Иеромонах Фотий: О пути к вере, белых воронах и вопросах Григория Лепса (+ видео) 28 сентября, 2015. Оксана Головко Старец велел мне бросить играть на органе… Иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, принял участие в шоу «Голос» — исполнил арию Ленского. «Правмир» расспросил отца Фотия о его детстве, жизни в Германии, возвращении в Россию и о приходе в монастырь. Иеромонах Фотий: белая ворона Часто вспоминаю и  вижу во  сне свою деревню   — поселок Васильсурск в  Нижегородской области, на  Волге, куда мы с родителями  приезжали каждое лето. Волжские просторы, каникулы   — все давало ощущение свободы, звенящей радости. Школьная жизнь была гораздо печальнее. Я  все время ощущал себя белой вороной, одноклассники отказывались меня принимать, не  любили, обзывали, всячески издевались, били. Почему? Не  знаю. Объективной причины не  было, меня просто «назначили » тем самым учеником, которого детский коллектив выбирает для издевательств. Мальчик, все время думавший о  музыке, избегавший совместных игр на  грани опасного баловства, оказался подходящей кандидатурой. В  ответ на  оскорбления я  старался смиряться и  просто ничего не  делал в  ответ. Одноклассников  это больше раззадоривало, они меня еще больше унижали. Родителей это, понятное дело, расстраивало. Но  что они могли сделать? Только поддержать меня. Мама никогда и  близко не  говорила, что все дело во  мне, наоборот, всячески пыталась вселить в  меня уверенность в  собственных силах  — это помогало мне выдержать издевательства в  школе. Не  знаю, почему, но  еще в  детстве я  задался вопросом о  существовании Бога и  спрашивал о  Нем маму. Мама не  раз потом вспоминала, что не  знала, как ответить на мои вопросы. Дважды   — в  раннем детстве и  в  подростковом возрасте я  во  сне видел Господа на  Небе. Если я  не  покрещусь Когда мне было семь лет, я  потащил маму в  церковь крестить меня. Аргумент был таким: «Если я  не  покрещусь, то  не  стану ангелом ». Мама крестилась вместе со  мной, но на  этом моя церковная жизнь и  остановилась: в  храм мы  не  ходили, ничего не  знали.

http://pravmir.ru/ieromonah-fotiy-o-puti...

Победитель телешоу «Голос» рассказал журналистам о своей жизни и поделился мнением о «Евровидении» 28 ноября. ПРАВМИР. Иеромонах Фотий (Мочалов), победивший в телешоу «Голос», рассказал, что жертвует православным храмам часть средств, которые он собирает во время гастролей. «У нас есть приход и подворья Пафнутьева монастыря. Когда мы пишем прошение митрополиту Клименту о благословении на гастроли, мы указываем, что часть средств от вознаграждения за концерт пойдет на восстановление купели или на строительные работы в Покровском храме. Помогаем и храмам, не относящимся к Калужской епархии. Близ Оптиной пустыни есть новые приходы, которым требуется помощь», — сказал он, отвечая на вопрос журналистов волгоградского агентства «Интер». На вопрос, разделилась ли жизнь иеромонаха Фотия на жизнь до победы в «Голосе» и после, он ответил: «Так можно было бы сказать, если бы я был не отец Фотий, а мирской человек. Но я бы разделил свою жизнь на «до монашества» и «после». Я был Виталием, а стал Фотием и это, действительно, две разные жизни. Кстати, имя «Виталий» означает «жизнь», а «Фотий» — «свет». И мне нравится такое сочетание. Я хочу своей жизнью оправдывать это имя: быть служителем всего светлого. Просто после «Голоса» жизнь стала более суетной, насыщенной поездками. Я привыкаю к этому, потихоньку пытаюсь выстаивать свой распорядок дня таким образом, чтобы успевать не только петь, но и иметь какое-то отдохновение от этого». Он также сказал, что гастрольная жизнь нисколько не мешает его монашеству. «Монах – это образ жизни. Конечно, в идеале монах должен сидеть в монастыре, в келье, непрестанно молиться. Но сейчас 21 век и далеко не все люди живут по канону. И монастыри, приходы идут на сношения с миром. Ведут социальную работу: открывают школы при приходах и т. д. И я считаю, что моя миссия как певца не несет в себе никаких пороков, это не грех. Тем более что это так тепло принимают люди и православные, и не православные», — добавил он. Иеоромонах Фотий также признался, что пошел на «Голос» не для того, чтобы призывать людей к вере, проповедовать. «Это само собой получилось. Когда я вышел, это, наверное, был сюрприз, и народ встрепенулся душою. Мое появление, возможно, заставило кого-то пересмотреть отношение к Церкви, развеяло мифы, накопленные на протяжении безбожного времени», — отметил он.

http://pravmir.ru/ieromonah-fotiy-zhertv...

