Дерзай! Мне тайное вещает вдохновенье, оправдалось как нельзя лучше. Душа ваша, как видно из всего сочинения, рада была святому впечатлению и нашла благоприятный случай развить настроение затаенных чувств вашего богомыслия... Я не поверхостно прочел вашу поэму и не безотчетно любовался ею... Есть в ней описания, которые заметны своей живописью, например вот описание нравов наших предков (стр. 8), – нельзя прочесть его без особенного удовольствия: Язык не утончен учтивостью бездушной, Но в искренних сердцах, при простоте радушной, Хранилось дружество до двери гробовой, Как лучший благ земных источник родовой... Это вырвалось прямо из глубины любящего вашего сердца. И стих плавен и язык приятен; поэзия сердца всегда была истинною поэзией. Описание старца 165 красиво и величественно (стр. 19): Величествен был вид священного лица: Сребристой сединой, во образе венца, Глава его с брадой почтенно украшалась, И мантия с рамен волнами вниз спускалась; Он взоры возводил умильно на восток, И с старческих ланит струился слез поток, Чуть движимы уста молитву совершали, И вздохи тихие грудь старца колебали. Если бы явился теперь кому-бы то ни было такой благовидный старец, то остановил бы и взоры и внимание и благочестивое к нему уважение. Чем ближе поэзия подходит к натуре, тем становится интереснее, потому что сама натура, которой мы любуемся, есть поэзия; на ней лежит печать вечного вдохновения. Стихотворец ошибается, если хочет украсить природу; фантастические украшения ослепляют, но не привлекают: это кимвал бряцающий. Отроческое поведение Сергия (стр. 27 – 28) очерчено счастливыми стихами. Они столько же наивны, как сердечное расположение святого отрока, – разнообразны, как труды его, и сосредоточенны, как благодать, рано его посетившая. И отрочество и изложение его соединенно действуют на душу приятными ощущениями. Воспоминание усопших, которых мы сердечно любили, читается с теплотою сердечной. Истинная любовь не ограничивается временем. Как ни страшным рубежом кажется гроб, она переступает через него, сохраняет свои чувства и, если нет более на свете ее любимца, беседует с его могилой. Стихи (стр. 42) выразительно передают эту мысль и навевают на душу – тихую, благочестивую задумчивость, в которой предчувствие другой жизни и будущее соединение душ притупляют ужас смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Замечателен рассказ его, под заглавием: Предвкушение силы грядущего века, написанный им в сане священника и напечатанный в «Душеполезном Чтении» (1866 г. ч. 2. Известия и заметки, стр. 10 – 19). Необыкновенное происшествие, описываемое здесь, «есть одно из тех, которыми разрешаются некоторые недоумения наши в науке о душе и проясняются некоторые тайны ее состояния за гробом» (предисловие). Митрофан, по его собственному сознанию, поэтом не рожден, но любовь к поэзии была в нем столь велика, что и во сне он иногда сочинял стихи, которые после записывал. Из его стихотворений известно в печати: Хвалебное приношение веры новопрославленному святителю Митрофану, в 5-ти песнях (М. 1836 г.). По поводу этого сочинения, член цензурного комитета при Моск. дух. академии, протоиерей Ф. А. Голубинский написал сочинителю (тогда бывшему священником) два письма, которые мы помещаем здесь в сокращенном виде. 1. «С душевным удовольствием я получил и прочел стройные ваши песнопения в честь и славу св. Митрофана. В одобрении их к напечатанию не может быть никакого сомнения. Только позвольте попросить вас, не можно ли вам исправить следующие стихи: В IV песни: старец хилый... Хорошо сказать так о старцах обыкновенных, но не о св. Митрофане.–...Прах анахорета. Очень хорошее слово (анахорет) в нынешнем слоге, но не в устах св. Митрофана. Он так едва ли говорил. – Шумит сердитою волной... Не видно близкого сходства между шумом сердитых волн и тихим стечением народа к гробу святого. В V песни: повей, повей еще, былое. Слово: былое очень хорошо в балладах, элегиях и романсах: но кажется еще не введено в слог эпических стихотворений. Дохнул и вес родное пало, И с корнем вырвано из недр. Слишком много сказано. И в наш век не все заражены страстью к лжемудрованиям; и в златые годы Екатерины было не мало вольнодумцев, еще хуже нынешних. Сообщая вам сии замечания, надеюсь, что вы припишете оные истинному побуждению, из которого произошли оные, т. е. искреннему желанию, чтобы прекрасное стихотворение ваше было как можно совершеннее и свободнее от притязаний критики... 