О присылке ведомостей об экономическом состоянии вотчин московских монастырей во время ведения их в Монастырском Приказе По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав сообщённых Московской синодального правления Канцелярии ведениев о возвращении в Новоспасский, Симонов, Угрешский, что в Дмитрове, монастыри заопределённых вотчин, которые от тех монастырей по представлению бывшего графа Платона Мусина-Пушкина отрешены и определены в ведомство Коллегии Экономии, и рассуждая, что он, Платон, поданным своим в Кабинет Его Императорского Величества на духовных персон доношением между прочего представлял: с архиерейских-де и монастырским заопределённых вотчин надлежащих платежей, кроме подушного сбору (как оная Коллегия Экономии ему показала), в доимке сто тысяч рублёв, а духовные-де власти, хотя в неплатеже той доимки приказные и управители их и под караулом содержаны, на то не смотрят, доимки не платят, и некие-де собрав, на собственные свои расходы издержали, иные же будто бы на монастырское строение без указов употребили, из чего-де опасно, дабы впредь повсегодно доимки не прибавлялось, и крестьяне в разорение не пришли; а когда-де все архиерейские и монастырские вотчины были в ведомстве Монастырского Приказа, тогда как архиерейские дома, так и монастыри были во всяком довольствии, да сверх-де того из оных же доходов содержано было как в Москве, так и в других местах немалое число бедных людей в богадельнях, да в Москве гошпиталь, в который было несколько сот и до тысячи человек больных, а затем-де за всем с 701 по 711 год осталось в казне более миллиона рублёв, а доимки никакой не было, а и с 711 года, когда сочинён архиерейским домам и монастырям оклад, почему им получать на своё пропитание, столько им и вотчин в их владение определено, а достальные оставлены в ведомстве Монастырского Приказу как доходами, так судом и расправою, и тогда-де доимки никакой не было ж; а понеже хотя от помянутых Симонова, Угрешского, Борисоглебского монастырей на оное, что доимки на тех монастырях не имеется, и показывают, а от Новоспасского монастыря и доимку объявляют, и ту неправильную, которую-де, наложа, сама ж та Коллегия представляет Правительствующего Сената в Контору о выключении, точию о прочих оного Платона Мусина-Пушкина помянутых представлениях, какие на то имеют к своему оправданию доказательства, не изображено, а без того Святейшему Синоду познать и представлять о том где надлежит не можно

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Быков От автора Пособиями при составлении этого биографического очерка служили следующие сочинения: 1. «Начертание жития и деяний Никона, патриарха московского и всея России. Соч. архимандрита Новоспасского монастыря Аполлоса. Издание четвертое». Москва. 1846. 2. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. Издано под редакцией Н С Тихонравова Д. Е. Кожанчаковым». С.-Петербург. 1862. 3. «Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк В. В. Андреева». С.-Петербург. 1870. 4. «Историческое исследование дела патриарха Итона. Составил по официальным документам Н. Гиббенет. Два тома». С.-Петербург. 1882–1884. 5. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Сост. Н. Костомарова Том второй: XVII столетие. Третье издание». С.-Петербург. 1886. 6. «Новые материалы и труды о патриархе Никоне ». Составил проф. В. Иконников ». Киев. («Университетские Известия» за июнь). 