Селитренные казенные заводы были на реке Ахтубе и отдавались на откуп разным лицам, с обязательством доставлять в казну за пуд по 3 руб. 20 копеек; излишек дозволялось продавать заграничным купцам. Порох разрешено было продавать каждому в неопределенном количестве. Звериные промыслы, оскудевая в Сибири по мере распространения народонаселения, процветали еще в восточной окраине и к островах Восточного океана. Купец Югов с товарищами получил в 1748 году право ловить зверей на пустых островах близ Камчатского побережья, с платежом одной трети дохода в казну. По скотоводству сделаны были распоряжения, чтобы рогатый скот стараться сбывать за границу, а овец не выпускать, потому что их шерсть нужна для русских фабрик. Весь китоловный и тюлений промысел отдан был на откуп Петру Ив. Шувалову, и мимо его конторы промышленники не смели добывать и продавать ворвани и тюленьего сала. Астраханские рыбнье ловли (осетровые и белужьи) со вступлением на престол Елисаветы Петровны взяты были в казенное содержание, и работы производились служилыми людьми; но так как это побудило многих недовольных, лишившихся заработков, бежать за границу, за Яик и в Бухару, то в 1745 году эти промыслы по-прежнему стали отдавать в откуп, а откупщики производили работы вольнонаемными. На протяжении от Саратова до Астрахани определенные бурмистры, ларечные и целовальники собирали прибыль в казну, которой каждогодно должно было доставляться не менее пятидесяти тысяч рублей. Они же смотрели за приготовлением икры и за солением рыбы. Все рыбные промыслы на Волге состояли под ведением астраханской рыбной конторы, и под ее начальством состояли конторы в Саратове и в Гурьеве-городке на Яике. Но в 1760 году яицкому казачьему войску пожаловано было право добывать у себя и продавать по всей империи икру, не подчиняясь астраханскому откупу. Производство хлебного зерна и торговля им принимали более широкие размеры во время урожая и стеснялись при неурожаях. Так, в 1744 году, по случаю плохого урожая во всей России, запрещен был вывоз хлеба за границу. В 1749 и 1750 годах произошли неурожаи в губерниях Белогородской, Смоленской, а отчасти и Московской. Тогда предписывалось на семена и на прокормление крестьянам выдавать ссуду из казенных магазинов, а потом приказано было переписать у помещиков наличный хлеб и, по свидетельству приставленных к этому делу штаб- и обер-офицеров, выдавать нуждающимся взаймы без процентов. В 1761 году указано было владельцам частных имений с начальством дворцовых и синодальных властей содержать у себя хлебные запасные магазины на случай необходимости для продовольствия крестьян.

http://sedmitza.ru/lib/text/443429/

«В прошлом ноябре г. Секретарь Московской Святейшего Правительствующего Синода Конторы объявил мне, чтобы и я, Синодальный Ризничий, принял участие в доставлении Вашему Высокопреосвященству сведений о резолюциях блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского. Во исполнение сего я пересмотрел, с великой для себя пользой, письменные дела с 1821 по 1867 год, состоящие в ведении Синодального Ризничего, которые касаются Синодальной 12 Апостолов церкви, Патриаршей Ризницы и Библиотеки; при чем оказалось: 1) При Указах из Московской Святейшего Синода Конторы, Синодальным Ризничим посылаемых, хранятся копии с разных распоряжений великого иерарха, касающихся духовенства всей столицы, как то: а) распоряжения относительно торжественных встреч Государя Императора и других Членов Императорской фамилии и по случаям разных событий в Царствующем Доме; б) распоряжение относительно молебствий во время войн, эпидемий и других общественных бедствий или радостей; в) правила относительно звона к Пасхальной Утрени, наблюдений за проживающими в Столице для сбора подаяний. монашествующими и мирянами; правила о передаче раскольничьих книг печатных и рукописных из Синодальной Библиотеки в Библиотеки Московской и Вифанской семинарии и разные другие правила и распоряжения. 