Сир.49:15 ). Приводимый в седьмой главе книги Неемии именной список Иудеев, возвратившихся из Вавилона с Зоровавелем, сходен с таковым же списком, находящимся во второй главе книги Ездры. Точность и документальность всего повествования служит также доказательством историчности книги. Так, например, в 3 главе перечисляются поименно строители Иерусалимских стен и их места указываются, кто подле кого стоял на работе: «встал Елиашив… до башни Хананэла. Подле него строили Иерихонцы, а подле них Закхур, сын Имрия. Вотора рабные строили уроженцы Сенаи: они покрыли их, вставили двери, замки их и засовы их. Подле них чинил стену Меремоф " … (1–4ст. и т.д. во всей третьей главе идет подобное же исчисление. Подобные же точные именные списки находятся в 7 главе (возвратившихся из плена), в 10 главе (1–27ст. приложивших печати), в 11 главе (1–36ст. поселившихся в Иерусалиме), в 12 главе (1–25ст. – священников и левитов, пришедших с Зоровавелем). При освящении стен Иерусалимских, в 12 главе, священный историк, как и в 3 главе, указывает всем «места»: «поставил два большие хора… за ним шел Гошая… из сыновей священнических с грубами шли… подле ворот источника взошли по ступеням города Давидова, по лестнице… Другой хор шел насупротив, и за ним я и половина народа по стене от печной башни до широкой стены… потом оба хора остановились…» (12:27–42). Такая же точность в именах (например, 7,13ст.), а особенно в бытовых картинах, поражает читателя и в 13 главе, где описываются разные беспорядки, замеченные Неемией, выговор, делавшийся им, последствия его (особ. 7–8,10,15–16,19,21,24,28ст.) и т.п. Можно ли сомневаться в правдивости подобного историка? Нет. Он замечает, что у Иудеев велись точные «списки», например, левитов и глав поколений (12:22–23), также «записи» современных событий и обязательств (9:38), даже с приложением именных печатей к подлинникам подобных записей и обязательств (9:38). Очевидно, при таком строгом отношении современников Неемии к событиям и их сохранению для грядущих поколений, невозможно свободное отношение к ним и священного историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу». Здесь, по законам еврейской метрики, дважды повторяется одна и та же мысль о победной награде Мессии. «Невинно страждущий раб по конечным результатам деятельности сравнивается с могущественными властелинами, или как показывает дальнейшее выражение, со всемирными завоевателями царств. При этом уму читателей пророчеств Исаии, особ. 35–46 гл., должен был предноситься, конечно, Кир персидский» (И. Григорьев – 232). Нельзя не сопоставить с этим и конца предшествующей 52 гл., где также говорилось о молчаливо-благоговейном изумлении царей пред величием дела Мессии (15 ст.). Самый этот образ сравнительного сопоставления с земными царями и их царствами дает мысль и о торжествующем Мессии, как тоже царе, стоящем во главе особого духовного царства, т. е. церкви Христовой, которая по идее должна бы быть осуществлением «царства Божия на земле». Существует, впрочем, и другой, филологически даже более точный перевод фразы: Я дам Ему многих в удел и сильных будет делить, как добычу. 75 . В такой передаче мысль о царственном величии и превосходстве Мессии пред земными владыками выступает еще яснее: цари управляют обыкновенными простыми людьми, а Мессия будет владычествовать над самими царями. «За то, что предал душу Свою на смерть... понес на себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» Здесь еще раз, при санкции Божественного авторитета, раскрывается сущность искупительной жертвы, послужившей причиной вышеуказанной награды. Он «предал, или как перевел епископ Петр – «пролил» душу Свою на смерть», видя в этом намек на крестную казнь. «Это метафорическое выражение взято с животных, которые, будучи закалаемы для принесения в жертву, вместе с кровью проливали и душу, заключающуюся в крови ( Быт.9:4 ; Лев.17:11 ). Спаситель также говорит о Себе, что Он пришел дать душу Свою за выкуп многих» ( Ин.10:11, 18 – еп. Петр). Последнее выражение и за преступников сделался ходатаем особенно ясно оттеняет смысл умилостивительной жертвы невинного страдальца за греховное человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но если дарование манны и белого камня относится по преимуществу к будущему и в земном бытии осуществляется лишь предначинательно, то написанное на камне имя новое, по нашему убеждению, применение свое должно иметь прежде и главнее всего уже в этом, настоящем веке нашей жизни (и только окончательное завершение как увенчание (см.: 2Тим.4:8 ) и всенародное, так сказать, провозглашение