Arhiva În ajunul srbtoririi Icoanei Maicii Domnului de Kazan Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a svârit privegherea în Catedrala episcopal „Artarea Domnului”, or. Moscova 20 iulie 2019 21:34 20 июля 2019 года, в канун Недели 5-й по Пятидесятнице, празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в  Богоявленском кафедральном соборе  в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Липецкий и Задонский Арсений ;  епископ Воскресенский Дионисий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Солнечногорский Алексий , наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; протоиерей Сергий Точеный, благочинный Богоявленского церковного округа  Московской городской епархии , настоятель храма святого апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы и храма Воскресения Словущего в Барашах г. Москвы; архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского церковного округа, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; московское духовенство. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты А.К. Майоров и Е.Ю. Логинова). В местном ряду иконостаса Богоявленского кафедрального собора находится чтимый список Казанской иконы Божией Матери. По традиции перед полиелеем, во время пения тропаря, Святейший Патриарх Кирилл благословил народ чтимой иконой и перенес ее на аналой в центре храма, где святыне поклонились многочисленные верующие. Перед началом чтения канона утрени (после чтения Евангелия) Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом, в котором поздравил верующих с праздником: «Мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери! Эта икона особым образом прославилась именно у нас на Руси. С ее явлением связаны замечательные события в нашей истории, пред ней молились наши воины, наши вожди и весь наш народ, особенно в годину испытаний — как в древности, так и в недавнем прошлом. Вот и сегодня, в день чествования Казанской иконы Божией Матери, во множестве собираются верующие православные люди, чтобы вознести к Ней свои молитвы, испросить то, что каждый хотел бы получить предстательством Царицы Небесной пред Сыном Своим и Богом нашим».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5475015...

Одним из эпизодов советского периода истории монастыря стала жизнь в нем известной поэтессы Ольги Федоровны Берггольц. Она еще маленькой девочкой в годы гражданской войны жила с семьей в келье у церкви «Достойно есть», о чем оставила яркие воспоминания в повестях «Углич» и «Дневные звезды». Богоявленский собор остался в детской памяти писательницы как самый яркий образ Углича. Из дневниковых записей 1958-1959 гг. О. Ф. Бергольц: «… мне снился город детства – Углич, мы жили в келье Богоявленского девичьего монастыря высокий белый собор с синими главами. И главы были усыпаны крупными золотыми звездами…». Возрождение Богоявленского монастыря В 2003 г. началось возрождение двух храмов обители. В Феодоровской и Смоленской церквях совершаются службы. В 2005-2007 гг. были восстановлены фасады Богоявленского собора – впервые за много десятилетий разрухи и небрежения самый заметный угличский храм обрел достойный вид. Осенью 2010 г. Священным Синодом по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла возвращен в лоно Русской Православной Церкви Богоявленский женский монастырь города Углича. Для восстановления монастыря и возрождения монастырской жизни обители сюда приехала монахиня Антонина (Злотникова) с сестрами. В XIX в. на территории Богоявленского монастыря существовала единственная на всей ярославской земле православная гимназия. Монахиня Антонина хотела бы возродить её. Богоявленский монастырь основан в конце XIV в. женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросиньей. Располагалась обитель в северо-западной части кремля. В Богоявленском монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия. В то время обитель была деревянной и имела два храма – Богоявленский и Смоленский. В 1609 г. поляки сожгли монастырь, убив игуменью Анастасию и пять сестер. В 1629 г. при участии инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, монастырь восстанавливается на прежнем месте. Великая старица жаловала возрожденной обители деньги, села, пустыни, мельницы.

