Вот это-то явление и ужасает праведного Иова. Вся жизнь представляется ему вооружившеюся против него и он готов самого Господа Бога считать своим врагом (см. XXX, 20 – 30). « Я взываю к Тебе и Ты не внимаешь мне, – стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне. Крепкою рукою враждуешь против меня. Ты поднял меня и заставил носиться по ветру, и сокрушаешь меня. Так, я знаю, что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих Верно Он не прострет руки Своей на дом костей? Будут ли они кричать при своем разрушении? Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных? Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма. Мои внутренности кипят и не перестают, встретили меня дни печали. Я хожу почернелый, но не от солнца; встаю в собрании и кричу. Я стал братом шакалов и другом страусов. Моя кожа почернела на мне и кости мои обгорели от жара. И цитра моя сделалась унылой и свирель моя – голосом плачевным». На физические ли страдания жалуется праведник? Нет, его ужасает вид мировой жизни, где добро погибает, а царствует зло. И, конечно, Иов, к сожалению, не есть единственный пример жизненной жертвы. О чем томились Исаия, Иеремия и др. служители Божии и вообще все лучшие люди, как не о том, что не разум, а злое начало является в жизни одолевающим? Аристид, Сократ, Цицерон, Колумб, Иоанн Гусь, Саваноролла, или из литературных типов: Гамлет, Дон Карлос, Чацкий и дальнейший ряд мировых страдальцев – вот вам живые доказательства тому, что самая-то жизнь в целом отражается на душе именно несебялюбца вовсе не как разумное начало, добра, а как зло, ибо «весь мир в зле лежит» ( 1Uoah. V, 19 ), как учит апостол Иоанн, на которого любит ссылаться автор. Итак нужно иметь особенные внемирские верования и надежды, чтобы выдерживать эту борьбу, которую поднимает весь во зле лежащий мир против праведников. Скажите: чем он может себя утешить и укрепить, когда вместо обещанного разумного сознания он замечает в мире господствующими «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую?» Неужели Отвлеченной мыслью о том, что в мире существует прогресс, что через 300 лет будет лучше? Да, так можно утешаться, пока приходится о жизни только резонировать; но когда на самом деле придется выносить жизненную борьбу, то, разумеется, человек будет иметь оружие против уныния и отчаяния лишь в том случае, если кругозор не будет ограничен этим живущим миром в каком бы то ни было его определении, но если он будет знать о существовании иного внемирного, в мире непроявляющегося в полноте закона, закона исходящего не от мира, но от Святого и Праведного, осудившего мировую злобу, как в видении Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вспомним, например, слова, с которыми обращается к Богу древний Псалмопевец: «Ты приготовил предо мной трапезу в виду врагов моих: умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» ( Пс.22:5–6 ). Однако библейский символ чаши вина также имел порой и совсем иное – противоположное – значение. Этот образ напоминал древним евреям и о полученной пророком Иеремией из руки Божией чаше «с вином ярости», из которой он должен был напоить все прогневавшие Бога народы ( Иер.25:15 ). Пророк Иезекииль также говорит о «чаше ужаса и опустошения», предназначенной для Самарии ( Иез.23:33 ). Кроме того, чаша вина в Библии – это и символ страдания: во все времена красное вино вызывало у людей ассоциацию с цветом крови. И потому, когда Господь спрашивает Своих учеников: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» ( Мф.20:22 ), – мы понимаем, что Он говорит о страшной Чаше – о кровавой Чаше Своих крестных страданий и смерти. Тем самым, символика чаши вина в Евхаристии имеет двоякое значение: она и образ радости нашего спасительного единения со Христом, и знамение страдания Господа, пролившего Свою Кровь за грех мира. Евангельское учение о Таинстве Евхаристии содержится, прежде всего, в Евангелии от Иоанна, в его 6-й главе, – в так называемой «беседе о Хлебе Жизни». О беседе этой здесь уже говорилось неоднократно – и потому подробно останавливаться на ней не имеет смысла. Стоит лишь еще раз напомнить важнейшие ее идеи, изложенные Самим Господом так: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Вы видите, как велико, как таинственно, как глубоко важно это дело Господа Иисуса Христа – омовение ног учеников Своих. Но другое, ещё более важное дело совершил Господь на Тайной Вечери, в день, который мы ныне в молитвенном преклонении нашем вспоминаем. В этот день