иером. Иаков (Цветков) Акафист на успение Пресвятыя Богородицы 1 Кондак глас 2-й. Гроб и смерть (νκρωσις) не удержали, в молитвах неусыпную (κιμητον), и в предстательствах неизменное (μετθετον) упование, Богородицу: ибо, как Матерь Жизни, к жизни преселил (μετεστησεν) Ее Вселиввыйся во утробу приснодевственную. Икосы: (Τιχισν μου) Огради мне ум (τς φρυας), Христе мой; ибо Стену Мира воспеть дерзаю, Пречистую Матерь Твою. На столпе словес (Твоих) утверди мя, и среди трудных помышленей меня укрепи; ибо Ты призываешь (к Себе) желая исполнить моления просящих с верою (Мф. 7:7–8) Ты, посему, даруй мне язык благопоспешный (προσφορν) и помысл непостыдный; ибо всякий дар просвещения ниспосылается от Тебя, Светодателю, во утробу вселивыйся приснодевственную. (Οος σοφς) Какой мудрец уразумеет и выскажет, или размышляя не подивится, или же он не порицаемо изберет себе глубокое молчание – о Тебе, Мати всех Жизнодавца и Свободителя от тьмы всей твари? Как, после сего, тленное заключение (φθορς συγκλεισμς) прияло в себя нетленное Ея тело? Дела чудес необычайныя (παρδοξα) творит и показует Бог , вселивыйся во утробу приснодевственную. (πνον ζως) Сон жизни прияла (πστη) Мариа, бодрствующая оком (душевным), плотию престалынаяся, но молящаяся и покрывающая нас Успением (Своим). Она прешла к пределу (земной Своей) жизни, и обитает в (блаженнейшем) месте (ν τπω) (небесного) рая, – Она, имевшая чрево Своё пространнейшим, чем небесное селение, как жилище и престол, и пространное (πολυχρητος) 2 небо Божие; ибо с Нею спребывает Сын Ея, Господь, вселивыйся во утробу приснодевственную. (Τιμητιχς) С честью благоприятными (песнями) ублажим, людие, сие место (το χωρρν), (т.е. Гефсиманское) 3 , где положено было тело Приснодевы, этот преславный, паче Мира драгоценный, памятнику послуживший (присно) живущей (ζση) и (присно) живущую не удержавши во гробе. Гефсимания в которой Христос, прежде являвшийся для молитвы (Мф. 26:36 Мрк. 14:32 ), почил, равночестна райскому наслаждению: – и после того непорочное тело Марии (там же) было положено во гробе нетленным (δχα φθορς) Все же сие творит Сын Ея, Господь вселивыйся во утробу приснодевственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уходящего из мира Церковь , в лице ее пастыря, данною ему от Бога властью, разрешает от всех вольных и невольных грехов, во исполнение слов Самого Господа: Мф. 18:18 . Все это спасательные круги на корабле мудрого Кормчего. 6) Какие же средства для спасения у тех, кто пустился плавать по «житейскому морю» в ладьях еретических заблуждений? Почти никаких: одна вера и при том хвастливая. Но за этой верой следует отрицание всего того, что необходимо для спасения: отриц. таинств, добрых дел и друг. предмет. религиозн. жизни. Вот от этого-то отрицательного заблуждения и предостерегает нас Сам Господь: Мф. 24:23–27 и св. Апостол: Ефес. 5:15–16 . 7) Итак, нельзя думать, что спасение зависит от одного словесного обращения к Богу: Мф. 7:21 . Необходимо, чтобы имя Господа обладало всем нашим существом, помыслами, знаниями и делами: Марк. 8:34–38 . Нужно помнить, что спасение бывает плодом не одного исповедания веры: Иак. 2:19–20 , но всей жизни человека, направленной по христианскому учению, – нужна вера, действуемая любовно: 1Кор. 13:2–7 ; Псал. 6:9–10 . Разобрать главн. места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о спасении: Мф. 10:27 ; Иоан. 14:6 ; Деян. 10:34–35 ; Рим. 10:3 ; 1Кор. 1:28–29 ; Фил. 2:12–13 ; Иоиля 2:32. XVII. О возрождении «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Иоан. 3:4 ). 1) Так некогда спросил И. Христа Никодим, один из начальников Иудейских, и Господь ему ответил: 3:5–8. Из этого ответа видно, что первым условием для возрождения должно быть – рождение от воды и Духа, т.е. крещение, называемое рождением свыше (ст. 7). Но этому рождению должны предшествовать, покаяние, вера: Лук. 1:15 и научение: Мф. 28:19 . 2) Пред первым предшествием Христовым почти все человечество было как бы мертвым духовно. Развилось сплошное язычество, да и Израиль утратил истинное понятие о Боге и заповедях. Чтобы возродить народ, воскресить духовно, является сначала предтеча Господень Иоанн Креститель, начиная свою проповедь с призыва к покаянию: Мрк. 1:2–5 ; затем многих крестит крещением в покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Закрыть itemscope itemtype="" > Необходимость Оглашения 17.04.2016 853 Время на чтение 6 минут Православная церковь никогда не ставила понимание условием крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря крещению; оно скорее плод и следствие крещения, чем его условие. [Прот. Александр Шмеман] Новою тварью становится христианин в крещении. Из купели человек выходит не таким совсем, каким туда он входит. [Свт. Феофан Затворник] Человек облекается во Христа. " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " ( ..