Событие Крещения Господня описано у всех четырёх евангелистов достаточно подробно. Евангелие говорит о том, что сначала на берег Иордана вышел из пустыни Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние. Многие люди приходили к нему и, исповедуя свои грехи, погружались в воду в знак Божественного прощения и омовения от греховной скверны. Праведность и святость пророка Иоанна была столь очевидна для всех, что многие решили, это и есть обещанный Мессия, т.е. Христос. Однако Иоанн отрицал это. «Идёт за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мрк. 1:7-8). И вот на берег Иордана приходит Иисус, и Иоанн узнаёт в Нём Сына Божия. И хоть необходимости для Господа в этом не было, Он тоже принимает крещение наряду со всеми людьми. А после крещения начинает свою проповедь и своё служение людям, которое через три года закончилось Крестом и Воскресением. Вся евангельская история географически локализована в известных местах Святой Земли. В том числе и берег Иордана с древнейших времён христианства был местом паломничества, куда приходили или приезжали христиане со всего мира, чтобы окунуться в его воды и таким образом стать причастниками освящающей и очищающей благодати. Но не все могут приехать к Иордану. В праздник Богоявления вера церкви превращает в Иордан все реки и все водоёмы. Недаром в этот день мы и называем крестный ход к реке «крестный ход на Иордан». Но дело в том, что купание в проруби для многих нецерковных людей стало уже просто экстремальным зимним развлечением. И погружение в святую воду совершенно не связано с верой в Христа и покаянием. Скорее это своеобразная ежегодная инициация в «а ну-ка, парни, а ну-ка, девушки», преодоление себя. И ничего так не помогает этим людям преодолевать себя, как баня и водка. Конечно, подобное участие в празднике вряд ли принесёт человеку духовную пользу. Ведь любой церковный обряд требует подготовки, осмысления и восприятия полноты даров подаваемых в нём.

http://pravmir.ru/protoierey-dimitriy-kl...

173 Ответ на 108 вопрос Перевод с греческого, изд. 1900 года с разрешения св. Синода. 174 Римл. X:14 — 15. 175 Мф. XX, 25—27. 176 Мф. XVI, 19; XVIII, 17—18; Иоанн. XX, 23 и др. 177 Послание к Коринфянам, гл. XXXVII — XXXVIII стр. 138 русского перевода. 178 1 Корф. 4 — 10, 28 — 30. 179 1 Корф. XII, 12 — 13. 180 1 Корф. XII, 12 — 13. 181 1 Коре. XII, 13. 182 1 Коре. XII, 14 — 20. 183 1 Корф. XII, 26. 184 1 Корф. XII, 15 — 16. 185 1 Корф. XII, 25. 186 Еф. IV:16. 187 Еф. I:23. 188 Еф. I:22. 189 Римл. XII:5. 190 Еф. IV:15 — 16. 191 Еф. IV. 16. 192 Римл. XII, 6 — 8. 193 1 Корф. XII, 18. 194 1 Корф. XII, 28. 195 1 Корф. XII, 17. 196 1 Корф. XII, 29. 197 Слово 3-е о священстве, творения, т. 1 стр. 13 — 14. 198 214 письмо к Халкидонянам, т. 7, стр. 120 русского перевода. 199 В данном случае мы пользуемся обычными терминами католического богословия: de jure divino u de jure humano для обозначения существенного различия Божеских и собственно человеческих учреждений. 200 Мы называем волю Божию о Церкви «внешней основой» для всегдашнего существования в ней особых священнослужителей лишь для того, чтобы отчетливее представить отличие православного учения по этому предмету от протестантских заблуждений, также допускающих необходимость существования в Церкви особых церковнослужителей. Таким образом, термин «внешний» обозначает у нас самодовлеющий источник для существования иерархии помимо воли на то самого общества; но никак не хотим мы определить словом «внешний» самый характер священнослужения в нашей Церкви, так как оно является в действительности удовлетворением глубочайшей внутренней потребности самого общества верующих. 201 Мр. III:13 — 14; VI, 7; Лук. VI:13; Иоанн, XV, 16. 202 Лук. X:I, Этим местом и ограничивается евангельское указание на тех семьдесят учеников, которых церковное предание называет также апостолами и на которых большею частью видит указание в 1 Корф. XV, 7 ст. 203 Мф. XIX:28; Лук. XXII:30. 204 Иоанн. XV, 16, 19. 205 Мрк. XV:16; Мф. XXVIII:19 — 20; X, 1 — 40; Деян. I, 8 и др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

