RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95096.html 14 июня 2012 Выступление Патриарха Кирилла на первом заседании Попечительского совета Новоспасского монастыря Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/2284086.html Официальный сайт РПЦ МП 13 июня 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство! Уважаемые члены Попечительского совета! Сердечно рад приветствовать вас на заседании, которое проходит в Свято-Даниловом монастыре – официальном церковно-административном центре Московского Патриархата. Сегодня наше заседание посвящается другой обители – Новоспасскому монастырю, и думается, что такое сочетание по-своему символично: обе обители являются древнейшими в столице, имеют богатую историю, прославлены многими подвижниками веры, хранят чтимые нашим народом святыни. Новоспасская обитель всегда пользовалась заметным вниманием и поддержкой как народа, так и представителей национальной элиты, знатных родов и династий. Среди благотворителей монастыря были князья Оболенские, Черкасские, Трубецкие. Особо же почитался этот монастырь семьей Романовых; именно здесь на протяжении веков находилась их усыпальница. Вообще, высокое покровительство, оказываемое монастырям, имеет давнюю традицию на Руси. Так, например, в Киеве существовал целый ряд так называемых княжеских обителей. Отрадно, что в наши дни благочестивая традиция покровительства монастырям постепенно возрождается. Первые лица государства, главы компаний, крупных общественных объединений видят в этом возможность содействия сохранению и развитию православной культуры и утверждению в обществе идеалов христианской нравственности. Такая помощь равно ценна в очах Божиих, поскольку Господь приемлет всякий дар, совершаемый во имя Его. Жертвователь же получает нечто более ценное: он приобщается к высокой миссии Церкви, проповедующей Истину Христову, причем приобщается таким образом, который для данного человека является, может быть, оптимальным. Не каждый способен стоять долгую службу или читать богословские тексты, но, имея веру в сердце, и он может послужить Богу и делает это доступным для него способом.

http://religare.ru/2_95096_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Выступление Патриарха Кирилла на первом заседании Попечительского совета Новоспасского монастыря 13 июня 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл огласил повестку дня и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Преосвященство! Уважаемые члены Попечительского совета! Сердечно рад приветствовать вас на заседании, которое проходит в Свято-Даниловом монастыре – официальном церковно-административном центре Московского Патриархата. Сегодня наше заседание посвящается другой обители – Новоспасскому монастырю, и думается, что такое сочетание по-своему символично: обе обители являются древнейшими в столице, имеют богатую историю, прославлены многими подвижниками веры, хранят чтимые нашим народом святыни. Новоспасская обитель всегда пользовалась заметным вниманием и поддержкой как народа, так и представителей национальной элиты, знатных родов и династий. Среди благотворителей монастыря были князья Оболенские, Черкасские, Трубецкие. Особо же почитался этот монастырь семьей Романовых; именно здесь на протяжении веков находилась их усыпальница. Вообще, высокое покровительство, оказываемое монастырям, имеет давнюю традицию на Руси. Так, например, в Киеве существовал целый ряд так называемых княжеских обителей. Отрадно, что в наши дни благочестивая традиция покровительства монастырям постепенно возрождается. Первые лица государства, главы компаний, крупных общественных объединений видят в этом возможность содействия сохранению и развитию православной культуры и утверждению в обществе идеалов христианской нравственности. Такая помощь равно ценна в очах Божиих, поскольку Господь приемлет всякий дар, совершаемый во имя Его. Жертвователь же получает нечто более ценное: он приобщается к высокой миссии Церкви, проповедующей Истину Христову, причем приобщается таким образом, который для данного человека является, может быть, оптимальным. Не каждый способен стоять долгую службу или читать богословские тексты, но, имея веру в сердце, и он может послужить Богу и делает это доступным для него способом.

