«Вы его знали как великого флотоводца – мы его знаем как великого милосердца» Историк Валерий Ганичев о подвигах и жизни святого праведного Феодора Ушакова 5 августа, 2015 Историк Валерий Ганичев о подвигах и жизни святого праведного Феодора Ушакова Валерий Ганичев – председатель Союза писателей России, доктор исторических наук, профессор – один из биографов русского адмирала и святого Федора Ушакова. Автор исторических романов и научных работ про флотоводца, Ганичев в 1995 году выступил с инициативой канонизации святого. Предложение поддержала Саранская епархия и командование Военно-Морского флота, его передали в комиссию по канонизации. В 2001 году состоялось прославление первого русского святого моряка в лике местночтимых святых. В 2004 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал Федора Ушакова и его дядю Феодора Санаксарского в общецерковном масштабе. – Почему именно Ушаков? – Я окончил Киевский государственный университет и не думал ни о каком XVIII веке, занимался советско-китайскими отношениями и даже три года успел поучить китайский язык. Но после защиты диплома меня отправили по распределению преподавать в Николаев. Я человек совершенно сухопутный, сибирский, был поражен и очарован морской атмосферой в этой столице корабелов. Идешь по Артиллерийской улице, по Парусной, Адмиральской. Одна из первых улиц старого Николаева – Большая Морская. Помню бюст Ушакова в Морском музее. Фигура это была для нас знакомая, был военный орден, были фильмы Ромма, это великолепное название «Корабли штурмуют бастионы»… Южный флот управлялся Черноморским адмиралтейским управлением, его руководителем был и Ушаков. Я заинтересовался, стал постепенно выяснять, конечно, на любительском уровне, основное время занимала преподавательская и комсомольская работа. – Насколько хорошо был изучен Ушаков? Например, биография Александра Суворова была разработана прекрасно, а как дело обстояло с исследованием жизни адмирала? – Конечно, гораздо хуже, чем с изучением жизни Суворова. Но к 1970-м, когда я начал заниматься историей этого времени всерьез, монографий было достаточно. А самое главное, был издан большой трехтомник с документами по Ушакову. Конечно, там были чисто военные вещи, но через это уже проглядывал облик флотоводца.

http://pravmir.ru/vyi-ego-znali-kak-veli...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иоанн Кронштадтский и адмирал Степан Осипович Макаров 14.07.2007 724 Время на чтение 14 минут Жизнь и служение отца Иоанна Сергиева были неразрывно связаны с Кронштадтом, городом военных моряков. Вполне естественно, что он был близко знаком со многими видными деятелями русского флота. Среди них: начальник главного управления кораблестроения и снабжения вице-адмирал Владимир Павлович Верховский - " старый друг юности и бывший смиренный сомолитвенник " отца Иоанна; адмирал Константин Николаевич Посьет, кавалер почти всех высших российских орденов и орденов многих других стран, автор хорошо известного всем морякам сочинения " Вооружение военных судов " , инициатор известного в свое время периодического издания " Морской сборник " ; и конечно же, Степан Осипович Макаров, вице-адмирал, человек составивши славу русской науки и российского флота, трагически погибший во время русско-японской войны. Возможно, первая встреча отца Иоанна и С.О.Макарова состоялась в 1867 году, когда восемнадцатилетний Степан Макаров, штурман корвета " Аскольд " , прибыл с Дальнего Востока в Кронштадтский порт. Военные моряки посещали специально для них предназначенную Богоявленскую церковь, поэтому мы можем лишь предположить, что штурман Макаров все-таки побывал на богослужении в Андреевском соборе, где к этому времени уже двенадцатый год служил священником отец Иоанн. Самое ранее документальное свидетельство, говорящее о личном знакомстве С.О. Макарова и отца Иоанна, - письмо Николая (Касаткина), епископа Ревельского, начальника Русской духовной миссии в Японии С.О.