Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

[Румын. Episcopia Aradului, Ienopolei i Hlmagiului], Банатской митрополии Румынской Православной Церкви с кафедрой в г. Арад. На территории совр. епископии с сер. XVI в. существовали правосл. епископские кафедры, находившиеся в юрисдикции Печской Патриархии Сербской Православной Церкви. Так, в 1563 г. некий еп. Даниил в Липове окормлял местных православных. В кон. XVI в. в Иенополе (совр. Инеу) был еп. Матфей, в нач. XVII в.- еп. Савва. В 1628-1643 гг. митрополитом Иенопольским был поставлен Лонгин (Бранкович) (по данным Српски jepapcu (С. 287), в 1629 - ок. 1636). В 1651 г. митрополитом Липовы и Дьюлы был Софроний. В 1664 г. упоминается еп. Стефан в Липове. Последний еп. Иенопольский Исаия (Джакович) в 1706 г. перенес кафедру в Арад, после чего епископия вошла во вновь образованную Карловацкую митрополию и находилась в ее составе до 1865 г. Архиереи епископии были сербами, несмотря на то что преобладающее большинство правосл. паствы составляли румыны. После еп. Исаии (1706-1708) епископию возглавляли Иоанникий (Мартинович; 1710-1721), Софроний (Раваничанин; 1722-1726), Викентий (Йованович ; 1726-1731), Исаия (Антонович ; 1731-1748), Павел (Ненадович ; 1748-1749), Синесий (Живанович ; 1751-1768), выдающийся защитник Православия, борец с униатским прозелитизмом. Еп. Синесий выстроил новую епископскую резиденцию в Арад-Гай, в основанном им мон-ре Симеона Столпника, к-рый сохранился до наст. времени. Затем епископию возглавляли епископы Моисей (Путник ; 1768-1770, буд. митр. Карловацкий), Пахомий (Кнежевич; 1770-1783), Петр (Петрович; 1784-1786), Павел (Авакумович; 1786-1815). В 1812 г. в Араде было открыто училище, готовившее преподавателей для румын. школ, в 1822 г.- двухгодичная богословская школа (см. Арадский Богословско-педагогический ин-т ). После еп. Павла (Авакумовича) нек-рое время кафедра оставалась вдовствующей и управлялась администраторами, временно исполнявшими обязанности епархиального архиерея. В этот период представители румын. священства и интеллигенции во главе с проф. Моисеем Никоарэ неоднократно обращались к австр. имп. Францу I с просьбой о поставлении епископа-румына.

http://pravenc.ru/text/75816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОМОГОВИНА муж. мон-рь в честь Преображения Господня Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится между городами Хрватска-Костайница (ранее Костайница) и Петриня (Хорватия). В 2014 г. братии не было. К. основали в 1693 г. монахи Иоанн (Свилокос) и Сильвестр (Проданович) из сожженного турками мон-ря Моштаница . Иногда основателем мон-ря называют митр. Дабро-Босанского Афанасия (Любоевича или Любовича), к-рый часто жил в К. В 1693 г. мон-рь получил земли от коменданта Костайницы Франье Эрдеди. В 1715 г. игум. К. Феодор и иером. Рафаил посетили Россию, где встретили митр. Черногорского Даниила I (Петровича-Негоша). На собранные в России пожертвования была куплена церковная утварь и украшен храм мон-ря. В 1-й пол. XVIII в. в К. находилась кафедра Костайницко-Зринопольских епископов, затем ее перенесли в Костайницу. В 1723 г. иером. Арсений основал в К. иконописную школу: созданные ее учениками иконы и церковная утварь хранятся во мн. местных храмах. Позже школа работала в Костайнице. В 1751 г. К. была центром серб. восстания против австр. властей. Описи 1771 и 1772 гг. сообщают, что в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, иеродиакон и 4 монаха. В 1773 г. рядом с мон-рем поселились 7 монахинь, но из-за клеветы еп. Бачский Моисей (Путник) расселил их по приходам. Первый деревянный храм в К. был освящен во имя арх. Михаила, как и собор в Моштанице. К 1728 г. возвели каменную ц. в честь