Суперфинал конкурса состоялся в воскресенье, 23 апреля 24 апреля. ПРАВМИР. Настоятель Троицкого храма в селе Недра Киевской области протоиерей Александр Клименко одержал победу в вокальном телешоу «Голос страны» на Украине. «Победителем шоу, по результатам телефонного и SMS-roлocobahuя телезрителей, стал протоиерей Александр Клименко. В течение месяца со священником вокалом занималась известная эстрадная певица Тина Кароль. Отец Александр исполнил композицию Николая Мозгового «Материнская любовь», которую он пел на слепых прослушиваниях в начале февраля 2017 года», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте Украинской православной церкви. Победитель не только завоевал звание «Голоса страны», но и получил в подарок песню, трехмесячную ротацию на радио «Хит ФМ», клип и квартиру в Киеве, говорится в сообщении. Суперфинал конкурса состоялся в воскресенье, 23 апреля. В финале приняли участие команды Тины Кароль — протоиерей Александр Клименко, от Сергея Бабкина выступила Вера Кекелия, от Джамалы Анна Кукса, а от Алексея Потапенко Ингрет Костенко. В 2015 году в российской версии шоу «Голос» принимал участие Иеромонах Фотий (Мочалов), который в итоге победил в конкурсе. «Я знаю, как очень многие люди через отца Фотия открывают для себя Православную веру», – сообщил Патриарх Кирилл в сентябре 2016 года на собрании игуменов и игумений в Храме Христа Спасителя. Он отметил, что по этой причине не стал «употреблять свою власть» и запрещать Фотию выступления. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 сентября, 2016 28 ноября, 2016 13 февраля, 2017 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/svyashhennik-pobedil-v...

Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре святого игумена Варсонофия в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. В обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (Топорковым) , который жил в монастыре на покое. Государь неожиданно спросил Вассиана: " Отче, как лучше править государством? " Вассиан отвечал царю: " Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож " . Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: " Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета " . Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева , а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского , пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости. В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Затем Пешношский монастырь захирел и даже был упразднён в середине XVII столетия, но вскоре был восстановлен. В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю , а в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы , был снова упразднён. Однако тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова монастырь был возобновлён уже в 1766 году. На рубеже XVIII - XIX веков, при архимандрите Макарии (Брюшкове) , монастырь стал интенсивно развиваться и сделался одной из самых благоустроенных российских обителей: в те годы Московский митрополит Платон называл его " второй Лаврой " . В 1812 году монастырь избежал разорения: французы , находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге. После Октябрьской революции 1917 ряд зданий монастыря были переданы филиалу Дмитровского краеведческого музея. В революционное лихолетье в обители подвизались монашествующие, которым было суждено принять мученический венец - среди них Церковью прославлены преподобномученики Герасим (Мочалов) , Иоасаф (Шахов) и Николай (Салтыков) .

http://drevo-info.ru/articles/13671886.h...