2) Если Выскопреосвященнейшему Филарету Митрополиту Московскому подавались прошения или письма разных ученых, или отношения Сановников по предметам, касающимся Патриаршей Ризницы и Библиотеки, то в Указах Московской Святейшего Синода Конторы, по изложении содержания прошений или отношений, приписывались и резолюции Владыки, писанные на тех бумагах, большей частью, таковые: «Предлагаю Конторе Святейшего Синода сделать соответственное распоряжение». Если по какому-либо делу требовался ответ Сановникам, то к вышеозначенным словам Владыко прибавлял: «И не угодно ли поручить мне ответствовать», или: «И не угодно ли поручить мне благодарить», если делались какие-либо пожертвования для Синодальной Библиотеки. 3. Подлинных, собственноручно писанных документов сего великого иерарха нет, кроме двух его приказов отцу Ризничему Евстафию 418 . Копии с этих приказов 1849 года в выписках из Указов, отчасти буквально изложенных, резолюций Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, при сем имею долг благопочтеннейше представить Вашему Высокопреосвященству на благоусмотрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В ответ на это предложение преосвященный Савва в тот же день 9-го числа отвечал г. прокурору Московской Синодальной конторы: «Ваше Сиятельство, Милостивый Государь! Вследствие почтенного письма Вашего от 6-го сентября за 1597, имею честь препроводить к Вашему Сиятельству составленного и изданного мною Указателя для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) Ризницы: 1) на русском языке 50 экземпляров и 2) на французском – 10». 13-го числа преосвященный Савва обратился в Синод с прошением следующего содержания: «В ноябре прошедшего 1894 г. успешно совершено было в Москве оперативное лечение катаракты моего левого глаза. Ныне такого же лечения требует мой правый глаз, – для чего мне необходимо снова отправиться в Москву. Посему почтительнейше испрашиваю разрешение Святейшего Синода отправиться для изъясненной надобности в Москву на 28 дней». 17-го числа преосвященным Саввою получено было письмо, из Сергиева Посада, от ректора Московской духовной Академии архимандрита Лаврентия 516 , следующего содержания: «Приношу Вашему Высокопреосвященству глубокую, сыновнюю благодарность за благословение и книгу «Письма Митрополита Филарета к Архиепископу Алексию». Помолитесь о мне Богу: Вы, по опыту знаете, как трудно место, на которое угодно было Владыке меня поставить, но теперь оно еще труднее стало, а я немощен был и стал еще немощнее. Прошу Вашего благословения и целую Вашу архипастырскую руку». 18-го числа преосвященный Савва получил из Москвы от прокурора Московской Синодальной конторы князя А.А. Ширинского-Шихматова письмо следующего содержания: «Покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство принять глубокую мою признательность за пожертвованные Вами в Синодальную Ризницу шестьдесят экземпляров составленного и изданного Вашим Высокопреосвященством Указателя этой ризницы, каковые экземпляры мною получены при письме Вашем от 9-го сего сентября за 479». 24-го числа писала преосвященному Савве председательница Археологического Общества графиня П.С. Уварова следующее: «Позвольте мне обеспокоить Вас вопросом касательно Муромского древнего Рождественского собора, в котором насколько я знаю, Вы некоторое время служили. Будьте добры сообщить, были ли его внутренние стены облицованы древними фресками и что Вы знаете об их уничтожении? Ныне поднимается вопрос об их восстановлении, но я решительно не могу дать себе отчета, возможно ль надеяться найти их следы, хотя мне помнится, что граф сообщал мне о существовавших фресках. Ответ Ваш покорнейше прошу направить на мое имя в г. Муром, в село Карачарово, где нахожусь я. Поручаю себя молитвам Вашим и прошу принят уверение· глубокого уважения и преданности».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

