Изд. 2-е. М., 1862. 3) Климент (Зедсрголъм). иером. Жизнеописание Оптинского старца, иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Одесса, 1890. 4) Иеромонах Леонид (Кавелин) . Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М.: [Изд.] Введенской Оптиной пустыни, 1881. 5)  Ювеналий (Половцев) , архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. 6)  Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм . иеромонах Оптиной пустыни. Изд. 2-е. М., 1882. Из печатных источников второго рода заслуживают внимания по достоверности сообщаемых сведений и по правильности взгляда на личность почившего три следующие статьи: 7)  Корсунский И. Н. , проф. Некролог: иеросхимонах Амвросий, Оптинский старец//Душеполезное чтение. 1891. Ч. III. Ноябрь. С. 478–482. 8) Неподписанная автором очень хорошая статья: Старец иеросхимонах Амвросий//Калужские епархиальные ведомости. 1891. 20. 31 октября. С. 662–669. 9) Неподписанная автором статья: Памяти почившего Оптинского старца, иеросхимонаха Амвросия//Церковные ведомости. 1891. N 44. С. 1548–1553. Рукописный материал наш составляют: 10) Семинарский аттестат о. Амвросия//Архив Оптиной пустыни. 378. 11) Записки бесед и изречений о. Амвросия, сделанные верной ученицей покойного N. N. – 13 с. 12) Записки бесед и рассказов о. Амвросия, ведённые с 1869 года монахиней М. О-вой. – 17 с. 13) Записки бесед и изречений о. Амвросия, веденные с 1879 года (теперь) монахинею М. Ф-вой. – 28 с. [Возможно, здесь упоминается Мария Дмитриевна Францева. дворянка из Симбирской губернии. Поступила в Шамординскую обитель в 1887 г. В 1892 г. определена в число послушниц. Исполняла послушание благочинной в церкви.] 14) Запись изречений старца, сделанная рясофорной монахиней. Е. Л-вой (Здесь упоминается Екатерина Лебедева, из дворян Московской губернии. Обучалась в Московском Мариинском институте. Поступила в Шамординскую обитель 1887 г., исполняла послушание письмоводительницы). 15) Записки иер. Г -ия. – 7 с. 16) Слова батюшки, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 12. Часть неофиц. С. 413414. 409. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Саратова 5 марта 1917 г. Саратовское духовенство считает долгом доложить вам о своем признании Временного правительства, учрежденного Государственной Думой, и, зная вас за искреннего защитника достоинства и интересов церкви, горячо приветствовать ваше вступление в должность обер-прокурора. Духовенство молит Господа о ниспослании правительству божественной помощи в одолении внешнего врага, и в устроении на христианских началах дорогого нашего отечества. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 268. 410. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства Павлограда Екатеринославской губернии 6 марта 1917 г. Петроград. Таврический дворец. Председателю Исполнительного комитета при Государственной Думе Михаилу Владимировичу Родзянко. Православное духовенство города Павлограда призывает Божие благословение на подвиг и труды Ваши и всего комитета, на счастье свободной России и на благо Православной церкви. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 9. Подлинник. 411. Телеграмма председателю Государственной думы духовенства г. Новониколаевска 704 Томской губернии 6 марта 1917 г. Духовенство города Новониколаевска Томской губернии приветствует в лице вашем Временный Исполнительный Комитет Государственной Думы. Возносим горячие молитвы о скорейшем выполнении тех задач, которые поведут обновленную Россию к благоденствию и процветанию. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 13. Подлинник. 412. Телеграмма М.В. Родзянко духовенства Броннического уезда Московской губернии 6 марта 1917 г. Петроград Государственная Дума. Председателю Родзянко. Признавая, что свержение старой безответственной власти выводит страну на путь братства, равенства и свободы, духовенство Броннического уезда Московской губернии приветствует новое правительство и просит Бога ниспослать ему силы на трудном поприще возрождения нашей Родины. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 18. Подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 581. Там же. Л. 4. В архивных делах искусственного стола департамента Главного управления путей сообщения и публичных зданий сохранился проект иконостаса Филипповского храма, утвержденный митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) (Там же. Л. 6 – 7). [Никодим, архим]. Иерусалимское патриаршее в Москве подворье у Арбатских ворот. М., 1881. С. 17. Сочинения Филарета митрополита Московского и Коломенского. Слова и Речи. Т. 5. 1849-1867. М. 1885. С.171. Вайнтрауб Л.Р., История возникновения и деятельность Иерусалимского патриаршего подворья в Москве//XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Том I. М.: Издательство ПСТГУ, 2005. С. 207. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма. (1830-е – 1917 годы). Иллюстрированный биографический словарь. М., 1998. С. 106. Н.Д. Освящение церкви на Иерусалимском Патриаршем подворье//Московские епархиальные ведомости. 1877. 38. С. 340. Вайнтрауб Л.Р., История возникновения и деятельность Иерусалимского патриаршего подворья… С. 208. РГИА, ф. 797 – Канцелярия Обер-прокурора Св. Синода: о православном заграничном духовенстве. 2 отделение 2-3 стол. Московские церковные ведомости. 1902. 38. С. 445. Первый из названных архимандритов, вероятно, был настоятелем подворья. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/4564525

Такова судьба Алексея Степановича Родосского , его семьи и потомков. Думается, что жизнь, деятельность и личность этого замечательного человека, немало потрудившегося на ниве духовного просвещения, заинтересует и библиографов, и историков, и богословов, – и избавит его имя от незаслуженного забвения. 3 Ведомости об учениках Рязанской семинарии. Имена учеников с показанием имен и званий отцов. Государственный архив Рязанской области. Ф. 1280, on. 1, д. 16, л. 225 об.; ф. 264, on. 1 (I т.), Д. 217, л. 7 об. – 8. 5 Среди выпускников Орловской духовной семинарии, перечисленных в книге Конст. Никольского «Орловская духовная семинария (до 1867 г.)» (Орел, 1913), кроме Алексея Родосского , упоминается также Федор Родосский, выпускник 1855 г. В журнале «Орловские епархиальные ведомости» 3 от 1 февраля 1867 г., с. 211; 21 от 1 ноября 1868 г., с. 1709) говорится о Дмитрии Родосском, который в 1865–68 гг. учился в 1-ом Орловском духовном уездном училище, а затем уволен, по прошению, в епархиальное ведомство. Их связь с родом А. Е. Родосского неизвестна, но весьма вероятна. 6 Формулярные списки офицеров и чиновников МПС. Часть 4. Российский государственный исторический архив, в дальнейшем – РГИА. Ф. 207, оп. 16, д. 100. 7 Дело по донесению Московского дворянского депутатского собрания о дворянстве рода Родосских. РГИА, ф. 1343, оп. 28, ч. I, д. 2082, 1841–43 гг. Дело Московского дворянского собрания о внесении в родословную книгу коллежского асессора Алексея Егоровича Родосского. ЦГИА г. Москвы, ф. 4, оп. 10, д. 1838, 1841 г. 8 Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям Российской Империи. На 1857–1864 гг. 10 Добролюбов И. В. Библиографический словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преимущественно) Рязанской губернии. Рязань, 1910, с. 206–207. 11 Торжественное празднование 50-летнего юбилея священника рязанской Симеоновской церкви о. Стефана Егоровича Родосского. СПб., 1895, с. 2–3. 12 О дворянстве Родосских. РГИА, ф. 1343, оп. 28, ч. I, д. 2083, 1881 г. См. также мою статью «На службе Престолу и Отечеству» в газ. «Дворянское собрание», 1–2, 1992–93 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Церковно-приходская и пастырско-просветительная жизнь при таком порядке вещей в службе и жизни духовенства не могла, конечно, особенно цвести. На первом плане здесь стоял вопрос об обеспечении собственного и сиротствующего семейств, а не интересы паствы. Сам выбор в определении на места естественно падал не на достойнейшего по своим качествам и образованию кандидата священства, а на уловленного в сети наиболее выгодной сделки семейной. Тут не могло быть места конкуренции таланта и образования, часто на „местах со взятием“ устраивались бездарные ученики ранее студентов и академиков. Паства и приходы обращались в наследственную вотчину духовного сословия, закрепощаясь через передачу мест за известной семьёй или родом; нередко места предоставлялись за малолетними, и приход должен был оставаться в течение многих лет без своего пастыря, – наблюдаемый наёмником. И благо