Но трудно принимать советы в то время, когда отдается дань природе человеческой и дань любви – умершим. Игуменья Ангелина, в мире Гликерия, родилась, вероятно, в селе Аносине, Московской губернии, Звенигородского уезда, в 1810 г. Вспоминая о нашествии Наполеона, с 20-ю народами, в Россию, она рассказывала: «меня еще в младенчестве мать моя совсем было потеряла. От страха, при одной молве, что французы близко, все кинулись бежать и прятаться в лесу. За моими родителями (Захар Павлов и Марфа Степановна Марковы, из дворовых людей) старшие дети бежали (2 брата, умершие в раннем возрасте, и 1 сестра), а меня-младенца забыли взять. Но когда родители вернулись обратно, нашли меня невредимо хранимой Богом в колыбели». Гликерия, оставшись после родителей сиротой, пяти лет, была взята на воспитание своей помещицей княгиней Евдокией Николаевной Мещерской, о которой мы в особой статье изложили довольно подробные сведения. Она (княгиня) в 1799 г., по смерти молодого супруга, купила вышеупомянутое село Аносино, построила там господскую усадьбу и церковь против своего дома и, отказавшись от светских увеселений, посвящала время на дела благочестия и благотворительности. Она отыскивала сирот и призревала их, воспитывая многих в своем доме; в 1821 г. открыла богадельню на 12 чел., преобразованную в следующем году в женское общежитие, а в 1823 г. – в Аносино-Борисоглебский женский монастырь. В монашестве Евгения, она была первой настоятельницей основанного ею монастыря. Находясь при ней, Гликерия обучалась чтению, письму и шитью золотом и шелками, навыкла строгому послушанию и, бывши 10 лет, уже пела на клиросе, имея очень хороший голос 1-го дисканта. «А вот как в старину-то учили и школили нас старицы, говаривала она! Матушка Евгения, бывало, после прочтения молитв на сон грядущим приляжет на свою кроватку, а меня заставит возле себя читать жития святых или из поучений отеческих. Она, по болезни или от привычки к бодрствованию, долго не могла заснуть, и часто случалось со мной, что я читаю, читаю, да задремав и свалюсь вместе с книгой на пол со стула. Матушка тут же заставляла меня класть пред иконами земные поклоны, чтобы я в другой раз не дремала, а вникала бы в смысл того, что прочитывалось». Неудивительно, что эта келейница была со временем лучшей из чтиц в церкви и трапезе, потому что читала громко и со смыслом, выговаривая ясно, чисто.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

      Очевидно и благодаря серьёзной предварительной подготовке в школьных стенах, на уроках (Спасибо Елене Николаевне Себиной - нашему преподавателю литературы). Да, они не растерялись и можно сказать быстро вошли во вкус!       С удовольствием наблюдали за их театральными импровизациями наши кураторы: Ольга Борисовна Рыжова и Юлия Александровна Бывшева. Но, потехе - час, а делу - время. Серьёзным и проникновенным разговором о сути гоголевского таланта с Ольгой Альбертовной Зазулиной (прекрасным специалистом, зав.отделом экскурсионного обслуживания) закончилась эта музейная встреча. Яркий след о событиях в доме на Никитском бульваре поможет нашим старшеклассникам лучше понять в чём-то себя, а в чём-то и русскую классику. Небольшой фоторепортаж частично иллюстрирует сказанное. (Спасибо за фото Е.Н. Себиной). Отзыв об экскурсии в дом-музей Н. В. Гоголя ученицы 8 класса Ангелины Р.: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Так говорил известный русский писатель Николай Васильевич Гоголь! Мы с ребятами моего класса недавно побывали в доме-музее Николая Васильевича.  Нам поведали не только биографию писателя, но и совсем малоизвестные факты из его жизни. Больше всего мне понравился необычный формат экскурсии. Сначала рассказ вела девушка-экскурсовод, а затем к ней присоединился молодой человек, одетый по моде 19 века. Вместе они создали атмосферу тех времён, когда жил Гоголь. Я и мои одноклассники смогли попробовать себя в роли чтецов, и даже актёров! Мы по ролям читали произведение Н.В. Гоголя «Театральный разъезд». Это было очень весело и увлекательно!  Мне очень понравилась экскурсия! " Теги: http://gymnasia-radonezh.ru/admin/material/# © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/106...

