Вместе с запрещением изображений Иеговы за­кон требовал от евреев приносить жертвы и слу­жить Богу на одном определенном месте ( Втор. 12:5 ). Таким местом сначала была скиния, а впо­следствии храм иерусалимский. Но не сразу уста­новился определенный религиозный центр у евре­ев. Из-за скинии свидения нередко возникала вра­жда между различными коленами, до полного завое­вания земли Ханаанской для народа еврейского не всегда была возможность собраться у одного рели­гиозного центра. Нужда заставляла служить Господу и на высотах, как это делали язычники. В той же кн. Второзакония находится повеление Моисея об устроении одной такой высоты – жертвенника на горе Гевал (27:1–8). Писатель кн. Царств вполне удовлетворительно объясняет подобные явления. «Народ, говорит он, еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Го­спода до того времени» ( 3Цар. 3:12 ). И он же сурово бичует это служение после Соломона ( 3Цар. 14:22, 23 ), когда храм был уже построен. Да­лее пророческие порицания высот направлялись про­тив характера богослужения на них. Очевидно, как только высоты приобретали суеверный харак­тер, и служение на них понижалось до уровня культа природы, как это было у язычников, они разрывали связь с культом Иеговы. Культ ветхозаветной религии, как он изложен в обрядовом законе Моисеевом, весь запечатлен сложными формами – внешними и чувственными. Но за то именно по этому самому он был близок для понимания евреев – народа неразвитого, нравственно огрубевшего в египетском рабстве. С другой стороны сложность и обилие частных обрядов имели целью овладеть всею жизнию израильтян и привести их к полному посвящению Богу, как на­род, назначенный быть священным в среде дру­гих народов древнего мира. Этим объясняется важное значение, которое приобретает в законе жертвоприношение, и в особенности жертва прими­рения. Жертвы всего более способствовали тому, чтобы иудейство получило характер религии очище­ния, освящения, имевший столь важное значение впо­следствии для христианства. Главным моментом в этом случае был великий день очищения. – Как видим, идеи обрядового закона и в частности жертв не имеют ничего общего с культом какой-либо языческой религии. Пусть формы культа вет­хозаветной религии иногда и совпадают с куль­том других древних религий. Ближе всего это объясняется общечеловеческими проявлениями рели­гиозного сознания во-вне. Но сам же Моисей весьма часто противопоставляет свой культ языческим обрядам ( Исх. 8:26 ; Втор. 4:14,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/k...

Молитва при входе в доме Божием. 1343 Я стою пред Тобою, у дверей милости Твоей, Господи, Боже Мой и Бог отцов моих, чтобы исповедать Твою славу и Твое разнообразное величие, по мере сил моих и моего слабого разума. Ибо я сознаю свою немощь в этот день и помышляю в своем сердце, что Ты, Господи, Бог на небеси вверху и на земле внизу. Нет другого, кроме Него. Здесь пред Тобою (в твоих руках) стою я и обращаю лицо свое к избранному месту, горе Гаризиму, дому Божию, к Лузе, горе Твоего наследия и Твоего присутствия, к месту, которое Ты, Господи, сделал Своим жилищем, к святилищу, которое создали Твои руки, Господи. Господь царствует во веки, ибо Господь велик над всеми богами, праведен и справедлив. Да взойдет эта молитва моя в место Жизни, пред Твоим мудрым престолом! Боже, Ты благодетель тех, которые чтут Тебя. Да будет хвально святое имя Твое во веки! Нет Бога кроме единого! Утренняя ежедневная молитва Марки. 1344 Восставшие утром и увидевшие свет, который просвещает весь мир, восклицайте и говорите: да прославится Осиянный, который укрепил на тверди сияющий солнечный свет, озаряющий весь мир по установлению Владыки мира. Первоисточник света на небе и на земле, который каждое утро посылает свои лучи, дабы люди не блуждали. Он взывает к людям: „пробудитесь от сна, посмотрите на свет и прославляйте Творца». Да будет хвален Господь. Нет Бога кроме Единого. Субботняя молитва. 1345 Пресвятый, Который открыл нам Свою святость, сделал нас Своими избранными и установил для нас святую субботу для покоя; Который дал нам книгу жизни, мудрости, высоты и величия, воздвиг для нас жертвенник, чтобы мы призывали Твое имя, чтобы мы знали, что Ты творец, Бог и Господь! Милосердый, умилосердись над нами! Пошли благословение Твое в домы наши и на все наши начинания! Отврати от нас угнетение, гнев и язву! Покажи всемогущество Твое притеснителям нашим, укрепи веру нашу, исцели раны наши, умножи детей наших, огради святилища наши, умилосердись над усопшими нашими, благослови нас в настоящий субботний день и во все наступающие субботние дни, суди нас в правде, прости нам и отцам нашим по Твоей великой милости. Ради пророка Твоего Моисея отврати гнев Твой от верных Твоих. Защити, освободи и спаси нас во всякое время, милосердый защитник наш!