Вознесения Господня (изображена на монастырской печати 1748 г.), но обитель продолжали называть Свято-Архангельской. Сохранившийся на территории мон-ря храм в честь Преображения Господня был возведен в сер. XVIII в. В 1777 г. власти потребовали закрыть К., т. к., согласно реформе, действующий мон-рь должен был иметь по 40 га пашни на каждого из не менее 8 насельников. Из-за протестов сербов монастырь закрыли в 1781 г. Земли были переданы монастырю Гомирье, а вырученные от продажи имущества средства разделили между обителями, приютившими ее насельников. Храм стал приходским. С нач. 2000-х гг. при нем началось возрождение мон-ря. С кон. XVIII в. К. является центром почитания мч. Феодора (Сладича) Комоговинского , частица мощей к-рого хранилась здесь до начала второй мировой войны. Лит.: Манастир Комоговина//Архив за ucmopujy Српске православне Карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1912. Год. 2. Бр. 17/18. С. 282-288; П. Манастир Комоговина//Свети Сава: Српски народни календар. Загреб, 1932. С. 79-88; П. Д. О руци св. Теодора у бившем ман-ру Комоговина//ГлИДНС. 1940. 13. Св. 3/4. С. 36-37; [Электр. ресурс]. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: ГОМИРЬЕ жен. мон-рь с ц. во имя св. Иоанна Крестителя Горно-Карловацкой епархии Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1841860.html

Вот такое древнее стихословие в честь Ваала воспевали древние хананеи. Рядом с Ваалом стояла богиня Аннат, она же Ашера, которая обеспечивала плодородие земли. Это особая богиня, которая почиталась в Финикии, которой приносили пышные жертвы. По преданию, эти пляски и веселия устраивались на холмах, высотах. В годы бедствий и отчаяния люди шли на поклонение к своим богам и приносили самые страшные жертвы, жертвы людей. Приносили в жертву и своих детей. Однажды, когда израильтяне осаждали моавитскую крепость, царь Моава вывел своего сына на стену и заколол перед лицом бога моавитского. Видя это, израильтяне от ужаса обратились в бегство, будучи уверенными, что бог непременно отомстит им. Огромное число обгорелых детских скелетов было обнаружено повсюду в Ханаане. Есть такая книга «Ур Халдейский», есть многочисленные книги по раскопкам и, пожалуй, ни одно исследование не обходит эту тему. Любой дом берут и под любым из оснований дома находят обычно замурованные скелеты детей от одного года родом, иногда есть и в несколько месяцев. Их просто клали в сосуд в виде амфоры и замуровывали в основание дома, этим самым принося жертву Ваалам, которые требовали этой жертвы. Таковы были обычаи. Поэтому потом, когда израильтяне были на земле обетованной, то первым условием был запрет человеческих жертв. Моисей запретил пролитие человеческой крови. Отныне кровь человеческая не может пролиться в качестве жертвы. Особую роль у хананеев играли особые сладострастные культы. Это было редчайшее в истории обожествление чувственности. Здесь культивировали все виды развращений и извращений, все было поставлено на службу воспаленной эротике. Обилие непристойных фетишей, символов, возбуждающий напиток из мандрагора, которые употребляли участники оргий, доводя себя до неистовства, до самооскопления. Во всем этом хананеи видели дело угодное их божествам. Особо развивалась так называемая «священная проституция», которая была распространена вообще на всем Востоке, т.е. проходя мимо определенного дерева, посвященного той или иной богине, путник мог войти в дом и там женщины его привечали и он считал своим долгом купить эти отношения и тем самым воздавалась почесть тем богам, которым они служат. Фактически, было полное падение нравственной жизни, полное разложение общества и служение через идолов самому темному духу. Это было именно демонопоклонство.