приходу, если род этот поставлял добрых пастырей, связанных с пасомыми не одной только „нуждой питаться“, но и духовной родственной связью, как соотчич и земляк прихожан. В начале 70 годов это своего рода крепостное право передачи приходских мест по наследству, слава Богу, пало, прежние обязательства потеряли силу, заключение новых воспрещалось и не имело юридического значения. Положением 1866 года священникам за выслугу 35 лет была положена наконец пенсия. Но в каком мизерном, ничтожном окладе: 135 руб. в год одинаково и для иереев и протоиереев, диаконам в 65 руб., а псаломщики оставлены вне и этой милости. Сиротствующие, а равно и инвалиды, не осилившие прослужить 34½ г., опять остались без внимания и представлялись воле Божией и собственному попечению. Предоставление приходов за сиротствующими семействами естественно должно было остаться, если не de jure, то на деле, так как не у всякого администратора, тем более у архипастыря хватит бессердечия и безучастия к положению обречённой на буквальное голодание сиротствующей многочисленной семьи духовных пролетариев, не имеющих где главы подклонить и чем пропитаться назавтра. Как ни странно, но этот архаический порядок вещей, неполезный для интересов Церкви, пережиток в нашей церковно-приходской жизни невольно должен был доселе жить и действовать, как руководящее начало у наших епархиальных архиереев. Его держались такие авторитетные почившие иерархи, как Филарет московский . Иоанникий, киевский. М. Иоанникий, сам вышедший из пономарской среды, знал всю остроту вопроса о материальной, необеспеченности духовного сословия, и потому он первый обратил внимание на изыскание и умножение местных средств к улучшению быта духовенства, он был инициатором по учреждению эмеритур, свечных епархиальных заводов, семинарских общежитий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Император Александр, замечает Яковлев в цитированных «Записках» 639 , назначив обер-прокурором своего любимца, приказал ему установить в Синоде порядок, отвечавший интересам государственной власти, и Голицын, благодаря неограниченному доверию и постоянной поддержке государя, беспрепятственно выполнил данное ему поручение, так что при нем совершенно прекратились всякие недоразумения и столкновения прокуратуры с синодальными членами, «все утихло и дух монарха водворился в Синоде». И нужно заметить, что для достижения таких важных результатов Голицын не употреблял никаких крутых и решительных мер по отношению к лицам, стоявшим во главе управления духовным ведомством, хотя большинство из них еще так недавно открыто восставало против стремлений прокуратуры, вполне разделявшихся и самим Голицыным. Напротив, новый обер-прокурор держал себя очень тактично по отношению к синодальным членам и епархиальным архиереям и, по вступлении в должность, нашел необходимым разослать всем епархиальным преосвященным самые любезные извещения. «Приняв на себя звание обер-прокурора», писал Голицын московскому митрополиту Платону от 31 октября 1803 года, «в приятный долг себе поставляю рекомендоваться в Вашу благосклонность и Архипастырское благословение». Такие же письма были посланы и всем епархиальным преосвященным 640 . – Представляя государю, по установившемуся порядку, всеподданнейший рапорт о своем вступлении в должность, вместе с ведомостями о числе нерешенных Синодом дел 641 и количестве денежных сумм, находившихся в распоряжении высшего церковного учреждения, Голицын, между прочим, писал, что из типографского капитала, по словесному приказанию уволенного обер-прокурора Яковлева, было употреблено на синодальную шлюпку 204 рубля 73½ коп., да вся сумма в 987 рублей 58 коп., определенная на питомцев, обучавшихся в семинарии умершего новороссийского архиепископа Амвросия, по словесному же приказанию Яковлева, оказалась истраченной на поправку той же синодальной шлюпки 642 . В данном случае для нас имеет важное значение то обстоятельство, что новый обер-прокурор, очевидно, рассматривал подобные распоряжения своего предшественника, находившего возможным нарушать установившийся порядок в распределении денежных средств на нужды духовного ведомства, как незаконные проявления обер-прокурорской власти и, следовательно, косвенным образом признавал неприкосновенность юридических прав св. Синода, фактически нарушенных Яковлевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