В Москве пройдет научно-практическая конференция о монашестве Москва, 20 февраля 2018 г. 6 февраля 2018 года в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре состоится Вторая международная научно-практическая конференция «Монашество в истории: актуальные проблемы и новые методы в исследованиях».      В работе конференции примут участие сотрудники ведущих духовных и светских учебных заведений и научных институтов, а также монашествующие ставропигиальных монастырей. В рамках конференции будут рассмотрены различные проблемы истории аскетизма и монашеской традиции христианского Востока и Запада. Программа 9.30–10.00 Молебен в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря 10.00–13.00 1-е заседание Приветственное слово организаторов конференции 1. Бибиков Михаил Вадимович — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заведующий Центром истории Византии и восточнохристианской культуры ИВИ РАН Жития преподобного Антония Печерского в греческой традиции 2. Ванькова Анна Борисовна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Византийское законодательство и типики о выборе игумена 3. Никифорова Александра Юрьевна — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына Монастырский и кафедральный чины умовения ног в византийском богослужении 4. Игумен Дионисий (Шленов) — кандидат богословия, доцент Московской духовной академии, заведующий Греко-латинским кабинетом и Академической библиотекой Учение о самопознании в византийской традиции: на примере Сотницы 2, 1.35 прп. Никиты Стифата 5. Родионов Олег Алексеевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель ПСТГУ Учение прп. Каллиста Ангеликуда о монашеском послушании 6. Виноградов Андрей Юрьевич — кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Монастырь или келлия? К вопросу о статусе пещерных обителей в Горном Крыму

http://pravoslavie.ru/110047.html

  Марина Борисова, журналист, г. Москва Нечаянная радость Как-то в субботу, накануне 1 мая звоню подруге — просто так, поболтать, а она говорит: «Слушай, у меня тут дурдом: завтра Пасха, надо квартиру убрать, яйца покрасить, детей помыть. Ничего не успеваю!» — «А хочешь, я к тебе приеду, помогу? Заодно и пообщаемся». — «Даже не знаю… Ну, приезжай». В четыре руки мы быстро управились с делами, уложили детей, подруга засобиралась в церковь и потащила меня с собой. Что на меня нашло? Не знаю. До этого я никогда не ходила на службу — стеснялась, думала: неудобно, там люди молятся, а я, неверующая, глазеть на них буду… А тут как-то все сошлось: ожидание праздника, суета подготовки… И я согласилась. Церковь была полна народа и приглушенно гудела. Подруга нырнула куда-то вглубь, вынырнула с двумя свечами, одну дала мне, и тут где-то далеко впереди мужские голоса тихо-тихо запели: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» Церковь мгновенно затихла, в руках затеплились огоньки свечей — «…и нас на земли сподоби…» — крепли голоса в алтаре, кто-то зажег и мою свечку — «…чистым Сердцем Тебе славити», — пел уже весь храм, и я пела, и внутри у меня все пело. Я шла со всеми вокруг церкви и чувствовала: вот он, мой Праздник, тот самый, предчувствие которого жило в праздниках моего детства, я пришла домой и никуда отсюда не уйду. Через неделю, на Радоницу, я крестилась. Купель поставили на клиросе, под иконой Матери Божией «Нечаянная Радость».   Мария Киселева, участник народного хора " Вятский глас " , учитель информатики, г. Киров Мамино причащение Несколько лет назад я впервые должна была петь пасхальную службу вместе с нашим церковным хором. Моя мама заходит в храм только тогда, когда я прошу ее зайти, поставить свечку и о ком-нибудь помолиться. Собственного желания пойти на службу у нее обычно нет. Как раз в этом году я впервые должна была петь пасхальную службу вместе с нашим церковным хором. Но перед праздником священник попросил трех человек поехать в сельский храм, где совсем некому было петь. Храм тот был неотапливаемый, неотремонтированный, никому не хотелось отделяться от дружного коллектива и ехать туда. Однако я и еще двое человек согласились.

