22 – 23). Далее в той же главе замечается, что, по наступлении субботы, многие, не смотря на запрещение Моисея, вышли из лагеря собирать манну (ст. 27). – Защитники рассматриваемого нами взгляда обращают внимание на приведенные слова Моисея („вот, что сказал Господь“ и дал.), в которых видят первое установление субботы; затем, на факт недоумения старейшин по поводу слов Моисея („и пришли все начальники общества и донесли Моисею“) и, наконец, на нарушение субботнего покоя теми, которые вышли из лагеря для собрания манны. Ни того, ни другого, говорят, не могло бы быть, если бы священное значение седьмого дня было известно прежде того времени, о котором сообщается в XVI-й главе кн. Исход. – Но такого решительного вывода на основании указанной главы, по нашему мнению, делать нельзя. Слова Моисея, – „день покоя, суббота святая Господу завтра“, – если и могут быть понимаемы в смысле первого установления субботы теократической, то все таки не дают права заключать, что в пустыне Син и вообще впервые сделалось известным евреям священное значение седьмого дня. Недоумение же старейшин, можно думать, было вызвано повелением Моисея собирать „двойное“ количество манны (ст. 5. 22) и относится именно к этому повелению, а вовсе не показывает, чтобы вожди народа не знали значения субботы. Не доказывает этого и факт нарушения многими из народа субботнего покоя, так как известно, что и впоследствии, когда празднование субботы получило характер законный, суббота часто нарушалась, ( Чucл. XV, 32 – 36 ; Иез. ХХ, 10 – 22 ). Из указанного факта можно только выводить, что до Моисея суббота не была днем покоя в том смысле, в каком стала таковым после него, или что покой субботний соблюдался не всеми в одинаковой степени, – но не больше. Как то упоминание о субботе, которое делается в XVI-й главе кн. Исход, не дает права заключать, что до Моисея священное значение седьмого дня было неизвестно, – так и молчание о субботе кн. Бытия 184 не может служить в пользу рассматриваемого нами взгляда. Это должно сказать уже потому, что аргумент е silentio имеет вообще мало силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Когда Моисей прочитал все Пятокнижие, то вообразил себя таким ученым мужем, равного которому не было во всем мире: Но Бог всевышний смирил гордую мысль Моисея, указав ему на одного живущего при слиянии двух морей раба своего 434 , пред знанием которого познания Моисея были не более как капля воды. Этот неизвестный был пророк Хызр 435 ; Встретившись с ним, Моисей сказал: «Мир вам, Хызр!» Хызр отвечал: «И вам мир, пророк Божий!» Моисей спросил его, как он знает, что Моисей – пророк. Хызр отвечал, что его научил Бог всевышний и спросил, в свою очередь, зачем пришел Моисей. Этот отвечал: поучиться от тебя мудрости; Тогда Хызр сказал Моисею: «Бог всевышний даровал тебе Пятикнижие, беседовал с тобой; чему же ты научишься у меня?» «Так повелел Господь мой», – отвечал ему Моисей. Потом все трое отправились они к источнику взять забытые там припасы. Придя сюда, Моисей узнает, куда девались рыбы 436 . По молитве Хызра, рыбы снова вышли из источника и сделались опять жареными. Моисей с Иисусом Навином стали вкушать пищу, а Хызр начал совершать намаз 437 . После этого Моисей последовал за Хызром, с его позволения и под условием – не спрашивать прежде времени объяснения поступков Хызра (сравн. Коран. гл. 18, ст. 65–70). У Моисея действительно, не достало терпения сохранять молчание, когда Хызр, во 1-х, повредил судно, в котором они плыли; когда, во 2-х, Хызр умертвил без побудительной причины неизвестного ему юношу и когда, наконец, Хызр покрапил кровлю одного дома, угрожавшую падением (по Корану – стену, гл. 18 ст. 76). Хызр еще раз укорил Моисея за недостаток терпения и, после того, как они вкусили ниспосланную им от Бога пищу, Хызр объяснил Моисею свои поступки. Судно принадлежало двум беднякам, у которых были маленькие дети и Хызр разрушил его для того, чтобы оно не досталось царю, который