http://sobory.ru/article/?object=05715

РПЦ просит Смольный передать в собственность 5 зданий Николо-Богоявленского морского собора января 2014 Религиозная организация прихода Николо-Богоявленского морского собора подала в администрацию Петербурга заявку о передаче в собственность православной церкви пяти зданий и трех нежилых помещений комплекса собора на набережной канала Грибоедова и Никольской площади. Также РПЦ рассчитывает на приватизацию еще 6 храмов, часовен и колоколен и 3 зданий. В частности, приход Николо-Богоявленского морского собора подал заявки на реституцию трех зданий на Никольской площади - 3А, 3Б и 1а-1б. Последнее - здание первого городского ночлежного приюта, на две трети снесенное в 2008 году по заказу настоятеля собора Богдана Сойко . Сейчас здание восстановлено в прежних габаритах, правда, из пенобетона. Также церковь претендует на два корпуса на набережной канала Грибоедова, 127 - 2Б и 3В, и помещения в доме на наб. канала Грибоедова, 127А и 129Д. А административно-хозяйственную постройку на Никольской площади, 1В, приход просит передать в безвозмездное пользование. Еще одна заявка касается передачи в собственности церкви часовни на 5-й Советской, 31- 33, литера В , и здания на 5-й Советской, 29, литера А. Двухэтажное здание уже находится в безвозмездном пользовании подворья патриарха Московского и всея Руси московского храма великомученика Никиты за Яузой на Швивой горке. Оно было передано в качестве компенсации за историческое здание келейного корпуса в комплексе подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, который находится на территории Греции. Кроме того, религиозные организации просят Смольный переоформить на них собственность здания церковно-причтового дома Спасо-Парголовского храма на Выборгском шоссе, 102, дома в комплексе Софийского собора на Огородной, 1А, и колокольни Софийского собора на Софийской площади, 1В, в Пушкине. А также - передать в безвозмездное пользование здания дома Екатерининского собора на Пушкинской, 22, в Пушкине, Спасо-Парголовского храма на Выборгском шоссе, 106а, часовни и храма на 1-й Никитинской улице в Коломягах.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Отошел ко Господу клирик храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря г. Москвы иерей Георгий Каменев 4 ноября 2020 г. 13:48 3 ноября 2020 года, на 61-м году жизни, отошел ко Господу клирик храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москвы иерей Георгий Каменев. Отец Георгий совершил свою последнюю Божественную литургию 23 октября, 27 октября священник был госпитализирован в Городскую клиническую больницу имени братьев Бахрушиных, где скончался от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Георгий Кириллович Каменев родился 16 марта 1960 г. в Москве. В 1977 г. окончил среднюю школу. Затем обучался в Московском физико-техническом институте и аспирантуре при нем. В 1984 г. был крещен в храме Преображения Господня в Богородском г. Москвы. Таинство совершил протоиерей Геннадий Нефедов, который стал и духовником новокрещенного. В 1990 г. вошел в состав приходского собрания возвращенного Русской Православной Церкви храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря г. Москвы. С 1985 г. до недавнего времени работал в Вычислительном центре Академии наук СССР (позже — Российской Федерации), где в 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 2005 г. — диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук. Был автором многих научных работ, в том числе нескольких монографий. С 1991 г. — преподаватель, а затем — завуч воскресной школы при Богоявленском храме, нес послушание алтарника. В 1997-2001 гг. обучался в Московской духовной семинарии (заочный сектор). 7 февраля 2002 г. в храме святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) рукоположен в сан диакона. 5 июня 2005 г. в храме пророка Божия Илии в Черкизове епископом Дмитровским Александром (Агриковым) рукоположен в сан пресвитера. Свое диаконское и священническое служение в течение восемнадцати лет проходил в Богоявленском храме. В 2018 г. награжден правом ношения палицы. Московская городская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Библиотека Богоявленского монастыря после бывшего пожара передана была в Игрицкий монастырь и находилась в нем до 1864 года, когда последовало Высочайшее повеление о восстановлении на месте Богоявленского мужского монастыря женского монастыря под управлением игуменьи Марии. В сохранившемся от того времени и подписанном бывшими настоятелем, благочинным и ризничим Игрицкого монастыря кратком списке книг значится, что с 1848 года по 1864 год хранились в Игрицком монастыре книги Богоявленского монастыря и в том числе рукописные в лист 14 книг, четвертные и осмушные 27 книг, которые и были переданы в восстановленный Богоявленский женский монастырь. – В числе книг, переданных из Игрицкого монастыря в Богоявленский, без сомнения, находилась и настоящая рукопись. Это видно из описания рукописей Богоявленского монастыря, составленного при жизни покойной игуменьи Марии и находящегося в архиве монастырском, в котором (описании) об этой 19 рукописи так говорится: «IV. – Житие и подвиги преподобных отец наших Варлаама и Асаоа, списано Иоанном Дамаскиным , рукопись, писанная в 17-м веке, в коже. На листе 256-м написано: в лето благочестивого великого князя Василия Ивановича всея Руси, во обители – (пропуск)сицева, в нарицаемей Павловой пустыне. Где – благослови отче – видение старца Антония Галичанина. Лист 266-й сказание Геннадия архиепископа новгородского о написании миротворного круга. Лист 297-й из Максима грека – об Оригене , Иове, Аврааме, Мелхиседеке, толкование некоторых мест Писания и вопросы с ответами на некоторыя материи. Пред сими статьями написано тою же рукою, что и служит как бы заглавием: сии повести об Оригене и Аврааме и Иове и две о Мелхиседеке переведены мною из книги греческия философския, глоголемыя (пропуск); аще полюбишь, государь князь Василий Михайлович, вели списати их себе на чистую тетрадку, а черную ту отошли опять ко мне Бога ради, зане аз ими тако питаю и питаться стану, а тебе я, государю своему, много челом бью о всех твоих благах, что немощного не забывавши.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