http://religare.ru/2_95096.html

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Православная terra incognita: книга игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92157.html 30 января 2012 Гальперина Анна Православная terra incognita: книга игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " Источник:  http://www.bogoslov.ru/text/2416132.html Богослов.ру Читателям предлагается репортаж с презентации книги игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " , прошедшей 25 января 2012 года. Автор публикации, выпущенной издательством Новоспасского монастыря, не только исследует слова пророка, но и показывает их актуальность сегодня. игумен Арсенияй (Соколов) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " 25 января в Новоспасском мужском монастыре прошла презентация книги игумена Арсения (Соколова) " Книга пророка Амоса. Введение и комментарий " , выпущенной издательством Новоспасского монастыря. Презентация началась со вступительного слова наместника Новоспасского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы. Он отметил, что выход книги – событие значительное не только для автора, но и для издательства монастыря, который в соответствии с новой программой деятельности будет не только издавать литературу, необходимую для просвещения и катехизации на начальном уровне, не только книги для новоначальных, но и серьезную богословскую литературу. В частности, следующим после книги толкований на пророка Амоса будет подготовлено критическое издание деяний собора 1917–1918 годов: " Думаю, что книга пророка Амоса – благословение этого святого человека на наши дальнейшие труды по подготовке к изданию книги деяний собора 1917–1918 годов " . Автор книги, кандидат богословия игумен Арсений (Соколов), свое выступление начал с краткого экскурса в историю, рассказав о том времени и ситуации, в которой жил и проповедовал пророк Амос: " Северное царство (Израиль) при Иеровоаме II оказалось на вершине своего могущества... Удивительно, что пророчество Амоса о надвигающейся катастрофе прозвучало в то время, когда, казалось бы, ничто ее не предвещало: Египет, Ассирия, Сирия – в тяжелом внутреннем кризисе и, казалось, им уже не возвыситься; Иудея, маленькое и жалкое царство давидидов, покорена и унижена. На всем Ближнем Востоке в этот момент истории не было государства более сильного, чем Израиль царя Иеровоама II " . Чем же был вызван гнев Божий? Как отмечает игумен Арсений, книга Амоса дает ответ и на этот вопрос: причины – религиозный синкретизм, рост социального неравенства и коррумпированность правосудия – не могут не привести к гибели Израиля, при всей его временной политической стабильности и при всем его экономическом могуществе. Далее автор исследования остановился подробно на каждом " проблемном " пункте, проведя прямую параллель с нашим временем.

http://religare.ru/2_92157_1_21.html

Среди рукописей покойного Ундольского, ныне хранящихся в московском Румянцевском Музее, под 1383-м значится: «Книга о посылке архимандрита Новоспасского монастыря в Костромской и в Кинешемской уезды во 195-м году к раскольникам о увещании их к истинной вере». Подлинной «Книги» в Музее нет, настоящая же рукопись есть копия 1 , исполненная, надо думать, по поручению бывшего владельца ея. Она написана славянским текстом, с титлами и надстрочными знаками. В тексте рукописи не раз указывается имя упомянутого в ее заглавии «архимандрита», – говорится, что то был архимандрит московского Новоспасского монастыря Игнатий. Но из содержания памятника видно, что сам Игнатий был и автором его. Например, упоминая о приветственной кинешемцам речи, по поводу приезда из Москвы в Кинешму архимандрита Игнатия и протопопа Иоанна, автор «Книги» говорит об этом в следующих выражениях: «архимандрит и протопоп, в соборную церковь вшедши, к собравшимся в церкви народом возвещали милосердное жалование великих государей царей и благословение великого господина святейшего патриарха, что послали нас, богомольцев своих, меня, архимандрита Игнатия, и протопопа Иоанна к вам на Кинешму». Уже из этого места видно, что автором «Книги» был один из двух московских на Кинешме гостей, и именно тот, который произносил приветственную кинешемцам речь, – архимандрит Игнатий. Имя Игнатия, бывшего в 1687 году, когда состоялась подлежащая нашему обозрению поездка в Кинешму, архимандритом московского Новоспасского монастыря, достаточно известно. Но нельзя сказать, что хорошо известен тот факт, о котором говорится в нашем памятнике. Насколько мы знаем, подробности этого достопримечательного события еще не были сообщены в литературе по расколу. А то, что уже занесено на ее страницы, не имеет надлежащей точности. Между тем рукопись, заглавие которой мы выписали выше, как можно убедиться при внимательном ее чтении, представляет возможно полный и, по-видимому, не односторонний свод относящихся к данному факту частностей. Поэтому для истории противораскольнической миссии XVII века она имеет бесспорно важное значение. Кроме того, рукопись несколько восполняет фактические сведения по истории раскола вообще. Не говорим уже о том, что имеем дело с новым памятником того пера, которое известно и по другим сочинениям о расколе. В виду всего этого, решившись познакомить наших читателей с содержанием данного произведения XVII века, печатаем вслед за тем полностью и самый текст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Вернуть чувство соборности. К изданию документов церковного собора 1917-1918 года (+ВИДЕО) 22 мая 2014 года в Москве состоялась презентация полного научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. 24 мая, 2014 22 мая 2014 года в Москве состоялась презентация полного научного издания документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. Этот проект Новоспасского ставропигиального мужского монастыря реализуется с 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке страховой компании «Согаз». Концепция издания предусматривает выпуск 30 документальных томов, два из которых уже увидели свет, а более 10 находятся в стадии подготовки. На презентации издательского проекта присутствовали и выступали: первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского монастыря; апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович; директор Российского государственного исторического архива, доктор исторических наук А.И. Костанов; доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургской духовной академии С.Л. Фирсов; профессор Университета Аризоны (США) Лори Манчестер; кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института русского языка А.Г. Кравецкий; старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов; доктор исторических наук, профессор МГИМО А.Б. Зубов; кандидат исторических наук, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры А.И. Мраморнов; кандидат исторических наук, директор Общества любителей церковной истории священник Илия Соловьев. Мероприятие посетили представители высших учебных заведений, прессы, библиотек Москвы. Вел презентацию доцент Московской духовной академии, главный редактор научно-богословского портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов. Епископ Савва во вступительном слове рассказал собравшимся об этапах подготовки данного издательского проекта Новоспасского монастыря, о тех презентациях, которые уже состоялись в разных городах России, а также за рубежом. Он выразил надежду, что полное научное издание документов Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. будет в основном завершено к празднованию его юбилея в 2018 году и окажется востребованным не только специалистами, но и простым церковным народом.

