О чем может говорить путник, который в знойной пустыне утолил мучительную жажду? О чем может говорить человек, нашедший драгоценную жемчужину? О чем говорит больной, получивший исцеление от тяжелой смертельной болезни? Путник будет говорить об источнике, утолившем его жажду. Нашедший сокровище не перестанет говорить о полученном сокровище. Исцеленный будет прославлять врача, давшего ему чудодейственное лекарство. Так и я, о чем могу говорить, получив несказанную милость Божию в Божественной литургии, как не об этой литургии святой, таинственной, великой, прекрасной. Сегодня я скажу о четвертом члене Евхаристического канона – об освящении Святых Даров. Скажу немного, потому что об этом можно столько говорить, что жизни человеческой не хватит, чтобы все рассказать. Да и невозможно даже, нашим немощным, бедным, жалким языком, говорить о том, что и для ангелов – предмет удивления, что с трепетом созерцают серафимы, чего не могут вполне понять самые херувимы. Эта страшная тайна – преложение Святых Даров, то есть превращение хлеба в Пречистое Тело Христово, а вина в Честнейшую Кровь Его. Нужно сказать, что этого четвертого члена Евхаристического канона не выделяет Католическая Церковь . Там признают, что с момента произнесения слов «приимите, ядите» на святом престоле уже возлежит Сам Господь. Наша Православная Церковь считает, что пресуществление Святых Даров происходит в то время, когда священник произносит слова: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего...» Дальнейшие святые слова и составляют четвертый член Евхаристического канона. В то время как в храме поют: «Тебе поем...», священник, вознеся Чашу горе с возглашением: «Твоя от Твоих», так молится в тайной молитве: «Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем...» Замечательно одно слово этой молитвы: «мил и ся деем», то есть делаем себя милыми Господу, близкими, дорогими. Вот как бесконечно велико милосердие Божие. Он позволяет нам считать себя милыми Ему. Затем священник три раза читает: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим низпославый...» Затем, знаменуя крестным знамением хлеб, он говорит слова: «И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего»; знаменуя вино, говорит: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего» и, наконец, благославляя и дискос, и Святую Чашу, произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Человек же грубой, эгоистической силы, человек ницшеанского типа, несмотря на всю силу своего характера и таланта, может лишь на короткий момент оставаться на скале счастья, ибо рано или поздно найдется более сильный кулак другого эгоиста, который смахнет его оттуда, как на картине Рошгросса. Есть старая детская сказка, хорошо изображающая сравнительную силу мягкой ласки и грубого налета. Однажды солнце и ветер заспорили между собою, кто из них сильнее. — Видишь путника, — сказал ветер, — который идет по дороге, завернувшись в плащ? Кто снимет с него этот плащ, тот и сильнее! — Хорошо! — согласилось солнце. Налетел ветер на путника и с маху хотел сорвать с него плащ. Тот придержал его руками. Завыл ветер и еще сильнее стал трепать плащ, силясь вырвать его из рук. Путник застегнул у горла крючки. Тогда со всем бешенством злобы заревел ветер настоящим ураганом и бросился на путника. Тот надел плащ в рукава, и, сколько ни силился ветер, должен был признать себя побежденным. Теперь наступила очередь солнца. Оно ласково выглянуло из-за разметанных туч и улыбнулось измученному путнику. Оно высушило, согрело, обласкало его своими лучами. Путник сам снял плащ и благословил солнце. Не забудьте этой милой детской сказки. В ней мудрое правило жизни. В житиях святых, равно как и в современной жизни, мы находим массу примеров побеждающей силы любовного смирения. Нет более неодолимой силы. В своей вечной борьбе со злом христианство всегда и с неизменным успехом пользуется именно этой силой. " Пред иною мыслью станешь в недоумении, — говорит старец Зосима в романе Достоевского, — особенно видя грех людей, и спросишь себя: " Взять ли силой, али смиренною любовью? " Всегда решай: " Возьму смиренною любовью " ... Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего " . В Прологе рассказывается такой случай. Поссорились два епископа. Вражда их с течением времени разгоралась и принимала все более соблазнительные формы. Наконец один из них, более благоразумный и более проникнутый духом Христова учения, собрал свой клир и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Кроме того, он считает особенно счастливою семейную жизнь крестьянства, хотя сам же во «власти тьмы» описывал самыми мрачными красками прелюбодеяния, детоубийства и отравления мужей, совершаемые крестьянками. Четвертое условие счастья – возможность любовного и свободного общения с разнообразными людьми мира – едва ли исполнимо: для этого нужно быть именно всечеловеком или космополитом, как того