16 Карандашом приписано: «Василиади Стилиан». Василиади Стилиан Стефанович – грек по происхождению, выпускник КДА (1907), лектор французского языка в академии (1912). 18 Сочинение русского иезуита Ивана Мартынова: Marminov I. Annus ecdesiasticus graecoslavicus, editus anno millenario ss. Cyrilli et Methodii slav, apostolorum seu Commentatio et breviarium gestarum eorum qui fastis ss graecis et slavicis illati sunt Bruxellis, 1863. 19 Marin MichelAnge.Les Vies des ss. Peres des Desertsd’Orient avec leur doctrine spirituelle et leur discipline monastique. Lyon;Paris, 1824. 20 Сборник духовно–аскетических текстов православных авторов IXXV вв. «Добротолюбие», составленный митрополитом Коринфским Макарием Нотарасом (1731–1805) и Никодимом Святогорцем (1749–1809) и впервые опубликованный в Венеции в 1782 г., был переведен на славянский язык преподобным Паисием (Величковским) . В 1791 г. по просьбе митрополита Новгородского и Санкт–Петербургского Гавриила (Петрова) перевод был доставлен в Петербург, сверен с греческим оригиналом в Александро–Невской семинарии, затем пересмотрен и исправлен преподавателем греческого языка Троице–Сергиевой семинарии Яковом Никольским, передан в московскую Синодальную типографию и издан в 1793 г. (первые три части в одном томе). Второй том с 4й частью «Добротолюбия» был издан без указания даты, в 1798 или 1799 г.). 21 Назарий (Кондратьев Николай; 1735–1809) – игумен Валаамского Свято–Преображенского монастыря (1781–1804). По указанию митрополита Гавриила (Петрова) справщики «Добротолюбия» из Александро–Невской семинарии обращались за советами к духовным старцам, знавшим учение о созерцательной жизни и умной молитве на личном опыте; в числе этих старцев был игумен Назарий. Александр (Подгорченков Адриан Иванович; 1758–1845) – учился в Киевской академии, служил в Московском департаменте Камер–коллегии (1779), подвизался в московском Новоспасском монастыре, в 1798–1799 гг. был его наместником; в дальнейшем архимандрит арзамасского Новоспасского монастыря. Иеромонах Филарет (Пуляшкин Федор Николаевич, в схиме Феодор; 1758–1842) – в 1788–1791 гг. подвизался в петербургском Александро–Невском монастыре. Также принадлежал к числу духовных старцев, с которыми советовались справщики «Добротолюбия» из АлександроНевской семинарии. С 1794 г. иеромонах Филарет был насельником Московского Новоспасского монастыря, в 1798 г. стал духовником этого монастыря (см.: [ Григорий (Воинов) , архим.] Очерк жизни старца Филарета (в схиме Феодора), иеромонаха московского ставропигиального Новоспасского монастыря. М., 1997). Видимо, речь идет об издании 2го тома перевода «Добротолюбия» на славянский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вышел первый том научного издания трудов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. 1 июля 2013 г. 16:24 В издательстве Новоспасского монастыря вышел первый том научного издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Публикация соборных документов осуществляется Новоспасским ставропигиальным монастырем с 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В образованный при монастыре Научно-редакционный совет вошли ведущие церковные и светские ученые. При обители также действует рабочая группа по подготовке документов Собора к изданию. Руководит деятельностью Научно-редакционного совета и подготовкой издания наместник монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Воскресенский Савва . Исследование соборных документов проводится при содействии страховой компании СОГАЗ, руководитель которой С.С. Иванов является членом Попечительского совета Новоспасского монастыря. Для покрытия части расходов по изданию первого тома также была оказана поддержка Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Первый том документов Поместного Собора 1917-1918 гг. выпущен в двух книгах с единой пагинацией. В его состав вошли документы о подготовке Собора и работе Предсоборного совета в 1917 году. Большая часть материалов издана впервые. Ответственным редактором тома выступил кандидат исторических наук, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А. И. Мраморнов. В выработке концепции тома и написании вступительной статьи приняла участие старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра новейшей истории ПСТГУ Н.А. Кривошеева. Комментарии подготовлены ответственным редактором тома А.И. Мраморновым и историком Р.Ю. Просветовым. Том прошел экспертизу Издательского Совета Русской Православной Церкви и получил гриф «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла». Выпущенный том состоит из нескольких разделов, первый из которых включает определения Синода по вопросам формирования Предсоборного совета и созыва самого Собора. Значительная часть этих определений вошла в первое официальное издание соборных материалов (и, соответственно, в репринтное издание Новоспасского монастыря). Однако в ходе подготовки настоящего издания были обнаружены определения, которые ранее не публиковались, в частности по финансовому и организационному обеспечению подготовки Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/3075558.ht...