1888. Литература о патриархе Никоне чрезвычайно богата; о нем писали не только в России, но и за границей. К сожалению, заграничные писатели основываются исключительно на посольских сведениях, почерпаемых из разговоров с боярами и придворными, заведомо враждебными Никону. Русские же писатели или безусловно осуждают строптивого патриарха или пишут житие чуть не святого. Предлагаемый очерк есть скромная попытка представить патриарха Никона таким, каким он был на самом деле; неполнота первой половины очерка объясняется тем, что все, писавшие по этому предмету, интересовались только патриархом Никоном, и никто не интересовался священником из крестьян Никите Мининым. Александр Быков. I. В мордовской семье Многочисленное и когда-то сильное чудское племя мордва заселяет среднее Поволжье с очень отдаленных времен. Сношения их с русскими завязалось еще до IX века, когда новгородские ушкуйники пробирались по Волге на восток но до XII века влияние русских колонистов было ничтожное, пока не появились ростовские и суздальские князья. Правда, что обрусение мордвы совершается крайне медленно и типы этого племени мало отличаются в наше время от тех, которые жили в эпоху смутного времени. В общем все мордвины среднего роста, коренасты, плечисты, светловолосы, причем оттенки переходят от белокурого до темно-каштанового; глаза преимущественно се­рые, стальные, нередко серо-голубые. Попадаются иногда большого роста, обладающие физической силой и такие типы надо считать наиболее чистыми с точки зрения происхождения. Необходимо заметить, что еще в половине прошлого столетия значительная часть мордвы сохраняла всецело свои языческие верования, и даже теперь находятся верующие в «бога богов» и «мать землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Молодые добровольцы примут участие в работах на территории бывшего спецобъекта НКВД «Коммунарка» под Москвой 3 июля 2013 г. 16:24 С 20 июля по 3 августа 2013 года на территории бывшего спецобъекта НКВД «Коммунарка» пройдет международный лагерь, организованный Государственным музеем истории ГУЛАГа, Новоспасским ставропигиальным мужским монастырем и Благотворительным фондом помощи жертвам пыток и организованного насилия «Сострадание». Принять участие в лагере может любой желающий в возрасте от 18 лет. Этот лагерь для тех, кто хочет провести две недели в обществе молодых людей из разных стран, работать вместе с ними на интересном, важном и общественно значимом проекте; для тех, кто хочет узнать больше об истории России и периоде сталинских репрессий, а также внести свой вклад в восстановление исторической справедливости. На «Коммунарке» с сентября 1937-го по октябрь 1941 года производились массовые захоронения расстрелянных в Москве (в основном, по приговорам Военной коллегии Верховного Суда СССР). По сведениям, полученным из архивов ФСБ, на сегодняшний день известны имена около 6,5 тысяч человек, перед арестом в основном занимавших высокие государственные должности. Возможно, людей, захороненных здесь, гораздо больше. Сейчас необходимы расчистка территории и дальнейшее исследование и обозначение мест и границ захоронений, в чем и будут задействованы участники лагеря. В выходные и свободное от работы время участникам будут предложены экскурсии по Москве. Также запланирован выездной семинар на базе и под непосредственным руководством Мемориального музея немецких антифашистов в г. Красногорске Московской области: «Самовосприятие и восприятие " чужого " , " другого " как основа формирования толерантных, антифашистских убеждений индивидуума» (27-28 июля 2013 г.). Участие в лагере бесплатное. Языки лагеря: русский, английский. Проживание: в гостевом доме храма, на территории объекта «Коммунарка» (необходимо взять с собой спальные мешки). Подробнее о проекте Заявка на участие Пресс-служба Новоспасского монастыря /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Однако сводить процесс заселения иргизских земель к одной лишь старообрядческой