и требует Толстой, отрешиться от своих национальных взглядов и религиозных убеждений... Пятое условие счастья, указываемое Толстым, вполне совпадает и с христианским взглядом, ибо в своих молитвах церковь всегда молилась и молится о здравии чад своих и просит им безболезненной кончины, так что Толстой не сказал здесь ничего нового для всякого православного христианина... Но если даже все вышеуказанный условия признать действительными условиями счастья, то жизнь человека всё-таки не будет иметь никакой освещающей её идеи. Безболезненная смерть – вот последнее условие счастья, какого, по Толстому, может желать человек. Но разве этим человек удовлетворится? Не спросит ли он, что будет с ним после смерти? Никто не захочет удовольствоваться сознанием того, что по смерти он будет жить только как участник общей жизни человечества. Всякий вправе сказать, что если уже по смерти человеку придётся жить общею, а не личною жизнью, то в этой жизни ему вполне законно пожить для себя и воспользоваться всеми благами земли, тем более, что ответственности никакой человек по смерти не подвергается, по учению Толстого. К таким обыкновенно результатам и приходили философы, отвергавшие личное бессмертие, и становились настоящими эпикурейцами. Таким образом Толстой, начавший свысока и предпринявший дело возвышения современного христианского миросозерцания и христианской жизни, в конце концов приводить своих последователей к той языческой философии, которая не хотела отличать человека от животного. Так путник, не пожелав взять проводника через лес, попадает в болото и часто гибнет по своей неосторожности... Заметить нужно, что последователи Толстого, которые стали составлять особые деревенские общежития, до сих пор ещё не находят никакого удовлетворения от жизни по указанным выше правилам Толстого и всё надеются, что в будущем их жизнь сложится вполне удовлетворительно («Неделя» 1891 год, 48).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/brodjach...

– А крещение в детстве было, или Вы сами в сознательном возрасте пошли и крестились? – Я родился в 1986 году, моя сестра два года спустя. Родители нас всех крестили, когда все начали креститься – в 90е годы. То время называют «Второе крещение Руси», люди пошли в Церковь, сотнями стояли, как мне рассказывали, во дворах храмов, около храмов. Наблюдали огромные вереницы по 200–400 человек, тогда батюшки валились с ног, крестя такие толпы народа. В этих очередях и мы тоже были, крестились. К сожалению, конкретную дату никто не помнит. Зато есть воспоминание из детства: у нас всегда в ванной комнате висели крестики. Видимо, с нас снимали, когда мы с сестрой купались. Меня крестили, когда мне было года 4. Но это такое было крещение «все крестились, и мы тоже». А всё-таки когда пришло осознание, что Бог есть, первая исповедь , первое причастие , мне уже было 16 лет. – В прошлом интервью Вы сказали, что начали ходить в храм в 16 лет, как это произошло? Помните ли своё первое причастие? – Примерно в 14 лет я думал: «Каков смысл жизни?». Рассуждал: не получается учиться, не такой как все, например, я не очень любил гулять, бегать с ребятами, не нравились шумные игры с палками, мне было радостнее посидеть дома, стихи писать, оригами заниматься, книжки не особо любил читать в то время, хотя фантастикой интересовался. Был кризис, искал смысл жизни, нашёл книги – эзотерика, гипноз, разные практики – в то время я такую литературу понимал как духовную. В 7 классе к нам в Российско-турецкий лицей стал приходить сотрудник миссионерского отдела Челябинской епархии Константин Владимирович Путник. Известный российский сектовед, высокий специалист в своей области. Он выигрывал суды и у А. Кашпировского, А. Чумака, у представителей «Свидетели Иеговы» (она признана экстремистской организацией), у Путника большой послужной список. К тому же это образованный, начитанный человек. В то время кто-то озадачился, а не насаждает ли Российско-турецкий лицей Ислам среди учащихся? Константин Владимирович здесь выступил гарантом, что ребят не просто не призывают «сменить веру», но и более того – им рассказывают о Православии. Конечно же, это были факультативные занятия, по желанию. Тогда рассказы об Иисусе Христе, святителе Игнатии Брянчанинове , о русских царях для нас, ребят, были открытием. Слушателей было всего несколько человек, и двое из нас стали священниками . Это был такой интересный и важный этап для меня. Я читал разную литературу и одновременно интересовался тем, что рассказывал Константин Владимирович. Была каша в голове. Помню чёткий момент: читая истории о встречах с духовными сущностями, об энергетических полях, вдруг для себя осознал, что человек состоит не только из клеток, у него есть душа и есть Бог, который всё устроил. Для меня все эти истории о духовных практиках стали доказательством того, что Бог есть. Но я не знал, какой Он, как правильно в Него верить.

