Нужно, чтобы боязнь этого суда Божия не выходила из мысли нашей, нужно, если ты не хочешь грешить, помнить о присутствии Божием не только в месте собрания, но и дома, не только дома, но и на ложе твоём, ночью на постели твоей, в сердце твоём. Итак, если отнимешь убежище покаяния, умножаются грехи вследствие отчаяния... Но как позаботился Бог о том, чтобы вследствие отчаяния они не увеличивались, так предусмотрел он и обратное, т.е., чтобы грех не усиливался вследствие излишней надежды. Действительно, как может умножать грехи человек отчаявшийся, так может делать это и тот, кто надеется на прощение. Последний может говорить себе: буду делать так, как хочу; милостив Бог, – когда обращусь к Нему, Он простит мне. Но так уверенно говорить мог бы он в том случае, если бы завтрашний день был известен ему. Но разве этому учит тебя Писание, когда говорит: Не медли обратиться к Богу и не откладывай со дня на день, ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения ( Сир.5:8–9 ) 23 ?» К этому суждению блаженного Августина надо добавить только то, о чём мы говорили с вами выше: Святая Церковь требует не просто покаяния, а и заглаждения неправды греха, побеждения греховной привычки. Словами святого Иоанна Крестителя она призывает: Покайтесь и сотворите достойный плод покаяния ( Мф. 3,2,8 ). Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, слушать этот призыв и следовать ему! «Теперь время покаяния как для некрещеных, так и для крестившихся, чтобы одни, покаявшись, сделались причастниками Святого Таинства, а другие, омывши скверны, приобретённые после крещения, с чистой совестью приступили к трапезе» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 7, кн. 1. СПб., 1901. С. 106). Аминь. 2. Великий Подвижник Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, – так говорит Господь наш Иисус Христос о великом подвижнике, которого ныне мы молитвенно вспоминаем ( Мф.11:11 ). В Ветхом Завете немало было святых мужей, как, например, Илия, Елисей и другие пророки, которые вели строгую жизнь, любили проводить дни в уединённой молитве, в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Нынешние чтения — первое крупное международное мероприятие в череде торжеств, посвященных 700-летию со дня рождения молитвенника Земли Русской — преподобного Сергия Радонежского, который исполнил волю Божию, возлюбив ближнего своего и народ свой. Преподобный оставил после себя множество учеников и последователей. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, — говорит Господь, — уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24-25). Эти великие Евангельские слова мы должны научиться применять к собственным жизненным обстоятельствам. Как часто мы вовлекаемся в конфликты — семейные, профессиональные, социальные, экономические, политические! Как сотрясаются порой основы национальной и государственной жизни, свидетелями чего сейчас мы являемся, получая страшные картины из Матери городов Русских — града Киева! Мы должны всегда помнить о том, что является основанием нашего дома, каким бы этот дом ни был, — большим или малым, личным или всенародным. Мы и ныне живем в доме, одним из великих строителей которого является преподобный Сергий. Ни войны, ни конфликты, ни внешние, ни внутренние нестроения, ни искушения мира сего не смогли сокрушить здание нашей веры, нашей духовной традиции. И ведь это действительно некое Божие чудо. Какие еще институции сохранились за почти что 1000-летнюю историю? Мало что сохранилось, а если и сохранилось, то изменилось до неузнаваемости. Церковь же Господа Иисуса Христа, Который вчера, и сегодня, и во веки Тот же, продолжает свое служение. И продолжает не только потому, что благодать Божия присутствует внутри общины веры, но еще и потому, что люди, движимые верой, привносят в укрепление основ духовной жизни лучшее, что они имеют. Особенно это следует отнести к тем, кто внес огромный принципиальный вклад в созидание нашего общего дома, и, конечно, к числу таких людей следует в первую очередь отнести преподобного Сергия.

http://patriarchia.ru/db/text/3542686.ht...