Господь Иисус Христос установил величайшее из Таинств христианских – Таинство Причащения. В этот день Он совершил необычайно таинственное и святое дело. Он взял хлеб, благословил его, воззрел на небо, воздал хвалу Богу, преломил хлеб и дал его ученикам Своим с удивительными, совершенно необыкновенными словами, которые слышите вы на каждой святой литургии: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» ( Мф.26:26 ). Потом Господь Иисус Христос благословил чашу с вином и, подавая ученикам, сказал: «Пиите от нея еси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:27–28 ). Мы и творим это в Его воспоминание, творим каждый день, творим на святой литургии, на Таинстве Евхаристии. Мы глубоко преклоняемся перед каждым словом Христа. Каждое святое слово Господа нашего для нас непреложная истина, совершенно обязательный закон. И если Господь сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое», – если хлеб Он назвал Телом Своим, если вино, которое Он благословил, Он назвал Кровью Своей, то как мы смеем не верить тому, что действительно подлинное Тело Своё и Святую Кровь Свою преподал Он ученикам Своим на Тайной Вечери? Он совершил впервые Великое Таинство Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Ибо Он ещё раньше говорил ученикам Своим удивительно таинственные, необыкновенные слова: «Я есмь хлеб жизни... Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» ( Ин.6:48, 51, 53–56 ). Эти слова были так поразительны, что когда услышали их люди, то многие даже из учеников Его ушли от Него, недоумевая, что Он говорит, – как Он может дать есть Свою Плоть? Как Он может дать пить Свою Кровь? Как Он говорит, что Он Хлеб Небесный, Хлеб жизни? И только двенадцать апостолов, которых спросил Господь Иисус Христос: и вы не хотите ли отойти от Меня, – ответили Ему устами св. Петра: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин.6:68 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Глава XII 1 . И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. ГЛАВА XII есть продолжение и окончание пророчества о Мессии, которое начинается с первого стиха главы XI. Славословие, заключающееся в главе XII, напоминает все славословия о которых упоминает Библия и которые произносились после избавления от опасности, или после победы над врагами. Таково были славословия Моисея и Мариам, после перехода через Чермное море; таково было славословие Деворы, после победы над Ханаанитянами, таково и множество псалмов, славословящих Господа за милости Его. Во все времена молитва и славословие, выраженные в словах 1-го стиха, неизменно приходят в сердце человека, когда, после сердечного покаяния во грехах своих, он чувствует, что Господь дарует ему спокойствие и дарует ему милости Свои. Это чувство успокоения, после страха пред гневом Господним, и чувство умиления при виде милостей Господних, посещающих грешника, потому только что он сознал грех свой, – суть великая благодать Господня, приготовляющая душу к переходу в вечную жизнь любви. Таковы были чувствования учеников Господа и христиан, примкнувших к Церкви Божией. Чувство радости, охватившее душу при виде воскресшего и победившего смерть и мир и князя тьмы Господа, Богочеловека, не могло не перенести их внезапно к миру вечной любви и наполнить сердца их славословием, для которого недостает слов человеческих: ибо приговоренные к смерти ожили, сидящие во тьме увидели свет, скованные узами греха и плоти увидели себя свободными, и конечная земная жизнь-продолжена до бесконечности, с обещанием покоя и радости. „И скажешь в тот день: славлю Тебя Господи; Ты гневался на нас, но отвратил гнев Твой и утешил нас“! 2 . Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. „Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением“, так пел Моисей с спасенным народом ( Исх. 15:2 ). 665 Это типическая на все времена песня славословия, которой отголоски мы находим и во многих псалмах, напр.: 3-й, 17-й, 90-й, 117-й и мн. других 666 . Пророк Исаия,-как мы думаем,-должен был знать книгу Исход 667 и намеренно повторяет слова песни Моисея, отвечающей чувствам благодарной души, понимающей величие благодеяний Божиих. И много раз Господь спасал народ свой; но только христианин мог вполне отдаться бесконечному чувству радости, ибо самая награда ему обещанная-бесконечна. „Господь сила моя и песнь: Он соделался моим спасением“- восклицает псалмопевец в 14-м стихе псалма 117-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, в которой спаслось множество людей верных. Этот талант мы приняли через апостолов Христовых. Этот талант неоцененный попран многими русскими, и они ответят за него праведному Судии. В первом пришествии Христовом нам вручен талант (т.