Левицким (у которого жители Сармисахлы – на прощанье – целовали даже чемодан, где она хранилась) и в мае 1896 г. была представлена – вместе с описанием – Государю Императору, а Им передана в Публичную Библиотеку. В приобретенной части имеется 182 листа, но истинный объем всего «Евангелия» определяется с достаточною уверенностью. Дело в том, что кодекс писан на тетрадях по 10-ти четвертин, и на них по местам сохранились буквы первоначальной нумерации. Судя по ним, можно думать, что весь манускрипт состоит из 49 тетрадей или 490 листов; из них сохранилось доселе лишь 227 листов из 38 тетрадей, а утрачено 263 листа. Впрочем, полагают, что на некоторых страницах были оглавления, почему собственно евангельского текста утрачено не более 229 листов. Существуют пометки от XII–XIII в., показывающие, что и тогда уже кодекс был поврежден в значительной степени, но потом она оставалась неприкосновенною до 1820 г., когда рукопись была упорядочена, вложена в оклад и запагинирована в 186 листов, из коих после пропали 4 листа. Ныне сохранилось из Мф. 689 строк (0,296), Мрк. – 189 (0,126), Лк. – 1268 (0,509), Ин. – 1102 (0,600), всего 3247 на 4898 утраченных или 0,4 целого «Евангелия». Но если на 3247 строк приходится 182 листа, то для 4898 должно быть не менее 274 листов, а это почти вполне совпадает с прежними вычислениями (182+274=456). Из утраченных находятся в других книгохранилищах 1) в Вене (Vindobonensis Lambecii) 2 листа, 2) в Риме (Vaticanus 3875) 6 листов, 3) в Лондоне (Londinensis Brit. Cotton. Titus C. XV) 4 листа и 4) в библиотеке Патмосского монастыря евангелиста Иоанна (изданные в 1876 г. Дюшенем) 33 листа. Все эти 45 листов взяты именно из нашего «Евангелия», потому что 1) писаны на том же материале (пурпуровом пергаменте), одной рукой и на двух столбцах по 16 строк, 2) восполняют друг друга и 3) и иногда подходят взаимно из буквы в букву. Поэтому весь список может справедлива удерживать обозначение N, какое было дано Тишендорфом первым 12 листкам. Рукопись предположительно относится к V–VI-мy веку, и одно это вполне определяет ее важность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Церковь. Если же вы еще не начали своего покаяния, то не поздно еще начать его, ибо еще сегодня мы со святой Церковью будем петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» Аминь. 37. О смирении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святая Церковь заканчивает свое руководство при прохождении нами великой школы поста, указывая нам образы двух великих подвижников делания, которым мы должны подражать — Иоанна Лествичника и Марии Египетской, тем не менее, в последний воскресный день напоминает нам еще об одном необходимом условии духовного делания. Вы слышали в сегодняшнем чтении Евангелия, как Христос, находясь на пути в Иерусалим, говорил Своим ученикам: «Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками... и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его...» (Мрк. 10, 33, 34) И вот ученики «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе». А вот, услышав о воскресении, подошли к Нему сыновья Зеведеевы и сказали: «Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Он сказал им: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?» Они сказали Ему: «Дай нам сесть одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». После того, как Господь ответил им, что это не Им дается, «но имже уготовано есть», и другие ученики, услышав просьбу братьев Зеведеевых, вознегодовали на них, Господь призвал их всех и сказал: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть больший между вами, да будет всем слугой, и кто хочет быть первым между вами, да будем всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мрк. 10, 42-45). В этом Евангельском повествовании находится одно из условий (а другое я во время поста пытался по мере сил своих раскрыть), без которого тщетен будет путь, предлагаемый нам Церковью в эти дни. Господь, придя на землю, пришел нам послужить: «Ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Слава, предтечи. И ныне, богородичен по гласу. Ныне отпущаеши: по трисвятом, тропарь предтечи. Слава, и ныне: еже от века утаеное: ектениа: Помилуй нас Боже: посем 3 поклоны великия, и молитва: Всесвятая Троице: и благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. Повечерие, поем великое без поклонов. По 1–м трисвятом тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн, по гласу. По 2–м трисвятом, тропари обычныя: Помилуй нас Господи: По достойно и по трисвятом, кондак предтечи: а Господи сил с нами буди: не поем. По честнейшую, 3 поклоны великия: трисвятаго же не глаголем: и отпуст малый. Полунощницу поем по обычаю с кафисмою, якоже предписася в понедельник 2–я недели поста, такожде и утреню, и всю службу предтечи.   