234 – 174. Иза Брянска Пречистые Богородицы Свинскава моностыря игумен Карнилей и в сына своего духовного места 344 келаря Иева руку приложил. 235 – 175. Того же монастыря строитель Варсунофей р. В экземпляре Оружейной Палаты 1 – 1. Смиреный Ефрем, Божиею милостию, митрополит Казанскый и Свияжскый. 2 – 2. Божиею милостию смиренный, Кирил, митрополит Ростовскый Ярославскый. 3 – 3. Смиренный Иона, Б[ожиею милостию, митрополит] С[арскии и Подонскии]. 345 4 – 4. Божиею милост[ию, смиренный Гераси]м,[архиепи]скоп [Суждалскии и Тору]скии. 5 – 5. См[иренный Феодорит, Божиею милостию, архиепископ Рязанскии и М]ур[омскии]. 6 – 6. Смиренный Арсений, Божиею милостию, архиеп[ис]коп Архангельскии. 7 – 7. Сми[ренный Иосиф, Коло]менскы и К[оширс]кый. 8 – 8. Смиренный Селивестр, еп[ископ Корелскии и Орешскии]. 9 – 9. [Рожественного монастыря архимарит Исаия]. 10 – 10. Ч[юдо]ва монастыря ар[химарит Аврамей]. 11 – 11. [Живоначалные Троицы Сергиева монастыря келарь старец Аврамей]. 12 – 12. Симонова монастыря архимарит Павел. 13 – 13. Свияжской архиморит Корнилей. 14 – 14. [А]н[д]рониковской архимарит Сергей. 15 – 17. Кирилова монастыря игумен Матфей. 16 – 15. С Костромы Ипатцкого монастыря архимарит Кирил. 17 – 16. Из Нижнева Печерского монастыря архимарит Феодосей. 18 – 18. Из Ростова Богоявленского монастыря архимарит [Иосиф]. 19 – 19. [С Костромы Богоявленского монастыря игумен Арсении]. 20 – 20. [Богоявленской игумен Семеон из Ветошного ряду]. 21 – 21. Из Ярославля Спаского монастыря архимарит Феофил. 22 – 22. [Чюдова монастыря келарь старец Мисаило]. 23 – 23. Из Боровска Пафнутьева монастыря игумен [Иона]. 24 – 24. С Волока Иосифова монастыря иг[умен Арсении]. 25 – 25. [Спа]ского монастыря из Суздаля архимадрит Ми[трофан]. 26 – 26. С Резани Спаской архиморит Рофаил. 27 – 27. С Вологды Каменого монастыря архимарит Питирим. 28 – 28. Из Ростова Борисоглебской игумен Петр. 29 – 29. С Р[еза]ни [Сол]отчинского монаст[ыря Трифон]. 30 – 30. С Вологды Прилуцково монастыря игумен Кирил. 31 – 31. Ис Кашина Колязина монастыря игумен Феодосей руку пр[иложил].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Церковные песнопения исполнил сводный хор братии Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии под управлением насельника обители игумена Силуана (Баранова). По окончании Литургии владыка Феогност совершил панихиду у гробницы приснопамятного Патриарха Алексия и обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором поделился воспоминаниями об усопшем. В завершение от монастырей столицы на гробницу Святейшего Патриарха Алексия II были возложены цветы. Позднюю Литургию в Богоявленском соборе возглавил митрополит Истринский Арсений. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; архиепископ Львовский и Галицкий Филарет ; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря , управляющий Юго-Западным викариатством; епископ Иероним (Чернышев) ; епископ Нарвский и Причудский Лазарь ; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского собора; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя ; протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской духовной семинарии; протоиерей Александр Туриков, настоятель храма Преображения Господня на Песках; протоиерей Николай Степанюк, ключарь Богоявленского собора; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье; протоиерей Александр Доколин, настоятель храмов Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, при Центральной клинической больнице святителя Алексия; протоиерей Борис Обрембальский и протоиерей Михаил Райчинец, клирики Богоявленского собора; игумен Никон (Жиганов), насельник Андреевского монастыря; иеромонах Игнатий (Синикин), клирик храма Вознесения Господня г. Луганска; протодиакон Николай Платонов и диакон Алексий Катанников, клирики Богоявленского собора; диакон Алексий Суворов, студент магистратуры МДА; диакон Алексий Дроздов, клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе.

