синоду синодальным обер-прокурором; здесь сосредоточиваются дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения св. синода и подведомственных ему мест и лиц, дела о присоединении к православной церкви иноверцев, о смешанных браках, о перевозе мертвых тел и многие другие дела. Вообще же распределение предметов между отделениями канцелярии принадлежит обер-прокурору. При обер-прокуроре существует должность товарища, с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров. Кроме того, для рассмотрения дел, присылаемых на заключение обер-прокурора из сената и из других ведомств, а также для изготовления проектов представлений по вопросам, требующим законодательного разрешения, существует при обер-прокуроре юрисконсульт с своей канцелярией. До сих пор сохранилась еще московская синодальная контора, которая заведует московским синодальным домом с церковью двенадцати апостолов, с синодальной ризницей и с синодальной библиотекой, управляет ставропигиальными монастырями, т. е. изъятыми из подчинения епархиальной власти (большая часть которых находится в Москве), распоряжается освящением св. мира, хранением и рассылкой его по епархиям; но миро освящается также и в КиевоПечерской лавре. Личный состав конторы образуется из московского митрополита, как первоприсутствующего, из одного или двух архиереев – живущих в Москве на покое или управляющих московскими монастырями, и из протопресвитера Успенского собора. Заседания московской конторы закрываются на то время, когда св. синод, по случаю коронации, переносит свои заседания из С.-Петербурга в Москву, и напротив в С.-Петербурге на это время открывается с.-петербургская синодальная контора, закрываемая немедленно с переездом св. синода обратно из Москвы в С.-Петербург. При конторе находится канцелярия; управляющий канцелярией есть вместе прокурор конторы, подчиненный обер-прокурору св. синода. Для заведования специальными отраслями церковного управления существует при св. синоде несколько учреждений. 1) Духовно-учебный комитет, состоящий, под председательством духовного лица, из девяти членов духовных и светских, обсуждает подлежащие разрешению главного духовного управления вопросы по учебно-педагогической части (о программах преподавания, об учебниках и руководствах и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В настоящее время, по штату 1872 года, всех обер-секретарей Св. Синода шесть и четырнадцать секретарей (7 старших и 7 младших). 2) Синодальные Конторы: a) Московская. Заменив собою патриарха, постоянно жившего в Москве и унаследовав епархиальную его власть, Св. Синод мог заведовать делами бывшей патриаршей области не иначе, как чрез особое местное учреждение. Кроме этого он, в первые годы своего существования, нередко должен был иметь свои заседания в Москве, откуда ему иногда приходилось возвращаться в Петербург, не окончив некоторых дел. Для окончания их и для управления делами патриаршей области, учреждены в Москве: в 1722г. «Духовная Дикастерия», a в 1723г. «Московского синодального правления Канцелярия». Первая заведовала замещением священно-церковно-служительских мест в приходах патриаршей области и наблюдала за благочинием в церквах этой области, a потому находилась в управлении архиепископа крутицкого или сарского с некоторыми архимандритами. Вторая же, вверенная синодальному советнику из архимандритов, с двумя при нем ассесорами, кроме рассмотрения оставленных Св. Синодом дел, имела высшее наблюдение над всеми находившимися в Москве духовными учреждениями, (как-то: Приказами:–Монастырским, Казенным, Дворцовым, Инквизиторским, Розыскною раскольнических дел Канцелярией и Духовною Дикастериею). Все эти учреждения писали в Канцелярию доношения «под титлом Св. Синода», тогда как Канцелярия посылала к ним «указы». В 1727г. Дикастерия и Канцелярия составили одно учреждение под властью архиепископа Крутицкого прежним названием «Московской Синодального правления Канцелярии». С 3 Декабря 1742г. Канцелярия эта получила название «Московской Св. Правит. Синода Конторы 45 . С образованием в 1744г. самостоятельной московской епархии, почти все епархиальные дела патриаршей области отошли от ведения Св. Синода и сосредоточились в московской духовной консистории. Ныне в Московской Синодальной Конторе под председательством московского митрополита (который носит с 1868г. звание первоприсутствующего Конторы), или, в случае отсутствия его, под председательством викария его, присутствуют: один архимандрит и один протопресвитер, определяемые на свои должности Высочайшим повелением по представлению Св. Синода. Ее ведению подлежат: московские соборы, за исключением Большого Успенского, подчиненного с 1884 года (опред. Св. Синода 4–11 Июля) московскому митрополиту, a также все