С уважением, Вот что пишет Иосиф Исихаст , который за 8 лет достиг бесстрастия (или по крайней мере, очистился только от блудной страсти; под бесстрастием часто понимается освобождение в первую очередь от блудной страсти) ( письмо 20 ): Итак, прими дерзновение, дитя мое, и восстань от падения. Поднимись. Разгневайся на искушающего, зная, что он тот, кто строит все эти козни. Но ты ему не позволяй. Воюй с ним. И когда он приносит тебе воспоминание того лица, бери палку и крепко бей себя по бедрам, чтобы увяла плотская похоть. Ты заплачешь от боли, но ум очистится от воспоминания. Исчезнут образы, и уйдет обман воображения. Этого искушения, дитя мое, сильно бойся. Ибо это – осквернение для души. Этого нечистого нужно бить безжалостно. Здесь у всех моих молодых есть палка возле подушки. И как только им придет плотской помысел – они его палкой! Так увядает похоть и расцветает душа. Итак, другого лекарства нет – молитва, пост и палка! И тогда очищается ум. Легко приходит в умиление душа. Смягчается сердце. И ты получаешь дерзновение во время молитвы. На сколько я знаю, в монастыре в Аризоне, основанном учеником Иосифа Исихаста старцем Ефремом, тоже у всех монахов есть палка, и как только приходит блудный помысел — они бьют себя.  Действительно, это отгоняет помысел. Но должна быть решимость так сильно бороться, возникать как бы гнев на блудный помысел. Святые отцы вообще говорят, что для избавления от какой-либо страсти должен возникнуть гнев на нее. Но этот гнев может как приходить, так и уходить, и тогда человек больше не сможет прогневаться. Есть более мягкий совет: физическая нагрузка, чтобы к вечеру чувствовать усталость. Бывает, что это разжение попускается Богом из-за лени, а человек даже может не замечать, что ленится, и при этом часто лежит на диване и смотрит ТВ. Также хорошо молиться тем Святым, кто в прошлом преуспел в борьбе с блудной страстью и поэтому получил благодать освобождать от нее: преподобные Моисей Угрин, Иоанн Многострадальный, Мария Египетская, Виталий Александрийский, мученица Фомаида Александрийская и другие. И можете почитать, например, в Евергетине (глава 25 Что такое блудная брань и как с ней бороться), или Древнем Патерике (глава V), что делали разные подвижники в такой борьбе.

http://azbyka.ru/vopros/kak-udovletvorit...

Свята Русь по множеству угодников, воссиявших в земле Русской. Начиная от сыновей св. Владимира – благоверных князей Бориса и Глеба, первых прославившихся чудесами на Руси, и от самого крестителя Руси святого Владимира со своей бабкой Ольгой, бесчисленный сонм святых жил и прославлялся святостью и чудесами в земле Русской. Те святые угодники были “плод красный” православной Руси, плоть от плоти и кость от кости народа Русского. Они не были чужды ему своими верованиями и образом жизни, нет, они были наиболее ярким выражением устремлений всего народа. От крещения Руси и до наших дней не было кажется ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Все области России, от Прикарпатской Руси (преподобные Моисей Угрин и Ефрем Новоторжский) до принадлежавшей недолгое время России Аляски (преподобный Герман) имели своих подвижников. Всякая страна в России, почти каждый значительный город имели свои святыни. Духовными же центрами ее были монастыри, влиявшие и на веси и на грады. Всякое место, всякое наречие освятились служением Богу. История России, полная дивных доказательств промышления Божьего о ней, есть история Божьего строительства, новая священная история. Воздействие на исторические события России ее святых мужей настолько велико, что нельзя отделить историю Русской Державы от истории Церкви. Церковностью были нанесены уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика. Так было некогда... Но где ты теперь, Святая Русь? Или тебя нет больше? Пал престол святого Владимира, поруганы святыни, разрушаются храмы. Сделался ли народ-богоносец зверем или красный дракон пожрал Русь Святую? Как место подвигов духовных сделалось местом гнусных преступлений и там, где спасались святые, ныне властвуют разбойники? Неужели нет и не будет больше Святой Руси или, быть может, даже и не было, а она лишь носила покров святости, ныне навсегда спадший? Нет! Не самообман и призрак, а истинная действительность есть Святая Русь! На небе не престает возноситься фимиам молитв святых, в земле Русской просиявших и ныне за нее молящихся пред престолом Божиим. Но не только на небе, а и здесь, на грешной земле продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее. Совет нечестивых, овладевший русским народом, чужд ему, ибо не имеет ничего общего с сущностью России. Чужеземная международная власть, “интернационал”, накинула на нее свое ярмо, но остается ее врагом. Даже те среди них, кто называл себя прежде русским, будучи таковым по крови, ныне потерял то имя, ибо стал чужд Руси по духу. “От нас изыдоша, но не беша от нас” можно сказать про таковых ( I Uoah. 2,19 ). Они отпали от русского народа, сделались угнетателями Руси. Отвергнув Бога, они отреклись богоподобия и превзошли диких зверей свирепостью и жестокостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