Макарову, написанное 10 (22) января 1890 года. В 1886-1889 гг. Макаров совершил трехгодичное кругосветное плавание на корвете " Витязь " . Помимо организации научных работ, Макаров находил время для сбора сведений о роли Православной Церкви в Японии. Вернувшись из экспедиции, несмотря на занятость, связанную с обработкой полученных гидрографических и гидрологических данных, Степан Осипович систематизировал свои дневниковые записи и в 1889 году издал книгу " Православие в Японии " . Он активно помогал православному делу в Японии тем, что искал жертвователей на строительство храма Воскресения Христова в Токио. С.О. Макаров обращался за помощью к представителям разных слоев общества и, конечно, к отцу Иоанну, который к концу 1880-х годов стал известным всей России молитвенником, жертвователем и благотворителем. В упомянутом выше письме епископ Николай благодарит Макарова за хлопоты по сбору денег на православный собор в Токио и перечисляет имена людей, откликнувшихся на его нужду: " ...Сколько добрых результатов Ваших хлопот! От Нечаева-Мальцева 1000 руб., от отца Иоанна - 500 р., от Самарина - 100 р., кроме того, Вы мне открыли доступ просить гр. Н.В.Орлову-Давыдову " . [ 1 ]

http://ruskline.ru/analitika/2007/07/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Он погиб на войне духовной А мы лишь смотрим, как умирают наши лучшие батюшки 20.10.2020 2726 Время на чтение 4 минуты 20 октября скончался протоиерей Виктор Жильцов. Царствие Небесное, дорогому батюшке, ключарю Никольского собора города Владивостока! Пастырь добрый, воин Христов и истинный морской офицер, капитан 1 ранга. Отец Виктор вырос в Подмосковье под Волоколамском, в маленьком поселке Ярополец, где русский дух и Русью пахнет… Отец Виктор крепкий батюшка, духоносный. Как пастырь возрастал под окормлением митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря). С Владыкой Вениамином отец Виктор много служил и ходил в дальние морские походы на современном военном крейсере «Варяг». В походах крестили моряков и служили панихиды по нашим героям-морякам, погибшим в Русско-японскую войну. Батюшка возглавлял епархиальный отдел по работе с Вооруженными силами, окормлял в Приморье Армию и Тихоокеанский флот. К сожалению, новый архиерей снял отца Виктора с должности и поставил на его место малоопытного молодого священника. И это негативно отразилось особенно на отношениях Епархии с ТОФ. У отца Виктора был очень высокий авторитет среди моряков, ведь он сам военный моряк, честно послуживший нашему родному Отечеству на боевых кораблях Военно-морского флота. Как добрый и надёжный капитан относится к своему кораблю, так отец Виктор относился к вверенному ему Богом храму и его приходу. Никольский собор Владивостока он содержал в образцовом порядке. Всего себя отдавал служению Богу, окормлению своей паствы и заботе о храме. Владыка Вениамин всегда ставил в пример другим священникам то, как относился к храму отец Виктор. И сейчас, когда нам удалось связаться с митрополитом Вениамином (Пушкарем), Владыка вновь вспомнил, как заботился батюшка о своем храме: «До него такого образцового порядка не было, он привёл храм в прекрасный вид, как с внутренней, так и с внешней стороны. А когда наметал снег, отца Виктора можно было видеть с лопатой в руках». Владыка рассказал, что рукополагал отца Виктора. «Батюшка служил офицером на Флоте, ходил стармехом на эсминцах к берегам Африки, бывал в Йемене в напряженное время», – вспоминает Владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/20/on...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сахалинский расстрел Какие уроки нам нужно извлечь из трагедии в кафедральном соборе Южно-Сахалинска? 