О том, что уважение к храму сохранялось среди учеников Иисуса, свидетельствует тот факт, что после Его смерти и воскресения они каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ). Упоминается также о том, как апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян.3:1 ). Как и Иисус, апостолы посещали синагоги ( Деян.9:20; 13:14, 44; 14:1; 19:8 ) и молитвенные дома ( Деян.16:16 ). Такое отношение к храму в общине учеников Иисуса было бы невозможным, если бы Сам Иисус был оппонентом храма и богослужения. Евангелия рисуют картины Его споров с фарисеями и саддукеями, Его конфликта с первосвященниками и старейшинами, но они не дают никаких оснований предполагать, что Иисус был принципиальным противником храмового культа. Как мы увидим далее, ни изгнание торгующих из храма, ни предсказание о разрушении храма не только не доказывают изложенную выше точку зрения ученых на отношение Иисуса к храму, но, наоборот, достаточно убедительно опровергают ее. 3. Изгнание торгующих из Храма Любовь к храму, ревность о доме Божием, желание очистить его от того, что не соответствовало величию Живущего в нем, – вот какие мотивы, согласно четвертому Евангелию, двигали Иисусом, когда Он вошел в храм Иерусалимский и начал изгонять оттуда торгующих: Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня ( Ин.2:13–17 ). Прежде всего мы должны обратить внимание на то, какими словами Иисус обозначил храм: Он назвал его домом Отца Своего. Эта формулировка созвучна тому, что Он говорил о храме в двенадцатилетнем возрасте, называя его тем, что принадлежит Отцу Его ( Лк.2:49 ). Она показывает, что Его отношение к храму было последовательным на протяжении всей жизни, начиная с отрочества, и что Он воспринимал храм, в соответствии с еврейской традицией, как место, которое принадлежит Богу и где пребывает Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

О том, что указанное разделение есть ясное учение как Библии, так и древней Церкви (и сами протестанты на практике разделяются на священство и мирян), будет подробно сказано в 12-й главе. Да и поскольку протестантизм просто насквозь пронизан всякими противоречиями, то и здесь не трудно их усмотреть. Ведь свои дома молитвы, например баптисты, особенно последние годы, строят во многом наподобие православных храмов. Впереди, вместо алтаря, у них также есть возвышение, где располагается кафедра, места для служителей и хора. И если кто не из их числа, особенно женщина (которая в русском баптизме не проповедует), захочет зайти в эту переднюю часть и сесть, например, вместе с пастором и диаконами, то это будет расценено как крайнее бесчинство. То есть и баптисты понимают, что в переднюю часть их дома молитвы отнюдь нельзя входить всем желающим. Так же было и в старом баптистском молитвенном доме, в котором я провёл своё детство. В передней части здания на возвышении стояла кафедра для проповедников, а за ней сидели пастор и диаконы. И на это возвышение не отнюдь не позволялось всем восходить. Жертвенник был в ветхозаветном храме по Божьему повелению: «И сделай жертвенник из дерева ситтим...» ( Исх.27:1 ; ср. 20:24), и о его важности и святости засвидетельствовал Сам Христос: «что больше: дар или жертвенник , освящающий дар » ( Мф.23:19 ). Есть жертвенник у Бога также и в небесном храме, о чём неоднократно говорится в Библии: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник , и поклоняющихся в нем» ( Откр.11:1 ; ср. Откр.6:9; 8:3, 5; 9:13; 14:18; 16:7 ). Итак, древние иудеи поклонялись Богу в храме, в котором был жертвенник, а Ангелы и святые на небесах и доныне поклоняются Богу в храме с жертвенником. И поскольку воля Божия была в том, чтобы храм иудейский был не упразднён, а исправлен; поскольку новозаветные храмы устраиваются по образу небесному, по заповеди «подражайте Богу», то и они имеют жертвенники. И об этом мы находим у Апостола Павла прямое свидетельство: « Мы имеем жертвенник , от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр.13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Он