— Каких новых проектов киностудии «Богослов» и портала «Богослов.Ru» нам ждать? — Главное, чем бы мы хотели заняться в следующем году, — это создание нового портала «Богослов.ru». Тот, который есть сейчас, был создан в 2007 году и немного обновлен в плане дизайна в 2019-м. Конечно, 2007-й и 2022-й — это совершенно разные времена. Сейчас для наших авторов принципиально важны наукометрические показатели, привязка к Российскому индексу научного цитирования (РИНЦ) или даже списку журналов Высшей аттестационной комиссии (ВАК). И, разумеется, технический функционал портала должен быть совершенно другим, чтобы способствовать развитию церковной науки. Мы планируем создать несколько модульных курсов обучения по богословию. Ну и, если совсем все будет хорошо, хотелось бы выпустить цикл полнометражных документальных фильмов о преподавателях МДА, которые уже перешли в мир иной, но жили не так давно и многие их помнят. Пока есть мысли о трёх героях. Это упомянутый профессор Константин Ефимович Скурат, который преподавал в академии 66 лет. Это регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры и заслуженный профессор МДА архимандрит Матфей (Мормыль) — исторического масштаба человек, оказавший огромное влияние на богослужебную традицию Троице-Сергиевой лавры и Московской духовной академии и вообще на русскую духовную музыку. И ещё мы думаем об архиепископе Александре (Тимофееве). Он был ректором академии в течение десяти лет, а до того столько же времени работал её инспектором. Владыка Александр очень много сделал для МДА и немало повлиял на её развитие на рубеже эпох, в конце 80-х — начале 90-х, но сейчас о нём незаслуженно стали забывать. Конечно, все это потребует немало труда и финансовых вложений, а главное — большого вдохновения и креатива всей команды портала и киностудии. Но я надеюсь, что, даст Бог, и эти масштабные проекты состоятся. Беседовал Даниил Сидоров   Источник: Татьянин день Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6176340

Сдавать нельзя сдаваться: ЕГЭ становится обязательным. К единому обязательному госэкзамену, одновременно выпускному школьному и вступительному вузовскому, Минобразования шло 8 лет. Преподаватели школ и вузов клянут качество тестов: вопросы неглубокие, слишком частные, некорректно сформулированные. Гуманитарии возмущены нетворческим подходом, представители точных наук — западными стандартами, противоречащими «национальным традициям математического образования», ежегодные скандалы с утечкой заданий в сеть. Права на вступительные экзамены добились лишь 24 вуза, в том числе МГУ, СПбГУ и ВШЭ. Через три года их останется пять. - С. 78; Особый случай: в СИЗО умирает Магнитский. Сергей Магнитский был начальником отдела налогов и аудита консалтинговой компании Firestone Duncan, клиентом которой был британский инвестиционный фонд Hermitage Capital, некогда один из крупнейших в России. В 2005 году главе фонда Уильяму Браудеру запретили въезд в Россию, в 2007-м в Hermitage и Firestone прошли обыски и были поданы жалобы о хищении госсредств. Магнитского задерживают, но 16 ноября 2009 года он умирает в СИЗО. Глава московской службы исполнения наказаний и начальник изолятора отправлены в отставку. Через два года американский конгресс примет так называемый «Акт Магнитского», начавший практику введения персональных санкций против российских граждан, с точки зрения отдельных влиятельных конгрессменов нарушающих права человека. — С.78. Уходят из жизни : Архимандрит Матфей ( Мормыль ), заслуженный профессор Московской духовной академии, уставщик и старший регент легендарного в советские времена хора Троице-Сергиевой лавры; Майкл Джексон , мировая мега-звезда поп-музыки; Наталья Трауберг, российский эссеист, мемуарист, переводчик — в том числе книг Клайва С. Льюиса и Гилберта К. Честертона; Василий Аксенов , русский писатель, прозаик, драматург, сценарист; Савва Ямщиков , русский реставратор, историк искусства, публицист; Сергей Михалков , писатель, поэт, драматург, автор текста двух гимнов СССР и гимна Российской Федерации; Павел Попович , летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза (1962, 1974); Егор Гайдар , один из идеологов российских либеральных реформ, и. о. председателя правительства РСФСР и РФ (1991-1992). - С.78.

