Кроме того, он содержит гарнизоны в акрополях. Содержит их правитель, которому это поручено, а царь ежегодно производит смотр наемникам и другим войскам, которым предписано быть в полном вооружении. Всех, кроме гарнизонов, он собирает в одно место, где назначено собрание. Тех, которые вблизи резиденции, он смотрит сам, а смотреть живущих далеко посылает надежных людей. Те из комендантов, или хилиархов, или сатрапов, которые окажутся с полным комплектом и представят войска с хорошими лошадьми и оружием, получают повышения и обогащаются ценными подарками. А тех, которых царь найдет нерадивыми относительно гарнизонов, или недобросовестными из-за корыстолюбия, он подвергает тяжелым наказаниям и, отрешив от начальства, заменяет другими. Такое отношение его к военному делу, несомненно, доказывает его заботливость. Но кроме того, часть своей страны он объезжает и осматривает сам, часть – чрез посылаемых надежных людей, и если заметит, что правители представят землю обитаемой, обработанной и обильной свойственными ей деревьями и плодами, то присоединяет к ним области и награждает подарками и почетными седалищами. Если же увидит, что земля не обработана и мало населена вследствие их суровости, или тяжелого нрава, или нерадения, то наказывает их и, сместив с должности, назначает других правителей. Неужели так поступая, он представляется менее заботящимся о том, чтобы земля обрабатывалась жителями, чем защищалась гарнизонами? Начальники, назначенные им для двух обязанностей, не одни и те же, но одни начальствуют над жителями и работающими – они же и собирают подати, другие командуют вооруженными гарнизонами. Если командир недостаточно защищает страну, начальник жителей и заведующий обработкой доносит, что трудиться нельзя, вследствие отсутствия охраны; если же комендант обеспечивает мир, а у начальника обрабатываемая земля мало населена и не обработана, то на последнего доносит комендант. И почти всегда те, которые плохо обрабатывают землю, не могут ни содержать гарнизонов, ни выплачивать податей.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

§4. На него возлагается главное заведывание и управление ламайским духовенством и наблюдение, чтобы настоящий устав исполнялся в точности. §5. Бандидо-Хамба подчиняется непосредственно генерал-губернатору Восточной Сибири. §6. При открывшейся вакансии на должность Бандидо-Хамбы, до назначения на оную другого духовного лица, Ширетуй Гусиноозерского дацана немедленно заступает его место и доносит о том генерал-губернатору, который, с своей стороны делает зависящее распоряжение о производстве выборов в должности Бандидо-Хамбы. §7. Выборы должны быть: а) пи Селенгинской Степной Думе, б) начаться не позже как через три месяца со дня открытия вакансии и в) продолжаться не более 6 дней. §8. На выборах право голоса имеют одни только родоначальники и по одному депутату от приходов, которые должны быть назначаемы из людей духовного звания, имеющие не менее двадцати пяти лет от роду и не составляющих под следствием и судом; прочие же инородцы и остальное духовенство голоса в выборах не имеют и даже запрещается находится им при оных. Для наблюдения же за порядком и правильным ходом выборов командируется на оный всякий раз особый чиновник по распоряжению генерал-губернатора. §9. В должность Бандидо-Хамбы избираются три кандидата, которые, кроме необходимых для сего звания познаний и качеств, должны непременно знать по-русски. §10. Выборы кандидатов в звание Бандидо-Хамбы удостоверяется протоколом, за общею всех подписью, о чем и доносится командированным чиновником Забайкальскому военному губернатору, который, с мнением своим, представляет о сем генерал-губернатору, а сей последний достойнейшего из трех выбранных кандидатов представляет, чрез Министра Внутренних Дел, на Высочайшее утверждение и если он удостоится оного, то выдается ему таковое звание Высочайшая грамота. §11. Если выборы не начнутся или не кончатся в назначенный срок, или если на оных произойдут такие беспорядки, которые воспрепятствуют правильности выборов, то командированный генерал-губернатором чиновник прекращает оные, и, распустив собравшихся, доносит о том, чрез Забайкальского военного губернатора, генерал-губернатору, который тогда, по собственному уже усмотрению, представляет, чрез Министра Внутренних Дел, на Высочайшее утверждение достойнейшего в звании Бандидо-Хамбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Св. Кирилл Иерусалимский в своих Огласительных словах предлагает катехуменам образ Раав как пример спасительного покаяния: «А может быть и из числа женщин какая-либо скажет: я блудодействовала, прелюбодействовала, осквернила тело мое всеми родами