III. Описание собора А) По внешнему виду По внешнему своему виду, собор принадлежит к зданиям, стиля Возрождения, но устроенным в особом вкусе (рококо), существовавшем во времена Растрелли, в каком построены некоторые из важнейших зданий С.-Петербурга, каковы: Большой Императорский Дворец, Никольский морской собор, Пажеский корпус, дом графа Строганова у Полицейского моста и др. Основание собора крестообразное, но так, что средняя перекладина почти в 2 1 / 2 раза шире продольной, и при том, более надвинута к верхнему (восточному) концу. В угольных углублениях с западной стороны находятся довольно значительные выступы, а с восточной, по незначительности этих углублений, они маскируются вогнутой линией, которая углы верхнего конца соединяет с поперечной перекладиной. Неизвестно, как глубоко заложен бут, но фундамент идет слишком на 1 1 / 2 саж. ниже окружающей площади, и образует подвальный этаж в 2 1 / 2 саж. Высоты, до сводов; весь он разделен массивными стенами с пролетами и такими же столбами. На высоте 1 саж. 2 арш., под сводами, проделаны низкие, длинные, сверху скругленные, просветы, слабо освещающие. В подвал ведут четыре железные двери, по одной с северной и южной, и две с восточной стороны; для спуска устроены две гранитные лестницы о 12 ступеней и 2 чугунные, о 16 ступенях. Цоколь собора со вне одет гранитными тесаными плитами на 1 1 / 4 арш. от земли, с выступами для тумб, поддерживающих колонны. На этом основании возвышается самый корпус собора – массивное здание, разделенное антаблементом на два яруса; под архитравом расположены легкие колонны коринфского ордена, которые украшают все многочисленные углы и выступы храма, или по две, или по три, и по четыре на каждом 14 ; соответственно им, верхний ярус опоясывается рядом пилястр, упирающихся в карниз антаблемента фигурными консолями и украшенных, вместо канителей, головками херувимов, с спускающимися вниз гирляндами. За тем идет под кровельный карниз, на котором, по среди здания возвышаются небольшие фронтоны, на северной, восточной и южной сторонах – треугольные, а на западной – полукруглый, с лепными в тимпанах фигурами. Там, где возвышаются фронтоны, стены, исключая восточной, устроены небольшими выступами, среди которых в нижних ярусах устроены двери, а в верхних – большие овальные окна (розетты), рассекающие собой полукруглые фронтоны антаблемента. К трем входным дверям ведут открытые широкие гранитные лестницы, имеющие по 8 ступеней с трех сторон и наверху широкие площадки. Как двери, так и многочисленные окна собора украшены лепной работой – наличниками, над-оконниками и пр 15 . И у окон, и у дверей верхи полуциркульные. Высота корпуса собора до кровли 14 1 / 2 саж. Толщина наружных стен в крайних оконечностях креста 1 саж. 2 арш., в прочих местах от 1 саж. до 2 1 / 2 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Золотой айсберг за 50 миллионов Безликий многогранник на площади Труда Петербурга явился продолжением кощунственных выставок «Манежа» 03.02.2021 1690 Время на чтение 5 минут В декабре 2020 года на площади Труда Санкт-Петербурга, на том месте, где прежде стоял Благовещенский собор , возникло сооружение (надо потрудиться догадаться) – в виде айсберга к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями с ошеломляющей стоимостью в 50 миллионов рублей. Проект, значащийся на сайте Госуслуг – как некий «видеомэппинг» под названием «Полярное сияние» - «Арт-Антарктида2020», осуществлён Санкт-Петербургским бюджетным учреждением культуры «Центральным выставочным залом " Манеж " », за которым стоит председатель Попечительского совета «Манежа» (в штатском) Семён Ильич Михайловский, одновременно – ректор Института И.Е.Репина. Опус не несёт какой-либо смысловой нагрузки – ни о чём, в художественном отношении – безлик, на айсберг не похож. Я дважды участвовал в творческих поездках на Шестой континент, видел айсберги экзотических форм со шпилями и арками. В нём нет ни заявленной Антарктиды, ни полярного сияния. Просматривается банальная цель, о которой нетрудно догадаться. На эти деньги можно было бы оказать помощь больницам и врачам. Этой суммы хватило бы на создание и установку в центре площади Труда памятника великому флотоводцу Ф.Ф.Ушакову, победителями на лучший проект которому по итогам городского конкурса в 1998 году стали скульптуры Я.Нейман и В.Свешников. Памятник планируется установить на патриотической линии вдоль Невы в качестве её завершения: Суворов, не проигравший ни одной битвы; Пётр Великий, выведший Россию в передовые державы мира; Ушаков, не проигравший ни одного морского сражения. Достойным для «Манежа» явилась бы и организация выставки произведений, созданных художниками в Антарктиде, а также, - скульптурных портретов полярников. Но Семёну Ильичу, как испытанному иностранному агенту (а он зарегистрировался ли?) в 2005 году – советнику фонда Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке, внешний заказчик, приведший его на ректорский пост крупнейшего художественного вуза мира с целью его разрушения, организовать такую выставку не позволит!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/03/zo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Не стоит безоглядно очернять Сталина Как православным относиться к Иосифу Виссарионовичу? 05.03.2024 829 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников В этом году 5 марта исполняется 71 год со дня смерти Иосифа Виссарионовича Сталина. Смерть вождя выглядит достаточно таинственной – то ли ему помогли умереть, то ли просто убили. Один Бог ведает эту тайну, которая раскроется на Страшном Суде. Но, исходя из последовавших событий: сокрушение и разорение наследия Сталина, великолепной армии, мощного военно-морского флота, чудесной сталинской архитектуры, погромы Русской Православной Церкви – можно сказать, что вариант убийства с целью последующего, пусть и частичного демонтажа его наследия, не исключён. Личность Сталина вызывала и будет вызывать споры. Одни его считают величайшим правителем, другие – тираном. Нам же сейчас как никогда в свете проведения Специальной военной операции необходима мудрая сдержанность, особенно, когда на Украине уничтожаются памятники советского периода, в том числе воинам-освободителям. Если мы в худших традициях «Перестройки» 90-х годов будем хулить Сталина, то тогда мы бросаем тень на нашу родную Московскую Патриархию, которая, как известно, была восстановлена в 1943 году после сентябрьской встречи Иосифа Виссарионовича Сталина с митрополитами. Заодно мы бросаем тень и на наш Отдел внешних церковных связей, созданный по благоволению Сталина. А равно и на процесс военного и послевоенного открытия храмов и семинарий. Если мы будем безоглядно хулить Сталина, то мы бросаем тень на Львовский собор 1946 год, а значит, будем благоприятствовать униатам и увеличивать страдания православных на Украине. Как говорил мой учитель, замечательный востоковед Игорь Михайлович Дьяконов, не будем умножать сумму мирового зла. К сожалению, горький опыт «Перестройки» нас научил тому, что часто рассказы о действительных и мнимых злодеяниях плетутся для того, чтобы устраивать злодеяния новые. Более того, мы бросаем тень на всё советское наследие, а значит, на союз российского и украинского (точнее, малороссийского) народа, а значит и нерушимую связь малороссийских земель с исторической Россией. Что для Сталина и людей его эпохи было непреложной истиной.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/05/ne...

