(Мормыль Лев Васильевич; 5.03.1938, ст-ца Архонская близ Орджоникидзе, ныне Владикавказ (Дзауджикау), Сев. Осетия - Алания - 15.09.2009, Сергиев Посад), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок. Род. в благочестивой казацкой семье, все члены к-рой знали церковные и народные напевы наизусть, отмечали церковные и народные праздники. Дед М. по линии матери Л. Г. Троценко пел в хоре конвоя наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова под упр. М. П. Колотилина (1863-1917), затем окончил в Тифлисе консерваторию и стал солистом оперы; после революции 1917 г. управлял хором войск ген. А. И. Деникина в Пятигорске, впосл. был сослан в Сибирь; по возвращении в станицу стал церковным регентом; расстрелян в 1937 г. Отец и дядья М. погибли в годы Великой Отечественной войны. С 7 лет Лев пел на клиросе в станичной церкви, помогая слепым певчим, прислуживал в алтаре. В 1955 г. окончил среднюю школу, в течение года служил псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме своей станицы. В 1956 г. поступил в Ставропольскую ДС (сразу во 2-й класс), где учился церковному пению у В. П. Пестрицкого, регента и знатока обиходных мелодий, придерживавшегося школы К. К. Пигрова, знаменитого регента и хормейстера в предвоенной Одессе. С 1957 г. по благословению архиеп. Антония (Романовского) был псаломщиком и регентом левого хора в Свято-Никольской ц. г. Ессентуки, познакомился с регентом диак. Павлом Звоником ( 1964), чей опыт оказал большое влияние на Льва, положив начало формированию его стиля регентования; впосл. М. многократно включал в репертуар своих хоров сочинения Звоника. В 1959 г. поступил в МДА и уже после 1-го курса стал вести клиросную практику для 1-го класса семинарии; в это время он совершил поездки в Киев и Почаев для изучения пения хоров Киево-Печерской лавры (перед ее закрытием), Владимирского и Андреевского соборов в Киеве и Почаевской лавры. В 1961 г. поступил послушником в братию ТСЛ, начал управлять хором из народа и смешанным хором, позднее стал уставщиком и старшим регентом хора ТСЛ, руководителем объединенного хора ТСЛ и МДАиС. В 1962 г. принял монашеский постриг, в 1963 г. был рукоположен во диакона, в 1964 г.- во иерея. В 1963 г. защитил канд. дис. «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963 г. преподавал в МДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ и НЗ, историю библейской критики НЗ и литургику. В 1968 г. был возведен в сан игумена, в 1971 г.- в сан архимандрита. В 1969-1974 гг. преподаватель регентского класса в МДА. В 1974-1977 гг. благочинный ТСЛ. С 1984 г. доцент, с 1988 г. профессор, с 2004 г. заслуженный профессор МДА. С 1989 г. член Синодальной богослужебной комиссии.

http://pravenc.ru/text/2562676.html

Самородок нашего времени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Архимандрит Матфей (Мормыль), — † 15.9.2009) Архимандрит Матфей на заседании Богослужебной комиссии В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии. Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хо­роший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским 1 . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

архимандрит Матфей (Мормыль) ЦВ 18 (415) сентябрь 2009 /  25 сентября 2009 г. Музыкальная душа Троице-Сергиевой Лавры 15 сентября на 72-м году жизни скончался архимандрит Матфей (Мормыль), заслуженный профессор Московской духовной академии и бессменный регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры на протяжении последних 30 лет. Его называли музыкальной душой Троице-Сергиевой лавры, и эти слова не были преувеличением. Отец Матфей был самым ярким представителем русской церковно-певческой культуры на рубеже XX–XXI веков. «Заботами почившего пастыря братский хор Лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства», — сказал Святейший Патриарх Кирилл. В эпоху гонений на Церковь труды о. Матфея стали одной из действенных форм проповеди православной веры не только в Отечестве, но и по всему миру. «Расцвет творчества о. Матфея приходится на 1970–80-е годы, но сегодня мы должны признать, что его творчество — неотъемлемая часть русской духовной культуры, — считает Алексей Пузаков, заслуженный артист России, руководитель хора Государственной Третьяковской галереи. — Его подход к интерпретации духовной музыки сочетает в себе верность традиции, необыкновенно яркость, я бы сказал, экспрессивность, и вместе с тем удивительную глубину и проникновение в тайны духовного мира». Отец Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе, в станице Архонская бывшей Терской области. В 1959 г. он успел закончить Ставропольскую духовную семинарию, которая была открыта в 1946 г., а в 1960-м уже закрыта. С 1959 по 1963 г. обучался в МДА и защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963 по 1974 г. — преподаватель МДАиС. Удостоен сана игумена в 1968 г., архимандрита — в 1971 г. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. отцу Матфею было присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. он — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден многими орденами и наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей.

http://e-vestnik.ru/obituaries/muzykalna...