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Улемы при этом настаивали еще, чтобы и дети женщины считались магометанами. Когда же губернатор не согласился на это, он, по проискам улемов, был смещен. Преемнику его улемы прямо объявили, что, если он желает рассчитывать на их поддержку, то должен постараться прежде всего очистить город от самарян. Сначала путем угроз и наказаний совратили в магометанство сына упомянутой выше женщины, четырнадцатилетнего мальчика, а дочь той же женщины умерла даже от тех истязаний, которым ее подвергали. После этого улемы определили перебить всех наблусских самарян, если они не согласятся принять ислам. Но нашелся только один самарянин, решавшийся переменить свою веру, и в торжественной процессии, верхом на коне, он был проведен по всему Наблусу, в качестве примера для его соплеменников. Остальные же самаряне частью разбежались из города, частью скрылись в самом городе, купив безопасность щедрыми подарками. В качестве предлога для преследования, улемы выставляли то, что у самарян нет никакой религии и что они не признают ни одной из богодухновенных книг. Хотя самаряне доказывали, что у них есть богодухновенная книга закона, однако на это не обращали внимания. Фанатизм магометанский успокоился только тогда, когда главный раввин иерусалимский, за щедрое вознаграждение, дал самарянам удостоверение, что они составляют „ветвь детей Израиля, которая признает истинность Торы” 674 . Турецкий гнет заставлял самарян не один раз искать покровительства и защиты в Европе. Так, в 1842 г. они обращались с петицией о помощи и защите к французскому правительству. Высказав ряд похвал по адресу французского правительства и заявив о своей преданности ему, самаряне, между прочим, писали: „Мы, рабы вашей милости, составляем общество самарян в городе Сихеме у горы Гаризима, вблизи Иерусалима, в земле Ханаанской. Наш народ уменьшается со дня на день, и мы остались в количестве сорока семейств. Мы были преданы всеми нашими силами сохранению закона Моисея, – пророка от слова baraschet до слов lehaine koull israel 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

50 Эти свойства всякого закона хорошо отметил Шелер, причем он справедливо указывает, что на этом покоится историческая и национальная изменчивость и многообразие норм права и морали. которая нисколько не свидетельствует против вечности и неизменности ценностей, формирующих все эти нормы (Max Scheler. Formalismus in der Ethik. Halle. 1921. S. 219–221). 52 Ибо история есть трагедия и построена только в категориях трагического, как трагедия свободной судьбы, которая конструируется и избирается не иначе как верою. 61 Отношение между противоречивыми суждениями, которые вместе не могут быть ни истинными, ни ложными: из двух контрадикторных суждений только одно истинно, а другое непременно ложно. Если известно, что данное суждение истинно, то контрадикторное ему суждение ложно; если известно, что данное суждение ложно, то контрадикторное ему суждение истинно. 63 Неточная цитата из Второго послания к Коринфянам апостола Павла: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (3:15). 66 «Только верою» (Sola fide) (спасется человек) – слова М. Лютера и лозунг лютеранской Реформации; «оправдание верой» противопоставляется католическому «оправданию делами». Подробнее см.: Юнг Κ. Г. Архетип и символ. M., 1991. С. 259, 296. 71 Mores (лат.) – обычаи, нравы, поведение; ethos (греч.) – термин греч. философии, означающий присущий каждому человеку прирожденный нрав. Отсюда – современные термины «мораль» и «этика». 72 Jos. cont. Apion 2, 173, 179–181. Cp. O. Holzmann. Neutest. Zeitgeschichte. Grundriss der Theol. Wissensch. VIII Abt. 2 Auf. S. 322–339. Признание абсолютной и вечной ценности Торы проходит через всю раввинскую литературу. Тора дороже бесценной жемчужины, дороже всех сокровищ; одно слово из Торы стоит дороже всего мира. Ни одна йота в законе не должна быть опущена. Это основные утверждения Талмуда и Мидраша. Талмуд (евр.