http://pravmir.ru/izdanie-dokumentov-tse...

Закрыть itemscope itemtype="" > О.Н.Куликовская-Романова: Впереди правый суд над цареубийцами Андрей Хвалин о панихиде в Новоспасском монастыре по родному племяннику святого Царя Николая II Тихону Николаевичу 08.04.2016 1483 Время на чтение 4 минуты Вчера, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, после Божественной Литургии в храме св. Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря – родовой усыпальницы бояр Романовых – состоялась панихида по Тихону Николаевичу Куликовскому-Романову, внуку Императора Александра Третьего и родному племяннику святого Царя-страстотерпца Николая. На панихиде, прошедшей в канун очередной годовщины кончины Т.Н.Куликовского-Романова (8-го апреля 1993 г.), молилась вдова Ольга Николаевна, сотрудники Благотворительного фонда Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны, прихожане обители. Службу возглавил наместник монастыря, епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. По ее окончанию владыка обратился к присутствовавшим с кратким словом: «Под сводами Новоспасского монастыря более 400 лет покоится прах бояр Романовых. Здесь возносится о них молитва. Вы, Ольга Николаевна, представительница славного императорского рода Романовых, не только по наитию Духа Святаго, но и по долгу памяти совершаете это молитвенное поминовение супруга и всех родственников. Вы сюда пришли, как ранее приходили Великие Князья, Цари, Императоры, дабы почтить память своих предков. Известно, что в старину, до начала Великого поста в Новоспасский монастырь приезжали благочестивые Цари и совершали поминовение о родственниках, устраивая поминальные трапезы для мирян, стекавшихся в обитель. Сюда приходили очень многие, зная, что Царь щедр, и всегда накормит и напоит в память своих усопших родственников. Братия, подвизавшаяся в монастыре, также любила участвовать в этом молитвенном поминовении. Во время безбожия эта традиция пресеклась. Но со дня возрождения обители, практически с 1991 года, она возобновилась, и более двадцати лет в нашем монастыре идет поминовение всех, кто здесь погребен. Конечно, гробницы многих предков Романовых не сохранились, не дошли до нас в силу исторических обстоятельств. Но и те, что сохранились – это воплощенная память о тех людях, кто здесь упокоен. Знаю, что даже если эти гробницы, не дай Бог, исчезнут, то все равно память останется в сердцах и умах монашествующих, несущих здесь подвиг молитвы о предках Романовых. И за князей Черкасских, за графов Шереметьевых, которые также здесь похоронены и сподоблены великой чести. Думаю, мудро поступили благочестивые предки, устроив усыпальницу именно в монастыре, поскольку думали на будущее, чтобы не остались они после смерти без молитвы».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/08/on...

Москва. Церковь Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе. Сорокосвятская церковь, Церковь Сорока мучеников Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в 1645 г. на месте старого деревянного храма. Колокольня возведена, по одним источникам в 1801 г., а по другим в 1838 г. В 1838 г. на средства купца Маслова построена трапезная. В 1812 г. церковь сильно пострадала от французов, была разграблена, священник отец Петр Гаврилович Святославский, защищавший храм, был умертвлен. Тело его было погребено в Новоспасском монастыре (надгробие не сохранилось). В церкви было два придела: во имя святителя Николая и Петра и Павла. 22 марта 1922 г. в этом храме последний раз в своей жизни совершил хиротонию Святейший Патриарх Тихон. В 1932 г. храм был закрыт. Колокольня разрушена до второго яруса, главка снесена. Сейчас богослужение возобновлено. История храма тесно соприкасается с историей Новоспасского монастыря, к которому он напрямую относится, хотя и расположен вне его ограды. По предположению одного из настоятелей храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. По предположению одного из настоятелей храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. Первое письменное упоминание о храме содержится в окладной книге церковных соборов за 1625 год. Вполне вероятно, что он был построен в XVI веке после переведения в конце XV века великим князем Иоанном III Спасского монастыря на «Новое» место и формирования в округе монастырской слободы. В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче, одном из главных благоустроителей Новоспасского монастыря, на месте деревянного был воздвигнут каменный храм с приделом во имя святителя Николая. В том же году были освящены сначала придел, а позже – главный престол храма.