http://patriarchia.ru/db/text/5078977.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. 1559–1565, 1864–1869 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Кострома. Первоначально мужской; по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, как сказано в монастырских синодиках, «сродником» прп. Сергия Радонежского ( Баженов. 1913. С. 4-5). С 1415 г. прп. Никита жил на покое в Высоцком Покровском мон-ре близ г. Боровска, в 20-х гг. XV в. удалился в Кострому, где основал обитель. Историки нач. XX в. предполагали, что мон-рь в Костроме был устроен «в память и вскоре по великом опустошении этого города татарами в 1429 году в день Богоявления Господня» (Там же. С. 7). После кончины в сер. XV в. преподобный был погребен в монастырском Богоявленском соборе. Память основателя отмечалась в обители 15 сент., в день вмч. Никиты. В монастырском трапезенном уставе XVII в. записано: «Сентября в 15 день панихиды пети и обедня служити по иноке Никите строитель месту сему собором, на братию корм большой» ( Афанасий (Дроздов). 1837. С. 43). В монастырском синодике XVII в. в списке настоятелей обители первым упомянут «старец... строитель месту сему» прп. Никита (Там же). В 1456 г. Боровско-Серпуховское княжество было ликвидировано, а его последний кн. Василий Ярославич (внук боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго и шурин вел. кн. Московского Василия II Васильевича Тёмного) сослан в Углич, затем в Вологду, где умер в 1483 г. Согласно синодику монастыря нач. XVII в., сыновья кн. Василия, разделившие с отцом заключение, князья Андрей и Иван, в кон. XV - нач. XVI в. были погребены в Богоявленском соборе рядом с могилой прп. Никиты ( Баженов. 1897. С. 98). Возможно, престарелым опальным князьям разрешили поселиться в мон-ре, основанном почитаемым в их роду прп. Никитой. В кон. 20-х гг. XVII в. в ризнице Богоявленского собора хранились с надгробий «покров на благоверных князех, на князь Иоанна, да на князь Андрея, да на князь Василия Васильевичев Ярославичев Боровского, бархат червчат гладкой, три кресты» (Писцовая книга. 2004. С. 311).