1835 г. ноября 3 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Таким образом, древняя повесть о римском отпадении, в том виде, как напечатана в «Кирилловой книге» и Кормчей, добавлена вставкою о папе Петре Гугнивом, заииствованною из более еще древнего сказания, а означенному несуществовавшему папе усвоено новое обвинение об отложении епитимий. Кем все это сделано, неизвестно, да и доискиваться до этого для нас не особенно важно и нужно, так как в той же статье о римском отпадении – как она напечатана в «Кирилловой книге», – находится косвенное опровержение обвинения об отложении епитимий. В ней латиняне обвиняются, между прочим, в том, что проповедуют «некое странное учение, по-римски глаголемое пургаторию, по-русски огнь чистительный, что грешным душам необходимо очищатися огнем чистительным, и от муки в рай приходити» 737 . А мы заметили уже, что учение о чистилище имеет тесную связь с учением об епитимиях, именно – огнь чистительный и назначается для тех, которые не исполнили здесь епитимии; значит, учение об очистительном огне предполагает уже учение о необходимости епитимии. Таким образом, свидетельство об отложении епитимий папою Петром Гугнивым не может быть признано справедливым 738 . Но можно ли, скажут нам, допустить, чтобы в «Большом катехизисе», пересмотренном патриархом Филаретом – этим ревнителем православия против латинства, оказались мнения латинского свойства? В ответ на это возражение можно было бы указать еше несколько мнений «Большего катехизиса», не вполне безукоризненных с точки зрения строгого православия. Но, давая этим указаниям место в примечаниях 739 , здесь мы позволяем себе рассказать лишь один факт из истории издания «Большого катехизиса», имеющий прямое отношение к нашему предмету. «Большой катехизис» нанисан западно–русским ученым Лаврентием Зизанием. В 1627 году Лаврентий явился в Москву с целию издать свою книгу. Бывший в то время всероссийский патриарх Филарет, действительно, пересматривал ее и исправлял, а затем поручил княжным справщикам игумену московского Богоявленского монастыря Илие да Григорью Онисимову иметь собеседование о статьях «несходных с русскими и греческими переводы о божестве и о воплощении и о страсти Господни и о всяком действе христианского закона» 740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Gesellschafts und Sprachwissenschaftliche Reihe. Jahrg. 5. 1955/56. S. 359–360. 115 См.: Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков. СПб., 1913. С. 183–184. 124 Там же. С. 144. «Библейский мир знал вино с добавлением мирры... Его давали как оглушающее средство приговоренным к казни, подать кубок с этим напитком перед началом казни являлось благотворительной привилегией знатнейших дам Иерусалима» (Мурьянов М.Ф. Об одном восточном мотиве у Пушкина//Пушкин в странах зарубежного Востока: Сб. статей. М., 1979. С. 145). В результате орфографических реформ слово «миро» стало омонимом, имеющим значение также ароматного вещества. Последнее предложено называть «мюро» – «написание, наиболее точно передающее исходный греческий вокализм и принятое во многих древнерусских рукописях» (Там же. С. 146). Мюро употребляется в Таинстве Миропомазания, «которое символизирует наложение печати Святого Духа и совершается вслед за Таинством Крещения» (Там же. С. 149). Под словом «миро» иногда имеют в виду и елей, которым помазывают на утрени, что совершенно неверно. 125 О нем известно следующее: «Пскович по происхождению, он по окончании работы над Библией переселился в Москву, был назначен игуменом Богоявленского монастыря, что на Никольской улице, где скончался в 1503 году» (Костюхина Л.М. Палеографическое описание рукописи//Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 9: Приложение. Научное описание. М., 1998. С. 508. 