XVIII в. (без монограммы гравера) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. 1506, 1507). Полуфигура О., обращенная в 3/4-ном повороте вправо, к центру, находится в левой группе святых, почивающих в Ближних пещерах, к-рую возглавляет прп. Антоний Печерский, замыкая «пятерицу» преподобных в 3-м снизу ряду; в «пятерицу» помимо О. входят (справа налево): Евстратий, Иоанн Многострадальный, Моисей Угрин и Лука, эконом Печерский. В отличие от приведенной в иконописных подлинниках характеристики образа на сохранившихся иконах и эстампах с изображением Собора Киево-Печерских святых О. представлен с непокрытой головой, средовеком, с проседью в волосах, иногда с большой, доходящей до темени залысиной и вьющимися волосами (как на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ), с округлой или сужающейся книзу, также с проседью, недлинной бородой; в нимбе при имени надпись: «Исповедник». К этому традиц. варианту иконографии относятся гравюры (напр., 1756 г. Василия Белецкого (РГБ); почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского ( Ровинский. Народные картинки. С. 621. 1505); сер. XVIII в. Мартина Нехорошевского (Там же. 1509); 1771/74 г. Иоанна Кончаковского (Там же. 1510); 1821 г. Герасима Проценко (Там же. С. 623. 1511) и мн. др. (Там же. 1512-1518; Кн. 4. С. 761. 1505 а; С. 761-763)), а также иконы (напр., из Киево-Печерской лавры, 2-я пол. XVIII в., НКПИКЗ (Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. треть XVIII в. (1771 г.?), ИОХМ (Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); из мастерской Киево-Печерской лавры, сер. XIX в., Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове; иконописца из посада Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (ныне город в Брянской обл.), 2-я пол. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова, и мн. др.) и литографии (напр., 1893 г., ГЛМ; хромолитография кон. XIX - нач. XX в., Почаевская Успенская лавра), и мн. др.). Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук.

http://pravenc.ru/text/2578431.html

   Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым.    14. Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные.    Св. Иоанн Многострадальный молился Господу о избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этой страстью». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его — и страсть укротилась.    В другой раз сам св. Иоанн, взяв кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудной страстью брата, и угасло разжжение, и омертвела страсть в плоти его. (Чет.-Мин., 18 июля.)    Во время страдания св. Епимаха одна жена, имевшая слепое око, плакала, взирая на страдания его. В это время от строгания св. тела железом излилась кровь, капля которой попала на слепое око, — и оно прозрело. (Чет.-Мин., 31 октября.)    15. Не только сами св. мощи служили источником исцелений, но и другие вещи, соприкасавшиеся с ними и взятые от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудной страстью, пришел к прп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с ней. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там просить Бога о помощи молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, — помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее — и совершенно освободился от беспокоившей его страсти. (Чет.-Мин., 13 апреля.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