колонизации было бы значительным упрощением. Жители возникавших поселений принадлежали к различным социальным стратам – это были отечественные и «загранишные» раскольники, казаки, беглые крестьяне, крестьяне дворцовые и монастырские. Первые населенные пункты на Иргизе в рассматриваемый период были основаны «на дикопорозжей земле без всякого отводу и между собою разделу» беглыми крестьянами, многие из которых впоследствии, чтобы легализоваться и участвовать в отводе земель, записались в «загранишные» раскольники. Беглыми крестьянами в 1762–1763 годах были основаны деревни Перекопная и Берёзовая. Указанные выше старообрядческие поселения Мечетная и Криволучье возникли чуть позже – в 1764–1765 годах. В результате переселения в 1771–1774 годах на Иргиз православных по вероисповеданию дворцовых крестьян из Малыковской волости появляются Быков Отрог и Маянга, недалеко от которых располагалось и Балаково 571 . Упоминания о Балакове встречаются задолго до начала массового расселения старообрядцев по Иргизу. Так, например, в архивном документе «Доношение из Малыковской Приказной Избы», датированном 1738 годом, есть упоминание о казачьем поселении Балаков юрт 572 . О деревне Балаково говорится в описи вотчин московского Новоспасского монастыря за 1763–1764 годы: «Приписная к селу Малыковке новопоселенная д. Булакова, перешедшая Синб уезда из с. Юлова Городища. Поселение та деревня имеет на берегу р. Волги, на луговой стороне, на рч. Булановой (так в тексте. – П.С.), к наступающей ныне вновь ревизии, в поданных в Син провин канц сказке написано 93 души» 573 . Отметим особо – юловские колонисты не являлись раскольниками. Некоторые исследователи считают, что именно крестьяне Юлова Городища, переселённые Новоспасским монастырём между 1747 и 1764 годом на левый берег Волги, основали деревню Булакову, из которой впоследствии вырос город Балаково Саратовской области 574 . В 1857 году балаковский удельный голова Яблошников в официальном отчёте повторяет распространённую легенду об основании села старообрядцами после издания императорского манифеста от 14 декабря 1762 года. Чуть ниже в отчёте он делает существенную оговорку, которая, по сути, дезавуирует общепринятую версию: «По словам старожилов, основание села совершилось ранее Манифеста, в 1742 году» 575 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стипендия имени проф. Егора Вас. Амфитеатрова. К 1914 г. Капитал ее состоит: а) процентными бумагами 4700 р. в) наличными деньгами (по сберег. книжке) Стипендия имени XXXVII курса, основанная почившим Архиеп. Ярославским Сергием. К 1914 г. капитал ее состоит: процентными бумагами 1100 р. наличными деньгами (по сбер. книжке) процентными бумагами 3000 р. наличными деньгами (по сбер. книжке) Б. Денежные средства Московской комиссии Братства для вспомоществования бывшим воспитанникам Императорской Московской Духовной Академии Приход К 1-му января 193 года в кассе Комиссии состояло: а) процентными бумагами 29.800 р. б) наличными деньгами В 1913 году поступило: процентными бумагами от почет- ного члена Московской Духовной Академии заслуженного ординарного профессора д. с. с. В. А. Соколова один 4½ % закладной лист Ярославско Костромского Земельного Банка серии 3610335 сторублевого достоинства с купоном на 1-е июля 1913 года наличными деньгами: От казначея Комиссии д. с. с. П. С. Владимирского проценты по купонам с принадлежащих Комиссии %%-ных бумаг в сумме 1.194 р. По подписным листам чрез о.