Использованные источники и литература Архивные фонды и дела Государственный архив Российской Федерации Ф.Р-3696. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России). Екатеринодар, Таганрог. Оп. 1. Дела Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России. 1919 г. Д. 1. Протоколы заседаний Предсоборной комиссии и Поместного церковного совета в Ставрополе (подлинники). Положение о Высшем церковном управлении на Юго-Востоке России. Список членов церковного Собора в Ставрополе и пр. Оп. 2. Управление военным и морским духовенством (Деникин, Врангель). 1919–1920 гг. Д. 4. Протоколы (подлинные) заседаний Предсоборной комиссии и Поместного Церковного Собора в г. Севастополе по вопросу об утверждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России. Ф.Р-440. Отдел пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар, Ростов-на-Дону. Оп. 1. Дела Отдела пропаганды. 1918–1921 гг. Д. 55. Известия, телеграфные бюллетени и обзоры иностранной и иногородней печати Отдела пропаганды Особого совещания при ВСЮР за июнь 1918 г. – июль.1919 г. Д. 58. Известия Особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 60. Ежедневные обзоры печати, составленные отделом пропаганды особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 98. Сводки о положении в Советской России, о положении на фронтах. Д. 100. Сводки о положении в Советской России и о положении на фронтах. Ф.Р-446. Политическая канцелярия Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар. 1918–1919 гг. Оп. 2. Дела Политической канцелярии. 1918–1920 гг. Д. 2. Речи и приказы Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Деникина, сообщения и проекты деклараций о политической программе Добровольческой армии. Д. 8. Секретная сводка Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР о политических партиях и организациях Юго-Востока России с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Однообразное, как бы сжатое с обеих сторон пространство набережной канала Грибоедова внезапно раскрывается, и в перспективе пересечения с Крюковым каналом возникает Николо-Богоявленский Морской собор. Его величественность привлекает людей самых разных, и они тянутся сюда, будто угадывая свет. Об этих людях, с их судьбами и надеждами, печалями и памятью, и о самом соборе мы беседуем с его настоятелем, протоиереем Богданом Сойко. Дмитрий Жаворонков корреспондент Единственный морской Никольский храм - единственный морской собор Петербурга. Заложенный в 1753 году в старинной городской слободе, где издавна селились «корабельные люди», он с самого начала стал памятником морской славы России. С 1770-х гг. в соборе служили благодарственные молебны в честь побед российского флота, а в числе прихожан постоянно были матросы, офицеры, их жены, матери - все те, кому небезразлично море и чьим покровителем является святой Николай Чудотворец, в честь которого храм и назван. Отец Богдан: В соборе сохранились памятные доски, установленные в честь русских моряков, отдавших жизни в Русскояпонскую войну, и есть доски последнего времени - посвященные экипажам погибших подводных лодок. Как и столетия назад, сегодня мы молимся за тех, кто сейчас в море, и тех, кто уже никогда не вернется из плавания, а в памятные дни - 7 апреля (гибель АПЛ «Комсомолец» в 1989 году) и 12 августа (трагедия на подлодке «Курск» летом 2001-го) совершаются литии по усопшим. Поэтому мы помним и СпаснаВодах - петербургский храм, построенный на пожертвования в память о погибших в Русскояпонской войне и разрушенный большевиками. Думаю, с Божией помощью и он будет восстановлен, тем более что фрагменты его убранства сохранились и находятся в Русском музее и Военно-Морской академии имени Кузнецова. Самое главное - чтоб войны не было

