священноинок Дорофей Глава 12. Поучение о житии святых отцов Вспомни, душа моя, жизнь и подвиги святых отцов, и вздохни, и прослезись о своем нерадении. Поистине, Спаситель мой, как и сказал Ты: «В доме Отца Моего обителей много» ( Ин. 14, 2 ). Много и рек, но текут они в одно море. Много и путей, но ведут они в один город. Поистине и добродетелей, душа моя, у Христовых угодников, как плодов у лозы, много, но вводят они в одно Царство. Услышь же в подробностях снова, что скажу тебе, о душа моя. Вспомни того мужественного и терпеливого старца, который затворился в келье и не выходил оттуда лет двадцать и больше. Кроме того, был прикован цепью, словно скот безсловесный, окован тяжким железом, и ел только раз в день и то сухую пищу, и не умолкал язык его на молитве ни днем, ни ночью. И место, где стоял он на молитве, орошал своим потом. И ученик его также сидел на цепи, окованный тяжким железом, пока не протерлись бока его, и не вытекло много крови. Ноги же его отекли и лопнули, и жидкость сочилась из них, так что жутко было смотреть. Ел же он только раз в день, и сильно иссохло тело его: только кости да жилы. Вспомни, душа моя, Анастасия-мниха, имевшего обыкновение всю церковную службу стоять, не двигаясь с места, и никогда не садиться. Ноги его одеревенели до пояса и затекли от стояния. Вспомни, душа моя, Максима, Василия и Исидора юродивых. Земля чуть не трескается от мороза, они же – наги и босы, и голодны. Максим ни мороза, ни зноя не ощущал. Василий же, когда его спрашивали: «Как, отче, терпишь ты эту нужду?» – кротко отвечал: когда, мол, проголодаемся или захотим пить, или озябнем, следует терпеть, и даже если сильнее мучимы будем, все равно следует терпеть. И тогда начнут облегчаться болезненные тяготы. И так навыкнем терпению и прочим добродетелям. Исидор же говорил себе: терпи эту беду, душа моя, Царствия ради Небесного. Вспомни, душа моя, великих постников: Моисея-боговидца, Илию-пророка, Николая-чудотворца, Памву Великого, Савву Освященного и Евфимия Великого. Сколько вкусили голода и жажды. Ты же совсем не хочешь голодать.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Запоздалая исповедь Мама молилась над гробом отца, а я смеялся 21 мая, 2016 Мама молилась над гробом отца, а я смеялся Предлагаем вниманию читателей рассказ Константина Церцвадзе. Сын Мой и Бог Мой, Жизнь Моя и Надежда Моя угасла на кресте, Радость Моя и Свет Мой сошел во гроб. Сын Мой и Господь Мой, свет очей Моих, сладчайший Мой Иисус, радость Моя, весна Моя, солнце Мое закатилось… Плач Пресвятой Богородицы… В эти слёзы вместились все нежные материнские чувства, а главное – тайна всегда любящего сердца матери. Тайна, которую ни один человек не сможет раскрыть до конца, и постиг ее только Божественный Сын – Сладчайший Иисус перед Своей Матерью – Богородицею. Для любой матери ее дитя остается ребенком, в каком бы возрасте оно ни было. Она – в вечном старании уберечь своих детей от несчастий, и как же она страдает, когда ей приходится отпускать их во взрослую, самостоятельную жизнь. Кто знает, во сколько раз увеличивается это страдание, когда дети не оценивают ту любовь и нежность, носителями которых являются наши земные ангелы-хранители – наши мамы… Сила материнской любви – это божественный, неугасимый свет, который освещает весь мир. О невероятной силе любви матери к своему ребенку, о том, как можно совершить непоправимую ошибку и всё же найти утешение, о том, как стираются границы между годами, когда дело касается настоящей, преданной и жертвенной материнской любви – исповедь сына. И как же она не хотела отпускать меня в тот день. Не забуду того проклятого дня, когда умер мой отец… Стояла моя мама в церкви и над гробом слезно возносила молитвы к Господу, а мне было смешно… Смеялся я и мысленно говорил отцу своему: «Где же, где же, отец, твой исцелитель – Господь? Почему не призываешь его и не встанешь из гроба?! Бог? Где Он? Где Он? Всё это чушь… И ты сойдешь в могилу, как другие… Мы все в одинаковую могилу сойдем! Когда-нибудь нас всех туда спустят…» На миг мне почудилось, что я вижу улыбающегося отца, который говорит мне: «Я живой, чадо мое… Это ты мертв, среди живых! Молись… Молись…»