55) Живописные виды Московских монастырей с историческим и современным описанием всего замечательного в каждом. С. Любецкого. М. В тип. Н. Степанова. 1846. (8) Два выпуска. 16 и 19 стр. текста. Монастыри Донской и Новодевичий. 56) Надгробные надписи, собранные из всех монастырей и кладбищ Московских. Собрал Орлов. М. 1834. (8) 20 стр. Не имеют собственно никакого значения для описания и истории монастырей и отнесены сюда только по заглавию. 57) Краткое историческое описание Московского ставропигиального первоклассного Новоспасского монастыря, из разных исторических, церковных и гражданских, печатных и рукописных книг и документов, во время правления оным монастырем архимандрита Иакинфа Карпинского – собранное, и им рассмотренное и одобренное, любителями ныне в свете изданное. М. В Губерн. тип. у А. Решетникова. 1802. (8) II, IV и 93 стр. Заглавие и поправки на 2 неп. стр. К читателям, II стр. и предуведомление, стр. I-IV. Список надгробий, стр. 24–50. Список архимандритов, стр. 50–58. Вклады, стр. 59–90. Хронология монастыря, стр. 91–92. 58) Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы, тщанием и иждивением Двора Его И. В. обер-камергера, сенатора и кавалера графа Н. П. Шереметева, на гробах знаменитых особ, предков и родителей его воздвигнутого, с приобщением надгробных надписей, собранное 1803 года. М. В губернской тип. А. Решетникова. 1803. (8) XII и 56 стр. Заглавие: посвящение графу Шереметеву и предуведомление, XII стр. После того описание и со стр. 11 список надгробных надписей. 59) Краткое описание ставропигиального Новоспасского монастыря, почерпнутое из исторического описания сего монастыря, напечатанного в Москве 1807, 1810, 1811 и 1813 годов. Ныне же, по указу Св. Прав. Синода от 23 сент. 1820 г., для 2-го издания Росс. Иерархии из разных частей первого оного издания, относящиеся до Новоспасского монастыря предметы здесь собраны, соображены с настоящим монастыря состоянием, по достоверным источникам поверены и примечаниями историческими дополнены, оного же монастыря бывшим ризничим, а ныне больничным иеромонахом Адрианом. М. В Синод. тип. 1821. (8) 103 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Патриаршее служение в Неделю сыропустную в Успенском соборе Московского Кремля 1 марта 2020 года 1 марта 2020 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), день памяти великомученика Феодора Тирона и священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам сщмч. Ермогена, почивающим в соборе. За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), насельник Новоспасского ставропигиального монастыря; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; протоиерей Андрей Галухин, настоятель храма преподобного Андрея Рублева в Раменках, председатель Попечительской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы; священник Андрей Шумкин, и.о. благочинного Успенского округа, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Щукине г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Новоспасского ставропигиального монастыря (регент С.Б. Попов). На богослужении присутствовал председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Николая Клементьева, клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Царицыне г Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Василий Биксей, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах  «Союз»  и  «Спас» . По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у раки с мощами священномученика Ермогена. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с  Первосвятительским словом .  Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Восстановление храма продолжается. Проезд : От ст. м. «Теплый Стан» авт. 433 или маршр. Такси до магазина «В» г. Троицка Моск. обл. (35 км), далее пешком до село Пучково (2 км). Калужское шоссе. Телефон (27) 51-64-93 НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ храм во имя Сошествия Святого Духа с. Первомайское. Упоминается в 1339 г. в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана Калиты. Во 2-ой пол. XVII в. на месте бывшего монастыря сформировалась усадьба Старо-Никольское, принадлежавшая Ф. М. Ртищеву. В 1709 г., в ознаменование великой Полтавской победы здесь, на высоком берегу р. Десны в с. Никольском (ныне с. Первомайское), был заложен храм во имя Сошествия Святого Духа. Сооруженный по заказу внука Ф. М. Ртищева кирпичный с белокаменными деталями кресчатый в плане центрический храм поднят на высокий подклет. Центральный четверик завершен купольной ротондой. В память о монастыре в подклете был освящен престол в честь свт. Николая Чудотворца. В конце XIX в. на месте разобранного сев. крыльца поставлена колокольня в русском стиле с устройством в ней придела во имя мц. Иулиании Никомидийской (ныне возобновлен). Великолепный резной иконостас, современный церкви, утрачен. В 1786 г. имение перешло к гр. И. П. Мусину-Пушкину, а с 1812 г. принадлежало Е. А. Бибиковой. В 1920-е гг. храм закрыли, а его настоятеля о. Сергия Воздвиженского расстреляли 30 авг. 1937 г. на полигоне в Бутово. Чтимая храмовая икона свт. Николая Чудотворца ныне находится в московском храме Святой Троицы в Кожевниках. Проезд : От ст. м. Юго-Западная авт. или маршр. такси до ост. «с. Первомайское» (40 км) ПОДВОРЬЕ МОСКОВСКОГО НОВОСПАССКОГО МОНАСТЫРЯ. Деревня Милюково. Подворье Новоспасского Московского мужского монастыря. Расположено в 2 км от с. Первомайского, в дер. Милюково. Открылось в мае 1997 г. Место для устройства подворья выбрал наместник Новоспасского монастыря еп. Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). Он же указал и место будущего храма. Уже в ходе строительства выяснилось, что на этом месте, указанном владыкой, когда-то также находилась церковь. 27 нояб. 1998 г. здесь освящен новоустроенный храм во имя Архангела Михаила.