III. О священном Писании 1) От сотворения мира до Моисея (3857 л.) не было писанного закона. Познание о Боге и вероучение люди получали чрез словесную передачу из рода в род Патриархами: напр. до потопа: Адам, Сиф, Енох и др., после: Ной, Сим, Иафет и сыны их. Далее Иов, Авраам, Исаак, Иаков и др. 2) От Моисея появилось откровение Божие писанное, в виде Пятикнижия Моисеева, которые Сам И. Христос назвал общим именем: закон Моисеев: Лук. 24:44 . Эти книги и называются законоположительными. Далее идут книги исторические: И. Нав. Судей, Руфь, 4 книги Цар., Парал. и Ездры, книга Неемии, Есфирь и Макк. Учительные, содерж. в себе учение благочестия: Иова, Псал. и книги Соломона. Наконец ветх. завет заключается книгами пророческими, предсказывающими о будущем и наипаче о Иисусе Христе: кн. Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и др. 12 пророков. 3) Новый Завет также разделяется: на законоположительные книги (4 Евангелия), историческую (кн. Деяний), учительные (послания апостолов) и пророческую (Откровение или Апокалип. Иоан. Богослова). 4) Когда появилось новоз. свящ. Писание? Св. Апостолы, согласно повел. Господа ( Мрк. 16:15 ), рассеялись по всему миру, проповедуя Евангелие устно. Лишь спустя 8 лет по возн. Господн., стали появляться письмен. повеств. Апост. таковы: Евангелие Матфея и вскоре за ним Ев. Марки и Луки. В конце 1 века появ. Еван. Иоанна. Св. апост. Иоанн, имея под руками 3 Еванг., свое заключил словами: 21:25. Отсюда вывод, что не все то записано, что необходимо знать для нашего спасения, срав. Деян. 20:31 (где описано то, чему учил Апостол 3 года день и ночь?). 5) Историч. книга Деяний, написанная Еванг. Лукою обнимает собою события только 30 лет и повествует о вознесении Господ., сошествии Св. Духа, о приключениях с апостолами Петром, Иоанном, Иаковом и глав, образ. Павлом; об образов. первоначальной христианской церкви из иудеев и язычников. А где искать описание развития Церкви в последующее время? 7) Учительные книги или Послан. апост (7-м соборных и 14 ап. Павла) далеко не обнимают собою всего христианского вероучения, необходимого для нашего спасения, ибо они писаны по разным частным случаям и не имели в виду дать систему вероучения, – так например:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

иером. Иаков (Цветков) Акафист на успение Пресвятыя Богородицы 1 Кондак глас 2-й. Гроб и смерть (νκρωσις) не удержали, в молитвах неусыпную (κιμητον), и в предстательствах неизменное (μετθετον) упование, Богородицу: ибо, как Матерь Жизни, к жизни преселил (μετεστησεν) Ее Вселиввыйся во утробу приснодевственную. Икосы: (Τιχισν μου) Огради мне ум (τς φρυας), Христе мой; ибо Стену Мира воспеть дерзаю, Пречистую Матерь Твою. На столпе словес (Твоих) утверди мя, и среди трудных помышленей меня укрепи; ибо Ты призываешь (к Себе) желая исполнить моления просящих с верою (Мф. 7:7–8) Ты, посему, даруй мне язык благопоспешный (προσφορν) и помысл непостыдный; ибо всякий дар просвещения ниспосылается от Тебя, Светодателю, во утробу вселивыйся приснодевственную. (Οος σοφς) Какой мудрец уразумеет и выскажет, или размышляя не подивится, или же он не порицаемо изберет себе глубокое молчание – о Тебе, Мати всех Жизнодавца и Свободителя от тьмы всей твари? Как, после сего, тленное заключение (φθορς συγκλεισμς) прияло в себя нетленное Ея тело? Дела чудес необычайныя (παρδοξα) творит и показует Бог , вселивыйся во утробу приснодевственную. (πνον ζως) Сон жизни прияла (πστη) Мариа, бодрствующая оком (душевным), плотию престалынаяся, но молящаяся и покрывающая нас Успением (Своим). Она прешла к пределу (земной Своей) жизни, и обитает в (блаженнейшем) месте (ν τπω) (небесного) рая, – Она, имевшая чрево Своё пространнейшим, чем небесное селение, как жилище и престол, и пространное (πολυχρητος) 2 небо Божие; ибо с Нею спребывает Сын Ея, Господь, вселивыйся во утробу приснодевственную. (Τιμητιχς) С честью благоприятными (песнями) ублажим, людие, сие место (το χωρρν), (т.