4054. Кор.1. Папка 11. Выписка из книги приказов и распоряжений Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Шанхайского , 678, от 1949 г. 2. Архив МРК. Колл. 4054. Кор.1. Папка 12. Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви временно исправляющего обязанности Св.-Покровской церкви, что на станции Темперлей г. Буэнос-Айреса протоиерея Николая Колчева за 1951-й год.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

начальник ангелов (1 Фес.4:16; Иуд.1:9). есть воспроизведение еврейского слова, означающего долина Еннома или «сынов Еннома»; под этой долиной разумеется глубокая, узкая горловина, где иудеи некогда, в период царей, приносили своих детей в жертву Молоху (4 Цар.23:10; Иер.7:31). В позднейшие времена она служила местом для свалки всякого рода нечистот, причем для уничтожения последних здесь постоянно поддерживался огонь; поэтому долина Еннома сделалась символом места вечных мучений. В этом именно смысле, в смысле ада, и употребляется слово геенна в Новом Завете (Мф.5:29–30; 10:28; 18:9;23:15; Мрк.9:43,45; Лк.12:5; Иак.3:6). с еврейского «масличное точило» — место подножия Елеонской горы, знаменитое тем, что тут совершилось искупительное томление Спасителя и была принесена Им Его первосвященническая молитва (Мрк.14:26,32; Лк.22:39; Иоан.18:1); по преданию, восходящему к 4 веку, Гефсимания лежала в 50-ти саженях к востоку от моста через Кедрон. Дионисий Ареопагит, член афинского ареопага, был, по свидетельству Деяний апостольских (17:34) обращен св. Апостолом Павлом. По словам церковного историка Евсевия он был первым афинским епископом и запечатлел свое служение, как говорит апология Аристида, мученическою смертью при Домициане в 96 г. ( < < back) Иерофей тоже был членом афинского ареопага и также обращен в христианство св. Апостолом Павлом; им же он был поставлен во епископа афинского; св. Иерофей скончался в 1 веке. ( < < back) Тимофей, уроженец Малой Азии, Дервии или Листры (Деян.16:1; 20:4; 2 Тим.3:4); своим обращением ко Христу обязан проповеди св. ап. Павла, который, поэтому называет его своим сыном (1 Кор.4:17; 1 Тим.1:2); он был постоянным спутником св. Ап. Павла в его путешествиях с проповедью Евангелия (Рим.16:21; 1 Кор.16:10; 1 Фес.3:2). Рукоположенный впоследствии, по преданию, самим Апостолом, во епископа Ефесской церкви, Тимофей свое 15-летнее епископское служение окончил мученическою смертью по одним в царствование Домициана (81–96 гг.) по другим Нервы (96–98 гг.): св. Тимофея побила камнями в один языческий праздник толпа язычников, раздраженная его обличительной проповедью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010