http://pravmir.ru/zapozdalaya-ispoved/

Изъяснение псалма 102-го. «Псалом Давиду». Псалом сей, по видимому, состоит в связи с предшествующим, и тогоже с ним содержания. Ибо в том оплакивающие бедствия свои в Вавилоне просили Бога даровать им возвращение; а здесь улучившие просимое песнословят Благодетеля. А я думаю, что песнопение сие приличествует всем человекам, и освободившимся от более горькаго рабства, и сподобившимся большей свободы. Да и значение самых речений дает видеть, что последнее предположение вернее перваго. Пс.102:1 .   Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его. «Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его». Исполненные признательности к божественным милостям побуждают самих себя к песнопению, воздавая, чем только можно, Благодетелю. Всегда же возможно песнословить и сохранять в себе глубокое памятование благодеяний. И они посвящают всю внутренность, и всякий помысл устремляют к божественному песнопению; потому что словом: «внутренняя» Пророк назвал помыслы и все душевныя движения. Пс.102:2 .   Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. «Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его». Душа поучается снова, как возбудить себя, разсеять облако забвения, и возобновить в себе памятование Божиих благодеяний. Слово: «воздаяния» Симмах перевел: благодеяния. Потом Пророк исчисляет в подробности сии благодеяния. Пс.102:3 .   Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои. «Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя». Ибо Он даровал тебе отпущение грехов, Он исцелил тебя от страданий. Сего сподобился расслабленный; потому что в одно время сказано ему: «отпущаются тебе греси»; и: «возми одр твой, и иди в дом твой» ( Мк. 2, 9, 11 ). Так сподобились отпущения грехов и жена грешница, и разбойник, и мытари, и все уверовавшие. Пс.102:4 .   Избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами. «Избавляющаго от истления живот твой». Отведенных в Вавилон пленников, хотя освободил Бог от рабства, но не избавил от тленной жизни. А нам даровал надежду воскресения, дал залог Духа, облек нас в ризу безсмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 20. На песнопение «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». В понедельник 1й седмицы Великого поста Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй. Кондак покаянного канона прп. Андрея Критского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы слышали с вами сегодня одно из самых умилительных и трепетных церковных песнопений, которое всегда звучит в начале Великого поста на вечерних Богослужениях, чтобы подвигнуть нас на духовные подвиги и напомнить о скоротечности земной жизни: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит Тя Христос Бог, везде Сый и вся Исполняяй». Кто автор этих взволнованных строк? Кающийся грешник, взывающий со слезами к своей погибающей душе? Нет, прекрасный кондак сей написал величайший угодник Божий, подвижник веры, учитель покаяния, преподобный Андрей Критский. Тот, кто еще при жизни сподобился чистоты ангельской… Уж если он так скорбит о душе своей, чистой и святой, постоянно бодрствующей на страже спасения, то что говорить нам, грешным и непотребным, на каждом шагу творящим всяческие беззакония?! Как часто, обремененные житейской суетой, различными земными проблемами и хлопотами, мы с вами забываем о самом главном – о спасении своей души. Не помышляем о часе смертном, не радеем о благочестии. Вот и спит наша душа, погрязшая в греховном забвении и мирских искушениях. Спит и не желает просыпаться. Тем не менее, конец приближается … Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Настоящее есть грань, передвигающаяся безостановочно… грань между будущим и прошедшим». И далее: «Что значит земная жизнь человека? Она – тень жизни, ступень к жизни, преддверие к жизни вечной».