невоздержания – можно ли спастись мне? Женщина, воззри на Раав, и надейся и ты спасения. Ибо, если она, быв явною и всенародною блудницею, спаслась посредством покаяния, то ужели женщина, один раз некогда соблудившая до принятия благодати, не спасется при помощи покаяния и поста? Рассмотри, как спаслась Раав. Она сказала только: Бог ваш на небеси, и на земли Бог ваш (ср. 2:11). Своим не дерзнула она назвать Его, сознавая нечистоту свою» 117 . У Руперта Дейцкого (1135) перемена, произошедшая с Раав, подчеркивается с помощью образов Песни Песней: нечистая служительница демонов и идолов после принятия посланцев Иисуса «уже очищенная, святая дева одного мужа, единственная подруга, единственная голубица, непорочная, совершенная» 118 . Вера Раав. Послание к Евреям упоминает о Раав наряду с другими ветхозаветными героями веры так: «Верою Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путем), не погибла с неверными ( Евр. 11:31 ). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла Раав к делам веры: «Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:25–26 ). Именно вера Раав отмечается самыми ранними отцами Церкви. Св. Климент Римский : «За веру и гостеприимство была спасена Раав блудница» 119 . Св. Ипполит Римский : «Иордан, увидев ковчег, возвратился вспять, и Раав блудница спаслась от усечения мечем, так как она оказалась верующей в городе Иерихоне» 120 . Библейский текст, конечно, не дает основания полагать, что у Раав была вера в смысле чистого монотеизма, библейская вера в hvhy как единого Бога. Но, безусловно, в словах Раав звучит исповедание превосходства Бога Израилева над другими богами, в том числе над богами родного Иерихона (2:9–12). Могучий Бог Израиля сделал то, на что не способны боги Ханаана: иссушил воды Чермного моря, дал силы истребить грозных царей Заиорданья, Сигона и Ога (2:10). И Раав призывает спасенных ею соглядатаев поклясться ей Господом (hvhy), Которого она исповедует как Бога на небе вверху и на земле внизу (2:11–12). Раав знает хорошо историю Израиля и вмешательства в нее hvhy. Марио Руссотто, современный итальянский комментатор Священного Писания отмечает, что Раав «в своем исповедании веры… демонстрирует способность прочесть смысл истории Израиля и активного присутствия Бога в ней. Так Раав восходит на кафедру: ханаанская проститутка дает лекцию о вере!.. Библейская история не доносит до нас имен египетских фараонов, но сообщает имена двух еврейских повивальных бабок ( Исх. 1:15 ); не доносит имен двух разведчиков, посланных Иисусом, но сообщает имя ханаанской проститутки: Раав…» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Для предотвращения всякого помешательства богослужению совне храма, светская власть обязана наблюдать, чтобы близ церквей, особенно во время совершения божественной службы, не было на улицах крику, драки и вообще никакого бесчинства (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 13), а равно, чтобы в праздник Св. Пасхи и в другие особые дни, как в знак торжества, не было производимо при церквах стрельбы из огнестрельных орудий (Ук. Св. Син. 1835г. июля 10); запрещается устраивать шалаши для продажи съестных припасов и напитков внутри церковных оград и на кладбищах. (Т. XIV, примеч. к ст. 13). О всяком случае нарушения благочиния в храме священно-церковнослужители обязываются немедленно доносить своему местному, а также гражданскому начальствам. В свою очередь, духовное начальство немедленно доносит о случившемся происшествии Св. Синоду и синодальному обер-прокурору, который составленные из этих донесений ведомости подносит на Высочайшее усмотрение чрез каждые четыре месяца, а о происшествиях важных доносит тотчас, независимо от донесений по гражданскому ведомству (Св. Зак. т. XIV ст. 12). Если обвиняемый в нарушении церковного благочиния принадлежит к духовному званию, то дело немедленно исследуется по духовному ведомству; в противном же случае, об исследовании преступления сообщается светскому начальству, при депутате с духовной стороны. В том и другом случае, о воспоследовавшем решении дела вновь доносится Св. Синоду. Те же самые правила прилагаются и к случаям нарушения благочиния во время богослужения вне храмов, например, во время крестных ходов (Уст. Конс. ст. 37. 38). Глава VII. Особенные постановления о совершении разных священнодействий Православной Церкви 1) О литургии §22. Совершители литургии и приготовление к совершению ее. Место и время совершения. Вещество для Таинства и прочие принадлежности его Таинство Причащения совершается обыкновенно за Божественной литургией 20 , которая не может быть совершаема никем, кроме епископа или пресвитера. Но и священник, совершающий литургию, не должен состоять под запрещением священнослужения, или быть зазорного поведения. Кроме того, он должен понимать важность и силу Таинства и, в частности сущность и смысл тех слов и действий, посредством которых совершается самое Таинство Евхаристии; наконец, он должен достойным образом приготовиться к совершению Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