128 В одной рукописи он оставил пространное послесловие, в котором говорится о еретических настроениях того времени в Новгороде. Употребляемые при этом грецизмы свидетельствуют о его занятиях греческим языком. «Въсевидцу Богу и Преблагому слава и величиа дръжава и област в бесконечныя векы, амин, давшему поначяле и конец всякому делу благу иже о Нем начинаемому, сподоблшему и мене недостойного преплути пучину сию, лета 6900 девятдесят седмаго, декевриос в седмый, в 9 час нощи послужиста руце мои, амарталос Тимофеа Вениаминова. И вы, господие мои, прочитайте сию книгу сердечныма очима, духовными же крилы достизающе, яже писаннаа зде, връховным устроением съделовася сиа вивлос, чернилное число меру являет каждого свидетелства каждым книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Главными деятелями просвещения у нее остались теперь братья Лихуды, преподававшие науки в новой академии, но реакция против латинства, все разрастаясь, скоро добралась и до них. Начало московской академии и состояние ее при Лихудах Академическое обучение открылось непосредственно после приезда Лихудов первоначально, до постройки зданий академии, в кельях монастыря Богоявленского. Сильвестр недаром добивался должности начальника академии – по учредительной грамоте 1682 года она облекалась громадными правами и привилегиями. В ней предположено было преподавать духовные и светские науки: грамматику, пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие, и языки славянский, греческий, польский и латинский, для людей всякого чина и возраста. Царь предоставлял в ее пользу свою библиотеку, вотчины 8 монастырей, одну дворцовую волость и 10 пустошей; право суда над ее людьми предоставлял ее блюстителю вместе с учителями; учителям обещал пенсии, а ученикам лучшие места на службе. Блюстителем и учителями положено назначать только русских или греков, испытанных в православии и дававших клятву быть ему верными; учителей из Литвы и Малороссии дозволялось принимать только по свидетельству об них достоверных людей, потому что эти прелестники, сказано в грамоте, сначала притворяются православными, а потом развратные словеса всевают и целость веры нашей терзать начинают. Академия назначалась быть блюстительницею православия во всей России. Никто не должен был держать у себя учителей иностранных языков, а должен был для обучения языкам отдавать своих детей в академию. Она обязывалась смотреть и за тем, чтобы в России не было иноверной пропаганды, и за новообращенными, тверды ли они в вере, и за всеми вообще людьми духовного и мирского чина, не держит ли кто у себя запрещенных книг, не вступает ли в состязания о вере и прочее. Ей предоставлялся и суд по религиозным преступлениям: по суду ее, запрещенные книги должны были подвергаться сожжению; нетвердых в вере она могла подвергать ссылке, а иноверцев, виновных в хуле на православную веру, и русских отступников – даже смертной казни через сожжение. Последние грозные полномочия академии не были, впрочем, осуществлены на практике, и ей досталось одно более скромное просветительное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска 3 сентября 2011 г. 12:08 3 сентября 2011 года, по окончании  богослужения  в Знаменском соборе  Знаменского женского монастыря  Иркутска, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим  и губернатор Иркутской области Д.Ф. Мезенцев посетили памятный знак основателям Иркутска, установленный за алтарем Спасской церкви в центре города. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Богоявленский собор и Казанскую церковь Иркутска. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска» Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска» Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска» Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска» Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска» Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска» Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска» Фотоальбом «Первосвятительский визит в Иркутскую епархию. Освящение памятного знака основателям Иркутска. Посещение Богоявленского собора и Казанской церкви Иркутска»

http://patriarchia.ru/db/text/1612544.ht...