11.02.2014 3578 Время на чтение 5 минут Страшная трагедия, которая произошла на днях в соборе Воскресения Господня на Сахалине , уверен, болью отозвалась в сердцах всех православных людей. В моем особенно, - я был в этом храме чуть менее года назад, молился за литургией и вечерними богослужениями (на фотографии мы с владыкой Южно-Сахалинским Тихоном как раз в алтаре Воскресенского собора). Тогда в Южно-Сахалинске проходили епархиальные образовательные чтения и меня пригласили принять в них участие. Я помню многих священно- и церковнослужителей - молодых, деятельных, открытых людей, помню и прихожан этого кафедрального собора. Возможно, я видел и матушку Людмилу. Расстрел в сахалинском храме, казалось бы, имеет локальный характер, - убито два человека, шесть человек ранены, а в недавних терактах в Волгограде, к примеру, число жертв исчислялось десятками, но сахалинский теракт я бы поставил в один ряд с волгоградской трагедией. Оба события - знаковые. В Волгограде в канун Нового года и незадолго до Олимпиады террористы хотели посеять панику в обществе. А в Южно-Сахалинске мы почувствовали запах гражданской войны и увидели какими они могут быть - новые гонения на Церковь. Вдумаемся. Молодой русский парень, 24 лет, служивший срочную в элитной морской пехоте, берет в руки оружие и среди бела дня идет убивать своих же русских православных людей. И не куда-нибудь, а в кафедральный собор. У молодого человека явно нет ничего святого, его душа просто поражена сатанинской ненавистью к Православию. В этом событии чувствуется дыхание бездны, дыхание ада. Это и есть прообраз гражданской войны. Этот поступок молодого, физически здорового человека не объяснить только тем, что он находился в состоянии алкогольного опьянения, как сообщают сахалинские СМИ. Ведь не каждый пьяный берет в руки ружье, а тем более идет в храм расстреливать людей и иконы. Конечно, сейчас будет проведена психиатрическая экспертиза, которая, возможно, объявит о невменяемости этого человека, как признали невменяемым убийцу трех оптинских монахов. Отчасти эта характеристика - невменяемость - правильная, любой сатанист невменяем. Но этой оценки явно недостаточно. Поскольку сахалинский расстрел характеризует страшное состояние нашего общества.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/11/sa...

Закрыть В Кронштадте пройдёт Пятый Иоанновский фестиваль 10.06.2022 639 Время на чтение 4 минуты 14-15 июня в Кронштадте пройдёт Пятый Иоанновский фестиваль, сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия. Учредители и организаторы: Администрация ТУ Кронштадта, Кронштадтский молодежный совет, Кронштадтский дворец молодежи, Мемориальный Музей-Квартира св.Иоанна Кронштадтского. В рамках Фестиваля состоятся Первые Кронштадтские Иоанновские чтения. Программа Фестиваля: 14 июня 10.00 – 12.00 Божественная Литургия. Никольский Морской собор. Храм святителя Спиридона Тримифунтского. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, 29  15.00 – 18.00 Открытие Иоанновского фестиваля. Праздничный концерт победителей творческих конкурсов. Выставки. Мастер-классы. Миниярмарка. Участвуют актеры: заслуженная артискта РФ Мария Лаврова, авторы-исполнители: протоиерей Сергий Мищенко, диакон Сергий Учанейшвили, клирик  храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных на Долгоозерной улице г.Санкт-Петербурга, Антон Галицкий, Марина Кокина, поэт Борис Громов, писатель Валерий Колодяжный . Кроншатдт. Мемориальный садик Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. Угол ул.Посадской и ул.Андреевской. 15 июня 10.30 – 14.30 Первые Кронштадтские Иоанновские чтения. Культурно-историческая конфренция памяти св.Иоанна Кронштадтского. (Программа прилагается отдельным файлом) Кронштадт. Мемориальный Музей-Квартира св.Иоанна Кронштадтского, ул.Посадская, 21 15.00 Премьерный показ документально-анимационного фильма «Живые мемории. 2 сезон» (воспоминания об Иоанне Кронштадтском и его современниках). Встреча с авторской  группой из Москвы . Программа Чтений: 15 июня 2022 года 10:30 Приветственное слово участникам чтений от администрации Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга Протоиерей Александр Зелененко, священник храма Спаса Нерукотворно в Парголово «Жить – Богу и людям служить. О многогранном служении св.Иоанна Кронштадтского» Протоиерей Артемий Могутов, директор Центра Духовной Культуры и Образования Кронштадтского благочиннического округа  

http://ruskline.ru/politnews/2022/06/10/...