В 1836 г. Б. познакомился с философией И. Г. Фихте , из к-рой воспринял этический пафос и идею свободного нравственного выбора. Его фихтеанские настроения нашли отражение в ст. «Опыт системы нравственной философии: Сочинение магистра А. Дроздова...» (Телескоп. 1835. Т. 30. 21-24). В 1837 г. Б. начал изучать философию Г. В. Ф. Гегеля и стал сторонником идеи о разумности всякой действительности. Он радикально воспринял гегелевскую философию истории, фаталистически оправдывая любой общественный порядок, находя ему историческое и нравственное оправдание. «Примирение с действительностью» дало Б. временное душевное успокоение и выразилось в цикле его статей «Гамлет. Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (Московский наблюдатель. 1838. Март. Кн. 1, 2; Апр. Кн. 1). Гегелевская методология определила общий подход Б. к лит. произведениям, к-рые критик рассматривал в их цельности и единстве. Однако верным гегельянцем критик был сравнительно недолго. Уже в нач. 40-х гг. он резко критикует рационалистический детерминизм Гегеля и его концепцию прогресса, на смену восторженному восприятию «разумности» исторического развития приходит не менее страстная апология личности, ее прав и свободы. «Фанатический» персонализм был непосредственным образом связан с увлечением Б. социалистическими идеями. Дальнейшая эволюция взглядов Б. сопровождалась усилением критического отношения к философскому и религ. идеализму. Если еще в 1840 г. Б. заявлял в письме В. П. Боткину: «Для меня Евангелие - абсолютная истина, а бессмертие индивидуального духа есть основной его камень» (ПСС. Т. 11. С. 476), то в 1845 г. он писал А. И. Герцену, что «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут» (Там же. Т. 12. С. 250). В 1847 г. Б. в знаменитом письме к Н. В. Гоголю подвергает суровой критике религию и христ. Церковь. Полагая, что Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» изменил социально-критическому отношению к действительности, Б. писал, что «нельзя молчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность» (Собр.

http://pravenc.ru/text/77904.html

Журналисты спросили иеромонаха о том, хотел бы он выступить на Евровидении. Отец Фотий ответил, что является большим приверженцем цивилизованного мира и ему очень симпатична Европа, но на «Евровидение» он бы не поехал. «Этот конкурс даже сопоставить нельзя с «Голосом». «Голос», в нашей русской версии — честный проект, куда приходят обычные люди. И даже если приходят какие-то знаменитости, все равно судьи поворачиваются именно на голос, не зная, кто это. А «Евровидение» — провокационный конкурс и политизированный. Когда победил (или победила?) Кончита Вурст — это же была провокация, намеренный скандал! Представляю, что как только я там появлюсь, начнутся сравнения с Кончитой. Мол, у нас был с бородой и в юбке, а теперь из России приехал с бородой и в юбке. Это неприемлемо для меня, как для священнослужителя», — сказал он. Иеромонах Фотий (Мочалов) — победитель четвертого сезона популярного телешоу «Голос». Участие в музыкальном конкурсе он принял по благословению митрополита Климента. Участники жюри особенно отметили тенор отца иеромонаха. Иеромонаху Фотию 29 лет, он насельник Боровского монастыря, в монастыре он уже 10 лет. Он — регент монастырского хора. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 24 декабря, 2015 11 января, 2016 21 января, 2016 30 апреля, 2018 22 сентября, 2016 4 февраля, 2016 26 декабря, 2015 25 декабря, 2015 25 декабря, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/ieromonah-fotiy-zhertv...

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии. Лауреаты обратились со словами благодарности к Его Святейшеству, членам Палаты попечителей премии и всем участникам торжественной церемонии. На сцену также были приглашены все номинанты премии, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил грамоты и памятные подарки. Святейший Владыка вновь обратился к собравшимся: «Дорогие лауреаты! Дорогие номинанты! Дорогие участники торжественной церемонии! Я всех нас поздравляю с этим светлым, добрым и очень, как мне кажется, нужным для народа нашего событием. Мы отметили творческий путь замечательных авторов. Через эту премию, надеюсь, очень многие узнают их имена. Поэтому мое особое слово благодарности участникам премии — и лауреатам, и номинантам. Хотел бы пожелать вам, дорогие писатели, помощи Божией в вашем непростом деле, чтобы всегда у вас хватало силы глаголом жечь сердца людей, чтобы всегда хватало мужества видеть правду и, если нужно, бороться за правду. Чтобы всегда хватало здоровья, несмотря на возраст и внешние обстоятельства жизни, в полной мере раскрывать свои способности на благо Церкви и Отечества. Христос Воскресе!» В завершение вечера состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие победитель всероссийского конкурса «Голос» иеромонах Фотий (Мочалов), хор Валаамского монастыря (художественный руководитель А. Жуков), солисты музыкальных театров, лауреаты международных конкурсов вокалистов и исполнителей инструментальной музыки. Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей. Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены  Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали  протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню.

http://patriarchia.ru/db/text/4470129.ht...

