У нас в России научные занятия церковным правом начались очень недавно. В первый раз преподавание этого предмета введено было в конце прошлого столетия в Московской славяно-греко-латинской духовной академии. В инструкции данной этой академии Московским митрополитом Платоном, предписывалось, между прочим, читать и объяснять Кормчую книгу, сравнивая содержащийся в ней старый славянский перевод церковных канонов с подлинным текстом их по вышеуказанному изданию Беверегия 10 . В 1798 г. указом св. Синода велено во всех духовных академиях читать и объяснять Кормчую книгу, конечно, по инструкции митрополита Платона (П. С. 3. 18726, п. 4). В правилах о преобразовании духовных училищ 1808 г. между предметами учения в Духовных академиях снова поименовано каноническое и церковное право русской церкви (П. С. 3. 23122, п. 83). Задача преподавания этого предмета теперь понималась гораздо шире. В проекте устава духов. академий, составленном на основании упомянутых правил, сказано было: «Каноническое право нашей церкви требует особенного внимания профессора, тем 6олее, что доселе не приведено оно еще в надлежащий порядок и должно быть поясняемо собственными его (профессора) изысканиями» (§ 153; ср. П. С. 3. 25673). Тут, также, как и в упомянутом синод. указе 1798 года, без сомнения, разумелось особенное право русской церкви. Общая программа системы этого права начертана была Комиссией духов. училищ в предложении С.-Петербургской духовной академии Комиссия предлагала правлению академии поручить способнейшему из преподавателей «выбрать из древних и новейших церковно-политических постановлений положения, касающиеся хода важнейших духовных дел, и представить их в особом хронологически-систематическом сочинении» 11 . В 1814 г. Комиссия снова поручала Правлению Спб. дух. академии составить по каноническому праву краткую систему, в которой собрать коренные правила церковного управления с доказательством оных из слова Божия, соборов и отцов (церкви), с прибавлением Духовного Регламента 12 . Но ни то, ни другое предписание не было и не могло быть исполнено. На тогдашних преподавателей церковного права в духовно-учебных заведениях возлагалась задача не только научным образом обрабатывать, но и собирать весь материал системы, а между тем преподавание этого предмета обыкновенно соединялось с преподаванием и других богословских наук. Само собою понятно, что первые опыты систематического изложения церковного права в духов. академии могли состоять только в более или менее удовлетворительном выполнении вышеизложенной официальной программы этого предмета. Понятно также, что все они носили по преимуществу богословский характер т. е. содержали в себе не одно церковное право, но и разные предметы из других богословских наук, хотя лучшие богословы того времени (напр., митр. Филарет) хорошо сознавали что эта наука «дальше всех других отстоит от центра богословских знаний».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Новый период в жизни Академии связан с именем выдаю­щегося иерарха XVIII столетия - митрополита Московского Платона (Левшина; 1775-1812), воспитанника, наставника, " полного Директора и Протектора " Академии, всей душой ее любившего. При нем начинается изменение всей ее жизни - как внешней, так и внутренней. Происходит значительная пе­рестройка в церковном воспитании учащихся, в методике пре­подавания, расширяется круг богословских и гуманитарных наук, делаются первые шаги преподавания на русском языке. Сам митрополит Платон составляет на русском языке автори­тетное учебное пособие " Христианское богословие " . Начинается борьба со схоластикой, обращается особое внимание на знание Священного Писания. Одновременно в обязанность Академии вводится публичное толкование Священного Писания, развива­ется в соответствии с канонами той эпохи искусство проповеди, образцовым примером в которой был сам митрополит. Одно перечисление новых и реформированных дисциплин в Акаде­мии говорит о многом: русская и общая церковная история, гражданская история, церковное право и пасхалия, церковное пение и устав, герменевтика, история философии, медицина, физика на совершенно новых началах, греческий язык (при этом Указом 1784г. определялось: " Из числа языков греческий предпочтительнее другим» преподаваем быть долженствует " 9), немецкий и французский языки. Митрополит Платон делает и еще один решительный шаг: он прекращает практику вызова наставников из Киева, пополняя преподавательский состав из выпускников собственной Академии. Этим прерывалась не только дурная традиция, но и устранялся существенный фак­тор проникновения в Академию духа и идей, нередко чуждых Православию. Подводя итоги жизни Славяно-греко-латинской Академии за 130-летний период (до 1814г.), можно сказать, что хотя ста­новление ее прошло далеко не беструдно, тем не менее, она да­ла Церкви и народу многое. Благодаря ей началось развитие наук как богословских, так и естественных и гуманитарных, возникли первые высшие учебные заведения в России. Акаде­мия воспитала многих будущих иерархов и государственных деятелей, философов и ученых, поэтов и богословов не только своей Церкви и своего народа, но и других Поместных Церк­вей, и других наций.10

http://radonezh.ru/analytics/tri-veka-mo...