ставропигиальные монастыри и московский синодальный дом с его церковью и синодальною ризницею; право представлять кандидатов в настоятели ставропигиальных монастырей, протопресвитеров Успенского, Благовещенского и Архангельского Соборов; надзор за приходящими в Москву белыми священнослужителями, a также высший надзор за монашествующими лицами всех московских монастырей; ей же предоставлено право (Ук. 1731г. 29 декабря и 1767г. 8 августа) освящать миро и рассылать его по епархиям 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Московская синодальная контора учреждена была в 1721 году по подобию сенатской конторы в Москве. Сенат и другие коллегии по учреждении своём часто перебирались из Петербурга в Москву и, возвращаясь на постоянное своё пребывание, оставляли конторы в Москве, поручая им наблюдение за подведомыми им лицами и местами. Синод, часто имевший пребывание в Москве, при возвращении своём в Петербург, учредил в Москве контору для наблюдения за церковным управлением в московской синодальной области. В синодальной конторе, которая называлась в первое время синодальной канцелярией, указом Синода велено присутствовать члену Св. Синода архиепископу крутицкому Леониду с двумя архимандритами. При синодальной конторе был прокурор, который состоял в зависимости от обер-прокурора Св. Синода. Прокурору поручено было наблюдение за порядком делопроизводства в подведомых Св. Синоду присутственных местах. В 1727 году синодальная контора была закрыта, и дела её переданы московской духовной дикастерии. В царствование Анны Иоанновны высочайший двор часто имел продолжительное пребывание в Москве. Тогда Синод и Сенат также переправлялись из Петербурга в Москву. В 1731 году Сенат, возвращаясь из Москвы, оставил здесь часть Сената. Синод также оставил в Москве отделение Синода, которое приняло название Св. Правительствующего Синода в Москве. В 1734 году московский Синод соединился с петербургским, а на место московского Синода учреждена была синодальная канцелярия, которой подчинены были все учреждения синодального ведомства, находящиеся в Москве. С 1742 года синодальная канцелярия стала называться Московской синодальной конторой. Контора заведует Успенским собором, синодальным домом и церковью 12-ти апостолов с синодальной ризницей и библиотекой, управляет московскими ставропигиальными монастырями, заведует рассылкой св. мира по епархиям и наблюдает за иногородними лицами духовного звания, прибывающими в Москву. Московская синодальная контора в составе членов своих имеет митрополита московского в качестве первоприсутствующего, одного или двух настоятелей ставропигиальных монастырей и протопресвитера Успенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Но, по нашему мнению, вместо того чтобы ограничиваться полумерами, нужно действовать так, как того требуют обстоятельства. Именно: сопредельная с Библиотекой Синодальная Контора и Контора Синодальной Типографии, как известно, давно уже находятся в заведывании одного лица. Как хотите, а в этом факте выразилось сознание высшего начальства, что ту и другую конторы давно уже следует соединять окончательно, и разумеется сообразнее с делом Контору Синодальную перевести в Типографскую, а не наоборот, или первую присоединить к канцелярии Святейшего Синода. Другие говорят, что круг деятельности Синодальной Конторы слишком ограничен, так что вся эта деятельность может быть сосредоточена в руках одного лица, или легко может уместиться в одном столе Московской Духовной Консистории; но думать так мы не смеем. Иначе зачем же эта контора существует столько времени и притом занимает собой столько места (большую половину Синодального дома), да еще и в Кремле, где, как справедливо замечает г. Погодин, дорог каждый шаг? Как бы то ни было, но с упразднением или переведением Синодальной Конторы, напр. хоть в Московскую Консисторию, очистилось бы более 5 огромных зал в одном этаже и рядом с Синодальной Библиотекой, и в таком случае типографские рукописи, старопечатные книги и иностранные издания там могли бы быть размещены с отличным удобством, даже роскошью 55 . В таком случае в залах Библиотеки, или в ближайших к ним может быть устроено и помещение для ученых, занимающихся синодальными рукописями. Квартиры конторских чиновников тогда можно будет занять под квартиры синодальных библиотекарей, которых штат давно бы пора увеличить, даже независимо от вопроса о присоединении к Синодальной Библиотеке книг и рукописей из Типографской Библиотеки. В заключение разбора мнения г. Безсонова об исторических судьбах и современном составе Типографской Библиотеки, мы должны бы теперь хоть в беглом обзоре показать содержание каждого из упомянутых нами ее отделов. Но это ввело бы нас в мелкие библиографические