МРК Аще случится обретение честныя главы предтечевы в субботу 2–ю, или 3–ю постов: В пяток вечера, кафисма рядовая. На Господи воззвах, стихиры на 10: Триоди самогласен, дважды: и октоиха мученичны 4: и предтечи 4. Слава, предтечи. И ныне, богородичен 1–й гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и предтечи 3. Да исправится молитва моя: и прочая преждесвященных. [Смотри] Аще ли несть преждесвященных: на Господи воззвах, стихиры предтечи на 6. Слава, предтечи. И ныне, богородичен 1–й гласа. Вход, прокимен, и чтение дне, и святаго. Таже, Сподоби Господи: На стиховне, триоди самогласен дважды, и мученичен октоиха, по гласу. Слава, предтече: И ныне, богородичен. По Ныне отпущаеши, тропарь предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресн настоящаго гласа, ектениа, и поклоны 3: таже молитва, Всесвятая Троице: Буди имя господне: и псалом 33, благословлю Господа: Достойно есть: и отпуст. [Смотри] Повечерие же поем великое, на немже поем четверопеснец субботы. На Утрени , и на часех поем единаго предтечи, якоже предписася. На Литургии , служба дне, и предтечи.   МРК Аще ли случится обретение главы Иоанна предтечи во 2–ю неделю постов.   На Велицей Вечерни , на Господи воззвах, стихиры воскресны, 3, и анатолиев 1, и предтечи на 6. Слава, предтечи: И ныне, богородичен 1–й гласа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

гл. 14; Мф. гл. 26), — потом еще Марию из Вифании, сестру Лазаря (Лк.10:39; Иоан.11:28), — и еще Марию Магдалину, которая была освобождена Христом Спасителем от семи бесов [ 32 ] (Иоан. гл. 11, 12, 19 и 20; Мрк.16:3; Мф.27:7). Но Восточная греко-российская православная Церковь ныне, как и прежде признает все эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях. Вследствие этого предание Восточной греко-русской православной Церкви сообщает, что, после Евангельских явлений Воскресшего Христа до Вознесения Его и после, святая равноапостольная Мария Магдалина пребывала с Пресвятою Богородицею и Апостолами и была деятельною споспешницею первых успехов распространения христианской веры сначала в Иерусалиме. Но, полная усердия, пылкой веры и ревностной любви к благовестию Божию, она затем проповедовала и по другим странам, всюду возвещая небесную благодать, радость и спасение всем, уверовавшим в Спасителя мира Христа Воскресшего. Посетив, между прочим, Италию [ 33 ], святая равноапостольная Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовавшему в то время императору Tubepuю I [ 34 ] и поднесла ему, по общепринятому восточному обычаю, яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: — Христос воскрес! Не удивила императора бедность подношения святой Марии Магдалины, впервые явившейся к нему, потому что он знал древнее обыкновение, вообще на Востоке и также у иудеев, являясь в первый раз к высшим, или в торжественном случае к знакомым или покровителям, подносить в знак почтения дар, с каким-либо известным, или с особым, специальным, символическим значением. Примеры этого находятся в иудейской ветхозаветной истории [ 35 ] (Быт.43:11; 3 Цар.10:2), и также представляют дары, поднесенные богатыми волхвами [ 36 ], родившемуся Иисусу Христу в Вифлееме иудейском [ 37 ]. А люди бедные в подобных обстоятельствах приносили в дар разные плоды своей местности или яйца птиц.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