Для учеников, живших далеко от училища, учителя просили устроить общежитие, построив на школьном дворе 8 или 10 малых изб. Ученики считались своего рода корпорацией: их коллективные челобитья начальство принимало во внимание. В канцелярских бумагах немного указаний на ход преподавания в школе; но по указу о ее учреждении записавшиеся в нее могли учиться, " каких наук кто похочет " . Очевидно, и тому времени не чужда была идея предметной системы. Школа не упрочилась, не стала постоянным заведением: ученики ее постепенно расползались, переходили кто в славяно-греко-латинскую академию, кто в медицинскую школу при московском военном госпитале, устроенном в 1707 г. на реке Яузе под руководством доктора Бидлоо, племянника известного лейденского профессора; иные были командированы для дальнейшей науки за границу или пристроились в московской типографии; многие из помещичьих детей самовольно разъехались по деревням, т. е. бежали, соскучившись по матерям и сестрам. В 1715 г. последние учителя, оставшиеся в школе, были переведены в Петербург, кажется, в открывавшуюся тогда морскую академию. После о школе Глюка вспоминали как о смешной затее мариенбургского пастора, бесполезность которой заметил, наконец, и Петр. Гимназия Глюка была у нас первой попыткой завести светскую общеобразовательную школу в нашем смысле слова. Мысль оказалась преждевременной: требовались не образованные люди, а переводчики Посольского приказа, и училище Глюка разменялось на школу иностранных корреспондентов, оставив по себе смутную память об " академии разных языков и кавалерских наук на лошадях, на шпагах " и т. п., как охарактеризовал школу Глюка князь Б. Куракин. После этой школы учебным заведением с общеобразовательным характером оставалась в Москве только греко-латинская академия, рассчитанная на церковные нужды, хотя еще не утратившая всесословного состава. Брауншвейгский резидент Вебер, в 1716 г. уже не заставший школы Глюка, очень одобрительно отзывается об этой академии, где училось до 400 студентов у ученых монахов, " острых и разумных людей " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Опыт археологический, филологический и герменевтический». 85 Это издание перепечатано без перемен с издания 1806 года, «тщательнейше исправленного», как говорится в заглавии Толкования. 87 Симеон (в мире Савва) Крылов (1771–1824), из воспитанников Троицкой Лаврской Семинарии, с 1798 г. учитель той же Семинарии, с 1801 Моск. Славяно-греко-латинской академии, с 1810 ректор последней, с 1814 года ректор преобразованной Моск. Дух. Академии, с 1816 епископ Тульский, с 1818 Черниговский, с 1820 Тверской и с 1821 Ярославский, принимал живое участие особенно в редакции русского перевода Псалтири, почему и является подпись его под предисловием к изданию этого перевода. Срав. также речь его в генеральном собрании Ярославского отделения Росс. Библ. Общества в 1823 г., напечат. в Известиях Библ. Общ. за 1824 г. стр. 130 и дал. О нем самом см. С. К. Смирнова, Историю Моск. Сл.-гр.-лат. академии, стр. 362; его же, Историю Моск. Дух. Академии, стр. 378; Филарета Черниг. Обзор Рус. Дух. Литер. ч. 2, стр. 211–212. Для характеристики его срав. также Письма его к Парфению, еп. Владимирскому, напечатанные при редакции Прав. Обозр. 91 Разумеем первое Петербургское издание, так как первое Московское издание вышло из печати лишь в начале 1823 года. 92 См. отчеты Библ. Общества за 1821, 1822 и 1823 годы и Известия Общества за 1824 год. Срав. также Чистовича цит. Ст. В Христ. Чт. За 1872 г. ч. 1, стр. 441–442. 93 В 1822 году Филарет лишь в начала Августа прибыл в Петербург для присутствия в Св. Синоде, не быв перед тем почти целый год там. См. Письма его к родным, стр. 245–250. М. 1882. 