е. Гефсиманское) 3 , где положено было тело Приснодевы, этот преславный, паче Мира драгоценный, памятнику послуживший (присно) живущей (ζση) и (присно) живущую не удержавши во гробе. Гефсимания в которой Христос, прежде являвшийся для молитвы (Мф. 26:36 Мрк. 14:32 ), почил, равночестна райскому наслаждению: – и после того непорочное тело Марии (там же) было положено во гробе нетленным (δχα φθορς) Все же сие творит Сын Ея, Господь вселивыйся во утробу приснодевственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. Грехи против третей заповеди 1. Богохуление, как величайший грех против третьей заповеди а) Что такое богохуление? Это дерзкие и хульные слова и суждения против Бога и действий Его мироправления и провидения. Грех богохуления есть самый тяжкий грех. По закону Моисееву грех этот наказывается смертию: выводили виновного вне стана, возлагали на него руки и побивали камнями ( Лев. 24, 15 – 16 . Числ. 16, 30 – 36 ). Впоследствии временя грех богохуления справедливо распространен на все дерзкие обнаружения неблагоговения к Богу и оскорбления святынь Его и всего, что касается величия Божия, и история показывает, что, по суду Самого Бога, богохульников постигали тяжкие наказания. Так было с Сеннахиримом и его войском ( 4Цар.19:4, 6–22 ; Ис.37:4, 6, 23 ; 2Пар.32:14, 17, 20, 22 ); так было с Антиохон и его военачальниками (2 Мак., гл. 5 – 10 и др.). В нов. зав. неверующие иудеи на Самого И. Христа часто возносили хулы ( Мф. 9:34, 10:25, 12:24 . Мрк. 3, 22 . Лk. XI, 15, 22, 63 – 65 ). Один из злодеев на самом кресте хулил Господа, но обличен был другим преступником ( Лк. 23, 39 – 40 ). Неверующие иудеи и первомуч. Стефана обвиняли в богохульстве, донося на него, что будто бы он говорил хульные слова на Моисея и на Бога ( Деян. 6, 8 – 14 ; сн. 7, 56). Между видами богохуления особенно тяжкий грех – хула на Духа Святого ( Мф. 12, 31 – 32 . Мрк. 3, 28 – 30 . Лк. 12, 10 ). Сп. апостолы грех богохуления почитали свойственным таким людям, у которых нет страха Божия и которых и самые наказания не вразумляют и не приводят к раскаянию и исправлевию ( Апок. 16, 9. 11, 21 ); между верующими они считали его делом немыслимым ( 1Петр. 4, 14 ), и потому внушали им вести жизнь богобоязненную и безукоризненную, чтобы не только самим не подвергаться какому-либо искушению, но не подавать и другим повода к богохулению ( Римл. 2, 24 . 1Тим. 6, 1 . Тит. 2, 5 ), – напротив, так себя вести, чтобы и другие, видя добрые их дела, прославляли Бога ( 1Петр. 2, 11 – 12 ; сн. Мф. 5, 16 ). Именей и Александр за богохуление преданы апостолом страшному наказанию ( 1Тим. 1, 20 ; сн. 1Кор. 5, 5 ), и в будущем суд таких людей не медлит и погибель их не дремлет ( 2Петр. 2, 3 . Иуд.1:8–11, 14–15 ). (Сост. по «Опыту библ. словаря собствен. им.», прот. II. Солярского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

отцы и учители в послеапостольское время, – так, несмотря на все это, сектанты-рационалисты: «евангельские христиане», баптисты и «пятидесятники», в последние годы объединившиеся в «Союз евангельских христиан-баптистов» с управительным органом «Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов» (сокращенно «ВСЕХБ»), продолжают, по примеру протестантских исповеданий и сект, свое отрицательное отношение к Священному Преданию. Так, например, председатель «ВСЕХБ» А. Жидков в статье «Наш отчет» пишет: «церкви евангельских христиан-баптистов имеют одно единственное основание своей веры – Библию, Слово