Закрыть Свадьба в духе феврализма Русская трагедия и карнавал карбонариев Владислава Романова   06:36 07.10.2021 5575 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлено автором Из России опять делают посмешище. Основная масса жителей возмутилась провокационной «царской» свадьбой Георгия Романова и Ревекки Беттарини 1 октября 2021 года. Мы говорили, что в трагические и молитвенные Царские дни в Екатеринбурге, собирающие ежегодно тысячи людей, особенно ощущается, что все Романовы, которых мы ныне видим, намеренно предстают в комичном виде. Кто-то считает, что если русский народ и достоин царей и цариц, то только таких нелепых и авантюрных, как Мария из Мадрида и ее сын Георгий. Сложно скрыть, что данная свадьба – это государственная акция. Мария Владимировна и Георгий давно трудятся на имидж нынешней российской политики. В 2018 году они на машине «Лада» с восторженными лицами проехали в Крым по новому Керченскому мосту. Георгий посещает мероприятия с Владимиром Владимировичем – Питерский экономический форум, например, военно-морской парад в Санкт-Петербурге. Следит за пиар-акциями Российского государства и старается участвовать в них. Никто не препятствует раздаче Марией Владимировной в России разнообразных орденов и дворянских титулов. И эти «награды» порой получают даже близкие к Кремлю люди. Вот и нынешнему венчанию давно живущих вместе сорокалетних людей (судя по множеству совместных фото прежних лет) постарались придать полуофициальный статус. Аналитики увидели за этим руку врагов России и прежде всего А.Чубайса, отвечавшего за «монархическую» тему несколько десятилетий назад. Этим силам на всякий случай нужен никчемный и бутафорный «монарх», адаптированный и к католицизму и к масонству. Без сомнения, в этом мероприятии участвовали власти России, здесь был взаимный интерес. Государство обеспечило поддержку всех СМИ в России и за рубежом; МИД России тоже посодействовал в вопросах выдачи виз гостям, предоставления ведомственных особняков для банкетов, информационной поддержки Марией Захаровой. Роспотребнадзор дозволил это мероприятие без всяких масок, перчаток и дистанций, тогда как крестный ход в год 800-летия Александра Невского действительно столь необходимый России, был запрещен. Министерство обороны направило в Исаакиевский собор не только журналистов ТВ «Звезда», но и почетный караул Преображенского полка, сопровождающий лишь мероприятия на высшем уровне. Полиция обеспечивала порядок на всех церемониях.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/07/sv...

Как раз перед кончиной Патриарха Максима эту икону принесли, он поцеловал ее, и через несколько дней после этого скончался. Как бы передал Болгарскую Церковь в руки Матери Божией. И мы надеемся, что Она и впредь будет заступаться и молиться о Болгарской Церкви и о болгарском народе. В Болгарии погиб митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Предлагаем вашему вниманию одно из последних интервью с митрополитом Кириллом, записанное телеканалом «Союз». — Сегодня у нас в гостях видный болгарский иерарх, наместник и председатель Синода Болгарской Православной Церкви, местоблюститель болгарского Патриаршего престола, митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Ваше Высокопреосвященство, в этом году в Болгарии, в морской столице страны, в городе Варна, проходила XIX международная конференция, посвященная традиционным ценностям и демократическим свободам. Организатором этой конференции выступил международный общественный фонд «Единство православных народов». Поучаствовать в диалоге в Варну приехали представители более 20 стран мира. Скажите, насколько для Болгарской Православной церкви событие это важное и весомое? — Международный фонд «Единство православных народов» проводит свои конференции в разных странах. Я очень рад, что каждый раз выбирают такие темы, которые близки к жизни, к проблемам и радостям православных народов. Очень рад, что в этом году выбрана именно Варна, как мы называем, морская столица Болгарии, потому здесь, прежде всего, больше солнца, больше духовности, культурных проявлений. У нас старинные храмы, хотя некоторые в руинах, но это самые древние храмы в Болгарии. Здесь самый интересный кафедральный собор Успения Матери Божией, который был построен именно в честь памяти погибших русских, румынских и других воинов, которые принесли нам освобождение. В нашей епархии находится первая и вторая столица Болгарии, откуда, как говорит Димитрий Лихачев, сделалось государство духа, то есть славянская цивилизация, которая пошла по Руси, а потом и по другим славянским странам. Таким образом, это государство духа распространилось между всеми славянами. Общение между православными христианами, между духовенством и мирянами – это самое важное. В воскресенье мы служили божественную литургию с представителями духовенства, которые были здесь, так что, эта конференция началась с молитвы. Каждый раз, где бы ни были, в какой православной стране, первое дело – это молитва. Дай Бог, чтобы и эта конференция прошла с успехом, с таким успехом, как прошли и другие до сих пор.