захватывал чужие суда. Юноша впоследствии сделался бы вором и таким образом заразил бы нечестием отца своего и мать, которые были ревностные мусульмане. К тому же Хызр молил Бога даровать им взамен этого – другого, благочестивого сына. Крышу дома он поправил потому, что под ней сохранялось сокровище, принадлежавшее двум сиротам, жившим в том доме. Иначе его могли бы заметить и украсть. А сокровище это, между прочим, состояло из одного магическаго свитка, читая который можно было узнавать о приближении смерти, об аде и проч. 438 После того Хызр дал наставление Моисею, как вести себя впередь, и разлучились. Три дня путешествовал Моисей с Хызром и каждый день Моисей научался от него 10 премудростям. По другому рассказу, они путешествовали 18 дней и всех познаний, приобретенных Моисеем от Хызра, было 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Евсевий даже говорит, – в противоречии с тем, что сообщается у него под 222 годом после Авраама 151 , – что Моисей древнее самого Юпитера, которого Греция поместила в круг своих богов 152 . Обозначая точнее время жизни Моисея, Евсевий говорит далее, что законодатель еврейского народа был современником первого царя Аттики Кекропса и жил за 350 лет до Троянской войны 153 . Нужно заметить, что, доказывая древность Кекропса, наш Евсевий не стесняется отказывать в праве на истинность всем древним сказаниям, по которым, например, Кекропс почитал Юпитера богом и, следовательно, жил после Юпитера, что, очевидно, должно было противоречить и утверждению древности Моисея 154 . Верно ли предположение Евсевия о времени жизни Моисея, – об этом, по недостатку данных, трудно сказать что-нибудь решительное. Несомненно только, что мнение Евсевия о современности Моисея Кекропсу было еще в начале текущего столетия почти общим мнением, как это видно из следующих слов митроп. Филарета: «переселение Кекропса полагают около времени рождения Моисеева» 155 . Только происхождение сказания о Юпитере относится не к после Моисеевскому времени, к какому оно принадлежит, по мнению Евсевия, а ко времени Ноя 156 . Предание о том, что израильтяне пришли в Египет в царствование Гиксов, которое, как мы видели, сообщает Евсевию под 269 годом, принимается за истинное и лучшими новыми хронистами: Ленгеркэ, Эвальдом, Бунзеном, и другими. Но вообще судить о том, на сколько правильно представил хронологию Евсевий, весьма трудно 157 . В заключение нашего исследования о хронике Евсевия, мы считаем нужным сказать еще об источниках, какими пользовался Евсевий при составлении своей хроники. У Евсевия, как можно заключать из самой хроники, были под руками многие сочинения языческих, иудейских и христианских историков. Так из книги Александра Полигистора он приводить рассказ о построении Вавилонской башни, о потопе, о царе Сеннахериме и Навуходоносоре 158 . Пользовался Евсевий кроме того историей халдейца Бероза, в сказании коего о Ксисутросе, спасшемся от потопа, Евсевий усматривает несколько видоизмененное библейское сказаше о Ное 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

– На бога надейся, а сам… – Да и сам-то я тоже божий. Господь милостивый, неужели он допустит погибнуть такому народу? Неужели он не поможет найтись такому начальству, чтобы поближе к народу стояло и не хапало. – Вам бы в Думу надо, Моисей Сазоныч! – В Думу… это хорошо. Надо бы с Петром Петровичем поговорить (земский начальник), он предлагает. Мужики-то зря галдят. А земский приедет и предлагает: «Я, с своей стороны, хошь Моисея Сазоныча желаю». А я тоже не плошаю, старшине суну, писарю суну, мужикам вина посулю. Ну, мужики и опять галдят: «А нам-то что, мы хотя и Моисея выберем…» Надо бы с Петром Петровичем. Вышли мы после этого разговора на улицу, и я опять не узнал Моисея Сазоныча, – опять он пополнел, опять он будто шубу надел. И даже страшно стало: ездишь так, ездишь, смотришь, смотришь и, может быть, ничего не видишь, – одни только шубы. На другой день, ранним утром, я выехал в