его явится как возмездие делом века будущего). На это указывают прямые слова: Имя, которого никто не знает (явно, что теперь, а не в будущем, на небе), кроме того, кто получает. В библейском словоупотреблении имя всегда обозначает соответствующую сущность и силу или свойство (см., например: Ис.54:5 , особ. 9:6). Так и имя ново для истинных верующих Пергамской церкви обозначает, несомненно, то же, что ап. Павел называл во Христе новою тварью ( 2Кор.5:17 ), новым тестом ( 1Кор.5:7 ), по обновлению Святаго Духа ( Тит.3:5 ). И мы хорошо знаем, что это «новое» миру неведомо, в познании рассудочном не указуемо и не ощутимо; но для внимающего оно есть и теперь, и сказывается прежде всего, как оттеняет в Первом послании своем тот же Иоанн Богослов, в помазании от Святаго ( 1Ин.2:20, 27 ). И у каждого оно выявляется в своем даровании, ибо «не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы» (см.: 1Кор. 12:29 ), но каждому дается (свое) дарование 94 Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ), что и ведает всяк приемляй (см.: Откр.2:17 ). И по своему «служению» всякий получит и награду – по своему виду, как и по степени тоже своей, соответствующей. 18–19. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи – как пламень огненный и ноги подобны халколивану: знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние, дела твои больше первых. «Фиатира, куда назначается четвертое послание Господа, – небольшой индийский городок Малой Азии и был македонскою колонией» 95 . Малоизвестна в истории христианской и Фиатирская церковь . Тем не менее похвала ей высказывается от Небесного Владыки великая, ибо в делах ее перечисляются и любовь, и служение, и вера, и терпение, и при этом, в противоположность церкви Ефесской, оттеняется нарастание в сторону большего и лучшего, а не меньшего и худшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Числ (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хориве и сказал: полно вам жить на горе сей»... И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2; 33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвой обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7; 15:18; 17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшей речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте пред глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12 глл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очевидными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4:3: «глаза ваши видели, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил»... ­ Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23 ­­ Исх.19–20 глл.), о манне (8– причем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», – очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9­­ Исх.32:7–20 ; причем одними и теми же еврейскими словами обозначается в обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11­­ Числ.16 гл.), о проказе Мариами (24:9: «помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Много исторических дополнений находится в повествовании о казнях и чудесах 40-летнего странствования. Например, «самое чудное (в 7-й казни) было то, что огонь оказывал сильнее действие в воде… иногда пламя укрощалось, чтобы не сжечь животных, посланных на нечестивых… а иногда среди воды жгло сильнее огня, дабы истребить произведения земли неправедной» ( Прем.16:17–19 ). Во время 9-й казни египтяне были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием… слышали незримое беганье скачущих животных, голос ревущих свирепейших зверей (17:14–20). При переходе через Чермное море: земные животные переменялись в водные, а плавающие в водах выходили на землю (19:18). Очень трудно подыскать библейские основания для этого повествования, имеющего себе параллель лишь у Филона (De Mose. 1. §18). К перечисленным разнообразным «недоумениям» нельзя, наконец, не присоединить общепризнанного неправильного отождествления автором себя с Соломоном ( Прем.7–9 глл., особ. 9:7–8), ведение речи от лица этого мудрого царя. Такое явное введение в заблуждение читателей несообразно с авторитетом канонически-богодухновенного писателя и писания и не имеет себе параллели в последних. Из приведенных вероучительных и исторических «недоумений», вызываемых книгой, ясно, что для православного богослова существует много положительных оснований не признавать рассматриваемую книгу канонической. Но на одних отрицательных результатах он не может остановиться. Эта книга входила и входит в состав Православной Библии. Почему ей такое место дается? Бл. Августин в свое время защищал священно-библейский характер книги Премудрости Соломона тем соображением, что «знаменитые учители христианской Церкви, ближайшие ко временам апостолов, в подтверждение истины проповедуемого ими учения, приводили свидетельства сей книги, как книги священной» (De praed. sanct. 1, с. II). Действительно, таковых свидетельств в отеческой письменности очень много. Первое и древнейшее признается в творении Климента Римского , где подтверждается учение о всемогуществе Божием словами сей книги: «кто скажет Ему: для чего Ты это сделал или кто противостанет могуществу силы Его» (1Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