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Книга первая. Моя жизнь со Старцем Иосифом Глава первая. В миру В первые годы бедствий немецкой оккупации, когда я ради работы бросил учебу в школе, в одну из двух старостильнических 2 церквей Волоса 3 пришел служить приходским священником святогорский иеромонах. Его духовным отцом был Старец Иосиф Исихаст , как он сам его называл. Этот иеромонах-святогорец стал для меня в то время драгоценным советником и помощником в духовной жизни. 4 Я избрал его своим духовником и, благодаря его рассказам и советам, в скором времени стал чувствовать, как мое сердце отдаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно что-то загоралось во мне, когда он рассказывал о жизни Старца Иосифа, и пламенной становилась моя молитва о том, чтобы поскорее с ним познакомиться. Я старался, насколько это возможно для ребенка, подвизаться в миру и с четырнадцати лет хотел стать монахом. Но мой духовник отец Ефрем сказал: Ты, Яннакис, 5 еще не можешь стать монахом, ты очень юн. Подрастешь, тогда посмотрим. Моя мать жила как монахиня, усердно постилась, молилась, была добродетельной и любила монашество. Меня она всегда держала рядом с собой, потому что, когда я был младенцем, она получила извещение, что я стану монахом. Во время молитвы она увидела звезду, покидающую наш дом и улетающую к Святой Горе, и услышала некий глас: – Из троих детей этот один будет жить. Моя мать испугалась: – Ах, у меня умрут двое детей, и останется только этот! Она не знала, что истолковывать предвозвещение надо так: один ее ребенок будет жить близ Бога. Позже она осознала, что это было видение о моем уходе на Святую Гору. Вот почему она строго наблюдала за мной и не позволяла удаляться от нее: чтобы отдать Богу насколько возможно чистое приношение. Сама она была для меня человеком, с которого я мог брать пример. Как часто я видел, что она закрывается на кухне и весь вечер на коленях молится со слезами! Итак, поскольку мать за мной внимательно следила, жизнь моя в миру, по благодати Божией, была очень строгой. Как я сказал, мне пришлось бросить школу ради работы, ибо в тяжелые годы оккупации голод был нашим ежедневным уставом. От недоедания мы едва держались на ногах.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь даде, Господь отъят… буди имя Господне благословено(Иов. 1, 21). Мы привыкли смотреть на тело свое, как на неотъемлемые собственность, но это крайне несправедливо, потому что наше тело — Божие здание. Св. прав. Иоанн Кронштадский В это статье Вы найдёте молитвы об исцелении болезней: молитвы на всякую немощь, молитвы великомученику и целителю Пантелеимону и некоторые другие. Молитвы об исцелении от болезней Молитва болящего (составлена преподобным Гавриилом Седмиезерским) Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь! Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца моего, открой зрение души моея, да узрю Тя, Госпоже моя, и Сына Твоего, Создателя, Христа и Бога моего, и уразумею, что есть воля Его и чего лишаюся аз. Ей, Госпоже моя, потщися помощью Твоею и моли Сына Твоего, да присетит мя благодатию Своею, да узами любви Его прикованный у ног Его пребуду вовеки, аще в ранах и болезни, аще недугующий и расслабленный телом, но у ног Его. К Тебе взываю, Господи Иисусе! Ты моя сладость, жизнь, здравие, радость паче мира сего радости, весь состав жизни моея. Ты еси свет паче всякого света. Вижу недвижное от болезни тело мое, чувствую расслабление всех членов моих, боли в костях моих. Но, о свете мой, как услаждают меня лучи света Твоего, падающие на раны мои! Согретый теплотою их, забываю все и у ног Твоих слезами моими омываю грехи мои, возвышаюся, светлеюся. Сие едино прошу у Тебя, Иисусе мой, — не отврати лица Твоего от меня, дай мне вечно у ног Твоих радостно оплакивать грехи мои, ибо при виде Тебя, Господи, покаяние и слезы для меня усладительнее радостей всего мира. О свете, радость моя, сладость моя, Иисусе! Не отрини же меня от ног Твоих, Иисусе мой, но по молитве моей со мной присно буди, да живя Тобою, славлю Тя со Отцем и Духом вовеки. Молитвами Богородицы и всех святых Твоих услыши мя, Господи. Аминь. Молитва на всякую немощь

http://pravmir.ru/molitvy-v-boleznyax-i-...