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

Не спасает и механическое копирование старинных обычаев. Как мудро отмечал приснопамятный архимандрит Матфей (Мормыль), " думать и говорить, что до революции все было благополучно, - не следует " . Как бездумное сокращение богослужебного устава и рабское ему следование, так и бездумный выбор дореволюционных традиций лишь игнорирует сегодняшнее состояние прихожан и певчих и не решает проблемы. Таким образом, мы приходим к мысли, что выходом из сложившейся ситуации становится не столько стилистическое однообразие всех песнопений на богослужении, сколько осознание важности евхаристического сознания священника, регента и певцов, вместе участвующих в богослужении. Главное в церковном пении - помочь всем нам в единстве веры и упования приступить к Чаше причащения. Если эта цель достигнута, то значит, были предприняты верные средства и репертуар подобран правильно - партес ли это, сочинения современных композиторов или знаменное одноголосие. А проверить это можно, увидев частоту причащения регента и певчих и, самое главное, наличие или отсутствия любви и снисхождения друг ко другу, готовности нести тяготы друг друга. Важно отметить, что достичь этой цели людям невоцерковленным, лишь имитирующим поющих христиан за деньги, невозможно. Церковное пение - это нерв богослужения, не терпящий фальши и искусственности. Покупать певцов, чтобы они делали христианам на службе " красиво " , так же противоестественно, как нанимать оперного солиста, чтобы он на богослужении ради красоты звучания надел бороду и ризы и изобразил священника или диакона. В такие храмы уже впору артистов приглашать, изящно крестящихся, кланяющихся и грациозно ставящих свечки за умеренную плату. Конечно, постоянно бывает так, что в результате пения в хоре певец обретает веру, воцерковляется. Но бывает, что этого не происходит, и десятилетиями певцы имитируют пение христиан. Удивительно, что такое вообще возможно - искусственная имитация живого религиозного чувства, возведенная в норму. Но здесь важно не осудить кого-то, предписать и запретить, а хотя бы признать эту проблему проблемой.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-igu...

В этой эстетической системе священник, служащий в тон - " правило хорошего тона " , и наоборот. Мало кого удивляет, когда диакон что-то неразборчиво рычит карикатурным голосом, а регент считает себя вправе делать замечание недостаточно музыкальному священнику или диакону. И тут, и во многих похожих случаях христианин должен сам для себя ответить на простой вопрос: что главнее - апостольская традиция или наши ощущения, наши привычки? Вроде ответ очевиден. Но на практике прихожане, сбегающие от грязи мирской суеты в посольства Царства Небесного - храмы, ищут именно утешения и слабо насыщенного информацией развлечения. " Плавно качаться разумом на волнах красивых звуков, движений и запахов " - вот печальная характеристика критерия, по которому частенько оценивается качество богослужения. Печальная, потому что изначально богослужение не задумывалось как " синтез искусств " , а служило иной цели - собрать молящихся вокруг Чаши Причастия и не помешать им осознанно и с благоговением вкусить от Небесного Источника. Поэтому при всей важности поставленных выше вопросов надо признать, что если видеть выход из сложившихся проблемных ситуаций только в музыкальной плоскости и обсуждать лишь репертуар и манеру пения, то мы зайдем в тупик. Решить эти проблемы без отчетливого понимания задач и природы церковного пения невозможно. Как уже отмечалось раньше, богослужебное пение - это, в первую очередь, озвучивание текста. Текст, в большинстве случаев принадлежащий тому или иному святому, первичен. Мелодии вторичны и зависимы от текста. Поэтому богослужебное пение подразумевает дикцию как важнейшую составляющую. О дикции как об основополагающем элементе церковного пения и чтения говорил и приснопамятный архимандрит Матфей (Мормыль) - один из немногих регентов, трудившихся над тем, чтобы церковное пение было частью апостольской традиции, органической частью богослужения. " Хор - не бездушный орган, - напоминает очевидное уже цитированный сегодня Лев Николаевич Парийский. - Каждый певец - активный участник богослужения.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-igu...