http://sedmitza.ru/lib/text/432117/

Вот такое древнее стихословие в честь Ваала воспевали древние хананеи. Рядом с Ваалом стояла богиня Аннат, она же Ашера, которая обеспечивала плодородие земли. Это особая богиня, которая почиталась в Финикии, которой приносили пышные жертвы. По преданию, эти пляски и веселия устраивались на холмах, высотах. В годы бедствий и отчаяния люди шли на поклонение к своим богам и приносили самые страшные жертвы, жертвы людей. Приносили в жертву и своих детей. Однажды, когда израильтяне осаждали моавитскую крепость, царь Моава вывел своего сына на стену и заколол перед лицом бога моавитского. Видя это, израильтяне от ужаса обратились в бегство, будучи уверенными, что бог непременно отомстит им. Огромное число обгорелых детских скелетов было обнаружено повсюду в Ханаане. Есть такая книга «Ур Халдейский», есть многочисленные книги по раскопкам и, пожалуй, ни одно исследование не обходит эту тему. Любой дом берут и под любым из оснований дома находят обычно замурованные скелеты детей от одного года родом, иногда есть и в несколько месяцев. Их просто клали в сосуд в виде амфоры и замуровывали в основание дома, этим самым принося жертву Ваалам, которые требовали этой жертвы. Таковы были обычаи. Поэтому потом, когда израильтяне были на земле обетованной, то первым условием был запрет человеческих жертв. Моисей запретил пролитие человеческой крови. Отныне кровь человеческая не может пролиться в качестве жертвы Особую роль у хананеев играли особые сладострастные культы. Это было редчайшее в истории обожествление чувственности. Здесь культивировали все виды развращений и извращений, все было поставлено на службу воспаленной эротике. Обилие непристойных фетишей, символов, возбуждающий напиток из мандрагора, которые употребляли участники оргий, доводя себя до неистовства, до самооскопления. Во всем этом хананеи видели дело угодное их божествам. Особо развивалась так называемая «священная проституция», которая была распространена вообще на всем Востоке, т.е. проходя мимо определенного дерева, посвященного той или иной богине, путник мог войти в дом и там женщины его привечали и он считал своим долгом купить эти отношения и тем самым воздавалась почесть тем богам, которым они служат. Фактически, было полное падение нравственной жизни, полное разложение общества и служение через идолов самому темному духу. Это было именно демонопоклонство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В одном монастыре старец толковал Писание. Вдруг он заметил, что один из братьев спит. – Я продолжу, когда этот брат проснется, – сказал он. Но один из монахов возразил: – Я думаю, что брат проснется, когда ты закончишь... Часть III «Добрый приобретает благоволение...» ( Притч 12, 2 ) Один старец говорил так: «Если вы будете давать больным и братьям все, что они попросят, у вас будут хорошие больные и плохие братья». Не раз отцам-пустынникам приходилось иметь дело с кочевыми племенами. Один из вождей такого племени пришел как-то к авве Исаии и заявил, что он желает стать христианином. – Ты наполняешь радостью мое сердце, – сказал ему старец. – Но у тебя две жены. Нужно, чтобы ты отказался от одной из них. – Я так и сделаю, если ты, отче, укажешь мне хотя бы одно место в Писании, где осуждается двоеженство. – «Никто не может служить двум господам», – отвечал ему старец. Авва Моисей, обходя пустыню, столкнулся с кочевым племенем, которое справляло пышные похороны. Посреди стойбища, на огромном костре лежало тело вождя племени в богатых одеждах. – Какой веры был ваш вождь? – спросил старец. – Увы, – отвечали ему, – он был неверующим. – Поистине великое несчастье, – сказал тогда авва Моисей, – быть так роскошно одетым и не иметь, куда пойти! Двое отцов повстречались как-то посреди пустыни. Поклонившись друг другу, один из них спросил другого: – Прости мою нескромность, брат, не жил ли ты какое-то время в Антиохии? – Я никогда не бывал в Антиохии, – отвечал тот. – И я тоже; должно быть, это были двое других монахов. Однажды авва Пресонций получил урок. Когда он стоял на молитве в своей келье, кто-то постучал в дверь его хижины: – Прости меня, авва, – сказал прохожий. – Не можешь ли ты указать мне дорогу в Алеппо? – Нет, – отвечал авва, – но я знаю дорогу в Небо. – Как я могу поверить, что кто-то знает дорогу, ведущую так далеко, если он не знает дороги в окрестностях? – сказал тогда путник. Жарким августовским днем камни в Нитрийской пустыне просто плавились от солнца. Один монах с трудом шел через песчаные холмы, ведя за собой осла, запряженного в повозку. Наконец, обессиленный, он остановился.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ottsy-...

