мон. Лазарь (Афанасьев) Памяти монаха ЛАЗАРЯ (Афанасьева) ХВАЛИТЕ ЕГО ВСИ АНГЕЛИ ЕГО... 674 5 марта 2015 года в ЦКБ Святителя Алексия, митрополита Московского, после продолжительной болезни на 83-м году жизни преставился ко Господу монах Лазарь (Виктор Васильевич Афанасьев) – старейший русский писатель, поэт, прозаик, литературовед, из-под пера которого вышло более пятидесяти популярных книг. Читателю хорошо известны его биографические сочинения о Жуковском, Лермонтове, Иване Козлове, Батюшкове, Языкове, а также жизнеописания великих подвижников, как древних, так и прославленных в наше время: преподобных отцов Антония Великого , Нила Сорского , Серафима Саровского , Оптинских старцев. Известен он и как духовный поэт. Многие его стихи положены на музыку. Профессор Московской Духовной академии Михаил Дунаев в шестом томе своего фундаментального труда «Православие и русская литература», где творчеству монаха Лазаря посвящен специальный раздел, отметил, что его поэзия «подлинная и православная по духу». 7 марта, в субботу второй седмицы Великого поста, в монастыре Оптина пустынь после ранней заупокойной литургии состоялось отпевание монаха Лазаря, которое возглавил скитоначальник игумен Тихон (Борисов). Оптинский постриженик, монах Лазарь был погребен на монастырском кладбище рядом с могилами убиенных оптинских насельников иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима, жития которых он написал. После похорон состоялась поминальная трапеза в Иоанно-Предтеченском скиту, за которой читались стихи почившего монаха Лазаря, в том числе напечатанные в мартовском номере журнала «Фома». Вот одно из последних его стихотворений (помеченное 30 июля 2013 года): Заходит солнце и по полкам книг Скользят его лучи, – как бы привет прощальный, – Мне по душе спокойный этот миг, И даже то, что он чуть-чуть печальный. Хранитель Ангел мой невидимо со мной, Я за молитву, – он со мною рядом, – И два раба – небесный и земной – Устремлены душевным к Богу взглядом. Безгрешен Ангел. Я... что говорить?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон. Ангелина (Борисова) (Борисова Александра Владимировна; 1886, дер. Красниково Солигаличского у. Костромской губ.- 17.06.1924), мон. Род. в семье благочестивых крестьян Владимира и Варвары, окончила церковноприходскую школу. В 13-летнем возрасте упала, последствием чего стала продолжительная болезнь и хромота. С детства любила молиться в храме, не пропускала ни одного богослужения. В 1913 г. с согласия родителей и по благословению митр. Московского свт. Макария (Невского) поселилась на Кавказе под духовным рук. старца Стратоника, вела суровую жизнь в посте и молитве. В 1916 г. старец сказал ей: «Иди на свою родину, там ты будешь нужна». А. В. Борисова вернулась в родное село, выстроила келью в лесу и подвизалась там до конца жизни. В 1918 г. старец Стратоник был убит, духовным наставником отшельницы стал иером. Иоасаф (Сазанов), насельник Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря Костромской епархии. В 1922 г. А. В. Борисова приняла постриг с именем А. После неск. лет полного затвора, стяжав дары прозорливости, по благословению иером. Иоасафа А. стала принимать людей для духовного окормления. Вскоре возле нее образовалась община, насчитывавшая ок. 100 чел. В июне 1923 г. А. была арестована в дер. Красниково, но вскоре освобождена по болезни. После освобождения А. прожила 7 месяцев. Перед кончиной она наставляла духовных детей: «Дети, я сегодня от вас отхожу, боритесь смело с врагами спасения, надейтесь на помощь Христа. Если найдет на вас испытание, призовите вы меня, и я утешу вас в скорбях... Скажите мне, как живой, ваши скорби, и я услышу вас». Похоронена на кладбище с. В. Березовец Солигаличского р-на, недалеко от храма свт. Николая, на погребении присутствовало ок. 2 тыс. чел. Память об А. сохраняется до наст. времени, сотни людей приходят на ее могилу, и многие получают исцеления. Лит.: Дамаскин. Кн. 6 (в печати). Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 1809-1880), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия

http://pravenc.ru/text/115064.html

Во время Великой Отечественной войны мон-рю помогали священники рус. происхождения, служившие в тбилисской рус. ц. во имя кн. Александра Невского. С намерением разрушить церковную жизнь в О. м. власти поселили здесь несколько курдских семей язычников-солнцепоклонников; кроме того, 2 янв. 1948 г. они потребовали от О. м. заплатить налог на недвижимость за 1946 и 1947 гг., затем - за период с 1944 г. Крупную сумму мон-рю пожертвовала Ставропольская епархия (часть денег была украдена начальником мцхетской почты), католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) неоднократно вступал в переговоры с властями о переселении курдов и отмене налоговых взысканий за прошлые годы, ввиду того что мон-рь истратил пожертвованные средства на ремонт зданий мон-ря, разрушенных курдами (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 6 июня 1947, 10 янв. 1948). В апр. 1948 г. курды получили разрешение сельсовета жить в здании церкви и требовали от монахинь освободить ее (письма католикоса-патриарха Каллистрата от 28 апр. и 28 мая 1948). После вмешательства поверенного Мин-ва связи Грузинской ССР Я. З. Мониавы мон-рю передали оставшуюся часть пожертвованных денег и мон. Ангелина смогла на эти средства приобрести площадь для жилья курдов в др. месте (Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 21-25; Рафаил (Карелин). 2006. С. 115). 13 апр. 1954 г. в О. м. подвизались 17 чел.: настоятельница мон. Ангелина, 5 монахинь и 11 послушниц (ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 31. Л. 8). В этот период здесь служили игум. Зиновий (Мажуга ; 17 дек. 1943 - 18 янв. 1944, 1952-1953; Арх. Груз. Патриархии. Оп. 1. Д. 2180. Л. 2-5, 47), архим. Феодосий (Лузгин; 18 янв. 1944-1952; Там же. Л. 12, 42), иером. Давид (Читишвили) из мон-ря Шиомгвиме , иером. Парфений (Апциаури) из Светицховели, свящ. Стефан Прокопьевич Борисов (21 янв. 1954 - 17 июня 1955; ЦГА новейшей истории Грузии. Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 6), свящ. Инна Драгунов (17 июня - 14 окт. 1955; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 20), иером. Рафаил (Карелин) (14 окт. 1955 - 12 авг. 1958; Там же. Ф. 1879. Оп. 1. Д. 32. Л. 2; Ф. 1880. Оп. 4. Д. 25. Л. 34).

http://pravenc.ru/text/2578379.html

В 1849-1865 гг. К. м. возглавляла игум. Алевтина (Недельская), постриженица Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыря , келейница игум. Анатолии (Яновской), ученицы оптинского старца Льва (Леонида) (Наголкина) . В 1851 г. К. м. занимал пространство длиной 71 саж. и шириной 37 саж. «На сем весьма ограниченном участке земли,- писала игум. Алевтина в прошении на имя Курского архиеп. Илиодора (Чистякова) , - стоит каменный двухэтажный храм во имя Живоначальной Троицы и 37 келий, в коих помещаются 398 душ женского пола, посвятивших себя на служение Богу уединенною жизнью». В 1860 г. к Троицкой ц. пристроили приделы: в южном освятили престол в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, а в северном устроили ризницу. 27 сент. 1852 г. по ходатайству игум. Алевтины при К. м. была открыта монастырская больница на 10-12 мест, в организации которой участвовало Курское попечительство о бедных духовного звания, приславшее 1 тыс. р. на покупку дома и ежегодно переводившее в пользу больницы по 300 р. Курский архиеп. Илиодор пожертвовал 500 р., помещик А. А. Нелидов завещал на нужды больницы выплачивать по 200 р. ежегодно. 29 июня 1853 г. в К. м. была открыта богадельня на 8 престарелых сестер. Первоначально она располагалась в кельях под теплой церковью, позже была переведена в новый монастырский корпус. Сохранилось 18 писем оптинского старца прп. Макария (Иванова) игум. Алевтине (РГБ. Ф. 213. К. 76. Ед. хр. 11). В 1865 г. игум. Алевтина была погребена в сев.-зап. углу Смоленского храма. 29 авг. 1865 г. в сан игумении была посвящена мон. София (Ступина; 1817-1909), ученица оптинских старцев, в т. ч. прп. Леонида (Наголкина). Во время ее настоятельства, к 1892 г., в К. м. проживало 425 сестер, обитель достигла наибольшего расцвета. Здесь подвизались слепая старица Рахиль (в схиме Серафима), имевшая дар прозорливости, ризничная мон. Пиама († 1878), мон. Еликонида, отличавшаяся необычайно кротким отношением к сестрам, схим. Александра († 1895) и мон. Ангелина († 1895). В сев.-вост. угловой башне ограды К. м. проживала юродивая Евдокия Алексеевна Расторгуева (1790-1870).

