В 1685 году подал челобитную царю прибывший в Москву с Македонским Архимандритом Нектарием иеродиакон Стефан, который просил позволения остаться в Москве и учиться у Лихудова русскому, латинскому и греческому языкам и Божественному Писанию. Вместе с Лихудами он сперва жил в Богоявленском, потом в Заиконоспасском монастырях. Такое было значение и судьба Богоявленского монастыря, современного древнейшим Московским Даниловскому и Спасопреображенскому; в течение стольких веков, от великого Всесвятского пожара до Московского всесожжения в незабвенный 1812 год, от Тохтамыша до Наполеона, он неоднократно видел падение и восстание древней столицы России, мерзость запустения на месте святом и восстановление святыни во всей чистоте ее. В летописях Москвы известны особенно испытанные ею пожары 1612 года, предшествовавши изгнанию поляко-литовцев трехдневный и последовавший за ним пожар 1626 года, кроме того, 1668 года, когда сгорел весь Китай-город с дворами и рядами, только остались дворы князя Ивана Воротынского и стольника князя Ивана Хованского 7 . Долго не могла понравиться Москва после опустошительного Троицкого пожара в 1737 году. Тогда в Богоявленском монастыре сгорала голова на колокольне, кровля на кельях и конюшенный двор 8 . В пожары 1812 года Богоявленская обитель, осыпанная горящими головнями и градом искр, осталась невредимою. От разграбления, пожара и осквернения охранял ее один из Французских маршалов, в ней пребывавших 9 . Настоятель ее, архимандрит Ираклий с драгоценностями ризницы тогда находился в Вологде. По возвращении в сгоревшую столицу, Викарий Московской Митрополит Августин в этом монастыре нашел себе пристанище. Этот монастырь обязан своим восстановлением и украшением последнему Патриарху Московскому Адриану, бывшему прежде Митрополитом Казанским; при нем, как увидим, сооружены великолепный собор и придельная церковь Казанской Божьей Матери, напоминавшей ему явление этой чудотворной иконы в Казани. Если не первому Архиепископу Казанскому Гурию, то, вероятно, Адриану следует приписать Казанский Архиерейский дом позади Богоявленского монастыря, в ветошном ряду, в последствии, перешедший в частное владение; он известен под именем Мещаниновского подворья. В этом здании и по настоящее время несмотря на все перестройки, очень можно узнать каменную трапезу, принадлежавшую к существовавшей некогда церкви, железные решетки в окнах, погреба, выходы, следы келлии и железные затворы, своды из крепостного кирпича 10 . Вероятно, здесь находилась церковь Казанской Божией Матери; по ее упразднению, престол перенесен в нижний храм собора Богоявленского монастыря, вместо бывшего там придела Благовещения Божией Матери, упомянутого в грамоте 1511 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Москва. Домовая церковь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при Александро-Мариинском детском приюте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь находилась в пристройке в правой части здания. Завершения не сохранились, здание надстроено в советское время. Церковная пристройка окружена промышленными зданиями, с улицы можно разглядеть только два окна (они на фото). Двухэтажное здание из красного кирпича на улице Академика Комарова построено в 1885 году как Александро-Мариинский детский приют с начальной школой и домовой церковью иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Здание бывшего приюта - не только самое старое в районе Марфино, оно еще и единственная сохранившаяся дореволюционная постройка. Александро-Мариинский детский приют с начальной школой, созданный и действовавший на деньги Богоявленского монастыря, был открыт 24 октября 1885 года. Приют был создан для мальчиков-сирот и детей родителей духовного звания из беднейших семей. В приюте обучали столярному и переплетному ремеслу, пению и игре на скрипке. После войны здание бывшего приюта было передано НИИ Автоматики. Фотография начала 1960-х гг. относится к периоду строительства новых корпусов НИИ Автоматики. На ней хорошо видна полукруглая башня, построенная на основании бывшей церкви. http://moya-moskva.livejournal.com/2765299.html Деревня Марфино близ Останкина издавна составляла вотчину московского Богоявленского монастыря. В 1885 г. на средства обители здесь был построен двухэтажный каменный корпус для бедных сирот-мальчиков духовного звания и двухэтажный храм с верхней церковью иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и нижней церковью великомученика Пантелеймона. В приютской начальной школе, рассчитанной на шестьдесят мальчиков, готовили сирот к поступлению в духовные училища. В годы Первой мировой войны в приют стали принимать солдатских детей, и их стали обслуживать сестры Марфо-Мариинской обители. Церковь занимала примыкающее к приюту полукруглое здание. Богослужения в ней совершались монахами Богоявленского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=25362

