Первая часть слова 28 о чудотворце Григории посвящена мотиву, широко распространенному в монашеской литературе 773 : заявившиеся к святому воры по слову его лишаются способности двигаться, а один из них, легкомысленно выдавший себя за осужденного к повешению, действительно погибает, будучи удавлен воротом собственной одежды. Во второй части повествуется о мученической смерти Григория, который призывал к покаянию гневливого князя Ростислава Всеволодовича и был им за это утоплен в Днепре. Но чуть позже и сам князь погибает той же смертью. В слове 29 о “многотерпеливем затворнице” Иоанне этот духовный отец рассказывает одному из братии, подверженному искушениям, об отдельных этапах своего собственного очищения от плотских вожделений: путь суровой аскезы сопровождается Иисусовой молитвой, видениями неземного света 774 и поклонением мощам. Монах Моисей Угрин 775 (слово 30) был дружен со св. Борисом, а после гибели последнего, во время войны Ярослава Мудрого с Болеславом Польским, оказался в плену у поляков. Там он подвергается настойчивым и хитроумным любовным домогательствам одной знатной молодой вдовы; однако ни обещание свободы, ни богатство, ни голод и побои, не говоря уже о прямом плотском искушении, не могут заглушить в нем стремление к монашеской жизни (ср. историю Иосифа: Быт.39 ). После смерти также притеснявшего его Болеслава и самой этой женщины Моисей возвращается на Русь и удаляется в Печерский монастырь, чтобы впоследствии стать здесь хранителем и защитником целомудрия. Этот рассказ внутренне связан с предыдущим: если в одном описаны духовные мучения, которые, подобно искушениям св. Антония Великого , способно причинить нечистое воображение, то в другом показаны конкретные опасности, которым подвергается живущий в миру. Слово 31, о черноризце Прохоре, свидетельствует о дифференцированном отношении печерской братии к тому или иному киевскому князю: если имя Владимира Мономаха всякий раз упоминается с неизменным пиететом, то репутация Святополка Изяславича колеблется в зависимости от добрых или злых его поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианство, которое первое провозгласило равноправие мужчины и женщины, признав в обоих одинаковую душу, — христианство предъявляет к ним и в этом отношении те же требования. Всякая плотская связь, не имеющая целью продолжение рода, признается христианством одинаково греховной и подлежит его осуждению. Но наряду с греховным делом Христос осуждает и самый помысел греховный, и слова Господа о том, что тот, кто «посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействует с нею в сердце своем» — имеют смысл предостережения людей, которые, не падая телесно, в то же время часто погружаются в греховные помыслы: что они равны с людьми, грешащими на деле. Люди нечистой жизни грешат прежде всего против самих себя, так как они, начав однажды потакать своим страстям, не могут уже обуздать себя, а телесное падение ужасно тем, что, чем больше человек предается плотскому греху, тем более он становится ненасытным. Миряне часто не понимают, зачем с такою исключительностью некоторые люди борются за свою телесную чистоту, и говорят: ну что ж, что человек раз падет, — падет и встанет... Нет, «раз» человек почти не падает, и первое падение обыкновенно ведет за собою множество других. Как в пьянстве начинается с маленькой рюмочки шутливо предложенного вина, а оканчивается страшным «зеленым змием», так и с телесной нечистотой. Развратник — самое несчастное в мире существо, так как его страсть требует от него все больших и больших жертв. Были люди, которые ради соблюдения чистоты решались на величайшие жертвы, не щадили ничего, чтобы подавить волновавший их дух блудный, пресечь в корне всякое движение страстей. Из русских святых особенно прославились такою борьбою преподобный Моисей Угрин и преподобный Иоанн Многострадальный, оба подвижники первых священных времен Киево-Печерского монастыря. Преподобный Моисей, родом венгерец, был приближен к благоверному святому князю российскому и страстотерпцу Борису, служил ему с братом своим Георгием, которого убили со святым Борисом; третий брат после кончины любимого господина ушел в тверские пределы и основал на месте нынешнего Торжка свою обитель, где и почивает нетленно. В раке его лежит и принесенная им с собою голова брата его Георгия, которую злодеи-убийцы отрубили, чтобы снять с него золотую цепь и гривну, возложенную на него отличавшим его князем.

