Антоний Великий (ок. 251 – 356), преподобный, авва, основатель отшельнического монашества. – 87. Антоний (Путилов) Оптинский (09.03.1795 – 07.08.1865), преподобный, младший брат прп. Моисея Оптинского. С 1839 настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря. В 1853 по ходатайству свт. Филарета (Дроздова) прп. Антоний был уволен на покой, вернулся в Оптину пустынь. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. – 54, 56, 78, 81, 123, 132, 133, 136, 142–144, 150, 162, 165, 170, 174, 188, 190, 196, 198. Аргиропуло Эмануил Яковлевич, первый драгоман (переводчик с дипломатическими функциями) российского посольства в Константинополе. – 200. Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813 (01.10.1820?) – 18.05.1879). В переписке упоминается как Аскоческий. Поэт, журналист, писатель, историк. В 1856 опубликовал книгу «Киев с древнейшим его училищем академиею». С середины 1858 по 1877 издавал еженедельную газету «Домашняя беседа». В 1858 опубликовал роман «Асмодей нашего времени». – 139, 140, 190. Афанасия (Глебова), монахиня. В миру Александра Николаевна Глебова, родная племянница прп. Макария, пострижена в монашество в 23 года; казначея севского Свято-Троицкого женского монастыря. – 135,145, 146. Бажанов Василий Борисович (07.03.1800 – 31.07.1883), протоиерей, духовник императоров Николая 1, Александра 2, Александра 3; протопресвитер придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора; член Св. Синода с 03.04.1849. С 13.10.1858 – главный священник гвардии и гренадер. – 141. Баранов Павел Трофимович (30.12.1814 – 15.04.1864), граф, генерал-майор свиты его императорского величества. С 29.10.1857 по 14.10.1862 тверской гражданский губернатор и военный губернатор Твери. – 108. Барков Николай Акимович, статский советник, до марта 1859 г. служил в Лесном департаменте; член общего присутствия хозяйственного управления при Св. Синоде. Автор статьи «Современные идеи православны ли?». – 184, 187, 195, 196, 198. Бурачек Степан Анисимович (12.01.1800 – 26.12.1876), генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, русский кораблестроитель, русский писатель, литературный критик. Занимался проектированием и строительством морских судов, преподавательской деятельностью. С 1840 по 1845 издавал журнал «Маяк современного просвещения и образованности». – 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В жизни оптинской общины не ощущалось никакого принуждения, никакого сковывающего контроля: дисциплина, основанная на доверии, осуществлялась непосредственно сама собой. Во всем ощущалось присутствие старцев, живших в безмолвии скита среди леса: оно создавало в жизни монастыря ту особую атмосферу сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала прибывавших в Оптину паломников. Маленькая лесная дорожка вела от монастыря к скиту. Внешний вид его довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. Отец Моисей, настоятель Оптиной Вряд ли можно говорить об оптинских старцах, не упомянув в нескольких словах архимандрита Моисея- " обновителя» монастыря, основателя скита, примерного настоятеля, под управлением которого укоренилось в Оптиной старчество. Настоятель, отец архимандрит Моисей, собственно говоря, не был старцем, но именно он предварил начало великого поколения старцев, ставших славой его монастыря. И в этом смысле мы можем считать его создателем духовной традиции Оптиной пустыни. Архимандрит Моисей, в миру Тимофей Путилов, родился в 1782 году в городе Борисоглебске Ярославской губернии. Его отец, незначительный налоговый чиновник, был человеком строго набожным; в семье матери, женщины простой, неграмотной, насчитывалось несколько монахов. Монашеское призвание детей Путиловых определилось с самого раннего возраста. Отправленные в Москву на обучение коммерческому делу, оба брата — Тимофей и Иона, 19 и 14 лет, — находились под влиянием известной затворницы матери Досифеи. Благодаря ее посредничеству они вошли в общение с двумя старцами Новоспасского монастыря, учениками — по переписке с ним — старца Паисия, обновителя старчества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4113...