( < < back) город находившийся на восточном берегу Средиземного моря, на север от Яффы, древней Иоппиии. Он был построен Иродом на развалинах древнего хананейского города Стратона в честь Кесаря Августа. При императоре Веспасиане (69–79) она была обращена в римскую колонию. Еще до разрушения Иерусалима Кесария сделалась местом пребывания римских прокураторов ( Деян. 23:23–24 ). Во времена апостольские этот город был замечателен тем, что здесь был обращен в христианство Апостолом Петром первый язычник, сотник Корнилий (Деян. 10 гл.); здесь жил ап. Филипп, один из первых диаконов ( Деян. 8:40; 21:8 ); сюда приходил Ап. Павел и здесь 2 года пробыл в узах ( Деян. 9:30; 18:22; 21:8; 23:23; гл. 24–26 ). По разрушении Иерусалима Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа. В 638 г. с распространением магометанства, Кесария подпала под власть турок, от которых была освобождена во времена Крестовых походов Балдуином в 1102 г., но в 1265 г. опять была завоевана турками и совершенно разрушена, так что от города остались одни развалины. ( < < back) было в 351 г. ( < < back) гора на которой был распят Господь Иисус Христос: она находилась ранее вне Иерусалима ( Мф. 27:32–33; Иоанн. 19:17, 41; Евр. 13:12 ), лежит на северо-западной стороне. Свое название Голгофа, с еврейского «череп», Лобное место ( Лук. 23:33 ), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданию здесь был погребен Адам. ( < < back) Елеонская или Масличная — одна из гор иудейских, лежит к востоку от Иерусалима ( Иезек. 11:23 ); свое название Масличной, она получила, благодаря множеству росших на ней масличных деревьев. Господь, Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими ( Иоан. 8:1; 18:2 ). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предав Иудою ( Мф. 26:30–60; Мрк.14:26–46; Лук. 22:39 ). На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественной вход в Иерусалим ( Мф. 21:21; Лук. 19:29 ). По преданию с горы Елеонской Господь вознесся на небо ( Деян. 1:12 ). В IV b. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Не подобает христианам проходить сквозь тот огонь, который нечестивые почитают за Бога, я же — христианин; посему не пойду сквозь огонь и не поклонюсь твари, ибо я поклоняюсь Творцу, — Отцу и Сыну и Святому Духу, — Единому Богу в Троице, Создателю неба и земли. Услыхав такие слова князя, волхвы и жрецы пришли в ярость; оставив Михаила, они пошли донести о его речах царю. В это время к князю Михаилу подошли некоторые русские князья, вместе с ним пришедшие на поклонение Батыю, — между ними был и князь Ростовский Борис 8 ]. Они, жалея Михаила и глубоко скорбя о нем, а вместе с тем боясь, чтобы не навлечь гнев царский и на себя, советовали Михаилу исполнить волю Батыя. — Ты можешь, — говорили они, — притворно исполнить приказание и поклониться огню и солнцу, чтобы только избавиться от царского гнева и от лютой смерти. Когда же с миром возвратишься к себе домой, тогда ты будешь поступать уже по своему желанию: тебя не будет Господь наказывать за сие и не прогневается на тебя, потому что ведает Он, что ты сделал так по принуждению. Если же тебе поставит духовник в грех твой поступок, то мы все возьмем на себя вину твою, — только послушай нас и, пройдя сквозь огонь, поклонись татарским богам; сим ты и себя и нас освободишь от царского гнева и злой смерти, а для земли своей испросишь много полезного. Всё сие говорили они Михаилу с горькими слезами. Благочестивый боярин Феодор, слушая их слова, сильно опечалился, опасаясь, чтобы князь не последовал совету окружающих его и не отпал от веры. Подойдя к князю, он стал напоминать ему обещание его и слова духовника: — Вспомни, благочестивый князь, — говорил он, — как ты давал обет положить душу свою за Христа; припомни слова Евангельские, коими поучал нас духовный отец: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мрк.8:35-36) — «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32-33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