Моя жизнь во Христе Дневник великого святого ХХ века Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе». Несмотря на свою огромную занятость, о. Иоанн ежедневно записывал свои мысли, которые приходили к нему во время молитвы и созерцания. Эти мысли и составили дневник о. Иоанна. В дневнике каждый христианин откроет для себя настоящее духовное сокровище. 1 января, 2006 Дневник великого святого ХХ века Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе». Несмотря на свою огромную занятость, о. Иоанн ежедневно записывал свои мысли, которые приходили к нему во время молитвы и созерцания. Эти мысли и составили дневник о. Иоанна. В дневнике каждый христианин откроет для себя настоящее духовное сокровище. Печатается с сокращениями. Житие святого праведного Иоанна Кронштадского Бог, Его милость и забота о людях 1. Как мать учит ходить младенца, так Господь учит нас живой вере в Него. Мать поставит младенца, сама отойдет, а младенцу велит идти к себе. Младенец плачет без поддержки матери, хочет идти к ней, да боится шагнуть, или старается подойти, да падает. Так и Господь учит христианина верить в Него. Наша вера слаба, как младенец, который учится ходить. Господь на время оставляет христианина и предает его разным бедствиям, а потом, когда возникает нужда, спасает. Господь велит смотреть на Него и идти к Нему. Христианин старается видеть Господа, но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает. А Господь близко и готов как бы на Свои руки взять немощного христианина. Поэтому при различных скорбях или кознях дьявола научись очами твоего сердца взирать на Спасителя. Смело взирай на Него, как на неистощимую сокровищницу благости и усердно моли Его, чтобы Он помог тебе. И тотчас получишь просимое. Главное здесь сердечное зрение Господа и надежда на Него, как на Всеблагого. Это истинно с опыта! Так Господь учит нас сознавать нашу немощь и надеяться на Него. 1. Сколько раз, Владыко Господи Иисусе, Ты обновлял мое естество, которое я легкомысленно растлевал своими грехами! Нет тому числа! Сколько раз Ты вынимал меня из пламени многочисленных страстей, горящих внутри меня, из пропасти уныния и отчаяния! Сколько раз одним Твоим именем, с верой призываемым, Ты обновлял мое растленное сердце! Множество раз Ты совершил это через Твое животворящие Причащение. О, Владыко! Нет числа Твоим милостям ко мне грешному. Что же я принесу Тебе за Твои безмерные благодеяния, Иисусе, Жизнь и легкость моя! Помоги мне стать осмотрительным.

http://pravmir.ru/zhizn-vo-xriste/

11. О причащении Спаситель обещал дать особое небесное питание: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:27 ). Спаситель объявил, что Он Себя Самого даст в благодатную, живительную пищу верным Своим : «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жив вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:49–51 ). Без причащения Тела и Крови Христовых нет спасения: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядуший Меня жив будет Мною»... ( Ин.6:53–57 ). Господь исполнил это обещание, давши на Тайной вечери Тело и Кровь Свои под видом хлеба и вина: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: Сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:17–20 ). Совершение этого священнодействия завещано Апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Христиане всегда совершают это священнодействие, приобщаясь Тела и Крови Христовых: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор.10:16 ). Это таинственное священнодействие будет совершаться до Второго пришествия: «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал... всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:23–26 ). Нельзя причащаться Святого Тела и Крови Христовых недостойно, потому что за это Господь карает:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Глава XII 1 . И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. ГЛАВА XII есть продолжение и окончание пророчества о Мессии, которое начинается с первого стиха главы XI. Славословие, заключающееся в главе XII, напоминает все славословия о которых упоминает Библия и которые произносились после избавления от опасности, или после победы над врагами. Таково были славословия Моисея и Мариам, после перехода через Чермное море; таково было славословие Деворы, после победы над Ханаанитянами, таково и множество псалмов, славословящих Господа за милости Его. Во все времена молитва и славословие, выраженные в словах 1-го