Тогда ясно, что Господь Иисус Христос – последнее лекарство из руки Того, Который через пророка объявил: Я ваш лекарь. Тогда ясно, что люди не могут прислушиваться к совести, не имея в себе Христа и вопреки Христу. Тогда ясно, что никакой закон не несет спасения, если он лишь в формах и параграфах, выхолощен от Христова Духа. Христос животворит совесть и управляет ею. Христос – исполнитель и блюститель закона. Он выше совести и выше закона. Поэтому святой апостол Павел восхваляет не совесть, не закон, но – Христа, говоря: уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Христос и наша жизнь. Вне Христа жизни нет, только смерть, как вне Его и совесть, и закон – лишь размалеванный труп. Христос – наша совесть. Христос – наш закон. Христос – наша жизнь. XXIV. Ветхий и Новый заветы Прогуливаясь по святому городу Иерусалиму, путник и его проводник продолжили разговор о законе, разумеется о законе нравственном. Вот они остановились во дворе храма Соломона, и речь начал путник. Путник . По всему, что я сейчас услышал о царском законе, или законе любви, выходит, что этим законом прежний закон полностью отвергнут. Или я ошибаюсь? Проводник . Надеюсь, ты не думаешь, что мы вернемся сейчас к тем острым спорам о законе, которые вспыхнули на этом месте двадцать столетий назад между еврейскими законниками и Спасителем? Знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу ( Ин. 5:42 ), – с укором сказал Господь тем законникам. – Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону ( Ин. 7:19 ). Так Он их изобличил как абсолютных беззаконников, которые и старого закона не исполняют, и новый не усваивают. Путник . Без сомнения, Господь был прав. Однако мое слабоумие спотыкается именно об эти два закона: закон ветхозаветный и закон новозаветный. Мне хотелось бы знать, какой из этих двух законов, данных Богом, действует сейчас? Проводник . Оба закона исходят от одного и того же Законодателя. И это – Бог. Для людей разного поведения, разного характера и разной степени совершенства действует тот или другой закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Гал. 5, 24) – и справедливо, ибо и ты сделался богом Фараона и всей его богопротивной силы и спогребаешься Христу, и нисходишь с Ним во ад, т.е. в глубину неизреченных таинств богословия, принимаешь помазание миром от сродных и любимых жен, т.е. добродетелей, и благоухаешь. (Ибо что возбраняешь мне все высказать подробно?) Какое богатство корыстей! Тебе дано сесть со Христом на престоле небесном. Воскреснешь и ты в третий день, победив трех мучителей или, чтобы яснее сказать, одержав победу над телом, душой и духом, или по очищении тричастия души, т.е. желательной, раздражительной и разумной силы. Ты и на гору Елеонскую восходишь. Но время уже и сократить слово и не мудрствовать, особенно перед тем, кто исполнен премудрости и превосходит разумом всех, кто выше нас. О горе, полагаю, этой доблественный некий путник, восходя на нее, сказал: Горы высокия еленем (Пс. 103, 18), т.