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере августа 2013 Собор для тех, кто в море В 2013 году Кронштадтский собор — этот шедевр русского модерна — отмечает свой 100летний юбилей. В ясный день из окна любого высотного здания в центре Петербурга видны берега острова Котлин. Над их тонкой черной полоской — если день действительно солнечный — блестит золотая корона Николаевского Морского собора. По преданию, этот храм был явлен во сне преподобному Иоанну Кронштадтскому. С его именем связано начало работ и закладка храма. Своими молитвами и наставлениями отец Иоанн поддерживал строителей, но не дожил до дня освящения. В 2013 году Кронштадтский собор — этот шедевр русского модерна — отмечает свой 100летний юбилей. Суровые годы. Начало К началу революционных потрясений 1917 года Николаевский собор был главным храмом Балтийского флота. В присутствии тысяч моряков в нем отмечались церковные праздники и важнейшие события в жизни морского братства. Здесь же и отпевали тех, кто погиб в сражениях Первой мировой войны. Настоятелем собора в это время был протоиерей Василий Погодин. Февральская революция 1917 года в Кронштадте проходила драматично, с большими жертвами. 1 марта разъяренными матросами был жестоко убит последний военный губернатор города вице-адмирал Роберт Вирен. В тот же день на Якорной площади были казнены еще 35 адмиралов и офицеров. В Николаевском соборе 7 марта состоялось отпевание погибших. Сразу же после Октябрьской революции положение религиозных организаций в России резко изменилось — начались всевозможные стеснения со стороны новых советских властей. Был упразднен институт морского духовенства, большинство храмов Кронштадта было закрыто, начались репрессии священнослужителей. Первым из городских клириков в апреле 1918 года был арестован настоятель Андреевского собора и будущий настоятель Морского собора известный протоиерей Павел Виноградов. В январе 1918 года Николаевский собор, как и все церковные здания в Советской России, был национализирован. В начале 1919 года по требованию Кронштадтского совета причты собора и других сохранившихся храмов города представили финансовый отчет, инвентарную опись имущества и список прихожан. 7 марта собор был передан по соглашению в пользование прихожанам. В первое послереволюционное десятилетие собор составлял единый приход с деревянной Богоявленской Морской церковью, построенной в 1861–1862 годах. Общий список прихожан в марте 1919 года состоял из 946 человек.