http://foma.ru/chudo-na-pashu.html

Отсюда, из Тутаева – из древнего Романова-Борисоглебска, – уезжали мы в 2010 году тремя автобусами на Соловки, на хиротонию во епископа нашего отца, принявшего монашеский постриг с именем Вениамина, в память священномученика епископа Романовского… Вернемся в конец 1980х. Стояли мы с Толей за иконой Спасителя, как потом оказалось, это было любимое место Елизаветы Александровны. Она в 60е годы часто ездила в Тутаев к своей духовной матери монахине Ангелине. Потом мы стояли на высокой круче и смотрели на Волгу. За нами величественный Воскресенский собор, напротив, на левом берегу, мы насчитали шесть храмов. Как все это восхищало Толю! И, как всегда в минуты душевного подъема, он был умиротворен, мягок и не стеснялся говорить о своих глубоких чувствах к Богу и о любви к Владыке. Чем еще ознаменовались эти два летних месяца? Толя читал работы митрополита Иоанна: «Библия и эволюция», перевод Поля Д. Гаррета «Святой Иннокентий, апостол Америки», сделанный Владыкой во время пребывания в США. Читал мемуары: «Митрополит Гурий», «Мои мама и папа». Чтение сопровождалось комментариями и множеством дополнительных подробностей в изложении дорогой Елизаветы Александровны. Именно в эти два месяца Толя полюбил Иисусову молитву, понял ее, уверовал в нее и всегда повторял. С жизнью святителя Иннокентия Московского , апостола Америки и Сибири, удивительным образом перекликается и жизнь митрополита Иоанна. Оба они служили Русской Православной Церкви и занимались наукой. Митрополит Иннокентий – лингвистикой, этнографией, антропологией, географией, гидрографией, метеорологией; митрополит Иоанн – профессиональный геолог, создатель геологической школы в Средней Азии. Специалисты считают, что он стоял у истоков учения о геологических формациях, которое определило пути развития геологии в ХХ веке. Митрополит Иннокентий был миссионером на Аляске, просвещал алеутов. Митрополит Иоанн служил в США, был митрополитом Нью-Йоркским и Алеутским. В 1967 году в Нью-Йорке он написал киносценарий «Иннокентий – миссионер русской Америки», для чего изучил практически все, что написал сам святитель, и все, что было написано о нем, – монографии, письма, проповеди, научные работы, статьи, исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В Никитинской церкви на Торговой стороне крест в басменном окладе с надписью: «лта 7076 (1568) года марта 25 дня положенъ крестъ въ (Е)имьинъ, а въ немъ мощи Апостола Варнава , да камешокъ мста лобнаго, да Никиты епископа патрахиль, да палица, да поясъ, да Римлянина трость, да поминати Германа инока» 364 . В Ильинской новг. церкви крест напрестольный из низкого серебра с надписью: «7104 (1596) года въ день напрестольный крестъ Пророка и Славна». В Молотковской церкви, оставшейся от упразднённого Михалицкого монастыря, крест медный посеребрён, с тремя простыми цветными камнями; на исподней его стороне вырезана надпись: въ лто 7104 (1396) мая во 2-й день напрестольный крестъ сооруженъ царей рода Богородиц. В Юрьеве монастыре напрестольный сребропозлащенный крест с мощами и с надписью: «лта 7107 (1599) положилъ си крестъ архимандритъ Якимъ въ домъ Спасу и Егорью». В новг. Софийском соборе крест напрестольный золотой 1600 года, восьмиконечный, с литым распятием, и по сторонам его с предстоящими, украшен жемчугом и разными 8-ю камнями. С лицевой стороны крест работы сканной, а с исподней чеканный, гладкий, с надписью на ней о св. мощах и о построении: «лта 7108 г. сдланъ бысть златый крестъ въ дом пречистые Богородицы и при держав Государя царя и великого князя Бориса еодоровича и всея Руси самодержца во 2 лто царства ево и при его благоврной цариц и великой княгин и при его царевичи и князи еодори Борисовичъ всея и при святйшемъ московскомъ и всея Руси, преосвященнаго Варлаама, митрополита Великого Новаграда и В. Лукъ». В Юрьеве монастыре сребропозлащенный напрестольный крест с надписью: «лта 7126 (1618) г. сей крестъ данъ Спасу и Егорью въ домъ Василеемъ Елесеровымъ въ Юрьевъ монастырь, при архимандрит Никандр». В Савво-Вишерском монастыре крест напрестольный обложен серебром с верхней стороны сканным с финифтью и с литым распятием, а с исподней стороны обложен серебром гладким. Над распятием вверху: Ангели, ХС. Мρ. . Мария, Логин, Иван. На исподней стороне изображение преподобного Саввы чеканное, под ним надпись; «лта 7129 (1621) года данъ сей святый крестъ въ Новаградъ в пустыню преподобнаго отца и великого чудотворца Саввы иже на Виер бояринъ князь едоръ Ивановичъ по своихъ родителехъ и по себ въ вчныхъ благъ будущаго ради покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1019 В 1716 г. изуверный визирь приказал сжечь мощи свв. Стефана, Ангелины и Иоанна; остались только части их (Гласник. Кн. 5; Сербляк. Белград, 1861. Л. 85–94). В последнем особая служба Ангелине, под 30 июля. Но в службе прав. Иоанну восхваляются как Ангелина, так и Стефан. 