е. человеческому роду), и во всю землю изыде вещание духовных апостолов, и во все концы вселенной глаголы их. Во второе пришествие Господь будет требовать от всех нас отчета в употреблении талантов. Истяжется и царь, и всякий подданный, малый и великий, и всякий смертный, и каждого человека дела обнажатся пред всеми, ни один помысл не укроется, вся внутренняя жизнь каждого явится как бы сфотографированною, никому отречься или запереться в своих грехопадениях будет невозможно, если не покаялись, живя на земле. Где же дела ваши, братие! В чем вы проводили жизнь земную, этот драгоценный залог, данный вам Творцом для приготовления к будущей жизни, к раскрытию ваших сил и способностей, к употреблению в дело талантов? Царица Южная приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона ( Мф. 12:42 ) – Сама ипостасная Премудрость. А многие слепцы духовные учились и учатся у Льва Толстого, которого с жадностью читают и попадают в его ловко расставленные сети, отчуждаются от Бога, впадают в отчаяние и кончают самоубийством. Вот плоды диавольского таланта, насеваемого противником Божиим через своего клеврета – Толстого» Мф.12:48 . «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» Мф.12:49 . «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;» Мф.12:50 . «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» " Ст. 48 и 49. Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Исполнение заповедей Божиих делает нас едино с Богом. Духовное родство основывается на исполнении закона Божия» 71].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господь же всегда, так сказать, носит меня в утробе Своей: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, – говорит Он, – и Я в нем " ( Ин. 6:56 ), или: «как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:16 ), всегда носит меня на руках Своих: «Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною» ( Ис. 49:16 ); «держа все словом силы Своей» ( Евр. 1:3 ); Он сила моя, покой мой, сладость и радость моя, свет ума и сердца моего; Он постоянно питает меня, как мать сосцами, разнообразными произведениями земли. Он пища моя крепкая и питие неисчерпаемое 40 . Родители по возрасте оставляют нас и мы их, ибо сказано: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей» ( Мф. 19:5 ) (или в собственном смысле понимаемой, или в переносном значении – ко Христу, Который есть высочайшая и святейшая любовь, паче любящей жены). Господь же с начала нашего бытия до смерти нашей ни на минуту не оставляет нас (предо Мною еси присно), каждое мгновение промышляя о нас, как кокош 41 о птенцах своих. Он – надежда и в смерти нашей, Он – утешение наше на суде Его, Он не посрамит нас и тогда 42 , и в вечные обители Царствия Небесного введет нас (7). Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хотя бы по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтены разумом от Бога Творца, свободной волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь всех вас привел от небытия в бытие и с того времени все вам дарствовал: подарил вам душу с ее способностями, тело с его мудрым и прекрасным устройством, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей, и кров в жилище вашем; питает вас бесценной, животворящей пищей Тела и Крови Своей; услаждает и упокоевает Ею; веселит вас слушанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать жизнь младенца, царство Свое будущее дарует нам, и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности перед Богом, в своей нелюбви к Нему и так же со слезами испросим у Него дара любви. О! «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» ( Пс. 102:2 ) (14). Читать далее Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Если мы придем к самому началу всенощной, то увидим, что при открытых царских дверях священник возглашает славу Святой Троице, и вслед затем призывает верующих поклониться Тому, Кто жизнь Свою положил за грехи наши, – Христу, Царю и Богу нашему. Вместе с диаконом, несущим свечу, священник, с кадилом в руках, кадит по всему храму. В это время певчие поют священную песнь пророка Давида, которая изображает пред нами творение Мира: «Благослови, душе моя, Господа; Господи, Боже мой, возвеличился еси зело, вся премудротью сотворил еси», т. е. благослови, душа