http://pravoslavie.ru/2349.html

Дорожа временем, я поспешил в пещеры часов в 6 утра. В Крестовоздвиженском храме над входом в ближние пещеры литургия не начиналась, а потому иноки охотно предложили свои услуги проводить по пещерам. Взявши несколько свечей, я приложился к храмовой иконе, в которую вделан большой крест с значительною частью древа Креста Господня, а тем временем успела уже собраться порядочная партия спутников. Зажегши свечи, мы вошли с великим страхом в пещеры. Наш спутник говорил благоговейно, проходя гробницы, в коих покоились мощи св. угодником: св. Иулиания Дева, княжна Ольшанская, Прохор Чудотворец, иже молитвою былие лободу творяше хлебы, преподобный Иоанн Постник , гроб и келия преподобного Антония Печерского – первоначальника нашего. Здесь мы услышали пение и не вдруг увидели малый храм, в коем совершал литургию очень молодой иеромонах с серебряным крестиком на груди. 485 Попросивши его помолиться за нас, и помолившись несколько, мы пошли далее. Свет слабо освещал наш путь, но мы уже присмотрелись более, и ясно уже различали раки святых угодников, часто и близко одна от другой находившиеся. А наш спутник продолжал возвещать нам: препод. Феодор и Василий, Поликарп – 2-й печерский архимандрит игумен Варлаам; Дамиан – Хлебник, Никодим – Просфорник, Лаврентий – Затворник, Лука – Эконом Печерский, Нектарий – послушливый, Агапит – Целебник врач, священномученик Иоанн Кукша, просветитель Вятичей, Сергий послушливый, Пимен многоболезненный. Мы не успевали прикладываться. Но вот нас остановила другая партия, шедшая напротив. Потом они куда то ушли. Во время стояния я заметил на стенах те надписи, которые восклицал перед нами проводник. Несколько человек положили деньги на блюдо, находившееся здесь. Повернувши, наш проводник возвестил: преп. Нестор – летописец, преподобномученик Евстратий, распятый жидами на кресте в городе Корсуни, Моисей Угрин, слуга св. кн. Бориса, Иеремия прозорливый, Иоанн Многострадальный, при жизни закопавший себя в землю по перси ради утишения страстей, Николай Святоша – привратник Печерский из князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Я не знал имени умершего; уже после узнал, что это был Моисей Угрин. Молись и ты брат, сему преподобному Моисею». Так рассказывал блаж. Иоанн свою историю брату. Брат выполнил совет Иоанна, и страсти перестали смущать его душу. После наставления искушаемому брату преподобный жил не долго. Он скончался около 1160 года 18 июля. Пред своею кончиною святой подвижник закопал себя по плечи в землю в месте своих подвигов – Антониевой пещере; в таком положении св. Иоанн покоится и в настоящее время; честная глава и крестообразно сложенные руки на виду, все прочее в земле. (Печерск. Патерик). Преставление преп. Леонтия Преподобный Леонтий был основателем Карихова монастыря в Новгородском уезде. Скончался он 18 июля 1429 г. Мощи его почивают в бывшей монастырской, а теперь приходской церкви (Истор. Росс. Иер. ч. 4. стр. 355. Месяц. Вост. А. Сергия). 19-е число Пр. Макрины. Пр. Диа. Преставление Романа Олеговича, благов. князя Рязанского. (Четырех подвижников в миру. Преставление блаж. Стефана Лазаревича, деспота Сербского, и память матери его Милицы). Св. Макрины Св. Макрина родилась в Каппадокии в царствование Константина Великого от благочестивых родителей Василия и Емилии. К семейству Василия принадлежали еще Василий Великий и Григорий Нисский ; все же семейство состояло из пяти сыновей и пяти дочерей; Макрина была старшею дочерью. При ее рождении родители дали ей имя Феклы, но родственники и ближние называли ее Макриною – по имени бабки новорожденной. Емилия тщательно занималась воспитанием своей дочери и зорко следила за ее развитием. Когда дочь подросла, Емилия занялась ее обучением и приняла за учебные книги священные песни Давида и притчи Соломона. Из этих книг благочестивая мать выбирала для своей дочери все, что только было доступно пониманию ребенка, и заставляла ее выучивать наизусть, заключающиеся в священных книгах, молитвы, славословия и места, содержащие в себе полные уроки житейской мудрости. И Макрина, усердно изучая с малых лет вдохновенные псалмы Давида и мудрые наставления Соломона, во всех случаях своей жизни руководилась ими. Пробуждалась ли она от сна, принималась ли за работу, отдыхала ли или ложилась спать – священные изречения всегда были на ее устах и в сердце. Постоянно сопутствуемая этими изречениями и неусыпно руководимая своею матерью, Макрина чуждалась рассеянности и легкомысленных поступков. Частые посещения храма Божия еще более утвердили в ней благочестивое настроение