http://pravenc.ru/text/2462325.html

Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Ковчежец с останками архим. Германа (Клицы) (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) После возвращения в Святогорье 12 мая 1847 г. свт. Иннокентием (Борисовым) Г. был рукоположен в сан иеромонаха, 23 дек. 1850 г. утвержден ризничим мон-ря. После кончины игум. Арсения 25 окт. 1859 г. Г. был избран настоятелем мон-ря, 30 окт. того же года еп. Макарием (Булгаковым) в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ре возведен в сан игумена, 16 дек. 1861 г.- в сан архимандрита. По преданию, после вступления в должность настоятеля Г. впал в уныние от непосильности предстоящего служения. Вскоре он сподобился увидеть в тонком сне Богородицу с тростью в руке, Которая дала ему обетование: «Не ты будешь управлять обителью, а Я. Ты в руках Моих будешь, как эта трость!» Ближайший ученик прп. Филарета (Данилевского), Г. неукоснительно соблюдал в Святогорской пуст. устав Глинской обители, сочетал в служении хозяйственные заботы с пастырской мудростью. При Г. были построены Успенский собор, 2-этажная Преображенская ц., трапезная Богородице-Рождественская ц., в память о первом настоятеле архим. Арсении в пещерах ископана ц. во имя Алексия, человека Божия, устроены больничный хутор с корпусами и домовой ц. в честь Ахтырской иконы Божией Матери (1865), скит прп. Арсения Великого, богослужение в к-ром совершалось по уставу скитов Афона, подсобные хозяйства с храмами в слободе Маяки и дер. Горожевке, подворья в г. Славянске и близ г. Изюма. В 1889 г. по инициативе Г. близ ст. Борки (на месте спасения царской семьи при крушении поезда 17 окт. 1888) был основан Спасский скит с Введенской ц. Попечением Г. в 15 км от мон-ря, в с. Голая Долина, открыто уч-ще для крестьянских детей. С 1863 г. Г. служил также благочинным мон-рей Харьковской епархии, участвовал в устроении Высочиновского Казанского муж. мон-ря в Змиёвском у., Рясненского Димитриевского муж. мон-ря в Ахтырском у., старобельского Луганского жен. мон-ря , посещал мон-рь и переписывался с его игумениями Ангелиной и Маргаритой.

http://pravenc.ru/text/164767.html

З., вмч. Пантелеимона, прав. Анны, прав. Симеона Богоприимца, прп. Андрея Критского и Древа Креста Господня. Икона с мощами, вероятно сопровождавшими изображения святых на полях, близка к нек-рым иконам, принадлежавшим высшей знати поздневизант. времени (напр., икона «Богоматерь с Младенцем, с избранными святыми на полях», созданная по заказу Марии Ангелины Дукины Палеологины между 1367 и 1384, мон-рь в честь Преображения, Метеоры) и дает возможность предполагать, что ее написание было связано с двором вел. князя Московского. Патрональное изображение И. З. помещено на пелене с образом Богоматери «Одигитрия», со святыми на полях, вышедшей, по мнению Н. А. Маясовой, из мастерской 1-й жены вел. кн. Иоанна III тверской кнг. Марии Борисовны и предназначавшейся, возможно, для Благовещенского собора Московского Кремля ( Маясова. 2004. Кат. 9. С. 96-98),- поясная фигура святителя шита на нижнем поле, вместе с рус. князьями Владимиром, Борисом и Глебом. И. З. облачен в крещатый саккос, омофор, на правой руке Евангелие. Примеры основания мон-рей во имя И. З., покровителя государей и членов их семьи, есть и на правосл. Востоке. Так, вдова деспота Сербии Стефана, инокиня Ангелина (Бранкович), в 1509 г. просила вел. кн. Василия III о милостыни, к-рая позволила бы ей построить в память о муже и сыне ц. во имя И. З. (Россия и греч. мир в XVI в./Сост.: С. М. Каштанов, Л. В. Столярова. М., 2004. Т. 1. 14. С. 141-142). В Новгородском кремле (Детинце) в XV-XVII вв. существовало неск. ц. во имя И. З. Храмовая икона с ростовым (?) образом И. З., происходящая из церкви в юж. части крепости (закрыта в 1694), в XIX в. находилась в приделе, посвященном И. З., храма во имя сщмч. Климента Римского на Торговой стороне. Икона имела оклад с надписью о ее создании: «На Воздвиженьев день 7066 сент. 1557 г.]». На полях иконы были малого размера, вероятно патрональные, изображения святых Григория Богослова, Симеона Столпника, Василия Великого и Кирилла ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 82). Храмовым образом др.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Долгие годы храм был в полном запустении. Он был превращён в склад, где хранились минеральные удобрения, мел, стройматериалы и прочее. В 1984-1985 г.г. председателем Харьковского облисполкома Бездетко А.П. было дано указание председателю Змиевского райисполкома Белашову П.И. взорвать храм. Указание было спущено ниже, председателю совхоза «Третий решающий» (название совхоза) Грещуку В.П., который, побеседовав с местным населением, отказался выполнить указание. Мотив отказа был следующий: православные христиане, бывшие прихожане Свято-Борисо-Глебского храма, утверждали, что за содеянное зло (взрыв храма) обязательно последует кара Божья, и речка, протекающая близ храма, затопит всё село. Это возымело действие: храм уцелел, указ был отменён. Так Господь сохранил Свято-Борисо-Глебский храм для будущей обители. Храм продолжал оставаться в запустении и использоваться под склад до 1991 г. В 1991 г. делается первая попытка реставрации и открытия храма. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма по совместительству был назначен священник Александр (Таняшкин), имевший основной приход в селе Боровая. Примерно через два года настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма был благословлён отец Григорий (Луженцов), у которого основной приход был в Змиёве. В связи с тем, что у назначенных священников Свято-Борисо-Глебский храм не являлся основным приходом, восстановление и реставрация велись очень медленно. В 1995 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма назначен иеромонах Севастиан (Щербаков). В этом же году отец Севастиан приступил, а в 1996 г. завершил работы по реставрации храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. По завершению восстановительных работ высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом отец Севастиан был возведён в сан игумена и благословлён на строительство первого монашеского корпуса. 15 апреля 1997 г. Священным Синодом УПЦ был утверждён Свято-Борисо-Глебская женская обитель (монастырь), духовным пастырем которого благословлён игумен отец Севастиан. До официального утверждения монастыря обитель являла из себя религиозную общину. Первой насельницей храма была послушница Ирина (Мерлан).