имение Дубовый Дол посмотреть на хозяйство новых собственников. Дубовый дол Ранним утром еду я по «большаку», по широкой нашей, большой дороге, посмотреть, как хозяйничают мужики в старинном барском имении Дубовый Дол. Прохладно: утренник побелил зеленя, грачи по шею спрятались в рожь, только головы видны. Впереди мужики всей деревней высыпали на дорогу. – Чегой-то мужики взгомозились? – удивляется мой кучер. Мужики собрались в кучу, как, бывает, собирается толпа в городке при несчастном случае на улице. – Чего вы собрались? – спрашиваю я, подъехав к ним. – Чего мы собрались? Да вот поглядеть диковину: безлошадные приехали. – Автомобиль! – изумляюсь я. – Настоящий автомобиль заехал в наши края! Запыхтел, вырвался из толпы мужиков и умчался по большаку. – Окоротитесь! – рассказывают мужики. – Они и окорачиваются. Спрашиваем: «Откуда вы, почтенные господа?» – «Издалеча, – отвечают, – из теплых стран; у вас тут мороз лежит, а у нас картошка во какая, в локоть». Где бы этим местам быть? «Где бы этим местам быть? – повторяю я про себя. – Где эта волшебная страна? Где в мае картошка в локоть бывает? Где безлошадные люди мчатся со скоростью курьерского поезда?»

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

Впрочем, Евсевий дозволяет себе иногда некоторые вольности в счислении лет правления разных царей, напр. ассирийских. В одном случае он вовсе не упоминает о четырех царях, так как ему хотелось некоторых двух лиц представить современниками 146 , убавляет годы царствования иудейских царей 147 , говорит, что юбилей получил свое начало еще при первом человеке 148 и под. Первая часть хроники Евсевия, которая, по справедливости, может быть названа ковром, сотканным из истории разных царств и народов, переведенная с сирского языка, имела значение материала для второй. В этой второй части, известной под именем хронологических канонов, содержатся сравнительные хронологические таблицы разных царств с отметками некоторых замечательных событий. В этих отметках сообщаются сведения о греческих богах и героях, о построении городов, о философах, поэтах и вообще о всем наиболее достопримечательном, по мнению Евсевия. Предисловие к этой части главным образом посвящено доказательству древности Моисея. Доказать эту древность Евсевия побуждало то обстоятельство, что язычники часто упрекали христиан в том, что они исповедуют новую и, следовательно, с точки зрения римлян, недозволенную религию. Если теперь удалось бы кому-нибудь доказать особенную древность Моисея, то, думал Евсевий, тем самым несколько ослабилась бы и сила упрека язычников, потому что Моисей и на самом деле был законодателем истинного Богопочтения, да и в мнении язычников христиане почти вовсе не отличалась от Иудеев 149 . Как же далеко отводит Евсевий жизнь великого законодателя еврейского народа? До Евсевия, Флавий, Иуст, Климент александрийский , Африкан и Татиан относили время жизни Моисея к самой древней эпох существования человеческого рода, именно считали его современником аргосского царя Инаха. Наш Евсевий не согласен с таким мненим; по его словам, во времена Инаха жиль патриарх Иаков, а время жизни Моисея падает на более позднюю эпоху, именно он вывел евреев из Египта спустя 340 лет после Инаха. Однако, прибавляет Евсевий, он все-таки старше всех тех, которых греки считают древнейшими, – он древнее Гомера и Гезиода, Геркулеса, Музея, Лина, Хирона, Орфея, Кастора, Поллукса, Эскулапа, Либера, Меркурия, Аполлона, и остальных богов и прорицателей языческих 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Всех израильтян было 240,000 человек. Имущество египтян, по молитве Моисея, превратилось в камень. На утро Фараон собрал 300 000 конницы и погнался за израильтяяами. На 4-й день по выходу из Египта израильтяне увидели Фараона и ужаснулись было, но Моисей ободрил их, ударил жезлом по морю, и оно расступилось на 12 дорог, по которым прошли 12 колен Израиля. Когда Фараон увидел это, то устрашился и не хотел