33 . Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены; высокие – повержены на землю. 34 . И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего. Господь Иегова Саваоф, т. е. „Владыко Иегова всех сил“, так переводят Гебраисты это священное имя, в котором два раза повторенное слово „Господь“ не передает вполне значение этого имени, ибо первое слово есть Адонаи (Владыко, Господин) второе же Иегова, есть откровеннное имя Вечно живущего; Вечно живущий Владыка всех сил мира, есть величественное изображение всемогущества Творца, который Единый властвует над всеми силами, как сознательно разумными,-как Ангелы, так и несознательными,-как материальные силы мира, которые повинуются велениям Творца и суть Его законы, – но не сознают своего действия, ибо им не дано индивидуального существования. Священное имя Господа, Иеговы всех сил произносится пророком, чтобы напечатлеть в уме человека ничтожность его и безумие гордости человеческой, подобной гордости павшего Ангела, которая получила свое выражение в типе Ассура. Здесь царь и монархие Ассирийские изображаются в форме дерева, которое величественно разрослось и распространило ветви свои. Но Господь прикажет, и оно будет посечено 625 . 597 Эти переселения продолжались настойчиво в течение многих лет и при Есархадоне и вероятно при Ассурбанипале. 599 По поводу Египта мы напоминаем, что Дельта была полу-Ассирийская со времен Бубастидов, что давало важные преимущества вторжению Ассириян. См. Бругша стр. 624 и сл. 601 Мы прибавим: и всех завоевателей, которым Господь временно дарует власть и силы. И действительно, начиная с Навуходоносора, впавшего в безумие, до завоевателей нашего времени, кто из них не подобен Ассуру? См. в особ. ниже ст. 13. 604 Ср. в нашем IV т. Св. Летописи о причинах успеха проповеди Ионы в Ниневии. Часть II, стр. 220, 228–229, 230–232, 239. Ср. еще речь Рабсака в 4Цар. 18в которой он как бы признает Единого Бога. О религии Вавилона и Ассирии см. Роулинсона Anc. Monarchies, vol. I p. 114 and Vol. II, p. 3–6 (ed of 1871). Он указывает настойчиво (как Гладстон в Juventus Mundi о Греции), что в сердце язычников смутно, но жило верование о Едином Боге. Ср. в нашем Гезиоде ч. I, стр. 35 и в нашем Prométhée, р. 9, note.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Так пророк возвышенным языком в книге, заключающей наибольшее число глав из всех книг Библии – раскрывает учение о единстве человечества, о единстве планов провидения, о будущем спасении и притом о спасении и правде вечных, ибо пророк ясно предвозвещает, что не только некоторые из народов должны погибнуть, но что гибель ожидает и небеса и землю (51, 6). При последних царях Иудеи о путях и провидении Божиих евреев наставляли пророки Наум, Аввакум (см. особен. 2, 14), Софония (см. особ. 1, 1–9 и 3, 9), но особенно история последних дней Иудейского царства связывается с именем пророка Иеремии. Без сомнения, этот пророк был великим патриотом, но его патриотизм, его любовь к родным по крови и родине не мешали ему видеть язвы и раны родного народа и возвещать Божественные определения о могуществе царей и народов враждебных (27, 2–9). Пророк Иеремия – как и другие пророки, – мы видим не был пророком нации, но человечества. Господь в день поставления его на пророческое служение послал его не к евреям только, но сказал: «смотри я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (1, 10), И пророк, постоянно возвещая определения Божии об Иудее, возвещал волю Божию о Египте (46), филистимлянах (47), Моаве (48), Амоне, Едоме, Дамаске и др. (49) и Вавилоне (50 и 51). Пророк пророчествовал разным народам (25, 16 и 52), ибо он пророчествовал от лица Бога всей земли (23, 23–24; 32, 17–20). Израиль – не единственный из народов – предмет попечений Иеговы, но он – начаток народов (2, 3). За свои грехи Израиль терпит наказание, но чтобы снова стать святынею Господа, он должен поступать свято. В чем же должна состоять эта святость поведения? Пока евреи в