5. Смотря за ризничим, чтобы он ризницу и прочие принадлежащие церкви вещи хранил в приличных местах и отнюдь, а особенно по св. алтарю, не разбрасывал. 6. Наблюдать, чтобы в храме Божием всюду была чистота и опрятность, для чего послушников почасту заставлять нечистое выметать, и лампады и подсвечники содержать во всякой опрятности. – В) по монастырю: 7. Все монастырское имущество, разумея здесь серебряную, оловянную, медную, фаянсовую и прочую посуду, также разные рабочие и кузнечные инструменты, всякого рода экипажи и проч. конюшенные принадлежности кроме того, что находится в настоятельских кольях, как то, икон, картин и мебели, казначей должен принять в непосредственное свое хранение; и что нужно выдавать единожды назначенным лицам, для употребления с расписками, поверяя принявших ежемесячно в сохранности ими принятых вещей. Утраченное или сам взыскивает, или доносит о том запиской настоятелю. 8. Покупку для трапезы съестных припасов, также для конюшни овса, сена и прочего, казначей чинит с воли настоятеля благовременно не по мелочи, но сходным ценам, и бдительно смотрит за хранением и благоразумным хозяйственным употреблением купленного. 9. Увольнять из монастыря по надобностям братию в присутствии настоятеля казначей не имеет права. 10. Казначей почасту посещает братские келии, поощряет монашествующих и прочих в свободное время к чтению Слова Божия, к полезному рукоделию, в сохранению всегдашней чистоты и в одежде, и в горнице, о нерадивых и ослушных немедленно доносит настоятелю. 11. Всемерно наблюдает, чтобы хмельных напитков в кельях братских отнюдь держимо не было, яко зла, всякий порядок и устройство разрушающего. Приписка Преосвящ. Епифания: «сие должно разуметь о слабых и иногда пьянству предающихся». 12. Встретившиеся какие-либо незначительные между братией неудовольствия казначей разбирает и удовлетворяет по возможности, о важнейшем же чем-либо предоставляет доносить обиженному лично настоятелю. 13. Служители, повара и кучера находятся во ближайшем распоряжении казначея, и потому он первым ежедневно с вечера назначает потребные работы, не обременяя их до излишества; ревностных ободряет похвалою и ленивых поощряет увещанием, а в случае упорства телесным законным наказанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

После напечатания сочинения автор опять представляет его цензору в двух экземплярах, для сравнения печатной редакции с рукописной; если цензор найдёт издание без перемены, то он даёт разрешение на продажу его, подписав своим именем и приложив патриаршую печать, без чего типография не имеет права выпускать напечатанное издание в свет. Если же в печатной редакции сочинения найдутся недостатки, то цензор доносит об этом эпитропии, для принятая надлежащих мер, а равно обращается к содействию эпитропии и в других недоуменных случаях, вызываемых вопросами церковными и религиозно-нравственными. Книгопродавцы могут иметь в своих магазинах лишь такие книги, которые находятся в каталоге, утверждённом главным цензором. Посему все они были обязаны продаваемые ими книги занести в особый каталог, представить его на рассмотрение цензору и по этому каталогу продавать книги, если в нём не встретятся издания, противные вере, нравственности и гражданской власти. В этот каталог книгопродавец должен заносить все вновь выходящие книги и время от времени представлять его цензору на рассмотрение. Если же книгопродавец допустит какие-либо злоупотребления, то цензор доносит об этом эпитропии для наложения на него взыскания. Главный цензор обязан был рассматривать не только учено-литературные книги, но и школьные издания – учебники, руководства, пособия и т. д. Правила для их напечатания были те же. Допущение же того или иного издания для употребления в школах зависело от главного инспектора, действовавшего по указанию патриарха. В том случае, если цензор оказывался некомпетентным в оценке представленного на рассмотрение сочинения, эпитропия могла пригласить стороннего рецензента. Центральная эпитропия обратила внимание и на материальное положение школ в патриархате. В прежнее время содержание школ обеспечивалось из различных источников. Большей частью школы содержались на средства их учредителей – епископов, богатых мирян , приходских общин и т. п. Материальная сторона в жизни школы лежала на попечителях её или ефорах, которые расходовали школьные суммы по своему усмотрению и не всегда подлежали контролю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