Презентация книги. Фото rop.ru 28 апреля 2017 г. 15:36 В Читательском клубе на Погодинской представили книгу о архимандрите Матфее (Мормыле) «Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль): Материалы. Воспоминания. Исследования» - так называется книга о выдающемся регенте Русской Православной Церкви, презентация которой состоялась в Читательском клубе «Православная книга» на Погодинской. Священнослужители, регенты церковных хоров и высших музыкальных учебных заведений, преподаватели поделились своими воспоминаниями о нем и размышлениями о его вкладе в традицию церковного пения.  Отец Матфей (Мормыль) (1938-2009) родился на Северном Кавказе, закончил Ставропольскую семинарию, а затем Московскую духовную академию. Его первыми наставниками, у кого он учился искусству церковного пения, были известные на Кавказе в 60-е годы прошлого века регенты Вячеслав Пестрицкий и Павел Звоник. Отец Матфей также много занимался самообразованием. Почти 50 лет он посвятил регентскому служению в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Об этом и расказывает книга доктора искусствоведения Николая Денисова и протодиакона Храма Христа Спасителя Николая Филатова. Она интересна не только подробным анализом структуры песнопений, различных гласов, интонаций, но и поучительными и курьезными воспоминаниями. В частности, ее авторы пишут, что о. Матфей иногда поучал своих хористов и учеников. По горячности мог прикрикнуть, посмотреть многозначительно, выгнать с клироса или даже слегка «приложить» нерадивого подопечного, но при этом был отходчив. Всегда требовал соблюдения строгой дисциплины. Если он хотел обратить особое внимание кого-то на его ошибки во время репетиции, то с важным видом шел к конкретному человеку вдоль рядов хористов, при этом у каждого была мысль «не я ли?» и вздыхали облегченно когда о. Матфей проходил мимо. Он был очень педантичен и не терпел дилетантского подхода к своему детищу – церковному пению. Выступая на конференциях и других мероприятиях не любил, когда его пытались поправить или перебить.

http://e-vestnik.ru/news/otez_matfey_mor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство МАТИМА в греч. церковной музыке пространное искусное муз. произведение на текст псалмового стиха, стихиры-самогласна, икосов Акафиста, подобна, кондака, отпустительного тропаря и др. МАТРОНА Дмитриевна Никонова (1881 (по др. сведениям, 1883 или 1885) блж. (пам. 23 февр., 19 апр., в Соборе Московских святых и в Соборе Тульских святых) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МАЦУЛЕВИЧ Леонид Антонович (1889 - 1959), российский историк искусствад-р искусствоведения, член-корреспондент АН Грузии (1946) МАЭСТА термин, использующийся в западноевропейском средневековом и итальянском искусстве эпохи Возрождения для обозначения теофанических образов, связанных с темой Апокалипсиса МАЯСОВА Наталия Андреевна (1919 - 2005), искусствовед, один из первых специалистов в области истории, технологии и стиля древнерус. лицевого шитья МЕГА-СПИЛЕО мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий, муж., общежительный; принадлежит Калавритской и Эйялийской митрополии Элладской Православной Церкви МЕЖИРИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИЗНЕПОДАТЕЛЬНИЦА» чудотворный образ, главная святыня Межиричского во имя Святой Троицы мужского монастыря Ровненской епархии (УПЦ) МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕЛЬНИКОВ Авраам Иванович (1784-1854), архит., один из самых плодовитых церковных зодчих 1-й пол. XIX в.; работал в стиле классицизма МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_47.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковная музыка МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ в рус. церковном пении муз. варианты песнопений, обозначенные по их принадлежности к региональной певч. школе или по месту возникновения МЕТАВОЛИ [метабола], термин визант. музыкальной традиции, обозначающий изменение интервального рода, системы или гласа - см. в ст. Модуляция МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари МНОГОГЛАСНИК в церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах МНОГОЛЕТИЕ (многолетствование), песнопение с пожеланием долгих лет жизни, исполняемое во время богослужения или внебогослужебного обряда МОКРАНЯЦ [наст. фамилия Стоянович] Стеван (1856-1914), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед МОНАСТЫРСКИЕ РАСПЕВЫ в рус. церковном пении особые муз. варианты церковных песнопений, атрибутированные в рукописях по принадлежности к тому или иному мон-рю МОНОДИЯ способ певч. или инструментального исполнения, характеристикой к-рого является одноголосный муз. склад МОТЕТ широко распространенное в XIII-XVIII вв. жанровое обозначение вокальных или вокально-инструментальных полифонических произведений на разнообразные тексты преимущественно духовного характера МРЕВЛИШВИЛИ [Мревлов] Андреа Георгиевич (1822-1889), музыкант и педагог, собиратель груз. церковных и народных напевов МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/123242_13.html

Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам 5 березня 2024 р. 13:14 5 марта исполняется 86 лет со дня рождения главного регента и уставщика Свято-Троицкой Сергиевой лавры , заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) (1938-2009). На портале Богослов.ru опубликована статья декана факультета церковно-певческого искусства МДА игумена Лазаря (Гнатива), посвященная отношению архимандрита Матфея к древним церковным распевам. Мы ведь часто приходим в храм со своей суетой, сумбуром в голове. Каким образом подключить нас к церковности? Как раз знаменный распев дает нам возможность побывать в колыбели настоящей церковности. Архимандрит Матфей (Мормыль) 1 Прежде чем приступить к изложению заявленной темы, позвольте сделать небольшое отступление, которое, надеюсь, поможет объяснить причину ее избрания, и заодно испросить у боголюбивого читателя некоторого снисхождения, так как придется неоднократно апеллировать к личному опыту, в связи с чем наши суждения, возможно, будут иметь несколько субъективный характер. Итак, в далеком 1995 году вышла в свет книга иеромонаха Дамаскина (Христенсена) «Не от мира сего» о замечательном подвижнике и духовном писателе наших дней иеромонахе Серафиме (Роузе), интерес к личности которого возник у меня несколько ранее. Во время обучения в академии на одной из традиционных встреч студентов с лаврскими духовниками один из них, недавно почивший игумен Косма (Алехин) (†2021), упомянул имя отца Серафима в качестве примера особой ревности, твердости, решимости подвизаться о Бозе, особого отречения от мира ради Христа и необычного в наши дни подвига отшельничества, да еще не где-нибудь, а на Американской земле. В своей книге, размышляя о т.н. Православии сердца отца Серафима, отец Дамаскин, в частности, писал: «Исповедуя внутреннее " сердечное " Православие, отец Серафим предостерегал от увлечения " мудростью внешней " , от того, чтобы держаться буквы Закона Церкви, утеряв животворящий Дух истинного христианства» 2 . Отец Серафим указывал, как легко можно увлечься «правильностью» даже и в мелочах: «Мы, любя традиционную византийскую иконопись, можем вдруг с презрением отнестись к иконам современного письма. То же касается и церковной музыки, архитектуры, слепого следования постам, поклонам в церкви и т.д. Если вы начнете возмущаться, что у вас в церкви " неправильные иконы " (то бишь написанные не в традиционной манере) — берегитесь, ибо вас увлекла чисто внешняя сторона…» 3 . «Внешняя мудрость» подстерегает нас и в молитве, и в чтении духовных книг. Здесь легко пойти на поводу у собственных страстей. Вот что говорил по этому поводу о. Серафим: «Сейчас вошло в моду " упражняться " в Иисусовой молитве, читать Добротолюбие, кивать на святых Отцов. Все это нас не спасет — это лишь внешняя сторона веры, средство, которое может помочь, употреби мы его правильно. Если же вы хотите стяжать лишь " пылкое чувство " , то придете в итоге не ко Христу, а к антихристу» 4 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6108512...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Матфей» найдены статьи: МАТФЕЙ (Копылов), архиепископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) МАТФЕЙ († не ранее 1077/78, после 1088 (?)), прп. Киево-Печерский, Прозорливый (пам. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) МАТФЕЙ Иванович Александров (1872-1921), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Запорожских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Алоин (1879 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Васильевич Казарин (1886-1942), протодиак., сщмч. (пам. 30 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Александрович Крицук (1892-1950), прот., сщмч. (пам. в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Банников Михаил Яковлевич; 1881 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Померанцев Михаил Владимирович, 1881 - 1918), архим. , прмч. (пам. 14 авг., в Соборе святых Пермской митрополиии в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Иванович Гусев (1868-1938), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок МАТФЕЙ (Семашко Константин Иосифович; 1894 -1985), архиеп. Аспендский, викарий Фиатирской архиепископии, глава Польской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/text/Матфей.html