е. душам, истребляющим мысленных змей. С сим и ты, совосходя и следуя за ним, восшел на оную гору, и, воззрев на небо (опять беру для моего слова прежнюю образную речь), благословил нас, учеников твоих, и видел предложенную и утвержденную лествицу добродетелей, которой ты, как премудрый архитектон, по данной тебе благодати Божией, не только положил основание, но и совершение, хотя по смиренномудрию твоему убедил и нас, скудоумных, отдать наши нечистые уста на пользу твоих братий. И это неудивительно: священная повесть говорит, что и Моисей называл себя косноязычным и худогласным. Но у него был богатый даром слова и вещатель Аарон; ты же, тайноучитель, не знаю почему, пришел к безводному источнику, который весь полон египетскими жабами, или нечистотами. Но как мне не должно оставлять моего слова, о небесный путник, не окончив повесть о твоем течении, то вновь сплетая венец доброты твоей, скажу: ты приблизился к святой горе и устремил взор твой к небу, вознес ногу для восхождения, и потек, и востек до херувимских добродетелей, и возлетел, и восшел в воскликновении, победив врага, и сделался для многих предшественником и путевождем; и доныне наставляешь всех нас и предводительствуешь, восшедши на самый верх святой лествицы и соединившись с любовью, а любовь есть Бог.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Хочешь ли, коснусь того, что выше и превосходнее всего прочего? Ты взошел к горнему Иерусалиму, к созерцанию совершеннейшего мира души, и зришь Христа Бога мира; злостраждешь с Ним, яко добр воин, сраспинаешься Ему плотию со страстьми и похотьми: и справедливо, ибо и ты сделался богом Фараона и всей его богопротивной силы и спогребаешься Христу; и нисходишь с Ним во ад, т. е. в глубину неизреченных таинств Богословия; принимаешь помазание миром от сродных и любимых жен, т. е. добродетелей, и благоухаешь. (Ибо что возбраняет мне все высказать подробно?) Какое богатство корыстей! Тебе дано сесть со Христом на престоле небесном. Воскреснешь и ты в третий день, победив трех мучителей, или чтобы яснее сказать, одержав победу над телом, душею и духом, или по очищении тричастия души, т. е. желательной, раздражительной и разумной силы. Ты и на гору Елеонскую восходишь. Но время уже и сократить слово, и не мудрствовать, особенно пред тем, кто исполнен премудрости, и превосходит разумом всех, кто выше нас. О горе, полагаю, этой добльственный некий путник, восходя на нее, сказал: горы высокия еленем, т. е. душам истребляющим мысленных змей. С сим и ты, совосходя и следуя за ним, восшел на оную гору; и воззрев на небо (опять беру для моего слова прежнюю образную речь), благословил нас, учеников твоих, и видел предложенную и утвержденную лествицу добродетелей, которой ты, как премудрый архитектон, по данной тебе благодати Божией, не только положил основание, но и совершение, хотя по смиренномудрию твоему убедил и нас скудоумных отдать наши нечистые уста на пользу твоих братий. И это не удивительно; священная повесть говорит, что и Моисей называл себя косноязычным и худогласным. Но у него был богатый даром слова и вещатель Аарон: ты же, тайноучитель, не знаю почему, пришел к безводному источнику, который весь полон египетскими жабами или нечистотами. Но как мне не должно оставлять моего слова, о небесный путник, не окончивши повесть о твоем течении, то вновь сплетая венец доброты твоей скажу: ты приблизился к святой горе, и устремил взор твой к небу, вознес ногу для восхождения, и потек, и востек до херувимских добродетелей, и возлетел, и восшел в воскликновении, победив врага, и сделался для многих предшественником и путевождем; и доныне наставляешь всех нас, и предводительствуешь, восшедши на самый верх святыя Лествицы и соединившись с любовию, а любовь есть Бог . Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010