своей земле – прежде всего в том, чтобы они не притесняли иноземца (7, 6), но так как они притесняли и иноземца, и сирот, и вдов и были выселены из своей земли, то Господь чрез пророка дает им новое повеление: «заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (29, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Еще замечательнее дальнейшее пророческое видение ст. 13: „И если еще останется десятая часть на ней и возвратится и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее“. И в главах VIII, 7–8 и X, 5–34, признаваемых принадлежащими древнему пророку Исаии, – разве Исаия не предсказывал, что „царь Ассирии пойдет по Иудее“, но за самовосхваление и гордость будет унижен и Господь скажет народу: „не бойся Ассура.... еще немного и ярость Моя обратится на него.... и поднимет Господь Саваоф бич на него“. Не забудем (см. указ. времени в VII, 1), что это произнесено во дни Ахаза, отца Езекии, когда Ассирия была державой дружественной Иудее, когда царь Ассирии шел на защиту Ахаза, против соединенных сил Израиля и Дамаска 198 . И 39-я глава считается принадлежащею пророку Исаии, но разве в 7 стихе не предсказано, что сыновья Езекии будут евнухами во дворце царя Вавилонского? Говоря вообще о пророческом даре, мы не знаем, какое различие может быть указано между пророчеством, которое сбывается через три года или через двадцать пять лет и пророчеством, которое сбывается через 150 или 200 лет 199 . Именно с этой точки зрения мы и смотрим на близкие по исполнению и дальния видения и пророчества. Нельзя не остановиться на мысли, что пророчество о Кире, высказанное за 170 лет до появления этого царя в истории, и находившееся в руках пленных Иудеев не могло не потрясти глубоко народ, когда оно начало исполняться. Мы не раз имели случай упоминать о том, что плен Вавилонский совершенно пересоздал народ. До плена он всегда имел склонность к идолослужению; во время плена он как бы опомнился; одно только горе наполнило его душу; он понял, что он потерял и почему он это потерял; и мы уже во время плена (см. в особ. Иезекииля) не находим среди пленных ни малейшего намека на идолослужение 200 , которое никогда более не появлялось среди народа. В это же время начинается деятельное изучение закона и пророков среди книжников плененного народа. К этому времени относим мы и первоначальное составление канона священных книг, которые были уже собраны ко времени Ездры, и к которым, во времена этого последнего, были только добавлены (как полагают) книги Паралипоменон 201 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Очевидно, они нападали на апостола Павла, который вынужден защищаться: «Оружия воинствования нашего не плотские (10:4, в переводе ТОВ. «не человеческие»). Кто-то утверждал, что «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (10:10). Вероятно, его также упрекали в намерении получить материальную выгоду от своей паствы апостол неоднократно оправдывается: я «никому не докучал», ибо «недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии…» (11:9 и сл.); и опять: «…я ищу не вашего, а вас» (12:14). Возможно, ап. Павла называли сумасшедшим, так как он пишет: «…не почти кто-нибудь меня неразумным» (11:16). И далее: «А если кто смеет хвалиться чем-либо, то, скажу по неразумию, смею и я. Они Евреи? И я. Израильтяне? И я. Семя Авраамово? И я. Христовы служители? В безумии говорю: я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» (11:21–23). Нужно перечитать эти строки (11:24–33). Затем апостол пишет о своих видениях (12:1–6); наконец, он говорит о «жале в плоть», которым ангел Сатаны должен был его мучить, чтобы апостол не возгордился (12:7–10). Иногда апостол Павел высказывается сурово (12:20; в особ. 13:2–3), но в то же время с любовью (13:5 и сл.). Заключение. 13:13. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами» (13:13). Эта формула почти дословно воспроизводится в евхаристическом каноне. Послание к Римлянам Введение Подлинность Рим, бесспорна и практически не подвергалась сомнению. Время и обстоятельства написания: время написания Рим. Можно определить лишь приблизительно. Когда апостол писал это послание, он намеревался проехать через Рим: «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам (15:24), и далее: «…я отправлюсь через ваши места в Испанию» (15:28). В момент написания послания апостол еще не был в Риме, следовательно, оно было отправлено еще до того, как апостол оказался в Риме.. (куда он был привезен в узах, как мы увидим ниже, после своего третьего путешествия и ареста в Иерусалиме).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010