На заседании этом ново поставленный архиепископ дал довольно подробный и обстоятельный доклад по настоящему делу, после чего Синод, обсудив по существу дело, решил, чтобы в Грузии и Имеретии был один экзарх Синода с наименованием Грузинским и Имеретинским, вместе с чем в Тифлисе учреждалась контора под названием «Грузино-имеретинская Святейшего Правительствующего Синода Контора», которая ставилась под непосредственное ведение Синода, подобно московской синодальной Конторе, а вместо существовавшей в Тифлисе дикастерии, которая, за учреждением уже тут Конторы, упразднялась, таковая же дикастерия учреждалась в городе Кутаисе для церквей, находившихся в Имеретии, Мингрелии и Гурии 48 . В Конторе председательствующим назначался экзарх Грузинский и Имеретинский, а присутствующими архиепископ Телавский и Грузино-кавказский, два архимандрита и два протоиерея. В число же двух архимандритов назначался членом Конторы архимандрит Квабтахевского монастыря Афанасий, способности которого к службе были известны Святейшему Синоду. Что же касается другого архимандрита и двух протоиереев, имевших войти в состав присутствующих в Конторе, то право избрания их членами оной предоставлено было Святейшим Синодом председателю Конторы митрополиту Варлааму, экзарху Грузинскому и Имеретинскому, Досифею, архиепископу Телавскому и Грузино-кавказскому и Афанасию, архимандриту Квабтахевского монастыря, но с тем, чтобы в будущем, за выбытием кого-либо из этого состава, избранный Конторою кандидат в члены непременно получал утверждение в звании от Святейшего Правительствующего Синода. В дикастерии первоприсутствующим назначался Кутаисский архиерей, присутствующими один архимандрит и два протоиерея, право избрания которых предоставлялось архиерею Кутаисскому, а утверждение Святейшего Синода Грузино-имеретинской Конторе. В числе присутствующих в Конторе должен состоять прокурор V класса, знающий русский и грузинский языки, как для наблюдения за исправным течением дел по Конторе и дикастерии, так и для охранения недвижимого церковного имения от неправильных притязаний, при чем в помощь ему определялись три стряпчих обер-офицерских чинов, долженствовавших иметь местожительство: один в городе Гори, другой в Телаве, а третий в Кутаисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 мая Московская синодальная контора приняла определение, в котором говорилось, что у иноков-имяславцев «нет оснований к отступлению, ради учения об именах Божиих, от православной Церкви» . В изложении о. Антония (Булатовича) суд не нашел ереси в исповедании имяславцев, а бывшие подсудимые получили позволение священнодействовать. Согласно еще одной версии, Святейший Синод решил дело имябожников прекратить, объявив, что оно откладывается на неопределенное время. «По слухам, такой неожиданный оборот дело приняло после доклада В. Саблера в Ливадии», где находился император Николай II . Положительное решение Московской синодальной конторы по делу имяславцев оказало прямое влияние на судьбу лишь нескольких десятков мона­хов – главным образом тех, кто находился в эпицентре борьбы и потому мог следить за происходившим. Абсолютное же большинство изгнанных с Афона иноков, разбросанных по епархиям Российской империи, продолжало оставаться в неведении относительно своей судьбы. Многие епархиальные ар­хиереи, настоятели монастырей и приходские священники и после решения Синодальной конторы руководствовались прежними директивами Синода и не допускали имяславцев к причастию . 10–24 мая решение Московской синодальной конторы было частично признано Святейшим Синодом, который позволил имяславцам занимать посты в Православной Церкви без формального покаяния, но определил, что само учение все еще нужно считать ересью. Митрополит Макарий, получив в августе 1914 г. официальную телеграмму обер-прокурора Синода Саблера, в которой ему предлагалось допустить к священнослужению тех из оправданных иноков, которых он найдет достойными, немедленно снял канонические прещения с примерно 20 лиц и сообщил об этом телеграммой обер-прокурору, а потом разрешил служить и другим. По-иному представлял вопрос об имяславцах известный российский философ А. Ф. Лосев. Он считал решение Святейшего Синода двусмысленным и отмечал: «Строго говоря, даже и сегодня вопрос об имени Божьем продолжает оставаться для церковных властей непроясненным и запутанным». В 1915 г. московский митрополит Макарий (Невский) и независимо от него киевский митрополит Флавиан (Городецкий) предписали снова принимать в монастыри имяславцев без покаяния, так как их учение приемлемо для православия. Святейший Синод не препятствовал подобному решению .