Говоря о национальной идентичности и способах достижения национального единства, А.Д.Степанов подвёл к необходимости формирования законодательной инициативы о роли и месте русского народа в России. Эти и другие предложения Пятых Калязинских Чтений будут доведены до руководства России. Проведение выездной конференции в Калязине ежегодно сопровождается организацией встреч гостей с местной калязинской общественностью. Так, параллельно с пленарным заседанием в Калязинском колледже им. Н.М.Полежаева состоялся разговор мастеров кино со студентами на тему «Влияние киноискусства на русское мировоззрение». Во встрече приняли участие: почётный гость Анатолий Дмитриевич Заболоцкий, кинооператор-постановщик, Заслуженный деятель искусств РСФСР и БССР; генеральный директор студии «Троица», кинорежиссёр и сценарист Виктор Егорович Рыжко и директор «Тверьгосфильмофонда» Иван Владимирович Демидов. Студентам были показаны отрывки из документальных фильмов, которые привезли с собой авторы. Первый день работы конференции завершился торжественным творческим вечером в Доме культуры Калязина. При полном зале зрителей выступили К.Г.Ильин и А.Д.Степанов. Были показаны отрывки из документальных фильмов А.Д.Заболоцкого и В.Е.Рыжко, которые авторы представили сами. Трогательный клип «Возрождение духовности на Калязинской земле» режиссёра Сергея Козлова предварил большой творческий подарок для всех зрителей - выступление Мужского Братского хора Троице Сергиевой Лавры под руководством регента иеродьякона Михея Соррэ. Были озвучены приветственные слова регента участникам конференции «Русского Собрания»: « Говоря о русском народе, о его истории и государственности, мы всегда говорим о преподобном и Богоносном отце нашем Сергии, игумене Радонежском и Всея России, как об истинном патриоте своего Отечества, стоявшем у истоков формирования российской государственности. Деятельность преподобного Сергия и его учеников стала источником собирания русского народа в единую духовную целостность, которая в последствие получила наименование Святая Русь. Говоря об учениках Преподобного в широком смысле этого слова, мы поминаем не только его современников, которые основали множество монастырей по всей Руси. Со времени Преподобного Сергия по наши дни обитель Преподобного воспитывает учеников, которые подобно птицам разлетаются из родного гнезда по всем уголкам Святой Руси и далеко за её пределы, неся послушания на разных поприщах. Один из учеников периода ХХ - начала ХХ I веков архимандрит Матфей Мормыль - талантливейший регент, уставщик и композитор - музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Этот человек посвятил всю свою жизнь восстановлению церковной певческой традиции, утерянной во дни лихолетий ХХ века. Собирая по крупицам сохранившиеся рукописи, записывая с ещё живых носителей церковные напевы и произведения, он сформировал современную певческую традицию Лавры, которая является наилучшим образцом церковного пения для всего русского Православного мира ».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/16/go...

Эти рассуждения отца Серафима натолкнули меня на мысль, которую я дерзнул высказать в своей кандидатской диссертации «Реформа певческой нотации XVII века (церковно-историческая оценка)», над которой работал в то время, как бы логически завершив цепочку рассуждений отца Серафима, а именно: «Если образ зверя будет написан с соблюдением византийских иконописных традиций, то не исключено, что коронация антихриста в Иерусалимском храме будет под звуки знаменного распева или чего-либо подобного… Так опасно увлечение внешним, если оно не продиктовано внутренним, если оно не продиктовано потребностью духа, а служит лишь самоцелью или очередным увлечением» . Немало воды утекло с тех пор… И вот совсем недавно мне довелось повторить эту же мысль в интервью в рамках проекта «Лица академии» киностудии МДА «Богослов». Один из комментаторов написал под размещенным на канале киностудии интервью, неверно истолковав посыл, заключенный в моих словах, буквально следующее: «Интересно, что по этому поводу сказал бы отец Матфей (Мормыль), который включал знаменные песнопения в репертуар своего хора. И не только отец Матфей, но и все, кому было дорого отечественное русское наследие». Собственно, этот и еще один комментарий, где отмечается, что говорить о вершине знаменного пения, но считать при этом приемлемым для себя партес — это противоречие и диссонанс, подвигли меня выступить с сообщением на тему «Отношение архимандрита Матфея к древним распевам». Ответ на поставленные вопросы мы попробуем дать как на основе письменных свидетельств, так и на основе личного опыта общения и сотрудничества с отцом Матфеем на регентском поприще. Что касается возможной коронации антихриста под звуки знаменного распева. В своем отзыве на вышеупомянутую диссертацию отец Матфей пишет буквально следующее: «Мысли отца Лазаря не лишены доли истины. Сам Павел заявляет, что “человек греха”, “сын погибели” сядет в храме Божием (2 Фес. 2. 4). Если это так, то указанной персоне конечно нужен будет не только храм, но и все его атрибуты, одним из которых является пение. По этому поводу в истории музыки уже был прецедент в революционные годы, когда один из наших корифеев-композиторов московской школы написал музыку к гимну “Интернационал” на базе попевок знаменного распева» .