http://sobory.ru/article/?object=03878

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

В третьем отрывке из Завета Адама 360 говорится о девяти чинах ангелов и служениях их. Низший чин составляют Ангелы. Их служение состоит в том, чтобы бодрствовать над людьми. К каждому человеку, живущему в этом мире, приставлен, для хранения его, ангел из этого чина. Второй чин составляют Архангелы. Их попечению и управлению вверено все живущее в этом мире, кроме человека, животные земные, летающие, ползающие и рыбы. Третий чин составляют Начала. Их служение состоит в том, чтобы носиться в облаках, по слову пророка Давида, и низводить дождь на землю. Все изменения в атмосфере, дождь, град, снег, пыльные и кровавые дожди производятся ими. Им также принадлежат громы и молнии. Четвертый чин составляют Власти. Им принадлежит управление светилами, каковы солнце, луна и звезды. Пятый чин составляют Силы. Их обязанность состоит в том, чтобы препятствовать демонам разрушать творение Божие, по зависти к людям. Ибо если бы было дозволено проклятому поколению демонов хотя на один час творить свою волю, они в одну минуту разрушили бы все творение... Шестой чин составляют Господства. Их назначение – наблюдать над царствами. В их руках победы и поражения, как это испытал царь ассирийский; когда он шел на Иерусалим, явился ангел, рассеял его нечестивое войско, и он в одну минуту потерял 185,000 человек... (следуют далее еще два примера из видения пророка Захарии и истории Иуды Маккавея). Ангелы решают все победы и поражения, по манию живого Бога, который вверил им попечение о войне. Остальные чины составляют Престолы, Серафимы и Херувимы. Они предстоят пред величеством Господа нашего Иисуса Христа и каждый час совершают жертвы и приношения. Херувимы носят престол с благоговением и держат печать. Серафимы служат в Горнем Господа нашего. Престолы стоят у врат святого святых. Таково, по истине, разделение служений, вверенных ангелам, при управлении этим миром». 361 Первоначальная основа этого учения о служениях ангелов заключается в древних иудейских книгах. Об ангелах приставленных к народам говорится в книге пророка Даниила (глав. 10 и 12); об ангелах стихий – в книге Еноха и Малом Бытии. Из этих книг оно перешло в греческие и славянские сказания. В Палеях, мы видели, указываются ангелы, приставленные к разным стихиям и явлениям природы: «ангели облаком и ангели мраком и ангели градом, ангели ледом и ангели мглам, ангели голотем, ангели инию, ангели мразу, ангели росам» и проч. В статье о ложных книгах между разными суеверными сказаниями замечено: 300 ангелов солнце воротят. В XVII в. Богоявленский игумен Илия и справщик Григорий на вопрос Лаврентия Зизания: как светила небесные движутся и обращаются, отвечали: «по повелению Божию, ангелы служат, тварь водя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010