Преподобный Макарий (в миру – Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 года и происходил из дворян Орловской губернии. В 22 года Михаил Николаевич поступил в Площанскую пустынь, где был пострижен в рясофор с именем Мелхиседек, а при постриге в мантию в 1815 году был наречен в честь преподобного Макария Египетского . В 1834 году отец Макарий поступил в скит Оптиной пустыни, где стал сподвижником и сотрудником старца Льва в деле возрождения старчества, а после кончины своего учителя – преемником его по старческому служению. Преподобный Макарий исполнял должность начальника скита. Он руководил изданием святоотеческих трудов, что объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Сохранилось множество писем преподобного Макария к монашествующим и мирянам, в которых он учит, прежде всего, смирению. Скончался иеросхимонах Макарий 7 сентября 1860 года. Преподобный Амвросий – ученик преподобных Льва и Макария. Преподобный Амвросий первым из Оптинских старцев был прославлен в лике святых в год тысячелетия Крещения Руси. Житие преподобного Амвросия помещено на с. 67. Преподобный Моисей (в миру – Тимофей Иванович Путилов) родился 15 января 1782 года в Борисоглебске Ярославской губернии и был старшим сыном серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны. В 22 года Тимофей с братом Ионой, который впоследствии стал игуменом Саровской пустыни, поступил в Саровский монастырь, где в то время жил преподобный Серафим. Из Сарова он перешел в брянские леса, где обитали иноки, ищущие уединенной безмолвной жизни. Там он был пострижен в монашество с именем в честь преподобного Моисея Мурина. В 1822 году отец Моисей был вызван из брянских лесов епископом Калужским Филаретом (Амфитеатровым) для устройства при Оптиной пустыни уединенного скита. Тридцать семь лет схиархимандрит Моисей исполнял должность настоятеля обители. Оптина пустынь обязана ему как внешним благоукрашением и устройством, так и внутренним благочинием. Преподобный Моисей пригласил отца Леонида (старца Льва) поселиться в Оптиной пустыни и защищал его от несправедливых гонений и клеветы. Отец Моисей был очень нищелюбив. Он покупал даже ненужные вещи, чтобы помочь нуждающемуся продавцу. Скончался схиархимандрит Моисей 16 июня 1862 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С приложением избранных поучений его. Сергиев Посад, 1908. Ераст [Вытропский], иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губ.)//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. Ефрем (Кицай), епископ. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , его жизнь и пастырское служение. Киев, 1999. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова . М., 2002. Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство. Мученичество в жизни Церкви. Оптина Пустынь, 2003. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910. (См. жизнеописания преподобных Оптинских старцев и подвижников благочестия по датам их памяти.) Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Макария/Сост. архим. Леонид (Кавелин) . Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Никона/Сост. М. С. Добромыслова. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . 1805–1873. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного схиархимандрита Моисея Путилова. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные старцы Оптинские). Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795–1865. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сведения о детских годах преподобного Льва до нас не дошли. Жизнеописание сообщает, что старец был «из простых», из семьи небогатой, но, как часто водилось в те времена, способные и смышленые подростки ради заработка поступали на жалованье в приказчики к купцам и дальнейшая их жизнь целиком зависела от их собственного трудолюбия, расторопности и честности. Все эти качества молодому приказчику были присущи – он многие годы пользовался заслуженным доверием и личной симпатией купца Сокольникова, возлагавшего на Льва Даниловича большие надежды и мечтавшего видеть его своим зятем. Таким образом, юношеские годы будущего старца прошли в той же состоятельной купеческой среде, что и юность преподобного Серафима Саровского , преподобных Моисея и Антония (Путиловых) и многих других русских подвижников. По замечанию историка И. К. Смолича , «воспитывавшиеся в атмосфере мирской деловитости, свойственной их предкам в нескольких поколениях», они вполне могли основательно обустроить свою земную жизнь и провести ее в достатке и неге... Но насколько сильна была в русском купечестве практическая смекалка, настолько и силен однажды овладевший сердцем дух благочестия... Лев Данилович раскрывается на страницах Жития как натура живая, энергичная, способная глубоко чувствовать и неподдельно интересоваться окружающей действительностью – все эти навыки впоследствии мы увидим и в знаменитом на всю Россию старце. В Житии есть примеры того, как по-разному старец Лев мог оказать свою помощь нуждающимся в ней – подчас это был практический совет человека с большим багажом житейского опыта и смекалкой. Начинал свой иноческий путь старец с той решимостью, с какой он когда-то схватил за глотку огромного волка, вцепившегося ему в ногу, словно усвоил сразу и навсегда: этот волк будет преследовать его до последнего вздоха. О такой благословенной решимости говорил в свое время преподобный Серафим, считая ее той движущей силой, которая единственно требуется от человека в деле спасения. Отец Лев отрекался своей воли, забывал усталость и с готовностью исполнял самые нелегкие монастырские послушания. Оптина была его первым выбором, первой обителью, где он, по собственному признанию, «оставил все свое здоровье». Последовавший затем уход в Белобережскую пустынь был обусловлен вовсе не поиском более легкого места, но необходимостью в наставнике – именно в Белых Берегах Лев встретит угодника Божия отца Василия (Кишкина), а затем и старца Феодора (Перехватова), ученика великого молдавского старца Паисия (Величковского) . Оптина же времен строителя Авраамия, едва оправившаяся от многолетнего, если не от многовекового, запустения и скудости, не могла еще дать молодому подвижнику тех духовных основ, в которых интуитивно он ощущал острую необходимость...