http://azbyka.ru/way/pravoslavnyj-svjash...

Нет никаких сомнений, что перед нами находится древняя реликвия, даже, возможно, примечательнейший и святейший камень мира, который был прославлен чрезмерно восторженными преданиями Востока, но при этом обладал также и богатой историей. Вряд ли кто-то может усомниться в том, что этот камень три тысячи лет назад был тем самым гумном иевусея Аравны (Арнана, Орны), которое, после явления ангела Господня, купил Давид и воздвиг на его месте жертвенник 125 и которое затем Соломон, продолжая дело отца, включил в пространство храма таким образом, что оно оказалось у его выхода или в его центре 126 . О том, что с ним связано еще одно древнее событие, говорит, по крайней мере, иудейский историк Иосиф Флавий, утверждая, что в этом месте Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака 127 . Эти, на первый взгляд, основанные лишь на древнееврейских преданиях факты приобретают под собой реальную почву благодаря тому, что Писание 128 называет гору Мориа именно той площадкой, где разыгралась драма с жертвоприношением. Таким образом, в силу этого события скала приобретает первостепенное значение древней Храмовой горы. Точка зрения на него как на гумно Аравны 129 , появившаяся в новейшее время, только подтверждает то, что пилигримы-крестоносцы, как, например, капеллан Балдуина I Фульхерий, писали в своих записках 130 . Последние, судя по всему, основывались главным образом на иудейских преданиях, которые тогда были еще живы. По всей вероятности, когда Бордоский путник в 334 году упоминает о камне с пробоиной или проломленным отверстием (находящемся недалеко от воздвигнутой на храмовой площадке статуи Адриана), к которому иудеи совершают паломничества круглый год, чтобы совершить обряд помазания, во время чего они причитают и рвут на себе одежду 131 , – он имеет в виду именно этот камень, который почитается у этого, столь жестоко изгнанного из родной земли народа, священным отличительным знаком их храма, рядом с которым им, вероятно во время правления императора Константина, за деньги было позволено скорбеть и оплакивать разрушение их святыни 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иоанн Златоуст В невольных страданиях скрыта милость Божия, привлекающая терпящего к покаянию и избавляющая его от муки вечной. Подв. Марк Предчувствие Бывают минуты, — тяжелой тоскою Сожмется вдруг сердце в груди, Как будто бы чует, что новой бедою Грозит мне судьба впереди. Глубоко тоскливую сердца тревогу Таю я от взгляда людей, Но с теплою верой несу ее к Богу, Целителю мира скорбей. Как жаждущий путник в степи раскаленной, Зову я Его, и в ответ, Сдается мне, слышу душой умиленной Исполненный ласки привет: “Ко Мне утружденные жизнью придите! Гнетомые долей земной, Печали свои на Меня возложите — Легки они будут со Мной!..” Есть дивная сила в сердечной молитве; И, ею согретый, иду Спокойно навстречу я жизненной битве; И горя Бестрепетно жду. Розенгейм Памятные дни Царской Семьи Его Императорское Величество Государь Император НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Род. 6/19 мая 1868 г. В день св. прав. Иова Многострадального Тезоименитство: 6/19 декабря Восшествие на Престол: 21 октября/3 ноября 1894 г. Ее Императорское Величество Государыня Императрица АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА Род. 25 мая/7 июня 1872 г. Тезоименитство: 23 апреля/6 мая Бракосочетание Их Императорских Величеств: 14/27 ноября 1894 г. Коронация Их Императорских Величеств: 14/27 мая 1896 г. Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий князь АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Род. 30 июля/12 августа 1904 г. Тезоименитство: 5/18 октября Ее Императорское Высочество Великая княжна ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА Род. 3/16 ноября 1895 г. Тезоименитство: 11/24 июля Ее Императорское Высочество Великая княжна ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА Род. 29 мая/11 июня 1897 г. Тезоименитство: 12/25 января Ее Императорское Высочество Великая княжна МАРИЯ НИКОЛАЕВНА Род. 14/27 июня 1899 г. Тезоименитство: 22 июля/4 августа Ее Императорское Высочество Великая княжна АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА Род. 5/18 июня 1901 г. Тезоименитство: 22 декабря/4 января Возлюбленные читатели! Помяните в своих молитвах о здравии тех, кто потрудился над этой книгой. Составитель, редактор и автор жизнеописания

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