духа. Религиозное образование Макрины хотя и было в глазах ее матери самым необходимым и важным предметом воспитания, но не единственным. Имея в виду, что физический труд укрепляет здоровье, Емилия приучала свою дочь к женским рукоделиям и домашнему хозяйству, так что Макрина никогда не проводила время в праздности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf СВЯТОГОРСКОЕ ЖИТИЕ ПО БОГУ Именно на такой жажде, устремлении и подвиге, создавалась, росла, жила и живет, святая Гора Афонская. Святогорские подвижники с самого начала потянулись (прильнули душой) к исихазму. Святая Гора, по самой своей природе, была местом «исихии» и одновременно «очагом добродетели». То, что написано о первом святогорском отшельнике, преп. Петре Афонском, что он «око своей души, ума, неподвижно возвел к небу, отрекшись от дома, родины, родителей, кровных родных и друзей, однажды посвятив жизнь свою – житию по Богу…» – было и осталось евангельским правилом жизни всех его духовных последователей. Один из таких последователей, св. Григорий Палама , сказал о нем, что он своей, полной воздержания жизнью, строгим пребыванием в молитвенном безмолвии «сердце свое превратил в божественную колесницу и второе небо, и для Бога более любезное пребывание, чем небо. В этом и состоит возращение ума к себе самому, собирание его, или, хотя и странно сказать, возращение к уму всех душевных сил и делание по Богу». С помощью собирания всех душевных и духовных сил человек освобождается от страстного отношения к себе и к миру, сбрасывает «мерзкую личину» своей, от Бога и истинного света, отчужденности. Это путь собирания себя, по твари и вне себя, рассеянного человеческого существа, путь стяжания истинного мира, глубины и богопознания, обожения, через причастие Божественной благодати и путь вечного совершенства и возрастания. Исихаст, отрекшись от всего, боголюбиво и боговозлюбленно, стоит перед Ним, «глух и нем», побеждая законы материи, а душа его преображается Божественной благодатью, сообщая и телу «знаки» Божественной красоты. Этот метод освоения внутренних просторов (пространств), от святогорского очага, был пересен и славянским народам. Великие русские святые – Антоний Печерский (основатель русского монашества), Моисей Угрин, Нил Сорский , Серафим Саровский и другие саровские и оптинские Старцы прошлого столетия, были великими любителями и приверженцами исихии, молитвенного безмолвия. Читать далее Источник: Человек - носитель вечной жизни : Основы православного воспитания/митрополит Амфилохий (Радович) ; пер. с серб. С. Луганской. - Москва : Срет. монастырь, 2005. - 302 с. (Серия " Православное богословие " (ПБ)). ISBN 5-7533-0351-X Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

VII. По подвигам Св. преп. иноки именуются в Святцах преимущественно по своим многоразличным благочестивым подвигам и деяниям, коими каждый из них особенно прославился. Все они умерщвляли в себе похоть плоти, похоть очес, гордость житейскую, – сокрушали три кумира, которым, по словам св. Иоанна Богослова ( 1Ин.2:15–16 ), служит греховный человек. Но работая Господеви со страхом и трепетом, св. преп. иноки достигали в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ) разными подвигами благочестия. Посему Св. Церковь иных из лика св. преп. иноков называет и прославляет: 1) преимущественно по подвигам умерщвления в себе похоти плоти, или самоотвержения; 2) других –по подвигам умерщвления похоти очес, или христианского милосердия к ближним; .3) иных – по особенным их подвигам на столпах; 4) и многих – по великим и славным трудам их. 1 . Св. преп. угашали в себе похоть плоти многоразличными подвигами самоотвержения – целомудрием, строжайшим пощением, уединением и преданностью в волю Божию; посему Церковь в лике сих св. преподобных прославляет многострадальных, постников, спостнтов, затворников. молчальников, безмолвников и проч. Дни св. преподобных Многострадальных Св. преподобные, особенно ревнуя о благочестии христианском, все следовали Божественному совету Иисуса Христа: могий вместити да вместит ( Мф.19:12 ); все умерщвляли плоть свою, налагая на себя подвиги девства и целомудрия, чтобы, по словам ап. Павла, благочинно и непрестанно служить Господу без развлечения и быть святыми духом и телом ( 1Кор.7:35 ). Но соблюдая обет девства и целомудрия, они претерпели многие страдания в борьбе со своими наклонностями и помыслами нечистыми, следуя слову Божию: многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие, и посему некоторые из св. преподобных девственников называются Многострадальными. Таковы многострадальные российские девственники Печерские – преподобные Моисей Угрин (26 июля) и Иоанн (18 июля). «Особенно нечистый враг обык воздвигать брань на человека нечистою блудною страстию, дабы омраченный этой скверною, он во всех делах своих не взирал на Бога: ибо чистии сердцем Бога узрят ( Мф.