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Схиигумен Антоний (Путилов), 1795–1865. Дни памяти: 7/20 августа (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей) «А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинския средства и самую жизнь сокращает». Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». Иеросхимонах Иларион (Пономарев), 1805–1873. Дни памяти: 18 сентября/1 окт. (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда надо продолжить молитву». Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) , 1812–1891. Дни памяти: 10/23 октября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки». Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, в служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Является прообразом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Писатель трижды виделся с преподобным.

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Другие хотя и знали это, но не могли подвигнуть его оставить любимое свое молчание, и только изредка, по просьбе немногих лиц, соглашался он объяснить то или другое неудобопонятное место из Священного Писания или побеседовать о чем-либо духовном, и тогда все заслушивались мудрых его слов. Однажды особенный случай заставил отца архимандрита сделать некоторым лицам в обители наставление в присутствии отца Макария. Из уст старца-настоятеля так и полились речи, исполненные мудрости и силы духовной. Все с изумлением слушали его, изумляясь и тому, как он говорит, и еще более тому, как он всегда молчит, имея такие дарования. По духовной своей мудрости он самым настоятельством своим пользовался не для того, чтобы выставлять себя, а более скрываться внутри себя: ни малейше не завидовал старцам в их духовной деятельности и ее плодах, но со смиренною мыслью оставлял себе только настоятельские труды и попечения» 64 . Старец Леонид, а потом и Макарий появились в Оптиной не без участия отца Моисея. «Не будь настоятель муж поистине духовный, – пишет отец Ювеналий, – не содействуй он введению старчества, оно не могло бы утвердиться в обители. Отец Моисей с любовию принял старцев и водворил их в своей обители. Он лучше других понимал высокое значение и силу их благотворной деятельности, и, судя обо всем не по человеческим толкам и понятиям, а с духовной точки зрения, он с редким доброжелательством и беспристрастием содействовал трудам старцев всеми зависевшими от него мерами: без их совета не определял и не постригал никого... сам во многом советовался со старцами касательно внутреннего благоустройства обители и избрал отца Леонида своим духовником» 65 . В обители нашлись иноки, которые не только не понимали старчества, но считали его даже «ересью» и писали жалобы и в Калугу, и в Петербург, отчего отец Моисей имел много неприятностей. «Таким образом, – пишет отец Ювеналий, – старчество было насаждено в Оптиной пустыни. Политое слезами духовно мудрого настоятеля и его благих помощников, возделанное их сердечными воздыханиями, скорбями и молитвами, оно возросло и укрепилось, а потом принесло и добрый плод – благоустройство обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце жизни Г. принял схиму. Похоронен в Боголюбивой обители, над его могилой поставлена каменная часовня. После 1917 г. мон-рь был полностью разрушен, останки, вероятно, утрачены. Сохранилось неск. уникальных натурных изображений оптинских старцев работы Г.: портрет прп. Макария (Иванова) 1854 г. (РГБ) с дарственным автографом художника на обороте («Сей портрет почтеннейшаго Старца иеромонаха Макария, писанный 1854го года ноября 28го дня усердствую я многогрешный иером. Гавриил на память достопочтеннейшему батюшке - отцу игумену Антонию»); портрет прп. Антония (Путилова) 1854 г. (ЦАК МДА) с аналогичной надписью («Портрет почтеннейшаго старца игумена Антония писан 1854го года декабр[...] грешным иеромонахом ски[т]ским Гавриилом»); портрет прп. Моисея (Путилова) 1855 г. (ЦАК МДА; автограф: «С натуры писал скитский иеромонах Гавриил 1855го года февраля 25-го»). К произведениям Г. близки по живописному исполнению и технологическим особенностям созданные в сер. XIX в. портреты прп. Льва (Наголкина) (РГБ) и прп. Макария (Иванова) из собрания музея Данилова мон-ря, 2 изображения иеросхим. Иоанна (Малиновского) (РГБ). Портрет свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, кон. 40-х - нач. 50-х гг. XIX в. (ГМЗРК), согласно владельческой надписи, тоже выполнен «с натуры известным иеромонахом Оптиной пустыни Гавриилом», но по иконографии воспроизводит др. известные изображения святителя. Свящ. А. Щёголеву принадлежала Калужская икона Божией Матери, написанная Г. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 418 об.- 419, 1020 об.- 1022, 1090 об.- 1091; Ф. 214. Опт. 360. Л. 51 об., 63, 83 об., 102, 110, 128, 129 об.- 130, 185 об., 208; Опт. 361. Л. 54, 94, 126, 260. Лит.: Об открытии жен., в с. Петропавловском, Мосальского у., общины, под названием «Казанской Боголюбивой»//Калужские ЕВ. 1868. 23. С. 224-228; Новооткрытый в Калужской епархии жен. Казанский Боголюбивый общежит. мон-рь//Там же. 1893. 4. С. 119-127; ЖПодв. Нояб. С. 417-458; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца Макария. М., 1997. С. 205, 338; Зеленина Я. Э. Живописец Оптиной пустыни: Портреты Оптинских старцев работы иеросхим. Гавриила (Спасского)//Светильник. М., 2002. Нояб./дек. С. 49-55.

http://pravenc.ru/text/161313.html

«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения», — говорил преподобный Макарий. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Прп. Моисей (Путилов) Преподобный Моисей явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Преподобный Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами — все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, так же как преподобные старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. За время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды» , — говорил он. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Прп. Антоний Оптинский Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, преподобный Антоний через всю жизнь терпеливо и мужественно нес крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова…. В двух строчках напоминал о том, как важно для христианина доверие к Богу и молитвенное к Нему обращение отец Антоний:  «Кто крепко на Бога уповает, т ому Бог во всем помогает». Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Отец Моисей и здесь нашёл себе занятие, связанное с любимыми духовными книгами: он переписывал полууставом Священные Писания. Из благоговения делал это стоя. Часто подстерегали пустынников опасности: целую зиму кругом выли волки, расхищали огород медведи, однажды напали на них разбойники, иногда придиралась полиция. Но страшнее всего были бури, ломавшие столетние деревья. Одно такое дерево чуть не раздавило келью отца Моисея. Игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря Антоний (Путилов) и игумен Оптиной Пустыни Моисей (Путилов)      В 1816 году к нему приехал подросший младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года испытания Александра постригли в монахи с именем Антония и поручили руководству старшего брата, отца Моисея, к которому отец Антоний и сохранял послушание всю жизнь. Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, он приобрёл сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений. Из его дневниковых записей в то время можно судить о его духовной высоте: «…блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». Господь силен устроить любые внешние обстоятельства для своих избранников, нет сомнений, что в подходящее время Он приведёт ищущего спасения человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Так и случилось с преподобным Моисеем. Когда он созрел для духовного руководства, Господь переменил обстоятельства его жизни и призвал его на высшее служение, вручив ему пастырство и настоятельство. Произошло это следующим образом. В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной Пустыни, и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.