о. благочинных от причтов столичных церквей и настоятелей монастырей: благочинного Московских придворных соборов и церквей протоиерея П. Г. Извекова помощника благочинного 4-го отделения Сретенского сорока священника Г. А. Орлова помощника благочинного 1-го отделения того же сорока священника И. И. Бушневского благочинного единоверческих церквей священника Г. Шлеева настоятеля Новоспасского монастыря архимандрита Макария благочинного 2-го отделения Сретенского сорока протоиерея В. Ф. Остроухова благочинного 2-го отделения Замоскворецкого сорока протоиерея Н. И. Мячина благочинного 1-го отделения того же сорока протоиерея В. Ф. Сергиевского благочинного 1-го отделения Никитского сорока протоирея И. Д. Арбекова благочинного 1-го отделения Ивановского сорока священника В. С. Недумова благочинного Китайского сорока протоиерея К. И. Богоявленского благочинного 2-го отделения Никитского сорока протоиерея С. М. Маркова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Издания текстов 1113 CPG 1045 (BHG 1556–1557). TLG 1484/1. Bihlmeyer К. Die apostolischen Väter. Neubearbeitung der Funkschen Ausgabe. Tübingen, 1924; 19562; 19703. Ignace d’Anthioche, Polycarpe de Smyrne. Lettres, Martyre de Polycarpe. Texte grec, intr., trad, et notes de Р.-Тн. Camelot. Paris, 19512 (SC 10). Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxf., 1972, 2–20 [=TLG]. Dehandschutter B. Martyrium Polycarpi. Een literair-kritische Studie. Louvain, 1979 (BETL 52), 72–109. Orban A.P. Martyrium Polycarpi. – Atti e Passioni dei Martiri/Ed. A.A.R. Bastiaensen. Fondazione Lorenzo Valla, 1987 (19902), 3–45. LHH 222–245. Наглядный синопсис параллельных мест Муч. Полик. и Евсевия: Buschmann 1998, 19–34 (отдельная сводка разночтений рукописей Муч. Полик. и Евсевия на с. 35–36). Древние переводы Mathiesen R., Allen R.F. An Early Church Slavonic Translation of the Martyrdom of St. Polycarp. – Harvard Theological Review 72, 1979, 161–163. Weidmann F.W. The Martyrdom of Polycarp, Bishop of Smyrna in early Christian litareture: A re-evaluation in light of previously unpublished Coptic fragments. Ph.D. Yale University, 1993. Русские переводы 1) перевод о. Поликарпа (Гайтанникова). – ХЧ 1821, ч. 1, 125–141 и отд. изд.: Переводы с греческого языка на русский Московской Духовной Академии Ректора, Первоклассного Ставропигиального Новоспасского монастыря Архимандрита Поликарпа, вновь пересмотренные и исправленные. М., 1835, 9–22 (по изд. Клерика 1724 г.). 2) перевод с французского перевода В.Геттэ: Геттэ В. История Церкви… Т. 1. СПб., 1872, 437–445. Статьи общего характера и библиография Meinhold Р. – PW 21/2, 1952, 1662–1693. Altaner В., Stuiber A. Patrologie, 19788, 52, 552. Damme (Dirk van) – Dictionnaire de Spiritualité ascétique et mystique…, t. XII, 2e partie. Paris, 1986, col. 1902–1908. Dehandschutter B. Martyrium Polycarpi. Supplément. Bibliographie 1950–1985. – In: Massaux E. Influence de l’Evangile de saint Matthieu sur la litterature chrétienne avant saint Irénée. Louvain, 1986 (BETL 75), 799–850.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

На этот раз о. Порфирий побывал в разных странах Востока и только в 1861 году возвратился в Россию. Какое учёное богатство собрал он в течение этого странствования! В 1865 году архимандрит Порфирий получил сан епископа и назначен был Киевским викарием, в каковой должности и оставался до 1878 г. Будучи викарным архиереем, преосвященный конечно не мог отдавать много времени своим любимым учёным занятиям; тем не менее, не смотря на это, он немало издал и в этот период его жизни драгоценных научных материалов по востоковедению и напечатал значительное количество своих самостоятельных сочинений из той же области знаний. Остаток своей жизни преосв. Порфирий провёл в нашей Москве. В вышеуказанном году он назначен был настоятелем Новоспасского монастыря. Теперь у владыки было много свободного времени, и