http://bogoslov.ru/article/6195138

Очень жаль, что сейчас потеряна преемственность старых мастеров, регентов. Многие из них, конечно, уже ушли из жизни, многие – на пороге ухода. Особенно это чувствуется в Москве. Но в Лавре пока поют в традициях. И отца Матфея это очень волновало. Когда мы с ним беседовали, он говорил, что потеряны те навыки, которые были до революции. И даже не только до революции – забыты и многие недавние. Но произошло это, во многом, конечно, из-за нашего семидесятилетнего атеистического периода. На многих клиросах сейчас уже почти не поют, а шепчут текст. Иногда даже порой не слышно, что они хотят воспроизвести, а ведь написано: «Пойте Богу нашему, пойте!» Дважды указано: «Пойте!», это очень важно. Молодежь, выучив гласы, приобретя церковную литературу, смело берется за регентство, не понимая часто еще смысла богослужебного текста, особенно стихир. Вот на репетициях отец Матфей как раз проходил не только авторские произведения, но именно заострял наше внимание на стихирах, потому что в стихирах – суть праздника. Либо основного праздника, либо жития святого, либо Богоматери. Конечно, такие регенты, как отец Матей (Мормыль), рождаются крайне редко! Но как человек, он был очень прост в общении – и со студентами, и с преподавателями, и с мирянами… Всегда с шуткой, с радостью общался с людьми. При жизни он, конечно, был недооценен. Всегда ведь говорится: «В своем Отечестве нет пророков». Преподавал богословские предметы, а не церковное пение, хотя в принципе ведь именно это было его основной стезей! Не могу объяснить, почему, но на репетиции и на службы отца Матфея регентов из регентской школы (и особенно студенток) не отпускали. Это было очень прискорбно. Конечно, те певцы, кто состоял у него в хоре, имели счастье слышать и видеть его работу, именно его личную манеру проведения репетиций, это было очень важно. Хор под управлением отца Матфея всегда звучал особенно: его никогда не спутаешь с другими коллективами. Только ему самому ведомо, как он мог достигать такого звуковедения, проникновенной молитвы и особенно фразировки!

http://radonezh.ru/analytics/tekst-i-muz...

В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко можно ознакомиться с различными типами голосов, употребляемых за богослужением в Русской Православной Церкви, проследить историческое развитие певческого состава церковных хоров в России — от традиционного использования мужских голосов до почти полного вытеснения голосов мальчиков голосами женщин. На основе трудов историков и знатоков русского богослужебного пения и воспоминаний современников представлены недостатки и преимущества введения певцов-женщин в церковные хоры; также рассматриваются связанные с этим изменения в классификации состава хоров. 23 июня 2022 В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко представлен обзор музыкального творчества учёного, чья научная деятельность затрагивает главным образом богослужебное пение славянской ойкумены. Даётся краткая биографическая справка, связанная с его исследованиями в области древнерусской безлинейной нотации; рассматривается композиторская деятельность И. А. Гарднера — его гармонизации православных церковных мелодий (переложения на многоголосный хор) с небольшими историческими экскурсами и кратким музыкальным анализом. В качестве иллюстраций к статье используются музыкальные медиассылки. 22 декабря 2020 17 декабря 2020 года в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского прошла защита докторской диссертации по специальности «Музыкальное искусство» на тему «Архимандрит Матфей (Мормыль) и его место в музыкальной культуре Русской Православной Церкви второй половины XX века». 14 декабря 2020 10 декабря открылся новый онлайн-ресурс Российского национального музея музыки – «Сокровищница духовной музыки», на нём собраны оцифрованные старинные рукописи и издания из коллекции музея. 17 октября 2020 Армянские церковные песнопения. Истоки и уникальность. 7 октября 2020 В нотном фонде Синодальной библиотеки имеется немало нотных рукописей или, точнее, писарских списков партитур и голосов литургических песнопений, написанных, а чаще всего – переписанных в основном в послевоенное время двумя видными регентами – В.В. Локтевым и В.П. Храпчевским. Причём по приблизительному подсчёту около 90% таких копий – а равно и оригинальных сочинений – принадлежит перу именно Локтева.