http://pravoslavie.ru/71848.html

Отец преподобных Моисея и Антония, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты и часто посещал храм Божий, пел на клиросе, был очень умён и начитан, особенно любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Работал отец сборщиком налогов у хозяина-откупщика, и честность его была так очевидна, что хозяева в течение нескольких лет повысили ему плату от двухсот до тысячи двухсот рублей в год после того, когда Иван Григорьевич обзавёлся семьёй. Мать преподобных Моисея и Антония, Анна Ивановна, была благочестива, милостива к нищим и беднякам, смиренна, усердна к молитве. Дети её вспоминали, как часто их мать по ночам молилась Богу. С семилетнего возраста она почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон, старец маститых лет. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Когда она приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. Когда Анна Ивановна спрашивала: «Где же сокровище? Ибо у вас в келье нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Лишь много лет спустя она поняла, что старец предугадывал её счастливую семейную жизнь и то, что три её сына будут в монашеском чине настоятелями и наставниками. И действительно, все сыновья стали священнослужителями и после смерти отца, на его простом мраморном памятнике, у алтаря церкви Всех Святых, написали, что памятник сей воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Мать преподобного Илариона, Евфимия Никифоровна, женщина достопочтенная и богобоязненная, воспитавшая четырёх сыновей, дважды брала отрока Родиона, будущего старца, в паломничество к святыням Киево-Печерской Лавры. Александр, будущий преподобный Амвросий, родился в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед был священником, а отец, Михаил Фёдорович, – пономарём. Перед рождением ребёнка к деду-священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Родители, воспитывавшие восьмерых детей, отдали Александра учиться сначала в духовное училище, а затем в семинарию.

http://pravoslavie.ru/56923.html

     Паломники встречали в Оптиной радушный прием: для них были построены новые гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями). Из хозяйственных заведений появились два конных двора с братскими кельями, скотный двор, мельница, кирпичный и черепичный заводы. Почти в два раза расширились земельные владения обители. На земле, высочайше дарованной монастырю в 1853 году, был устроен хутор для сбора сена и рыбной ловли. Все эти обширные преобразования и постройки начинались фактически без денег. Настоятель, веря в Промысл Божий, мог предпринять строительство нового корпуса, имея всего каких-нибудь 15 рублей, но средства со временем появлялись и строительство шло. Когда отец Моисей принял в свое управление обитель, то отца Антония владыка Филарет утвердил скитоначальником. Ему было всего тридцать лет, и в его подчинении оказались многие иноки, старше возрастом и занимающие более высокие ступени в монашестве. Но он, несмотря на молодые годы, умел обходиться со всеми так, чтобы никого не задеть. Кроме того, сам он являл убедительный пример послушания, во всем повинуясь настоятелю. Главное внимание и игумен, и скитоначальник уделяли обустройству духовной жизни обители. При содействии отца Моисея в 1829 году в скиту поселился старец Лев (Наголкин), а следом за ним и его ученик отец Макарий (Иванов). И игумен Моисей, и отец Антоний духовное руководство обителью и скитом передали старцам, да и сами вверили себя их попечению. Так, личным примером, они воссоздавали в Оптиной забытую традицию, которая была с древности основой иноческой жизни. Старая братия, не знакомая с этим установлением, выражала недовольство, воспринимая правила послушания старцу, откровения помыслов как некое «новомодное учение». На настоятеля и старцев сыпались доносы и жалобы. Особенно трудным был период с 1835 по 1851 год, когда Калужской кафедрой управлял епископ Николай (Соколов). Владыка вмешивался не только в хозяйственные дела. Он всячески препятствовал деятельности старцев, а настоятель был лишен права по своему усмотрению постригать иноков и назначать их на различные должности. Преуспевших в духовной жизни монахов по распоряжению владыки переводили в другие обители. Так в 1839 году скитоначальник отец Антоний был отправлен на должность настоятеля Малоярославецкого монастыря и смог вернуться в Оптину только в 1853 году. Отец Моисей выдержал это многолетнее испытание, видя в нем Божественный Промысл, направляющий его на борьбу с собственными страстями.

http://pravoslavie.ru/118203.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010