В училище Иван Григорьевич детей не отдавал, из опасения, чтобы нравственность их там как-либо не испортилась. В отсутствии отца, за детьми присматривала Анна Ивановна. Она была нужная, но и благоразумная мать, и умела материнские ласки соединять с потребною строгостью. – По праздникам и воскресеньям Иван Григорьевич ходил в церковь к службе и сыновей своих водил с собою. Они шли обыкновенно все вместе впереди его, не смея ни разговаривать, ни оглядываться, и в церкви также стояли впереди его и молились. Не довольствуясь одним хождением в церковь , Иван Григорьевич внушал детям, чтобы они внимательно слушали церковную службу и особенно чтение Евангелия и Апостола, и, пришедши домой, заставлял их пересказывать, что они слышали и поняли. Иван Григорьевич хорошо знал церковные напевы, имел приятный голос теноро-бас, и в церкви становился на клирос и пел, а с ним стройно пели и дети. И у себя дома они нередко, особенно в праздничные дни, повали разные духовные псалмы; а именно: «Хвалу всевышнему Владыке, потщися дух мой возсылать», «Иисусе прелюбезный, сердцу сладосте», и некоторые другие духовные и церковные песнопения. Пели весьма стройно, так что, идущие по улице, иногда останавливались послушать приятное пение. Светских же песен, отец не позволял детям петь в своем присутствии. Иван Григорьевич был очень гостеприимный и радушный хлебосол, кто бы перед обедом ни посетил его, всякого приглашал к обеду, и с гостями, при детях, вел назидательные и поучительные разговоры. Особенно любил он и уважал духовных особ, которые чаще других и посещали его дом. Таким образом, дети Путилова с самой ранней молодости много видели в родительском доме монашествующих лиц, и много слышали назидательных бесед. Младший сын Путиловых Александр, впоследствии Игумен Антон, оставил после себя келейные записки, 3 в которых содержатся, его воспоминания о родителях и его младенческом и отроческом житие-бытие. Из этих любопытных записок видно, под какими благими впечатлениями, возрастали дети Путиловых, какое духовное настроение господствовало в их семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Внешняя история Оптиной подобна истории многих других малых обителей Древней Руси. Основанная в XV в., в Смутное время она была совершенно разрушена польскими отрядами. На основании старых синодиков можно предполагать, что до своего разрушения монастырь этот был «мужеско-женским», а мужским стал лишь после своего возобновления, вскоре после Смуты. В 1717 г. при Петре Великом пустынь была на несколько лет закрыта, возобновили ее в 1726 г., но на протяжении XVIII в. она оставалась маленькой обителью, число иноков в которой не достигало десяти. Митрополит Московский Платон Левшин (1775–1812), который, подобно митрополиту Гавриилу Петрову, возобновил и привел в порядок множество монастырей в своей епархии , обратил внимание и на эту пустынь, живописно расположенную на берегу реки. Он поручил архимандриту Макарию (Брюшкову), настоятелю Песношского монастыря (1788–1811), привести монастырь в порядок . Этот Макарий был связан со школой старца Паисия Величковского, с которым он состоял в переписке. Макарий направил в пустынь монаха Авраамия, впоследствии ставшего настоятелем Оптиной, Авраамий в основном занимался внешним устройством пустыни. Главная заслуга в устроении внутренней жизни обители принадлежит настоятелю Моисею Путилову († 1862). Раньше он спасался в рославльских лесах, где был настоятелем одной из пустынь. Когда в 1820 г. епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский) основал скит около Оптиной, Моисей поселился там, а в 1825 г. епископ назначил его настоятелем скита. Моисей пригласил еще нескольких пустынножителей (Антония, Илария, Савватия), все они были приверженцами строгого общежительного устава в духе наставлений Паисия и неукоснительно соблюдали его. Время настоятельства Моисея (1825–1862) было самым важным периодом в формировании особого духа Оптиной, особого строя ее внутренней жизни . Старчество введено было здесь отцом Леонидом Наголкиным (1768–1841) [ 1317] . Лев Наголкин вырос в мещанской семье, около 10 лет служил он у одного купца, но потом оставил это место и в 1794 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