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не нарушу я обета – Богу его дал, Перед Царствием Его ничтожно мал. Что мне лесть и золото – это всё истлеет, Радость чистая сейчас в сердце моем веет. Власть твоя – на час единый – не пленит меня, Просветил меня Господь, сделав чадом дня. Бог всесилен – Он поможет мне обет сдержать И пред Ним неоскверненным радостно предстать. Лишь кристальная вода журчит в раю сладости, Сотворил всех нас Господь для небесной радости. Бог Господь – Бог чистоты: чистых Он спасает; Таковые в горнем славою сияют». Рассуждение Ни одна страсть не побеждается без самоотверженной борьбы. Блудную же страсть Отцы именовали смертью. Когда блудник избавляется от блудной страсти, то словно воскресает из мертвых. У живущих в блудная страсть возжигается главным образом от зрения, а у подвизающихся в пустыне эту страсть возбуждают помыслы и воображение. Святую Сарру, великую подвижницу, бес блуда мучил в пустыне 30 лет. Но она, творя молитву, всегда одолевала его и отгоняла от себя. Как-то раз явился ей смердящий бес блуда в телесном виде и сказал: «Победила ты меня, Сарра!» Сарра смиренно ответила: «Не я победила тебя, а Владыка Христос». И с той поры блудный помысел оставил ее навсегда. Когда спросили преподобного Пимена, как человек может бороться с блудным бесом, он ответил: «Если человек обуздывает свое чрево и язык, то сможет владеть собой». Преподобный Антоний сказал, что в теле имеются три вида движений: «Одно – естественное, другое – от невоздержания в пище, а третье – от бесов». Другие [подвижники] опять-таки говорили, что блудная похоть усиливается к тому же от гнева и гордости. Но все согласны в том, что, помимо человеческого трезвения и трудов, для полного искоренения этой отвратительной страсти нужна Божия помощь. А [о том], что человеку можно выстоять в чистоте, свидетельствует, наряду со многими другими, и преподобный Моисей Угрин, проживший 50 лет в и 10 в монастыре ([то есть] всего 60 лет) в совершенной девственной чистоте. Созерцание Да созерцаю чудесную победу [израильтян] над аморреями (Нав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пострадали с ним Ермипп и Ермократ, – и все они удостоились венца победы и славы в Царстве Христовом. [Благо]честно пострадали они около 305 года. 2. Преподобномученица Параскева . Родившись в Риме, в христианской семье, и с детства наученная вере Христовой, святая Параскева с великим усердием старалась на деле исполнить все Божии заповеди. Твердо веруя и жительствуя в согласии с верой, она – истинной жизнью и благочестивой верой – наставляла и других на путь [спасения]. Когда преставились ее родители, Параскева раздала всё свое имущество нищим и стала монахиней. Будучи инокиней, она с еще вящим жаром и рвением проповедовала веру Христову, не таясь ни от кого, хотя в то время Христова вера подвергалась жестоким и кровавым гонениям со стороны римских властей. Злобные иудеи донесли на святую Параскеву: мол, проповедует она веру запрещенную. По их навету преподобномученица была выведена на суд пред императора Антонина. Никакие царские ласки не соблазнили сию Божию служительницу, нисколько не поколебавшуюся в своем уповании. Тогда подвергли ее пытке огнем, а на голову надели раскаленный шлем. Однако Господь чудесным образов избавил ее [от всех истязаний], и она спаслась [от рук мучителей] и удалилась из Рима. И снова святая Параскева обходила город за городом, обращая темный языческий люд в истинную веру. Еще в двух городах была она выводима пред князей и судей и мучима за Господа своего. При этом совершала великие чудеса и силой Божией быстро избавлялась от всех истязаний и исцелялась от ран. Язычники, как и всегда, приписывали ее чудеса чародейству и магии, а ее уврачевание – силе и милости своих богов. [На это] святая Параскева однажды возразила князю-мучителю: «Не твои боги, князь, исцелили меня, а Христос мой, Бог истинный». В конце концов некий игемон Тарасий усек сию преподобномученицу мечом. Так славно окончила свою плодотворную жизнь эта святая. Ее мощи были впоследствии перенесены в Царьград. [Благо]честно пострадала она за Христа во II столетии. 3. Преп. Моисей Угрин .