– «Учение») – свод иудаистского «устного знания», являющийся наряду с Ветхим Заветом наиболее авторитетным изложением иудаизма как религиозно-этического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Сверх того, он по крайней мере положил начало систематической обработке того, что Климент излагал лишь фрагментарно. Сходится с Климентом Ориген в том, что он задачею теолога считает объять мыслью христианскую веру. Христианство, происходя от Высшего Разума, от Логоса, по самой своей природе разумно. Человеческий разум, хотя также есть дело Высшего Разума, однако затемнен грехом, вследствие чего сделалось необходимым откровение. Но так как разум не вполне омрачился и так как Логос развивает свою деятельность и вне сферы собственного откровения, то истины веры находятся в гармонии с высшими истинами разума. Отсюда-то происходит, что и у языческих мудрецов обретается много истин; они получили их частью непосредственно от Логоса, который действовал в мудрецах, частью посредственно – чрез Моисея и пророков, у которых они заимствовали эти истины. Вследствие этого Ориген приходит к положению, что различие, какое находим между эллинской философией и библейским откровением, заключается больше в форме. Платон и эллинские философы подобны тем врачам, которые лечат только лиц высших образованных сословий; заслуга же христианства состоит в том, что оно высшие истины Разума сделало достоянием всех, потому что оно возвещает их в популярной форме. Но некоторые из этих истин скрыты под покровом истории, прямого смысла, буквы. Задача христианского богословия, поэтому, та, чтобы открыть эти истины в Писании, к чему и служит аллегорическое толкование, и объяснить их посредством философии; вероучение (Glaubensregel), в котором было еще так много неопределенного, а многого и совсем недоставало, долженствовало быть восполнено при помощи Писания и философской спекуляции. Следуя этому направлению, Ориген усвояет некоторые из платонических учений: учение о вечности мира, о предсуществовании душ, о падении их, о заключении их в человеческие тела. Что касается системы Оригена, то это есть система свободы, свободного определения воли со стороны Божества и человека; указанная черта, проникает его понимание как божественной, так и человеческой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Тем не менее, самыми подходящими для изучения считались те системы, которые своим идеалистическим направлением или своим высоким нравственным учением более или менее приближались к христианству, а именно: учение пифагорейцев, стоиков Аристотеля, но всего более учение Платона, этого «аттического Моисея» (Мοσυς ττιζων) и «друга истины» (φιλαλϑης) 78 . Точно также и при выборе отделов философии имелась в виду основная цель школы: изучались вопросы «о добре и зле» и вопросы о сущности вещей и их причины 79 , т.е. этика и метафизика. – Отсюда по всему видно, что философские науки не изучались в качестве дисциплин самостоятельных. Если γκκλια μαϑματα, имевшие почти исключительно формальное значение и не занимающиеся разысканием высшей истины, не содержали в себе ничего особенно опасного для веры и могли изучаться отдельно от богословия, то философские науки, преследовавшие одинаковую с богословием цель, представляли для учеников немалую опасность заблудиться в «лабиринте» философских рассуждений и потерять нить истины. Поэтому школа, как говорит св. Григорий, не оставляла ученика беспомощным, а вела его за руку через поле философских хитросплетений, всюду освещая их с точки зрения божественной истины 80 . Отсюда можно заключать, что философские науки изучались вместе с богословскими и именно этика – с христианским нравоучением, а метафизика – с догматикой. Главным предметом школьного преподавания, как это ясно из всего сказанного, было богословие. Здесь центральное положение занимало изучение Священного писания – экзегетика, о чем свидетельствует самое название школы διδασαλεον τν ερν λγων. В этом отношении Александрийская школа не отличалась от школ других типов. Однако и в области богословского преподавания эллинский философско-умозрительный дух школы нашел свое отражение: он выразился, во-первых, в развитии рядом с экзегетикой особого систематического богословия и, во-вторых, в самом характере александрийского экзегезиса. Что систематическое богословие занимало в Александрийской школе выдающееся положение, это видно уже из того, что преподавание александрийских учителей в источниках чаще всего называется научением «божественным догматам» 81 , а также из названия учителей «дидаскалами» 82 , каковой термин, по интерпретации Климента Ал., должен обозначать учителя христианской философии или догматики 83 ; напротив, обычное в школах восточно-сирийского типа название ξηγητς (толкователь) здесь почти не употребляется 84 , хотя этот термин в аналогичном значении был принят в эллинской педагогике в языческие эпохи и, в частности, в Александрийском «мусее» 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