94 См. у Чистовича в цит. ст. Христ. Чт. за 1872 г. ч. 1, стр. 440–441. У нас под руками имеется экземпляр первого издания Псалтири в русском переводе (Спб. 1822), поступивший в библиотеку Моск. Дух. Академии из книг покойного святителя Московского Филарета. На начальных двух листах переплета этого экземпляра находятся любопытные рукописные пометки, указывающие на то, какие именно места Псалтири в заседаниях переводного Комитета 6 и 28 Сентября (1822 г.) были исправлены. Это суть: III, 9; VIII, 1; X, 7; XI, 9; XIII, 1; XVI, 3, 4, 11; XXI, 30, 31; XXVI, 12; XXXVIII, 5; LXXXIX, 5, 6; CIII, 3, 5; CL, 7. Как очевидно из сличения этих мест с выше приведенными в письме Павского к Попову, они в большей части суть те же самые, что и последние. А этим устанавливается связь между тем, чего желал Павский в отсутствии Филарета и что решено в Комитете по прибытии последнего в Петербург в Августе 1822 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Московская духовная Академия заявила о своем тяжелом материальном положении 2 июля, 2012. Новостная служба Администрация, преподаватели и студенты Московской духовной академии обратились к читателям сайта МДА с просьбой оказать посильную помощь. Московская духовная Академия просит помощи! Администрация, преподаватели и студенты Московской духовной академии обратились к читателям сайта МДА с просьбой оказать посильную помощь. «Сейчас в жизни академии сложилась непростая ситуация, — сообщает сайт МДА. — С одной стороны наша любимая школа динамично развивается, с другой – острая нехватка средств ставит под угрозу не только процесс развития, но и само существование академии. Причины такой ситуации кроются в общем экономическом кризисе и нестабильном финансировании». Московская духовная академия является крупнейшей и старейшей духовной школой в Русской Православной Церкви. Основанная в 1685 году, тогда Славяно-греко-латинская академия была первой высшей школой в России. На сегодняшний день академия включает в себя не только бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру, осуществляющие подготовку пастырей и богословов, но и регентскую и иконописную школы. Также с 2001 года при Московской духовной академии действуют Высшие богословские курсы для мирян. Реквизиты для оказания помощи Московской Духовной академии: р/сч 40703810630740484109 к/сч 30101810400000000555 БИК 044525555 ИНН 5042016770 КПП 504201001 ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 В ОАО «Промсвязьбанк» г. Москва Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра В назначении платежа указать: «На текущие расходы Московской Православной Духовной Академии». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/mda-pomossh/

Правление Московской Духовной Академии положило мнением, которое и утверждено Его Высокопреосвященством Архиепископом Дмитровским и Кавалером, учинить следующее: 1) испытание всем студентам и ученикам, находящимся в прежней Московской Академии и Перервинской семинарии учинить Ректору Академии и кавалеру отцу Архимандриту Симеону, Ректору Московской семинарии отцу Архимандриту Евгению и Московского Знаменского монастыря Архимандриту Неофиту; 2) таковое же испытание студентам и ученикам Лаврской семинарии учинить членам Академического Правления Инспектору Архимандриту Филарету и церковной истории Бакалавру соборному иеромонаху Никанору; а ученикам Вифанской семинарии Ректору оной архимандриту Парфению, Бакалавру Академии соборному Иеромонаху Феоктисту и бывшему оной семинарии префекту соборному иеромонаху Макарию и по учинении испытания означенным лицам представить в Академическое Правление два списка студентов и учеников 1-х тех, которые окажутся способными поступить в богословское, философское и риторическое отделения, – 2-х тех, которые окажутся неспособными поступить в назначенные отделения препроводить по желанию их в Московскую и Спасо-Вифанскую семинарию; 4-е учеников низших классов бывшей Московской Академии оставить в оной на прежнем основании, жалованье учителям и содержание бедным ученикам производить из остаточной экономической принадлежавшей Академии суммы; 5-е учеников низших классов Перервинской семинарии по недостатку покоев для помещения их вместе с учениками вновь учреждаемой семинарии, перевести в прежде бывшую Московскую Академию, содержание же сиротам и бедным из числа их производить то самое, которое получали они в бывшей Перервинской семинарии, 6-е ученикам низших классов Лаврской и Спасо-Вифанской семинарий всем обучаться в Лавре и сиротам и бедным из них нанимать квартиры в состоящем при Лавре посаде из остаточных экономических сумм означенных семинарий; 7-е смотрителем низших классов определить в бывшей Московской Академии Знаменского монастыря Архимандрита Неофита, а в Лаврской семинарии бывшего префекта Вифанской семинарии соборного иеромонаха Макария, которому производить жалованье присвоенное Ректору уездного училища из остаточных экономических сумм, первому бывшей Московской Академии, а второму лаврской семинарии» 13