http://pravoslavie.ru/1889.html

Обращение прихожан и насельников Новоспасского мужского монастыря по поводу статьи Е. Меркачевой в «Московском комсомольце» Прочитав 18 апреля в ‘МК’ статью Евы Меркачевой, где наша святая обитель, ставшая для нас отчим домом и убежищем от треволнений суетного мира, сравнивается с вертепом разбойников, мы нимало не смутились. 24 апреля, 2013 Прочитав 18 апреля в ‘МК’ статью Евы Меркачевой, где наша святая обитель, ставшая для нас отчим домом и убежищем от треволнений суетного мира, сравнивается с вертепом разбойников, мы нимало не смутились. 18 апреля 2013 года газета «Московский комсомолец» опубликовала статью журналистки Е. Меркачевой, содержащую материалы, порочащие прихожан и братию Новоспасского монастыря. Эта публикация вызвала недоумение и даже возмущение у многих из тех, кто не понаслышке знает о нашей Святой обители. По инициативе прихожан, поддержанной братией монастыря, было подготовлено письмо в МК, подписанное несколькими сотнями человек. Текст обращения был направлен в газету «Московский комсомолец» для возможной публикации и находится на рассмотрении редакции издания с 21 апреля сего года. Обращение прихожан было поддержано православной общественностью и опубликовано в электронных СМИ. Статья в газете «Московский комсомолец» бросает тень на Новоспасский монастырь — обитель, где несколько столетий жили целые поколения молитвенников за землю русскую. Прочитав 18 апреля в «МК» статью Евы Меркачевой, где наша святая обитель, ставшая для нас отчим домом и убежищем от треволнений суетного мира, сравнивается с вертепом разбойников, мы нимало не смутились. И решили написать это письмо лишь потому, что наше молчание может стать поводом для соблазна наших собратьев в миру, которые могут подумать, что выдвигаемые обвинения обоснованны и нам нечего сказать. «Тень брошена на обитель, — пишет корреспондент Е.Меркачева, где несколько столетий жили целые поколения великих молитвенников за землю русскую». Увы, это то немногое в статье Е.Меркачевой, что является правдой. Тень брошена, но не братией и не прихожанами, а недобросовестными журналистами, пишущими скандальные недобросовестные материалы.

http://pravmir.ru/obrashhenie-prixozhan-...

На острове Лемнос делегация московского Новоспасского монастыря и Войска Донского почтила память русских моряков и флотоводцев Орлова и Сенявина 5 ноября 2007 г. 17:41 Память легендарных русских флотоводцев Алексея Орлова и Дмитрия Сенявина почтила 4 ноября делегация Попечительского совета московского Новоспасского монастыря и Донского казачьего войска, а также представители властей Лемноса. Они возложили цветы к монументу морякам эскадр графа Орлова и вице-адмирала Сенявина, которые вели в водах Лемноса бои во время русско-турецких войн в XVIII и XIX веках и внесли весомый вклад в борьбу греческого народа за независимость. В ходе сражения 19 июня 1807 года между русской эскадрой под командованием Сенявина и турецкой эскадрой россияне потопили три линейных корабля, четыре фрегата и один корвет. Потери турок в личном составе составили 1 тысячу убитыми и ранеными. Русская эскадра потерь в кораблях не имела. Было убито и ранено около 250 наших военных моряков. В результате турецкий флот надолго перестал существовать как серьезная боевая сила. Утром члены делегации присутствовали на литургии в кафедральном соборе города Мирина, а затем возложили цветы к монументу борцам за свободу и независимость Греции и памятнику казненных турками святых мучеников Митрополита Иеронима и учителя Козьмы. Мэр Мирины Атанасиос Скамагис подчеркнул в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС, что связи между Россией и Грецией уходят глубоко в историю, а главным связующим звеном между нашими народами всегда было Православие. «Во время войны с турками русский народ помог нам в завоевании независимости, и это в еще большей степени укрепляет наши отношения, — подчеркнул мэр. — В трудный период для России много русских казаков прибыло на Лемнос и жило тут в 1920-е годы в палаточных лагерях. Поэтому наш остров имеет особо тесные связи с русским народом».  «На меня произвели большое впечатление усилия, предпринимаемые московским Новоспасским монастырем по уходу за могилами россиян, похороненных на кладбищах на Лемносе, — сказал Скамагис. — Это очень важно: народ, который не забывает своих погибших и воздает им почести, продолжает их путь и становится еще более сильным. Я, как мэр, полностью солидарен с этими усилиями». ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/317603.htm...