человек сатаны. Евангелие говорит: в последние времена восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мк.13:22 ). Берегитесь сектантов, которые распространяют брошюры в поездах и на вокзалах, рассылают их в почтовых посылках и всем, кого ни встретят, раздают бесплатно отраву свою. Храните веру, которую вы впитали с молоком матерей ваших! Храните веру, которая у нас две тысячи лет! Не ходите вслед слуг сатаны, которые прибывают с Запада с миллионами долларов. Они подкупают простецов и не просвещенных в вере, чтобы разорить духовное единство румынского народа, и хотят завести величайшие ереси и безумства у нас в стране. Берегитесь этих безумцев! Есть и у них молитвенные дома, но это дома сатаны. Где нет священников и архиереев, там нет Христа. Ибо Спаситель сказал апостолам: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ). Не сектантам сказано это, а апостолам, епископам и священникам. Ибо апостолы, через возложение рук и апостольское преемство, передали дар Духа Святого всем епископам и священникам в хиротонии. Итак, знайте, что у сектантов нет канонической иерархии, а значит, и Духа Святого, нет семи святых таинств, нет почитания Матери Божией и святого Креста, а значит, нет и спасения. Итак, берегитесь сектантов! Слышишь ли, что говорит апостол Павел епископам и священникам? Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас пастырями ( Деян.20:28 ). Перед вознесением Своим Христос заповедал апостолам: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). И спустя десять дней сошел на них Дух Святой в огненном виде, и они говорили на всех языках, сущих под небом. А когда облеклись силою свыше, Господь послал их на проповедь со словами: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Итак, в Церкви Христовой есть каноническая иерархия, в Церкви живет Дух Святой, и Глава Церкви Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Они сказали ему: если не перейдёшь в нашу веру, мы умертвим тебя и всех иудеев, так что не останется ни одного из них. Он сказал им: всё в руке Вышнего (небес) и Бог поможет нам. Тогда они стали умерщвлять иудеев, кои устрашились и убоялись, и пришли все они с плачем к р. Шимеону и сказали ему: сделай что они говорили, и спаси нас от руки их, и на душах наших – сей грех; поступи по мудрости твоей великой. Христиане же (гоим – язычники) воровски хватали иудеев и продавали их за одну монету (), а трёх иудеев за три монеты, потому что за столько продан был Иисус. Когда увидал это р. Шимеон, сказал: лучше погибнуть Шимеону и ему подобному, чем погибнуть душе одного израильтянина. Что сделал он? – Сказал, что будет с ними. И вот (папа и) епископ Юлий пришли с ним. Он сказал им: чего желаете вы от меня? Если вы хотите истребить иудеев, то я не желаю оставаться с вами: но если вы желаете сделать, что постановил Св. Павел 1723 во имя Иисуса, коего слова тверды, то вот что сделайте – примите и исполните ещё те условия, что скажу вам: пре- кратите избиение (камнями) иудеев, дозвольте ходить им в свои дома и не покидать их, как того желаете вы, – и пусть в дома молитвенные ваши будет дозволено входить им и веровать в Иисуса, потому что если не сделаете так, то иудеи скажут, что вы преследуете их и что ваши дела суть ложь и обман (текст испорчен). Тотчас приняли они слова р. Шимеона и также папа Юлий: всё, что повелишь нам и заповедуешь нам, сделаем. С того времени и стало быть, что каждый иудей, который желает обратиться в их ужасную веру, может это делать. Ещё сказал им: я заповедую вам и принимаю на себя в обет, чтобы во всю жизнь не есть мяса в день шестой (пятницу), потому что в день этот умерщвлён Иисус, – и не стану пить вина все дни, чтобы не иметь радости, из-за любви к Иисусу, – и я пребуду отдельно от всех людей в доме уединённо с ним (Иисусом) одним, дабы не заблуждались глаза мои и исполнилось, что написано: от слова лживого (удаляйся). И так как я решил вести жизнь отдельно от