1020 Ркп. повествование о начале Монзенского монастыря, писанное Монзенским иеромонахом спустя 39 лет после кончины прп. Ферапонта (у Царского 118). 1021 В повествовании о начале монастыря сказано, что преподобный преставился в 1591 г. В ркп. святцах: «прп. Ферапонт, чудный отец Благовещенского монастыря Монзенского, чудотворец, преставился в лето 7094 месяца декабря 12 день» – следовательно, 1585 г. То же в: Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. Правда на стороне повести: голод, бывший спустя 10 лет после кончины прп. Ферапонта, был в 1601 г. 1023 О трехлетнем голоде, начавшемся успенским морозом 1601 г., см.: Арцыбашев Н.С. Повествование о России. Т. III. Кн. V. У Трехлетова «Апостол», писанный в Ростовском Борисоглебском монастыре, со следующими современными заметками: «л. 7110 (1601) мороз побил… ярь запала от него. С тех мест стал быть хлеб дорог. 110 г. в Ростове была четверть ржи по 20 алтын, а 111 г. в Ростове была в полтретья рубли четверть ржи, а на Москве была по три рубли и слишком, и того году людей множество с гладу мерло и со мразу и от разбоя и от пожара. Тот год был мятеж. А 112 г. была рожь по сороку алтын, а на Москве в полтора рубли, а овес по 20 алтын» (Ярославские губернские ведомости. 1855. 36). 1025 Житие прп. Трифона, известное ныне, писано после того, как «Св. Троицы и праведнаго обитель от Немец разорена и сожжена, – житие святаго, самовидцы писанное, погибе… У некоторых в малых книжицах и в писаниях кратких соблюдоше- ся». Сочинитель говорит: «понудихся службу и житие преподобнаго, во едину книгу совокупив, написати». Следовательно, это было не прежде 1655 г.; житие сшито из нескольких рассказов и рукою неискусною. Текст его в «Православном собеседнике» (1859 г.), но без многих чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вся жизнь о. Иоасафа – образец истинного монашества. Днем он или сам служил Божественную литургию, или присутствовал за богослужением. После службы его окружали страждущие. В скорбное время испытаний о. Иоасафа арестовали по ложному доносу, он недолго находился в Буе под арестом. После освобождения жил в своем монастыре, потом вновь был арестован и сослан на два года на Соловки. В феврале 1926 года больной старец, истощенный от тяжелых работ и переживаний, вернулся из ссылки. Из воспоминаний архимандрита Серафима (в миру Павел Борисов): «В 1927 году батюшка со своим послушником Павлом (впоследствии иеромонах Серафим) отправился в Солигаличскую сторону в Верхний Березовец на могилку к монахине Ангелине, многочтимой за подвижническую жизнь. Духовная дочь батюшки и родная сестра послушника Павла, она жила в пустыни, в глухом лесу. Многие были управлены ею ко спасению. Скончалась она в 1924 году 17 июня. Ко дню ее памяти и приехал батюшка. На день кончины матушки Ангелины съехалось очень много народа. Ее уважали и почитали, по молитвам подвижницы совершались чудесные исцеления, как при жизни, так и после смерти на ее могилке. Вернулся батюшка в монастырь и стал прихварывать и частенько поговаривать о смерти. «Скоро меня не будет с вами», – говорил он. По изволению Божию стал о. Иоасаф устраивать своих духовных детей на жительство в келии, подальше от мира, общинками... Батюшка избрал на поддержку духовным чадам старших из девственниц – монахиню Варвару и монахиню Евгению. Духовником для них назначил иеромонаха Иакова (в схиме Иова), он же был духовником монастыря, призваны были и другие лица для их наставления и поддержки. Отец Иоасаф написал завещание своим духовным чадам, чтобы они соблюдали его заветы до конца своей жизни неизменно. В 1929 году монастырь закрыли. Настоятеля иеромонаха Серафима, батюшку и иеромонаха Сергия судили, приговорили к тюремному заключению, отвезли сначала в г. Буй, а потом в Кострому. Будучи в узах, о. Иоасаф имел откровение от Господа: он оказался на широком поле и св. Архангел Михаил повелел ему тайно уйти из заключения ради пользы ближних и поддержки своих духовных чад. Батюшка послушался и ушел без всякого препятствия. Остановился он у монахини Евгении в деревне Фефелове Костромской губернии. По прошествии двух лет духовные дети увезли его к себе в Петроград, но там батюшка пожил недолго. Жил он тайно то в Петрограде, то в пригороде, навещая своих духовных чад».