Arhiva În ajunul srbtorii icoanei Maicii Domnului de Kazan Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a oficiat privegherea la catedrala „Artarea Domnului” din Elohovo 3 noiembrie 2015 21:38 З ноября 2015 года, в канун празднования Казанской иконе  Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протопресвитер Матфей Стаднюк , почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; духовенство столицы. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты — Е.С. Тугаринов и Е.Ю. Логинова). В Богоявленском кафедральном соборе хранится особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, созданный в XVII веке и находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади. Перед полиелеем, во время пения тропаря, Предстоятель Русской Православной Церкви перенес чтимый образ с престола на аналой в центре храма, где святыне поклонились многие верующие. После чтения Евангелия во внимание к усердным многолетним пастырским трудам, в связи с 70-летием служения в священном сане и 90-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил протопресвитера Матфея Стаднюка, почетного настоятеля Богоявленского кафедрального собора, орденом святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, I степени. За многолетние и плодотворные труды в приходской общине Богоявленского кафедрального собора г. Москвы Святейший Владыка удостоил Николая Семеновича Капчука, члена приходского собрания кафедрального собора, звания почетного ктитора Богоявленского собора. Обращаясь к Н.С. Капчуку, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что на протяжении многих лет Николай Семенович возглавлял приходской совет Богоявленского собора. «Мы знаем, как много было сделано за эти годы по благоустройству собора и организации церковной жизни, —  сказал Святейший Владыка. — Хотел бы выразить Вам особую благодарность за ту материальную помощь и поддержку, которую Вы и возглавляемый Вами совет оказывали Московской Патриархии». Завтра, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Предстоятель Русской Церкви совершит Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Кремля и примет участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/4262802...

Письмо. Полуустав, скоропись, многократная смена почерков, чернил и орудий письма. Переплет— кожа с тиснением. Высота крышек 185 мм, ширина — 135 мм. Книжный блок сшит по тетрадям в 3 шнура. Корешок утрачен, верхняя и нижняя крышки переплета держатся на шнурах. Переплетные листы из той же бумаги, что и основной блок. Украшения. На листе 1 заголовок выполнен вязью. На листах 17—34 об., 37, 38, 150—151, 153, 160, 162 киноварь в заголовках и инициалах. Записи.На л. I запись чернилами: «Рукопись, в которую записывали вклады и имена вкладчиков, на конце помещены известия о начале зданий, находящихся в монастыре. 1617 г. при игумене Макарии». По всей рукописи записи карандашом, иногда варианты прочтения трудно читающихся слов. Вкладная книга публикуется по упрощенным правилам передачи текстов. В указателе приводятся имена из родословных рубрик.   © Алексеев А. И., 2023   Алексеев А. И.Церковные и монастырские синодики-помянники в собраниях Отдела рукописей Российской национальной библиотеки//Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России. Сборник докладов конференции 17–21 ноября 1998 г. М., 1999. С. 102–108; Алексеев А. И.Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: археография, палеография, кодикология. Вып. 4. СПб., 2001. С. 7–33; Алексеев А. И.Вкладная и кормовая книга Московского Симонова монастыря//Вестник церковной истории. 2006. 3. С. 5–184; Алексеев А. И.Древнейшая кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря//История в рукописях и рукописи в истории. Сборник научных трудов к 200-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки. СПб., 2006. С. 363–378; Алексеев А. И.Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря//Вестник церковной истории. 2007. 4(8). С. 5–41; Алексеев А. И.Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.)//Вестник церковной истории. 2010. 3/4(19/20). С. 17–117; Алексеев А. И. Об источниках для изучения поминальной практики в средневековой России (опыт размышления)//Русское средневековье. Сборник статей в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 162–177; Алексеев А. И.