116) Кроме того в Библиотеку практических занятий от проф. С.И. Смирнова поступило издание; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, изд. журнала „Странник“, вып. 1–4. СПб., 1894–1898. Справка : 1) Устава духовных академий § 213: „Состояние библиотеки и наличность библиотечного имущества ревизуются ежегодно ревизионной комиссией, особо назначаемой Советом Академии“. – 2) По § 109 лит. б п. 13 того же устава – „назначение ревизионной комиссии для проверки библиотеки“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили : Поручить произвести следующую ревизию академической библиотеки экстраординарному профессору Ака- —656— мии С.И. Смирнову и и. д. доцента Ф.Μ. Россейкину, – О чём и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XVIII . Отношение Учебного Комитета при Святейшем Синоде, от 28 ноября за 4293: „В виду того, что Учебный Комитет ежегодно составляет ведомость об успехах и поведении болгарских уроженцев, обучающихся в русских духовно-учебных заведениях для поставления о том в известность Экзарха Болгарского, Учебный Комитет имеет честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии сообщить Комитету, согласно отношению Г. Синодального Обер-Прокурора, от 25 января 1895 года, вышеназванные сведения об обучавшихся в Московской Академии болгарских уроженцах за 1911–1912 учебный год“. Справка : Требуемая ведомость об успехах и поведении за 1911–1912 учебный год болгарских уроженцев – студентов I курса Академии Дмитрия Дюлгерова и Стояна Пешкова препровождена в Учебный Комитет при Святейшем Синоде при отношении от 3 декабря за 677. Определили : Принять к сведению. XIX . Прошения: а) Преподавателя Литовской Духовной Семинарии, кандидата и профессорского стипендиата Академии выпуска 1908 года, Петра Нечаева: „Имею честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии разрешить мне переработать кандидатское сочинение („Герман Ульрици“. Историко-критическая монография), согласно отзыву проф. А.И. Введенского , в магистерскую диссертацию под заглавием: „К методологии научно-философского обоснования теизма. Герман Ульрици“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

34б. То же. Отдельный оттиск. Сергиев Посад, 1912. С. 39. Эта статья вошла также в состав книги: Древнерусский духовник. М., см. 37. Рец. Е. Елеонская. Живая Старина. 1913 г., вып. стр. 214–215. 35 . Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки). Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских, при Московском Университете. 1912. Книга 3-я (242-я), (отд.): Материалы историко-литературные. С. 1 н. + 35а. То же. Отдельный оттиск. Издание Императорского Общества истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1912. С. 1 Отзыв проф. И.В. Попова , при представлении на Макарьевскую премию в Академии, в «Журналах собрании Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1913 год». Сергиев Посад, 1914, с. 24–26. 36 . Русские духовники и раскол старообрядства. Богословский Вестник. 1913. Т. III, ноябрь, 506–532; 12, 701–724. Статья вошла в состав книги: Древнерусский духовник. М., 1913. См. 37. 37 . Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта. Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1914. Кн. 2-я (249-я). М., 1913. С. 8+290. 37а. То же. Отдельный оттиск. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. М., 1913. С. 8+290. Отзыв проф. А.И.Орлова, при представлении на Макарьевскую премию в Академии, в «Журналах собраний Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1914 год». Сергиев Посад, 1916, с. 25–26. Отзывы были еще: Рязанские Епархиальные Ведомости. 1915. отдел неофициальный, 3, 124–125; Церковные Ведомости. Прибавления, 1915 г., 17, 579–581. 