http://bogoslov.ru/topic/28965

– Спорили с ней? – Почти нет, крайне редко. Дискутировать Наталья Станиславовна не была настроена, а от владыки ректора ей предоставлялись широкие полномочия. Впрочем, я позволил себе не согласиться с ее тезисами о так называемом «пастырском выгорании», которые она с большой тщательностью насаждала в работе со студентами. Я считаю, что молодым ребятам, которые только готовятся к пастырскому служению, не нужно считать «выгорание» обязательным и ожидать, когда же оно у тебя наконец проявится. Само по себе это подрывает их внутренние силы. Да, не исключено, что в иные моменты – я по себе это знаю – испытываешь упадок сил и сухость в молитве, – но в целом позиция «не перетрудиться бы» для священника, конечно же, проигрышная. В целом позиция «не перетрудиться бы» для священника, конечно же, проигрышная – Один из философов утверждал: «Взывать к мужеству – это уже наполовину значит внушить его». Непонятно, как быть, когда тебе повторяют, что никакое мужество тебе не поможет и что жертвенное служение нехорошо и чревато психологическими осложнениями. Особенно в отношении молодых ребят-семинаристов важно, мне кажется, зажечь, задать общий высокий настрой. Во всей этой теории выгорания мне видится что-то бескрылое. – Конечно. Тогда, как и сейчас, у меня в кабинете имелось несколько фотопортретов – это глубоко почитаемые мною подвижники, сердца которых пламенели любовью к Богу и людям: отец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), схимитрополит Зиновий (Мажуга), архимандрит Матфей (Мормыль) и мой духовник. Я указал на них присутствующим и напомнил: «Эти священники обязаны были давным-давно выгореть, если следовать психологической теории. Вместо этого они сами горели и возжигали других, давали силы и укрепляли в вере сотни и тысячи других». Архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем – Как выглядели психологические практикумы буквально? Чем на них занимались семинаристы? – Заявлялся широкий круг целей. Наталья Станиславовна (Скуратовская), по ее словам, готова была исправлять всё и обеспечивать какую-то невиданную эффективность. Тут и тренировка коммуникативных навыков у семинаристов, и развитие креативности, и преодоление внутренних барьеров на пути к успешности – всё, что сегодня так увлекает мир. Каюсь, мне трудно было с самого начала разделять этот энтузиазм. Фактически потребовалась полная перестройка подхода к духовному образованию. Лекции по богословию, Новому Завету отодвигались ради того, чтобы «расчистить» место под занятия с психологом. Складывалось впечатление, что психология – чуть ли не самое главное, что может потребоваться будущему священнику. И самое главное, что, когда студент приходил на занятие (к Скуратовской), оказывалось непонятно, как это связано со всем остальным, чему он учится и что слышит от других преподавателей. Совместить, перебросить мостки между одним и вторым – богословием и психологией – вопреки декларациям, на деле было невозможно.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/10/psihol...

Как появились ваши " Сочинения и переложения для однородного хора " ? - Так получилось, что меня назначили регентом одного из будничных хоров, а ребята подобрались довольно умелые, для них не было большой проблемой что-то хорошо спеть. Проблема возникла, когда мы спели весь репертуар и захотелось чего-то нового. Мы учились в такое время, когда стало возможно ознакомиться с музыкальными традициями Сербии, Болгарии, Греции, с византийской музыкальной культурой. Ребята стали просить меня принести какие-то новые ноты. А в библиотеке - либо то, что мы уже спели, либо какие-то очень сложные партитуры, которые были явно не по силам нашему семинарскому хору. И тогда я задал сам себе вопрос, что сам хочу услышать на клиросе. Так постепенно начал писать церковную музыку - к настоящему моменту это двенадцать томов. У нас, то есть у многих тогдашних студентов семинарии, было единомыслие во взгляде на церковную музыку: она должна быть торжественной, величественной, молитвенной, но не развлекающей. Был такой юношеский максимализм: берешь партитуру, видишь там несколько " вертлявых " нот - и все, это уже не то. Образцами для нас были архимандрит Матфей (Мормыль), который скончался в 2009-м году - великий музыкант, теоретик и практик, фигура, еще не получившая в Русской Православной Церкви должной оценки, и диакон отец Сергий Трубачев, который, не побоюсь громких эпитетов, сочетал великолепную музыкальность с личной праведностью, он черпал вдохновение в творчестве Кастальского, Смоленского, композиторов эпохи русского Возрождения. Но если взять партитуры того же Кастальского, то там очень сложные музыкальные полотна. И приходилось создавать что-то в духе тех произведений, но технически более простое. Подавляющее большинство моих сочинений четырехголосные, чтобы их мог исполнить квартет. А квартет - это естественное состояние большинства клиросов в русской Церкви. Естественно, при этом вырабатывается особый взгляд на происходящее: почему именно такие созвучия, а не иные, и так далее.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010