Более прочные основания для определения времени происхождения самарянских литургических памятников указывает Каулей. Руководствуясь генеалогическими списками самарянских хроник, Каулей устанавливает сначала хронологически даты тех литургических композиций, в которых названы их авторы. Далее, принимая во внимание язык этих композиций, Каулей различает три эпохи в истории самарянской литургической письменности: 1) IV-й в. по Р. Хр., когда употребительным языком был арамейский; 2) X и XI вв., когда арамейский язык перестал быть народным, но употреблялся еще в богослужении, причем сделался искусственным и получил много гебраизмов; 3) XIV в. и последующие, когда литургическим языком стал еврейский с примесью арамеизмов. Установив такую классификацию литургических произведений, авторы которых известны, Каулей полагает, что и все анонимные литургические отрывки, на основании языка, могут быть приурочены к какой-либо из указанных трех эпох 232 . Частнее, древнейшие из сохранившихся до нас литургических произведений самарян, по мнению Каулея, должно отнести к IV в. по Р. X. и именно ко времени Бабы-Раббы. По свидетельству самарянских хроник, Баба-Рабба открыл синагоги и ввел чтение закона. Эго должно было вызвать составление богослужебных гимнов и молитв. Самое древнее собрание этих гимнов и молитв представляет так называемый Дефтер („книга») 233 . В состав Дефтера входят главным образом произведения Марки и его отца Амрама Дары. Последние произведения носят название Дуррана („нить жемчуга») и по языку представляют сходство с самарянским таргумом. Марка и Дара пользовались у самарян славою самых знаменитых песнописцев, и впоследствии имена их употреблялись в нарицательном смысле, как название образцов, по которым составлялись литургические композиции. Третьим древним песнописцем является Нана, сын Марки. Произведения Марки, Дары и Наны, к которым были присоединены также древние анонимные молитвы, надписанные именами Моисея, Иисуса Навина и ангелов, составили основное ядро самарянского богослужения, их corpus liturgicum, из которого брались молитвы и гимны на разные случаи. От периода IV-XI вв. до нас не сохранилось ни одного литургического памятника: возможно, что в этот особенно тяжелый для самарян период они и не появлялись. В XI-XIII в. Дефтер был восполнен произведениями ед-Дустана (XI в.), Аб-Гелюги (XI в.), Абуль-Хазана Тирскаго (XI в.) и первосвященника Амрама (XIII в).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

На этих строках написаны следующие слова Корана: . «Ужели ты не обращал внимания на старейшин у сынов израилевых после Моисея, когда они сказали пророку своему: «Дай нам царя, и мы будем сражаться на пути Божием!» Он сказал: «Не может ли случиться, что вы, когда предписана будет война, не будете воевать?» Они сказали: «Почему же не воевать нам на пути Божием, когда мы и дети наши изгнаны из жилищ наших? Но когда было повеление им идти на войну, они отказались, кроме немногих из них. Бог знает законопреступников» 97 . «Бог слышал слова тех, которые говорили: «Бог беден, а мы богаты!» Мы запишем и эти слова их и также избиение ими пророков неповинно; Мы скажем: Вкушайте жгучую муку» 98 . «Не видел ли ты, что из тех, которым было сказано: «Остановите руки свои, совершайте молитву, давайте очистительную милостыню (зякят), а потом предписано было воевать, –некоторые, боясь этих людей такою же боязнью, какою боятся Бога или еще большею, сказали: Господи наш! Для чего Ты предписываешь войну? Что Тебе не дать бы нам отсрочки до близкого уже предела нашей жизни? Скажи: удовольствия здешней жизни малы: но будущая жизнь лучше для тех, кто благочестив: там вы не будете обижены и на толщину плевы на финиковой косточке» 99 . «Прочитай им повесть с верностью о двух сынах Адама: оба они принесли по жертве; но от одного из них она была принята, а от другого не была принята. Он (Каин) сказал: Я убью тебя! А он (Авель) сказал: Бог принимает только от благочестивых» 100 . «Помощь Божия, близкая победа!» 101 . «К Богу возвратятся все существа» 102 . Затем на знамени изображено изречение Мухаммеда: «Нет молодца, кроме Алия; нет меча, кроме зуль – фукара». Вокруг приведенных изречений, окаймленных черными линиями, на трех сторонах написаны слова Корана: «Истинно, Мы помогли тебе победить верною победою, для того, чтобы Бог простил тебе прежние и последующие грехи твои, выполнил над тобою любовь свою и вел тебя по прямому пути» 103 . На четвертой стороне прибавлено: «И чтобы Бог помог тебе крепкою помощью» 104 . На надгробных камнях мусульманского кладбища г. Касимова, относящихся к XII веку, мы видели следующие тексты Корана: «Действительно, Иисус пред Богом подобен Адаму, которого Он сотворил из земли и сказал к нему: Будь и он получил бытие» 105 . «...