http://pravmir.ru/arxipastyr-mitropolit-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михей (Алексеев), еп. Уфимский и Мензелинский. Фотография. 1912 г. (Алексеев Михаил Федорович; 23.01.1851, С.-Петербург - 16.02.1931, г. Козельск Западной (ныне Калужской) обл.), архиеп. бывш. Уфимский и Мензелинский. Из семьи высокопоставленного гражданского чиновника. В 1869 г. окончил Морское уч-ще (Морской кадетский корпус в С.-Петербурге) и поступил на военную службу по морскому ведомству. Еще в самом начале службы познакомился с прот. прав. Иоанном Кронштадтским , стал одним из его духовных детей. М. Ф. Алексеев старался, когда не был в плаваниях, ежедневно посещать Андреевский собор Кронштадта; если прот. Иоанн совершал литургию один, он прислуживал ему в алтаре. Однажды прот. Иоанн излечил его от тяжелой травмы, полученной Михаилом при погрузке корабля в порту. Близкие отношения между ними сохранялись до конца жизни святого. М. Ф. Алексеев занимал различные офицерские должности на боевых кораблях, участвовал в 3 дальних океанских походах с Балтики на Дальн. Восток (в т. ч. был старшим офицером канонерской лодки «Кореец» в плавании в 1888-1889, во время к-рого он встречался в Японии с еп. свт. Николаем (Касаткиным ; впосл. архиепископ Токийский)). Награжден орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени. Ушел с военной службы в звании капитана 1-го ранга, командира 7-го флотского экипажа в Кронштадте, пережив сильнейшее потрясение после внезапной смерти жены. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. Еп. Михей (Алексеев) и прот. Иоанн Кронштадтский. Фотография. 1902–1908 гг. В марте 1890 г. по благословению прав. Иоанна стал послушником Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Начал путь служения под духовным рук. прп. Амвросия (Гренкова) . Был пострижен в рясофор. После кончины прп. Амвросия избрал путь ученого иночества и в 1892 г. поступил вольнослушателем в МДА. 10 окт. того же года ректором академии архим.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЬИН Владимир Николаевич (16.08.1890/91, дер. Владовка Радомысльского у. Киевской губ.- 23.10. 1974, Париж), философ, богослов, лит. и муз. критик, композитор. Род. в имении деда Николая Петровича Чаплина. Бабушка И. по матери, Надежда Петровна Чаплина (урожд. баронесса Меллер-Закомельская), была блестящей пианисткой, любимой ученицей А. Г. Рубинштейна. Отец - Николай Александрович Ильин, крупный чиновник финансового ведомства, литературовед-любитель, исследователь творчества У. Шекспира, застрелился еще до появления на свет сына. По рассказам матери И., Веры Николаевны, Николай Александрович, местный предводитель дворянства, дал пощечину губернатору. Вера Николаевна с сыном и родителями переехала в имение Ивань Слуцкого у. Минской губ. По настоянию родителей она вышла замуж за директора слуцкой гимназии М. М. Ивановского, филолога-классика, внушившего И. страстную любовь к древним языкам. Но вскоре Вера Николаевна развелась с мужем; вторым отчимом И. стал управляющий отцовским имением Н. А. Дубинский, оставивший жену и ребенка. Повзрослев, И. выгнал из дома отчима-самодура, мать осталась одна практически без средств к существованию, умерла в Житомире в возрасте 46 лет, когда сын был уже в