моя, Господа; Господи, Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Далее говорится, что Господь одевается светом, как ризою, простираете небеса, как шатёр, делает облака Своею колесницей, ходит на крыльях ветра, творит ангелами Своими духов, служителями Своими огнь пылающий. Господь поставил землю на твердых основаниях; Он послал источники в долины, и между горами текут воды, поят всех зверей и птиц небесных. Солнце – заходит и в ночной тьме скитаются лесные звери и просят у Бога пищи себе; восходит солнце – и они уходят в свои логовища; тогда выходит человек на работу свою до вечера. Далее Давид обращается с благодарными восклицаниями ко Господу: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Земля полна творений, произведенных Тобою с такою высокою мудростью! Все создания ожидают Твоих благ и милости: отвратишь лице Твое от них, отымешь дух их, – они умирают и делаются землею, из которой сотворены. Но пошлешь Духа Твоего Святого – земля оживает и обновляется; смотришь на землю – и колеблется она от Твоего взора; горы дымятся от Твоего прикосновения. Пусть будет слава Господня во веки! Да веселится Господь о делах Своих! Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь; да будет благоприятна Ему песнь моя: буду веселиться о Господе. Благослови душе моя, Господа»! ( Псал. 103 ). Вскоре после сотворения мира и животных, Господь создал первых людей – Адама и Еву. Он дал этим людям все, что нужно было для их блаженной жизни. Они жили в раю, т. е. в прекрасном саду, устроенном Самим Господом, где росло множество деревьев с прекрасными плодами. Этот сад и все, что росло и жило в нем, Господь отдал во власть человека. Питались первые люди плодами всех деревьев рая, из которых плоды древа жизни спасали их от смерти. В одежде Адам и Ева не нуждались, потому что воздух не был вреден для тел их, а стыда они – безгрешные – еще не знали. Но особенное блаженство доставляла им близость их души к Богу. Видя творения Божии во всей красоте и совершенстве, наслаждаясь всеми благами, данными человеку от Господа, они всей душой стремились к Нему, любили и почитали Его. Господь Сам являлся Адаму и Еве, часто беседовал с ними лицом к лицу, как отец с детьми, и был для них руководителем и наставником в добре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Еще святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Марка, на главу 14, на эти слова Христа Ибо нищих всегда имеете с собою (...) а Меня не всегда имеете говорит следующее: «Да постыдятся же те, кто предпочитают нищих Христу! Ибо я слышал золотых дел мастеров, которые говорят, что если разбить церковный сосуд на части и отдать нищим, – не будет греха. Пусть же слышат они, как Христос ценит служение Ему выше служения нищим. А на золотом дискосе и бывает истинное Тело Христово, а в чаше – Кровь Христова. Поэтому, кто уносит из Церкви драгоценный дискос и заставляет полагать Тело Христово на плохом дискосе, ссылаясь на нищих, тот пусть знает, что он соучастник Иуды Искариотского». Там же, перевернув и пропустив один лист, на эти слова: И когда они ели. Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф. 26, 26 ), говорит следующее: «Хлеб – это не образ Тела Господня, а само прелагаемое Тело. И Господь говорит: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя ( Ин. 6, 51 ); не сказал: “образ Моей Плоти» но Плоть Моя. И еще: если не будете есть Плоти Сына Человеческого ( Ин. 6, 53 ). Но как это может быть, скажет кто-нибудь: ведь Плоти тут не видно? Это ради нашей немощи, человек! Поскольку хлеб и вино суть обыкновенные для нас вещи, а видеть предложенную нам Плоть и Кровь было бы нестерпимо для нас, и мы бы отвратились от них, то Человеколюбец Бог, по снисхождению к нам, сохраняет вид хлеба и вина, но они прелагаются в силу Плоти и Крови. Кровь Свою назвал Кровью Нового Завета, в отличие от Ветхого Завета, ибо и Ветхий Завет имел кровь, которой окроплялись и народ, и книги Закона». Еще в толковании Евангелия от Иоанна, на главу 6, на эти слова Христа: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6, 51 ), святой Феофилакт говорит следующее: «Заметь, что хлеб, вкушаемый нами в Таинстве, не есть образ Тела Господня, но есть самая Плоть Господа. Ибо не сказал Он, что «хлеб, который Я дам, есть образ Плоти Моей”, но есть Плоть Моя. Ибо хлеб сей неизреченными словами, чрез таинственное благословение и наитие Святого Духа, претворяется в Плоть Господа. Никто да не страшится веровать, что хлеб становится Плотью. Ибо когда Господь ходил во Плоти и принимал пищу