П. 15 О священнослужителях, исправляющих отличным образом свою должность, а паче оказавших какие-либо особенные заслуги представляет Полевой Обер-Священник Главнокомандующему чрез Дежурного Генерала. П. 16 Полевой Обер-Священник, коим прямой начальник состоящего при Армии Православного Духовенства, наблюдающий постоянно за действиями оного, должен иметь полные сведения о награждениях, к коим частные военные начальники представляют подведомственных им священно- и церковнослужителей. На сей конец, в наградном отделении наблюдается, чтобы таковые представления, в оное поступающие, были передаваемы чрез Дежурного Генерала Полевому Обер-Священнику, для изложения своего, по оным заключения, которое вместе с сими представлениями подносятся к рассмотрению Главнокомандующего. П. 17 Если кто из священно- или церковнослужителей будет проситься на 28 дней в отпуск, таковой разрешает Полевой Обер-Священник собственною властью, а если на два месяца и более, в таком случае, о испрошении на оный разрешения, он входит представлением Главнокомандующему чрез Дежурного Генерала. П. 18 По жалобам на священно- и церковнослужителей Полевой Обер-Священник оказывает справедливое удовлетворение; в случаях же представляющих, в решении таковых, затруднение, доносит об оных Обер-Священнику Армии и Флотов. П. 19 Полевой Обер-Священник, если узнает за кем из подведомственных ему священнослужителей, что-либо предосудительное, немедленно входит о том в рассмотрение и по роду вины употребляя исправительные меры взыскания делает им увещания, замечания, выговоры и наказывает поклонами, и все таковые штрафы записывает в особую книгу для памяти. Притом, если он, по рассмотрении возникших за священнослужителями дел, признает нужным, прикомандировать кого-либо из них, из одного полка к другому, то таковое своё предположение приводит в исполнение собственною властью и доносит о том как Дежурному Генералу, так и Обер-Священнику Армии и Флотов; и в последствии об утверждении сих священнослужителей при этих местах, к коим они по его распоряжению прикомандированы, он входит представлением к Обер-Священнику Армии и Флотов с обстоятельным описанием причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

292 . В тех приходах, в коих корона пользуется лишь правом утверждать Проповедника, а избрание предоставлено самому приходу или части оного, избранный представляется Консистории, а ею, с изложением мнения о кандидате, на утверждение Министерства Внутренних Дел. Примечание 1. В Прибалтийских губерниях Консистория доносит о выборе Начальнику Губернии, который сообщает о том, с своим мнением, Министерству Внутренних Дел, для утверждения. Примечание 2. Когда для иностранных поселенцев Саратовских или южного края Империи нужно будет назначить Проповедника: то составляется в Консистории пригласительная на вызов его грамота, и препровождается к колонистскому начальству для объявления прихожанам на мирском сходе. Если все или большая часть на положение грамоты согласятся, тогда грамота возвращается от местного начальства в Консисторию, для приведения в исполнение; когда же на мирском сходе прихожане не изъявят добровольно согласия на условия, им предложенные, то ни в каком случае грамота не исполняется. 293 . На те зависящие от короны Проповеднические места, при замещении коих Консистории до 28 Декабря 1832 года пользовались правом избрания Проповедников, они обязаны каждый раз о избранных ими кандидатах представлять на утверждение Министерства Внутренних Дел. Примечание. Консистории обязаны в представлениях на места Проповедников давать предпочтение тем кандидатам, кои на испытании оказали познания отличные или по крайней мере хорошие. 294 . В тех местах, где сами прихожане или патрон, или же несколько патронов, имеют право призвания и назначения Проповедника, избранный представляется Консистории с просьбою о введении его в должность; Консистория не может отказать, если не предстоит к сему никакого законного препятствия. О определении сих Проповедников Консистория доносит каждый раз Министерству Внутренних Дел и Генеральной Консистории, для сведения. 