более преследовать Моисея. Бог всевышний послал тотчас же Гавриила в человеческом образе. Гавриил сел, по повелению Божию, верхом на кобылицу и проехал на ней перед Фараоном и въехал в море. Фараон был также верхом на лошади противного пола, которая, увидя лошадь Гавриила, стремительно последовала за последнею, так что Фараон никак не мог остановить свою лошадь. За Фараоном въехали и его войска…, Моисей, выйдя из моря, снова ударил по нему жезлом, и море снова приняло прежний свой вид и потопило Египтян, Фараон как-то оставался еще на поверхности воды. Тогда Гавриил замазал ему грязью рот и проговорил с иронией: «Теперь вот ты примешь веру; ты все говорил: «Я, я – Бог», и погубил таким образом невинных людей. « После этого потонул Фараон. 426 У Моисея был глупый сын, Самрай, Он взял себе ту грязь, на которой был след от ног кобылицы Гавриила, сделал из этой грязи тельца и научил амаликитян поклоняться ему. Телец этот мог издавать голос. Когда узнали об этом израильтяне, то и они стали просить у Моисея бога говорящего 427 . Моисей вошел на Синай, говорил там с Аллахом, который повелел сказать народу следующее: несколько потомков ваших будут пророками, несколько – учеными, несколько – царями. А теперь пусть они идут, если хотят, воевать с амаликитянами. Израильтяне послали туда 12 лазутчиков, по одному из каждого колена. Их поймали в саду, но отпустили, потому что сочли за людей совершенно безвредных. Амаликитяне были народ весьма рослый и весьма сильный: 300 локтей высота их и 17 локтей ширина плеч 428 . Все в их земле имело громадные размеры. Когда дали израильским посланным одну ягоду винограда, то только двое могли нести её и не иначе, как проколов ее насквозь древком, концы которого соглядатаи положили себе на плечи. Возвратившись к своему стану, посланные рассказали своим женам о всем виденном. От жен их узнали все израильтяне. Страх объял всех и израильтяне не решились идти войною на амаликитян, хотя Моисей пообещал успех. За такое упорство Бог всевышний наказал израильтян 40-летним странствованием, во время которого они питались манною и видели много других чудес 429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Дай ее мне и исполни просьбу мою, согласно законам Вечного, да будет Он благословен, и служителя Его Моисея, сына Амрамова, да будет мир на нем!“ Отец девицы или опекун отвечает жениху следующее: „я даю ее тебе, и я принял твою просьбу по законам Вечного, – да будет Он благословен, и служителя Его Моисея, сына Амрамова, – да будет мир на нем!“ После этого отец девицы берет вено от жениха и кладет свою руку в его руку, а священник полагает свою руку на их руки и в присутствии собравшихся лиц говорит следующее: „Сей есть завет Авраама, Исаака и Иакова, да будет мир на них! Да будет полный союз, согласно святому учению, по законам Вечного, – да будет Он препрославлен, – и служителя Его Моисея, сына Амрамова, да будет мир на нем! Да будет хвален Всеправедный, да будет хвален Всесвятой!» После этого он читает стихи из Свящ. Писания: Втор. 32:3–4 ; Быт. 2:18–24 ; Втор. 6:24–25; 33 (и произносит слова) „Да будет хвален Бог, который дал нам (закон)! Хвален наш Бог во веки и хвально имя Его во веки“. Присутствующие поют песнь, которая известна в общине самарян. Они восклицают громким голосом и говорят: „нет Бога, кроме единого! нет Бога, кроме единого! нет Бога, кроме единого! Господь – Бог человеколюбивый и истинный!» ( Исх. 34:6 ). После этого священник говорит: „Благословен Ты, Господи, Боже наш» и благословляет жениха, его невесту и лиц, которые присутствуют, а также жениха и его родственников. Затем жених или его отец предлагает собравшимся сласти для еды и питья, и они прославляют Господа, да будет Он благословен. После того каждый уходит в свой дом. Когда жених пожелает войти к своей невесте, он устраивает пир, – по своим средствам с великой радостью, – который может продолжаться семь дней. Священник составляет для них на свящ. еврейском языке документ (sepher), называющийся брачным документом». 