он без помехи мог отдаваться учёным занятиям; но уже пришла старость, а за ней подвигалась и смерть. Однако и в течение московского периода своей жизни великий труженик очень значительно потрудился для науки и с большой пользой. В Москве он прожил семь лет и скончался 19 апреля 1885 году, найдя себе вечное упокоение в стенах Новоспасской обители. Не розами был усыпан жизненный путь преосвящ. Порфирия. Служение его на Востоке в качестве начальника Иерусалимской миссии сопряжено было с большими трудностями для него, которых не могли препобедить ни его беззаветная преданность своему делу, ни его энергия, ни его удивительная настойчивость и самоотверженность. Свидетельствует об этих затруднениях не сам он, а лицо, совершенно постороннее ему, некто Мансуров, посланный в Палестину для ознакомления с положением тамошних —85— дел покойным В. Кн. Константином Николаевичем. Это лицо составило обширную записку, из которой и узнаём, как тернист был путь, проходимый о. Порфирием в Иерусалиме. Прежде всего в руководство этому последнему дана была инструкция, исполнять которую не было никакой возможности. Видно, что составлявшие её почти не имели понятия о положении церковных дел на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На начальной стадии находится работа по обобщению опыта обучения иконописцев. Программы подготовки иконописцев реализуются в одиннадцати духовных учебных заведениях. С 2014 года стали открываться центры подготовки церковных специалистов в сфере катехизации, миссии, молодежной работы, социального служения, работающие по образовательным программам, подготовленным профильными синодальными ведомствами и Учебным комитетом. По настоящее время одобрены 40 заявок образовательных организаций на ведение соответствующей образовательной деятельности. Косвенным результатом учреждения этого нового вида церковного образования стала реформа духовных училищ, которые с 2013 года по 2016 год были преобразованы в указанные центры, а в трех случаях — в семинарии. С 2012 года внедряются дистанционные технологии, организуется электронное обучение. За 2013-2015 гг. состоялось свыше 400 трансляций лекций лучших преподавателей Московской духовной академии по более чем 20 предметам бакалавриата и магистратуры для всех семинарий. Запись этих трансляций доступна учащимся. С 2013 года осуществляется дистанционный контроль выпускных итоговых аттестаций. В 2017/18 учебном году все духовные учебные заведения подключились к системе «Антиплагиат.ВУЗ». В феврале 2017 года на заседании Высшего Церковного Совета был представлен проект создания системы дистанционного образования. Общий срок реализации полноценной дистанционной системы по курсу бакалавриата составит не менее четырех лет. С 2015 года на регулярной основе проводятся курсы повышения квалификации преподавателей духовных учебных заведений. За период с 2015 по 2018 гг. проведено девять общецерковных семинаров, которые прослушали более 700 участников. Создается система повышения квалификации священнослужителей. В 2017 году пилотные курсы повышения квалификации проведены на базе Центра образования духовенства Новоспасского монастыря г. Москвы. С 2018 года начался основной этап реализации курсов. Архиерейское Совещание, состоявшееся 19 июля 2023 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, положительно оценило общецерковные усилия по повышению образовательного уровня духовенства. Вместе с тем было предложено Священному Синоду рассмотреть возможность объединения и реорганизации существующих духовных учебных заведений для дальнейшей более эффективной работы по образованию и воспитанию будущих пастырей.

http://patriarch.patriarchia.ru/dukhovno...