из хлеба, то хлеб сей, вкушаемый, претворялся в Его Тело и уподоблялся Святой Его Плоти, и, по обычаю естества человеческого, служил к возрастанию и укреплению. И ныне хлеб сей претворяется в Плоть Господа. Как же, скажут нам, является не Плоть, а хлеб? Затем, что нам приятно употреблять его в пищу. Это для того, чтобы у нас не было отвращения к яству. Ибо если бы нам показывалась Плоть, мы испытывали бы неприязнь к Причастию. А теперь, когда Господь снисходит нашей слабости, таинственная Пища нам является такою, какая у нас бывает обыкновенно. – Он отдал Плоть Свою на смерть за жизнь мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Затем великая ектения, по окончании которой в господские двунадесятые праздники поется первый антифон (об антифонах уже было говорено); без них – поются или читаются изобразительные. Изобразительными называются псалмы сто второй и сто сорок пятый, вероятно потому, что в них описываются или изображаются те великие и чудные милости, которые Господь изливает на «боящихся Его, хранящих завет Его и помнящих Его заповеди, чтобы исполнять их» ( Пс. 102:18, 19 ). «Благослови душа моя Господа» – так начинается первый. «Благослови душа моя Господа, и вся внутренность моя святое имя Его. Он прощает все неправды твои, исцеляет все немощи твои, избавляет от могилы жизнь твою; венчает тебя благостью и милосердием, насыщает благами желание твое, обновляется как у орла юность твоя» и пр. ( Пс102:1–7 ). Чудный псалом! К сожалению, не только что петься, случается, и читается-то он не как следует. В это время Иерей молит Господа, которого могущество невыразимо и величие непостижимо, которого милость неизмерима и человеколюбие неописанно, «чтоб Он, по своему милосердию, призрел (обратил внимание) на них, служащих Ему, и на всех молящихся во храме, и всем даровал щедрые свои милости и богатые свои дары». По окончании первого антифона малая ектения, после которой второй антифон, или второй псалом изобразительных: «Хвали, душа моя, Господа. Буду хвалить Господа во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую» ( Пс. 145:1, 2 ) и т. д. По окончании псалма «и ныне» и песнь Господу Иисусу, воплотившемуся и пострадавшему: Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый святыя Троицы, спрославляемый Отцу, и Святому Духу, спаси нас. «Единородный Сын и Слово Божие! Тебе, бессмертному по естеству, угодно было, ради нашего спасения, воплотиться от св. Богородицы и присно (всегда) девы Марии; Ты действительно и вочеловечился (принял на себя естество, т. е. душу и тело человеческие); а распятый, своею смертью, Ты, Христе-Боже, победил смерть. Единый из (лиц) св. Троицы, также чтимый, как Отец и св. Дух, спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Иди же, умоляю тебя, поверь, что только первый шаг труден. Ты узнаешь, какое чувство счастья и спокойствия доставит тебе разрешение грехов твоих. Одно истинное благополучие на земле есть мирное сердце, плод очищенной совести. 26 Воз. – Зачем приобщаться часто? И раз в год слишком довольно. От. – Прежде всего я должен спросить у тебя: веришь ли ты слову Божию? Веришь ли, что Святейшая Евхаристия есть истинное Тело и Кровь Христа Бога нашего? И возможно ли не верить, слыша Божественные слова Его, которыми обещает он преподать верующим в снедь пречистое Тело Своё, и в питие пречистую Кровь Свою: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Иудеи, изумлённые этими словами, возражают подобно всем неверующим: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?» ( Ин.6:52 ). Слушай же многократное подтверждение истинного присутствия Христова в Евхаристии, и повеление всем вкушать Тело и Кровь Его: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём» ( Ин.6:53–56 ). Что может быть яснее этих Божественных слов? Возможно ли, скажи, какое бы то ни было объяснение их в другом смысле, без крайнего, гибельного противления истине? Поистине, спасение наше не было бы полно, если бы не поданы были нам эта Божественная пища и питие, оживотворяющие нас, умерщвляемых непрестанно грехом! И кто, кроме всеблагого Бога, мог даровать это спасительное средство к восстановлению падшего создания Своего? Столь же ясны и неоспоримы Божественные слова и действия при совершении Господом Тайной Вечери перед страданиями Своими: «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё; и, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). «Сие творите в Моё воспоминание» ( Лк.22:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010