Божие, составляющее Ветхий и Новый Заветы, исключая всякое человеческое предание и святоотеческие постановления» 18 «Если для некоторых христианских вероисповеданий, – читаем в статье Моторика, – Библия – Слово Божие», «кроме Библии имеются еще равные предания и постановления соборов, то для нас, верующих, Библия является единственным источником веры и фундаментом нашего вероисповедания. Кроме Библии, у нас больше нет ничего. Она является единственным источником познания Бога и духовной жизни в Нем» 19 . На чем же сектанты основывают свое отрицание Священного Предания? Во-первых, главным образом они ссылаются на Евангелия от Матфея 15 гл. 1–9 ст. и Марка 7 гл. 1–13 ст. и поясняют, что здесь Христос якобы отрицает всякое предание, следовательно, и «Священное Предание». Указывают они еще и на ап. Павла, который якобы также отверг «предания», что-де видно из его послания к Галатам 1 гл. 14ст. Обращаемся к текстам указанных сектантами мест из Ев. Матфея и Марка. Оказывается, что евангелисты говорят не о «Священном Предании», которое, по повелению апостолов, как об этом мы уже указали, христиане должны содержать и которое не только не противоречит Священному Писанию , но само является единственным и основным источником для Священного Писания и восполняет его незаписанными в нем «Словами Божиими». Говорят же Евангелисты о «преданиях еврейских старцев» ( Мф. 15:2 ; Мрк. 7:3–5 ), о «предании человеческом» ( Мрк. 7:6 ), об «учениях и заповедях человеческих» ( Мф. 15:9 ; Мрк. 7:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Переиздавала полюбившиеся ей самой в детстве книги, включая произведения Лидии Чарской. Муж Калерии умер «внезапно» в возрасте 53-х лет в 1965 г. Последние годы Калерия жила у дочери Татьяны в г. Вашингтоне, где и похоронена. 8 Архив МРК. Колл. 4054. Кор. 1. Папка 12. Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви временно исправляющего обязанности Св.-Покровской церкви, что на станции Темперлей г. Буэнос-Айреса протоиерея Николая Колчева за 1951-й год. 10 Архив МРК. Колл. 4054. Кор.3. Папка 2. Рукописные воспоминания о переезде семьи Колчевых из России в Китай. 14 Чурин Иван Яковлевич – пионер русского торгового дела на Дальнем Востоке, основатель сети магазинов товарищества Торгового дома «И.Я.Чурин и Ко», учреждённого в 1867 г. «У Чурина» – просторечие, бытовавшее в русском Харбине. 17 Архив МРК. Колл.4054. Кор.6. Папка 21. Юбилейный сборник «Двадцатипятилетие Покровского прихода в Темперлее (1949–1974)». Н.-Й. США, 1978. 18 Весьма вероятно, что именно отец Николай был инициатором перестройки, учитывая тесную связь с царской семьёй (связь c братом Леонидом, духовником вдовствующей императрицы, поддерживалась и во время эмиграции). « Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – памятник по убиенной Царской семье был построен в 1949 г. и находился под юрисдикцией РЗПЦ. Среди его основателей подавляющее большинство составляли выходцы из Китая, которые отошли от прихода Свято-Скорбященского храма ввиду несогласия с деятельностью архиепископа Иоанна (Максимовича) . Противоречия касались его прошлого признания Московской патриархии, а также строительства нового Скорбященского храма. В память 50-летия гибели семьи Романовых прихожане решили построить новый Казанский храм. На месте, где стояла старая Казанская церковь , строители смогли воздвигнуть вместительный, с высоким куполом красивый храм» (Хисамутдинов А.А. Русские волны на Пасифике. Из России через Китай, Корею и Японию в Новый Свет. Пекин; Владивосток: Рубеж, 2013. С.558–559). 19 Николай Александрович Хидченко ведет активную общественную жизнь – он входит в правление Музея русской культуры в Сан-Франциско, в правление газеты «Русская жизнь», в правление благотворительного Кулаевского Фонда, является членом Русского центра в Сан-Франциско и членом Конгресса русских американцев. Читать далее Источник: Ранская А.Г., Толстой М.Н. Протоиерей Николай Колчев - жизнь и судьба эмигранта//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. 2 (7). С. 172–189. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