К сему еще скажу чудное событие: в тот самый день, когда это случилось, отец М. пришёл с утрени в свою келлию и прилег и, вздремнувши, видит в тонком сне отца архимандрита (скончавшегося за год до того о. Моисея. – Сост.), приказывающего ему, Му чтобы он немедленно бежал на скотный двор, где нужно быть поскорее; о. М., зараз проснувшись, с удивлением побежал на скотную, и там его встретили с печальною вестью. А из сего можете вы заключить, что батюшка о. архимандрит Моисей и по кончине своей заботливо печется обо всем, о чем – слава Богу!.. Еще скажу вам об отце архимандрите Моисее , что пред погребением девицы Надежды одна скотница в тонком сне видит отца архимандрита в мантии, с посохом идущего в церковь, куда вынесена была новопреставленная. Принявши благословение, спрашивает: «Куда вы, батюшка, так спешите?» – Отвечает: «Иду Надежду проводить». И так видите, какие бывают отрадные сны о моем святом отце». В том же 1874 году 18 июля, как сообщает под тем же числом скитская Летопись, в Калужской Тихоновой пустыни скончалась, «духовная дочь и ученица о. Антония (Путилова) Надежда Васильевна Петрова, постриженная келейно в мантию с именем Антонии. Она была дочь полковника. С юных лет вступила в Московский Страстной монастырь, где провела около 15-ти лет. Имевши хороший голос, была там из лучших певиц и читальщиц. Впоследствии из Страстного монастыря перешла под духовное руководство старца о. игумена Антония, поселилась в Оптиной Пустыни—в числе сестер на скотном монастырском дворе; была там долгое время начальницей. В то же время прислуживала старцу писала по его поручению письма, искусно излагая их; иногда готовила кушанье и все поручения старца исполняла с большим усердием. Она любила старца как отца и заботилась послужить к его успокоению. Когда она входила к нему, чтобы предложить услуги, больной старец, как дитя, часто встречал ее обычною фразою: “А что мы сегодня ямы и пиемы?” Старец при разговоре с уважением относился о ней: “Она полковницкая дочь, ученая и знает французский язык”.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Но кому поручить устройство и управление скита? В Смоленской губернии, в 40 верстах от города Рославля, среди глубоких лесов, издавна подвизалась семья безмолвнолюбивых отшельников, прославленная именами знаменитых старцев: Варнавы, Никиты, Иакова, Василиска, Зосимы, Адриана, Афанасия и других. В то время, к которому относится наше повествование, т. е. в 1820 году, братство это состояло из следующих лиц: Старцы: иеросхимонах Афанасий и Досифей, последний родом из Карачева; иноки: отец Моисей с родным братом о. Антонием – из Московских купцов Путиловых; о. Савватий, Иван Федоров Дранкин – из Карачевских граждан. К ним-то обратилось опытное внимание Преосвященного; он уже знал отчасти эту семью: нередко то тот, то другой из монашествующих его епархии просил у него благословения побывать «пользы ради и совета» духовно у отшельников Рославльских; не раз он слыхал о их достоподражательной жизни и от схимонаха Оптиной пустыни о. Вассиана, который пользовался благосклонностью владыки. Этих-то пустыннолюбцев вознамерился призвать Преосвященный Филарет, для устройства предполагаемаго им при Оптиной пустыни скита и для постояннаго в нем водворения. Бог воспомоществовал благому намерению Архипастыря: оно исполнилось ранее, чем он мог предполагать; в конце 1820 года один из числа Рославльских отшельников, инок Моисей (ныне Архимандрит Оптинский), имея необходимую надобность быть в Москве, вздумал по пути туда побывать и в Оптиной пустыни, о которой много был наслышан от приходившего к ним оттуда, пользы ради и совета, подвижного монаха Феофана. (Этот достойный ученик Старца Иоанникия преставился с миром на руках Рославльских отшельников). До той поры инок Моисей вовсе не помышлял переменить своего убогого жилища, но в Оптиной пустыне, – по выражению одного из его писем, – «при свидании с честнейшим отцем Вассианом, его любовию и достоподражательною жизнию, от основания своего несколько был поколебан.» Настоятель Оптиной пустыни Игумен Даниил, зная о благом намерении