http://aquaviva.ru/journal/sobor-dlya-te...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2014 Родной собор К престольному празднику Николо-Богоявленского морского собора . Среди прихожан Никольского собора можно встретить людей разного возраста, профессии, социального положения: от старушки, живущей неподалеку, до государственных служащих и моряков, выбравших для себя этот храм за его благолепие и «морское» предназначение. Наш корреспондент поговорил по душам с полковником медицинской службы, офицером Военно-морского флота Олегом Александровичем Карауловым, давним прихожанином собора. Олег Александрович Караулов Вера от души — Олег Александрович, расскажите, пожалуйста, о своем пути в Церкви. Наверное, в вашей семье были верующие? — На всю жизнь я запомнил, как в детстве ходил в церковь с прабабушкой. Она умерла, когда мне было 12 лет. Это было еще в Сталинграде, впоследствии Волгограде. Мои бабушка и дедушка, прабабушка, мама и папа были верующими: ходили в церковь, причащались, отмечали праздники. В нашем доме всегда праздновались и Рождество, и Крещение, и Пасха. Они относились к этому не пафосно, а от души. Никто не собирался демонстрировать свою веру, и в то же время всё, связанное с Церковью, почиталось. Мы с братом были крещены в раннем детстве. Самым большим учителем и советчиком для нас был отец. С одной стороны, он был жесткий и строгий человек, а с другой — очень любил людей, любил детей. Для меня он был эталоном честности и порядочности, человеком, который в жизни мог все — и физически, и интеллектуально. Папа — путеводная звезда, о котором мы знали, что на 110% это наша защита, помощь и правильные наставления. Мама — милая, нежная, просто святой человек, которую надо было только ценить, любить и уважать. У нас не было принято перечить отцу. Семья жила дружно. — Что вас привело в Никольский собор? — Впервые в Николо-Богоявленский собор я пришел, еще будучи слушателем Военно-медицинской академии. Я тогда заканчивал факультет подготовки врачей для Военно-морского флота и был рад тому, что правильно выбрал свой жизненный путь. Я окончательно понял, что медицинская стезя — это мое призвание, ведь сразу после школы я окончил медицинское училище. На нашем факультете мы гордились тем, что для нас, моряков, когда-то, в 1759 году, по повелению императрицы Елизаветы Петровны был построен особый храм.

http://aquaviva.ru/journal/rodnoy-sobor?...

Санкт-Петербург. Церковь Богоявления Господня, морская. Карта и ближайшие объекты Морская Богоявленская церковь. Утраченное здание. 1728-1731 гг. - арх. Коробов И.К., 1861-1862 гг. - арх. Кудинов А.С. Во время пребывания в Астрахани Петр I летом 1722 г. издал указ о построении в Кронштадте церкви для матросов и адмиралтейских служащих. Местом для строительства Петр указал свой любимый уголок Котлина. По преданию, здесь росли дубы, в тени которых любил отдыхать царь. Указ Петра был выполнен не сразу. Только 4 июля 1728 г. Адмиратейств-коллегия обратилась в Святейший Синод с прошением устроить церковь, поскольку в Кронштадте постоянно находилось до 10 тысяч морских и адмиралтейских служащих, но имелась единственная церковь св. апостола Андрея Первозванного. На следующий день, 5 июля, Синод издал указ " оную церковь во имя Богоявления Господня строить по подобию прочих святых церквей... " Церковь была заложена в том же 1728 г., а освящена 24 мая 1731 г. Строилась она корабельными и адмиралтейскими плотниками, столярами и резчиками, преимущественно на средства порта и пожертвования моряков. Автором проекта был зодчий Иван Коробов. Это была его первая самостоятельная работа. Осенью 1727 г. он вернулся из поездки в Голландию, где обучался архитектуре, а по возвращении был назначен архитектором Адмиралтейств-коллегии. Летом 1728 г. Коробов получил первое крупное задание: " учинить чертеж и смету " для постройки в Кронштадте " деревянной на каменном фундаменте церкви " . Композиция нового кронштадтского храма была выдержана в традициях петровского Петербурга и напоминала каменный Петропавловский собор - с небольшой главкой над восточной частью и высокой 52-метровой колокольней с запада. Богоявленская церковь была крестообразной в плане. Фундамент был сделан из бутовой плиты, стены среблены из брусьев которые снаружи скреплены пилястрами, а поперек церкви железными сваями. Церковь вмещала до 1300 человек. Внутри, близ северных и восточных входов возвышались двухъярусные просторные балконы для дам и почетных горожан.