подробности, и заставило бы выйти из пределов нашей статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Антиминсы с рисунком 11-й находятся в ризнице Александро-Невской лавры 1759 года 180 . Рисунок отличается обилием украшений, в стиле рококо, и особым расположением предметов и лиц. В нем все четыре Евангелиста с их символическими лицами изображены внизу рисунка, по два Евангелиста вместе. Аттрибуты страданий Христовых, находящиеся по той и другой стороне изображения положения во гроб Господа, переплетаются с листьями и раковообразными фигурами рококо. От креста видна одна только небольшая вертикальная часть столпа. Крест Господень закрыт вверху облаками с всевидящим оком, а внизу лицами, стоящими при гробе. Ангелы присутствуют при гробе без рипид и свечей, с сложенными благоговейно на груди руками. У гроба лежит терновый венец и стоит сосуд с миром. Ни над одним лицем нет надписи. Надписи же вверху и внизу антиминса, кем, когда он освящен и тому подобное, напечатаны гражданскими буквами. Этогь антиминсный рисунок тонкостью своей работы, изяществом, художественным расположением фигур отличается от других антиминсных рисунков и превосходит их. Из дел Св. Синода мы видим, что антиминсный рисунок составлен Гриммелем 181 . Дело о печатании антиминсов, имеющих указанный рисунок, началось в 1752 году апреля 27-го. Бывшая в Москве контора Св. Синода взошла в этом году с донесением в Св. Синод, что имеющиеся в типографской конторе три антиминсныя доски трех образцов, от большого употребления их, почти выпечатались и, по усмотрению Синодальной конторы, оказались безнадежными к тиснению, и предлагала на благоусмотрение Св. Синода, не соблаговолит ли он приказать сделать в Академии Наук для печатания антиминсов доски на меди искуснейшим мастерством, на счете типографской конторы. Св. Синод, согласно предложению Синодальной конторы, приказал послать в Канцелярию Академии Наук три антиминсные образца, для вырезания изображения на новых медных досках одинаковой величины, требуя, чтобы изображения были исполнены художественно и искуснейше грыдорованною работою. Для вырезывания на меди, Св. Синод указал на обучающихся в оной Академии синодальных учеников, которые должны были вырезать под присмотром мастеров Академии, и сделать всю работу в непродолжительном времени. Медные доски и прочее, что к тому будет принадлежать, Св. Синод велел употребить на счет Московской типографии. По окончании работы доски должны быть присланы в Св. Синод, с объявлением употребленного кошту на дело тех досок, который в оную Академию Наук имеет быть возвращен без удержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При этом на самого Гавриила сыпались нарекания в том, будто в выходе книг есть «неисправа», и будто книги печатаются не так чисто, как прежде, и типографии после того, как приняты им в заведывание, пришли «в конечное раззорение». Посему Гавриил, указывая на то, что он против прежнего положил многое тщание, чтобы привести типографии в лучшее состояние, и что при нем ни в с.-петербургской, ни в московской типографиях не печаталось новых, кроме начатых при прежних директорах книг, просил Св. Синод, в виду других его занятий, освободить от заведывания типографиями и уволить от протекторства. Св. Синод на этот раз не внял просьбе Гавриила. В 1724 г., пользуясь назначением Замятина директором московской типографии и обстоятельством возвращения Св. Синода из Москвы в С.-Петербург, Гавриил 11-го октября вновь просил Св. Синод «дабы повелено было директорам типографий как в казне, так и в прочих делах быть в ведомстве Св. Синода, а что до печатания книжного и к тому приключающихся делах надлежит, надзирать он будет; понеже для помянутых дел собственная контора не определена, и таковой конторы, которая бы директорами повелевала, не имеется, и кроме канцелярии синодальной быть не надлежит». Св. Синод и на этот раз не дал решения. В 1725 г. Гавриил снова возобновил свою просьбу; при этом ссылаясь на то, что «все синодальныя конторы раскассованы и взяты от советников в ведение Св. Синода» просил, чтобы и его контора «уравнительно от ведения его отрешена была, жалуясь вместе, с сим на то, что директора и секретари типографские обращаются к нему с вопросами по разным делам», а он, не смея чинить резолюций, подает доношения в Синод, отчего происходит замедление в делах и напрасный труд, какой он сам несет, понеже особенной на то конторы не определено и определять не для чего». В настоящий раз Св. Синод внял представлению Гавриила и освободил его от обязанностей протектора. В звании протектора Гавриил наблюдал над типографиями и типографскими конторами, а также печатанием в типографиях книг, которое происходило под ближайшим присмотром справщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