http://sedmitza.ru/lib/text/10181881/

Присутствие Конторы составляют: Первоприсутствующий Митрополит Московский (а в его отсутствие,– его викарий), один или два из настоятелей Московских ставропигиальных монастырей. При необходимости, может быть назначено и большее число членов. Все они назначаются Высочайшими повелениями по представлению Св. Синода. Канцелярия состоит под началом Прокурора Конторы. Подведомственный Конторе круг вопросов невелик. Ей предоставлено управлять так называемыми ставропигальными монастырями (исключая Соловецкий), Успенским собором и Московским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей, смотреть за прибывающими в Москву духовными лицами, наконец, снабжать епархии св. Миром. С 1892 г. при Моск. Синод. Конторе учреждено Училище церковного пения. Грузино – Имеретинская Контора (в Тифлисе). Учреждена в 1814 г.; состоит из председателя – Экзарха Грузии (архиепископа Карталинского) и 4-х членов (настоятелей монастырей и протоиереев). При ней также есть Прокурор и канцелярия. Круг ее ведомства обширнее, чем у Московской Конторы. Ей принадлежит общее управление церковными делами в Закавказском крае и заведывание там церковным имуществом, избрание и представление Св. Синоду кандидатов на архиерейские кафедры, судебная власть в качестве 1-й инстанции по брачным делам, по проступкам духовных лиц, и по прочим делам, имеющим отношение к дух. суду. Епарх. архиереи края представляют ей отчет по своим епархиям, доносят о важнейших делах и случаях разногласий и т.п. О своих распоряжениях она доносит Св. Синоду. Канцелярии. Синодальная. Посредством ее в Св. Синоде происходит делопроизводство. Она представляет собой учреждение, равное с канцелярией Сената и состоит в ведении синодального Обер-Прокурора, имея во главе Управляющего. Ее деятельность обширна и происходит в порядке, общем для канцелярий высших государственных учреждений. В ней 6 отделений С Обер-Секретарем в каждом, и др. Чиновниками. б) Обер-Прокурора Св. Синода. По упразднении министерства дух. дел, в ведение Обер-Прокурора перешло одно отделение департамента этого министерства (первое, заведовавшее дух. делами греко-российского исповедания). Впоследствии (в 1839 г). оно слилось с учрежденной (1836г). канцелярией Обер-Прокурора. Канцелярия находится в положении, равном с канцеляриями Министров. Состоит из 3-х отделений, под управлением Директора. В ней производятся дела, касающиеся власти и деятельности Обер-прокурора. Кроме того, при канцелярии Обер-Прокурора состоит Юрисконсульт с помощником. Для обсуждения дел особой важности составляется консультация из управляющих центральными синодальными учреждениями, их помощников и Юрисконсульта, под председательством Товарища Обер-Прокурора. Хозяйственное Управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

О тех же, которые по собранным сведениям оказалась бы причастными к предосудительным поступкам и вообще неблагонадежными или особенно молоды, представить синодальному советнику архимандриту Иерофею с „обстоятельными выписками“ для рассмотрения. Равным образом при представлениях протоинквизитора об определении провинциал-инквизиторов и инквизиторов „опасно рассматривать“ способны ли к сему званию рекомендуемые лица, отличаются ли воздержанием и не сурового ли нрава, а о тех, которые по таковом рассмотрении окажутся достойными, представлять синодальному советнику, а в небытность его в Москве синодальному члену. К определению в инквизиторы рекомендовать лиц, достигших сорокалетнего возраста и моложе этого возраста не производить в провинциал-инквизиторы. Для успешного прохождения обязанностей асессору были даны для соображений копии с инструкций прокурорской и инквизиторской. 