38 . То же. Исследование с приложением: Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. М., 1914. С. 8+290+1 и. f н. Сброшюровано вместе с изданием, значащимся под 35-м. Эта работа была диссертацией на степень доктора церковной истории. Официальные отзывы проф. Μ. М. Богословского (Журналы собраний Совета Императорской Московской Духовной Академии за 1914 год. Сергиев Посад, 1916, с. 609–619 («Вниматель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из представляемой при сем сравнительной за три последние года приходной ведомости Ваше Императорское Высочество благоволите усмотреть, что, за исключением членских взносов, несколько сократившихся за последние два года при уменьшении вообще числа членов Общества, прочие статьи прихода представляются, с небольшими колебаниями, в одинаковых цифрах. В отчётном 1902/3 году, за исключением произведённого отделами расхода, в сумме 3,518 рублей, показанного в прилагаемой у сего ведомости, 44 епархиальные отдела доставили Обществу 52,434 рубля. Изобразив в кратких чертах достигнутые отделами в 1902/3 году результаты по привлечению новых членов Общества и сбору доброхотных пожертвований, я позволю себе обратить благосклонное внимание Вашего Императорского Высочества на выдающуюся по своим успехам деятельность отделов по ознакомлению местного православного населения с прошедшим и настоящим Святой Земли. Эта сторона деятельности отделов, являющаяся, бесспорно, наиболее важною и заслуживающею особенного внимания и поощрения, получает с каждым годом дальнейшее развитие. Знакомство со Святой Землёй, а равно с целями и деятельностью Палестинского Общества, достигается посредством созываемых отделом собраний и заседаний (8 стр.), на которых произносятся Преосвященными Владыками и местными деятелями посвящённые Святой Земле и Обществу прочувствованные речи, обычно печатаемые в местных периодических изданиях, при помощи бесплатно раздаваемых народу брошюр, листовок и видов Святой Земли (46 стр.) и, главным образом, посредством повсеместного, в районах деятельности отделов, устройства бесплатных Палестинских чтений. Как можно видеть из донесений отделов, эти чтения, по своему содержанию наиболее отвечающие духовным запросам православного русского народа, в особенности, если они сопровождаются туманными картинами, производят вполне благотворное влияние на сердца слушателей, вызывая в них искреннюю любовь к страждущей под игом неверных земной родине Богочеловека и полное сочувствие деятельности Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

М.О. Конлович, «К предстоящему пятидесятилетию воссоединения западнорусских униатов 1839 г.», в «Церкв. Вестнике» 1889 г., 9–13. 268 Протоиерей В. И. Преображенский , «Историко-статистическое описание церквей и приходов рижской епархии», в «Рижских Епархиальных Ведомостях» 1894 г. Епископ Донат, «Православное дело в прибалтийском крае в сороковых годах», в «Страннике» 1884 г., I. М.А. Куплетский, «Православие в остзейском крае в текущем столетии», в «Страннике» 1884 г., кн. VIII–XII. 269 Архимандрит Иоаким, «Высокопреосвященный Платон, архиепископ рижский и митавский», в «Историко-статистическом описании церквей и приходов рижской епархии» в «Рижских Епархиальных Ведомостях» 1894 г, «Прощание высокопреосвященного Платона с рижскою паствой», СПб. 1867 (из «Странника» 1867 г., где см. и другие заметки о деятельности в рижской епархии высокопреосвященного Платона). Слово преосвященного Платона при открытии самостоятельной архиерейской кафедры в Риге, 1 июля 1850 г. в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 10 и сл. 274 И.А. Чистович, «Руков. деятели», 315–316. «Переписка Филарета, митрополита московского, с С.Д. Нечаевым», СПб. 1895. Ф.В. Благовидов, «Обер-прокуроры святейшего синода в XVIII и в первой половине XIX столетия», 2 издание, Казань, 1900. 277 Священник С. Сперанский, «Московское филаретовское епархиальное женское училище», Москва, 1883. 278 «Двадцатипятилетняя годовщина царско-сельского училища девиц духовного звания», СПб. 1868. «Полное Собрание Законов» 1843 г., 17.116. Священник Ф. Павлович, «Торжество двадцатипятилетия в царско-сельском училище духовного звания», СПб. 1868. «К пятидесятилетию царско-сельского женского училища духовного ведомства», СПб. 1893. 279 П.В. Знаменский, «История Казанской духовной академии за первый, дореформенный период её существования (1840–1870)», тт. I–III, Казань, 1891–1892. 288 «Полное Собрание Законов» 1841 г., 14.409, Т.В. Барсов «О собрании духовных законов», СПб. 1898. 295 «Полное Собрание Законов» 1839 г., 12.068. Т.В. Барсов «Синодальные учреждения прежнего времени», СПб. 1897, стр. 37–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010