стиха, неизменно приходят в сердце человека, когда, после сердечного покаяния во грехах своих, он чувствует, что Господь дарует ему спокойствие и дарует ему милости Свои. Это чувство успокоения, после страха пред гневом Господним, и чувство умиления при виде милостей Господних, посещающих грешника, потому только что он сознал грех свой, – суть великая благодать Господня, приготовляющая душу к переходу в вечную жизнь любви. Таковы были чувствования учеников Господа и христиан, примкнувших к Церкви Божией. Чувство радости, охватившее душу при виде воскресшего и победившего смерть и мир и князя тьмы Господа, Богочеловека, не могло не перенести их внезапно к миру вечной любви и наполнить сердца их славословием, для которого недостает слов человеческих: ибо приговоренные к смерти ожили, сидящие во тьме увидели свет, скованные узами греха и плоти увидели себя свободными, и конечная земная жизнь-продолжена до бесконечности, с обещанием покоя и радости. „И скажешь в тот день: славлю Тебя Господи; Ты гневался на нас, но отвратил гнев Твой и утешил нас“! 2 . Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. „Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением“, так пел Моисей с спасенным народом ( Исх. 15:2 ). 665 Это типическая на все времена песня славословия, которой отголоски мы находим и во многих псалмах, напр.: 3-й, 17-й, 90-й, 117-й и мн. других 666 . Пророк Исаия,-как мы думаем,-должен был знать книгу Исход 667 и намеренно повторяет слова песни Моисея, отвечающей чувствам благодарной души, понимающей величие благодеяний Божиих. И много раз Господь спасал народ свой; но только христианин мог вполне отдаться бесконечному чувству радости, ибо самая награда ему обещанная-бесконечна. „Господь сила моя и песнь: Он соделался моим спасением“- восклицает псалмопевец в 14-м стихе псалма 117-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мне суждено быть епископом Церкви Христовой» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) во епископа Клинцовского и Трубчевского 12.06.2013 704 Время на чтение 4 минуты Вчера, 11 июня, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Свято-Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил наречение архимандрита Сергия (Булатникова) , клирика Брянской епархии, во епископа Клинцовского и Трубчевского, сообщает Патриархия.ru. При наречении архимандрит Сергий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. «Промыслом Божиим и изволением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, - отметил отец Сергий, - мне суждено быть епископом Церкви Христовой в ставшем для меня родным Брянском крае, где я пребываю уже около 20 лет. В юности я возжелал монашеского жития, стремясь поступать по послушанию. Благословение Святейшего Патриарха я воспринял как послушание Церкви. Ныне, предстоя перед вами в смущении и трепете сердечном, я с радостью свидетельствую, что жизнь моя с детства связана со Святой Церковью Христовой. Богу было отдано мое сердце, Ему служила моя воля, Ему радовалась душа моя. И если иногда согрешал я, как человек, всегда вспоминал слова молитвы: «Господи, аз же яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея» (молитва на сон грядущим 7-я, св. Иоанна Златоуста)». «Полагаю, что в минуты призвания на архиерейское служение пред каждым ставленником проносится вся его жизнь. Мне вспомнилась моя коленопреклоненно молящаяся дорогая мать, которая вложила в мое детское сердце семена веры и любви к Богу. Это чувство укрепляло и утешало меня в трудное для верующих время, когда Церковь наша задыхалась в тисках гонений, и наставляло быть твердым в своем исповедании. Мое духовное образование начиналось в стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где я окончил Московскую духовную семинарию, и завершилось в Ленинг радской духовной академии. Однако подлинной академией Духа явилось для меня знакомство с праведными пастырями и святителями Церкви и духовное окормление у них. Это были епископ Феодор (Текучев), проживавший на покое в Псково-Печерском монастыре, архимандрит Алипий (Воронов), который принимал меня послушником в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Серафим (Тяпочкин), благословивший меня на монашество, архимандрит Модест (Кожевников) и многие другие подвижники веры, которых я встретил на своем жизненном пути», - считает пастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/06/12/mn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010