К нему, Господу нашему, как имеющему ключи ада и смерти, мы и должны прибегать с молитвою за себя и за своих близких по крови и по вере людей, как живых, так и умерших, и по вере нашей будет нам: Мф. 9:29 . Разобрать главнейш. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о молитве и милостыне за и мерших Мф. 16:26–27 ; Мрк. 8:36–37 ; Лук. 16:26 ; Петр. 3:18–19; Рим. 2:5–6 ; Рим. 8:1–2; 14:12 ; 2Кор. 5:10 ; Гал. 6:5–7 ; Псал. 6:6 ; Еккл. 9:10; 11:3 ; Иерем. 16:6–8; Псал. 48:8 . XV. О спасении 1) Спасение... как дорого это слово для тех, кто жаждет спасения, напр., для утопающего или объятого огнен. пламенем, или тяжко больному... Так же должно бы жаждать спасения и в духовной жизни для бессмертной души. Кто сознает свои грехи пред Богом, тот, как утопающий, непрестанно взывает: Господи, спаси и ко Пресвятой Богородице и к Ангелам, и угодникам Божиим молитвенно взывает о помощи в спасении. 2) Кто не сознает грехов за собою, тот говорит: «я уже спасен», как, напр., сектанты, хвалящиеся тем, что они уже «теперь имеют жизнь вечную», а между тем сами еще находятся во временной земной суете и не знают, что будет с ними завтра; не взывают о спасении своем и беспечные грешники, говорящие: «я успею еще покаяться» или те, в коих совесть усыплена житейской суетой, заботой об угождении плоти, которые идут широкими вратами: Мф. 7:13 , и не помышляют о конце своей земной жизни: Сирах. 7:39; 28:5–6 . 3) Но мы не только думать о спасении должны, а жаждать его, как жаждет путник воды в пустыне в знойный день, иначе мы будем подобны тому, кто готов все свое наследство отдать за чечевичную пищу: Быт. 25:32–33 . Жизнь земная человека, по сравнению с вечностью, куда меньше чечевичного зерна против гор наследства: 2Кор. 5:1–2 , и все-таки многие из нас, пренебрегая вечной жизнью блаженной, гоняются за временными мимолетными наслаждениями, но не так поступали угодники Божии: Евр. 11:25,36–38 . 4) Господь всех зовет на путь ко спасению, долготерпит: 2Петр. 3:9 , желает, чтобы все спаслись и в разум истины пришли и говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»: Мф. 11:28 . Нужно только прийти ко Христу... чрез веру... добрые дела... таинства церкви, освящающие и возрождающие человека, и тогда спасение будет близко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4-й гл. Марка также как и паралельные с ним стихи действительно содержат указанный нами смысл, т. е. если в них выражается та только мысль, что притчи были говоримы по причине тупости народа с целью хотя несколько выяснить для него высокие Евангельские истины: то следует, что у Марка между 12 и 33 ст. 4-й гл, нет решительно никакого противоречия; напротив 33-й стих в сущности содержит в себе ту же мысль, какая заключается в 12 стихе, но только определеннее выраженную и так. обр. служит как бы пояснением 12 ст.; если же – далее – между 12 – и 33 ст. нет противоречия: то нет основания заключать о зависимости Марка от других синоптиков, – того основания, опираясь на которое, Баур отрицает самостоятельность Марка в рассматриваемом отделении. Впрочем – если мы допустим даже, что между 12 и 33 ст. 4-й гл. Марка существует противоречие, весьма трудно примиримое, наконец во все для нас непримиримое; то и в таком случае мы не будем иметь достаточного основания утверждать, что это противоречие доказывает двойную – как выражается Баур – зависимость Марка. Положим, что 12 ст. Марка сходен с 13, 13 Матфея и 8, 10 Луки, но при сходстве между ним и двумя остальными существует очень значительное различие, в чем не трудно убедиться, сличив между собою эти стихи. Что же касается 33-го стиха, то ничего подобного мы не находим ни у Матфея, ни у Луки. Только один этот стих во всех синоптических Евангелиях содержит в себе довольно ясное указание на цель притчей и на отношение их к пониманию народному. А так. образ, он – если даже в нем и заключается противоречие с 12 ст. 4-й гл. – может скорее свидетельствовать о самостоятельности Евангелиста Марка, нежели о его зависимости как от Луки, так и от Матфея. Мрк. 4, 35 – 5, 1 – 43. (Содержание: -утишение бури 4; 35 – 41; изгнание бесов из Гадаринского бесноватого 5, 1 – 20, исцеление кровоточивой женщины 5, 25 – 34; воскрешение дочери Гаира 5, 21 – 23, 35 – 43). По Бауру, зависимость Марка от Луки в этом отделении – выше всякого сомнения. Главное доказательство зависимости Баур видит в том, что будто названные рассказы в том виде, в каком встречаем мы их в Евангелиях Марка и Луки вполне гармонируют с общим характером лишь Евангелия Луки, что только у Луки проникнуты они определенной идеей и если они как в том, так и в другом Евангелии изложены почти одинаково, то это единственно потому, что Марк при изложении рассматриваемого отделения руководствовался исключительно Евангелием Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Матф. 27:35 – 30 г. «Распявшие же Его делили ОДЕЖДЫ Его, бросая жребий» Причтен к злодеям Исайя 53:12 – 712г. до Р.