164 Образ святителя, пожертвованный Даниилом Петр. Шапошниковым находится ныне в соборной ц., по правую сторону иконы Знаменской. В день ее праздника, 27 ноября 1731 года, мирно почил св. Инокентий. 166 В 1864 г., по случаю юбилея Моск. семинарии, некоторые монастыри предложили вносить в семинарию ежегодно по 50–100 рублей (и более), на содержание бедных учеников. 168 В дополнение прежнего списка настоятелей (1706–1812 гг.). заметпм: 1) архим. Варлаам, согласно его завещанию, погребен в Новоспасском мон. 1784 мая 8-го). 2) Преемник его арх. Евгений из проповедников Троице-Сергиевой лавры определен в морской шляхетный кадетский корпус 1779 г., апреля 8-го, и находился при этом корпусе до назначения своего (по рекомендации архиепископа Московского Платона) настоятелем Златоустова мон., 1783 июня 6. Из иеромонахов посвящен в архимандрита того же года июля 5-го. (Дела архива Богоявленского мон.). 170 На вакансию настоятеля, открывшуюся в Петровском мон., преосв. Августин рекомендовал его преимущественно «потому наипаче, что он долгое время находился учителем и префектом в бывшей Перервинской семинарии, много трудился при исправлении зданий в оной семинарии как прежде, так и тогда, когда (в 1814) открывалась вместо нее (опять на Перерве) Московская семинария; при Моск. семинарии под его надзором производено было строение нового огромного деревянного дома, предположенного для помещения некоторых профессоров и учеников; так же поручено ему наблюдение за обустройством каменного корпуса в Андрониевском мон. для бурсаков». 171 Жизнеописание его см. в «Страннике» 1762, ноябрь. К декабр. кн. приложен портрет его. См. историю росс. иер., ч. V, стр. 506. Несколько сведений заимствованы из архива моск. консистории. 178 Предместник его отец Авраам писал к нему по сему случаю: «Высокопреосвещеннейший отец архимандрит! Любезный о Христе брат! Хотя мы близко и не знакомы, но обстоятельства должны нас сблизить. Честь имею поздравить вас с перемещением в обитель св. Златоуста, которая доселе находилась в моем управлении. Вы, думаю, не замедлите приехать сюда. Но как прямо приехать вам в вашу обитель, без должной от братии встречи, по заведенному порядку, не годится: то я долгом братства почитаю просить вас приехать прямо ко мне в Богоявленский мон.; где остановясь и отдохнув, можете вступить в обитель вашу, прилично вашему сану. За сим препоручая себя молитвам вашим, честь имею быть вашего в-бия, любезного о Христе брата, усерднейший слуга и богомолец, Богоявленский архим. Авраам. Июля 17, 1816 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Отрадно отметить, что некоторые епархии самостоятельно приняли к исполнению решение прошлого Собора о необходимости повышения квалификации клириков . Впрочем, намерение Собора далеко не полностью осуществлено, поскольку требуется введение единой системы повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков. Соответствующее поручение было дано Собором Учебному комитету. Последний разработал основные принципы такой системы, которые в целом были мной одобрены еще в 2011 году. Однако по нескольким причинам ее введение еще не началось. Во-первых, повышение квалификации в большинстве епархий, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, требует применения инструментов дистанционного обучения, техническая база которого будет введена в эксплуатацию лишь в будущем, хотя и ближайшем. Во-вторых, было решено провести апробацию системы повышения квалификации в Москве, где в ноябре 2011 года на базе Новоспасского монастыря были организованы соответствующие курсы. За истекший период обучение прошли 5 групп общей численностью в 116 человек. Апробацию можно признать успешной. Ее опыт может быть распространен на все епархии. Упомянутое соборное определение предполагает, что клирики, не получившие очное семинарское образование, в скором времени должны получить его. В связи с этим видится необходимым постепенное сочетание секторов заочного образования с дистанционным обучением. 22 марта 2011 года Священный Синод исполнил поручение Архиерейского Собора и одобрил Концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования, а также ряд документов, регулирующих бакалаврские и магистерские программы и устанавливающих правила относительно научно-квалификационных работ и ученых званий. Но внедрение установленных этими документами норм не завершено. Впрочем, сделано уже немало. В течение 2011 и 2012 года состоялся ряд семинаров, конференций и совещаний, посвященных реализации упомянутой концепции. В результате состоявшихся обсуждений по моему благословению был запущен проект по контролю качества духовного образования. На подготовительном этапе был составлен список параметров, по которым оцениваются духовные учебные заведения, а также созданы шаблоны основных учебно-методических и нормативно-правовых документов, опубликованные на официальном портале Учебного комитета. В первом семестре 2012-2013 учебного года Учебный комитет провел инспектирование духовных учебных заведений на территории Российской Федерации. По итогам инспектирования установлено, что большинство семинарий с точки зрения образования соответствует уровню бакалавриата, и лишь 6 из них претендуют на магистратуру.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010