И сам дом, который купил Боткин, уже был исторической достопримечательностью Москвы. В начале XIX века здесь жила семья Ивана Петровича Тургенева, дальнего родственника писателя и директора Московского университета. В гости к нему хаживали Жуковский и Карамзин. Его сыновья тоже остались в памяти русской истории: Николай Тургенев – один из первых русских теоретиков-экономистов, более известный по своему участию в движении декабристов; Александр – археограф и архивист, близкий знакомый А.С. Пушкина, которому выпала тяжкая доля сопровождать тело покойного поэта к месту погребения – в Святогорский монастырь. Но вернемся к Боткиным. Как и в большинстве крепких купеческих семей, религиозному воспитанию детей в семье Боткиных уделялось первое внимание. И оно принесло свои плоды. Боткины были крупными благотворителями и устроителями храмов. Сам Петр Кононович много жертвовал на церкви, на сиротские приюты, получил за это орден св. Владимира и звание почетного гражданина. Примеру отца последовали дети. Кстати, ни один из Боткиных не стал революционером. Даже известный публицист, «западник на русской подкладке» Василий Петрович Боткин, снискавший дружбу В. Белинского и А. Герцена, лично знакомый с Карлом Марксом, был яростным критиком «дикого» социалистического учения и противником внедрения марксизма в русскую рабочую среду. В этой глубоко религиозной семье были заложены нравственные принципы человеколюбия, сострадания, помощи ближнему, трудолюбия и уважения к чужому труду. Да и сам отец проявлял достаточно уважения к своим детям, будучи суровым, но, в сущности, добрым человеком. Купец старой закалки не помышлял об университетах для своих детей, но отдавал их в престижные пансионы и не перечил дальнейшему выбору профессии. Под влиянием сына Василия отец «терпел» в доме собрания интеллигентов, отчего боткинский дом не только был причислен к «самым образованным купеческим домам», но и стал одним из очагов московской культуры. Здесь гостили люди диаметрально противоположных взглядов и убеждений: Н.В. Гоголь (которому один из братьев Боткиных, Николай Петрович, впоследствии спас жизнь), А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, актеры М.С. Щепкин, П.С.Мочалов. Тут имел свою последнюю московскую квартиру В.Г. Белинский, друг Василия Боткина. Ученое слово вызывало у Петра Кононовича уважение, и он выражал свое почтение к науке весьма своеобразно: когда в его доме поселился историк Т.Н. Грановский, старый купец отправлялся на Пасху поздравлять своего квартиранта с шляпой в руке, хотя никогда прежде перед учеными «шапки не ломал», а квартирант к тому же был намного его моложе.