3. Иеромонаха Антония (Севрюка), клирика Московской епархии, назначить клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима. Ставропигиальный храм-подворье Святителя Николая в г. Бари, Италия 1. Протоиерея Владимира Кучумова освободить от должности настоятеля Подворья Святителя Николая в г. Бари, Италия, и направить в распоряжение епископа Корсунского Нестора для назначения настоятелем Андреевского храма в г. Неаполе, Италия. 2. Настоятелем ставропигиального храма-подворья Святителя Николая в г. Бари, Италия, назначить священника Андрея Бойцова, освободив его от должности настоятеля Андреевского храма в г. Неаполе, Италия. Петропавловский ставропигиальный приход в г. Дублине, Ирландия 1. Протоиерея Михаила Гоголева, клирика Сурожской епархии, освободить от должности настоятеля Петропавловского ставропигиального прихода в г. Дублине, Ирландия. 2. Священника Михаила Насонова, заштатного клирика Костромской епархии, направить в клир Сурожской епархии и назначить настоятелем Петропавловского ставропигиального прихода в г. Дублине, Ирландия.   ЖУРНАЛ 33 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архиепископа Костромского и Галичского Алексия от обязанностей наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, поблагодарив его за понесенные труды. 2. Назначить наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы игумена Савву (Михеева), освободив его от должности наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Ярославской области.   ЖУРНАЛ 34 СЛУШАЛИ: 1. Прошение Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначении монахини Георгии (Семуковой) на должность настоятельницы Свято-Успенского Брусенского женского монастыря города Коломны Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Георгию (Семукову) на должность настоятельницы Свято-Успенского Брусенского женского монастыря города Коломны Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1434630.ht...

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Научный проект Новоспасского монастыря представлен на Всероссийских Никитских торжествах в Костромской епархии 30 сентября 2015 г. 18:59 28 сентября 2015 года в Костроме прошли Никитские тожества, посвященные 650-летию со дня рождения преподобного Никиты, основателя костромского Богоявленского монастыря. Одним из организаторов торжеств стало Костромское отделение  Императорского православного палестинского общества . Преподобный Никита (1365-1450), сродник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, отправившийся в Кострому по его благословению, за свои подвижнические молитвенные подвиги был удостоен дара прозорливости и чудотворения. Мероприятия Никитских торжеств начались Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Костромы. Богослужение возглавили  епископ Костромской и Галичский Ферапонт  и  епископ Рыбинский и Угличский Вениамин  в сослужении духовенства епархии и прибывших на праздник священнослужителей из других епархий. По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг Богоявленского храма и молебен у раки мощей преподобного Никиты. Затем торжества продолжились в Костромском государственном технологическом университете, где состоялись I Общероссийские Никитские чтения «Наследие и наследники преподобного Никиты». Первым прозвучал доклад научного руководителя проекта  Новоспасского ставропигиального мужского монастыря  по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг. А.И. Мраморнова, прибывшего на Никитские торжества по благословению наместника обители, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии  епископа Воскресенского Саввы . В ходе доклада, посвященного предстоящему 100-летию Собора, были представлены вышедшие тома издания документов Собора, а также переиздание протоколов Предсоборного Совета 1906 г., также осуществленное Новоспасским монастырем. 27 сентября руководитель проекта по изданию документов Священного Собора был принят епископом Ферапонтом. А.И. Мраморнов рассказал Его Преосвященству о научной деятельности Новоспасской обители и значении издаваемых документов Священного Собора 1917-1918 гг. Торжества завершились 29 сентября круглым столом в Общественной палате Костромской области. Сайт проекта по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг. /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010