1126 Wreschner, S. VII, XV. Вопрос о заимствовании самарянами некоторых пунктов у сирийцев, Врешнер оставляет открытым, допуская, что могло быть и наоборот. 1128 Les Evangelies 1, р.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Спросим еще мухаммедан, в чем видят они сходство Моисея с Мухаммедом? Не думаем, чтобы можно было найти какие-нибудь сходные черты между этими двумя мужами, кроме разве того, что и Моисей и Мухаммед были люди. Но такое сходство ничего не доказывает. Наконец, если мы обратимся к самим евреям, то и тут увидим, что мухаммедане неправильно толкуют выражение Моисея. В мухаммеданских преданиях есть сказание, из которого видно, что Мухаммед, когда вступал беглецом в Медину, то хотел выдать ссбя перед иудейским населением города за Мессию. В Коране говорится, что, когда ниспослана была книга (Коран), иудеи отказались верить ей. Раньше они просили у Бога победы над неверующими, но когда он (Мухаммед) пришел, они отказались от него, хотя и знали его 620 . Это, по мухаммеданскому толкованию, означает, что иудеи находили в Законе предсказание о Мухаммеде. Они просили Бога, чтобы Он послал им Мухаммеда, под предводительством которого они могли бы победить арабов. Но когда он пришел, они отказались от него, потому что он был не израильского происхождения 621 . Таким образом, мухаммеданское предание, вместе со всеми выше приведенными рассуждениями нашими, окончательно уничтожает мухаммеданское понимание пророчества Моисея о будущем пророке. Ни здравый смысл,ни иудейское понимание пророчества Моисеева не потверждают мухаммеданского мнения, тогда как на стороне христианского понимания – и здравый смысл и общее древне-еврейское мнение. Так рушатся и другие неосновательные претензии мухаммедан – найти в Библии, в пророчествах древних сврейских пророках, предсказания о Мухаммеде. К этому пока прибавим, что самое это стремление мухаммедан ставит их в противоречие с самими собою в вопросе о священных книгах. Но если Мухаммед не предсказал в писаниях древних пророков Божиих, может быть, он сам доказал своё пророческое достоинство предсказаниями о будущих событиях? И это предположение не находит себе подтверждения в истории. Не вдаваясь в подробные рассуждения о пророчествах Мухаммеда, скажем, что в Коране Мухаммед сам сознается о себе, как о таком посланнике, которому не было дано знать будущего. Когда неверующие проповеди Мухаммеда возражали против божественного происхождения Корана, мнимый пророк нашелся сказать только: «Не знаю, что (Бог) сделает со мною и с вами, я следую только тому, что мне открыто; я только предостерегатель явный» 622 . Если же Мухаммед не знал будущего, то он не имеет одного из самых существенных свойств истинного пророка, а мы выше старались показать, что он лишен и всех остальных свойств, необходимо присущих истинным пророкам Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

И философы, подобно поэтам, утверждали и единство Бога, и превосходство Его над материей. Филолай, Лисий и Олимп – пифагорейцы называют Бога то невыразимым числом, то „избытком большаго из чисел (10) пред ближайшим (9)», т. е. Единицей. Платон признает единого и вечного Бога и, если иногда и говорит о других богах, то признает их сотворенными. – Аристотель тоже учит о Едином Боге. Стоики, хотя допускают много наименований Божества, но в сущности признают Единое (πρ τεχνικν). Все упомянутые поэты и философы не считались безбожниками, и никто не думал и не думает запретить им мыслить о Божестве так, как кто считает наиболее согласным с разумом. Почему же христиан, высказывающих мысль о единстве и о превосходстве Бога над материей, признают безбожниками? Почему не дозволяют им мыслить о Боге свободно, на правах поэтов и философов? Христиане имеют даже больше прав на свободное исповедание своего учения, чем поэты и философы. Те руководились в своих исследованиях о Божестве исключительно лишь разумом, пользуясь