http://pravoslavie.ru/800.html

Актеры были следующие: Каратыгин-старший, Мочалов, Брянский, Толченов, Воротников, Живокини, из актрис Kapamыruha I и Ассенкова; актера Дюра видал и танцовщицу Тальони . Любил смотреть пьесы: «Разбойники», «Гамлет», «Бaязem II», «Бронзовый конь», «Рука всевышнего отечество спасла», «Монастырский замок», «Король Лир», «Прокопий Ляпунов», «Скопин Шуйский», «Kapл XII под Полтавой», «Дмитрий Донской», «Смольяне в 1612 году», «Уголино», «Отелло», «Велизарий», «Купец Иголкин», «Скупой», «Эсмеральда, или Четыре рода любви», «Трость Петра Великого», «Ботик Петра Великого», «Ермак покоритель Сибири», «Тридцать лет, или Жизнь игрока», «Гитана», «Иван Рябов», «Людмила» (баллада), «Солдатское сердце», «Ложа третьего яруса», «Ябеда», «Двумужница», «Кин, или Гений и беспутство», «Свадьба Фигаро», «Горе от ума», «Ревизор», «Роберт-дьявол», «Волшебная флейта», «Аннушкины глазки», «Узенький башмачок», «Четыре времени», «Филатка и Мирошка соперники», «Жених нарасхват», «Девушка и гусар», «Солдатская стоянка», «Полюбовный раздел», «Магометов рай», «Дева Дуная», «Тень», «Не влюбляйся без памяти — не женись без расчета», «Иван Сусанин», «Роксолана» . Оперу и балет я посещал только разве по приглашению родных или знакомых. Из них три предмета удержались у меня в памяти, «Бронзовый конь», в котором выставлялось овальное чуть не во всю сцену в золотой раме зеркало, и «Петербургский фонтан»; Самсон и все малейшие при оном фонтаны, извергавшие натуральную воду, от которой воздух в театре освежался. Эти воспоминания для меня то же, что пословица: «Чем дальше в лес, тем больше дров»; вспомнишь об одном — другое приходит на память; читал в газете про каких-то иерусалимских граждан, невольно вспомнил и о сенаторе Мордвинове . (К одному Мордвинову, жившему в своем доме в Тихвине и уважаемому всеми, я часто в 1822 году ходил от моего отца с подарком из ранних овощей: огурцов, стручкового гороха, дынь и арбузов; только не знаю, тот ли это Мордвинов или другой; мой Мордвинов тоже служил где-то в Питере.) В Питере по соседству с моей сестрой Грачевой стоял дом еврея Перца ; окнами этот дом выходил на Измайловский парад; я часто ходил мимо этого дома и нередко видел старика еврея Перца, прогуливающегося по параду; роста он был высокого и толст, — ходил в чем-то вроде халата, подпоясанный под брюхом, на голове ермолка; борода редкая и клином. У него в дворниках был крестьянин села Угодич Владимир Иванов Никонов (отца его Ивана дед и крестный мой, Андрей Иванов Никонов, купил в Финляндии; он родом был чухонец, дед мой усыновил его и дал ему свою фамилию Никонов).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Стоит припомнить, что это было время деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Плетнева, Полевого, Аксаковых, начало литературной деятельности Тургенева, Григоровича, Гончарова, Некрасова, Достоевского, Островского. Сюда же нужно прибавить и такие имена, как Бенедиктов, Баратынский, Гнедич, Гребенка, Давидов, Даль, Дельвиг, Загоскин, Козлов, Кольцов, Кукольник, Лажечников, Одоевский, Сенковский, Тютчев, Хомяков. В области живописи достойны упоминания Айвазовский, бр. Брюлловы, Виллевальд, Иванов, Иордан, Клодт, Сверчков, Солнцев, Тим, Федотов; в области музыки: Алябьев, Бахметьев, Варламов, Вереговский, Глинка, Гурилев, Даргомыжский, Ломакин, Львов и др. Но и все вообще отрасли наук и знания имели в рассматриваемый период своих почтенных представителей. Из длинного ряда имен укажем некоторые всем известные. Таковы: Арсеньев, Афанасьев, Вантыш-Каменский, Богданович, Бодянский, Бунге, Буслаев, Буссе, Буяльский, Бычков, Беляев, Бэр, Востоков, Галахов, протоиерей Голубинский, протоиерей Горский, Грановский, Григорьев, Грог, митрополит Евгений, Забелин, архиеп. Иннокентий, архим. Иоакинф (Бичурин), Иноземцев, Казанский, Катков, Киреевский, Ковалевский, Коссович Куторга, Леонтьев, Лобачевский, архиеп., впоследствии митрополит Макарий, Милютин, Михайловский-Данилевский, Морошкин, Надеждин, Неволин, Неверов, Никитенко, Остроградский, протоиерей Павский, Парот, Пассек, Перевлесский, Пирогов, Погодин, Рождественский, Ровинский, Редкин, Сахаров, С. Соловьев , Спасский, знаменитый Сперанский, Срезневский, Устрялов, известный гр. Уваров, Ушинский, архиеп. Черниговский Филарет, митрополит Филарет Московский , Филарет, митрополит Киевский, Чистяков, Шмшков, Шульгин, Якоби и др. Даже русская сцена времени Императора Николая І-го богата была такими выдающимися деятелями, как: Щепкин, Мочалов, Садовский, Артемовский, братья Каратыгины, Ленский, братья Самойловы, Мартынов. Если к этому присоединить имена всем известных военных деятелей времен Императора Николая І-го, то мы увидим, что во всех областях и сферах жизни государства в рассматриваемый период было довольно почтенных деятелей, имена которых перешли в потомство. Император Николай в сороковых годах нашего столетия мог уже сказать, что все эти деятели были подготовлены в его царствование. К этой же эпохе принадлежат уже немногие из ныне здравствующих деятелей, каков и наш непосредственный начальник – попечитель округа К. П. Яновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010