И ся выпись Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Великие, и Малые и Белые России, на крестьян его на Алешку Филипова с товарищи (всего 22 семьи) дана. И на подлинной выписи по склейкам припись Дьяка Семена Чашникова. Справа Подьячего Богдана Никитина. V. Список Государевы грамоты, коею велено Афонские Горы Хилендаря монастыря подворье, что в Китае городе, дать к Иверскому монастырю в приезд Божиею Милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, пожаловал есмя отца Нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, что бил челом он, отец наш и богомолец, по Нашему, де, Государскому Указу, велено ему, отцу Нашему и богомольцу, строить на Валдайском озере Иверской монастырь Пречистые Богородицы и Чудотворца Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, а властем того монастыря на приезд Московского двора нет; а на Москве в Китае, за ветошным рядом, возле Богоявленского монастыря, Греческое подворье, дано прежних Государей и Отца Нашего, Государева, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси, и по Нашей, Государской, жалованным грамотам Афонские Горы Хилендарева монастыря старцем, и Хилендарова монастыря старцы на то подворье приезжают в седьмой год, а того подворья не строят, а ныне по Нашему, Государскому, Указу, отведен Греком монастырь Николы Чудотворца Старого, и тот, де, Никольской монастырь пространен и порозжева места на нем много, и чтоб Нам, Великому Государю, пожаловати отца Нашего и богомольца, велети то Греческое Хилендарева монастыря подворье дать на приезд властем Иверского монастыря Пречистые Богородицы и Чудотворца Филиппа Митрополита, а вместо того подворья на приезд Афонские Горы Хилендарова монастыря старцем, велети б вымерить земли в Никольском монастыре, что в Китае у Печатного Двора. А в жалованных грамотах прадеда Нашего, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея Руси, и деда Нашего, Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича, всея Руси, и отца Нашего Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси, и отца его, Государева, а Нашего деда, блаженные памяти Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси, написано: «Пожаловали они, Великие Государи, Святые Горы Афонские Введения Пречистые Богородицы Хилендара монастыря Святого Саввы и Симеона Архимандритов с братиею в вечной поминок на Москве на приезд двор со всеми хоромами в Китае городе у Богоявленского монастыря, а в прошлом во 161 году, Сентября в 20 день (1653), по Нашему, Государскому, Указу, а по челобитью того ж Хилендара монастыря Архимандрита Виктора с братьею, на те прежние, Государские, жалованные грамоты дана им Наша, Государская, новая жалованная грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Архив Пн В праздник Крещения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 19 января 2013 г. 13:34 19 января 2013 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Его Святейшеству сослужили: епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; протопресвитер Матфей Стаднюк , настоятель Богоявленского собора; иерей Сергий Куксов, заведующий отделом канцелярии Московской Патриархии по г. Москве; столичное духовенство. На богослужении присутствовали председатель комитета по регламенту и организации работы Государственной Думы ФС РФ С.А. Попов , главный государственный санитарный врач России Г.Г. Онищенко, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец , президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев, ответственный редактор  «Журнала Московской Патриархии» , заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии С.В. Чапнин . За богослужением пели правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты — В.В. Тоготин и Е.Ю. Логинова). После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью . За Литургией Святейший Владыка совершил иерейскую хиротонию — во пресвитера был рукоположен помощник руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве диакон Андрей Шумкин. Проповедь перед причастием произнес священник Евгений Толмачев, клирик Николо-Перервинского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения воды. Затем Святейший Патриарх поздравил участников богослужения с праздником Крещения Господня — престольным праздником Богоявленского собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2736059.ht...