Преосвященного, представил ему о. Моисея. Отечески-милостиво принял его монахолюбивый Владыка и советовал переместиться с братиею в его епархию, дабы принять на свое попечение заведение и устройство скита в любом месте леса, принадлежащего к Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Новопостриженную мать Досифею против ее воли посадили в строгий затвор. Общаться с ней могли только игуменья монастыря, духовник и келейница. Выходить за пределы своей кельи Досифее не разрешалось. Изредка в надвратной церкви персонально для нее духовник служил литургию. Досифея смирилась. Все 12 лет своего принудительного затвора она провела в чтении духовных книг, молитве и рукоделии. Вырученные за рукоделие деньги раздавала через келейницу бедным. Значительные суммы, иногда приходившие на ее имя в монастырь, тратила на тех же бедных или на благоукрашение обители. В 1796 году Екатерина II умерла, и монахиня Досифея получила возможность изменить свой образ жизни — однако же, не сделала этого, и осталась в затворе, теперь уже добровольном. Современные насельницы монастыря считают что за 12 лет подвижничества матушка прошла путь от узницы до затворницы. К матери Досифее стали пускать народ, тогда и начали открываться полученные ею дары Святого Духа — прозорливости, утешения и рассуждения. Следующие 12 лет затвора стали годами служения: матушка принимала людей, помогала им своей молитвой, утешала. Известен случай ее помощи братьям Тимофею и Ионе Путиловым: прозорливая старица увидела в них будущих подвижников и определила им жизненный путь, благословив на монашество. Оба они впоследствии сделались настоятелями монастырей: Тимофей с именем Моисея стал архимандритом Оптиной пустыни, а Иона с именем Исаии — игуменом Саровской пустыни. Впоследствии Моисей был прославлен в лике оптинских старцев. Последние несколько лет своей земной жизни старица провела в безмолвии, принимая лишь священника со Святыми Дарами. Умерла она 17 февраля 1810 года, точно предсказав день своей кончины. На тот момент ей было около 64 лет. Сейчас мощи матушки Досифеи покоятся в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Сомкнулась связь времен В 1918 году монастырь был закрыт. Сестер выселили, храм отдали губернскому архиву, келейный корпус с домовым храмом отошел исправительному дому. К концу 1980-х годов основную часть площадей монастыря занимали учреждения МВД.

http://pravmir.ru/svyatost-v-dobrovolno-...

По благословению Оптинских старцев изданная книга безвозмездно рассылалась по библиотекам всех духовных академий и семинарий России, в лавры и монастыри, приходские храмы. Преп. Моисей (Путилов) распорядился послать по экземпляру почти всем епархиальным преосвященным, а также на Афон, в Пантелеимонов монастырь, и в знаменитую Нямецкую обитель, место упокоения преп. Паисия. Издание и распространение святоотеческих творений продолжил также и преемник старца Моисея – преп. Исаакий (Антимонов) . В издании Оптиной Пустыни появляется первый научный аппарат, сделанный подстрочно; в нумерации каждого трактата была дана ссылка на его номер в греческом издании, для архаических славянских слов и выражений – пояснение; к некоторым словам прилагался греческий перевод. Были приведены разночтения с древними сербскими рукописями; составлен указатель цитат из Священного Писания. В конце книги помещен «алфавитный указатель предметов», т.е. имен и понятий, а в начале – «краткое изъявление» о переводе рукописи с греческого на славянский язык. Там же приведены краткие исторические сведения о преп. Исааке Сирине, заимствованные из греческой печатной книги . Таким образом, в Оптиной Пустыни было положено начало отечественного исааковедения. Затем эстафету принимает Троицкая Лавра и в 1911 г. публикует новый перевод на русский язык. Следует отметить труды священника Илии Четверухина, будущего священномученика, который собрал и подготовил для этого издания сведения о преп. Исааке Сирине и его писаниях. Здесь сщмч. Илия впервые отмечает несогласованность, встречающуюся в агиографических источниках, которые «противоречат друг другу в некоторых своих пунктах, и даже весьма резко» . По сравнению с оптинским изданием, в лаврском