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Патриаршем совете по культуре бьют тревогу: Богоявленский собор XVI в. в Ростове Великом может рухнуть 13.10.2011 Древний памятник федерального значения — собор Богоявления (1554 - 1555 гг.) Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря в Ростове Великом находится в «ужасающем состоянии». Если не принять срочных мер, его сводам грозит скорое обрушение, уникальные фрески погибнут безвозвратно. Объединить усилия государственных органов, Церкви и общества по спасению памятника, который считается «старшим братом» самого знаменитого храма России – собора Покрова на Рву, призвал член Патриаршего совета по культуре, настоятель московского храма священномученика Климента, папы Римского, протоиерей Леонид Калинин. Выступая 12 октября в Москве, на торжественном заседании в Государственном историческом музее, посвященном 450-летию Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного), о.Леонид напомнил о судьбе Богоявленского собора в Ярославле. Строительство этого храма, как и его собрата на Красной площади, связано с именем царя Ивана Грозного и его походом на Казанское ханство. Однако если Покровский собор воздвигнут в 1561 г. в ознаменование победы, то строительство Богоявленского храма в Ростове связано с предшествовавшими событиями. Согласно источникам, храм в Авраамиевом монастыре был воздвигнут по царскому заказу. История его строительства и посвящения связана с реликвией, хранившейся в монастыре: это трость, которой преподобный Авраамий Ростовский сокрушил идола Велеса. Согласно житию, преподобный получил ее перед этим от апостола Ионна Богослова, явившегося ему на реке Ишне. По словам о.Леонида, Иван Грозный , «будучи человеком мистически настроенным», взял этот жезл с собой в Казанский поход и с этой реликвией «сокрушил лютого врага» — Казанское ханство. Как пишет известный специалист по древнерусскому искусству, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов, Богоявленский собор датируется по описным книгам 1554 - 1555 гг., т.е. когда строительство каменного собора Покрова на Рву только начиналось. Уникальность Богоявленского собора в том, что, имея три придела: Иоанна Богослова, Авраамия Ростовского и Иоанна Предтечи - патронального святого Ивана IV, он является первым примером «многопридельного» храма середины XVI в., и в этом смысле о нем также принято говорить как о ближайшем «родственнике» Покровского собора на Рву.

http://drevo-info.ru/news/11603.html

Богоявленский монастырь основан в 1426 году Преподобным Никитою - учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского. Известный историк Иоанн Баженов свою знаменитую книгу «Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь» в 1895 году озаглавил: «В ряду исторических памятников в городе Костроме Богоявленско-Анастасиин монастырь занимает довольно видное место, как по своей древности, так и по высокому значению для костромских граждан и окрестных жителей». «Имя основателя Богоявленскаго монастыря, - пишет Архимандрит Иосиф Бажанов в 1879 году, - разъяснилось трудами таких ученых исследователей отечественной истории, как В. Ундольский и П. Казанский. В сборнике первого (под 574) замечено: «Преподобный старец Никита, основатель Богоявленскаго монастыря, что на Костроме, сродник и ученик Сергию Чудотворцу». По исследованию П.С. Казанскаго, профессора Московской Духовной Академии, в числе учеников Преподобнаго Сергия Радонежскаго упоминается под 1414 годом Никита, настоятель Боровскаго монастыря. В алтаре Успенскаго Собора Сергиевой Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду учеников Преподобнаго Сергия. «Этот Никита, - заключает Казанский, - под старость переселился из Боровска в Кострому и около 1426 года основал новый Богоявленский монастырь; погребение сынов Боровскаго князя в обители знакомого ему Настоятеля Никиты может служить фактическим подтверждением переселения его в Кострому из города Боровска» («Несколько заметок о возобновленном Костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре», 1879 г., Санкт-Петербург, 16 стр.). В 1847 году Костромские граждане называли Костромскую Богоявленскую обитель «дорогой для них», «общенародной своей святыней, служившей молитвенным прибежищем для них и для их предков». В письменном заявлении градскаго головы А. Рыльцова, 8 числа августа 1850 года Великим Князьям: Николаю и Михаилу Николаевичам, во время прибытиям Их в город Кострому говорилось, что Богоявленский монастырь составляет «лучшее украшение города и утешение жителей по благолепию и чину церковному». В разделе «Древность и историческая важность» упоминается основание Монастыря в 1426 году основателем Богоявленской обители старцем Никитою, о присутствии в 1613 году при избрании на Царство Михаила Феодоровича Романова Настоятеля Богоявленского монастыря Игумена Арсения и его подписью в «Избирательной грамоте».

http://sobory.ru/article/?object=00152

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010