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Уже со времени св. Антония, который сам был девственником и советовал девственность своим ученикам, брак казался трудно совместимым с полным христианским идеалом. В католической церкви и сейчас целибат строго требуется от всех представителей клира. В Киево-Печерском монастыре безбрачие было обязательным для монахов, но, видимо, оно проповедовалось и для желающих найти спасение в миру. Уже в XI веке вслед за апостолом Павлом преподобный Моисей Угрин напоминал, что»оженивийся печеться како угодити жене, а неженивийся како угодити Богу« ( 1Кор.7:32–33 ) 1039 . Через четыре столетия после него Иосиф Волоцкий не только писал, что»девство брака выше есть и много чеснейши«, но и предполагал, что брак даже не является единственной моральной возможностью продолжения рода человеческого, так как таковое по воле Божией может произойти и другим путем.»Нужды убо ради, а не иного чего брак бысть. Можете убо Бог и инемь образом человечеськый род умножити«, – учил суровый Волоцкий игумен 1040 , а вслед за ним то же твердил и ученый Максим Грек 1041 , видимо, определивший свой духовный облик в той же обители, где жил и проповедовал Савонарола. Помимо этих веяний, на беспоповство Севера оказало значительное влияние и само церковное прошлое этих глухих и малонаселенных краев средневековой Руси. В пределах Олонецких и Беломорских население проживало в очень небольших деревушках и починках, в которых нередко бывало всего лишь по несколько домов. Малонаселенность этих северных селений и громадные расстояния, отделявшие их одно от другого, препятствовали регулярному обслуживанию духовных нужд жителей священниками. Уже в ранние века распространения христианства на Руси там развился обычай совершения мирянами –«простецами», или же " непосвященными», т.е. не священниками, а дьячками и дьяконами треб и даже служб, которые обычно должны были быть совершаемы иереями. Иерархия упорно боролась с этими неканоническими обычаями, но, ввиду отсутствия достаточного количества священников и, видимо, их нежелания идти в бедные, глухие и полупустынные районы Севера все запрещения оставались безрезультатными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Из алтаря выходит монах с зажженною свечою, богомольцы спешат зажечь у него свои свечи, и вот отпирается пещерная дверь. Монах входит первый, а вслед за ним, один за другим, проходят богомольцы сквозь узкую дверь и тут же начинают спускаться в тёмное подземелье. Только свечи их озаряют тёмные, низкие своды мрачного пещерного коридора. Так идут они некоторое время до первого поворота; за поворотом издали блеснула лампада, горящая перед иконою в серебряной ризе. Эта икона и неугасимая лампада находятся в келии преподобного Антония. В этой кельи преподобный подвизался многие годы и в ней повелел похоронить себя. Мощи его, согласно его смиренной воле, не были вынуты из земли. Рядом с кельей Антония находится маленькая церковь имени этого преподобного. Поклонившись иконе и гробу преподобного, богомольцы идут дальше, и вот им слышится издали пение литургии в одной из подземных церквей. Пение то отдаляется, то приближается, по мере того, как богомольцы подвигаются вперёд по извилистым пещерным переходам. Пение становится слышнее, подземелье просторнее и богомольцы входят в пещерную церковь преподобного Варлаама, первого игумена Печерского, в которой и служится обедня. В самой церкви почивают мощи этого преподобного. Прослушав часть обедни, поломники продолжают обход пещер Антониевых. Монах, сопутствующий им, называет по именам святых подвижников, лежащих по сторонам переходов. Неподалеку от церкви св. Варлаама покоится св. Прохор лебедник, прозванный так от травы лебеды, которою он сам питался и питал народ во время голода. Далее – Дамиан целебник, Афанисий затвориик, Агапит, врач безмездный, священномученик Кукша, обезглавленный язычниками, среди которых проповедовал слово Божие; Пимен многоболезненный, который был долгое время болен и взамен своего здоровья получил дар исцелять других; Нестор летописец и списатель жития преподобного Феодосия, Моисей Угрин и многие другие. Несколько далее – Иоанн многострадальный, вкопавший себя в землю по плечи. Глава его, покрытая пеленами и скуфьею, и поныне выходит из земли. Усердные поломники, прикладываясь к честной главе святого, надвают скуфью себе на голову. За ним следует Марк пещерник, голосу которого повиновались мертвые и который постоянною мерою воды для питья имел медный крест. Затем – Никола святоша, из князей Черниговских, сделавшийся добровольно вратарем Печерской обители, Олимпий иконописец и многие другие подвижники и ревнители веры. Тут же покоятся мощи преподобномученика Евстратия, распятого жидом на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010