эмиграции. С любовными переживаниями матери накануне ее 3-го брака связано обращенное к ней пророчество прав. Иоанна Кронштадтского , к-рое И. считал полностью сбывшимся. Вера Николаевна приехала в кронштадтский Морской собор на литургию, к-рую служил прав. Иоанн; хотя он никогда раньше не видел ее, но заметил в огромной толпе и, отозвав в сторонку, сказал: «Слушай! Оставь все это… Теперешний твой муж очень хороший человек, любит твоего сына… А это - пройдет… обойдется. Но если ты меня не послушаешься и будешь настаивать на своем - окажешься глубоко несчастной на всю твою недолгую жизнь, и твой сын - тоже!» Помолчав немного, он с состраданием посмотрел на нее и прибавил: «Впрочем, я знаю, ты меня не послушаешься… Вот тебе моя фотография… Вспоминай обо мне, а я буду за тебя молиться…» (Концлагерь на свободе: Маш. С. 45//Личный архив А. П. Козырева).

http://pravenc.ru/text/389449.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Соборная базилика в Аквилее. IV в. [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата. А. основана в 181 г. до Р. Х. как колония Рима для контроля пути из Италии в Иллирик между отрогами Альп и Адриатикой. В 168 г. по Р. Х. имп. Марк Аврелий сделал А. главным форпостом сев.-вост. рубежей Италии; постепенно город превратился в крупный морской порт и важный торговый центр Средиземноморья. В IV в. А., население к-рой доходило до 100 тыс. чел., называли «вторым Римом», здесь находилась одна из временных резиденций зап. императоров. Город погиб в результате варварских нашествий: в 407/8 г. А. была разграблена вестготами Алариха, в 452 г. жестоко опустошена гуннскими ордами Аттилы , а в 590 г. полностью разрушена лангобардами . Спасшиеся жители укрылись на островах окрестных лагун, в т. ч. на месте буд. Венеции . Местное предание приписывает обращение жителей А. в христианство евангелисту Марку , хотя документально история Церкви в А. не может быть прослежена ранее III в. Согласно традиции, св. Марк передал паству своему ученику св. Ермагору , акты мученичества к-рого датируются временем не ранее кон. VI в.; правда, следы этой традиции не обнаруживаются у Руфина и блж. Иеронима , происходивших из этих мест. Предполагают, что предание о св. Марке появилось уже при Патриархах А. для обоснования их независимости и титулатуры. Характерно, что после Ермагора епископская преемственность прерывается и сведения о следующем предстоятеле, Иларии, относятся только к 276 г. При еп. Фортунациане (ок. 343-369) А. посетил свт. Афанасий Александрийский . Еп. Валериан (369-388) провел в А. Собор против ариан (381), на к-ром председательствовал свт. Амвросий Медиоланский . Преемник Валериана Хроматий участвовал в споре между Иеронимом и Руфином по поводу отношения к учению Оригена , произнеся вместе с папой и др. епископами анафему на его кн. «О началах». При Валериане и Хроматии А. стала авторитетным церковным центром. В этот период церковная юрисдикция А. распространялась на территорию Венеции , Истрии, Сев.-Зап. Иллирика, вост. части Реции Второй и юж. части Норика. Богослужебная традиция Аквилейской Церкви имела ряд особенностей, что позволяет говорить о существовании Аквилейского обряда .

http://pravenc.ru/text/63826.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010