117 Из рассмотрения требований этой инструкции открывается, что Контора инквизиторских дел с заведующим оной ставилась в общем порядке делопроизводства в близкое и солидарное отношение с Московской синодального правления канцелярией, когда оной управлял синодальный советник Иерофей, архимандрит Новоспасский, ведавший инквизиторские дела, а в отсутствие его – с Московской духовной Дикастерией, где председательствовал синодальный член Леонид, архиепископ Крутицкий. Действительные факты подкрепляют этот вывод, представляя деятельность Конторы инквизиторских дел сопряженной с деятельностью Московской синодального правления канцелярии. В организованное таким образом присутствие Инквизиторский приказ препровождал донесения инквизиторов, равным образом сюда же и Св. Синод направлял поступавшие к нему донесения тех же лиц. 118 Московская синодального правления канцелярия с особо образованным при ней присутствием конторы и оставалась надлежащим учреждением для производства инквизиторских дел. Когда в 1727 году у Св. Синода созрела мысль о прекращении деятельности инквизиторского института в виду обнаруженных со стороны инквизиторов злоупотреблений и непорядков, в то время Синод предписал Московской синодального правления канцелярии собрать надлежащие справки в своих делах, также в Московской духовной Дикастерии, а в Приказе инквизиторских дел о том „кто, когда, куды из каких чинов в провинциал-инквизиторы и инквизиторы, с каким свидетельством определены, и учинина-ль от кого-либо из них хотя малая какая правильная польза, также от кого из них противные явилась поступки, и что каких известий и дел о тех их непорядках находится, дабы то все изыскано и расписано было без всякого упущения и те выписки из оной Московской синодальной канцелярии прислать в С.-Петербург в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Мне кажется, цель Синодального училища такова: окончивший там курс должен быть серьезно образован, развит и обладать положительными музыкальными знаниями. Все остальное сделают талант, свободно-разумный труд и постепенно приобретаемый опыт. Мне даже кажется (развивая несколько вышесказанную мысль), что от Синодального училища надо ждать чего-то еще более важного. Регенты без особенно разностороннего образования могут выходить из музыкальных классов при духовных и учительских семинариях, из специальных регентских классов, имеющихся в разных епархиях. Таких питомников в России много. Московское Синодальное училище на все наше обустроенное отечество – одно. Ему одному под силу заботиться об образовании композитора русской духовной музыки, перед которым теперешние передовики в этом отношении покажутся лишь сынами переходного времени. С совершенным почтением преданный и всегда готовый к услугам Сем. Кругликов». 76 В отчете П. И. Нечаева , ревизовавшего деятельность Синодального училища по поручению Синода, было отмечено, что учебно-воспитательная и хозяйственная части находятся в удовлетворительном состоянии и в них можно отметить лишь частные недостатки. Однако большинство этих частных замечаний было направлено против самостоятельности директора и на усиление власти прокурора Синодальной конторы (например, директор не мог самостоятельно решать вопросов приобретения книг в библиотеки, установления мер наказаний для воспитанников и вообще не имел права в отсутствие прокурора хоть в чем-то изменять заведенные ранее порядки). В отношении Смоленского ревизор вынес также особое определение, где говорилось: «Смоленский при хорошем знании церковного пения, а также любви к нему и к музыке был бы весьма полезным деятелем, если бы при этом обладал надлежащим административным тактом, внимательнее относился к внутренней стороне училищной жизни и не размерял задач училища введением в учебные занятия воспитанников некоторых музыкальных требований, уместных более в консерватории, чем в строго церковно-певческом училище». Далее Смоленскому ставилось на вид стремление к самовластию и превышение прав директора: «И, хотя в действительности уставом с точностью определены права и обязанности директора училища, а равно и указанные подчиненные его отношения к прокурору Синодальной конторы, г. Смоленский доселе не может примириться со своим положением и при каждом удобном случае пытается выходить из пределов полномочий, предоставленных ему уставом». (Металлов, с. 81.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