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В Москву он приехал, по его собственному заявлению, потому, что «слышал он, что великий государь на Москве хощет заводить школы, и он желал того, чтоб ему в тех школах быть учителем». В этих видах Белободский, не оставляя своих латино-лютеро-кальвинских заблуждений, хотел принять Православие, принять монашество и священный сан, чтобы только сделаться учителем задуманной в Москве школы. Но замыслы его были раскрыты в челобитной государю сначала Павлом Негребецким (православным польским шляхтичем, выехавшим в Россию в 1677 году с нашим варшавским резидентом Тяпкиным), а потом Сильвестром Медведевым, написавшим против него особое обличительное сочинение. Негребецкий в своей челобитной царю, писанной рукою Медведева и составленной, очевидно, при его деятельном участии, обличив еретические представления Белободского, указав на его лицемерное желание принять Православие, монашество и священный сан, лишь бы только сделаться учителем в московской школе, заявляет государю: «Еретики всяким образом, крещением и монашеством, тщатся христиан прельщати, яко начальницы их и многие учители такожде прелыцаху и прельщают, и ныне же наипаче твое православное царствие всячески прельстити тщатся; яко сие царство паче всех есть им завистно: зане чают ему и по астрологичным феноменам узнавают крепко силному быти и всем миром обладати. Того ради таковых пасторов своих верных и веры своей искусных, веру же нашу ложно не опасающихся приимати, к Москве посылают, чающе, яко они зде, в твоем царствии, таковою их прелестию проклятую свою веру ввести возмогут». Ввиду этого Негребецкий просит царя «сохранить правоверное свое царствие от сего прелестнаго еретика», молит царя: «Не даждь веры прелестному крещению его: яко он не крещается, но насмевается вере нашей крещением сим. Не даждь монашеству его веры: яко таковым же монашеством прежде и начальник их Лютер и иные тоя ереси еретики прелыцаше люди. Ни клятве его даждь веры: яко и Арий и инии еретики ложно клявшеся пребыти в православной вере, обаче оно проклятие преступивше, ереси своа разсеяху» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Кто еси ты и хощеши грамматику учити – учися гречески; Яко да право, а не противно пишет, – учися гречески; Аще гречески не ведает, вредит именам вещем, Аще гречески не ведает, не право глаголет имена вещем. Язык греческий возбраняет неправыя стихи писати; Чтение, еже Плиния услаждает, – учися гречески; Аще книги святыя учити хощеши, – учися гречески; Иеронима, яко да разумеешь, бодрствуй и ты, – учися гречески; Яко да не пишешь погрешительных стихов, – учися гречески; Аще что доводити хощешь, – учися гречески; Ведати кто хощет матемаку, – учися гречески; Художество дохтурское знати аще желает, – учися гречески: Всем бо немощам имена названи гречески, Греческое имя всем изображениам приличествует, Свободныя мудрости все глаголют словами греческими И тем отнюдь не даст имена язык латинский. Последнее – вся долженствует ученым грекам. Сице Хегии. Того ради подобает наипаче учитися гречески, понеже тем языком не токмо не вредится православная вера, яко латинским, но и зело исправляется, и учити купно с славенским, яко да временем и славенский язык (который пребогат есть) очистился и мед и иных ученых языков сочетался. А по греческом учении, хотящему невредительно учитися, и латинскому, а в первых латинскому языку учитися велие опасение, яко да не латинским языком подкралася тайна, и вера, и обычей латинской, как видим в разных народех, наипаче в французском, зане ничего не пременяет человека и нравы сице, яко странное учение. И греческое учение болшую славу причиняет, нежели латинское, понеже латинский язык общий и умножен и не так в чести, яко греческий. И хотя было возможно пространнее о том доводить, однако же вручаем то дело в разсуждение мудрому учителю». 1 Л.