В Московской духовной академии прошли мероприятия памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 16 сентября 2010 г. 17:52 15 сентября 2010 года исполнился год со дня кончины заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). В этот день в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры была совершена заупокойная Божественная литургия, а по окончании Литургии — панихида на могиле отца Матфея. В спевочном зале Братского хора в колокольне открылась выставка, посвященная отцу Матфею. Во второй половине дня в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялся вечер памяти архимандрита Матфея (Мормыля). На вечере выступили смешанный хор лавры, руководителем которого отец Матфей являлся на протяжении более 40 лет, под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова), и сводный мужской хор под управлением игумена Никифора (Кирзина). Воспоминаниями о почившем поделились архимандрит Венедикт (Князев), игумен Никифор (Кирзин), игумен Даниил (Василенко), личный врач отца Матфея, его младшая сестра и многие другие, знавшие отца Матфея. Архимандрит Матфей родился 5 марта 1938 г. на Северном Кавказе в станице Архонская бывшей Терской области (ныне Республика Северная Осетия-Алания). В 1959 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1959-го по 1963 г. обучался в МДА. Успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963-го по 1974 г. — преподаватель МДАиС (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и Литургика). Удостоен сана игумена в 1968 г. Удостоен сана архимандрита в 1971 г. С 1969-го по 1974 г. — преподаватель Регентского класса. В марте 1984 г. удостоен звания доцента. В 1988 г. утвержден в звании профессора. В 2004 г. присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 г. — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, руководитель объединенного хора Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден орденами Святого Креста Иерусалимской Церкви, св. князя Владимира III степени (1968 г.) и II степени (1976 г.), св. князя Даниила Московского III степени (1998 г.), святителя Макария, митрополита Московского, II степени (2008 г.). Отец Матфей скончался  15 сентября 2009 г. на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Отпевание состоялось 18 сентября 2009 года в Троице-Сергиевой лавре. Похоронен архимандрит Матфей (Мормыль) за храмом Сошествия Святого Духа. Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1276785.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН (Казанский Александр; 1818? - 21.08.1890), архим., регент в ТСЛ. Сын дьячка, во 2-й пол. 30-х гг. XIX в. обучался в Тульской ДС в одно время с буд. прот. Д. В. Разумовским . В 1840 г. после окончания семинарии поступил послушником в ТСЛ и прошел путь от монаха (1843), иеродиакона (1845), иеромонаха (1850) до архимандрита (1887). В течение 50 лет пел в хоре лавры, из них более 20 был регентом, используя в своей муз. практике опыт регента Чудовского хора Ф. А. Багрецова . В сер. 80-х гг. XIX в. записал по памяти ирмосы, исполнявшиеся в лавре при богослужении, с целью представить древний лаврский напев (называвшийся также Троицким - см. Монастырские распевы ; Знаменный распев ) со всеми его особенностями, чтобы облегчить усвоение его и в то же время предохранить от произвольных изменений и забвения. В этой работе пользовался лишь рукописными лаврскими Ирмологиями 1748 и 1756 гг. Всего в книгу вошло ок. 600 ирмосов, записанных одноголосно в альтовом ключе. Труд под названием «Ирмологий, содержащий ирмосы всего лета, употребляемые при церковных службах во обители Живоначальныя Троицы и преподобнаго Сергия, с местным напевом, усвоенным давностию употребления» с приложением указателя употребления ирмосов напечатан в скоропечатне П. И. Юргенсона в 1887 г. В 1904 г. ТСЛ переиздала «Ирмологий» А., внеся незначительные изменения и исправления. В 1982 г. Московская Патриархия издала труд А. в 3-й раз в переводе на скрипичный ключ (Ирмологий. Ч. 2: Нотное прил.: Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой лавры). Лит.: Д. С[оловьев]. «Ирмологий, содержащий ирмосы всего лета...»: [Рец.]//ПрибЦВед. 1888. 14. С. 395-397; Аарон [(Казанский)]. Письмо в редакцию//Моск. ЦВед. 1889. 17. С. 228-231; С. И. Н. Архимандрит Аарон, регент Троицкой Сергиевы лавры: (Некролог)//Там же. 1890. 36. С. 439; Языков Д. Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц. М., 1907. Вып. 10. С. 1. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: МАТФЕЙ (Мормыль Лев Васильевич; 1938 - 2009), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )

http://pravenc.ru/text/62376.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010