Через полтора года, именно 19 февраля 1818 года, последовал Именной Высочайший указ, которым архиепископу Дмитровскому Августину повелено быть архиепископом Московским и Коломенским 64 . Преосвященный Августин скончался от чахотки, 53 лет от роду, 3 марта 1819 года в 3-м часу по полудни. С великою скорбью Москва проводила в Троицкую Лавру на вечный покой прах любимого архипастыря, непрестанно назидавшего вверенную ему паству своим благим и действенным словом, пережившего вместе с нею тяжкую годину Отечественной войны, горячо любившего Москву, Россию, Государя... В этом отношении не должен быть пройден молчанием отзыв о преосвященном Августине, какой сделан графом Ростопчиным в одном из его писем к Императору Александру I (от 1 сентября 1813 г.) «Этот архипастырь, говорит граф Ростопчин, заслуживает благоволения Вашего Императорского Величества как по уму, так в особенности по своей преданности Вашей особе. Он возобновил церкви и постоянно проповедовал народу быть переданным, покорным и признательным. Вы найдете более красноречивых витий, но не встретите пастыря, более его переданного. Он весьма полезен, как деятель» 65 . III. Казначей Московского Богоявленского Монастыря Иеромонах Аарон В ночь под 1-е сентября 1812 года настоятель Московского Богоявленского монастыря архимандрит Гедеон, взяв наиболее ценные предметы из монастырской ризницы, выехал в Вологду. За отъездом настоятеля охранять монастырь и монастырское имущество от неприятелей остался казначей монастыря иеромонах Аарон, самоотверженно решившийся выполнять это, «чтобы с ним ни случилось». Сохранился до нашего времени любопытный документ 66 , который рисует с весьма симпатичной стороны этого замечательного, выдающегося инока и который почти полностью воспроизводится здесь. «При приближении неприятеля к Москве, писал в своем репорте преосвященному Августину иеромонах Аарон, собрав и выпроводив из Богоявленского монастыря 31 августа 1812 г. настоятеля своего отца архимандрита Гедеона на Вологду с лучшею ризницею и монастырскою суммою, я хотя и предвидел явную опасность в самой жизни, но, при помощи Всемогущего, решился не оставлять обители без присмотра, чтобы со мною ни случилось и в таковом намерении сентября 1-го, то есть в воскресенье, скрыл я остальное монастырское имущество в церкви верхней под половою лещадью, а то имущество большею частью состоит в драгоценных образах, обложенных серебром и украшенных жемчугом и каменьями, и в других значительных вещах, которые были тоже сохранены мною в разных удобных местах, после чего 2 числа сентября к вечеру досталось мне увидеть и врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Arhiva De srbtoarea Botezului Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svîrit Dumnezeiasca Liturghie i rînduiala sfinirii celei mari a apei în Catedrala „Artarea Domnului”, or. Moscova 19 ianuarie 2020 16:03 19 января 2020 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Старозагорский Киприан ( Болгарская Православная Церковь ); архиепископ Верейский Амвросий , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Вассиан (Змеев) , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин , руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, на Трех горах г. Москвы; протоиерей Димитрий Димитров (Болгарская Православная Церковь); протоиерей Живко Желев (Болгарская Православная Церковь); духовенство г. Москвы. В алтаре молился почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протопресвитер Матфей Стаднюк . На богослужении присутствовали члены болгарской делегации, сопровождающие митрополита Старозагорского Киприана. Делегация посещает Москву в связи с  участием архиерейского хора кафедрального собора Старозагорской митрополии в X Московском Рождественском фестивале духовной музыки.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5577770...