справочный аппарат помещен в конце книги, в таблицах, с отдельной пагинацией, в несколько дополненном и расширенном виде. Несомненно, современное исааковедение достигло определённых результатов, однако сложившиеся вокруг личности преп. Исаака противоречия решить до сих пор не удалось. Так, в западной науке вопросы о количестве томов и конфессиональной принадлежности преп. Исаака Сирина уже окончательно решены: он — несторианин , число принадлежащих ему томов — от трёх до пяти, атрибуция признается аутентичной; правда, несколько трактатов из этих томов считаются сомнительными. В русской же богословской науке дело обстоит несколько иначе: несмотря на то, что эти вопросы были затронуты относительно давно, впервые – прот. Георгием Флоровским, затем – архиеп. Василием (Кривошеиным) и др., но каких-либо определенных решений с точки зрения каноники, догматики, литургического поминовения, т.е. вообще церковного почитания этого святого не принималось.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Погребен в Казанском соборе мон-ря рядом с прп. Моисеем. 26-27 июля 1996 г. причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. для общецерковного почитания. Соч.: Письма к разным лицам игум. Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского мон-ря. М., 1869. Мон. Екатерина (Филиппова) Иконография Уникальным, очевидно натурным, изображением старца является портрет 1854 г. (ЦАК МДА) кисти иеросхим. Гавриила (Спасского) . А. представлен в монашеской мантии и клобуке, с наперсным крестом, с четками в левой руке; на обороте надпись: «Портретъ Почтеннейшаго Старца Игумена Ahmohiя писанъ 1854го Года Декабр[…] грешным Iepoмohaxoмъ Ски[т]скимъ Гabpiuлoмъ». Известно, что в келье прп. Макария (Иванова) на стене висели живописные изображения прп. Моисея (Путилова) и А. На литографии сер. XIX в. представлены оптинские старцы преподобные Моисей, А. и Макарий. Я. Э. Зеленина ; Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых)

http://pravenc.ru/text/115872.html

Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путилов) родился 9 марта 1795 года в городе Романове Ярославской губернии. Преподобный Антоний начал иноческий путь в брянских лесах под духовным руководством своего брата, преподобного Моисея. Вместе с братом он поселился в Оптиной пустыни, где был скитоначальником. Впоследствии он тринадцать лет исполнял должность настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Последние двенадцать лет жизни преподобный Антоний провел на покое в Оптиной пустыни. Он был духовным руководителем многих иноков и мирян. Преподобный Антоний никого не осуждал и не порицал, ничем не соблазнялся, ни о ком не изменял благой мысли, что было доказательством его сердечной чистоты. Скончался схиигумен Антоний 7 августа 1865 года. Преподобный Иларион (в миру – Родион Никитич Пономарев) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в Ключах Жиздринского уезда Калужской губернии. Занимаясь миссионерством против сектантов, он перенес много скорбей. В 33 года он поступил в Оптину пустынь и был определен в келейники к старцу Макарию и двадцать лет нес это послушание. После смерти своего аввы отец Иларион исполнял должность скитоначальника и духовника обители. Он отличался тихостью и смиренной кротостью сердца, был немногословен, но слова его имели благодатную святую силу. Скончался иеросхимонах Иларион 18 сентября 1873 года. Преподобный Анатолий (в миру – Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 6 марта 1824 года в селе Бобыли Калужской губернии. Закончив семинарию, в 1853 году поступил в Оптину пустынь, где в 1862 году принял монашество, а в 1870 году – священство. По благословению старца Макария он стал одним из первых учеников преподобного Амвросия. Впоследствии, исполняя должность скитоначальника и братского духовника, преподобный Анатолий был ревностным хранителем старческих заветов. Великим старцем называл своего ученика преподобный Амвросий. Отец Анатолий имел дар духовного совета и прозрения, а также удивительный дар утешительного и назидательного слова. Скончался иеросхимонах Анатолий 25 января 1894 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010