каждый своим методом познания и своей особой точкой зрения. Поэтому, они ничем не были обеспечены от ошибок. Христиане, не отвергая разумных философских доводов, опираются в своем богопознании главным образом на Откровении, на свидетельствах пророков. Их учение имеет, таким образом, религиозный характер 101 ). Апологет предлагает вниманию просвещенных императоров свое строго-логически развитое доказательство единства Божия и потом приводит несколько свидетельств пророков. „Господь Бог наш, – никто не сравнится с Ним» ( Исх. ХХ, 2–3 ). „Я Бог первый и последний и, кроме Меня, нет Бога» (Исаии XLIV, 6) и друг. 102 ). Чтобы уяснить смысл апологетического приема Афинагора – доказывать пред языческими императорами христианскую истину ссылкой на писания пророков, – нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, нужно помнить, что Афинагор писал императору-стоику, М. Аврелию, который, как и все стоики, придавал большое значение чрезвычайным откровениям Божества 103 ). Во-вторых, известно, что во втором столетии иудейство было распространено повсюду и имело прозелитов во всех классах римского общества. На широкое распространение иудейства жалуются Плутарх и Цельс 104 ). Неудивительно, что вместе с иудейством распространялись повсюду и книги Свящ. Писания Ветхого Завета. При всеобщем в то время эклектическом направлении философии, даже философы могли читать писания Моисея и пророков. Афинагор, по крайней мере, думает, что эти писания известны императорам-философам. „Думаю, что и вам, любознательнейшим и ученейшим, небезъизвестны писания Моисея, Исаии и Иеремии» 105 ). Таким образом, писания Ветхого Завета и для язычников-императоров могли служить некоторым авторитетом; и свидетельства Моисея, Исаии и Иеремии за монотеизм могли, поэтому, иметь силу и для язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

В рассказе о смерти Моисея Марка, примыкая к библейскому тексту, излагает то, что сделал великий пророк в последние часы перед своею смертью . Автор сообщает, что после того как Бог дал повеление Моисею взойти на гору Нево и приготовиться к смерти, пришли в трепет все существа. Они обратились к Богу с ходатайством о продлении жизни Моисея. Сам Моисей в молитве к Богу выражает скорбь о том, что народ его останется без вождя. После этого он призывает к себе священников и народ. Ввиду предстоящей смерти Моисей еще раз повторяет собравшемуся народу весь закон, затем предсказывает имеющий некогда наступит конец „времени милости» и отпадение народа от данного учения, заклинает народ помнить о своей славе, не забывать божественных законов и преподает благословение всем коленам. После этого излагаются особенные увещания, с которыми обратился Моисей к Елеазару, Ифамару, Финеесу, Иисусу, Левиину колену, князьям, судьям, учителям закона и своим сыновьям. Окончив свои последние наставления, Моисей покинул свою палатку и отправился на гору Нево. При подошве горы он простился с Иисусом и народом. Затем он поднялся на вершину горы, где нашел ожидающие его сонмы ангелов. Моисей окинул взором обетованную землю и поклонился Гаризиму. После этого на него нашел сон смерти, и он был погребен в пещере. Когда облако скрыло Моисея от глаз народа, последний предался глубокой скорби. В то же время вода, небо, земля, огонь, облако, все силы стали возвещать славу человека Божия. В заключение автор призывает к тому, чтобы великий муж Моисей и другие выдающееся мужи Израиля никогда не исчезли из памяти народа. Содержание последней части труда Марки заключается в следующем. Шестая книга начинается рассуждением о величии Божием, соединенным с призывом познавать это величие. Как на пример, достойный подражания, автор в этом случай указывает на патриархов (Адама, Авеля, Еноса и др.), которые познавали Бога, следовали Его велениям и потому получили от Него различные милости. Наоборот, те, которые уклонялись от познания Бога, были им наказаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010