При самом въезде в Вифлеем, налево, возвышается гора Давидова; здесь был дом его отца Иессея. Население Вифлеема (около 5 тыс.) отличается веселостью и приветливым видом; почти все они – христиане и промышляют выделкой и продажей образков из перламутра, которые в большом числе раскупаются богомольцами. Монастырь с храмом и вертепом Рождества Христова. Но где же то место, на котором родился чудный Богомладенец от Пресвятой Девы Марии, по наитию от Духа Свята, и, наконец, остановилась боготечная звезда, приведшая из далеких восточных стран трех волхвов, как повествует об этом св. евангелист Матвей: се звезда, юже видеша (волхвы) на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча. Видевше же звезду, возрадовавшася радостью велиею зело ( Мф.2:9–11 )?.. С сладостно мятущимся чувством благочестивый путник устремляет взоры свои вперед, по ту сторону Вифлеема, где, в некотором расстоянии от города, стоит монастырь с храмом и пещерой Рождества Христова. Пройдя городскую площадь, поклонники спешат, подобно волхвам, поклониться рожденному здесь Богомладенцу. Чрез узкие железные двери входят они в монастырь и затем прямо со входа, по нескольким мраморным ступеням, сходят в подземелье вертепа, где родился Спаситель мира – чаяние всех языков. В то время, когда они поодиночно поклоняются месту рождества Христова, прочие спутники поют тропарь: «Рождество Твое, Христе Более наш...», кондак: «Дева днесь Пресущественного рождает...», а арабский священник или сам настоятель греческого монастыря читает евангелие, соответствующее событию... История вертепа и храма Рождества Христова. Место, которое послужило первым приютом нас ради человек и нашего ради спасения сошедшему и воплотившемуся от Духа Свята и Девы Марии Сыну Божию, было обыкновенным вертепом, служившим для загона скота. Здесь, в великом уничижении и смирении, родился Тот, о котором пророк Исаия говорит, что Его начальство бысть на раме Его, и нарицается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог Крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века ( Ис.9:6,7 ). Иосиф обручник и Пресв. Дева Мария пришли, по случаю переписи при кесаре Августе, из Назарета Галилейского в свой отечественный город Вифлеем, град Иудов. Бысть же, егда быста тамо, исполнишася дние родити Ей (Пресвятой Деве Марии): и роди Сына Своего Первенца, и повит Его, и положи Его в яслих, зане не бе им места во обители ( Лук.2:6,7 ). Здесь поклонялись Новорожденному и пастыри и волхвы. С самого начала христианства вертеп Рождества Христова был в особенном почтении, и множество народа приходило сюда на поклонение Богомладенцу. Святая равноапостольная Елена украсила вертеп Рождества Христова драгоценным мрамором, а поверх его воздвигнула храм, который потом был обновлен и достойно украшен другим великим храмоздателем, имп. Юстинианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путник . Так ты, значит, полагаешь, что мир и здоровье, изобилие дождей и засуха, болезни и войны – всё зависит от нравственного закона, а не от естественных законов? Проводник . Да, всё: рождение и смерть детей, землетрясения и бури, наводнения и ураганы, пожары и извержения вулканов, мир или раздоры в семье и в государстве, умножение или падеж скота, нападения диких зверей и нашествия змей, насекомых и микробов на человека, все потери и приобретения, все порядки и беспорядки в природе и истории, все смуты, бунты, революции и кровопролития – абсолютно всё зависит от соблюдения или несоблюдения нравственного закона. Путник . Но не мы ли, наше поколение, учили в школе, что всё в мире подчиняется законам природы? Проводник . К сожалению, да. Но разве нынешние европейские школы не слепцы, что порождают слепцов, поскольку говорят о вымышленных законах природы, но не о реально существующем нравственном законе? Об этом свидетельствуют дела европейских народов как во времена так называемого мира, так и во время войн. Освободиться от мрака современной европейской школы – самый великий подвиг, который могут свершить люди ради спасения своей души, ради спасения своего народа. Но я хочу задать тебе такой вопрос: кто сшил тебе рубашку, которую ты носишь? Путник . Естественно, портной. Проводник . А почему ты не скажешь: игла, но отвечаешь: портной? А кто выковал тебе мотыгу? Путник . Естественно, кузнец. Проводник . А почему ты не скажешь: молот, но отвечаешь: кузнец? А кто тебе пилит дрова для печи? Путник . Естественно, человек: я сам или мой работник. Проводник . А почему ты не скажешь: пила, но отвечаешь: человек? А кто тебе поливает цветы у дома? Путник . Цветы поливает моя сестра. Проводник . А почему ты не скажешь: лейка, но отвечаешь: сестра? А кто тебе печет хлеб? Путник . Естественно, пекарь. Проводник . А почему ты не скажешь: огонь, но отвечаешь: пекарь? А кто лечит тебя от болезней? Путник . Естественно, врач. Проводник . А почему ты не скажешь: порошки и таблетки, но отвечаешь: врач? А сохраняет твою державу?