809 23 апреля 1740 г. граф Мусин-Пушкин доносил, что Синод требует положенных на его штат 15327 руб. 89 1/2 коп. тогда, как на лицо только 1582 руб. 96 3/4 коп., которые и отпущены в счет требуемой суммы в Московскую Синодальную Канцелярию, а остальные выплатить не из чего, так как сумма на сентябрьскую треть 1738 г. и на весь 1739 г. употреблена на выделку ружья в Туле и др. расходы, а на Синодальных Приказах еще числится недоимки 32335 руб. 47 коп. В виду изложенного Мусин-Пушкин проектировал выплачивать Синоду по мере взыскания недоимки. Резолюция на докладе последовала такая: Всю определенную сумму выдать из Коллегии Экономии из определенных на штат Св. Синода денег, или, если недостанет, – из других. П.С.З. XI, 8072. 810 Для уплаты Венгерскому и проч. гусарским полкам жалованья Сенат приказал Коллегии Экономии выдать 6738 руб. из оставшихся после духовных персон за неимением в Военной Конторе наличных денег. Из разных учреждений на этот предмет требовалось всего 42976 руб. 23 коп. М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 298 д. 5242. 811 Характерный пример затруднительности и путаницы в расходах Коллегии Экономии представляется в следующем: по счетной выписи Штатс-Конторы по указам Анны Иоанновны и Сената Коллегией Экономии было издержано в 1737–1740 гг. за счет Штатс-Конторы 31557 руб. 18 коп. Из них Коллегия приняла на себя в счет своего долга Конторе 14920 руб. 6 коп., а за Штатс-Конторой осталось долга 16627 руб. 12 коп. В свою очередь в 1743 году Контора насчитала долгу на Коллегии Экономии – 141024 руб. 46 1/4 коп. Коллегия приняла на себя только 3639 руб. 62 1/4 коп., как израсходованные на назначения, положенные по штату, т.е. Грузинскому архиепископу Иосифу; Иосифу, епископу Белорусскому; на канцелярские расходы Санкт-Петербургской Конторы Коллегии Экономии и т.д. Остального долга Коллегия на себя не приняла по следующим основаниям: 1)15267 руб. 68 коп., израсходованных Штатс-Конторой на ремонт московских церквей, монастырей и проч. потому, что на это никаких доходов К. Э. не положено, а напротив указом 1737 г. велено ремонтировать Штатс-Конторе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Настоятели ставропигиальных монастырей о ищущих пострижения в монашество представляют на рассмотрение Московской Святейшего Синода Конторы. (Указ. 14 Марта 1804 г.) Московской Святейшего Синода Конторе предоставлено право разрешать по ведомству ее обоего пола пострижение послушников в монашество, на основании существующих узаконений, не испрашивая каждый раз разрешения Святейшего Синода, и доносить об этом во известие по окончании каждого года. (Указ. 31 Августа 1832 г. п. д. ср. Указ. 24 Сент. 1787 г.) В отношении к ставропигиальным монастырям, Контора наблюдает за поведением в них монашествующих и принимает меры к устранению открывающихся нестроений и беспорядков. (П. 14 Инстр. 29 Апреля1763 г.) Московская Святейшего Синода Контора наблюдает за правильным ведением хозяйства в Ставропигиальных монастырях, сохранением их имущества, ризницы и т. п. (Указ. 17 Июля 1788 г. П. С. 3. 16688. Указ. 7 Апреля1775 г.) Настоятели Ставропигиальных монастырей, без ведома Московской Святейшего Синода Конторы, от монастырей своих далее 20 верст, да и то на короткое время, отнюдь никуда самовольно отлучаться не должны. (Указ. 9 Сент. 1774 г. П. С. 3. 14187.) Контора имеет наблюдение за приходящими в Москву из разных епархий лицами монашествующего и белого духовенства, дабы эти лица беспутно не волочились. (П. 14 Инстр. 29 Сент. 1763 г. п. 8 Инстр. 14 Декабря 1744 г.) В отношении к делам и случаям, которые не предусмотрены в данных инструкциях, Контора обязана руководствоваться правилами Св. Отец и законами гражданскими. (П. 16 Инстр. 14 Декабря 1744 г.) Расписание доходов арендной певческой суммы в Москве и произведенных из нее расходов составляется Московскою Святейшего Синода Конторою, по форме смет духовно-учебных заведений, и представляется на утверждение Святейшего Синода не позже 15 Ноября. (Опред. Св. Синода 21 Мая – 5 Июня 1873 года.) Московской Синодальной Конторе предоставлено право расходования на производство починок и поправок, без разрешения Святейшего Синода, из состоящих в ведении Конторы источников до 2000 р. (Указ. 30 Марта 1867 г. по Выс. пов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Конечно, обществу небезынтересно знать, какими же соображениями руководствуется московская синодальная типография в своей орфографии и насколько тверды выставляемые ею основания для оправдания своей практики? У нас под руками любопытный документ, проливающий свет по этому предмету, а именно отзыв конторы московской синодальной типографии, представлявшийся в начале 1880 года г. Синодальному Обер-Прокурору Д.