Лишь только произнёс я эти слова, вдруг блеснула молния; змий исчез, и я не видал его с тех пор. Свет Божественный осиял меня, как солнце, и я услышал голос: «Иоанн! вот тебе помощь; отселе внимай себе, чтобы не случилось тебе худшее и не пострадал ты в будущем веке». Я поклонился и сказал: «Господи! зачем же Ты оставлял меня так долго мучиться?» «По силе терпения твоего, сказано в ответ, навёл Я на тебя искушение, чтобы ты был выжжен, как золото; крепким и сильным слугам назначает господин тяжкую работу, а немощным и слабым – малую и лёгкую; ты молись о себе погребённому здесь, он может помочь тебе в этой борьбе; он выше Иосифа». Я не знал имени умершего; уже после узнал, что это был Моисей Угрин. Молись и ты, брат, сему преподобному Моисею». Так рассказывал блаж. Иоанн свою историю брату. Поликарп говорит об этом брате: «к нему (Иоанну) приходил некто из братии нашей» 233 . Значит, этот брат ещё жив был при Поликарпе, писавшем в 1230 г. Но Поликарп не говорит, чтобы жив был сам преп. Иоанн. Итак надобно положить, что преп. Иоанн блаженно почил не прежде 1160 г. Кончина его последовала 18 июля 234 . Св. мощи его почивают в пещере Антония, и он остаётся поныне так, как умер: честная глава и крестообразно сложенные руки – на виду, прочее всё в земле 235 . «Столп целомудрия вражими боренми непобедим сый, аки столп многострадальное водруженно оставил еси нам тело твое, всечестне Иоанне, емуже в немощех душевных и телесных покланяющеся, молим тя, преподобне, моли Христа Бога непрестанно о всех нас». Преп. Леонтия Кариховского Преп. Леонтий основал в Новгородском уезде монастырь Карихов, в котором и сам скончался 18 июля 1492 года. Мощи его почивают под спудом в нынешней приходской церкви села Карихова. Преподобного Памвы Преп. Памва, современник Антония Великого , был один из знаменитых подвижников, спасавшихся в Нитрийской пустыне в Египте, прославившийся в особенности постничеством, нестяжательностью и осторожностью в слове. При поступлении в иночество, так как он был безграмотен, то просил одного отшельника выучить его некоторым псалмам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым. 8. Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные.   Св. Иоанн Многострадальный молился Господу об избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться, находящемуся против него мертвецу: „сей может помогать боримым этою страстию». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его – и страсть укротилась (Ч.-М. июля 18 д.).    В другой раз сам св. Иоанн, взявши кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудною страстию брата, и угасло разжение и омертвела страсть в плоти его (Ч.-М. июля 18 д.).    Муж некий, именем Мариан, имея особенную любовь к мученику Никите, по скончании его мученичества, взял страдальческое тело его и благочестно похоронил его в своем доме. И благословил Бог дом Мариана ради страстотерпца Никиты, и изобиловал он богатством вещественным и духовным. (Ч.-М. сент. 15 д.). 9. Не только самые св. мощи служили источники исцелений; но и другие вещи, соприкосновенные им и взятой от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудною страстию, пришел к преп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с нею. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там молиться Богу молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного – помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее – и совершенно освободился от беспокоившей его страсти (Ч.-М. апр. 13 д.).   Персть, взятая от гроба св. ап. Фомы и возложенная на выю сына царева, изгнала из него беса, и больной сделался совершенно здоровым (Ч.-М. окт. 6).    Св. Амвросий свидетельствует, что некий слепец, именем Севир, только коснулся края риз, бывших на мощах св. Гервасия и Протасия, прозрел (Ч.-М. октября 14 д.).    Так целебоносны мощи святых угодников Божиих!.   50. Что составляет начальство в созданной Господом церкви?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