295 . При каждом избрании Проповедника должен присутствовать Пробст, или член Консистории, или же уполномоченный от нее, и наблюдать, чтоб избрание происходило по установленному порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В таких случаях: 1) о всяком приключившейся событий в храме священно и церковно-служители обязываются немедленно доносить и своему местному начальству, и гражданскому; 2) в свою очередь местное духовное начальство неукоснительно доносит о происшествии св. Синоду, который составленные из сих донесений ведомости подносит, в установленное время (по третям года), на Высочайшее усмотрение; о важнейших же происшествиях доносит Его Величеству немедленно (независимо от донесений по гражданскому ведомству); 3) если виновный в нарушении церковного благочиния принадлежит к духовному званию, то дело немедленно исследывается по духовному ведомству, и виновный подвергается суду в консистории; 4) если же обвиняемый не принадлежит к духовному ведомству, то о исследовании поступка его сообщается светскому начальству, при депутате с духовной стороны; 5) во всяком случае, о воспоследовавшем решении дела, как в гражданском, так и в духовном суде, вновь доносится св. Синоду. Эти же правила имеют место и в тех случаях, когда нарушается благочиние во время церковного служения вне храмов, напр. во время крестных ходов. 73 8 В епархиях сибирских и закавказских, епархиальные начальства сами разрешают построение новых церквей, представляя в конце года, к сведению св. Синода, о числе и наименовании вновь воздвигнутых церквей. (Св. зак. тамже ст. 184). 15 Уст. консист. ст, 54. 55, Св, зак. устав. строительный ст. 194, 208. Сюда относятся также:Свод. эакон. т. XIV. о предупр. прест. разд. 1. гл. 11, ст. 33. прим. 16 Ук. 1800 сент. 24 и Высочайше утвержденного 1764 г. о духовных имениях учреждения п. 17. О производстве церковных построений и о порядке надзора за этим делом см. Св. зак. уст. строит. отд. второе и третье. 17 Св. зак. тамже ст. 186. 187. В Сибири вообще дозволяется строить деревянные церкви, по сношению местного духовного начальства с местным гражданским, без особенного представления планов и Фасадов в главное управление путей сообщения и публичных зданий. В селениях западного края России, также и в Закавказском крае разрешено построение церквей самой простой архитектуры, но вниманию к бедности тамошнего населения и особенным затруднениям в постройках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Как донести до человека мысль о неизбежности смерти и Страшного суда? Ответы пастырей Мы попросили наших постоянных авторов в священном сане рассказать, как донести до обычного человека мысль о неизбежности и необратимости смерти и Страшного суда. В том мире невозможно будет скрыть свое внутреннее содержание Важно напомнить: пока нам отпущено время жизни, мы еще можем свою душу очистить Священник Валерий Духанин : – Господь так устроил, что мысль о смерти до нас доносит сама наша жизнь, наполненная превратностями, утратами, непостоянством. А мысль о Суде до нас доносит сама наша совесть. Часто совесть наказывает человека сильнее, чем уголовное правосудие; совесть подтверждает, что суд неизбежен, что мы за всё несем ответственность и всякое дело влечет за собой какое-либо воздаяние. Священник Валерий Духанин У меня перед глазами женщина, которая пережила клиническую смерть. Это произошло во время операции. Ее душа вышла из тела, она с удивлением наблюдала всё вокруг. У нее полностью сохранялось сознание, она оставалась той же самой личностью. При этом оказалось, что тот мир совершенно другой, его невозможно описать какими-то нашими земными средствами: наш мир слишком груб. Но самым главным открытием, ставшим для нее потрясением, было то, что в том мире невозможно скрыть свое внутреннее содержание, ту подлинную суть, которая тебя выражает. Там невозможно прикрыться какой-то маской, сыграть роль, изобразить себя кем-либо. Каков ты есть на самом деле, таким и проявляешь себя. Как же горько было признать, что душа вся испорчена, покрыта грязью грехов, словно заплеванное зеркало. Перенесенный опыт смерти стал таким вразумлением, который очевидным образом показал: состояние нашей души непременно откроется, и, пока нам отпущено время жизни, мы еще можем себя очищать. Наверное, человек не поймет, что ему придется за всё отвечать, пока не произойдет серьезная жизненная встряска. Каждому даются от Бога свои вразумления, свои звоночки, только бы мы откликались на них. А собственно Страшный суд – это такой момент человеческой истории, когда откроется, кто же мы есть по отношению к Богу, к ближним, ко всему вокруг. На Страшном суде вскроется вся наша внутренняя суть, наше тяготение к добру или злу, что стало для нас более родным, что мы усвоили себе, приняли внутрь себя. Вот что стоило бы помнить: какие мы питаем в себе мысли, чувства, пожелания сейчас, всё это проявится потом, повлияет на то, будем ли мы с Господом в Его вечном Царстве.

http://pravoslavie.ru/119721.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010