Архив Пн В праздник Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском соборе в Москве 19 января 2020 г. 16:03 19 января 2020 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Старозагорский Киприан ( Болгарская Православная Церковь ); архиепископ Верейский Амвросий , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Вассиан (Змеев) , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин , руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, на Трех горах г. Москвы; протоиерей Димитрий Димитров (Болгарская Православная Церковь); протоиерей Живко Желев (Болгарская Православная Церковь); духовенство г. Москвы. В алтаре молился почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протопресвитер Матфей Стаднюк . На богослужении присутствовали члены болгарской делегации, сопровождающие митрополита Старозагорского Киприана. Делегация посещает Москву в связи с  участием архиерейского хора кафедрального собора Старозагорской митрополии в X Московском Рождественском фестивале духовной музыки.

http://patriarchia.ru/db/text/5577738.ht...

В праздник Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин великого освящения воды в Богоявленском соборе в Москве 19 января 2020 г. 16:03 19 января 2020 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Старозагорский Киприан ( Болгарская Православная Церковь ); архиепископ Верейский Амвросий , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архимандрит Вассиан (Змеев) , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском; протоиерей Сергий Точеный, благочинный храмов Богоявленского церковного округа, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин , руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, на Трех горах г. Москвы; протоиерей Димитрий Димитров (Болгарская Православная Церковь); протоиерей Живко Желев (Болгарская Православная Церковь); духовенство г. Москвы. В алтаре молился почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы протопресвитер Матфей Стаднюк . На богослужении присутствовали члены болгарской делегации, сопровождающие митрополита Старозагорского Киприана. Делегация посещает Москву в связи с  участием архиерейского хора кафедрального собора Старозагорской митрополии в X Московском Рождественском фестивале духовной музыки.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

18 июня 1744 г. Синод подал имп. Елизавете Петровне доклад о выделении из Московской епархии 4 новых: Владимирской, Переславской, Тамбовской и Костромской. 16 июля 1744 г. императрица подписала указ об образовании новых епархий. 31 марта 1745 г. в С.-Петербурге состоялась хиротония первого Костромского архиерея архим. Симона (Тодорского) . Во вновь образованной епархии насчитывалось 786 церквей, 27 муж. и 8 жен. мон-рей. Офиц. резиденцией правящих архиереев стал Ипатиевский мон-рь, вплоть до своего закрытия в 1919 г. являвшийся духовно-адм. центром епархии. Троицкий собор монастыря получил статус кафедрального. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. По инициативе еп. Сильвестра (Кулябки) в окт. 1747 г. состоялось открытие Костромской ДС, разместившейся в Ипатиевском монастыре. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Костромской епархии оформилась сеть духовно-учебных заведений: Макарьевское ДУ (1791), Галичское ДУ (1803), Костромское ДУ (1814), Солигаличское ДУ (1815), Кинешемское ДУ (возникло в 1791 при Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре , в 1847 переведено в Кинешму). В 1764 г. в ходе секуляризации в епархии были упразднены 6 монастырей и 10 пустыней, обращенных в приходские церкви (напр., Спасо-Запрудненский мон-рь, Пахомиево-Нерехтский Сыпанов во имя Св. Троицы мон-рь, Авраамиева Ризоположенская Великая пуст., Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы, Благовещенский Ферапонтов мон-рь, Никольский Кажиров мон-рь, Воскресенский и Рождественский мон-ри в Солигаличе, Варнавина пуст. и др.). Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы В окт. 1834 г. Кострому посетил имп. Николай I Павлович. По его распоряжению определением Синода от 31 марта 1835 г. архиерейская кафедра из Ипатиевского монастыря была перенесена в центр Костромы - в Успенский собор бывш. Костромского кремля, к-рый состоял из 2 храмов: летнего Успенского (XVI в.) и зимнего Богоявленского (1776-1790). Тем же определением Ипатиевский монастырь был возведен в ранг первоклассного. В 30-50-х гг. XIX в. по проекту К. А. Тона в нем были проведены реставрационные работы. В 1854 г. в ранг первоклассного был возведен и Макариево-Унженский во имя Св. Троицы мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010