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Дорогие друзья, утро сегодня выдалось ненастное, а вот сейчас, когда мы собрались, светит солнце, пасхальная радость вокруг, - сказал, обращаясь к ребятам, благочинный протоиерей Алексий Исаев . - И сейчас, и завтра, и каждый день года эта радость нас не оставляет, потому что Господь воскрес не на день, не на год, а навечно " . Школа 367 много сделала для информационного и эстетического оформления фестиваля. В фойе была развернута выставка рисунков и поделок. Праздничное настроение создавала музыка с пасхальным содержанием. На экране была показана красочная информация о Пасхе . Стержнем программы была выведенная на экран " Книга притч " , строки из которой зачитывались ведущей, и каждая страница сопровождалась концертным выступлением. Дети были умело вовлечены в осмысление, что такое добро. Называли пословицы и поговорки о добре и дружбе, пополняя копилку мудрых мыслей. Каждый отвечающий клал в вазу хрустальный шарик, так что скопилась целая ваза драгоценностей, символизирующих духовные сокровища. +++ Пасхальный праздник прошел 29 апреля в центре " Родник " Спасо-Парголовского храма . " Христос воскресе! - радостно приветствовал собравшихся в театральном зале помощник благочинного Выборгского округа протоиерей Роман Ковальский . - В эти святые дни мы прославляем " праздников праздник и торжество из торжеств " , - сказал он. - Это священное событие преобразило весь мир и стало основой нашего спасения, центром жизни каждого христианина. Желаю, чтобы каждый из нас на протяжении жизни хранил в себе светлую радость Воскресения " . После общей молитвы прозвучала трогательная " Ангельская песня " в исполнении хора младших классов под руководством Натальи Павловской. Учащиеся инсценировали присказку, написанную на основе реального чуда Божия - как " яичко пасхальное пожар остановило да хутор Семенов спасло " . " Знайте, присказка не сказка! Дальше славим нашу Пасху! " - продолжила праздник Инна Мартиросова, автор постановщик пасхальной сказки " Боголюбый государь " . Зал с удовольствием внимал лауреату международного конкурса " Зимняя сказка " - инструментальному ансамблю " Отрада " под руководством Марины Роговой. Душевным и теплым подарком для зрителей стало выступление юных чтецов. Ангелина Борисова подготовила с ребятами стихотворную композицию " Лепестки Господней Плащаницы " . Торжественную нотку добавили в праздник вокалистки Ксения Дударова и Анастасия Рогова, песня воистину " звучала до небес " !

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Затем на месте строительства основного храма состоялся праздник, который посетили как прихожане храма и жители района Марьино, так и многочисленные гости, которые специально приехали в этот день на праздник святых Жен-мироносиц со всей Москвы и ряда регионов России. Собравшихся приветствовал хор храма святых Жен-мироносиц, исполнивший тропарь праздника Пасхи и тропарь праздника святым Женам-мироносицам. В рамках официальной части выступили: Настоятель патриаршего подворья Храма святых Жен-мироносиц в Марьино, иерей Михаил Сергеев; Председатель комитета Совета Федераций по социальной политике, депутат Московской государственной думы Инна Юрьевна Святенко; Сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин» Нина Борисовна Жукова; Председатель правления Женского патриотического общества, ответственный секретарь попечительского совета строящегося храма Жен-мироносиц в Марьино Галина Васильевна Ананьина; продюсер Русского народного телеканала «Жар Птица» Илья Александрович Новиков. По завершении официальной части состоялся праздничный концерт, подготовленный Русским народным телеканалом «Жар Птица» и Женским патриотическим обществом, в котором приняли участие мастера искусств, певцы и певицы: Заслуженный артист Мордовии Валерий Исляйкин, солистка музыкального театра им.Н.Сац Вера Азикова, финалист ТВ-проекта «Голос» Александр Бичёв, солистка Центрального образцового оркестра ВМФ России им. Римского-Корсакова Юлия Малинова, Валерия Янковская, Елена Пятницкая, Анастасия Шутова, Сергей Корепанов, Еремей Бочкарёв, композитор Александр Пужайкин, вокальный ансамбль «Степь». Ведущими праздника выступили народные певицы Ангелина Василевская и Анна Сизова, которые также подарили гостям праздника свои песни. Телеканалом «Жар Птица» осуществлялась телевизионная съёмка, а это значит, что совсем скоро многомиллионная аудитория телезрителей смогут увидеть телеверсию праздника. Для всех пришедших на праздник были накрыты столы с угощениями в русском стиле, подготовленные Проектом «Чаепитие по-московски»: гостям бесплатно наливали душистый чай разных сортов с дымком из жаровых самоваров, раздавали баранки, сладости и мед.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/02/de...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010