494 Первоначально мысль об установке памятника Смоленскому зародилась в дни празднования 25-летия реформированного Синодального училища, и тогда же определился ответственный за это дело – П. Г. Чесноков. Около 1912 года по инициативе П. Г. Чеснокова в Москве было создано Общество вспомоществования бывших воспитанников Синодального училища, которое подтвердило решение о бюсте Смоленского, а также постановило организовать ежегодные концерты Синодального хора из сочинений выпускников училища. В кассу Общества был передан денежный фонд А. А. Ширинского-Шихматова (РГАЛИ, ф. 662, on. 1, 43, лл. 2–3). Открытие бюста состоялось 28 октября 1913 года, о чем журнал «Хоровое и регентское дело» сообщил в следующей заметке: «Скромное торжество состоялось в зале Московского Синодального училища церковного пения 28 октября настоящего года: поставлен бюст-памятник первого директора училища, известного деятеля в области церковного пения С. В. Смоленского. Постановка бюста принадлежит инициативе бывших учеников Степана Васильевича по Синодальному училищу и является данью их любви и уважения к памяти любимого учителя. Все необходимые средства были собраны по подписке исключительно между бывшими учениками Степана Васильевича. Труды по сбору надобной суммы и все хлопоты по устройству и постановке бюста принял на себя ученик покойного, известный духовный композитор Павел Григорьевич Чесноков. Это скромное, но памятное для всех присутствовавших на нем торжество собрало в зал Синодального училища не только бывших учеников Степана Васильевича, но и бывших его сослуживцев и почитателей. Перед открытием бюста протоиереем В. И. Кедровым в сослужен и с протодиаконом К. В. Розовым, при пении Синодального хора, была отслужена панихида, по окончании которой было снято покрывало с бюста. Затем П. Г. Чесноков, передав в нескольких словах ход устройства бюста, отметил, что доброе участие и содействие оказали два лица – прокурор Московской Синодальной конторы Ф. П. Степанов и автор бюста, московский скульптор Н. А. Андреев. После этого от имени бывших учеников Степана Васильевича, принимавших участие в постановке бюста, П. Г. Чесноков передал его в ведение администрации Синодального училища». Кроме того, речи произнесли: заведующий Регентско-учительскими курсами при Регентском училище Смоленского в Петербурге П. А. Петров, а также педагоги Синодального училища Н. Р. Кочетов и А. Я. Дубинин. Скульптору, отсутствовавшему на открытии, была послана приветственная телеграмма (Хоровое и регентское дело, 1913, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Синоду или конторе, а из епархиальных соборов самому преосвященному представить. Ни каких ризничных вещей, на которых есть жемчуг и каменья, так и окладов в состоящих под ведомством св. Синода соборах или синодальной конторы, а в епархиях без дозволения епархиальных архиереев, не переделывать; а когда надобность того востребует, о том куда кому надлежит представлять со мнением. По чему синодальной конторе и епархиальным архиереям решения чинить на основании законов, с надлежащею, чтоб при том ничему траты и перемены последовать не могло, предосторожностью. (Ук. св. Син. 9 апр. 1775 г. пунк. 3, 5 и 6). Указом св. Синода 4 августа 1782 г. предписано, чтобы, для осматривания чистоты и опрятности в Московских Успенском и Благовещенском соборах, от Московской синодальной конторы, а в епаршеских (соборах) от епархиальных преосвященных архиереев определяемы были нарочные духовные персоны, и все ли так как указом предписано, по прошествии каждого года требовать от них, а о целости ризниц и прочего от тех, в чем где хранении и под чьим присмотром оные находятся, рапортов о том же конторе св. Синода, по прошествии каждого года, в январе месяце рапортовать 58 . 32 . Запрещаются в церквах православных украшения излишние и не свойственные святости места, нарушающие достодолжное к дому Господню уважение и пристойнейшее для оного благолепие (т. XIV уст. о пред. и прес. Преет, ст. 91 изд. 1890 г.). В украшении иконостасов, Высочайше повелено избегать резных изображений над оными, так как они, кроме опасности, которая может произойти и от ветхости, большею частью бывают изваяны очень худо, без соблюдения надлежащей правильности (Ук. св. Син. 2 июля 1835 г.). 33 . Существенную необходимую принадлежность правосл. храма составляют св. иконы, а потому, на основании постановлений VII вселенского собора, неискусно писанных икон в церквах не иметь. Правило 88 VI вселенского собора запрещает изображать иконы Спасителя, под символическими знаками в виде агнца. Также точно вселенские соборы запрещают употреблять изображения «обояющие зрение и производящие воспламенение нечистых удовольствий» (IV 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010