все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.., Гал.3.27) - поется во время обхождения крещаемыми купели. Принять крещение - значит умереть для греха и ожить во Христе и со Христом. Одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Поэтому Домостроитель жизни нашей, Господь, положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом. [Свт. Василий Великий] Во Христе человек усыновляется Богу: он уже не чужой Ему и " не раб, но сын " (Гал.4.7). Дар Божий обновляет человека. Св. Диадох, объясняя силу крещения, говорил, что: До крещения грех живет в сердце, а благодать извне действует, тогда как по крещении благодать вселяется в сердце, а грех действует извне. Но " не вливают вина молодого в мехи ветхие " , также и для Божиих даров необходимо сердце ответственное, жаждущее Бога: " готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! " (Пс.107.1). Дары крещения, - говорил свт. Феофан Затворник, - оправдание и возрождение, запечатлевают собой внутреннейшие изменения, которые должны происходить в сердце приступающего к Господу прежде крещения и которыми собственно полагается основание, начало и зарождение жизни истинно-христианской. Сии изменения суть покаяние и вера, как требовал и Сам Спаситель от всех, приходящих к нему, говоря: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мрк.1.15). Призыв к покаянию требует не одного только раскаяния через признание себя грешником, но и реального изменения жизни человека: семенам веры нужна подготовленная почва - и тогда быть возрождению. Здесь человеку не справиться только своим разумением и своими силами - необходимо наставление и руководство церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/18/...

III. О священном Писании 1) От сотворения мира до Моисея (3857 л.) не было писанного закона. Познание о Боге и вероучение люди получали чрез словесную передачу из рода в род Патриархами: напр. до потопа: Адам, Сиф, Енох и др., после: Ной, Сим, Иафет и сыны их. Далее Иов, Авраам, Исаак, Иаков и др. 2) От Моисея появилось откровение Божие писанное, в виде Пятикнижия Моисеева, которые Сам И. Христос назвал общим именем: закон Моисеев: Лук. 24:44 . Эти книги и называются законоположительными. Далее идут книги исторические: И. Нав. Судей, Руфь, 4 книги Цар., Парал. и Ездры, книга Неемии, Есфирь и Макк. Учительные, содерж. в себе учение благочестия: Иова, Псал. и книги Соломона. Наконец ветх. завет заключается книгами пророческими, предсказывающими о будущем и наипаче о Иисусе Христе: кн. Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и др. 12 пророков. 3) Новый Завет также разделяется: на законоположительные книги (4 Евангелия), историческую (кн. Деяний), учительные (послания апостолов) и пророческую (Откровение или Апокалип. Иоан. Богослова). 4) Когда появилось новоз. свящ. Писание? Св. Апостолы, согласно повел. Господа ( Мрк. 16:15 ), рассеялись по всему миру, проповедуя Евангелие устно. Лишь спустя 8 лет по возн. Господн., стали появляться письмен. повеств. Апост. таковы: Евангелие Матфея и вскоре за ним Ев. Марки и Луки. В конце 1 века появ. Еван. Иоанна. Св. апост. Иоанн, имея под руками 3 Еванг., свое заключил словами: 21:25. Отсюда вывод, что не все то записано, что необходимо знать для нашего спасения, срав. Деян. 20:31 (где описано то, чему учил Апостол 3 года день и ночь?). 5) Историч. книга Деяний, написанная Еванг. Лукою обнимает собою события только 30 лет и повествует о вознесении Господ., сошествии Св. Духа, о приключениях с апостолами Петром, Иоанном, Иаковом и глав, образ. Павлом; об образов. первоначальной христианской церкви из иудеев и язычников. А где искать описание развития Церкви в последующее время? 