А. Толстому. Судя по тому, что вслед за этим отзывом конторы московской синодальной типографии наши богослужебные книги в С.-Петербурге и Киеве стали печататься согласно орфографии московской печати, надо полагать, что этот отзыв для высших духовных сфер имел решающее значение, так что московскую синодальную типографию в этом случае можно справедливо считать руководительницею и вдохновительницею существующей в наших богослужебных книгах орфографии в способе печатания имен Божиих, собственных и названий священных предметов и лиц. Вот те основания, какие приводятся московскою синодальною типографией в отзыве ее конторы. Последняя заявляет, что имена Божии хотя и печатаются не с прописными, как в книгах гражданских, а с строчными начальными буквами, но взамен того над этими именами разно как и над другими священными словами, везде ставится покрытие или титло, употребляющееся в церковной печати не для сокращения письма, как в древних рукописях, но единственно, как почетный знак. Отличение или «почитание» титлом имен Божиих и священных слов издревле составляет одно из первых правил церковнославянского правописания. Благочестивые орфографы старого времени, замечает контора, больше всего наблюдали, чтобы имена Божии и священные слова никак не смешивались в правописании с другими словами, но всегда были отличаемы от них взметом или покрытием, т. е. титлом «яко венцом славы». С этою целию в «Алфавите» или орфографическом наставлении первой половины 17 века все слова разделяются на три разряда, т. е. на означающие «святость, посреднее (обыкновенное) и отпадшее». Священные слова, над которыми должно ставиться титло, перечисляются там подробно и вместе указываются случаи, при которых какое-либо слово из высшего разряда ниспадает в низший и вследствие того лишается этого почетного знака; например: А. «Святых агглъ и святых аплъ и священных покрыто пиши сииречь под взметом: понеже что покрыто пишется, то свято, ангелов же сопротивника и апостолов не боговдохновенных и архиепископ не священных отнюдь не покрывай, но складом пиши: понеже враждебно Божеству и человеческому естеству. Врага и сопротивника и антихриста складом пиши. Смотри о сих в весь алфавит сей прилежно и не неради о сих», а в заключении преподается такое увещание: «и сего ради, господине, совет даем тебе о Христе и молим любовь твою. Господа ради, не смешай, яко-же рех, несмесная, во всем тщися святость от посредняго и от отпадшаго всяко отделяти, и почитай святость везде взметом и покрытием, яко свята сущи и честна и всякия похвалы и славы достойна».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Круг действий ее шире, чем Московской Синодальной Конторы. Она, вместе с экзархом, избирает достойных и способных к епархиальному управлению в Грузии, а равно и для замещения вакансии члена самой онторы, кандидатов (по неизвестности их Св. Синоду) и представляет их Св. Синоду; не входя в непосредственное управление епархиями Грузии, она, однако же, простирает на оные свое действие по представлениям епархиальных архиереев, от которых получает отчеты о доходах и расходах с тамошних церковных имений, отдаваемых в аренду с ведома Конторы; решает дела о расторжении браков, но при этом за недовольными ее определением остается право приносить жалобу Св. Синоду; судит священнослужителей, лишает их сана и по судебным приговорам налагает епитимии на светских лиц; разрешает важнейшие дела и недоуменные случаи по представлениям местных преосвященных – в Грузии и Имеретии (Полож. 17 Окт. 1814 г., ст. 9; П. С. З., а равно и по предложениям экзарха Грузии наблюдает за находящимися в тамошнем крае греческим духовенством и т.п. В имеющейся при ней канцелярии состоят: прокурор, два секретаря, переводчики и пр. (Высоч. утв. доклад Св. Синода 7 Авг. 1824 г.). Инструкция прокурору этой Конторы Высочайше утверждена 1 Окт. 1840 г. (П. С. З., 4) Хозяйственное Управление при Св. Синоде. Незадолго до учреждения Св. Синода восстановлен был (в 1701 г.) Монастырский Приказ, состоявший из светских чиновников, в заведовании которых находилось все церковное имущество, что возбуждало постоянный ропот архиереев (в том числе и св. Димитрия Ростовского ). Поэтому, Св. Синод в первом же своем заседании постановил сделать доклад Государю о подчинении церковных вотчин Синодальному управлению, так как «от гражданских правителей оне пришли в скудость и пустоту». Доклад был Высочайше утвержден, и чрез три года Монастырский Приказ был преобразован в Хозяйственное отделение при Синоде, под именем сначала Камер-Конторы, а потом Коллегии экономии, которая со временем перешла в ведение государства, а оставшаяся в распоряжении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010