Синодики московских Чудова и Богоявленского монастырей (опыт сравнительной характеристики)//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. 3(53). С. 5; Алексеев А. И. Синодики московского Богоявленского монастыря XVI–XVII вв.//Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXI международной научной конференции. Москва, 12–14 апреля 2018 г. М., 2018. С. 60–62; Алексеев А. И.Синодик Чудова монастыря в Московском Кремле//Вестник церковной истории. 2019. 3/4(55/56). С. 5–239; Алексеев А. И.Синодик московского Богоявленского монастыря 1670-х–1730-х гг.//Вестник церковной истории. 2021. 3/4(63/64). С. 5–211.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР БЫВШЕГО БОГОЯВЛЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богоявленский собор Московского Богоявленского монастыря, 2008 г. Фото: Ю.Булкин Московский Богоявленский храм (б. собор) бывшего Богоявленского монастыря Первоначально - деревянный храм Богоявления и придел Благовещения к нему на территории Богоявленского мужского монастыря , одного из древнейших московских монастырей, основанного в 1296 г. В 1342 г. тысяцкий Протасий построил белокаменный собор - первое каменное здание вне стен Кремля, который долго был самым замечательным храмом на Посаде. 1624 г. - церковь перестроена. 1671 г. - княгиня К.И.Репнина пожертвовала собору участок земли на Никольской ул. (см. Богоявленский, 2). 1693 - 96 гг. - возведен существующий Богоявленский собор, включивший в качестве подклетной части церковь 1624 г. Собор - один из ярких образцов " нарышкинского " или московского барокко - стиля, который вошел в моду в Москве в конце XVII в. Собор имеет ярусное построение и пышный декоративный убор с использованием ордерных элементов: двойные окна четверика, венчающие карнизы, наличники окон восьмерика, составленные из мелких профилированных белокаменных деталей. Двухярусная колокольня увенчана изящным шпилем. Основной объем типа " восьмерик на четверике " отличается крупным масштабом. Завершал собор восьмерик с граненой маковицей. В 1704 - 1705 гг. собор украшен скульпторами из Тессинского кантона Швейцарии. В 1918 г. монастырь был закрыт. Спасская церковь и Богоявленский собор преобразованы в приходские храмы. В 1929 г. Богоявленский собор был закрыт и передан под склад " Союзхлеба " , в 1931 г. - под общежитие Горного института. Была сломана глава храма с маковкой и крестом. Нижняя церковь была отдана Метрострою. После войны там находился цех металлообработки. Собор пострадал от взрывной волны в 1941 г., когда рядом с ним упал сбитый немецкий бомбардировщик. Тогда собор потерял завершающий восьмерик с главой.

http://drevo-info.ru/articles/181.html

Архив Пн В канун праздника Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 3 ноября 2015 г. 21:38 З ноября 2015 года, в канун празднования Казанской иконе  Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; протопресвитер Матфей Стаднюк , почетный настоятель Богоявленского кафедрального собора; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; духовенство столицы. Богослужебные песнопения исполнили правый и левый хоры Богоявленского собора (регенты — Е.С. Тугаринов и Е.Ю. Логинова). В Богоявленском кафедральном соборе хранится особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, созданный в XVII веке и находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади. Перед полиелеем, во время пения тропаря, Предстоятель Русской Православной Церкви перенес чтимый образ с престола на аналой в центре храма, где святыне поклонились многие верующие. После чтения Евангелия во внимание к усердным многолетним пастырским трудам, в связи с 70-летием служения в священном сане и 90-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил протопресвитера Матфея Стаднюка, почетного настоятеля Богоявленского кафедрального собора, орденом святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, I степени. За многолетние и плодотворные труды в приходской общине Богоявленского кафедрального собора г. Москвы Святейший Владыка удостоил Николая Семеновича Капчука, члена приходского собрания кафедрального собора, звания почетного ктитора Богоявленского собора.

http://patriarchia.ru/db/text/4262467.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010