К типу «лечебников» с избранными святыми, куда входит и образ М., относятся немногочисленные иконы, написание к-рых было обусловлено нуждами заказчика, в т. ч. желанием иметь образ соименного святого. Напр., на иконе «Богородица «О Всепетая Мати», святые Маруф Мартиропольский, Нифонт Кипрский и Парфений» (XIX в., частное собрание, Украина) полуфигура М. помещена на левом поле, над ростовым изображением свт. Нифонта (в монашеских одеждах), на М.- крещатая риза, омофор, на голове митра; фигуры обращены к центру; на правом поле, очевидно, небесный патрон заказчика блж. Парфений Суздальский. М. изображен в рост на правом поле Черниговской иконы Божией Матери гуслицкого письма (кон. XIX в., собрание свящ. Михаила Егорова; см.: Гуслицкая икона из собр. о. Михаила Егорова (в печати)). У него длинная, слегка раздвоенная на конце борода, волосы спадают отдельными прядями-«космочками»; одежды святительские, в правой руке закрытое Евангелие. Ниже находится ростовое изображение свт. Нифонта в монашеских одеждах, на левом поле - ангел-хранитель и прп. Моисей (Угрин?). Нет достаточных оснований для того, чтобы рассматривать изображение святого, представленного на иконе «Арх. Михаил, побивающий трясовиц, сщмч. Сисиний и прп. Маруф, с мученичеством Сисиния» (1831, Тверь (?), собрание В. М. Федотова; см.: Коллекция иконописи В. Федотова. М., 2013. [Кн. 1]: Иконографические и художественные редкости. С. 160-161. Кат. 60), как образ М., поскольку, несмотря на надписание имени («Пр(д): Маруфъ»), святой, стоящий за сщмч. Сисинием, еп. Кизическим, облачен в одежды преподобного, а не святителя. Иными словами, на иконе вполне может быть изображен прп. Марон, часто встречающийся в этой композиции. Необходимо отметить сходство «функций» М. и прп. Марона - как помощников в борьбе с бесами. Поскольку «дополнительные» святые в композиции побивания архангелом трясовиц (лихорадок) и взирающего на это действие сщмч. Сисиния могли меняться, то вероятность того, что иконописец намеревался изобразить М., сохраняется, несмотря на тип одежды (ср., напр., упомянутый вариант изображения как преподобного свт. Нифонта, еп. Кипрского; в этом контексте следует привести формулировку в подлиннике по списку Филимонова, предваряющую описание облика М.: «…преподобного отца нашего Маруфа, епископа»).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

Благоверные князья – святые управители государства, известные своим милосердием и заботой об укреплении православной веры. Столпники – святые, избравшие особый подвиг – стояние на столпе или на камне, сосредоточившись в постоянной молитве. Такие чины с течением времени при канонизации определила Церковь. Но, как уже было сказано, подвиги подвижников многообразны. Потому один и тот же святой может быть и столпником и юродивым, и преподобным или бессребником и мучеником (как Косьма и Дамиан), или святителем и равноапостольным и т.д. К именам некоторых святых прибавляют специальные эпитеты. Например: прп. Пимен многоболезный, прп. Нестор Летописец , прп. Алипий иконописец, прп. Прохор лебедник, прп. Моисей Угрин, свт. Иоанн милостивый и т.д. … «У Господа обители многи суть». Сокровищница церковная «Приникайте к святости», «роднитесь с небесными жителями» – учат нас отцы духовные. В наше время, когда на человека ежедневно обрушивается лавина отрицательного опыта, так важно приникать к святости, чтобы не стать пессимистом, чтобы, даже находясь в церковной ограде (а это, увы, слишком распространенно среди церковных интеллектуалов) не снедаться ядом иронии. Приникать к святости можно по-разному, но один из самых верных способов – внимательно воспринимать сокровища церковные – службы, посвященные святым. Мои «бабушки» – воспитывавшие меня бывшие члены революционных братств, учили прежде всего этому – ценить, дорожить сокровищницей богослужения. Каждый день начинался у них с того, что они открывали календарь и смотрели день какого святого празднует Церковь. Вместе с ними Господь сподобил меня прочитать службы святым по богослужебным Минеям. Они показали мне, как в службах святым своим, Церковь мудро соединяет рассказ о жизни подвижника с догматическими и нравственными наставлениями. После этого чтения красота богослужения открылась заново. А ведь каждая служба имеет и свои музыкальные особенности. Есть восемь церковных напевов, которые называются гласами. Но, кроме них, есть еще бесконечное множество «подобных» и «самоподобных». Соединение содержания и напевов дает такое богатство, такую красоту служб, такое разнообразие, что, по словам епископа Мефодия Кампанского († 1975), «внимательный слушатель в церкви никогда не будет скучать, а будет получать пищу для ума и для души. Вот почему не надо удивляться монахам, которые из года в год часами проводят в церкви и не тяготятся этим». По-настоящему пожить в церковном календаре действительно можно только в монастыре, когда ты не снедаешься суетой и заботами о работе, о домашних и хозяйстве. Изо дня в день выслушиваемое богослужение дает ощущение «полноты времен» – наполненности всего дня великим смыслом и даже приобщения к «небесным жителям».

http://azbyka.ru/k-dnyu-pamyati-vsex-svy...