всякого человека, – давать вам заповеди и уставы хорошие и открывать вам тайны мира, чтобы вы познавали и веровали в истину: то вот я повелеваю вам – построить большую башню для жития моего во все дни моей жизни, чтобы вы не препятствовали мне и не отвлекали меня от моего служения (Богу) и мудрости моей, потому что я не принимаю веры в худо (для дурной цели), но я знаю, что это есть путь истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поистине, если мы слушаем слово Божие молитвенно, с благоговением срастворяя верой это слово в своем сердце, оно принесет обильный духовный плод. И там, где мы не могли самостоятельно избавиться от грехов и смерти, Господь может спасти нас чрез проповедь Святого Евангелия. Сколько людей утопали в грехах, но Господь Иисус Христос, придя в этот мир, пришел именно к грешным людям. И потому так часто Его можно было видеть среди мытарей и грешников, среди фарисеев и книжников, в самой больной части общества. Представьте себе, если бы сегодня, скажем, в Москве появился какой-нибудь батюшка, который, будучи движим ревностью о спасении людей, входил с проповедью покаяния в разные варьете, казино, в публичные дома, наконец... Наверняка, нашлись бы люди, которые стали бы осуждать его, говорить, что он поступает неправильно. И вы знаете, что об Иисусе Христе постоянно говорили: Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мк. 2, 16). О Нем так говорили, потому что не понимали, что Он и пришел в этот мир к грешным людям. Господь пришел спасать не праведных, а именно грешных. Как сказано в Евангелии: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5, 31). И слава Богу, Церковь сейчас идет к уголовникам: священники в тюрьмах проповедуют Евангелие. Слава Богу, что Церковь сейчас идет к ожесточенным людям: священники направляются в воинские части, где из-за дедовщины отношения между людьми становятся очень тяжелыми. Церковь сейчас идет к падшим, к спившимся, к наркоманам. А некоторые возмущаются: " Ой, да зачем вы всем этим занимаетесь?! " Некоторые люди говорят мне: " Отец Олег, зачем вы этими сектами занимаетесь? Непонятно! Зачем заниматься этими наркоманами, этими пьяницами? " Но для чего тогда нужна Церковь? Ведь Церковь — это дом Божий, куда должны приходить грешники для того, чтобы услышать слово Божие и начать новую жизнь: во Христе и со Христом. Каждый человек, переступающий порог дома Божия и слушающий слово Евангелия, срастворяя это слово верой, — он должен стать " некоторым начатком Его создания " , как мы прочитали в 18-м стихе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Получив от ангела имя и адрес человека, к которому он должен обратиться, Корнилий призывает двух слуг и сотника, чтобы направить их в Иоппию. Тот факт, что он сообщает им о видении ангела, свидетельствует о высокой степени доверия, с каким он к ним относился. Иоппия отстояла от Кесарии на 48 километров, и посланным понадобилось меньше суток, чтобы приблизиться к городу. Их приход в дом Симона-кожевника был предварен событием, имевшим большое значение для Петра: На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо ( Деян. 10:9–16 ). Дома в Палестине тех времен, как правило, были с плоской крышей, имевшей ограждение и водостоки. Там могли есть, спать, принимать гостей, развешивать белье, хранить сушеные овощи; туда поднимались, чтобы обозреть окрестности 292 . Петр поднялся на крышу для молитвы и пришел в состояние, которое Лука описывает словом κστασις (исступление, экстаз). В других случаях это слово обозначает удивление ( Мк. 5:42; 16:8 ; Лк. 5:26 ; Деян. 3:10 ), однако здесь оно указывает на особое духовное состояние, в которое человек может прийти на высших стадиях молитвенного опыта. В том же значении это слово употреблено в рассказе Павла о том, как ему явился Христос: «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его...» ( Деян. 22:17–18 ) 293 . Чтобы понять содержание рассматриваемого отрывка, мы должны вспомнить, что в Ветхом Завете содержатся