http://sobory.ru/article/?object=36925

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Собор святителя Николая Чудотворца и Богоявления (Николо-Богоявленский Морской собор). Глава 3 Во время Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь заботилась о защите Родины. Верующие как могли участвовали в оказании помощи обороне страны. Не были исключением и прихожане Николо-Богоявленского собора в Ленинграде. В центре внимания М.В. Шкаровского – жизнь священнослужителей и причта собора во время войны, а также их подвиг во время блокады города. Автор прослеживает историю храма вплоть до наших дней. Статья Глава 3. Николо-Богоявленский собор во второй половине XX века С первых же дней Великой Отечественной вой­ны Русская Православная Церковь безоговорочно посвятила себя защите Родины. Уже 22 июня Патриарший Местоблюсти­тель Сергий обратился с посланием к православ­ным верующим и благословил их борьбу за Оте­чество. Ленинградский и Новгородский митрополит Алексий узнал о начале войны, вернувшись из Князь-Владимирского собора, где в воскресный день он совершал Божественную литургию, в свою квар­тиру при Никольском соборе. Получив вскоре по­слание Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Алексий сразу же сделал его достоянием всех пра­вославных города. А 26 июля и сам написал обраще­ние к верующим и духовенству «Церковь зовет к защите Родины», в котором отмечалось: «...война — священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идет вслед мученикам к нетленно­му и вечному венцу. Поэтому Церковь и благослов­ляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества... Церковь неумолчно зовет к защите Матери-Родины. Она же, исполненная веры в помощь Божию правому делу, молится о полной и окончательной победе над вра­гом» .

http://bogoslov.ru/article/2520765

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере августа 2012 Канонический и современный Привычная оценка архитектурного облика Николо-Богоявленского морского собора относит его к шедеврам «русского барокко». Чего же в нем больше, исконного русского или модного b XVIII beke барочного? Какие идеи хотели вложить создатели собора в его архитектурный образ? И что при этом бралось за образец? Привычная оценка архитектурного облика Николо-Богоявленского морского собора относит его к шедеврам «русского барокко». Чего же в нем больше, исконного русского или модного b XVIII beke барочного? Какие идеи хотели вложить создатели собора в его архитектурный образ? И что при этом бралось за образец? Прообразы Никольский собор был заложен в 1753 году повелением императрицы Елизаветы Петровны по образцу собора Успения Пресвятой Богородицы в астраханском кремле. Чем был обусловлен выбор именно этого образца? В первую очередь, тем, что императрица любила и почитала своего отца, Петра Великого. По свидетельству Ключаревской летописи, однажды Nemp I после Литургии в Успенском соборе воскликнул: «Во всем моем государстве нет такого лепотного храма!» Произошло это в 1722 году, когда, после принятия императорского титула, государь посетил Астрахань, форпост предстоящего Персидского похода, в котором должна была принять участие Каспийская флотилия. По благополучном окончании похода в Успенском соборе был отслужен благодарственный молебен и храм стал почитаться как Морской. Фасад Никольского собора, чертеж Гр.Макарова, 1780-е годы Собор Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани строился трудами митрополита Сампсона, руками зодчего Дорофея Мякишева в 1698–1710 годы. Свое именование он унаследовал от прежнего собора, сильно обветшавшего и разобранного b kohцe XVII beka. И для старого, и для нового храма главным иконографическим образцом был пятиглавый Успенский собор (1475), святыня царского града Москвы, именовавшегося «домом Пресвятой Богородицы». К кремлевскому Успенскому собору восходит план шестистолпного с пятью апсидами астраханского храма. Однако в остальном собор отвечал иконографической программе митрополита Сампсона, которая перекликалась с архитектурными решениями современных ей храмов московского круга — Успенским собором Иосифо-Волоколамского монастыря и со-именным собором в Рязани. В столичном зодчестве в то время получил развитие «нарышкинский стиль» (названный так по фамилии основных заказчиков, родственников Наталии Кирилловны Нарышкиной, второй жены царя Алексея Михайловича). Он отличался помимо прочего ярусным построением и нарядностью декора, соединившего традиционное русское узорочье с переосмысленной орнаментацией западного (польского, голландского и пр.) маньеризма.

http://aquaviva.ru/journal/kanonicheskiy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010