Из книги пр. Варуха читались, как паримия, на третьем часе и на вечерне и в навечерии Рождества Христова 3-я гл., ст. 36–38 и 4 гл. 1–4 ст. Блаж. Иероним свидетельствует, что неканонические книги читались и в Западной Церкви. У евреев, преимущественно бывших в рассеянии, в последние три столетия пред Рождеством Христовым и после Рождества Христова неканонические книги были в большом уважении и читались в синагогах, особенно «Книга Прем. Соломона» и «Книга Премудр. Иисуса, сына Сирахова». С другой стороны, не все канонические книги употреблялись в церковном богослужении. Таковы, например, книги: Руфь, 1-я кн. Ездры, Неемии, Есфирь, Екклезиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии. И никто на этом основании не отвергает каноничности этих книг. Не будут же сектанты отрицать Апокалипсис на том основании, что он не употреблялся в древнецерковном богослужении?!. В 5-х. ВСЕХБ пишет: «решающее значение имеет еще и тот факт, что во воем Новом Завете нет ни одного места из неканонических книг». Неправда! В Новом Завете имеются ссылки на неканонические книги, например: сравнить – кн. Премудрости Соломона 3:7 с Мф. 13:43; 2:18 с Мф. 27: 43; 13;1 с Римл. 1:9–20; 5:17 с Ефес. 6:13,17; 15:7 с Римл.9:22; 7:25 с Евр. 1:3 ; Прем. Иисуса, сына Сирахова – 2:15 с Иоан. 14:21; 3:7 с Мф. 15:4 и Мрк. 7:10; 11:17 с Лук. 12:19; 25:11 с Иоан. 3:2; 28:2 с Мф. 6:14 и Мрк. 11: 25; 33:13 с Римл. 9:21 ; Кн. прор. Варуха – 3:36–38 с Иоан. 1:14 ; 1Кор. 1: 20–24 , Колос. 2:3,9 и др.; Товита – 4:7 с Лук. 14:13; 4:15 с Лук. 6:31 ; 1Маккав. 4:59 с Иоан. 10:22 и мн. др. С другой стороны, разве на все канонические книги Ветхого Завета, в отдельности на каждую, имеются ссылки в Новом Завете? – Конечно, нет!.. Следовательно, аргументировать ссылками в Новом Завете на книги Ветхого Завета и придавать этим ссылкам «решающее значение» в деле признания каноническими тех или других книг Ветхого Завета нельзя. А такие общие указания в Новом Завете, как: «закон, пророки и псалмы» и другие подобные, как мы уже сказали, имеют в виду перевод 70-ти толковников, в каковом переводе имелись и неканонические книги. Заметим, что цитаты из неканонических книг приводят в своих творениях: апостол Варнава ; ученик ап. Павла, Дионисий Ареопагит ( Деян. 17:84 ); ученик ап. Петра, Климент ( Фил. 4:8 ); Ириней, епископ Лионский, ученик св. Поликарпа Смирнского , бывшего учеником ев. Иоанна Богослова; знаменитые: Тертуллиан , Киприан Карфагенский , Климент Александрийский , Ориген и друг... Все они причисляли неканонические книги к «священным писаниям» и цитировали их наряду с каноническими книгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

6) В виду возражения сектантов, что в Евангелии не сказано об установлении елеосвящения Иисусом Христом, необходимо напомнить, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал. 1:11–12 ), но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус ( Мф. 28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Иоан. 16:13 ); они называли себя слугами Христовыми и только строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ). 7) На вопрос, почему не все после совершения елеопомазания выздоравливают? ответим, – это зависит, во-первых, от воли Божией, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею ( Рим. 9:15 ). Во-вторых, это зависит и от того, насколько усердна молитва и крепка вера самого больного и окружающих его («и молитва веры исцелит болящаго...» и " молитесь друг за друга, чтобы исцелиться»). Это видно также из того, что Спаситель, для получения от Него исцеления, требовал от приходящих веры: Мрк. 9:23 ; Мф. 9:22–29 . 