Пр. Антоний не имел ни золота, ни серебра, но стяжал слезами и постом. Преп. Антоний был родом из Любеча и назывался в мире Антипой. Слава Афона, на котором было много славянских монастырей, привлекла Антипу. Там он с именем Антония принял пострижение и начал подвизаться в иноческих подвигах. Постригший его игумен, видя его утвердившимся в иноческой жизни, сказал ему: «иди опять на Русь, да будет над тобой благословение святой горы. От тебя много произойдет иноков». Св. Антоний пришел в Киев и поселился в пещере, в которой подвизался некогда Иларион до своего поставления на русскую митрополию. Пещера была выкопана над Днепром в горе, на юг от которой был расположен древний Киев. Здесь он стал продолжать подвижническую жизнь, начатую им на Афоне. Сухой хлеб и то через день был его пищей, а простая вода, и то в меру, была его питьем. Молитвы и труды были его занятиями в течение дня и ночи. Святая жизнь прославлена была Богом в Антонии даром прозрения и чудес. Явились ревнители его подвижнической жизни. Одним из первых пришел к нему священник Никон, который и постригал других, приходивших к Антонию. После Никона пришли один за другим Феодосий, Варлаам, сын одного знатного боярина, и Ефрем, домоправитель и любимец вел. кн. Изяслава, и некоторые другие, так что около Антония скоро собралось до 12 братий. Они выкопали для себя отдельные пещеры (так называемые дальние), и в одной из них устроили церковь . Антоний, поручив собравшихся братий в управление ученику своему Варлааму, сам для большего безмолвия ископал себе другую пещеру в 100 саженях от прежней (известную под именем ближних пещер), и пробыл в ней в затворе до самой кончины в 1073 г. Примечание. Из других затворников замечательны своими подвигами: Исаакий, Моисей, Угрин, Евстратий, Агапит – врач, Никита, Пимен, Лаврентий и особенно Иоанн Многострадальный, тридцать лет пробывший в великом воздержании, удручая тело свое постоянным строгими постом и нося железные вериги. Вначале три года сряду проводили он по два и по три дня без пищи, а иногда и целую неделю, но страсть плотская не потухала.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Так или иначе, молитва преподобных очень нужна и она будет очень сильна. Если она будет, то она будет очень сильна. Почему я говорю «если она будет»? Потому что мне кажется, они пока что удерживаются от того, чтобы молиться за ситуацию на Украине. Удерживаются самыми разными мотивами. Например, они по смирению не дерзают влазить в земные дела, потому что мы не просим их об этом. Мы просим, но просим как-то вяло, слабо. Они говорят: «Ну, молите Бога о нас», — и дальше побежали по своим делам. И, может быть, особой веры даже не имеем в то, что они могут все как один подняться и попросить: «Господи, сделай вот так, очень Тебя просим». Я вас уверяю, Господь Бог им в этом не откажет: Он их слушал при жизни, Он их слушает по смерти, они заслужили большую славу у Него. Они, эти богоносные отцы, победили блуд, — как, например, Иоанн Многострадальный или Моисей Угрин, — победили страх смертный, победили сребролюбие, попрали гнев, научились братолюбию, стеснили свою плоть, залезли в пещеры как живые мертвецы — сами себя закрыли в гробу, умертвив плотские страсти спогреблись Христу. Они ещё при жизни похоронили себя с Господом Иисусом и с Ним воскресли. И поэтому ангелы венцы с небес им подают — так поётся в тропаре преподобным отцам. Мы просто ещё не просили крепко их об этом. Но просить надо. А иначе, кого просить? Госпожу Меркель просить? Господина Обаму с господином Олландом просить? У них, вообще, нет планов беречь кровь украинскую, беречь кровь русскую, беречь землю от пролития крови. У них какие-то другие планы. Вообще, это всё по-другому ими оценивается, наверняка. Это же не их беда, это наша беда. Дорогие братья и сестры, отсюда возникает следующий практический вопрос: многие ли из вас читали «Патерик Киево-Печерский»? Патерик — отечник, книга об отцах. Если многие из вас его не читали, то настало самое время его почитать. Либо в отдельно купленной книге, либо пользуйтесь всемирной сетью, в которую закачано огромное количество православного контента. Почему я это говорю? — Потому что, во-первых, «Патерик Киево-Печерский» — это первая агиографическая книга на Руси — книга, посвящённая житиям святых.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010