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  Человек, который от места к месту намеченному идет, – это путник. Так и мы, христиане, от дня рождения нашего до дня смерти – путники, по жизненному пути шествуем. У одного путника долгий путь, у другого – короткий. Так и для нас жизненный путь наш не равный – один скорее оканчивает путь свой, другой дольше идет. Путник в пути всякого злополучия опасается. Так и нам, по пути этого мира идущим, надо всего опасаться. Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15–16). Путник подвержен всякой непогоде и буре. Так с нами, своим путем идущими, приключается всякая буря бед, напастей и искушений. Путник всем тем пренебрегает, но, все претерпевая, идет к намеченному месту. Так и мы должны всем неблагополучием, с нами приключающимся, пренебрегать, терпеть и идти к желанному своему Отечеству. На путника часто нападают разбойники и раздевают, а часто и убивают, и так до намеченного места не допускают. То же приключается и с нами, так и на нас демоны, как разбойники, нападают и неосторожных уязвляют и убивают, и так до желанного Отечества не допускают. Путники защищают себя от разбойников оружием. Так и мы должны защищать себя от демонов молитвой и словом Божиим. У путника всегда на уме место, к которому идет, и он старается до него дойти. Так и у нас всегда должно быть Отечество небесное на уме и о том старание, как бы его достигнуть. Так бегите, чтобы получить, – говорит нам святой апостол (1 Кор. 9:24). Путник чем далее по пути идет, тем более сокращается путь. Так чем более мы продолжаем путь жизни нашей, тем более к концу приближаемся. Путник, придя в место, куда шел, в безопасности бывает, и успокаивается, и радуется о благополучном окончании своего пути. Так и мы, христиане, когда благополучно окончим наш путь и придем в небесное Отечество, в безопасности будем, от всех бед и напастей освободимся, успокоимся, радоваться будем в вечном своем блаженстве, которое получим благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь! К Тебе я возвел очи мои, Живущему на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы – на руки госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много мы насыщены презрением; премного насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых (Пс. 122:1–4). 25. Путник и вождь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Проводник . Ну вот, путь наш близится к концу. Пришло время закончить наш разговор и молча помолиться. Путник . Позволь задать последний вопрос. Проводник . С радостью отвечу. Путник . Признаешь ли ты знание и научные открытия? Проводник . Разумеется. Путник . Значит, ты все же признаешь науку? Проводник . Если бы ты спросил меня, ем ли я пыльные яблоки, я бы ответил, что яблоки ем, а пыль не ем. Точно так я принимаю все достоверные знания и признаю все современные открытия, однако пыль, прах научных теорий и гипотез, которыми до сегодняшнего дня были покрыты современные знания и открытия, и не принимаю, и не признаю. Нам с тобой совершенно невозможно принять и признать теорию о законах природы – основное заблуждение вчерашней науки. Согласен? Путник . Теперь я могу сказать, что согласен. Но скажи, признаешь ли ты беспредельность вселенной, открывшейся ученым благодаря телескопу? Проводник . Признаю. Я и сам много раз разглядывал звездное небо через огромный телескоп. Путник . Но если тебя не устрашила огромность вселенной, неужели тебя не пугает ничтожность нашей планеты и человека на ней? Проводник . Ничуть. Ни бескрайние просторы звездного неба, ни огромное число вновь открытых созвездий, ни даже гигантские размеры многих небесных тел, не сравнимые с величиной нашей планеты, не поколебали моего убеждения, что наша малая земля – главная сцена мировой драмы. Путник . Неужели ты хочешь сказать, что все эти огромные вселенские светила имеют одну цель – служить фоном для разыгрывающейся на земле человеческой драмы? Проводник . Да, правда, это так и есть. И пусть это тебя не удивляет. Сравни вселенную с каким-либо театром в большом городе. Что самое важное в театре, если не сцена, на которой играется драма? Путник . Разумеется, сцена. Проводник . Между тем сцена так мала по сравнению с огромным городом, где расположен театр, с его дворцами, галереями и площадями. Если ты бывал в больших театрах, разве тебя не удивляло, что сцена мала по сравнению с величественным зданием театра? И все-таки люди приходят в театр именно ради сцены, вернее ради игры актеров на этой сцене. Игра на сцене и есть цель и смысл всего театрального здания. Точно так же и та историческая драма, что играется на земле, и есть цель просторов вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010