конкретные предписания, касающиеся нечистой пищи. В частности, запрещены к употреблению некоторые виды животных (верблюд, тушканчик, заяц и свинья), определенные виды птицы, морепродукты (дозволяется только рыба с чешуей и плавниками), почти все пресмыкающиеся и насекомые ( Лев. 11:1–31 ). Все эти виды пищи считались оскверняющими человека. Кроме того, нечистыми считались некоторые люди, например женщины в послеродовой и менструальный период, мужчина после истечения семени, а также лица, имеющие кожные болезни, и прокаженные ( Лев. 12–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8). Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу. Непрестанно молюсь о всех вас. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии ЛЮДМИЛА 13 апреля 2020, 01:13 ГОСПОДИ! ПОДАЙ ТВОЮ БЛАГОДАТНУЮ СИЛУ НАШЕМУ ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ! В КАКОЙ ТЯЖЕЛЫЙ ПЕРИОД ОН НЕСЕТ СЛУЖЕНИЕ! СИЛЫ..КРЕПОСТИ И ДОЛГИХ ЛЕТ ЖИЗНИ НАШЕМУ СТАРЦУ-ПАТРИАРХУ! Дмитрий 8 апреля 2020, 22:34 Не важно где ты находишься дома или в храме, самое главное как ты молишься Господу Богу нашему с сокрушением и смирением или лишь бы службу отстоять. Вот в чем вопрос. Владимир 8 апреля 2020, 20:33 Братья и сестры возлюбленные, рассуждая о необходимости для христиан участия в богослужениях, не забывайте об апостольском " властям повинуйтесь " . Самое страшное для меня не заболеть, а заразить! Сижу дома и молюсь, за пастырей в т.ч. Евгения Иоанне 8 апреля 2020, 20:11 " Антоний! внимай себе " . Цитата, не применимая к Вашим комментариям. К сожалению. Никакого " обобщения " , конечно, не было. И еще: в первом велеречивом патетическом комментарии Вы забыли " Торжество Торжеств " . Антонина 8 апреля 2020, 17:06 Не понятно о чем спор в комментариях? ведь Патриарх не заставляем никого и ничего насильно, вот его слова: Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). (ПРОСИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО! МНОГИЕ, НЕ ЗНАЧИТ ЧТО ВСЕ!)простите, если я не так понимаю...

http://pravoslavie.ru/129971.html

ПослИер.1 глава . В этой главе пророк Иеремия предостерегает евреев, шедших в вавилонский плен, от вавилонского идолопоклонства, от поклонения рукотворенным предметам, и заповедал поклоняться единому истинному Богу. Объясн. Но тот же пророк пред ветхозаветным храмом сам благоговел и оплакивал разрушение святого Сиона. Из опасения, чтобы язычники не поругались над священными предметами, Иеремия, по бывшему ему Божественному откровению... скинию, Ковчег, жертвенник кадильный скрыл в одной пещере, неведомой ни для кого: 2Мак.2:4–8 . Ион.2:2–3 . «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита, и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой». Объясн. Если Иона молился во чреве кита (конечно по необходимости) и Господь его молитву услышал, то это не значит, что Иона отрицал необходимость существования храма, напротив, Иона и во чреве кита свой молитвенный взор устремлял к храму: Ион.2:8 . Значит, пример Ионы не служит доказательством равнодушного отношения его к храму. Храмы не есть обычные жилища людей Мф.21:12–13 . «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» ( Ис.56:7 ; Иер.7:11 ). Объясн. Господь выгнал торжников и менял, превративших храм в бойкий рынок для собственной наживы. Торговля свечами беспорядка не производит и идёт в пользу самого храма – «дома молитвы»: Мф.21:13 , для пребывания верующих людей: Лк.24:53 ; Деян.3:1:22:17–18 ; храм не есть жилище обыкновенных людей, а жилище Самого Бога: Мф.23:21 ; 3Цар.8:13 ; здесь Бог открывается людям: Исх.25:22 . Лк.2:49 . «Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». Объясн. Что разумеет здесь Божественный Отрок под тем, что принадлежит Отцу Его? Несомненно храм: Лк.2:46 . Господь всегда любил посещать храм; Лк.19:46–47 ; следовали Его примеру и апостолы; Деян.5:42 ; здесь различаются дома от храмов. Храм иногда назывался «церковью»: Деян.11:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010