7) Учительные книги или Послан. апост (7-м соборных и 14 ап. Павла) далеко не обнимают собою всего христианского вероучения, необходимого для нашего спасения, ибо они писаны по разным частным случаям и не имели в виду дать систему вероучения, – так например:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И икос, и седален мучеников, глас 4. Слава, преподобнаго, глас 3. И ныне, праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника. По 9-й песни, светилен преподобнаго: Труба явился еси премудрости: Слава, и ныне, праздника. На стиховне праздника, глас 2. Подобен: Доме евфрафов: Слава, и ныне, тойже. На литургии, блаженна праздника, песнь 7-я, и 8-я, от обоих канонов, со ирмосом на 6. 13. Преподобнаго отца нашего Максима Исповедника . В сий же день отдается праздник Господня Преображения: и поется служба вся праздника. Вечер, обычная кафисма, на Господи воззвах, стихиры праздника на 6, поемыя на самый праздник: Слава, и ныне, праздника. Аще суббота. Слава праздника, И ныне, догматик настоящаго гласа. На стиховне стихиры, и Слава, и ныне, праздника. Тропарь праздника. ектениа, и отпуст. На повечерии, по трисвятом кондак праздника. Полунощницу же поем по обычаю, с тропари дневными. На утрени, на Бог Господь, тропарь праздника, трижды. По кафисмах седальны праздника. Канон праздника со ирмосом на 8: другий без ирмосов на 6. Катавасиа: Крест начертав: оба лика вкупе. По 3-й песни, седален дважды. По 6-й песни, кондак и икос праздника. На 9-й песни, Честнейшую не поем: но поем припев праздника. Светилен праздника, дважды. На хвалитех стихиры праздника, на 4. Слава, и ныне, праздника. Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника, ектении, оглашение, и отпуст: и обычное исхождение, и час 1-й в притворе. На литургии, блаженна, обоих канонов песнь 9-я, со ирмосом на 8. Тропарь праздника. Слава, и ныне, кондак праздника. Прокимен, Аллилуиа, и причастен праздника, апостол и Евангелие дне точию. [МРК] Аще ли случится отдание праздника Преображения Христова в неделю. На малей вечерни, стихиры воскресны. На стиховне стихира воскресна, и праздника стиховна, с припевы своими великия вечерни. Слава, и ныне, праздника. Тропарь воскресн. Слава, и ныне, праздника. На велицей вечерни, на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и анатолиев един: и праздника 6, поемыя на самый праздник. Слава, праздника: И ныне, Богородичен первый, гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В первом звании несомненно открывается величие и достоинство положения христианских священников; во втором — их обязанность служить обществу верующих с сознанием ответственности пред Богом за нерадение. Отсюда же следует, что к христианскому священству вполне приложимы такие наименования, как, с одной стороны, εραρχα, ερτευμα, ερωσνη, ερατεα, ερουργα, sacerdotium — священство в собственном смысле слова, и какие наименования, действительно, прилагаются, как мы раньше видели, и к служению христианских пастырей; так, с другой, — священство есть истинное служение; διακονα, λειτουργα, ministerium.    Мы предполагаем ответить на настоящий вопрос только кратко, в общих чертах, согласно основной цели нашего исследования.    Ответ на 107 вопрос.    Не эту — нашу; а пока иудейскую» — говорит св. Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос о том, какую пасху приготовили Апостолы; «ту именно приготовили Апостолы, а эту нашу Он Сам приготовил, и не только Сам приготовил, но и Сам же Он стал пасхой». 1 беседа «о предательстве Иуды», т. 2, ч. 1, стр. 414, 415 русского перевода, изд. 1896 года.    «Для чего Христос совершил сие таинство во время Пасхи» — спрашивает св. Иоанн Златоуст; — для того, чтобы мы из всего познавали, что Он есть Законодатель ветхого завета, и что написанное в ветхом завете служит прообразованием новозаветных событий. Посему-то Христос Спаситель вместе с образом полагает и самую истину». «Бесед. на Ев. Me.», бес. 82, т. 7, ч. 2, стр. 820, изд. 1901 г.    1 Петр. I:19 — 20.    Исх. XII:27.    Корф. XI, 24, ср. Мф. XXVI, 26; Мрк. XIV:22; Лук. XXII:19.    Мф. XXVI, 28; Марк. XIV:24; Лук. XXII:20; I Коре. XI, 25.    1 Кор. XI:26.    Лук. XXII:19; 1 Кор. XI:24 — 25.    1 Кор. X:16 — 21.    1 Кор. XI. 26 — 29.    Евр. XIII:10.    Именно, у св. Игнатия Богоносца мы находим такое выражение: «старайтесь иметь одну Евхаристию, ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови его (μα γρ σρξ το Κυρου μν ησο κα ν ποτρτον ες νωσιν το αματος ατο), один жертвенник (ν θυσιαστριον), как и один епископ с пресвитерством и диаконами».