Ни одна душа не знает, в какой земле умрет она» 106 . «Все, что на ней (на земле) исчезнет; пребудет вечно только лице Господа вашего, Владыки славы и величия» 107 , и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Писание Ветхого и Нового Завета. Приведенный циркуляр был причиной того, что в Пруссии вопрос о школьной библии надолго сошел со сцены, и изданий ее не предпринималось в течение пятидесяти лет. Но в других местах Германии вопрос по-прежнему продолжал занимать всех, кто интересовался делом начального образования. В особенности это должно сказать о Саксонии, где с первой четверти настоящего столетия вышло несколько опытов сокращенной библии. Из этих опытов можно указать труды Энгеля («Дух Библии для школ и дома» 1824, Критца («Ветхий Завет в извлечениях») и Цоллера. Подобно отмеченным выше, и эти труды отличаются слишком свободным отношением к библии и настолько ее изменяют, что библия для детей является совершенно непохожей на полную библию. Например, библия Энгеля содержит библейскую историю Ветхого Завета (стр. 1–189), затем историю новозаветную и описание разрушения Иерусалима (190–372); далее следует отдел «библейское вдохновение в священных песнях» (песни Моисея Исх. 15 и Втор. 32–33 , Песнь Давида 2 Ц. 22, 23 и Пс. 18 ) и «библейское учение веры и нравственности». Последний отдел изложен частью словами библейских писателей, а частью словами самого Энгеля, при чем однако же предполагается заучивание тех и других наизусть. Подобно Энгелю и Цоллер сделал такие изменения и опущения в своей «детской библии», что в ней нельзя уже узнать библии, принимаемой церковью. В ней нет истории всемирного потопа, истории Лота, опущены евангельские сказания о чудесах Иисуса Христа и даже не имеется повествования о Рождестве Христовом! Несмотря на это, Цоллер называет свою книгу – «книгой введения для юношества, книгой обозрения, повторения и назидания для старших, книгой для чтения и обучения в школе, книгой для семейного круга». Движение в пользу школьной библии значительно оживляется в Германии с сороковых годов настоящего столетия. С этого времени в педагогических и богословских журналах начинает появляться множество статей, написанных для разъяснения и в защиту идеи школьной библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Во время таких бесед приходят в голову Шнуди странные желания, но он без смущения высказывает их, и Спаситель исполняет их. Вот, например, какой рассказ находим в рассматриваемом «житии». Случилось однажды, что авва Шнуди сидел на обломке камня, причем он и Господь – Христос беседовали между собой. Тогда пророк Шнуди сказал Господу: «я желал бы, чтоб на этом самом месте поплыла лодка». А Господь в ответ ему сказал: «я не огорчу тебя, мой Шнуди», и удалился. Спустя немного времени, силой божественного Творца, сухое место наполнилось водой, на глубокой воде появилась лодка, в которой находился сам Христос в образе главного матроса, и с ним ангелы в виде простых матросов. Затем Христос подплыл к Шнуди и сказал ему, и пр. (ibid. 15–16). Нередко Шнуди творил, по рассказу «жития», чудеса для наказания грешников. Один язычник, по имени Гезиос, позволял себе богохульства против Иисуса Христа. Шнуди, в наказание грешника, проклял его, сказав: «в аду твой язык да будет привязан к большому пальцу ноги». По смерти Гезиоса так и было, по свидетельству самого Шнуди (ibid. р. 48). Иногда Шнуди творил карательные чудеса, совершенно подобные чудесам Моисея. К Шнуди не редко приходил за благословением один не женатый священник. Однажды этот самый священник имел дерзость прийти к подвижнику с женщиной, с которой иерей вступил в непозволительную связь. Подвижник уличил его в дурном поведении, но священник отрицал такую связь с указанной женщиной, утверждая, что его связывает с нею лишь святая дружба. Тогда Шнуди ударил жезлом по земле, земля разверзлась и поглотила преступных. При этом, описатель замечает, что жезл подвижника, подобно жезлу Моисееву, творил многие чудеса (из арабской редакции). Спрашивается: много ли пользы может извлекать история, как наука, из таких фантастических рассказов, какими переполнены «жития» Шнуди? Нам кажется делом затруднительным извлечь полезные для истории сведения из фантастики коптов. Даже о жизни самого Шнуди нелегко составить себе понятие по коптским житиям его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010