http://sobory.ru/article/?object=02992

Филарет (в схиме Феодор), иеромонах Московского ставропигиального Новоспасского монастыря (Память 28 августа). Иеромонах Филарет (в схиме Феодор), был одним из известнейших, особенно, жителям Москвы, подвижников благочестия. Он родился 9 мая 1758 года. Отец его – купец Николай Пуляшкин, житель г. Вязьмы Смоленской губернии, торговал, так называемым, красным товаром и владел достаточным состоянием. Родительница Филарета Матрона Никитична, по смерти своего мужа, и после пожара, истребившего почти все ее имущество, переехала с семейством для жительства в Петербург, к родному брату, богатому торговцу иностранными винами, а в 1786 году поступила в Московский Новодевичий монастырь, н здесь постриглась в монахини, с именем Митрополии. Погребена в Ростовском Яковлевском монастыре, настоятелем коего был (с 1806 по 1818 г.) старший сын ее, брат Филарета, архимандрит Аполлинарий, в мире Архип. В доме родительском Феодор (мирское имя Филарета) обучился грамоте, чистописанию и, разумеется, закону Божию. С той поры чтение духовных книг, находившихся в доме отца, составляло его любимое занятие. По смерти родителя, он взят был вместе с матерью в дом своего дяди – богатого Петербургского купца (Никитина), и определен в лавку (равно как и брат его). Юный Феодор скоро почувствовал отвращение от мирской суеты. Когда прочие спешили на торг, он устремлялся в Александро-Невский монастырь, к церковной службе, и после обедни проводил время в беседе с старцем-монахом, за что много раз терпел побои от приказчиков. Тринадцатилетний мальчик умолил свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь, к знакомому старцу. Ревность Феодора в служении Господу была столь велика, что он через полгода, по совету старца, перешел из монастыря в Саровскую пустынь (в Тамбовской епархии). Здесь ему поручаемы были разные послушания; три года он был звонарем; потом трудился в хлебной, квасоварне, три года в просфорне и, наконец, проходил пономарскую должность. Из Саровской пустыни Феодор поступил в Московский Симонов монастырь, вероятно, по желанию подвизаться вместе с родным братом, который был тогда послушником этой обители 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Моно - значит один 23.10.2012 621 Время на чтение 8 минут ВИЗИТКА: Епископ Воскресенский Савва (Михеев Александр Евгеньевич) Родился 10 мая 1980 г. в Перми. В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию. 27 ноября 2001 г. митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 г. рукоположен во иеродиакона, 4 декабря - во иеромонаха. В 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. С 8 октября 2009 года наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. С 22 марта 2011 г. является наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы . 11 июля 2011 г. - хиротония во епископа Воскресенского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 2011 г. окормляет приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатство в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы. О том, что такое монашество, кто такие монахи, почему они сознательно выбирают то, чего обычные люди стараются избежать, мы беседуем с наместником Новоспасского мужского монастыря в Москве епископом Воскресенским Саввой. - Кто такие монахи? Вот, монах - от «моно» - один, однако известно, что в монастыре он живет не один. Монахи живут все вместе. Почему? - «Моно» - это тот человек, который один, в смысле без семьи, он дал обет безбрачия, целомудрия и не имеет никаких обязанностей в отношении к другому человеку, то есть к супругу, и отвечает только сам за себя. Супруги - «сопряжены», соединены вместе, а монах - один. - А почему, когда приходят в монастырь, то живут сначала вместе, и лишь потом живут уже отдельно? Всё-таки монахам хочется жить по одному? - Есть некие степени в монашестве. Есть степень трудника, который приходит в монастырь просто пожить, потрудиться и присмотреться. Естественно, этих трудников бывает много, они живут вместе. Потом те, кто захотел остаться в монастыре уже на более длительный срок, становятся послушниками, их может быть меньше в келье, по нескольку человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010