8) Елей смешивается с вином по примеру того, как милосердый самарянин помазывал раны избитого разбойниками маслом и вином ( Лук. 10:34 ). 9) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании таинства елеосвящения: Мрк. 6:12–13 ; Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 1:21; 1  Фесс. 5:23. XXXII. О церковном богослужении 1) Церковным богослужением называется собрание молитвословий священных песнопений, чтений Слова Божия и церковных книг, совершаемых по установленным Церковью правилам. Богослужение совершается «благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ), по чину издревле установленному, чем оно и отличается от вновь появляющихся бесчинных «богослужений» совершаемых разными вновь возникающими сектами. 2) Правила богослужения Св. Церковь установила согласно наставлениям и примеру св. апостолов, так напр.: христианам подобает собираться для общественной молитвы в определенных местах или храмах: Деян. 16:13;20:78 , в положенное время или «час молитвы»: Деян. 3:1 , и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями: 1 Фесс. 5:12. Такая молитва называлась «Служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян. 13:2 ; Филип. 2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Св. Писания, также на основании примера и учения апостольского (см. Деян. 4:2427.3031 ; 1Тим. 2:1–2 ; Ефесс. 5:19; Колос. 4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы напр., «преломление» «воздеяние рук» и др. ( Деян. 20:11 ; 1Тим. 2:8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3. Архив МРК. Колл.4054. Кор.3. Папка 2. Рукописные воспоминания о переезде семьи Колчевых из России в Китай. 4. Архив МРК. Колл.4054. Кор.6. Папка 21. Юбилейный сборник «Двадцатипятилетие Покровского прихода в Темперлее (1949–1974)». Н.-Й. США, 1978. 5. Берхина Т. Сохранившие веру. Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2007. 384 с. 6. Гар М. Человек с Мулинских копей//Новости Узбекистана. 2015. 28 июля. 7. Куликовская-Романова О. Н. Духовник Императрицы. М.: Кругъ, 2006. 480 с. 8. Михальский Я. Враги человечества, повесть нашего времени. М.: Русский Вестник, 2013. 9. Нафанаил (Львов) , архиеп. Очерк ранних лет жизни нашего Первосвятителя митрополита Филарета//О Священном Писании и о вере. Издание Комитета русской православной молодежи. Нью-Йорк, 1995. T.IV. 10. Хисамутдинов А.А. Русские волны на Пасифике. Из России через Китай, Корею и Японию в Новый Свет. Пекин; Владивосток: Рубеж, 2013. 1 Колчева (Мещерякова) Капитолина Николаевна (11 января 1902, Тамбовская губерния – 29 января 2000, Москва) – в 1922 г. обвенчалась со священником Михаилом Мещеряковым, выпускником Благовещенской семинарии, служившим учителем в селе Крестовоздвиженском Амурской области. Священник Михаил Мещеряков пережил гонения и тюрьмы. В последние годы жизни он служил настоятелем храма в Тельме, под Иркутском. Похоронив мужа в 1977 г., матушка Капитолина переехала к дочери в Москву. В 1990-х гг. неожиданно восстановилась связь с родными, покинувшими Россию через Китай, завязалась переписка, а позже состоялась встреча в Москве, куда её сестра Евфалия приехала на II съезд соотечественников. О судьбе отца Михаила Мещерякова см.: Берхина Т. Сохранившие веру. Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2007. 384 с. 2 Колчев Леонид , протоиерей (1871–1944) – окончил Тамбовскую духовную семинарию, в 1905 г. был зачислен в штат придворного духовенства. Был настоятелем двух церквей в Ливадии (Крым), где стал духовником императрицы Марии Фёдоровны. В своем дневнике за 1925 г. Евфалия Колчева пересказывает письмо, полученное от дедушки из Тамбовской губернии: «Дядя Лёня, о котором 8 лет не было ни слуха, ни духа, Дедушка уже поминал его за упокой, вдруг обретается в Дании.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010