Х. «...и к ЗЛОДЕЯМ причтен был». Мрк. 15:27,28 – 30 г. «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: «И к злодеям причтен» Ходатайство за Своих убийц Исайя 53:12 – 712г. до Р.Х. «...и за преступников сделался ходатаем». Лк. 23:34 – 30 г. «Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» Смерть Спасителя Исайя 53:12 – 712г. до Р.Х. «Он предал душу Свою на смерть». Матф. 27:50 – 30 г. «Иисус... испустил дух» Кость Его да не сокрушится Исход 12:46 – 1496г. до Р.Х. «...костей ее не сокрушайте». Псалом 33:21 «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится». Иоан. 19:33,36 – 30 г. «Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится» Пронзенный Зах. 12:10 – 487г. до Р.Х. «...и они воззрят на Него, Которого ПРОНЗИЛИ...» Иоан. 19:34,37 – 30 г. «Но один из воинов пронзил Ему ребра...Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили» Погребен у богатого Исайя 53:9 – 712г. до Р.Х. «Он погребен у БОГАТОГО, потому что не сделал греха» Матф. 27:57–60 – 30 г. «...пришел БОГАТЫЙ человек... именем Иосиф. Он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова... и положил его в новом своем гробе» Воскресение Псалом 15:10 «Ты...не дашь святому Твоему увидеть тление» Лук. 24:31,34 – 30г. «Его нет здесь: Он воскрес. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них... Господь истинно воскрес» Вознесение Псалом 67:19 «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» Лук. 24:51 – 30 г. «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» Сидящий одесную Господа Псалом 109:1 «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня...» Евр. 1:3 – 30 г. «...совершив Собою очищение грехов наших, ВОССЕЛ одесную

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Иудеи, услышав эти слова, схватили камни, чтобы побить Иисуса за богохульство. «Свидетели Иеговы» комментируя рассматриваемое место, говорят, что Христос имел в виду некий «духовный союз». Но если бы речь шла только о «духовном союзе» Христа с Отцом, то и не было бы причины к побиению камнями. За духовный союз камнями не побивали, не существовало даже формулировки такого обвинения! Более того, в Израиле даже не побивали камнями людей, которые объявляли себя Мессией (в истории есть несколько прецедентов). В том-то и дело, что не абстрактный духовный союз подразумевается здесь, а единая Божественная природа, равенство Богу. Иудеи весьма точно поняли смысл Его слов. Но послушаем на сей раз не версию «Свидетелей Иеговы», а самих иудеев – тех, которые пытались казнить Христа. Вот что они говорят: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом» ( Ин.10:33 ). Вот что говорят главные обвинители Господа. Вне сомнения то, что иудеи поняли слова Христа достаточно ясно: Иисус претендует на Божество, на равенство Единому Богу. Он и без того много раз отменял заповеди, данные Богом Моисею, а отменить заповеди Яхве может только Бог . Кроме этого, Христос требовал поклонения Себе наравне с Отцом: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин.5:23 )! Кстати, Общество Сторожевой Башни не чтит Сына, как Отца, и тем самым не исполняет данную заповедь. Между тем сектанты иногда на это утверждают, что иудеи неверно поняли слова Господа. Может, им спустя два тысячелетия и виднее, чем самим участникам тех событий, но почему же в таком случае Христос спокойно принимает такое ложное обвинение в богохульстве, не стараясь защитить Себя? Напротив, далее Он опять говорит, что Отец в Нем, и Он в Отце, и вновь иудеи хватают камни, чтобы побить Христа. 3.3. «Незнание» Христа Следующим доводом «Свидетелей Иеговы» в защиту своего учения о неравенстве Отцу Христа служит место из Евангелия, где, говоря о конце мира, Спаситель изрек: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мрк.13:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010