Н. Майков в своем исследовании о Симеоне Полоцком говорит, что Полоцким основана была школа в Спасском монастыре за Иконным рядом, в которой «первыми (?) учениками были молодые подьячие Тайного приказа. Трудно сказать, была ли у царя Алексея Михайловича определенная цель при учреждении этого училища; но несомненно, что возникновение его, как и патриаршей школы в Чудовом монастыре (в 1630-х годах) и Ртищевской – в Андреевском (в 1649 году), отвечало назревшей в московском обществе потребности расширить свое образование, которое дотоле имело исключительно элементарный характер и приобреталось преимущественно путем чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Неучение тма ослепляющая умные очи и есть, и глаголется, яко апостол глаголет: зане тма ослепи очи; учение же ясная луча есть, ею же невежества тма разрушается, и естественная человеческого разума очеса просвещаются и есть велие благо» 34 . Таким образом, здесь окончательно осуждается старая система начетчества и признается самым решительным образом просветительное значение школы, ее полезность и необходимость для русских 35 . 1 679 Итак, через наблюдение тех печальных результатов начетчества, какие сказались в расколе, передовая и более развитая часть русского общества, обращавшаяся к тому же с образованными иноземцами и присмотревшаяся к складу и характеру их образования сравнительно со своим собственным, пришла к концу семидесятых годов XVII столетия к убеждению в полной несостоятельности прежней нашей системы образования с помощью простого начетчества и к мысли о необходимости завести в Москве правильно устроенную школу по подобию тех, какие существуют у образованных иноземцев. Но как скоро вопрос о необходимости устройства в Москве настоящей школы был решен у нас окончательно, сейчас же возбужден был другой вопрос, внушенный главным образом вероисповедными опасениями, именно – вопрос о том, какому языку следует дать преобладающее значение в будущей московской школе: греческому или латинскому. Вопрос для современников очень важный по тем практическим последствиям, какие ожидались от такого или иного его решения. Перед глазами тогдашних русских стояли два ученых деятеля-современника, оба выходцы южноруссы, оба ученые и даровитые, оба воспитанники одной и той же киевской школы, оба одновременно жили в Москве и обращали на себя общее внимание своею ученою деятельностью, своими работами и сочинениями. Это были Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий . Москвичи приглядывались к этим выдающимся выходцам, к характеру их учености и ко всей их вообще московской деятельности и нашли между ними самое глубокое различие, так что потом стали характеризовать их как будто две противоположности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Создана в марте 2009 года на базе Филиала аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей, действовавшего с начала 1960-х годов как структурное подразделение Московской духовной академии и располагавшегося в помещениях Отдела внешних церковных связей в г. Москве. Решение о создании аспирантуры было принято по предложению патриарха Кирилла на заседании Священного Синода 31 марта 2009 года. Устав аспирантуры был утверждён на заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре 27 июля 2009 года. Адрес : 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1. Телефон : секретарь Ректора: +7 (495) 721-80-51 ; канцелярия: +7 (495) 721-80-23 . Духовные академии [ править править код ] Московская духовная академия и семинария Московская духовная академия и семинария [ править править код ] Московская духовная академия и семинария ( МДАиС ) - высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви. Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году. В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы. Адрес : Россия 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра. Телефон : приемная Ректора: (496) 541-55-50 ; учебная часть: +7 (915) 434-15-01 . Санкт-Петербургская духовная академия и семинария Санкт-Петербургская духовная академия и семинария [ править править код ] Санкт-Петербургская духовная академия (СПбДА) (полное юридическое наименование: Санкт-Петербургская духовная академия Русской православной церкви) и семинария — высшее учебное заведение Русской православной церкви, основанное в Санкт-Петербурге в 1721 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Православные_д...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010