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Святой Марк, родом еврей, происходил из колена Левиина, от племени священнического, и жил первоначально в Иерусалиме. По еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его — Марк — латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому [ 1 ] уже впоследствии перед отправлением в чужую страну, когда он с Апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в столицу тогдашнего мира — Рим. По принятому православною Церковью преданию, согласному с свидетельством некоторых древних писателей [ 2 ], он был из числа семидесяти учеников Господа и, следовательно, сам был свидетелем-очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании самого Евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в вертограде Гефсиманском [ 3 ] упоминается о некоем юноше, который в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником, обернувшись полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно, и нагой бежал от них (Мрк.14:51–52). Одеяние юноши [ 4 ] показывало, что он вышел на шум народный ночью внезапно, без сомнения из того дома, коему принадлежал вертоград. Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк, и что вертоград Гефсиманский принадлежал семье, из коей происходил Марк. Книга Деяний Апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка — Мария имела в Иерусалиме свой дом [ 5 ], в котором нашел пристанище Апостол Петр после чудесного изведения из темницы Ангелом (Деян.12:1–12). После вознесения Господа на небо, во время гонения на христиан, этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих Иерусалимлян и местом пристанища для некоторых Апостолов. Таким образом святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами, участвуя в их молитвенных собраниях, и сблизиться с самими Апостолами. В особенно близкое общение вошел он с Апостолом Петром, питавшим к нему как бы отеческую любовь и расположение, как видно это из слов самого Апостола Петра, который в своем послании называет Марка своим сыном, говоря: «приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой» (1 Петр.5:13). Святому Марку доводился дядей святой Апостол Варнава [ 6 ], по происхождению левит, родом с острова Кипра. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному Апостолу — святому Павлу, когда сей последний, после своего чудесного обращения к вере во Христа (Деян.9), в первый раз прибыл в Иерусалим [ 7 ]. Вступив в близкое общение с этими двумя первоверховными Апостолами — Петром и Павлом, святой Марк сделался ближайшим сотрудником и исполнителем повелений, возлагавшихся на него то тем, то другим из этих великих Апостолов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

б) По обеим сторонам Христа распяты были два разбойника, один из коих, вместе с толпою иудеев, издевался над страждующим Господом словами: «если Ты Сын Божий, сойди со креста и нас спаси», а другой только воззвал, «помяни мя, Господи, во Царствии Твоем», спрашивается, который из них получил пользу от соседства с крестом Христовым? 11) Взглянем еще: кто хвалится крестом Христовым и кто ругается над ним? Хвалится св. Апост. Павел: Гал. 6:14 , а издеваются над ним сектанты, когда говорят: «крест осквернен грехами нашими, так как де они пригвождены ко кресту». Не могут сектанты понять того, что ко кресту пригвождены были не грехи, а Сам безгрешный Христос, Который Кровию Своею, пролитой на кресте очистил грехи наши. 12) Итак, не будем стыдиться столь великого блага (говорит св. И. Златоуст о кресте), да не постыдится и нас Христос, когда придет во славе Своей и когда знамение креста явится пред Ним: Мф. 24:30 . Разобрать места свящ. Писания: Лук. 9:23 ; Колос. 2:14 ; Прем. Сол. 14:7–8; Иерем 10:3–5; Мрк. 8:31 . XLII. О крестном знамении 1) Апостол пишет: «прославляйте Бога в душах ваших и телах ваших» ( 1Кор. 6:20 ). А прославляя Бога, мы должны и хвалиться Им (1 Кор. 1:31). Но как прославлять Бога, как хвалиться Им может телом своим человек? А ведь мы должны исповедать Его всем существом своим. Вот как может тело принимать участие в исповедании: Апостол пишет, чтобы верующие на всяком месте произносили молитвы, воздевая чистыя руки ( 1Тим. 2:8 ), и все делали во славу Божию ( 1Кор. 10:31 ). Следов. и воздевать руки также должно во славу Божию. Если Царь и пророк Давид заповедует возносить руки во имя Бога ( Псал. 62:5 ), то и мы христиане вознесем руки свои во имя распятого Христа, творя на себе крестное знамение, в котором и выражается наша вера в Распятаго и наша хвала Им: Гал. 6:14 . 2) Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола, «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим. 2:8 . Крестным знамением мы как бы носим знак «поругания» Христа: Евр. 13:13 . Сохраняем «печать Бога живаго на челе» своем: Откр. 7:2–3;9:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Этим бдение и заканчивалось. Как видим, евангелия его касаются лишь тех событий из жизни Христа, которые происходили в ночь с четвертка на пятницу, что соответствует первым пяти нынешним евангелиям св. страстей: зачал же о страданиях, смерти и погребении Христа, как это бывает теперь, тогда не читалось. Для них существовала особая служба, начинавшаяся с 6 (12) ч. дня вел. пятка, соответствующая нынешним часам, о которой говорилось выше: на ней читались псалмы, места из пророков, Апостола и Евангелия, относящиеся к страстям. Эта служба затягивалась до 9 (3 ч. пополудни) ч., до вечерни, на которой читалось евангелие о снятии со креста и погребении Христа. Таким образом, древнее иерусалимское богослужение вел. пятка точно соответствовало ходу события этого дня в жизни Спасителя. Такой порядок сохранялся в Иерусалиме приблизительно до IX-X в. Мы еще находим его в вышеуказанном иерусалимском евангелистарие синайской библиотеки 210. В нем для ночи вел. пятка положены лишь 7 евангелий в порядке, еще близком к тому, какой указывает Сильвия Аквитанка. Первое евангелие точно соответствует нынешнему первому евангелию. Второе евангелие взято из Лук. 22:39—46, т. е., то, которое по сообщению Сильвии читалось на месте гефсиманской молитвы. Третье евангелие — из Мрк. 14:33—43, т. е., с тем же содержанием, что и второе, но в нем уже говорится о приближении предателя. Четвертое евангелие из Ме. 24, 36—56 — о предании. Пятое — Лук. 22:54—23,1, шестое Мф. 26:57—27, 2 говорят об отведении Христа к первосвященникам, об отречении Петра и о суде над Господом у архиереев. Седьмое Евангелие — Ин. 18:28—19, 16 поставлено особняком от первых шести под таким заглавием — εαγγλιον πρω της αγιας παρασκευς: оно повествует о суде над Христом у Пилата и обрывается на распятие, следовательно, как раз соответствует последнему евангелию, которое, по описанию Сильвии, читалось у Голгофы. Как видим, в названном евангелистарие количество евангелий несколько больше, чем у Сильвии. По видимому, или на место молитвы, или в Гефсимании, читалось не одно, а два евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бдите убо: не весте бо, когда Господь дому приидет, вечер, или полунощи, или в петлоглашение, или утро: да не пришед внезапу, обрящет вы спяща. А яже вам глаголю, всем глаголю, бдите [Мрк. 13, 35-37]. Запись 509 Молитесь, братия мои, Матери Божией, когда буря вражды и злобы восстанет в доме вашем. Она всеблагая и всеблагомощная удобно и преудобно может умирить сердца человеческие. Мир и любовь от единого Бога происходят, как от своего Источника, а Владычица - в Боге едино с Богом и, как Матерь Христа-Мира, ревнует и молится о мире всего мира, паче же - всех христиан. Она-то имеет всеблагомощие - манием Своим прогонять от нас духов злобы поднебесных, этих неусыпных и усердных сеятелей между людьми злобы и вражды, и всем, с верою и любовью притекающим в державный покров Ее, подает скоро, быстро мир и любовь. Ревнуйте и сами о сохранении веры и любви в сердцах своих; если же не будете сами о том заботиться, то не удостоитесь и предстательства о вас пред Богом Божией Матери; притом будьте всегда сами усердными и благоговейными чтителями Матери Господа Всевышнего; ибо достойно есть яко воистинну блажити Ее, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, высшую всей твари, Заступницу рода человеческого. Старайтесь воспитать в себе дух смирения, ибо Она Сама смиренная, как никто из смертных, и любовью призирает только на смиренных. Призре на смирение рабы Своея, говорит Она Елисавете о Боге Спасе Своем [Лк. 1, 48]. Запись 510 Не допускай, чтобы диавол всеял в сердце твое злобу и вражду на ближнего, не давай ей никоим образом гнездиться в сердце твоем; иначе твоя злоба, хотя и не высказанная на словах, но выраженная только во взгляде, может заразить чрез зрение и душу брата (ибо ничто так не заразительно, как злоба, особенно она заражает удобно тех, которые имеют в сердце избыток недремлющей злобы), раздуть в нем искру злобы в целое пламя. Блюдись: в тоже меру меришь, возмерится тебе [Мф. 7, 2]. Несть тайно, еже не явлено будет: ниже утаено, еже не познается, и в явление приидет [Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010